Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема целостности личности в условиях кризиса Минченко, Татьяна Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Минченко, Татьяна Петровна. Проблема целостности личности в условиях кризиса : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.11 / Томский гос. ун-т.- Томск, 1994.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-2/3913-0

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема целостности человека всегда занимала важное место в философии, но в переходные ' эпохи жиэнн общества, когда ралрущается стабильность существования, она встает наиболее остро. Особенностью периодов значительных преобразование является усиление интереса к фундаментальным источникам и движущим силам изменения. Представляется, что кризисные и интегративнке процессы выступают наиболее существенными противоречивыми аспектами развития человека, поскольку в них воплощены самые напряденные моменты становлений личности.

Тот факт, что наше обцесгво переживает глубокие кризис, усиливающий индивидуальную и социальную дезинтеграцию, не вызывает, сомнения.- Вместе с тем, в отечественной литературе,на фоне частых обсуждение кризисов в различных сферах жизни общества, не наблюдается выхода на уровень комплексного рассмотрения кризиса, презде всего по тоЯ причине, что исключается из анализа человек, пере^вающиЗ трансформацию. В период резких изменений качества и темпов жизни, смены ценностей, возникновения целого спектра новых явлений, все мы находимся как бы на границе двух шров, в духовном кризисе, который можно конкретизировать как экзистенциальный личностный кризис, поскольку а его основе лежаг сшеложиэненные проблемы.

В начале века, тояе в переходную эпоху, рядом мыслителей было обосновано, что духовный кризис является глубинным истоком более наглядных конфликтов в различных сферах жизни. Сейчас общая ситуация значительно усложнилась,ото происходит в силу вовяечашости все большего числа людей в поиск своего индивидуального пути к единству и полноте кизии, в отличие от массовых двикениП недавнего прошлого". Духовные искания затрудняются вследствие появления новых измерений и новых противоречивых сторон о яиэни современного человека. Плюрализм мислей, стремления, поступков н образов кизни как характерная черта наоего времени,обуславливает проблемносте в осуществлении интеграции. Поэтому наличие ряда критических этапов в развитии личности, находящаяся на пути духовной эволюции, вполне закономерно.

Основная причина неудачи большинства проектов преобразования как человеческой природи, так и общественного устройства.

заключается в том, что усилия сосредотачивались на какой-то одноГі сфере. Односторонность является гласным препятствием прогрессивного развития. Человек представляет собо» неразрывное единство различных компонентов и, если какая-либо его часть не сможет развиваться в выбранной направлении, то тем самым нарушается целостность и вместо желаемой цели зачастую достигается нечто противоположное ей.

Анализ современной переходное ситуации говорит о насущной необходимости исследования способов конструктивного преодоления кризиса и путей формирования личностной целостности. В отличие от распространенных крайностей в понимании человечесхоР эволюции - с одной стороны, пессимистического взгляда на природу человека, сформировавшегося .в результате катастрофических события XX века,-а,с другой стороны, ошибочного отождествления целостности как идеала развития с наличным состоянием, хотелось бы подчеркнуть проблемнссть процесса интеграции, поскольку личностная целостность, являясь фундаментальной потребностьп человека, обретается со все большей степенью полноты через ряд последовательных критических трансформаций.

Степень теоретическое разработанности проблемы. Проблема целостности личности в контексте кризиса в современных условиях впервые ставится в отечественной философии. Изучение критериев И путей формирования целс тности человека на биологическом, ч психическом и социальном уровнях его организации проводилось, в основной, в рамках системного подхода. Анализ литературы выявил значительную малоисследованную область, которая включает вопросы возможностей и условия интеграции личности на уровне духовяо-твсрческях измерений. Вместе с теп, модели целостной, гармонически развитой личности, рассматриваемой в .научной литературе, свойственна отвлеченность и статичность; в большой степени это обусловлено изучением развития человека без учета закономерных кризисных этапов, го есть из анализа исключается важный фактор динадикя преобразований, оказывающий непосредственное влияние на результат.

В свою очередь, исследование кризиса личности и проблемы его конструктивного преодоления не имеет достаточной концептуальной базы в философии. Вопрос о роли и месте категории кризиса в сисгеме социально-философских категорий остается дискуссионным.

Конструктивные возможности творческих проявленні* человека в преодолении личностных кризисов также мало изучены.

Предметом диссертационного исследования является единство кризисных и творческих процессов как противоречивых аспектов развития человека по направленно к целостности.

Практическая значимость проблемы интеграции личности и явно недостаточная ее теоретическая разработанность обусловили выбор темы исследования. Целью работы является обоснование возможности продуктивного переживания кризиса и восстановления целостности "я" на пути реализации творческого отношения к жизни. Основные задачи конкретизируют цель, определяя логическую структуру диссертационного исследования:

  1. Обоснование теоретико-методологических принципов работы и того, что проблема целостности личности может быть представлена более адекватно в концепциях* ориентированных на холистический подход.

  2. Установление причин кризиса, механизма его протекания, а также негативного и позитивного значения в развитии человека.

  3. Определение критериев конструктивного и деструктивного подходов к решению жизненных проблем и рассмотрение различных форм преодоления хризиса.

  4. Обоснование роли творчества как способа реализации духовности в жизни и необходимого условия интеграции различных модусов существования человека в процессе переживания кризиса.

Методология и источники исследования. Поиски методологии, адекватной изучению проблем» целостности личности в условиях кризиса, явились часть» исследования. При анализе различных подходов к проблеме целостности человека выяснилось, что наиболее широкие возможности для построения концептуальной модели личности, синтезирующей противоречия, лежащие а основе кризиса в некоторую целостность, дает холистический подход. СеПчас преждевременно говорить о его теоретической завершенности, но существует ряд концепций, которые создаст определенную традицию целостного изучения человека с учетом его основных противоречий на каждом из уровней организации. Иетодологические преимущества холистического подхода еще и в том, что он позволяет по-новому понимать соотношение различных философских направлений. Из признания единства бытия при условии его иерархической много-

мерности и концепции спектров сознания (К. Уилбер) следует вывод о том, что полный спектр человеческого опыта невозможно описать в рамках какой-либо одной философской системы и что каждый уровень эволюции человека требует самостоятельной структуры объяснения .Соответственно, болызинство расхождений в понимании человека (и реальности) в научных теориях возникает не столько из-за различия интерпретаций и методологий, сколько из-за раэг.ых уровней спектра сознания, на которые они опирается. Таким образом, открывается возможность дополнительности теорий, которые с иных позиций могут представлялся взаимоисключакщими.

Следует отметить, что тенденция целостного подхода к многообразию мира всегда присутствовала в истории философии, на чиная со времени возникновения философских учениР и заканчивая предшественниками современных холистических концепции' - монадологией Г. ЯеГбница и феноменологией З.Гуссерля. В настоящее время полноправными составляющими холистического подхода могли бы стать многие идеи системного подхода, принципы методологии философско-остетической рефлексии ( B.C. Соловьев, М.М. Бахтин, А.5. Лосев), идеи философии космизма (Тейяр де' Шарден, Н.К.. Рерих, В.И. Вернадский), методологические разработки современного холистического представления о человеке в контексте универсума (К. Уилбер, Д. Бом, К. П, брам, и др.).

Что касается теоретических источников исследования, то они достаточно разнообразны. Особое значение для мировоззренческой направленности работы имели труди мыслителей, ориентированных на комплексное рассмотрение человека с учетом глубинных экзистенциальных противоречий и подчеркивающих интегративную роль духовно-творческих факторов (Н. Бердяев, Л. Шестов, Э. Фромм, Я. Сорокин, Шри Ауэробиндо, М. Ыамардашвали и др.). Продуктивными для решения задач диссертационного исследования оказались вдел некоторых психологических концепций, выходящих за рамки психологии к приобретающих философское звучание в силу направленности на понимание природы человека в целом (К, Онг, А.. Мас-лоу, Р. Ассадаиоли, Ф. ІГерлз, С. Греф).

В качестве эмпирического материала послужили биографические и литературные источники, в которых представлены различные етады на пути духовно-творческой самореализации личности с

учетом кризисных переходов между ниш.

Научная новизна работы заключается в следующем: I. К разрабатываемым в научной литературе критериям целостности человека на физическом, психическом и социальном уровнях, добавляются философские критерии целостности личности на уровне дуэсовно-творчесхкх измерений.

2.' Дается новое понимание духовного, экзистенциального кризиса личности как разрыва ее целостности при осознании необходимости интеграции.

  1. Доказывается тесная взаимосвязь феноменов кризиса и творчества, которые выступают по существу двумя противоречившем аспектами процесса личностного развития.

  2. В изучение проблемы целостнссти личности вносится ранее не рассматриваемый наукой аспект предаествуицего переживания кризиса.

  3. Впервые в литературе творчество рассматривается как необходимый фактор становления личностной целостности и определяются содержательные характеристики различных творческих этапов в развитии человека по направлению ко все более полному синтезу его личности.

Теоретическое значение исследования заключается в обосновании нового ракурса проблемы целостности личности в контексте холистического представления о развитии человека как единстве критических и интеграционных процессов. Сформулированные в диссертации принципы целостного подхода к пониманию человека могут Сырь использованы в качестве методологической основы для конкретных социально-философских, социологических и психологических исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют внести определенный вклад в диагностику состояния людей в современном обществе, по-нозому увидеть динамику личностного развития и, главное, наметить путь конструктивного преодоления кризиса. Положения и выводы, полученные о процесса исследования, способствуют постановке и углублению ряда социально-философских и социально-психологических задач.

. Данныэ диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и семинарских занятий в курсах социально? филоссф;и, этики, социально? психологии и а спецкурсах по текаи:"Проблема

целостности человека в контексте различных философских прдхо- : дое", "Личностные кризис: сухость и пути преодоления", "Творчество жизни как фактор интеграции личности". На основе исследовательского материала возможна разработка конкретных программ и методик практических занятий, целью которых является инициирование и поддержка процессов личностной интеграции ' путем повішення творческого потенциала и формирования адекватного индивидуального стиля, взаимодействия с окружающим миром и лэдьми. Некоторые результаты реализации практическое работы в высшей школе описаны в приложении к диссертации. -Положения, вшосютіе на защиту:

  1. Кризис является одной из закономерностей развития личности и имеет как позитивное, гак и негативное значений. Сущность этого переходного этапа составляет, диалектическое единство возможности дезинтеграции человека и возможности становления целостности "я" на новоГ; основе.

  2. Высшим критерием целостности человека выступает интег-ркрованность различных модусов его существования при адекват-, ности поведения в этих модусах,

  3. Нормирование творческого отношения к жизни является продуктивным путей преодоления кризиса; критериями, позволяющими отграничить творческое и деструктивное отношение к решение кризисных противоречий, пущее либо к личностному здоровью, либо к личностной патологии, будут способность к трансценденши и способ объединенности.с миром И ЛЮДЬМИ. ' -

  4. Существует достаточно устойчивая последовательность качественно различных этапов выявления духовно-творческой сущнос-~ ти личности.

Апробация работы. Основные идеи диссертации и результаты
исследований обсукдались на научно-теоретических и научно-прак
тических конференциях и семинарах в Петропавловске-Камчатском
(1990, 1991), Ленинграде С199Э), Симферополе (1993), Омске
(1994), Томске (1Э92, 1993, 1994). . —.

Структура диссертации определяется целью и внутренне!* логикой исследования, отражая последовательность решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.