Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков Бурова Мария Леонидовна

Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков
<
Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурова Мария Леонидовна. Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Санкт-Петербург, 2003 161 c. РГБ ОД, 61:04-9/255

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема справедливости в философской традиции 11

1. Справедливость как основа и порядок мироздания 15

2. Справедливость как элемент общественного сознания 21

3. Справедливость как социальный идеал 46

Глава II. Поиски критериев справедливости в русской философии конца XIX начала XX веков 54

1. Диалектика правды - истины в категории справедливость 57

2. Диалектика права и нравственности, добра и зла, деяния и воздаяния в русской философии 66

Глава III. Пути к справедливости: проблема выбора

1. Реализация справедливости: идеал и утопия 111

2. Смысл жизни и назначение человека 129

Заключение 141

Список литературы 152

Введение к работе

Актуальность проблемы

Справедливость является вечной темой размышлений человека и целью его деятельности, актуальность проблемы справедливости является оборотной стороной ее вечности. Справедливость имеет свой конкретный смысл для каждого поколения, интерес к проблеме справедливости особенно возрастает в эпоху кризисов и перемен, смены ценностей и традиций. Эпохи социально-политических кризисов являются решающими, поворотными моментами в духовном развитии человечества, требуя как поиска новых общечеловеческих ценностей и идеалов, так и переосмысления и переоценки старых. Справедливость является одной из центральных ценностей, ее значение для человека и общества неоспоримо, значительно влияние на социальную практику, и современная социально-политическая и духовная жизнь России требует ее дальнейших исследований, в том числе и в аспекте изучения опыта отечественной историко-философской традиции.

Потребность в справедливости определяется социальной практикой, идея справедливости объединяет людей. Общество, находящееся в состоянии реформирования й перехода в новое состояние, особенно уязвимо, неустойчиво и нуждается в цементирующей идее. Выбор идеи есть уже в какой-то мере выбор пути, ошибочная идея может привести к новым страданиям и катастрофам. Задача возрождения России необходимо связана с духовным возрождением народа. Идея справедливости сейчас особенно актуальна, и если она пока не может претендовать на положение ведущей идеи, то духовная преемственность, традиционное для русской мысли понимание роли и места справедливости в жизни человека и общества создает реальные предпосылки для решения указанной задачи.

Конец XX века, как и конец XIX века сходны не только как рубежи определенного этапа исторического развития России. Это сходство и в социаль-

но-экономическом плане — в стремительной капитализации страны и вызванной этим деморализацией и маргинализацией населения, и в духовном плане — в стремлении обрести веру в великое будущее России, в подъеме интереса к религии, философии, этике, отечественной культуре. Свойственное русской духовной традиции преобладание духовно-нравственных мотивов жизненного поведения, приоритетное почитание нравственного, а не материального богатства, поиски смысла жизни приобретают особое значение для нравственного совершенствования человека, сохранения его души и традиционной духовности. Русская философская мысль в этом смысле самоценна, что и вызывает интерес и поддерживает необходимость обращения к идейно-теоретическому наследию русских философов, в том числе и по проблеме справедливости.

Категория справедливости необходимо полагается в основание оценки состояния общества и его переустройства, в этом плане теоретические суждения обретают практическое значение. В связи с этим исследование проблемы справедливости в русской этической мысли оказывается не только интересным, но и полезным, социально значимым. Если революционно-демократическая и марксистская трактовка справедливости достаточно известны, то понимание справедливости в религиозно- идеалистической и русской социально-философской мысли конца XIX - начала XX века недостаточно изучено. Все это и необходимость расширения идейно-концептуального поля проблемы обусловило выбор темы и актуальность проблемы.

Состояние разработанности проблемы

Прежде всего хотелось бы отметить некоторые пробелы в изучении проблемы епт^ведливости в нравственных исканиях русской философии конца XIX- XX века. Безусловно, что исследователи неоднократно обращались к изучению содержания категории справедливости, что и получило отражение в отечественной литературе. В работах философов Бербешкиной З.А., Дроб-ницкого О.Г., Дубко ЕЛ., Гусейнова А.А., Бутенко А.П., Роговина В.З., Пече-нева В.А., Гринберга Л.Г., .Новикова А.И. и других дан подробный анализ ка-

тегории справедливости и рассмотрено ее соотношение с основными категориями этики. В исследованиях, посвященных истории этики (Гусейнов А.А., Иванов В.Г.. Майоров Г.Г., Титаренко А.И. и других) эта категория рассматривается в контексте изменения ее конкретно - исторического содержания. В общетеоретической форме проблема справедливости рассматривается в работах, посвященных творчеству мыслителей разных эпох - античности, средневековья, выполненных Богомоловым А.С., Гайденко П.П., Длугачем Т.Б.. Кессиди Ф.Х., Лосевым А.Ф., Нерсесянцем B.C., Соколовым В.В.. Утченко С.Л. и многими другими.

В то же время в исследованиях русской идеалистической мысли конца XIX - начала XX века, проведенных Галактионовым В. А. и Никандровым П.Ф., Кувакиным В.Л., Приленским В.И., Хоружим С.С., Уткиной Н.Ф., проблема справедливости, на наш взгляд, еще не получила достаточного отражения.

Большее внимание было уделено отдельным аспектам категории справедливости, в ее соотношении с правом и нравственностью в исследованиях 90-х годов ( Соловьев Э.Ю., Шамшурин В.И., Валицкий А., Никитин А.Л.). В работах философов русского зарубежья - Зенъковского В.В., Флоровского Г.В., Бердяева Н.А., Франка С.Л., посвященных развитию русской философской мысли имеются неоднократные упоминания о справедливости и особенностях ее рассмотрения как правды-истины, противоречий «внутренней» и «внешней» правды. Попытки положить справедливость в основу этики, организации социальной практики были предприняты Вл. С. Соловьевым, П. А. Кропоткиным. Значимость этой категории нашла отражение и в творчестве других русских философов. Тема справедливости постоянно звучала в русской художественной литературе, при этом она не ограничивалась бытием отдельного человека.

В целом же в имеющихся современных исследованиях конструктивная роль справедливости в этикосоциальных исканиях русских философов

конца XIX - начала XX века отражена недостаточно полно. Поэтому диссертант в своем исследовании опирался большей частью на первоисточники, собственно на работы русских философов, вместе с тем без внимания не были оставлены труды и современных авторов.

Объектом исследования .выступают нравственные искания русских философов и концептуальные определения справедливости, ее роли и места в обществе.

Предметом исследования является категориальный, праксеологическйй анализ категории справедливости, определение ее онтологического статуса.

Цель работы заключается в анализе содержания концепций справедливости и рефлексии их конструктивной роли в бытии человека и общества в русской философии, определение значимости проблемы справедливости и морального начала в развитии миропонимания русской идеалистической и социальной философии с учетом ее актуальности на современном этапе. Достижение ее предполагает постановку и решение ряда задач:

реконструкцию этико-философских взглядов отдельных представителей русской мысли конца Х1Х-ХХ веков;

сравнение трактовки справедливости в отечественной философии с принятой историко-философской традицией, рассмотрение общности связанных со справедливостью проблем и особенностей их решения;

анализ проблемы справедливости при рассмотрении категории как ведущей, обладающей реальным конструктивным и системообразующим потенциалом в социально-философских и этических взглядах русских мыслителей.

В соответствии с целями и задачами работы особое внимание также уделено: 1) историко-философскому анализу взглядов на справедливость, ее социальный статус в работах западноевропейских философов, оказавших существенное влияние на творчество русских мыслителей, 2) анализу отдельных аспектов творчества наиболее ярких и интересных представителей русской идеалистической мысли конца Х1Х-ХХ века и русского зарубежья.

Методологические основы диссертации

Методологической основой диссертационной работы являются:

принцип объективности - непредвзятое рассмотрение русской идеалистической философии, ориентация на фактический анализ взглядов на проблему, преодоление принятого до недавнего времени критически-отрицательного отношения, а так же модных ныне апелляций к ее религиозности. Диссертант не считает, что ценность русского философствования заключается в его православных устремлениях, хотя частично разделяет присущие ему признание трансцендентной реальности и стремление к абсолюту, идеалу;

принцип историзма в рассмотрении проблемы справедливости, что потребовало ретроспективного анализа взглядов философов предшествующих эпох, определения взаимосвязи состояния разработки проблемы справедливости у русских философов с историческими событиями, раскрытие преемственности в исследованиях проблемы справедливости, диалектики общего и особенного в ее трактовке, рассмотрение категории справедливости в связи с другими этическими категориями;

принцип диалектической противоречивости, требующий рассмотрения концепции справедливости как диалектики объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, абстрактного и конкретного, логического и исторического;

- элементы системного подхода и метод сравнительного анализа.

Научная новизна диссертационного исследования и положения,

выносимые на защиту: Новизна диссертационной работы определяется реализацией целей и основных задач, указанных в предыдущем разделе. В работе проведено комплексное исследование русской социально-философской мысли конца XIX -начала XX века по проблеме справедливости, ее роли и месте как в реальной социальной жизни, так и в социально-философских взглядах отечественных философов, идеальных моделях, реконструирующих развитие общества. По-

казано, что проблема справедливости в русской традиции обрела облик концепции, направленной на выявление ее сущности, видов, путей достижения общества будущего, феномена, имманентно присущего проблеме добра, зла, долга, воздаяния, правды, истины, смысла существования человека в истории. Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами;

  1. В русской социально-философской мысли существовало два основных направления понимания критериев и путей достижения справедливости, заключающихся в разделении права и нравственности как принудительной внешней и изначальной внутренней, имманентной, идущей от самого человека правды. Справедливость рассматривалась во взаимоотношении с теоретической истиной и нравственной правотой, в необходимости разрешения противоречия между различными трактовками справедливости в системах права и нравственности, как противоречий между внешним и внутренним..

  2. Для русской культурной традиции характерно то, что проблема справедливости имеет особую значимость в юридическом и нравственном аспектах возмездия и наказания, насилия и ненасилия, добра и зла.

  3. В русской социально-философской мысли справедливость обретает статус одного из оснований социального бытия, его преобразования, структуризации, системообразующего начала права и общества.

  4. Раскрыто сходство проблематики русской и западной философских традиций и особенности трактовки различных аспектов справедливости, связанных с оригинальностью, дискуссионностью русской мысли, ее устремленностью к всединству и абсолюту.

5. Получает обоснование положение о конкретно-исторический характере взглядов русской философии на идеал справедливости и связанную с этим закономерность в эволюции понимания справедливости, заключающуюся в движении от преимущественного теоретизирования, идеи к принципу человека, примате духовного над телесным, воплощающегося в концепции богоче-

ловечества.

6. Доказывается, что понимание справедливости как социально-этической реалии в движении от принципа, идеи к личности, через нее к обществу, от абстрактного к конкретному, придает ей статус базовой социальной детерминанты, основы институционализации социума, определяющей его лик.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава представляет собой историко-философский анализ проблемы, показано то общее, что свойственно многим философским школам. Философская ретроспектива дана в каждом параграфе. Некоторые философские течения рассматриваются более подробно. Концепции справедливости рассматриваются как диалектика внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Первый параграф посвящен трактовке справедливости как основы и порядка мироздания, космической, внеприродной, божественной силы, внешнего закона.

Во втором параграфе справедливость рассматривается как элемент общественного сознания в системах нравственности и права. С учетом изменчивости ее содержания и с сохранением дуализма внешнего и внутреннего.

В третьем параграфе рассматривается понимание справедливости как социального идеала.

Вторая глава представляет собой обзор наиболее ярких и влиятельных концепций справедливости в русской философии, раскрывается их связь с западной традицией и своеобразие.

Первый параграф посвящен диалектике правды-истины в категории справедливость. Во втором параграфе справедливость на дискуссионной основе рассматривается в системах права- нравственности, в соотношении с категориями добра, зла, деяния, воздаяния, наказания.

Третья глава посвящена выбору путей к справедливости: внешнему -пути общественного переустройства, и внутреннему - нравственного усовер-

шенствования человека, их взаимовлиянию и приоритету.

В первом параграфе реализация справедливости рассматривается как достижение христианского или социалистического общественных идеалов, показывается связь исторических событий с изменением отношения к проблеме.

Во втором параграфе достижение справедливости связывается с проблемой смысла жизни человека, заключающегося в его духовном росте, связанном с проблемой добра.

В заключении приводятся основные выводы по изученной проблеме и даются рекомендации по ее дальнейшему исследованию, определяется теоретическая и практическая значимость исследования. Апробация

Основные идеи исследования были изложены на научных конференциях и опубликованы в тезисах докладов: на межвузовской научно-практической конференции «Духовная культура общества и формирование личности воина» - ЛВ ВПУ ПВО, февраль 1991 г.: на конференции «Современная философская компаративистика»- СПГУ, ноябрь 1994 г.: на научной конференции «Врач: медицина, философия, религия» - ВМедА. Февраль 1995 г.: на Всероссийской научной конференции «Философия образования и традиции русской школы» - СПб,, май 1995 г., на межвузовской международной научно-практической конференции «Проблема нравственного воспитания студенческой молодежи»- М:. Государственная академия нефти и газа, март 1996 г., на международной научной конференции «Преемственность поколений, диалог культур» - СПб., 1996 г.,

Основные идеи диссертации использованы в преподавании проблем этики, истории философии, социальной философии в Военно-Медицинской академии, Терапевтическом институте, Международном институте управления (ЛОФ).

Справедливость как основа и порядок мироздания

Для раннегреческой философии было характерно понимание божественной неотвратимости справедливости, непреложной необходимости ее как закона, неумолимой судьбы, управляющей прекрасным живым материальным космосом, и землей, и звездным небом. Тема справедливости появляется уже в древнегреческой мифологии. Дике (справедливость) - одна из Хор -богинь времени года и природной упорядоченности, появившаяся от брака Зевса и Фемиды. У греков такие понятия как справедливость или добродетель выходили далеко за пределы морали. Быть справедливым означало уважать природу (меру) чего-нибудь или кого-нибудь; напротив, повреждение или уничтожение этой природы было «насилием» или «несправедливостью» (58 , С.158). Для сравнения - наиболее фундаментальной категорией древнекитайской культуры является дао, основной смысл которого в мировоззренческом плане - закон универсальной всеобщности и необходимости, природной упорядоченности космоса. Вместе с тем эта необходимость связана с Красотой, Истиной, Гармонией. Принцип дао или знание предела служило критерием ненарушения закона естественности (106 ,С. 111). Таким образом, происходит соединение должного и сущего.

В древнегреческой философии справедливость впервые выступает как внешняя, объективная сила, данная изначально природой и богами и навязываемая людям, которая отражается в общественных отношениях. Связь космоса и полиса, взаимоотраженность их друг в друге отмечалась уже философами милетской школы. Анаксимандр рассуждал о процессах природы в самом миропорядке (взаимоотношений космических стихий, смены времен года и самих вещей) по аналогии с правовыми и нравственными нормами в полисе.

Космические стихии, из которых возникают и в которых исчезают все вещи, «воздают друг другу справедливое возмездие за несправедливость в установленное время». Отсюда и этико-социоморфическое представление Анаксимандра о господстве в мире универсальной справедливости (123 , С.59).

Наиболее четко в ранней греческой философии понятие справедливости раскрывается Гераклитом. Фундаментальный образ, используемый Гераклитом - борьба, война. « Следует знать, что война всеобща и правда -борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости (фр.В 800. Если возникновение вещей следует рассматривать как несправедливость, «нечестие», то Гераклит провозгласил «войну» или «борьбу» источником и возникновения, и уничтожения, и в то же время справедливостью (17 , С.62). И если справедливость есть борьба, а борьба всеобща, то и справедливость всеобща и космична. Космическая справедливость есть гармония (единство или согласованность, основанная на равенстве) борющихся противоположностей (58 ,С. 57). Справедливость свойственна богам, людям же не всегда дано постичь божественную мудрость. «Для бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно считают несправедливым, другое справедливым» (фр. В 102).

Гераклитовский логос выступает как структура всего сущего, порядок всего происходящего. Аспектами или видами этого логоса являются борьба, гармония, мера, закон, справедливость ( 58 ,С. 104). Таким образом, у Гераклита справедливость выступает как космическая сила, основа и порядок мироздания.

Эту особенность греческой философии отмечал и Г.В.Ф. Гегель в «Философии религии». Справедливость выступает как единая титаническая сила, принадлежащая старым богам. Но справедливость не есть слепая необходимость, фатум, где справедливость и несправедливость исчезают в абстракции; она есть судьба, выступающая в сфере нравственного, познанная как истинная справедливость (30, С. 155-156.163). Б. Рассел рассматривал понятие справедливости как одно из самых глубоких греческих убеждений также в смысле естественного закона, восстанавливающего равновесие и не позво-ляющего переступать установленных от века границ (88, С. 45).

Итак, мы видим, что мироощущение античного человека определялось идеей космоса. Означающего упорядоченность человеческого общества. Государства и человеческой души. В древнегреческой философии, в частности, у Гераклита и пифагорейцев, всеобщий принцип бытия рассматривался и как принцип морали. Различие между социальным и природным отсутствовало, законы жизни рода отождествлялись с властью природных стихий. Справедливость характеризовала надлежащее отношение к установленным богам законам, освященных традицией. Нарушение справедливости являлось вызовом исконному миропорядку, что требовало кары, возмездия.

Те же тенденции просматриваются и в индийской, в китайской философии. В индийской философии справедливость диалектически рассматривается как источник возникновения и уничтожения, выступая как третье различение Брахмы - единой субстанции. К ней, как отмечал Гегель, абстрактно принадлежит становление, исчезновение, возникновение. Действие справедливости вообще проявляется в том, что конечное обретает право быть изменяемым, вообще становиться другой определенностью (31, С.489). Для китайской же философии соблюдение справедливости означает порядок в обществе.

В эпоху Возрождения усиливается интерес к греческой философии, в том числе и к проблеме справедливости. Подчеркивалась связь человеческого и естественного порядка. Так, Данте Алигьери под этикой понимал науку о совершенном поведении, морали, идеальном устройстве государства, справедливости, законности, праве. Правильно устроенному, упорядоченному государству поэт уподобляет Вселенную с ее вечными законами. Если есть всеобщий мир, согласие, и человек всецело подчинен правителю, как единственному закону. Тогда в государстве появятся три верховные добродетели: Правда, Справедливость и Законность (49 ,С. 40-42).

В средние века, когда мироздание начинает носить боготворимый и сакральный характер, справедливость также выступает как божественная, внеприродная сила. Справедливость исходит от бога и входит в душу человека при познании божественной мудрости. Бог обладает извечными понятиями или идеями, в том числе этическими категориями, такими как добро, справедливость. Эти понятия внеопытны, постигаются людьми внутри своей души интуитивно. Справедливые поступки людей - результат присутствия в них этой сверхъестественной идеи (91 ,С. 14,69). Позже принадлежность справедливости к бытию духа, божественной силы, а не тварного мира подчеркивается и Гегелем. Гегель рассматривает справедливость как момент мудрости - абсолютной силы как определенности бога. Проблема справедливости связывается с проникновением всеобщего, сущности в особенное, благодаря чему возникает свобода духа (31, С. 510). Бытие мира есть лишь бытие силы; действительность и самостоятельность мира есть не его собственная самостоятельность, но самостоятельность силы.

Диалектика правды - истины в категории справедливость

Русская философия, следующая общей линии развития европейской философии, обладает своеобразием, отличающим ее от западных образцов. Это свой стиль рефлексии, угол зрения на место и роль философии в жизни, этическая наполненность, которые особенно ярко проявляются в трактовке справедливости. Тема двух правд, идущая от мысли Н. Михайловского о соединении правды-истины и правды-справедливости, проходит через творчество многих русских философов (К. Аксаков, Н. Бердяев, С. Франк), которые считали, что русский народ пошел путем «внутренней правды», нравственной, по пути мира, согласному с учением Христа. Вера в народ как хранителя правды лежала в основании народничества. Как отмечал Н. О. Лосский, основное свойство русского народа есть его религиозность и связанный с ним поиск абсолютного добра Царства Божия и смысла жизни. Искание социальной справедливости в земной жизни есть результат стремления к совершенному добру при утрате религии и сознании неправды грешной земной жизни (72, С.359,250). Мечта об осуществлении социальной правды, і создании совершенного общества проходит и в идее Вл. Соловьева о свободной теократии.

С.Л. Франк, рассматривая сущность и ведущие мотивы русской философии, отметил, что у русских, кроме слова «истина» имеется еще другое по-нятие, ставшее главной и единственной темой их раздумий и духовных поисков. Это «правда», которая, с одной стороны, означает истину в смысле теоретически адекватного образа действительности, а с другой - нравственную правоту, нравственные основания жизни, ту самую духовную сущность бытия, посредством которой оно становится внутренне единым, освящается и спасается. Русский мыслитель, по словам Франка, всегда ищет «правду», он хочет не только понять мир и жизнь, а стремится постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, чтобы преобразить мир, очиститься и спастись. Истина в своем первичном смысле выступает конкретной онтологической сущностью, сущностным основанием жизни. Такое понятие истины приводит к тому, что русское философское мышление в своей типично-национальной форме никогда не было «чистым познанием», бесстрастным теоретическим пониманием мира, а всегда было выражением религиозного поиска святости (116, С.85).

Как отмечает Е.В. Барабанов, принудительной «внешней правде» разума, логике, научного знания и правовых норм русская философия противопоставила изначальную «внутреннюю правду», сохраненную в недрах православной церковности, в патристической и византийской традиции, в глубинах народной жизни, в крестьянском общинном социализме. Попытки философски закрепить различные манифестации «внутренней правды» привели к неизбежной идеологизации философии. В русской традиции философия отождествлялась с мировоззрением- с системой готовых ответов на трудные вопросы жизни. Русская философия не анализирует данного, но строит идеал, нечто ожидаемое, силой которого пытается преобразовать данное (6, С.112,114).

Соединение истины и правды само по себе представляется трудноразрешимой задачей. С позиции ценностного подхода, истина не является ценностью. Как отметил Каган М. С, истина аксиологически нейтральна и может приноситься в жертву иным ценностям, но она может быть носительницей ценности, быть мечтой, идеалом (51, С.69-74), только субъективируясь. Приобретая ценностную значимость для субъекта, она становится правдой.

Представляется интересным исследование соотношений концептов «правда» и «истина» в русской культурной традиции, выполненное Черниковым М.В. Отметив изначально разное этимологическое происхождение этих понятий, автор подчеркивает коммуникативность, дискурсивность и императивность правды. Истина имеет субстанциальное начало, и как нерушимость и неизменность может рассматриваться как логический субъект или предикат суждения. Подробно рассмотрев варианты соотношений концептов правда и истина, автор берет истину как логический субъект, Истину, а правду как императив или его содержание (Правду и правду). Спор Истины и Правды-вопрос мировоззренческой ориентации. Но и истина, и правда (вне зависимости от того, со строчной или заглавной буквы они начинаются) носят, таким образом, внешний характер. Кроме того, в бинарную оппозицию правды-истины не вписывается категория справедливости. На наш взгляд, здесь также присутствует смешение суждений действительности и долженствования (есть и должно быть) (124, С. 164-175).

Вопрос, что есть истина, вечен. Временное соответствие образа постоянно изменяющейся объективной реальности способствует ее перманентному ускользанию, если, конечно, не нанизывать подходящие факты на ось первоначальной теоретической установки. Но если истина неуловима, то правда множественна, ибо каждый имеет свою правду в силу индивидуального бытия. И даже при исповедании единых моральных принципов и норм, при этой моральной абстракции, нельзя получить единую правду. Вероятно, нравственная правда так же конкретна как и теоретическая истина, а значит и справедливость носит многовариантный характер. Правда всегда противоречит истине, это сущностное противоречие, в справедливости происходит синтез, но эта триада подвижна и неуловима. Соединение абсолютной истины и абсолютной правды человечества может дать абсолютную справедливость, но это- абстракция, и говорить об ее осуществлении можно лишь на уровне трансцендентного. Только абсолют, бог может обладать и всеведением, и нравственным совершенством, но признание за ним абсолютной справедливости может быть подвергнуто сомнению, хотя бы в силу различного понимания людьми замыслов и действий бога. Что же касается реальной жизни, то возможны три варианта реализации единства правды-истины в справедливости.

Можно исходить из установки о том, что представляется справедливым в данных конкретно-исторических условиях, и подгонять под нее истину, выбирая одну из правд. Либо стоять на почве истины, что трудно и неблагодарно, так как это позиция возвышения и противопоставления всему множеству правд, а значит, достижение справедливости представляется если не маловероятным, то длительным. А встав на позицию конкретной правды, хочется если не забыть об истине, то перекроить ее, и реализация справедливости представляется такой близкой и доступной, еще шаг, и вот она- рядом

Реализация справедливости: идеал и утопия

Возможно и нужно ли осуществление идеала - вот что постоянно тревожило русскую мысль конца XIX и особенно XX века.

Пожалуй, невозможно, представляя* что-либо совершенное и идеальное, не мечтать о достижении и овладении этим прекрасным, не использовать его как образец для оценки и переделки действительности, не нести это идеальное как знамя и не выставлять как требование. И стоит ли искать, если нельзя обрести, если нельзя сделать своим внешнее, доступным недоступное; гнаться за недостижимой целью, бороться без" надежды на результат. Должен быть смысл и цель у истории, у человечества в целом и у конкретного человека. Но как достичь цели и обрести смысл, не впадая в опасности утопизма.

В русском идеализме начала XX века отмечается кризис рационалистической философии. Чувство непрочности, иррациональности всех сторон социальной действительности порождает в этот период философскую рефлексию о неразумности бытия, бессилии разума установить закономерности общественного развития. Задача философии понимается как осмысление подлинной цели прогресса человечества с точки зрения опыта конкретной личности. Для русской философии этого периода характерна критика кантов-ской философии и неокантианства, запрещающего прорыв к бытию, к «миру в себе» (62, С Л 0,15).

Общественный идеал выступает в качестве ориентира развития общества и человека, как момент целеполагания и смысла исторического процесса. И не случайно русские философы рассматривали его в единстве общего и особенного. Общечеловеческого и национального. На рубеже XIX - XX веков русскую мысль занимали поиски оснований построения справедливого общественного устройства и варианты будущего пути России. Понимая всю тщетность их попыток в условиях нарастающей социальной нестабильности, нельзя не признать содержащуюся в них определенную историческую и нравственную ценность. Эта же тема звучит и в философии русского зарубежья, в творчестве Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Г. П. Федотова и других, но с оттенком трагического бессилия, невозможности повлиять на ход событий, быть услышанными в своей критике.

В. В. Зеньковский, анализируя основные черти русской философии отмечал, что она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, путях, о смысле и целях истории. Русская мысль сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о "смысле", конце истории. В антропоцентризме мысли есть один очень глубокий мотив - невозможность "разделять" теоретическую и практическую сферу, отвлеченную мысль и жизнь, в этом идеале "целостности" заключается одно из главных вдохновений русской философской мысли (45, С.16-17). Г. В. Флоровский находил именно в догматизировании "отвлеченных" и самодовлеющих идеалов психологический смысл всякого утопизма, притязающего всегда как-то перекраивать действительность "по новому штату".

Правда моральной оценки не должна быть подменяема и заслоняема ничем иным, но и не должна вырождаться в* мечтательную притязательность, в некую одержимость надуманными преобразовательными планами. (111, С.329)

Одной из ведущих тем русской философии конца XIX- начала XX века являлось обоснование нравственного идеала, причем нравственное связывалось с социальным. Проблема идеала поднималась, в частности, в идеологии народничества, позднее - у эсеров. Идеал понимался как всеохватывающая отвлеченная идея, верховный критерий всех человеческих оценок, порождаемый в сфере эмоций, в нашем сознании. Этот субъективный идеал, имеющий целью добро, справедливость, благо, конструируется критически мыслящей личностью, обладающей свободной волей и повышенной моральной потенцией, он высоко стоит над действительностью, общественной жизнью. Приблизиться к идеалу, «общечеловеческой правде» можно путем сглаживания социальных различий, регулированием субъективных приемов мысли (82 ). Идущее от славянофилов представление о нравственном и общественном идеале как результате духовного единения, с ближним в любви, общинности, отразилось в учении Вл. Соловьева о соборности и всеединстве, требующем солидарности с другими и выступающими как внешняя необходимость. «Общинное чувство», свойственное русскому мировоззрению, или соборность, требует спасения человечества в целом, как универсального духовного организма коллективной жизни людей.

Русская этика выступает как философия истории и социальная философия. В ней всегда говорится о судьбе и будущем человечества, ибо отдельный человек может найти нравственное начало и спасение только вместе в человечеством (116, С.86)

Близость и взаимовлияние русской философии и православия проявляются в понимании общественного идеала как христианского. Так, Г. В. Флоровский отмечая, что у Вл. Соловьева славянское царство предстает как вселенская теократия, христианство, осуществленное в общественной жизни, политика, ставшая христианской, это- свобода для всех угнетенных, покровительство для всех слабых, это - социальная справедливость и добрый христианский мир. Это и есть "правда социализма", развернутая теперь в "теократический" синтез (111, С.366)..

В русле этого взаимовлияния можно выделить две тенденции в понимании и возможности осуществления общественного идеала. Это пессимистическое направление, идущее от теистов с середины XIX в., заметное в творчестве Леонтьева К.П., Федорова Н.Ф., Эрна В.Ф. и оптимистическое, предлагающее разные варианты достижения Россией общественного идеала. Согласно первой точке зрения земная история закончится драматически, всякий социальный прогресс будет отдалять людей от идеалов "гармонического" общества, и "истинное" христианское общество невозможно (Голубинский Ф.А., Карпов В.Н.). Осуществление высшей нравственности привело бы к застою в человеческой истории и остановке прогресса (Кудрявцев-Платонов В. Д.), нарушило имеющийся правильный строй общественной жизни и заставило страдать личность (Несмелов В. И.) (26, С.66-67). Согласно К. П. Леонтьеву, процветание жизни заключается не в равенстве, однообразии, а в дифференциации, переходе от простого к цветущей сложности. Попытка осуществления прогресса приведет не к царству всеобщей правды, а к новым видам страданий человечества, к гибели "культурной формы". Общественный идеал у Леонтьева обращен в прошлое России.

Достаточно своеобразный пессимизм во взглядах на возможность установления общественного идеала проявляется в работах Н. Ф. Федорова и В. Ф. Эрна. Установление общественного идеала как "общего дела" возможно по мнению Федорова лишь в победе над смертью как природным злом, в воскрешении умерших. Вопрос о жизни и смерти подчиняет себе вопрос о богатстве и бедности; человек прежде всего космическое существо, он должен научиться управлять всей природой, этот мир - лишь проект, преобразовать его можно, если объектом регуляции станет всё, а субъектом - все. В основе "общего дела" лежит духовная любовь к родителям, культ предков, всеобщее братство и родственность. Жить нужно со всеми и для всех (108, С.103,150-154,178).

Похожие диссертации на Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков