Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Лащенко Полина Владимировна

Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств
<
Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лащенко Полина Владимировна. Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств : диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Лащенко Полина Владимировна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет"].- Санкт-Петербург, 2015.- 198 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Государство всеобщего благосостояния в скандинавских странах: особенности становления и современное состояние 15

1.1. Понятие и сущность государства всеобщего благосостояния в работах его теоретиков 15

1.2. Особенности становления и развития скандинавской модели социального государства на примере Швеции и Норвегии 27

ГЛАВА 2. Индивидуализм как мировоззрение современного скандинавского общества 40

2.1. «Индивидуализм» в социальной философии и его феномен в современном скандинавском обществе 40

2.2. Положение индивида в скандинавском социальном государстве 56

2.3. Проблемы самореализации и социальной интеграции в государстве всеобщего благосостояния с доминированием ценностей индивидуализма ... 70

ГЛАВА 3. Социально-политические проблемы скандинавсих социальных государств 88

3.1. Участие граждан в социально-политической системе социального государства 88

3.2. Проблемы института семьи в современном скандинавском обществе 96

3.3. Миграционная политика Скандинавских стран как фактор трансформации современного скандинавского общества 130

Заключение 160

Источники и литература 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема построения социального государства была в центре внимания многих политических институтов и общественной мысли начиная со второй половины XIX в. Его идея представлялась в реализации принципов справедливости, солидарности, гармонизации отношений государственных институтов и общества, сглаживании классовых противоречий и социально-политической стабильности. Однако многочисленные концепции социального государства не привели к единому понятию, и поэтому реализация данных принципов отличается многообразием форм.

Скандинавский регион является одним из примеров успешного применения на практике концепции социального государства по степени внедрения его принципов в общественные институты. К 60-м годам XX века сначала в Швеции, а затем в Норвегии и Дании удалось выстроить ту солидарную социальную политику, благодаря которой государства Скандинавии стали одними из самых стабильных и гармоничных в отношении взаимодействия государство - индивид государств мира.

Российская Федерация провозглашена социальным государством с 1993 года, что отражено в главе 1 ст. 7 Конституции РФ. На современном этапе в России «... социальная защита - одна из важнейших функций государства. И возможный отказ от неё поставит под угрозу само существование института государства как такового...»1. А так называемый «шведский социализм» стал образцовым типом государства «всеобщего благосостояния» в условиях рыночной экономики - путь, на который встало Российское государство с 1993 года. В этой связи, критический анализ особенностей становления и развития социального государства в скандинавских странах способствует эффективному применению его принципов в России.

Тем не менее, в конце XX - начале XXI вв. развитие скандинавского общества в условиях социального государства приобретает кризисные черты, характеризующиеся рядом проблем. Условно их можно разделить на две крупных группы: проблемы личностного самоопределения индивида в государстве всеобщего благосостояния и социально-политические.

Проблемы, с которыми сейчас сталкивается скандинавский регион, актуальны как для западноевропейских государств, так и для России. Поэтому, их

Президент В.В. Путин в интервью агентству РИА-Новости, 14 июня 2013. - Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: URL: (15.12.2013).

анализ и оценка будет способствовать не только разрешению конфликта в социальной политики Скандинавии, но и послужит положительным примером решения подобных проблем в России и Европе. Изучение опыта общественно-политического развития скандинавских стран поможет скорректировать проблемные аспекты политики российского государства в социальной сфере на федеральном и региональном уровнях. Высокую актуальность приобретает социально-философский анализ проблем социального государства на современном этапе развития, так как он способствует уточнению целей и задач социального государства и способствует разработке оптимальной модели общественного и государственного устройства.

Степень разработанности проблемы

Для исследования ключевых политических концепций, созданных в Скандинавии в процессе становления социального государства, необходимо проанализировать теоретические разработки непосредственно создателей данных концепций. В этой связи в данной работе мы привлекли избранные сочинения одного из основателей и лидеров Социал-демократической партии Швеции К. Я. Брантинга2 и премьер-министра Швеции, одного из основных «строителей» социализма «по-шведски» П.-А. Ханссона , которые в полном виде представлены в Государственном Архиве Стокгольма.

Большой интерес для исследования представляют материалы официальных публикаций протоколов заседаний обеих палат риксдага, правительственных предложений для обсуждения в парламенте (Propositioner), различных законодательных инициатив отдельных групп и членов парламента (Motioner, Interpellationer)5.

Особую группу источников представляют агитационные материалы и шведская периодическая печать. Большой интерес представляет периодическая печать, так как непосредственно отражает результаты и проблемы социальной политики. При написании работы были использованы такие издания, как «Aftonbladet»6, «DagensNyheter», «NyDag»7, «Social-Demokraten»8H др. Особенно полезны данные периодической печати Норвегии и Швеции для анализа общественных настроений и деятельности оппозиционных

2 Branting Н. Tal och skrifter. Stockholm, Riksarkivet. Vol. XXV. T. 3

3 HanssonP. A. Utvalda artiklar. Stockholm, Riksarkivet. Vol. П., T. 10.

4 Riksdagens protokoll medbihang 1933 - 1938. Stockholm, Riksarkivet. Vol. XIII.4 - 1.

5Konstitutionsutskottets utlatander nr. 7, 1933, Kungl Maj ts. Proposition 1936 - 225 (Ang Ornandet av rikets forvar). Stockholm, Motioner 1933 - 1938. Stockholm, Riksdagens protokoll medbihang 1933-1938. Stockholm. 6Aftonbladet: aratal 1926 - 1954. Stockholm, Riksarkivet Vol. 137. S. 26-54.

7Ny Dag: aratal 1932 - 1964. Stockholm, Riksarkivet Vol. 132. S. 32-64. 8Social-Demokraten: aratal 1930 - 1960. Stockholm, Riksarkivet. Vol. 121. S. 30-60.

правительству организаций по вопросам миграционной политики и трансформации скандинавских ценностей.

К фундаментальным трудам по нашей проблематике относятся работы, посвященные анализу политической ситуации в регионе Северной Европы, М. А, Исаева9, переведенная на русский язык «История Швеции» И. Андерсона10, а также исследования крупных политологов, анализировавших отдельные этапы шведской, норвежской и датской истории.

В XX в. значительный вклад в разработку концепции индивидуализма внесли работы 3. Фрейда, Ф.А. фон Хайека, Э. Фромма, Р. Инглхарта и др.11 В указанных работах раскрываются аспекты корелляции индивидуализма и гражданского самосознания.

Типологию индивидуализма разрабатывали Дж. Лека, С. Люкс, Дж.
Райан, В. Гунериуссен, П. Бирнбаум и др. Концепция политического
индивидуализма в истории социальной философии прослеживается в работах
Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, Т. Мэдисона и др. Теория экономического
индивидуализма развивалась под влиянием идей А. Смита, Д. Рикардо, М.
Вебера, М. Фридмена, Ф.А. фон Хайека. Основополагающие ценности
индивидуализма были исследованы Ф. Хайеком, Р. Инглхартом, О.

Хеллевиком, С. Люксом, Ж. Липовецки, У. Беком, Л. Дюмоном, А. Макфарлэйном и др.

Проблемы усиления индивидуализма в современном обществе находятся в центре внимания таких исследователей, как Т. Махан, М. Маффесоли, Р. Сеннет, У. Бек, Е. Бек-Герншхайм. Р. Белла исследовал радикальную автономию индивидов, Р. Унгер и Л. Фридман занимались дилеммами справедливости власти и права. Проблемам брачно-семейных отношений под призмой маскулинности и феминности в контексте

индивидуализма посвящена работа К. Гиллиган.

В работах В. Эриксена, Р. Фридмана, А. Хатланда, С. Кюнле, К. Бергквиста, X. Лорентцена, А. Борхорста, А. Лейры, Г. Корпи, Р. Эриксона, X.

9 Исаев М. А. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М.: Слово, 2000. 487 с. 10Андерссон И. История Швеции. М. Изд-во иностранной литературы, 1961. 408 с.

Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения; Я и Оно; Неудовлетворенность культурой. СПб. 1999. 251 с; Фромм Э. Бегство от свободы. М, 1990. 272 с; Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. М, 2000. 255 с, Inglehart, R. Modernization and postmoderinzation: cultural, economic, and political change in 43 societies. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1997. 453 p.

12Machan T. R. Capitalism and individualism: refraining the argument for a free society. New York, 2012.182 p.; Maffesoli M. The time of the tribes: the decline of individualism in mass society. London, 1996.176 p.; Sennett R.The fall of public man. London, 2011. 390 p.; Beck U., Gemsheim E. Individualization: institutionalized individualism and its social and political consequences. London, 2007. 221 p. (Theory, culture and society).; Habits of the heart: individualism and commitment in American life I Ed. R.N. Bellah. Berkeley, California: University of California Press, 1985. 355 p.; Unger R. M. Law in Modern Society. New York: Free Press, 1976. 276 p. P. 240.; Friedman L. Total Justice. New York: Russell Sage Foundation, 1985. 215 p.; Baudrillard J. In the shadow of the silent majorities, or, the end of the social, and other essays. New York: Semiotext, 1983. 123 p.; Gilligan С In a Different Voice. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982. P. 22-23.

Хернеса приводится сравнительно-исторический анализ моделей государства всеобщего благосостояния и скандинавской модели в частности.

Вопросы функционирования и дальнейшего развития норвежского государства всеобщего благосостояния активно обсуждаются западной науке, в частности норвежскими философами и социологами А. Хатландом, Б. Бъернсеном, В. Мартинуссеном, Н. К. Монсен, Э. Овребю, О. Кнутсеном, X. Хернесом, А. Енсеном и др.14

Исследования ценностей скандинавского общества проводили Т. Олберг, А. Барстад, Б. Брингедал, Б. Эньолрас, Т. Ноак, Т. Ойа и др.15 Данные исследования коснулись традиционного мировоззрения скандинавского человека, вопросов скандинавского коллективизма, философии скандинавской повседневности.

К теоретическим работам, посвященным миграционным процессам в Скандинавии, относятся миграционные теории М. Вебера, Л. Гумилева, Р. Парка, Э. Гидденса, П. Бурдье, охватывающие проблемы социальной адаптации; уровня адаптации мигрантов в зависимости от состояния рынка труда и функционирования институциональных структур - М. Гарсия-и-Исера, Т. И. Заславского, Т. Дорохиной, А. Котляр, В. Трубина, Ж. Зайончковской.

Большой вклад в изучение истории и идеологии тендерного равенства внесли члены СДРПШ супруги Альва и Гуннар Мюрдаль своим трудом «Кризис народонаселения», определивший место «женского вопроса» в общественно-

13Hatland A., Kuhnle S., Romoren T.I. Den norske velferdsstaten. Oslo: Ad notam Gyldendal, 1996. 241 s.; Erichsen V. States and health care: Scandinavian welfare state research. Bergen: LOS - senteret. 1992. 31 s.; Privat eller offentlig velferd?: privatisering і helse - og sosialsektoren. I Red. H. LorentzeaOslo: Uruversitetsforlaget, 1984. 179 s.; Kuhnle S. Velferdsstatens utvikling: Norge і komparativt perspektiv. Bergen: Universitetsforlaget, 1983. 195 s.; Likestilte demokratier?: kjonn og politikk і Norden I Red. Ch. Bergqvist, A. Borchorst. Oslo: Universitetsforl., 1999. 327 s.; The Development of welfare states in Europe and America I Ed. P. Flora, A.J. Heidenheimer. New Brunswick, N.J.: Transaction Books, 1981. 417 p.; The Scandinavian model: welfare states and welfare research I Ed. R. Erikson. N.Y.: Sharpe, 1987. 251.; Leira A. Parents, children and the state : Family obligations in Norway. Oslo: Institute for Social Research, 1996. 85 p. (Institute for Social Research, report 1996. № 23).; Korpi W. "From Poor Relief to Institutional Welfare States: The Development of Scandinavian Social Policy" II The Scandinavian Model: Welfare States and Welfare Research. I Ed. R. Erikson. New York: M.E.Sharpe, Inc., 1987. 279 p.

14 Overbye E. Risk and welfare: examining stability and change in "welfare" policies. Oslo: Norwegian Social Research, 1998. 380 p.; Bjarnsen B. Veien til velferd. Oslo: VSr bank og forsikring, 1999. 26 s.; Den Norske velferdsstaten I Red. S. Kuhnle, A. Hatland, T.I. Romoren. Oslo: Gyldendal akademisk, 2001. 262 s.; Hemes H.M. Scandinavian Citizenship II Acta Sociologica. Oslo, 1988. № 3 (31). S. 199-215.; Knutsen O. Sosiale tjenester og velferdsstatens yrker: saertrekk, modeller og hypoteser for komparativ forskning. Oslo: Ad Notam, 1989. 106 s.; Monsen N.K. Velferd Uten ansikt: en filosofisk л analyse av velferdsstaten. Oslo: Universitetsforl., 1998. 228 s.; Martinussen W. Solidaritetens grenser: en undersekelse av oppslutningen om velferdsstatens verdier og virkemidler. Oslo: Universitetsforlaget, 1988. 228 s.; Velferdsstaten і vare hjerter I Red. A.T. Jenssen, W. Martinussen. Oslo: Ad Notam Gyldendal, 1994. 183 s.

15Aalberg T. Norske likhetsverdier і et komparativt perspektiv. Oslo, 1998. № 39. P. 490-515; Barstad A. Hva synes nordmenn de behover for a fa det bedre? Oslo, 1999.№4. S. 13-18; Bringedal B. Ungdomskulturer og verdier. Oslo, 2002. S. 51-63.; Enjolras B. Individualisation and civil society in late modernity. Oslo: Institute for Social Research. 2000. № 7. 113 p. (ISR Report. № 7); Noack T. Kontinuitet og endring. Familiemenstre p5 slutten av et Srhundre II Samfunnsspeilet. Oslo, 1999. № 4. S. 28-35; Oia T. Apolitisk ungdom?: sjolbergingsenerasjonen og politiske verdier. Oslo: Cappelen akademisk forlag, 1995. 121 s.

политической жизни Швеции. В эту же группу источников входит классический труд, посвященный общественно-политическим дискуссиям о тендерном развитии скандинавского общества в 1960-е годы исследователей в области экономики и социологии «Жизнь и работа женщин» , а также монография Э. Муберг «Условное освобождение женщин» , определившая активное распространение в обществе тендерных проблем в европейском обществе. Важное значение для нашей работы представляют также издания периодической печати женских общественных организаций второй половины XX в., раскрывающие изнутри сущность и идеи скандинавского «государственного феминизма».19

Однако можно отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной науке не уделено должного внимания проблемам организации социального государства, основанного на принципах солидарности и коллективизма, не проводился анализ противоречий, вызванных ростом индивидуализма, и не рассматривались концепции их преодоления. Также в научной литературе по данному вопросу наблюдается нехватка систематического анализа проблем социального государства в историческом и социально-культурном контексте.

Не смотря на то, что общественное и социально-политическое развитие Скандинавии как социального государства является объектом исследования многих отечественных и зарубежных авторов, в работах, посвященных проблемам данного региона, прослеживается некоторая фрагментарность. Недостаточно внимания уделено анализу кризиса в общественном сознании человека в скандинавском социальном государстве. Комплексное раскрытие взаимосвязи трансформации ценностного сознания и кризисных проявлений в обществе всеобщего благосостояния требует исследования проблемы в системном виде и в широком социально-философском контексте.

Цель диссертационного исследования: раскрыть специфику модели социального государства в Скандинавии и выявить ее проблемы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1. Определить понятие и сущность современного государства благосостояния на примере Швеции и Норвегии;

16Myrdal A., Myrdal G. Kris і befolkningsfragan. Stockholm, 2007. 305 s.

17Kvinnors liv och arbete : Kvinners liv og arbeid : svenska och norska studier av ctt aktuellt samhallsproblem.

Stockholm, 1962. 204 s.

18MobergE. Kvirmans villkorligafrigivning.Stockhohlm, 2009. S. 11-26.

19Dagens Nyheter. URL: (дата обращения: 25.03.2012); Aftonbladet. URL:

(дата обращения: 25.03.2012)

  1. Исследовать процесс усиления индивидуализма в Скандинавии и определить его влияние на духовную и культурную парадигмы скандинавского человека;

  2. Проанализировать проблемы социально-политического участия граждан в системе государства всеобщего благосостояния;

  3. Выявить особенности модификации брачно-семейных отношений в условиях усиления ценностей индивидуализма и феминизма;

  4. Определить проблемные аспекты миграционной политики Скандинавских стран как фактор трансформации современного скандинавского общества.

  5. Показать влияние политики социального государства на эскалацию противоречий в современном скандинавском обществе.

Объектом исследования являются скандинавские государства всеобщего благосостояния на современном этапе социально-политического и культурного развития.

Предметом исследования являются личностные и социально-политические проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств.

Необходимо обосновать географические рамки исследования. Понятие «Скандинавия» в данной работе предполагает классическое определение географического термина - это Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Фарерские острова (в составе Дании). В исследовании проблем данного региона, мы делаем акцент на государства Швеции и Норвегии, так как именно они являются наиболее яркими примерами государств всеобщего благосостояния скандинавского типа, а так же играют наиболее значимую роль в исторических и социально-политических процессах общеевропейского региона.

Методологическая основа исследования

Методологической основой исследования являются основные принципы социальной философии, ее положения о закономерностях развития общества. Синтез системного и структурно-функционального подходов, сравнительного и социокультурного анализа позволили раскрыть специфику развития скандинавского общества, особенности государства всеобщего благосостояния с точки зрения его социальных и культурных характеристик, проследить его динамику и выявить актуальные проблемы.

Применяемый в данном исследовании аксиологический подход, способствовал выявлению ценностных оснований современного социального кризиса; аспектный подход, позволил исследовать общественное сознание с

учетом различных граней жизнедеятельности общественного субъекта; историко-генетический подход, предоставил возможность рассмотреть трансформацию общества, выявить и охарактеризовать специфику новых форм общественного сознания.

Комплексный анализ проблем скандинавского общества стал возможным на основе междисциплинарного подхода к предмету диссертационного исследования, что позволило диссертанту воспользоваться методологическим арсеналом истории, социологии, конфликтологии, политологии, этики, положения которых получили соответствующее социально-философское обоснование и обобщение.

Применение социологического метода в виде анализа фактов (общих, специфических, прямых и косвенных), анкетирования и интервьюирования, обеспечил объективность выводов работы.

Теоретической базой данного диссертационного исследования являются исследования российских и зарубежных философов, социологов, социальных антропологов, политологов, эмпирической базой - материалы шведских, норвежских, датских социологических исследований.

Научная новизна исследования:

определены уникальные предпосылки формирования и становления социального государства в скандинавском регионе;

определено понятие и сущность современного государства благосостояния на примере Швеции и Норвегии;

введен термин «индивидуализма второй волны» в Скандинавии;

исследован процесс усиления индивидуализма в Скандинавии и определено его влияние на духовную и культурную парадигмы скандинавского человека;

показано влияние протестантизма на формирование скандинавского мировоззрения и его трансформации в XX-XXI вв.;

раскрыт феномен "friluftsliv" в философии скандинавских стран;

установлено место идеологии государственного патернализма в развитии государства благосостояния скандинавского типа;

проанализированы проблемы социально-политического участия граждан в государстве всеобщего благосостояния;

выявлены особенности модификации брачно-семейных отношений в условиях усиления ценностей индивидуализма и феминизма;

определены проблемные аспекты миграционной политики Скандинавских стран как фактора трансформации современного скандинавского общества;

привлечен к работе ряд новых для социальной философии источников и исследований, не опубликованных ранее в русскоязычной литературе (П. Ариансен, Г. Шервхейм, В. Сонге-Мёлле, А. Стиген, К. Трануй идр).

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Социальные государства Скандинавии имеют уникальные особенности, обусловленные историческими и социальными предпосылками и которые оказывают влияние на современное развитие скандинавского общества.

  2. Мировоззренческий индивидуализм, свойственный протестантской этике, противоречит концепции государства всеобщего благосостояния, что генерирует частные проблемы социально-политического характера.

  3. Современное скандинавское общество переживает системный кризис, который характеризуется наличием ряда острых мировоззренческих и социально-политических проблем в профессиональной, нравственной, семейной сферах.

  4. Традиционные методы обеспечения «всеобщего благосостояния» в Скандинавии, касательно миграционной и семейной политики, ведут к негативным последствиям для общественного развития скандинавских государств.

  5. Государство всеобщего благосостояния скандинавского типа находится на стадии трансформации культурных и духовных ценностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретические положения и результаты диссертационной работы вносят определенный вклад в социально-философское осмысление проблематики общественного развития. Исследование дает комплексный анализ узкого вопроса проблем скандинавского региона и его общественно-политических проблем.

Материалы исследования могут использоваться в рамках лекционных курсов в области социальной философии, истории, политологии, социологии, а также при подготовке ряда спецкурсов.

Апробация результатов диссертации

Результаты и основные положения диссертационного исследования были представлены в рамках аспирантского семинара на кафедре философии Мурманского государственного технического университета (МГТУ, 2014), в материалах выступлений на конференциях кафедры философии и социологии Мурманского государственного гуманитарного университета (МГТУ, 2013 -2014), на научно-практических конференциях Мурманского государственного технического университета (МГТУ, 2012 - 2013), на международной научно-практической конференции Мурманского государственного гуманитарного университета «Дни Северных стран» (МГТУ, 2013).

Отдельные исследования данной работы были представлены на научной конференции Университета Тромсё (Норвегия, UiT, 2013) в рамках совместной работы над исследованием ценностей современной норвежской молодежи.

Положения диссертационного исследования нашли отражение в ряде научных публикаций, в том числе в трёх публикациях в реферируемых изданиях ВАК. Материалы работы использовались при проведении семинарских занятий со студентами в рамках учебных курсов «Социальная философия» и «Политология» (2013 -2014).

Структура исследования

Структура работы определена в соответствии с целью, задачами и характером исследования. Ее содержание изложено на 195 страницах и состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка источников и литературы (263 наименования) и приложения. Приложение содержит вопросы анкеты, разработанной в процессе данного исследования, и использовавшейся для опросов студентов университета Тромсё (Норвегия) и Стокгольмского Университета (Швеция).

Особенности становления и развития скандинавской модели социального государства на примере Швеции и Норвегии

В широком значении под государством всеобщего благосостояния понимается государство, основная политическая деятельность которого направлена на получение определенной степени выравнивания в социальной и экономической сфере. В основе такого выравнивания находятся возможности каждого гражданина, вне зависимости от вклада, внесенного им в государственный бюджет, получений гарантированных прав на различные блага, в том числе культурные, экономические и социальные. Под благосостоянием населения подразумевается его обеспеченность различными благами материального либо духовного характера, то есть условиями, услугами и предметами, которые будут удовлетворять его потребности20.

Над теорией всеобщего благосостояния («велфаризм» - от англ. Welfare, благоденствие), которая была создана в середине XX века, трудились многие теоретики и экономисты. С политико-экономической точки зрения основой велфаризма принято считать «экономику изобилия», которая предполагает бескризисное производство и постоянную занятость. Наступивший в 1970-х годах экономический спад стал причиной разочарования, что повлекло за собой изменения в теории общественно обновления. При этом, основной идеей уже считалось не «процветание», а просто «приемлемое» существование общества, которое будет отличаться меньшей экспансивностью, но большей гуманностью, а также терпимостью, которое будет щадить не только человека, но и природу вместе с социальным окружением. В то же время происходит процесс образования концепции гуманистического общества духовного обновления, которая под воздействием кризиса концепции всеобщего благосостояния приняла более консервативную форму.

Согласно мнению некоторых ученых21, основоположником термина «социальное государство» является Лоренц фон Штейн. Он полагал, что социальным государство будет только в том случае, когда оно сможет, опираясь на свою власть, обеспечивать абсолютное правовое равенство между различными общественными классами, а также отдельными самоопределяющимися личностями.

Немного другим определением обозначил термин «социальное государство» Р. Фон Моль. В середине XIX века он решил применить к нему термин «полиция». Полиция в понимании Моля представляла собой деятельность государства, ограниченная рамками права и закона, и заключалась в помощи гражданам для достижения разумных и незапрещенных целей. Однако при этом государство должно путем принятие мер и образования учреждений, равно доступных каждому гражданину, оберегать гражданскую свободу. Данное определение социального государства является одним из самых ранних.

Теория Моля предполагает две основные особенности, касающиеся поведения государства в экономической сфере, а также способах отправления государственной власти. Государственное влияние на экономику предполагало то, что государство будет играть роль некого «ночного сторожа», т. е. не вмешиваться в экономические процессы, а также не создавать со своей стороны препятствия для неограниченного обогащения. Вторая особенность предполагала то, что государство должно заниматься охраной установленных порядков, а также обеспечивать равенство каждого . перед законом, не ущемляя прав представителей различных общественных категорий.

Конец XIX века внес определенные изменения в развитие западноевропейского общества, в результате чего от государства потребовалось более существенное вмешательство во все сферы общественной жизни. При этом однозначного ответа, на вопрос о возникновении данных условий и предпосылок для формирования социального государства, до сих пор нет.

В. А. Торлопов22, занимающийся исследованием социальных процессов гражданского общества, считает, что генезисом социального государства послужили такие явления, как быстро развивающаяся индустриализация, а также переход к индустриальному обществу, капитализму, развитие демократии, проявление интереса государства к рабочему классу. В процессе развития рыночной экономики появилась необходимость в заботе государства о населении, неприспособленном к новым условиям жизни и труда.

Если же ознакомиться с мнением отечественных философов23, то они называют такие причины формирования социального государства, как начало промышленной революции, замещение традиционного уклада, распространение так называемого «дикого» капитализма, более жестокую эксплуатацию, а также атомизацию общества, которая привела к обострению социального вопроса, который при этом получил политическую огласку, а так же активное развитие рабочего движения.

Не осталась незамеченной и классовая ограниченность, которая для реализации свободы нуждалась в определенных материальных условиях. Итогом этого стало фактическое превращение демократии в олигархию, которая не приемлет участие граждан в решении политических вопросов. Ученые пришли к выводу, что это стало причиной возникновения требований социальной демократии, которая объединила в себе социальное равенство и политическую демократию. Кроме того, ученые считают, что возникновение социального государства является не только теоретическим, но и практическим ответом на негативные характеристики либерального правового государства, а также на неудачные попытки социализма добиться обеспечения каждого гражданина моральной свободой, равенством и социальной справедливостью24.

Социальная философия и историография нового времени предполагает наличие нескольких концепций сущности социального государства, наиболее теоретически сформированными из которых можно назвать консервативную, неомарксистскую и социал-демократическую.

Ученые, признающие консервативную концепцию, соглашаются также с исторической обусловленностью процесса возникновения социального государства, но, в то же время, отличаются критическими взглядами на то, каковым будет практическое функционирование подобного государства. Они считают, что функционирование подобного государства представляется возможным для обеспечения его стабильности, а также необходимости добиться положительного отношения основной массы граждан к ныне действующей системе отношений, и необходимостью предоставления гражданам социального обеспечения и защиты их социальных интересов со стороны государства. Другими словами, консерваторы считали, что основой для создания социального государства стали не прагматические интересы, а высшие гуманные идеи. Кроме того, они утверждают, что при помощи данного государственного строя представляется возможным решение такого комплекса проблем, решение которых в условиях рыночных отношений является невозможным25.

Положение индивида в скандинавском социальном государстве

Э. Дюркгейм приходит к следующему умозаключению: «Если люди убивают себя теперь чаще, чем раньше, то не потому, что нам приходится делать более тяжелые усилия для поддержания своего существования, и не потому, что наши законные потребности меньше удовлетворяются, а потому, что мы не знаем теперь и того, где останавливаются наши законные потребности, ни того, какую цель имеет наша деятельность».40

Автор исследования «О разделении общественного труда» проводит четкую параллель между усилением индивидуализма и нивелированием общественно-социальных норм. Э. Дюркгейм утверждает, что присущее индивидуализму равнодушие приводит к падению общественной морали, «надзора», в этой связи этические и моральные границы отдельного индивида расширяются, наделяя правом те нормы, которые ранее не ободрялись коллективной моралью. Все большая внутренняя свобода ведет к либерализации общества в целом, подменяя традиционные правила общежития.41

Теоретик протестантской этики М. Вебер выделял и другую тенденцию, свойственную «обществу индивидуализма». Вебер говорит о «культивировании» независимого от общественной морали индивида. Ученый говорит о том, что сама культура Запада, его этика и религия сформировала максимально благоприятные условия для формирования независимого индивида. Тем более, Вебер заявляет об угрозе со стороны усложнившихся бюрократических структур - они неизбежно влияют своим давлением на развитие личности и притесняют ее творческие интенции. Он также настаивает на той идее, что только уникальная личность с высоким уровнем личного контроля и отсутствием давления со стороны государства и общества наделена даром носителя культурных ценностей и возможностью определять вектор общественного развития. При отсутствии же таких индивидов общество погружается в стагнацию.

М. Вебер считает, что реформация явилась предпосылкой создания принципиально новых норм общественных связей: институт брака теперь является только средством воспроизводства потомства, бедность перестала считаться обязательным фактором благочестивой жизни, но по-прежнему расточительное богатство не приветствуется. Ученый отмечает и возросшие к индивиду требования этики с приходом эпохи Реформации. Иллюстрируя свою гипотезу, он приводит пример из Библии, где лишь в протестантской ее версии появляется понятие призвания как блага. Мировоззрение Реформации поощряет предпринимательский дух капиталистического общества как угодного Богу, у кальвинистов в частности высшей задачей человека в религии является осознанное подчинение себе внешних условий.42

Проблемами конфликта, в который вступали идеалы Просвещения и индивидуализм XIX в. с присущими ему автономиями от церкви и общества, занимался Г. Зиммель. Он высказывал мысль, что не смотря на то, что современное общество способствовало созданию свободного от формальностей и реализовавшего себя индивида, данный процесс представляется затруднительным в условиях фрагментированного и дифференцированного на настоящем этапе общества: то есть обладающий уникальным комплексом характеристик индивид лишается, таким образом, данной исключительности. Г. Зиммель, однако, в целом дает позитивные прогнозы углублению процесса индивидуализации общества: экономическая сфера индивидуализма находит свое применение в настоящее время, а идея освобожденной личности имеет высокую степень актуальности в современном обществе. Далее мыслитель высказывает веру в то, что «необозримый труд человечества над самим собой принесет новые, еще более многообразные

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М: Прогресс, 2003. С. 201. формы, в которых личность будет утверждать себя и доказывать ценность собственного бытия».43

Историю развития индивидуализма Г. Зиммель разделил на два этапа, которые в свою очередь качественно характеризуются двумя типами: индивидуализм формальный и качественный. Формальный индивидуализм развился к XVIII веку и впитал в себя черты политической, моральной, интеллектуальной свободы человека. В свою очередь качественный индивидуализм относится к эпохе романтизма конца XVIII в., когда во главе концепции стояли полноправные отношения и принцип разности субъектов, а не самостоятельность бытия как таковая. Г. Зиммель объясняет становление и развитие «романтического» индивидуализма как недостаточность общих форм жизни и ограничении жизненной энергии индивида. Он утверждает, что критической точной развития индивидуализма является достижение идеи всеобщего равенства. Таким образом, теория Зиммеля подвела к очевидным взаимосвязям между общественным развитием и мировоззрением индивида.

Теоретики социологии и философии впервые сопоставили общественный и индивидуальный организмы в XIX в. Некоторые из сформированных теорий постулировали, что в условиях развитого капитализма углубление атомизации общества генерирует более яркие проявления индивидуализма. В 1845 г. М. Штинер вывел теорию анархического индивидуализма, в которой реальность проявляется в форме эгоистического «Я», главенствующего космосом. «Я» отрицает нормы закона и принципы морали, так как само «Я» является источником и закона и морали, а иные индивиды и общество должно существовать по принципу «ничего выше «Я».

Проблемы самореализации и социальной интеграции в государстве всеобщего благосостояния с доминированием ценностей индивидуализма

Все больший вес на современном этапе развития норвежского общества придается подростково-молодежным ценностям, в то же время происходит исчезновение подросткового периода как отдельной стадии жизни. Поскольку с начала 1970-х годов подростки начали требовать повышенного внимания к себе, а также прав на ведение самостоятельного образа жизни, подростковый период больше не является промежуточным звеном между детством и взрослой жизнью. Это отразилось на том, что у подростков поменялись взгляды на половые роли, воспитание детей, стало иным сексуальное поведение. За относительно короткий период произошло существенное изменение западной культуры, в которой молодежь стала во главе всеобъемлющей культурной модернизации. Разработчики рекламы в первую очередь учитывают желания подростков, взрослые стараются не отставать от молодежи в понятиях непосредственности и флексибильности в вопросах, связанных со вкусами, пристрастиями, одеждой, стилем жизни. По прогнозу О. Хеллевика, следующее норвежское поколение будет иметь совершенно другие ценности, особенно в отношении законов и правил. Для него будет характерной большая либеральность, особенно в отношении морально-этических норм.

В. Педерсен заявляет об излишней маргинализации, особенно это касается юношей и мужчин, свидетельством чего стало троекратное увеличение числа самоубийств, среди мужчин в возрасте 20-29 лет, начиная с 1966 года, и заканчивая 2000г. Подобная тенденция наблюдается и касательно употребления алкоголя и наркотиков, насилия и преступности, а также боязни иностранцев предрассудков по отношению к себе.77

В тоже время Л. Викстремом было сделано наблюдение, что существенная часть норвежских подростков в процессе взросления сталкиваются с проявления глубоких депрессий, а общее число подростков в Норвегии, которые предпринимали серьезную попытку самоубийства, достигает рекордных 8,3%.

Кроме того, Викстрем провел параллель между ранним взрослением и асоциальностью поведения молодежи. Несмотря на то, что у подростков наблюдается ранее взросление, это не означает их высокую личностную зрелость. Каждый третий подросток в возрасте 14-22 лет не считается с родительским мнением, отдавая предпочтение автономности, а также полностью отторгая отношения и эмоциональную связь с родителями, обращаясь в случаях необходимости поддержки к друзьям, или же вовсе оставаясь в одиночестве.78

Легко проследить отчетливое проявление индивидуалистических тенденций даже в том, каким образом шведская молодежь расходует денежные средства. Основная часть подростков все карманные сбережения предпочитает тратить на развлечения. Чаще всего молодые шведы покупают себе предметы одежды, алкоголь, закуски и билеты на различные дискотеки. Существенное расширение пределов индивидуальной свободы становится причиной асоциального поведения, проявляемого в попытках отречения от социальных правил и норм. Статистика подтверждает, что от 8 до 25% подростков, проживающих в городах хоть единожды сознавались в совершении нетяжких преступлении, в сельской местности этот показатель колеблется в пределах 4-15%.

Согласно Т. Ойа, в современной жизни подростков отмечается три основных тенденции, имеющих связь с ответственностью, адаптацией и получением нового опыта. Ощущая бесповоротность каждого выбора, а также из-за возросшей ответственности за него, скандинавская молодежь начинает взрослеть раньше. После вступления в брак молодежь меняет подвижность и развитие на завершенность и статичность. Следующим изменением будет приобретение опыта - молодые люди стараются придавать большую важность тем знаниям, которые могут впоследствии им пригодиться для решения различных задач, предлагаемых современным обществом.

К примеру, если молодой человек посетит с трехмесячной поездкой Гватемалу, где будет подрабатывать сбором кофе, и одновременно изучать испанский язык, это будет со стороны общества свидетельствовать о неустойчивости положения молодого человека. Однако он сам будет считать, что проводит время с пользой, поскольку он набирается «жизненного опыта». В результате этого можно утверждать то, что молодежь уде не представляется в виде производителя благ, она только их потребляет, в результате чего они обособляются от взрослого общества в самостоятельную группу.79

Когда сфера влияния молодежной культуры на взрослых расширяется, это может стать причиной появления социальной пассивности, а также отношения к общественным благам с точки зрения потребителя. Молодежи отводится роль центрального объекта, а также аудитории в рекламе. Тем не менее, стремление демонстрировать непохожесть и индивидуальность в основном носит номинальный, показательных характер и по своей сущности не приводит к разнородности молодежи, а формирует из нее монолитную фокус-группу, податливую для влияния внешних факторов.

Если раньше, по мнению М. Гуллестада, модель поведения основывалась на протестантской этике с акцентом на обязанности и дисциплину, то сейчас ситуация в корне поменялась. В поведении просматриваются экспрессивность и гедонизм, отход от морали, умеренности и обязанностей. Несмотря на то, что школе, образованию, а также карьерным планам отводится основное место в жизни молодежи, это не мешает им отталкиваться от принципа «жить здесь и сейчас», а также стараться получать немедленные удовольствия.

Проблемы института семьи в современном скандинавском обществе

По мнению Д. Вильсона, Просвещение переделало ту культуру, которая создала для нас науку, технологии и нынешнюю свободу и привела к этой трагедии. С возникновением Просвещения человеческий разум стал считаться критерием суждения обо всем. Возникло ощущение, что можно отменить все древние правила и законы, которые представляются непригодными и неподходящими. Несмотря на всеобщую поддержку брака, постепенно и подспудно стали предлагаться альтернативы этому явлению, а брак, который в свое время считался социальным институтом, превратился в вопрос личного выбора человека. Как пишет Вильсон, в нашем обществе брак был в свое время священным обычаем, а затем превратился в договор, а теперь это только некий вид упорядоченности отношений. Когда-то религия поддерживала этот священный обычай, затем на его стражу встал закон, а теперь этот вопрос стал предметом личного вкуса и выбора.123

Распад семейной жизни в 20 веке является частью всеохватного движения индивидуализации, которое характеризует культуру Запада в течение последних 400 лет. По словам В. Морчисона, законные половые отношения - это право, последствия которого нужно сделать как можно более зависимыми от выбора самих людей. 60-70-е гг. XX столетия стали периодом фундаментальных изменений в структуре семьи. В этот период женщины все больше и больше отказывались от своей традиционной роли домохозяек и, не будучи экономически вынужденными, вливались в ряды рабочей силы, получающей зарплату. Эти изменения тут же привлекли к себе внимание социологов. История семьи после сокрушения семейных оград в 60-е годы стала предметом исторических исследований.124

Женщины скандинавских государств по определенным критериям участия в политической жизни, в частности, по степени представленности в органах представительной власти, в муниципальных органах и региональных учреждениях, опережают другие страны. Они находятся на должностях мэров крупных городов, а также выступают в качестве глав политических партий. Так, в 1980-е годы Г. Брунтланд три раза занимала пост норвежского премьер-министра. За это время она завоевала себе прочный авторитет не только внутри государства, но и на международном уровне. В 2000-м году, в Финляндии, Т. Халонен в результате непростой конкуренции одержала победу на выборах президента. Халонен стала первой главой государства женского пола в Скандинавии.

Данные достижения женской эмансипации становятся объяснимыми, если рассматривать их не как отдельные факты, а как итог существенных перемен в жизни скандинавского общества. В этих переменах стали участвовать широкие массы населения обоих полов. В процессе этого наблюдалась значительная перестройка сознания общества и политики государства. Стоит отметить, что политическая эмансипация женского пола в каждом скандинавском государстве обладает своими характерными особенностями, которые можно объяснить историей страны, ее традициями, политической системой государства, а также структурой общества. Однако существуют и универсальные черты, которые выступают в качестве основы продвижения женщин в государственную власть в скандинавских странах.

Женское движение в таких государствах, как Норвегия, Дания, Финляндия и Швеция, имеет свои традиции, и некоторые реформы, повлекшие за собой включение женщин в политическое общество, были проведены в этих государствах значительно раньше, чем в остальных странах. Женщины Скандинавии стали одними из первых не только в политике, но и в других сферах общественной жизни.

К примеру, женщинам разрешили занимать должность священников в Норвегии еще в 1952-м году. Что касается Великобритании, то такая привилегия стала доступна женщинам в 1992-м году. Скандинавские страны довольно рано расширили женские права в сексуальной сфере, а также в области противозачаточных препаратов и планирования семейной жизни. Это позволило гражданам свободнее распоряжаться своей судьбой. Либерализация шведского законодательства об абортах произошла в период между двумя мировыми войнами, а в Финляндии - практически сразу после Второй мировой войны. Гораздо раньше, чем в других государствах в Скандинавии были приняты нормы, устанавливающие одинаковую для обоих полов плату за труд125.

Эффективное продвижение к половому равенству в данных государствах можно объяснить тем, что такие страны не относятся к «освобождению» женщин только как к прихоти женщин-маргиналов. Эмансипация рассматривается как важная проблема всей общественной жизни. Главы государств считают, что обеспечение равных прав для каждой женщины - это приоритетная задача. За это скандинавские страны называются «феминистскими». Гибкая рыночная экономика и строгое регулирование социальных отношений дали возможность странам Скандинавии продвинуться в решении «женских» проблем гораздо дальше, чем в других государствах. Эффективное развитие экономики и высокий уровень жизни дали неплохое материальное обеспечение, призванное улучшить положение женщин в социальной и экономической сферах, что существенно облегчило их включение в общественные и политические отношения126.

Вопрос о женском равенстве был важным для политических партий Скандинавии на протяжении всего двадцатого столетия. Тем не менее, большинство реформ по эмансипации приходится на 70-е годы, что совпадает с пиком развития феминистического движения. В этих государствах в течение последнего тридцатилетия сложились четкие механизмы по предотвращению дискриминации по половому признаку и созданию одинаковых возможностей для всех граждан. Данные механизмы состоят из множества учреждений и должностей, которые занимаются разработкой политики равенства в тендерной сфере. Кроме того, развивается антидискриминационное законодательство. Стоит отметить, что первые органы государства по равенству обеспечивали разработку соответствующих законов и продвижение их с помощью парламента. Механизмы равенства включают в себя также тендерные исследования, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Государственные институты равенства полов возникли в Скандинавии в начале 1970-х годов. Так, в 1972-м году в Норвегии появился Совет по равному статусу. Одновременно подобные органы были образованы в Швеции и Финляндии. Они выступали в качестве консультативных органов в правительствах. Их целью было привлечение внимания общественности к проблеме дискриминации полов127.

До конца 1970-х гг. в структуре и направлении работы данных органов присутствовало существенное сходство между государствами Скандинавии, однако затем, по мере того, как механизмы равенства разрастались, стали увеличиваться национальные специфические особенности. Деятельность советов по половому равенству, которая продолжается почти тридцать лет, выполняет весьма полезные функции в решении половых противоречий.