Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Кирницкий Владимир Владимирович

Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи
<
Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кирницкий Владимир Владимирович. Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Кирницкий Владимир Владимирович;[Место защиты: ФГБОУ ВПО Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана], 2016.- 178 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования патриотических ценностей 19

1.1 Теоретический анализ сущности, содержание патриотических ценностей в структуре массового сознания 19

1.2. Социальные, культурно-исторические традиции как источник формирования патриотических ценностей .

1.3. Трансформация патриотических ценностей российской молодёжи в постсоветский период 61

Глава 2. Механизм формирования патриотических ценностей в современных условиях глобализации 90

2.1. Патриотические ценности в системе предпочтений молодежи в социальной практике 90

2.2. Патриотические ценности - основа национальной идентификации в культурной глобализации 108

2.3 Основные направления влияния информационно-коммуникативных технологий на формирование патриотических ценностей Российской молодежи 129

Заключение 155

Список литературы 1

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема патриотических ценностей в массовом сознании российской молодёжи представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни всего российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что эволюция российской государственности сопровождалась сменной ценностно-нравственных ориентиров, в результате чего нарушалась связь поколений, молодёжь погружалась в духовный вакуум. За последнее десятилетие отношение к патриотическим ценностям в разных социальных группах молодёжи колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Социальное неравенство в обществе хотя и деформируют отношение к патриотическим ценностям, но не размыли общий фундамент ресурса исторической памяти. Патриотические ценности не воспринимаются меркантильно, то есть отсутствует формула обмена патриотизма на предоставление социальных благ. В такой ситуации, насущной остается проблема изучения патриотических ценностей, причин и состояния их положения в обществе, а также то, какое влияние они оказывают на духовно-нравственное формирование социума. Не менее важным остается вопрос изучения происхождения и генезиса патриотических ценностей как духовного феномена.

Процесс формирования патриотических ценностных установок у молодого поколения идёт в сложной ситуации. Социальная стратификация, ценностный плюрализм, миграция населения обостряют процесс самоидентификации человека в разнородном обществе, что на практике часто приводит к двум крайностям: с одной стороны, маргинализации, представленной человеком без корней, с другой - национализму, провозглашающему под флагом патриотизма обособление какой-либо нации, очистку территории государства от всего чужеземного. Волна негативной информации коммерционализированными СМИ в последние десятилетия также сыграла отрицательную роль в отношении молодежи к таким категориям, как «патриотизм», «гражданственность», «любовь к Родине».

Ситуация осложняется ещё и тем, что в научной и публицистической

литературе, в государственных документах и в обыденном представлении нет единого толкования понятия «патриотическое». В государственных нормативных документах, программах федерального, регионального и местного уровня патриотические ценности связаны либо с военной подготовкой (тогда патриотизм сводится к готовности молодых людей служить в армии), либо с деятельностью культурных автономий и национальных меньшинств (тогда «патриотическое» подменяется этнической самоидентификацией). В результате различное понимание феномена патриотизма и терминологическая путаница вносят затруднения в деятельность по формированию патриотизма как ценности.

Следовательно, актуальность социально-философского анализа данной проблемы определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, в течение последних более чем двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян было не в состоянии адекватно воспринимать эти резкие изменения. Духовные принципы, на которых выросло большинство из них, не способствовали адаптации в новых условиях. Это привело к тому, что понятие Родины либо девальвировалось, либо потеряло свое сущностное содержание. Естественно, ни одно общество не способно существовать в таком состоянии долго. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена Родина, а значит, и наполнения понятия патриотизм соответствующим современности содержанием.

Во-вторых, Россия сегодня самыми быстрыми темпами вовлекается в процесс глобализации. Естественно, влияние этого явления распространяется на все сферы духовной жизни общества, в том числе и на патриотические ценности. Сегодня часто можно слышать о том, что чувство патриотизма должно уйти в прошлое, на первое место выдвигаются общечеловеческие приоритеты, которым и должно быть отдано предпочтение. Но, к сожалению, нередко за «общечеловеческими интересами» отчетливо угадываются предпочтения конкретных государств и социальных слоев.

В-третьих, в современной России широкое распространение получили в некоторых регионах националистические движения. Большинство из них широко используют патриотическую терминологию и тем самым привлекают в свои ряды незрелую часть молодых граждан. Национализм становится идеологией маргинальных групп. В этих условиях все более остро стоит проблема выяснения общего и особенного в идеологических направлениях национальной самоидентификации в соответствии с государственным пониманием патриотизма.

Патриотические ценности российской молодежи постепенно «осовремениваются». Необходимость формирования и развития патриотических ценностей находит своё отображение и в принятых государственных программах: "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы"; "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"; "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"; "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", нацеленных на системную деятельность.

Степень научной разработанности темы. Исследовательское поле темы диссертационного исследования носит междисциплинарньш характер, так как является предметом рассмотрения различных наук: истории, философии, политологии, социологии, культурологи, педагогики. Проблемы патриотических ценностей рассматривались в трудах таких представителей мировой философии как Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, Фихте, Цицерон, И. Кант., Г.В.Ф. Гегель . В отечественной философской мысли вопросы любви к своему Отечеству ставились в трудах таких мыслителей, как А. Пушкин, П. Чаадаев, Ф. Тютчев, Н.Карамзин, А.Хомяков, В.Соловьёв, Л.Толстой, Н.Данилевский, Г. Плеханов, И. Ильин, Н. Бердяев, В. Ленин .

1 См.: Например, Гегель Г.В.Ф. Философия права: В 2 т. М.: Мысль, 1971; Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1965; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль; Кант И. К вечному миру // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966;

См.: Например, Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-

Много нового внесли в изучение этой проблемы исследователи советского периода нашей науки. Даже учитывая существенный акцент в сторону политической составляющей патриотических ценностей и, связанное с этим ослабленное внимание к сущностным свойствам данного феномена, необходимо признать значительные успехи советской науки в этой области. В этот период были проведены исследования посвященные природе патриотических ценностей, соотношения в них обыденного и теоретического уровней, взаимосвязи с различными формами общественного сознания. Огромное внимание уделялось изучению и освещению военной составляющей патриотических ценностей. Общая методология этого вопроса прослеживается в работах ученых Е.Ануфриева, А.Вырщикова, Б.Каверина, В.Ксенофонтова, В.Лутовинова, П. Петрия, В.Пусько, В.Ремарчука, В.Суставова, С.Тюшкевича, Р.Яновского и других .

романскому. М.: Книга, 1991; Бердяев Н.А. Русская идея. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2004; Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын отечества // Собр. соч.: В 3 т. Т. 1.М.-Л., 1938; Соловьев B.C. Русская идея // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989; Плеханов Г.В. Патриотизм и социализм / Избр. филос. произв. в 5 т., Т.Ш, М., 1957; Л.Н. Толстой Патриотизм и правительство, ПСС в 90 томах, Т. 90, М: Издательство Художественной Литературы, 1958

Ануфриев Е., Лесная Л., Патриотизм в российском менталитете как фактор
безопасности, статья, Профиздат Москва, 2009; Герасимова А.А.

Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества: Автореф. дисс... канд. полит, наук. М., 2007; Иванова СЮ. Патриотизм в культуре современной России: Автореф. дисс... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2004; Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи / Под общ. ред. СВ. Смульского. М.: Изд-во РАГС, 2010; Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2012. № 4; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 - 2020 годы»; Ремарчук В.Н. «Новый патриотизм»в современной российской политике», Этносоциум и межнациональная культура, №6 (14) 2008 г.; Пусько B.C. Российское общество и его идеология, Этносоциум и межнациональная культура, №4 (82) 2015; А.В. Ореховский. Массовый героизм в Великой Отечественной войне многонационального советского народа как социально-нравственная ценность. Этносоциум и межнациональная культура,2013, №5 (59); Ореховская Н.А. Патриотические ценности в массовом сознании современной российской молодежи //

В постсоветский период интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос. На эмпирическом уровне исследованием проблемы патриотических ценностей в масштабе всей страны рассматривались в Институте социологии РАН, Институте социально-политических исследований РАН. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. К сожалению, эта задача решалась с трудом. Многие проблемы, начало изучения, которых было положено еще в советское время, в этот период оказались обойдены вниманием исследователей. Периодически производятся массовые опросы Фондом общественного мнения, Всероссийским центром изучения общественного мнения, Центром Левады и другими.

В первую очередь это относится к изучению патриотических ценностей молодёжи. Особенности их функционирования и влияния на социальную атмосферу в современных условиях не исследованы в должной мере. Открытой остается проблема изучения структуры патриотических ценностей и взаимосвязи их элементов.

В настоящее время интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. К сожалению, эта задача решалась противоречиво. Многие проблемы, начало изучения, которых было положено еще в советское время, в современный период стали обретать противоположный смысл. Поэтому требуется убедительный научный анализ современного понимания ценностных ориентации патриотизма. Полагаем, он должен быть «прибежищем умных и честных людей». Именно просвещенный патриотизм наиболее приемлемый методологический ход воздействия на массовые сознания современной молодежи.

Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 3 (57); Яновский Р. Г. О смысле созидающего служения человеку, народам России и отечеству. М.; Книга и бизнес, 2004.

Наиболее содержательную дефиницию патриотизма как философского концепта, на наш взгляд, сформулировал В.И. Лутовинов. Он определяет патриотизм как «одну из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь - к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими -ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служения Родине» . Позиция, предложенная В.И. Лутовиновым, импонирует тем, что в ней содержание патриотизма как значимой ценности наполняется социокультурной составляющей.

Таким образом, анализируя философское осмысление патриотизма можно сделать вывод о том, что каждым мыслителем высказывались определенные идеи о содержании понятия «патриотизм», а также личное к нему отношение.

Насущным является осмысление нового содержания патриотических ценностей в условиях снижения авторитета деятельности государственного аппарата, активизации сепаратистских и националистических движений, усилении глобализационньгх процессов, соотношения национализма и космополитизма.

Объектом диссертационного исследования выступают патриотические ценности как явление духовной жизни российской молодёжи.

Предметом диссертационного исследования выступают проблемы формирования патриотических ценностей российской молодёжи как элемента массового сознания российского общества.

Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность // Евразийство: историко-культурное значение: материалы Международной конференции М.: ОМ - Экспресс, 2004. С.58.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе новых аспектов и тенденций, появившихся в содержании патриотических ценностей молодёжи на рубеже XX и XXI веков, их трансформации в глобализирующем мире.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать сущность и содержание патриотических ценностей как элемента массового сознания молодёжи. Особое внимание уделить изучению отличий ценностей патриотизма от национализма и космополитизма, рассмотрению патриотических ценностей как потребности в идентификации личности, социальной группы, общества, при этом проанализировать истоки патриотических ценностей, коренящиеся в самой сущности общества и личности.

  2. Выявить специфику формирования и функционирования патриотических ценностей молодёжи в российском обществе на различных этапах его цивилизационного развития. Определить те основы, на которых возникли патриотические ценности русского народа и проанализировать, какое значение они играли в его дальнейшем развитии. Обозначить проблему современного состояния патриотических ценностей в России и возможные пути выхода из создавшегося кризисного положения.

  3. Исследовать сущность и особенности функционирования патриотических ценностей российской молодёжи в ретроспективе и в современных условиях. Определить место и значение, которое занимали и продолжают занимать архетипические основания в патриотических ценностях молодёжи. Выяснить, какое значение в формировании патриотических ценностей современной молодёжи занимают национальные, культурные, исторические, воинские традиции и символы. Уяснить существующие противоречия трансформации в системе формирования патриотических ценностей российской молодёжи и возможные пути их разрешения.

Гипотеза исследования.

Патриотизм, как ценностное отношение субъекта к Родине не утрачивает своего значения в условиях инфорационно-коммуникативных технологий, культурной глобализации, оставаясь средством интеграции исторической общности и основой формирования стабильного уровня национальной идентичности. Однако, патриотические ценности приобретают и новое звучание, становясь средством противостояния против либерализма, вестернизации и космополитизма. Патриотизм как ценность, в условиях глобализации не только формируется естественным образом, но и активно конструируется путем позиционирования Родины, Державы с героической историей, высокими достижениями в области науки, культуры, образования которые стали фактором созидания и национального единства.

Научная новизна исследования состоит:

а) в раскрытии глубинных оснований патриотических ценностей в
массовом сознании молодёжи, обладающих способностью соединять как
личностные, так и общественные интересы, заложенных в сущности человека
и общества;

б) в анализе причин системного кризиса патриотических ценностей,
имеющего место в массовом сознании современной молодёжи;

в) в исследовании особенностей формирования патриотических
ценностей, изучении путей их трансляции в структуре массового сознания.

г) в выявлении системы противоречий трансформации, возникших к
настоящему времени в процессе формирования патриотических ценностей
молодёжи в современных условиях.

д) в раскрытии роли патриотических ценностей молодёжи в условиях
глобализации, как основы социальной стабильности, интеграции общества.

Научная новизна диссертационного исследования конкретизируются в положениях, выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Глубинные истоки патриотических ценностей в массовом

сознании молодёжи коренятся в самой сущности человека и общества, выступая основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности, как на личностном, так и на социальном уровне. Потребность в собственной безопасности, имевшая исключительно биологическую природу, генерировала в социальную потребность в коллективном существовании. В жестком противостоянии с внешней средой наиболее приемлемым способом выживания для человека была жизнь в социуме. Ценность коллектива становилась настолько высокой, а потребность в обеспечении его безопасности настолько необходимой, что ради этого личность приобретает способность и потребность жертвовать не только имуществом или здоровьем, но и самой жизнью.

  1. Патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общественные интересы. В число основных функций патриотических ценностей следует включить идентификационную, которая состоит в фиксировании единства интересов человека с интересами различных социальных общностей, обеспечивающих его самосохранение, защищающих его основные интересы, способствующих реализации потребностей в самоутверждении, развитии и самовыражении. Патриотическая идентификация - это формирующееся на основе этнического и политического единства состояние групповой солидарности, включающее коллективный (осознание и переживание нацией своей целостности и тождественности) и индивидуальный (осознание и переживание индивидами своей принадлежности к нации) уровни.

  2. В основе патриотических ценностей россиян лежат архетипические образы Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, вбирающий элементы государственности, консолидируемые соответствующей культурно-историческому периоду религией или идеологией, и выполняющие основополагающую роль в процессе патриотической идентификации. Отношение к родителям становится матрицей отношения индивида к своей нации — то есть самого способа

соотнесения себя с общностью, динамического компонента идентичности. Через семью, где родители добросовестно выполняют свои социальные роли, происходит формирование патриотических ценностей личности, так как образы «Родины» и «Отечества» формируются через образы «Матери» и «Отца».

4. В настоящее время патриотические ценности россиян
переживают глубокий системный кризис, обусловленный рядом внешних и
внутренних факторов, выражающийся в резком смещении акцентов в
социально-нравственных ориентирах и утрате духовного единства общества.
Для большинства российских граждан, привыкших не без оснований
гордиться своей страной, своей историей, своим народом, приходиться
сегодня основывать свой патриотизм на чувстве жалости, сочувствия к
поруганным ценностям. Постоянное ощущение унижения не способствует
конструктивной деятельности и не может быть основой для истинного
патриотизма. Демократизация жизни страны, усиление внимания к
личности, существенный сдвиг системы общественных ценностей в сторону
материальной составляющей непосредственным образом отразились на
общей ситуации формирования патриотических ценностей в молодёжной
среде.

5. Патриотизм как ценностное отношение субъекта к родине не
утрачивает своего значения в условиях культурной глобализации; оставаясь
средством интеграции национальной общности и основой формирования
стабильного уровня национальной идентичности, однако приобретает и
новое звучание, становясь средством противостояния вестернизации и
космополитизации. Патриотические ценности в условиях глобализации не
только формируются естественным образом, но и активно конструируются
путем позиционирования родины как бренда, создания позитивного образа ее
будущего, мифологизации и героизации тех событий истории и
современности, которые символизируют единство нации.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили

социально-философские положения, изложенные в трудах зарубежных и особенно отечественных философов, представителей советской и российской исторической науки, государственных и общественных деятелей, программных документах политических партий, обращавшихся к проблеме формирования патриотических ценностей в российском обществе и молодёжной среде в частности.

Методологической базой диссертаций стал принцип историзма, руководствуясь которым рассматривается генезис патриотических ценностей, а так же политические и социально-экономические причины их формирования и развития в конкретных исторических условий; принцип системности позволяет представить патриотические ценности виде совокупности элементов и определить их системо-образующие составляющие; принцип объективности проявляется во взвешенной оценке и критическом анализе рассматриваемых теоретических подходов к изучению патриотических ценностей; принцип сравнительного анализа способствует выявлению содержания патриотических ценностей в рамках междисциплинарного подхода.

Эмпирическую базу исследования составили результаты различных социологических исследований и опросов, наблюдения за развитием общественного патриотического сознания по материалам различных средств массовой информации (печать, телевидение, Интернет), обобщение эмпирического материала в виде встреч с представителями ветеранских, молодежных и других общественных организаций, беседы с учеными.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертационного исследования способствуют расширению знаний о патриотических ценностях, и патриотизме в целом, их специфике в условиях культурной глобализации. Теоретические материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего социально-философского исследования проблемы патриотизма. Материалы диссертационной работы могут применяться, при чтении курсов социальной

философии, культурологии, политологии, истории, а также использоваться в практической воспитательной деятельности, направленной на формирование патриотизма у граждан Российской Федерации.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объём работы составляет 176 страниц машинописного текста.

Социальные, культурно-исторические традиции как источник формирования патриотических ценностей

Основным критерием патриотических ценностей выступает чувство любви к своему Отечеству (Родине), проявляющееся в деятельности, направленной на реализацию данного чувства. Философское осмысление проблемы патриотизма, как ценности, имеют давнюю историю и восходит к трудам Сократа, Платона, Аристотеля; Цицерона. Античные философы считали патриотизм важнейшей нравственной обязанностью членов общества. Нравственная категория долга перед отечеством означала для них не только его военную защиту, но и активное участие в управлении государством. Философы-просветители (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах) поднимают проблему связи патриотизма и политики, подчеркивая зависимость патриотических чувств и патриотической деятельности людей от государства и его законов. Крупнейший представитель немецкой классической философии Г.Ф. Гегель понимал под патриотизмом чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда проявляются героические составляющие народного характера. Он также связывал патриотизм с чувством доверия граждан к государству. Патриотизм основывается на сознании абсолютного государства. Такое умонастроение, готовность отдать свое достояние и жизнь ради целого в народе тем больше, чем больше отдельный человек может ради общего дела действовать по собственной воле и самостоятельно, и чем больше доверия испытывает он к государству. Еще Платон говорил: «И на войне, и на суде, и повсюду надо исполнять то, что велит... Отечество»6.

В нашей стране тема любви к Родине была всегда актуальной. В Северной войне применяется выражение: «Сын Отечества». А.В.Суворов в этом же значении использовал термин «отечественник». О патриотизме и патриотических ценностях писали, спорили и пытались осознать этот феномен. Ценностные ориентиры играют значимую роль в жизни любого общества. Они способны отражать реальное состояние социума, духовно- нравственное и культурное развитие различных социальных групп. Патриотические ценностные ориентации оказывают положительное влияние на консолидацию общества, тем самым, ускоряя прогрессивное движение общества.

Молодежь является особенным социальным слоем, наиболее остро реагирующей на перемены, происходящие в стране под влиянием различных факторов. Студентам присуши свойственные всей молодежи качества, при этом период обучения приходится на время наиболее интенсивного процесса социализации и психологического формирования личности. На этом фоне в массовом сознании молодежи происходит трансформация системы ценностных ориентаций.

В гуманитарных науках утвердилась точка зрения, согласно которой, тому или иному скачку интенсивного социально-экономического развития предшествует процесс формирования у молодого поколения определенных характеристик, связанных с реализацией молодыми людьми в процессе деятельности комплекса индивидуально и социально значимых функций, с изменением ценностно-мотивационной сферы сознания молодежи.

Само современное общество характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций. Патриотические ценностные ориентации молодежи России за последнее время подверглись значительной трансформации в режиме усиления общемировой тенденции глобализации, открытости мира с целью политического, беспрецедентного развития СМИ, формируется система патриотических ценностей современной молодежи.

Система ценностных ориентаций не является статичной, она находится в постоянном движении. Одни ценности становятся главными, приоритетными, другие ценности теряют свою значимость, третьи переходят из одного разряда в другой. Но все элементы системы ценностей взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Изучение и исследование ценностей в философской науке имеют давнюю традицию. Начало было положено в западной классической социологии. Так, еще Э. Дюркгейм заострил внимание на постановке вопроса о ценностях и их системе в науке, изучающей общество. Он определял ценности как идеалы, которые являются основными двигателями поведения человека. Как считал Дюркгейм, на ценностных идеалах формировались не только общества, по иногда и целые цивилизации. Само общество в его интерпретации выступает не только как эмпирическая, но и в значительной мере трансцендентная и сакральная реальность, источник и вместилище всех высших ценностей. Эти ценности Дюркгейм, будучи непоколебимым рационалистом, считает доступными и подлежащими научному описанию и объяснению. В конечном счете, даже самые высокие ценности, с его точки зрения, основаны на реальности, проистекают из нее7.

Такая позиция решительно противостоит позиции, к примеру, М. Вебера, который истолковывал теорию ценностей в неокантианском смысле, исключающем позитивистское отождествление ценностей с «благами». Каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе8. Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Другими словами, он подчеркивает, социально-историческую природу ценностей. Это имеет особую значимость для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности.

Таким образом, ценности в концепции Вебера своеобразно преломляются в категориях идеального типа, которые составляют квинтэссенцию его методологии социальных наук и используются инструментом понимания явлений человеческого общества, поведения его членов. Т. Парсонс рассматривал ценности в рамках структурного функционализма, где они анализируются как высшие принципы, благодаря которым обеспечивается согласие в массовом сознании, как в малых социальных группах, так и во всем обществе в целом9. Ценности так направляют активность индивидов, чтобы она не угрожала стабильности социальной системы. Они являются своего рода средством контроля над индивидами. Т. Парсонс сконструировал модель социальной системы в рамках теории социального действия и определил акт взаимодействия индивидов как «клеточку» этой системы. Нормативно-ценностную структуру общественного сознания он выделил главным фактором, определяющим поведение людей. Итак, Т.Парсонс выделяет интегрирующую роль ценности в массовом сознании как основную характеристику данного феномена.

Позже Э.Гидденс определяет ценности в представлении индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. Различия в ценностях различных обществ являются ключом к пониманию их культур.

Исследование ценностных ориентации в России велось в теоретических работах ученых: А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и других10. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было подчинено официальной идеологии и направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни. В период перестройки проблемное поле существенно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений. Формирование нового государства, в результате которого произошла переоценка ценностей в масштабе целой страны, подтолкнуло ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций массового сознания россиян. В последнее время ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов11. Более того были проведены несколько комплексных исследований. Так, по нашему мнению, большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проводившееся Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП). Данные опросов позволили выявить особенности состояния массового сознания в условиях конкретной ситуации, а также динамику, направленность происходивших в нем качественных изменений под воздействием трансформационных процессов12.

Трансформация патриотических ценностей российской молодёжи в постсоветский период

После распада СССР и провозглашения формирования России по принципу суверенного демократического государства реально возникла«ситуация неопределенности и непредсказуемости, которую привносили элементы рыночных отношений, инициировала возникновение новой ценностной дифференциации в молодежной среде», которая разделилась на «лидеров», «удачных и предприимчивых», «вовремя сориентировавшихся» и «аутсайдеров», «неудачников», «малообеспеченных», «незащищенных», «лузеров», «совков»87. Социальные и экономические преобразования на рубеже 80-90-х гг. изначально располагали весьма широкой поддержкой и сочувствием молодежи, ожидавшей перемен. Но уже к 1992-му году большая часть населения стала жертвой «ваучерной авантюры» - приватизации, инициированной реформаторами новой России. С этого момента начинается процесс накопления «критической массы» народного гнева по отношению к власти и выстроенной ею олигархичной, полукриминальной экономике. Ввод войск в Чечню в конце 1994 года лишь усилил эти настроения.

Резкий переход на новые основы функционирования общества сказался на всех сферах социального бытия, однако философский анализ преобразований ценностного сознания молодежи той эпохи стоит начать с изменений в трудовых отношениях и смежных с ними сфер. В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. С. 47-51. приносила удовлетворение индивиду, в переходный период перестала быть источником достаточных средств к существованию. Для данной категории граждан выбор альтернативы свелся к двум вариантам: или «влачить жалкое существование» на грани физиологического выживания, работая по профессии, или резко переквалифицироваться, что вызвало падение престижа целого ряда незаменимых для общества профессий и отток специалистов в рыночный сектор.

Не у дел оказалось большое количество врачей, инженеров, военных, учителей, научных сотрудников, социальных работников и др. Ценность коллективного труда снизилась в связи с превозносимыми качествами индивидуальной предприимчивости и независимости. В случае молодежной среде такое отношение было усилено вплоть до ненависти к любой коллективной деятельности, любой общности, как к символам ушедшей эпохи.

Труд, сопряженный с физическими нагрузками, (сельское хозяйство, строительство и др.) начал восприниматься как пережиток советской эпохи, а понятие «упорный труд» в сознании молодежи перестало ассоциироваться с интеллектом, что явило собой еще один феномен ценностных сдвигов эпохи. Появляются такие тренды, как «зарабатывать головой, а не руками» и «интеллектуальный труд», полностью отчужденные от процессов, связанных с физическими усилиями и манипуляциями.

Другой причиной отчуждения молодежи от традиционного ранее труда и последовавших из него ценностных преобразований явилось серьезное ограничение индивидуального биографического проектирования. Выбор профессии начал осуществляться в зависимости от рыночного спроса на услуги. Нарушилась естественная форма передачи профессионального опыта, усилившая дефицит компетентных специалистов узкого профиля. Именно с этого момента берет начало системный кризис большинства сфер деятельности государства: от здравоохранения и образования, до промышленности и обороноспособности страны. Для анализа ценностных изменений в сознании молодежи, немаловажным фактором является подмена морально-нравственных и культурных ориентиров. Хлынувшие западные образцы поведенческих моделей, социальных, экономических, политических концепций и потребительских стандартов у большей части молодого населения сформировали желание жить на Западе или «как на Западе». Такую возможность получили наиболее амбициозные, активные, гибкие, успешные и благополучные молодые люди (представители современной элиты, влиятельных семей бывшей партийной номенклатуры, дипломатов, а позже и бизнеса).

Вместе со сломом старых ценностных ориентаций сомнению были подвержены практически все решения советской власти. Война в Афганистане не оказалась исключением. Пренебрежительное отношение новой элиты к ветеранам-афганцам, а также информационная пропаганда бесчеловечности и бессмысленности конфликта сформировала в умах молодежи отторжение от службы в армии и защиты Родины, чтимой русским народом на протяжении всей его истории. Власть апеллировала к актуальному и объективному для СССР понятию «долг Родине», но большая часть молодежи не считала себя более обязанной государству.

Патриотические ценности - основа национальной идентификации в культурной глобализации

Если пролить свет на эволюцию перестроечного этапа то можно отметить, что Россия по своему типу является переходным государством, несущим на себе отпечаток черт советской государственности: стремление контролировать различные стороны жизни общества, выступать в роли главного распределителя средств. Невключенность большинства населения в активную экономическую деятельность, инфляция, обременяющая налоговая политика и другие негативные моменты не способствуют становлению зрелого гражданина, поскольку для человека становится привычным «нереальное существование», он теряет социальные нормы, традиции.

Характерной чертой перестроечного времени становится крушение различных догм и постулатов. В частности, предполагается, что патриотизм — отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов. Современный исследователь патриотизма В. Гонеева отмечает, что «...в последнее десятилетие стало непристойным говорить о патриотизме. Патриотов клеймили как «национал- патриотов», «краснокоричневых». Дух патриотизма был изгнан из пропаганды, СМИ; из системы-воспитательной работы, из духовной» жизни общества».117

Ни для кого не секрет, что с развалом Советского Союза прекращает свое существование действовавшая в то время система идеологического воспитания граждан. Образовавшийся вакуум быстро заполняется, с одной стороны, широким потоком западных «духовных ценностей», культивирующих самые низменные человеческие чувства,с другой стороны, началась критика, зачастую необъективная, всего, что было сделано и накоплено в советские годы, происходит искажение исторических фактов, пороча традиционную российскую высокую- нравственность и духовность, депатриотизируя российское общество. Такие, ранее непоколебимые ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отчизной перестают быть ориентиром современной молодежи, на первый план выходят материальные блага. Об этом свидетельствуют и данные исследований, опубликованных в книге В.Т. Лисовского «Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России». В иерархии ценностных ориентаций молодежи России практически отсутствует понятие «патриотизм». Более того, нельзя не согласиться с профессором Лисовским, который считает, что «низкий авторитет власти, особенно исполнительной, межнациональные конфликты, криминальная обстановка в стране, неопределенность перспектив развития, тяготы экономики - все это не способствует воспитанию патриота своей страны».118

Анализ общественного сознания показывает, что привычное для прошлых десятилетий содержание патриотизма претерпевает серьезные изменения. Массовое сознание характеризуется «отсутствием общенациональных идей, глубоким отчуждением от власти, ощущением распада».Происходит смещение приоритетных ценностей в сферу индивидуальных, прагматических начал, в то время как общенациональные, гуманистические ценности вытесняются на периферию массового сознания.

Следует отметить, что, несмотря на затяжной кризис и депатриотизацию нового российского социума, в исследованиях конца XX века все большее внимание уделяется анализу патриотизма как одной из духовных или нравственных ценностей.120 Более того в ряде работ патриотизм рассматривается как социокультурная ценность. При этом все больший интерес для изучения представляет формирование патриотизма как ценности у студенческой молодежи как слоя общества наиболее остро реагирующего на негативные трансформации.121 Патриотизм предстает необходимой ценностью, пронизывающей все сферы культуры общества. Кроме того, патриотизм как социокультурное явление, на наш взгляд, обладает рядом характеристик, через которые реализуется его социальная значимость. В данном аспекте актуальнозвучат ценности российского патриотизма, выделенные Е.С. Троицким в середине 90-х годов прошлого столетия.:

Актуальность указанных ценностей и на современном этапе развития российского социума подтверждается необходимостью решения национальных вопросов, стоящих перед нашим государством. С. Иванова и В. Лутовинов выделяют следующие приоритетные национальные интересы России на ближайшее будущее: сохранение статуса великой державы; полноправное участие на ведущих ролях в построении системы международных отношений; предотвращение и прекращение войн и вооруженных конфликтов; защита окружающей среды; борьба с преступностью во всех ее проявлениях и уровнях.122 Таким образом, российский патриотизм может служить надежной опорой государственной политике, как на внешней политической арене, так и внутри страны.

В рамках социально-гуманитарных наук проводится ряд эмпирических исследовании в общероссийском масштабе, посвященных выявлению ценностной иерархии в условиях социокультурных трансформаций. Большинство из них свидетельствуют о радикальных изменениях в системе ценностей российского общества в середине 90-х годов. Таким образом, особенностью изучения проблемы патриотизма в конце XX века является исследование, рассматриваемой проблемы в аспекте глобальных трансформаций и переоценки ценностей российского общества. На данном этапе происходит зарождение междисциплинарного и полипарадигмального подхода к анализу проблемы патриотизма. В начале 2000-х годов проблема российского патриотизма получает развитие в ряде социально-гуманитарных наук: философии, истории, политологии, педагогики и социологии.Q

Основные направления влияния информационно-коммуникативных технологий на формирование патриотических ценностей Российской молодежи

Современная Россия, несмотря на весь спектр экономических и социальных проблем, находится в эпицентре процессов глобальной информатизации. Сегодня сеть активно используется той частью молодежи, чей период вторичной социализации проходил уже на историческом фоне фундаментального влияния информационной доминанты.

«Киберполитика» и «информационная война» – реальность сегодняшнего мира. Развитие информационных технологий и средств коммуникаций также породили новый метод ведения боевых действий и обеспечения геополитических, экономических интересов определенных государств «информационный тип войны».Толчком к его разработке стал информационный и фактический провал США во вьетнамском конфликте, а первым успехом на новом боевом поприще явилась война 1991 года против Ирака в Персидском Заливе.

Методики и технологии «бархатных» (или «цветных») революций, идеологом которых считается американец Джин Шарп,168 были успешно опробованы в Литве и Латвии в начале 90-х гг. XX века. События «арабской весны» (намного более кровавые и насильственные) также имели отношение к разработанным методикам. Однако их отличительной особенностью стало добавление к инструментам подготовки и борьбы западных социальных медиа (Facebook и Twitter) и современных средств связи. Чуть позже рынок мобильных приложений был насыщен сервисами для координации и информирования участников уличных акций. Самыми актуальными примерами подобных военных методик являются события в Сирии и на Украине. Действия политических организаций по всему миру также согласуются и осуществляются посредством социальных медиа. Особенностью современных средств массовой коммуникации, а также их виртуальных проекций является то, что до недавнего времени 90% международных сообщений распространялись по миру четырьмя западными агентствами, половина из которых находится в США. Это Юнайтед Пресс Интернейшнл, Ассошиэйтед Пресс, британское Рейтер и французское Ажанс Франс Пресс. Такое доминирование стало возможным (до стремительного роста влияния российской телесети «RussiaToday», занимающей сегодня третье место в мире) не только благодаря финансовому могуществу, факту мирового лидерства, но и следующим из них технологическим и интеллектуальным преимуществам (спутники, компьютеры, сети, технологии, кадры). Почти все события в мире освещаются в контексте метрополии США за исключением тех случаев, когда речь идет о катастрофах и несчастных случаях в других государствах. Подобный негативный контекст попадания в «глобальные» новости формирует у представителей развитых стран специфичное отношение к остальному миру, жители которого «не такие как мы», склонны к насилию, разрушению, трусости.

Данная ситуация подкрепляется господством США в индустрии развлечений, напрямую сопряженной с основными трендами сетевых сообществ и пропагандой соответствующей идеологии (не всегда прозрачной, часто насыщенной противоречивыми особенностями), но в целом -проамериканской.

Несмотря на декларируемые партнерские отношения между Россией и странами Запада, очевидным остается идеологическое, геополитическое, экономическое и информационное противостояние, что особенно четко проявилось в контексте «санкционной войны» 2014 года. Миграция массового сознания в виртуальную среду существенно облегчает работу антироссийской пропагандисткой машине и, в случае отсутствия должного контроля со стороны государства, создает все условия для формирования неподконтрольной стихийной среды, формирующей и поддерживающей индивидуальные ценностные ориентации и представления о жизни и событиях, мало соотносящиеся с национальными интересами, а зачастую – и с истиной.

Более того, вопросы национальной безопасности страны сегодня, как никогда ранее, сопряжены не только с информацией, но и с молодежью. На это обращает И. М. Ильинский, утверждая, что дискуссию о поколении молодых стоит вести в категориях завуалированной, но продолжающейся холодной войны. По мнению ученого, противник имеет разработанные планы, инвестирует существенные средства в российскую молодежь, рассчитывая на передел мира без кровопролитных боевых действий и прямых интервенций, опираясь на революционный потенциал взрослеющих поколений государства врага. Молодая, максималистично настроенная, активная молодежь является прекрасным активом для баррикад. Меры и действия отечественных спецслужб по предотвращению подобных сценариев эффективны, но не достаточны до тех пор, пока социальная и экономическая обстановка в стране позволяет влиять на молодежь иностранному капиталу («утечкамозгов», досуг, изменениесистемы образования). История последних 25-ти лет подтверждает мнение ученого.1 На основании проведенного анализа, нами предложен комплекс мер, основными из которых являются: обеспечение информационного суверенитета страны, разработка и реализация государственной молодежной политики; использование конструктивного потенциала воздействия ВИКС и социальных медиа на систему ценностей современной российской молодежи.

Информационный (цифровой) суверенитет, несмотря на то, что в мировой практике как термин пока еще не широко употребляется, является одной из ключевых категорий исследований И. С. Ашманова и понимается им, как компонент суверенитета государства: как «…право и возможность национального правительства самостоятельно и независимо определять и внутренние и геополитические национальные интересы в цифровой сфере…», как «…способность вести самостоятельную внутреннююивнешнюю информационную политику, распоряжаться собственными информационными ресурсами, инфраструктурой национального информационного пространства, гарантировать электронную и информационную безопасность государства…».АшмановИ. С. утверждает, что информационный (цифровой) суверенитет складывается из устойчивости и защищенности государства от вирусов, утечек и кражи данных, спама, выключения критической инфраструктуры извне и способности контролировать свое информационное пространство, влиять на него, оперативно обнаруживать и нейтрализовать информационные атакиQ