Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Калинина Марина Рудольфовна

Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма
<
Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Калинина Марина Рудольфовна. Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Архангельск, 2002 154 с. РГБ ОД, 61:03-9/158-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Феномен демократии: историко-философский подход. С. 10- 42

1.1. Сущность и содержание демократии: проблема определения в истории философии и современных социальных науках. 11

1.2. Сущность гражданского общества и правового государства как составляющих процесса демократизации.

1.3. Противоречивость феномена демократии: демократия как «регулирующий идеал».

Глава II. Феминизм и проблемы демократии (социально-философский анализ).

2.1 Феминизм как оппозиционарность. Основные концептуальные подходы к проблеме положения женщин в обществе.

2.2. Концептуальный анализ основных проблем демократии в современных теориях феминизма.

2.3. Демократический процесс и проблема представительства/репрезентации (теоретический аспект).

Глава III. Развитие проблемы тендерного равноправия в демократических теориях феминизма.

3.1. Постановка проблемы тендерного равноправия в современной социальной и политической философии . 93

3.2. Теоретики современного феминизма о роли государства «всеобщего благосостояния» и институтов власти в процессе реализации тендерного равноправия.

3.3. Роль гражданского общества в процессе становления тендерного равноправия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С.128-140

БИБЛИОГРАФИЯ. С.141 -154

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Одной из базовых отличительных черт бытия современного российского общества (как и мира в целом) является его вовлеченность в глобальный процесс социально-политических и экономических перемен, которые характеризуются введением рыночного типа экономики, с одной стороны, и развитием демократии, становлением гражданского общества, - с другой. В этой связи становится необходимой теоретическая разработка этих феноменов.

В эпоху демократических преобразований усиливается потребность в интерпретации феномена демократии, актуализируется проблема общего и особенного, общечеловеческого и группового, их отражения в демократическом устройстве различных обществ.

Каждое поколение, каждая культура и субкультура реконструируют демократическую теорию и практику. Со случайными исключениями, на протяжении многовековых дискуссий по вопросам демократии, женщины были практически исключены из этого процесса. В эпоху новейшего времени женщины получили право голоса, однако и в наши дни демократическая теория и практика в силу оперирования тендерно - нейтральными категориями индивидуума и гражданина, все еще остаются привилегией мужчин. Сегодняшние дискуссии по проблемам природы демократии и ее целей неразрывно связаны с вопросами тендерного равноправия, а следовательно - феминизма. Современное феминистское реконструирование демократии началось сравнительно недавно (в XX в.), а использование тендерного подхода в политической теории уже привело к качественным и количественным изменениям.

Вместе с тем, достижение тендерного равноправия весьма затруднительно. Поскольку тендерные отношения охватывают все сферы нашего социального бытия, то для их модернизации (гармонизации) необходимо не только существенное изменение многих государственных и общественных институтов, но и индивидуального и массового сознания, освобождение общественного сознания от устаревших социальных (патриархатных) стереотипов и предрассудков. Свободному демократическому обществу должно соответствовать эгалитарное сознание.

В этой связи назрела необходимость ввести в научный оборот идеи зарубежных (особенно англоязычных) авторов, наработавших обширный эмпирический и теоретический материал по различным аспектам демократии вообще, и ее тендерной составляющей в частности. С этой точки зрения представляется актуальной проработка философских, социально-психологических и политологических подходов к определению понятия «демократия», «тендерное равноправие», к различным теориям (особенно феминистским), характерных для современной науки. Для создания целостной теории тендерного равноправия в условиях развивающейся демократии существенное значение приобретает социально-философское исследование и обобщение существующих концепций.

Степень разработанности проблемы. Такая категория социально-философского знания, как демократия, является сложным понятием, содержание которого расширяется по мере становления социального качества. В процессе познания этапы изменений социальной реальности превращаются в гипотезы, концепции и парадигмы, которые отражают изменения, происходящие сегодня в самом научном знании, а также в рефлексии над тем путем, каким это знание развивается. С этих позиций представляется возможным выделение нескольких широких групп источников.

Первая группа объединяет труды тех мыслителей, чей гений открыл возможности развития всей системы философского и политического знания. Ценность этих работ заключается в том, что в них определены основные подходы к исследованию социальных проблем вообще, проблем государства и права, демократии и равноправия, гражданского общества в частности. Речь идет о Платоне, Аристотеле, Н.Макиавелли, Т.Гоббсе, Дж.Локке, Ш.Монтескье, Гегеле, А.Токвилле и др.

Ко второй группе можно отнести труды русских философов, размышлявших над общим и особенным в процессах социального развития, о соотношении государства и личности, степени свободы в современном обществе (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Л.Н.Гумилев и др.). Анализ этих трудов помогает выявить специфику восприятия и интерпретации социальных проблем в русской философской традиции.

В состав третьей группы научных исследований можно включить те, предметом которых является предельно возможный дискурс изучения демократических процессов в новейшее время. Это труды как зарубежных (Э.Дюркгейм, К.Поппер, А.Пшеворский, Л.фон Ранке, Д.Хелд, С.Хук О.Шпенглер и др.), так и отечественных авторов (О.С.Анисимов, А.П.Бутенко, Л.Я.Гозман, А.Дугин, В.М.Капицын, С.Э.Крапивенский, Л.А.Морозова, В.С.Нерсесянц, Э.А.Поздняков, Ю.Д.Ролдухин А.М.Эткинд и ДР-) К четвертой группе относятся труды отечественных авторов, работающих в русле социогендерных исследований: САйвазова, ОБоронина, Л.Егорова, Е.Здравомыслова, Е.Кудряшова, ТКлименкова, Н.Кукаренко, Н.Пушкарева, Г.Силласте, А.Тёмкина, О.Шнырова и др. Следует заметить, что хотя статус тендерных исследований в российской академической науке пока до конца не определен, они развиваются весьма интенсивно и продуктивно.

Следующая группа работ является основным источником и предметом нашего диссертационного исследования. К ней относятся: во-первых, «классические» труды западного феминизма: С. де Бовуар, Б.Фридан, С.Файерстоун, К.Миллет, в которых формулируются основные проблемы феминизма и категории феминистских и гендерных исследований. Во-вторых, книги и статьи таких современных исследователей, как А.Филлипс, А.Янг, Б.Барбер, Х.Питкин, В.Шапиро, Дж.Хедлунд, Х.Шейе, И.Нордевал, К.Ферпоссон, Дж.Марч, Й.Ольсен, Н.Фрейзер, К.Баки, Д. Скотт, Д.Харравэй, Д.Эванс, СХардинг, А.Джаггар, ДБотгомлей, В.Рэндалл, В.Брюсон и др. Именно в работах этих авторов дан глубокий анализ современных проблем демократии, равноправия и механизмов его реализации в тендерной перспективе.

Следует заметить, что использование в современной науке понятий «феминология», «социальная феминология», «историческая феминология», «гендерные исследования», «социология гендерных отношений» не имеет пока строгой определенности. Зарубежные и ряд российских ученых предпочитают говорить о гендерных исследованиях. В университетах Европы и США широко используется термин «women s studies», что означает «женские исследования». В отечественной науке часто используется понятие «социальная феминология» (О.А.Хасбулатова).

Многоплановость содержания и сферы изучения демократии и тендерного равноправия в трудах современных философов, политологов, социологов и политических психологов настолько широка, что это еще раз подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.

Отличительной особенностью избранной темы исследования является и тот факт, что она располагается в центре современного политического процесса российского общества. И для нас очень важно изучить и разумно адаптировать теоретический и практический опыт стран, ушедших дальше нас по пути развития «открытого общества».

Объектом данного исследования стали социально-философские теории демократии в зарубежной социальной науке (социальной философии, политологии и политической психологии) феминистской направленности в XX- начале XXI веков.

Цель работы - исследование и систематическое изучение современных зарубежных теорий феминизма по проблемам демократии, выяснение тенденций их развития.

В этой связи автор ставит перед собой следующие задачи:

дать характеристику основных историко-философских и методологических подходов в изучении феномена демократии;

- описать основные концептуальные подходы к решению проблемы тендерного равноправия;

- выявить особенности феминизма как социально-философской теории и показать, каким образом в рамках данной теории идет постановка проблем демократии;

- рассмотреть проблему представительства (гендерной репрезентации) в политической сфере, проследить развитие ее в теории феминизма;

- особое внимание уделить постановке проблемы тендерного равноправия в современных теориях;

- выяснить особенности «государства всеобщего благосостояния» и основные механизмы реализации тендерного равноправия в нем;

- рассмотреть проблему реализации тендерного равноправия в гражданском обществе.

Методология исследования и источники. Поскольку проблема демократии многогранна, постольку она потребовала интегрального, междисциплинарного подхода к ее анализу, а также использование компаративистики и метода герменевтического анализа феминистских текстов.

Методологической основой диссертационного исследования послужили социальный конструктивизм и общефилософские принципы объективности, закономерности, историзма, взаимосвязи и развития с некоторыми элементами теории самоорганизации. В качестве общенаучных методов были использованы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Анализ проблематики диссертации осуществляется на основе философских представлений о социальной (политической) природе человека, о закономерностях и путях развития общества и государства, о демократии, правовом государстве, гражданском обществе, равноправии.

В ходе исследования совмещались исторический и логический подходы, при анализе историко-философского материала использовались принципы сравнительного анализа, системности, конкретности.

Предмет исследования потребовал обращения к трудам крупных философов прошлого, к работам ведущих современных исследователей феминистской направленности, работающих в области социальной и политической психологии, философии и политологии.

Научная новизна исследования, по мнению автора, состоит в следующем:

- в выборе направления и постановке самой проблемы исследования, состоящей в философском анализе развития проблем демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминистской направленности. Под таким углом зрения данная проблема фактически не рассматривалась;

- в определении сущности феминизма как оппозиционарности, проявляющей себя в рамках развивающейся демократической системы и рассмотрении в данном контексте различных интерпретаций проблем демократии современными теоретиками феминизма;

- в выделении и анализе проблемы тендерной репрезентативности в представительной демократии, при этом содержание понятий «представительство» и «репрезентативность» разводятся и понимаются как разные. «Представительство» означает равное участие всех граждан в выборах и в процессе принятия решений, независимо от расовой, этнической, религиозной, идеологической, сексуальной и т.д. принадлежности. Понятие «репрезентативность» характеризует тендерную составляющую политического участия, и в этом смысле можно говорить о женской/мужской репрезентативности.

- в исследовании проблемы тендерного равноправия и механизмов его реализации в «государстве всеобщего благосостояния» и гражданском обществе;

- во введении в научный оборот ряда работ зарубежных (главным образом англоязычных) авторов, прежде неизвестных отечественным исследователям.

Теоретическая и практическая значимость

В диссертации дан целостный анализ современных социально- философских и политических теорий феминизма по проблемам демократии и тендерного равноправия, намечены перспективы развития данной проблематики, полученные при этом результаты могут способствовать решению фундаментальных социально-философских проблем, использоваться при создании целостной (интегральной) концепции современной демократии, при дальнейшей разработке историко-философских и теоретико-познавательных вопросов.

Положения и выводы, обоснованные в диссертации, имеют мировоззренческое и методологическое значение для конкретно научного познания демократических процессов, они могут применяться при чтении основных и специальных курсов по истории политической философии, социальной философии, политологии, социологии, феминологии, социальной политике и др. на факультетах повышения квалификации, аспирантам и студентам философских, социологических, исторических факультетов, факультетов социальной работы, управления и менеджмента, при составлении учебных пособий и подготовке курсов лекций.

Апробация исследования. Основные положения работы изложены в научных публикациях автора. Результаты исследования получили отражение в материалах следующих международных конференций: «Гендерные исследования: проблемы и перспективы» (Архангельск, 1997), «Northern Women - Northern Life» (Tromso, Norway, 1997), «Women in the North from a gender perspective» (Архангельск, 1998), «Building bridges: social work in changing cultures and societies» (Архангельск, 1999), «Women s World - 99» -7th International Interdisciplinary Congress on Women» (Tromso, Norway, 2000), «Professionalization of social work» (Bodo, Norway, 2000), круглый стол по проблемам тендерного равноправия (Архангельск, 2001), «Collaboration in transboundary areas» (Joensuu, Finland. 2001), «Гендерные исследования в гуманитарных науках» (Архангельск, 2002) и ряде других.

Материалы диссертации обсуждались на кафедре философии Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав (в каждой по три параграфа), заключения и библиографии (215 наименований)

Сущность и содержание демократии: проблема определения в истории философии и современных социальных науках

Мы рассматриваем общество как сложную открытую саморазвивающуюся систему, существующую по законам процессов творческого открытия, в которых существенную роль играют и стохастический и детерминистский процессы. Общество, будучи целостным организмом, развивается как система, элементы которой находятся в постоянном взаимосодействии и взаимодействии друг с другом, а это, в свою очередь, определяет необходимость системного, комплексного анализа как социальной системы в целом, так и отдельных ее подсистем.

Одной из наиболее сложных социальных подсистем является сфера политики и государства. В своем исследовании мы исходим из аристотелевского понимания сущности природы человека как «существа политического». Имея в виду тот факт, что человек в основе своей существо общественное, государственное, Аристотель считал понятия «политика» и «государство» совпадающими. В своем труде «Политика» он писал: «Поскольку, как мы видим, каждое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага.., то, очевидно, все общения стремятся... к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то, общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».1 В этом определении можно выделить три основных момента: 1) общение людей организуется ради удовлетворения каких-либо интересов, 2) наиболее важный вид общения, охватывающий все остальное - это государство, 3) государственное общение есть общение политическое.

Вслед за Аристотелем многие теоретики (марксисты, М.Вебер и др.) склонялись к признанию того, что в жизни нет полностью независимых от политики сфер деятельности. Политика всеобъемлюща. Когда же требуется, то она превращает в свое орудие любую ценность, будь то искусство, наука, экономика, образование, воспитание и т.д.

Тема «политики и государства» является одной из ключевых на протяжении всей истории философии. Макиавелли, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Гегель, Дюркгейм, Н.Бердяев, Л.Гумилив и многие другие2 мыслители анализировали различные аспекты этих социальных подсистем: политика и власть (влияние); государство и политическое насилие; природа и происхождение государства, его виды и типы, формы политического правления (режимов) и т.д. Понимая важность всех составляющих, в рамках нашего исследования мы остановимся лишь на проблеме демократии как одном из основных феноменов современной политики и современного государства, а так же комплиментарных ему категориях «гражданское общество», «правовое государство» и ряде других.

Этимологически понятие «демократия» происходит от двух греческих слов: «demos» - народ и «kratos» - власть и буквально означает «власть народа». Иными словами демократия - есть «форма государственного устройства, при котором осуществляется правление народа».3 Исторически демократия возникла в Древней Греции и выражала интересы свободных собственников греческих полисов (городов-государств). Соответственно античные авторы (Платон, Аристотель, Геродот) рассматривали эту форму правления как такую полисную организацию, в которой свободные граждане имеют равные права.

«Древние греки были убеждены в необходимости демократии вне всякого сомнения, правда, исключая из этого процесса женщин, рабов и иноземцев. Афинские идеалы демократии и гражданского участия казались предосудительными тем, кто слышал о них еще триста лет назад. Граждане Афин собирались по меньшей мере сорок раз в год на независимые ассамблеи (кворум составлял 6000 человек), чтобы обсудить и принимать решения по наиболее важным вопросам государственной жизни. Посредством голосования и случайного выбора из их числа избирался управляющий совет их пятисот граждан, который формировал политические предложения. По принципу ротации члены совета служили в комитете пятидесяти, президент этого комитета избирался сроком только на один день».4 Акцент делался на активное участие граждан в политической жизни, которые таким образом получали возможность как управлять, так и быть управляемыми, кроме того, готовились к тому, чтобы посвятить себя решению важных государственных вопросов. Однако подобная политика не имела ничего общего с тем, чтобы защитить интересы отдельной личности. Хорошим гражданином считался тот, кто «переадресовывал свои персональные интересы нуждам республики в целом, идеальный гражданин не должен был даже осознавать конфликты».5

Отношение к демократии в истории философской мысли было и остается неоднозначным. Неодобрительно или сдержанно относились к ней, например, Платон и Аристотель. В эпоху Нового времени развивающиеся рыночные отношения диктовали необходимость введения такого государственного устройства, при котором были бы защищены права частных собственников от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав человека на основе теории общественного договора, пришли к выводу, что соблюдение законов является важнейшим гарантом политической свободы. В государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей».6

Феминизм как оппозиционарность. Основные концептуальные подходы к проблеме положения женщин в обществе

Основными для нашего диссертационного исследования являются понятия «женский вопрос», «феминизм», «феминистская теория», «гендер». Поэтому необходимо их объяснить.

В разное время исследователи вкладывали разный смысл в понятие «женский вопрос». Например, А.Бебель в работе «Женщина и социализм» писал, что женский вопрос - это вопрос «о положении, которое женщина должна занять в нашем социальном организме, каким образом она может всесторонне развить свои силы и способности, чтобы сделаться полным, равноправным и деятельным членом человеческого общества». В конце XIX века в России под женским вопросом понималось «сознательное стремление женщин к достижению общечеловеческих прав, равного права на труд, одинаковых юридических прав и одинакового образования с мужчинами».53

Современные отечественные исследователи дают следующее определение: «женский вопрос - это вопрос о путях достижения фактического равенства женщин и мужчин в обществе, о путях создания таких условий, когда выполнение одной из функций не становилось бы непреодолимым препятствием на пути реализации остальных. Он тесно связан с реализацией женщинами нескольких функциональных ролей: труженицы, гражданки, матери. Речь идет о таком состоянии общества, когда женщины и мужчины будут иметь не только равные права, но и равные возможности для их реализации. С учетом современных реалий можно утверждать, что общества подобного типа - это социальная стратегия XXI века».54

Феминизм (от фр. «femme» - «женщина») - возник как движение в защиту политических и гражданских прав женщин в 1848. Период до 1848 выделяют как этап зарождения, 1848-1920 гг. - «первая волна». Для этого периода характерна борьба женщин за достижение формального, юридического равенства с мужчинами; с 60-х гг. XX в. - «вторая волна», ориентированная на достижение фактического равноправия полов. Конец 80-х - начало 90-х годов -«третья волна», связанная с развитием феминизма различий (цветной феминизм, эко-феминизм, культурный феминизм). Тендер- процесс предписания социальных различий мужчинам и женщинам. «Тендерное направление возникает в русле феминизма в 70-е гг. и отличается предметом, тактикой, целями. Объектом критики становятся не мужчины вообще, а реальные государственные структуры власти и управления, патриархатно ориентированные культурные нормы и порядки. Таким образом, если феминизм делает упор на эмансипацию женщин, то тендерная теория постулирует изучение ролей как женщин, так и мужчин, имея своей целью эмансипацию всего общества»55.

Если демократия существует более четырех тысяч лет (ровно столько, сколько философская и политическая мысль), то феминизм, как политический и интеллектуальный феномен, появился гораздо позже. Своим возникновением он обязан XVII веку, эпохе реформации и буржуазных революций, формированию современных европейских государств и характерного для них гражданского общества, становлению новых демократических тенденций (отличных от античной традиции). Таким образом, современная демократия и феминизм развивались одновременно. По мнению Анне Филлипс: «Эти традиции имеют много общего, прежде всего то, что они обе связаны с понятием равенства и выступают против произвола власти». С установлением связи между равноправием и демократией (что стало открытием Нового и Новейшего времени), неизбежными становятся и отношения между демократией и феминизмом. Поскольку демократия несовершенна и находится в постоянном процессе становления, постольку одной из неотъемлемых ее составляющих является наличие оппозиции. В этом смысле можно говорить о феминизме как проявлении оппозиционарности в процессе развития демократического общества.

Под оппозиционарностью современные авторы (Абульханова К.А., Авцинова Г.И., Косолапов Н.А., Назаретян А.П., Уледова И.А., Чернавин Ю.А. Чубкова Г.П. и др.) понимают целенаправленную активность субъектов политики, которая направлена на выражение и достижение целей и задач, обусловленных определенным неприятием ими официальной направленности, порядка и уклада социально-политической и экономической жизнедеятельности общества.

Оппозиционарность проявляется через социальное взаимодействие субъектов политического процесса, в контексте которого оппозиция целенаправленно стремится к самореализации. Одна из основных закономерностей взаимодействия оппозиции с властью проявляется в мотивационно-целевой сфере и предстает как борьба целей и мотивов. В качестве одной из основных закономерностей проявления оппозиционарности выступает ее активное участие в коммуникативных процессах взаимодействия с властью и обществом, подразумевающего расширение спектра применяемых моделей, алгоритмов и технологий, обеспечивающих более эффективное воздействие на власть и мобильную обратную связь с различными институтами общества.

Постановка проблемы тендерного равноправия в современной социальной и политической философии

Проблемы социальной справедливости, равенства, равноправия для социальной философии являются традиционными. Так или иначе, их изучали и по-своему интерпретировали многие классики философской мысли, начиная с Платона и кончая современными исследователями.

Лозунг «Свобода, равенство, братство» сопровождал европейские революции Нового времени. Решение проблем равенства и равноправия стали неотъемлемой составляющей процесса демократизации общества. Однако проблема тендерного равноправия появилась сравнительно недавно и связана была с женской эмансипацией, появлением феминизма, феминистских и тендерных исследований.

«Понятие «тендерное равноправие» чаще всего используется в значениях, выраженных имплицитно («одинаковые возможности» или «равные»). Значения зависят от конкретного социально-исторического контекста и являются значимыми для понимания феномена равноправие. Фактически, разные значения обуславливают результаты политических действий». В отечественной науке были проведены ряд исследований (Н.Н.Кукаренко) по проблеме тендерного равноправия через рассмотрение современных философских подходов к анализу социальных явлений (аналитической философии, философской герменевтики и метода деконструкции), с использованием концептуального подхода, предложенного Кэрол Баки Который заключается в анализе того, что называется проблемой - «what s the problem represented to be?» - или как феномен представлен в качестве проблемы. «Данный подход ставит под вопрос естественность представленности многих социальных проблем; то, какие импликации закладываются или принимаются как естественные в представлении проблемы как «проблемы»; а также какие последствия, какой эффект вызывает конкретное представление проблемы или замалчивание и игнорирование данной проблемы в качестве проблемы. Отличительной чертой данного подхода является то, что в качестве объекта анализа представлен не только готовый материал (законодательные акты, директивы), что обуславливает изучение того, что стало фактом нашего бытия, и одновременно обуславливает понимание политики как деятельности правительства по тому или иному кругу вопросов, но и деконструкцию того, каким образом проблема представлена Подход берёт оформленные требования и проблемы как исходный момент для анализа вопросов, которые не были замечены, привлекая внимание к умолчаниям, а не к каким-то отдельным аспектам, не попавшим на повестку дня. К таким умолчаниям следует, например, отнести гендерные отношения» .

Рассматривая женскую эмансипацию исторически, можно увидеть её развитие в двух направлениях: первое-это борьба женщин за право быть равными, второе-борьба за право быть отличными от мужчин. С 80-х годов XX века в западном дискурсе тендерной теории особое внимание уделялось понятиям «равенство» и «различие». Как отмечают в своих работах Г.Бок (Gisela Bock) и С.Джемс (Susan James)141, концептуализация дихотомии «равенство-различие» сама по себе имеет различную трактовку как в академическом, так и в национальном измерении. В то время как представители французской и итальянской феминистических школ фокусировали своё внимание в основном на категории «различие», англоамериканские исследователи уделяли большее внимание анализу понятия «равенство». Вместе с тем, представителей вышеназванных школ объединяет то, что все они ставят перед собой цель деконструировать традиционное значение данных понятий и реконструировать новое понимание равенства и различия, при котором положение женщины играет центральную роль, а соотношение понятий «равенство» и «различие» приобретает новое звучание. Г.Бок и С.Джемс выделяют три момента, в которых дихотомия «равенство-различие» проявляются наиболее отчётливо.

Во-первых, оба понятия на протяжении длительного периода времени использовались против женщин: формальное равенство слишком часто провозглашалось в «мужских границах», а призывы к различию женщин или отношение к ним как к другим продолжают использовать, чтобы оправдать неравенство между полами.

Во-вторых, женское движение 60-70-х годов XX века обозначило проблему: «что значит быть женщиной и быть феминисткой?», актуализировав при этом противоречие в соотношении понятий «равенство» и «различие». Феминистская теория пытается дать ответ на вопрос о сущности «женского».

Похожие диссертации на Проблемы демократии в современных западных социально-философских и политических теориях феминизма