Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы философии государственности на современном этапе Свириденко, Андрей Арьевич (1952-)

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Свириденко, Андрей Арьевич (1952-). Проблемы философии государственности на современном этапе : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Башкирский мед. ун-т.- Уфа, 1996.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-5/2532-8

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕНЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Долгое врєия наше государство шло по авторитарному пути развития. Единственно вєршін направлением Философии считалось марксистско-ленинское мировоззрение, что привело к ее искажению. Философия государственности, также как и Философия истории, Философия права считалась буржуазно-либеральный предрассудкон. Распространению государственно-Философских подходов к проблемам государственного строительства, демократии, личности и суверенитета препятствовали обширные пространства советской империи, социальная структура обшества сталинско-брежневского периода. В таком обществе не могли свободно развиваться деиократия, парламентаризм, суверенитет субъектов СССР.

В связи с тем. что в настоящее вреня в России остиествлнется пронесе реформирования политической системы, происходит переопенка взглядов па институт собственности, на соотношение интересов личности и государства, приобрел особую остроту вопрос о Формировании философских концепций по вопросу государства, демократии, суверенитета, Философского осмысления национально-государственной политики, поиска национальной идеи, необходимости становления Философии государственности и. в частности. Философии государственности Башкортостана. Научный анализ и определение основных направлен^ этого процесса, разработка нетодологии, выработка принципов Философии госулаственности является настоятельной потребностью сегодняшнего дня. Удовлетворение этой потребное-ти, всестороннее исследование процессов становления личности,воз-

f рождение наций и тенденции их суверенизации сквозь призму Философского осмысления приобретает сегодня все болыпее ТЄОРЄ-

ч тическое значение и практический іштєрєс. становится необходимый и чрезвычайно актуальный. Рассматривать эти вопросы следует с позиций системности, структурно-функционального анализа, историзна, с учетом общего и особенного, специфики разработки проблемы национального суверенитета. Следует отметить, что некоторые аспекта этой проблемы ставились и ранее, однако так и остались неразработанными и нерешенными.

Философское оснысление Феномена власти, демократии и национального суверенитета, их историко-философские аспекты с научных методологических позиций, со всей необходимостью показывают, что Философия государственности не является чем-то осязаемым, конкретным. Философию государственности нельзя, да и нецелесообразно, рассматривать, окружив ее жесткими границами в отрыве от всего окружавшего в обществе. Сани по себе методологические предпосылки анализа Философии государственности не в состоянии сформировать достаточно прочную базу, чтобы опираясь иа нее, вывести теоретическое определение Философии государственности. Недостаточность предпосылок объясняется их всеобщностью. Прежде всего Философия государственности, как впрочем и социальная Философия в целом, явление суть социальное. Она позволяет расширить возможности Философского осмысления природы государства и жизнедеятельности в ней человека, взаимоотношения личности и государства политики и права, суверенитета и права. На протяжении многих тысячелетии человечество создало определенные политические и государствен-

но-нравовые институты. Среди них следует выделить, власть, право,

1 демократию, суверенитет, национально-государственное устройство.

Все эти институты играют роль инструментария в управлении обществом, отношениями между обществом и человеком через потребности

1. См. Керимов Д. А. Предмет Философии права // Государство и право, н 7.. 1991. С. 13.

5 посредников. Напрашивается вывод, что бытие и Функционирование этих институтов аеликон и полностью нокет быть исчерпано человекои. отношением к нену. Но при более глубоком осмыслении становится очевидным, что этот Феномен далеко не однозначен. Сформировавшись, вышеназванные институты включаются в сложные отношения в обществе, обретают свою сугубо индивидуальную парадигну развития, которая зачастую выходит за пределы иелей и намерений их создателей.

Все это дает возможность анализировать Философию государственности как часть Философии социальной не только в ее отношешш к человеку, но и в иных аспектах.

Изучение этих проблей особенно актуально сегодня, поскольку общество стремится понять почему процессы Формирования суверенитета и денократии у нас начались гораздо позднее . чем в ' других странах,почему не реализованы до сих пор такие социальные институты как свобода личности, государственный и национальный суверенитет. Где выход из создавшегося кризисного положения. в которой оказалось Российское общество?

Философия государственности, по нашему убеждению, позволяет более глубоко изучить эти процессы. Следует, нехду тем, отграничивать Философию государственности от государственной идеологии. Исходя из обшего смысла социальной Философии, следует рассматривать категорию государственной власти в трех аспектах. Во-первых, как Фундаментальную систему социально-политических ценностей, определяемых Конституцией. Во-вторых, как независимую от снены лидеров. основанную на принципе разделения властей, концепцию осуществления управления обшеством. В-третьих,как Философское осмысление политики, исходя из сложившихся обших ценностей для народов.

населяющих территорию бывшего СССР.

Решение социально-политических проблей с иозипий их Философского осмысления есть основа Философии государственности.

Таким образом ФилюсоФию государственности нохно определить как особую Форму общественного сознания, имеющую своей целью осмысление сущности государственно-политического бытия и места личности в этой системе на базе правовых аспектов проблемы.

СОСТОЯНИЕ научной РАЗРАБОТАННОСТИ темы, вопросы Формирования Философии государственности как части социальной Философии в отечественной науке практически не разрабатывались. Хотя следует отметить.' что ученые - обществоведы ставили эти вопросы на повестку дня неоднократно. Тем не менее, фундаментальных исследований по данной тематике не велось. Работы ученых затрагивали лишь отдельные проблемы философии государственности.

Главной причиной слабой разработанности этой проблены следует считать социально-политические и духовно-идеологические отношения, господствовавшие в СССР, а такте управление страной партийной бсрократией. которое также сыграло cbod негативную роль. Вопросы Философского осмысления социальных и политических процессов, как это не парадоксально, более полно освешадись учеными зарубежных стран. О таких социальных институтах в России как власть, национальный суверенитет, право и т.д. иного писали: Р. Арон . X. Аренд . Э. Браун , 3. Бэехинский , К. Вестей , -

7 Н. Вєрт. Н. Восленский Р. Дареилорф , Р. Фаль, Н. Лхилас. А. Кози. Д. сарторон. Л. Сержеит. А. Липхард, Р. Пайпс. к. Фридрих. Л. Иа-

I пнро. Ф. Хайек и другие.

Отечественные обществоведы приступили к разработке проблей философии государственности в условиях образовавшегося политико-культурного и духовного ваккуна. переоценки пениостей и мировоззренческих позиция. Несмотря на столь сложную обстановку отечественная Философия получила возможность исследовать проблемы философии государственности через призну человеческого бытия.

В последнее время в литературе стали публиковаться материалы по Философии, так или иначе, касающиеся вопросов Формирования Философии государственности. Вышли в свет книги и сборники статей о внутренних политических перененах в стране, о переосмыслении социальных явлении и категорий с участием известных политологов, социологов, юристов, философов: Ф. М. Бурлацкого, А. П. Бутенко , Т.И.Заславской , A.M. Ковалева. А. Н. Пригожина. Я А. Керинова, Г. Я. Ракитских, Р. В. Рыбкиной, В. Ф. Щербины , В. А. Ядова и других. Представляет интерес работа Д. Ж. Валеева - " Национальный сувє-

2 ренитет и национальное возрождение", которая затрагивает историческую ретроспективу развития и Формирования Философии государственности и ее институтов.

О неразработанности данной темы в отечественной науке свидетельствует отсутствие фундаментальных исследований происходящих в настоящее время социальных рєфорн, их филосовского осныелення.

1. Сн. Sergent. Contemporary PoiltlKal Ideologls. Homo-Wood чъ.ъг.

г. Сн. Валеев Д. Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа. 1994. С. 80-81.

&

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ . Актуальность и степень разработанности проблемы определяет основную цель диссертационного исследования:разработка методологических вопросов, связанных с Философским осмысленней процесса демократизации российского общества и государства, анализ начавшийся преобразований внутриполитической жизни российского общества и динамика основных направлений развития современной социальной политики в Философском аспекте. В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются:

- аиализ содержания и особенностей методологического основания Философии государственности и ее категорий;

показ противоречий процесса демократизации и поиск путей их преодоления и, в конечном счете, разрешения;

исследование динамики российского общества и социальной политики с позиций социальной Философии с целью определения способов достижения в оптинальные сроки философского осмысления его институтов;

исследование механизма государствообразования через призну человеческого бытия;

- философское осмысление института государственной власти.
ОБЪЕКТОМ диссертационной работы является социально-политичес
кая система государства и ее Философские аспекты.

ПРЕДМЕТОМ, исследования выступает становление таких категорий социальной Философии как власть, национальный суверенитет в современной России.

методологической базой исследования является ПОДХОД К ПРОбле-не Формирования Философии государственности с позиций диалекта-

9 ческого понимания исторического процесса, с учетон принципа системности, соотношения обиего и особенного, сочетания исторического и логического анализа. В этой ситуации нетодологическая роль материалистической диалектики важна в тон плане, что позволяет выявить сущность политических и правовых гефорн. демократизаций и суверенизации общества в пределах данного исторического типа, рассиотреть их отдельные институты и политический режим в динанике.

На сегодняшний день исследования процесса становления демократии в России . тенденции суверенизации ее субъектов с позиций социальной Философии требует методологии, способной охиатить предмет во всем многообразии и богатстве. Правильно выбранная методология дозволяет сочетать как обшие, так и частно-научные. государственно-Философские методы и приемы исследования.

Фенонец становления философии государственности в целой можно охватить посредством сравнительно-исторического метода. Аналогию можно проводить как по горизонтали - сравнительно параллельное исследование политических институтов стран, принадлежащих к одной Форнашга, так и по вертикали, которое позволяет выявить приєнс-твенность форн и традиции демократии, сравнивая институты различных Формаций.

При анализе Философии государственности как сложной систены институтов властвования, демократизации, суверенитета, возникает проблема оценки деятельности этих институтов в едином СТУКТУРНО-сФормированном комплексе.

Системно-структурный нетод не только дает картину той или иной Формы социальной Философии как Функционирующей систены институтов, но позволяет выявить взаимосвязи и механизмы функционирования отдельных институтов Философии государственности в систе-не общества в делом, наряду с характеристикой отдельных институ-

тов социальной Философии необходимо установить и* внутренние взаимосвязи, исследовать ик Функпиоиировакие как состзвішх элементов философии.

В настоящей работе предпринята попытка осмысления олюралиэна взглядов и ккений на соотношение личности и государства.власти И суверенитета, этнических и конфессиональных особенностей, с учетом мирового опыта в этой области.

Научная новизна ИССЛЕДОВАНИЯ, новизна диссертационной работы состоит:

- в обосновании идеи философского осмысления кеханкзка госг-
дарствообразования. его институтов и Формирования на этой основе
Философии государственности как ответвления социальной Философии;

в выработке нового подхода к понимании сущности Философии государственности, исходя из диалектического понимания истории, структуряо-систєнного. исторического, логического и сравнительно-описательного иетодов исследования;

в анализе противоречии процесса демократизации н суверенизации субъектов российского государства . в частности. Республики Башкортостан.

- в осмысления' путей Форнировзння национального суверенитета
в Философской аспекте.

диссертационного исследования. Философия занимает в современном мировоззрении основную.ведущую роль среди других наук как путь к истине постихения человеческого бытия. Процесс развития философии -длительный исторический процесс.тесно связанный с развитием процесса реализации, таких универсальных человеческих ценностей, как свобода, справедливость. Он бесконечен. В современной нире усилилась потребность человека во всестороннем охвате реальной сущности бытия во всей многогранности его проявлений. С другой стороны, возрос интерес к проникновению в сущность происходящих процессов, в раскрытие глубинных процессов, связей, тенденций общественного развития. В этом смысле Философия не является понятием изолированным, оторванный от других явлений социума, она суть составная часть целостного изменения общества, более того, она может быть рассмотрена как основная движущая сила прогресса знаний, эволюции, культуры, сочетания индивидуального и коллективного разнития человека и обшества. Исследования подобного рода проблем имеют методологическое значение для осмысления современного мира. Это активизирует, в свою очередь, изучение таких проблем, как взаимосвязь обшества и личности, развитие сущности каж-' дого человека. Формирование мировоззренческих установок личности. Все вышеперечисленные Факты повышают значимость Философии как социальной науки. Философского осмысления индивидуумом своего отношения к действительности. Большой урон развитию отечественной Философии был нанесен господствон авторитарного мышления и через-мерной монополизацией взглядов диалектического материализма,искажением партийно-бюрократической верхушкой марксистско-ленинского учения. Естественно, что в таких условиях Философская мысль приобрела однобокую направленность, философия была лишена своего статуса

НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ СОСТОИТ в том.чторазработанная диссертантом методология и концепция философии государственности будет способствовать дальнейшему научному изучению институтов и различных сторон сопиалыюй Философии, тенденций ее развития, для разработок Фактических способов реализации ее положений; в прогнозировании и управлении социальными процессами: реформировании национально-государственной политики руководством Республики Башкортостан и России.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов социальной Философии. Философии права, социологии и политологии в высших и средних специальный учебных заведениях, л также для преподавания основ государства и права для учащихся старших классов к спецкурсов.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации были обсуждены на ряде научно-теоретических конференций и республиканских се-нинарах.

ПУБЛИКАЦИИ : По материален работа опубликованы четыре статьи, доклады, тезисы.

СТРУКТУРА И СОДЕРХАНИЕ РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения трех глав, заключения и библиографии.