Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы специфической закономерности развития искусства Пайшев, Андрей Серафимович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пайшев, Андрей Серафимович. Проблемы специфической закономерности развития искусства : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Н.Новгород, 1994.- 23 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема закономерности является важнейшим разделом философских исследований искусства, но она и теперь остается дискуссионной и малоизученной. Познание закономерности позволяет понять искусство как воплощение сложной системы общественных связей и отношений, что придает формам художественной деятельности че- ловеческии смысл и выявляет необходимость индивидуализации и свободы в процессе художественного творчества. Реальная ' политика в области культуры нередко игонорировала действи- тельную природу и специфику искусства. Практическое содержание и прагматическая ценность теоретических наработок фи- : лософии искусства во многом остались невостребованными. Со- -временное положение дел еще более осложнилось тем, что если раньше вульгаризировалась социальная роль искусства, обусловленность его содержания, то теперь искусство как будто бы совсем освобождено от всяких ограничений, ориентиров и предназначений, хотя еще начиная с древности искусство и его восприятие не мыслилось вне закона и правил. Поэтому реальность современного искусства нуждается в гуманистическом осмыслении свободы, новаторства и эксперимента в искусстве. В современных условиях представляется актуальным подчеркивать социальную значимость и закономерность специфического в природе и развитии искусства.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Исследование закономерности искусства имеет противоречивую историю, которая не имеет общепризнанной оценки. Различия подходов в интерпретации закономерности искусства связаны с различными методологическими позициями, ни одна из которых не является исчерпывающей и абсолютно истинной. На наш взгляд, исследо-

вание проблемы наиболее плодотворно, если исходить из признания статистического характера действия общественных законов( В.И. Мишин), т.е. воспринимать законы не как помеху, а как основу и условие любой деятельности человека. При этом появляется возможность объективного анализа самой природы искусства, специфической закономерности его развития.

В нашей диссертации из всего многообразия литературы, посвященной исследованию различных аспектов развития и функционирования искусства, отобрана лишь та, авторы которой в тех или иных формах признают или полностью отрицают существование закономерности развития искусства. На современном этапе исследования необходимо выявить причины как признания, так и отрицания закономерности развития искусства и убедительно ответить на кардинальный вопрос: существует ли закономерность развития искусства как

таковая и в чем ее специфика. Поиски ответа на поставленный вопрос определили рамки и проблематику рассмотренного материала. В многообразии литературы, проанализированной в диссертации, мы выделили четыре этапа рассмотрения проблемы закономерности искусства.

На первом этапе в XVIII веке литераторы и художники, теоретики искусства, а также французские и немецкие просветители (Дидро, Руссо, Гердер, Лессинг) исследовали общность и различия поэзии и живописи. В итоге исследователи пришли к предположениям о существовании некоей общности между различными видами искусства, несмотря на их специфические различия, которые акцентировались ранее (в конце XVII- начале XVIII веков). Рассматривая явления современного им искусства XVIII века,

европейские и, особенно, отечественные авторы (А.П.Сумароков, А. Н. Радищев и многие другие) констатировали общую для разных видов искусства связь с господствующими мнениями и нравами, но объяснить эту связь не смогли.

В классическом виде проблема развития искусства как

специфического и закономерного была поставлена и сформулирована в творчестве Канта и

Гегеля. По нашему мнению, это второй этап в истории исследования интересующей нас темы.

Третьим этапом представляется идеалистическая традиция философии искусства XIX века. На протяжении этого периода наблюдается постепенный отход от гегельянского рационалистического детерминизма (проявившегося в исследованиях Буассере, Бургхардта, Шнаазе, Шпрингера, русских исследователей-гегельянцев, в том числе Герцена, На-деждина, Белинского и др., а также у отечественных исследователей круга В.В.Стасова). В конце XIX века идеалистические интерпретации развития искусства сопровождались отрицанием его социального содержания (П.Боборыкин, А.Скабичевский, В.Вельяминов, Л.Сабанеев, В.Каратыгин) и даже ирраци-оналистическим истолкованием его исторической логики (Венская школа искусствоведения). Общим в исследованиях, отнесенных нами к данному этапу, является признание самого существования закономерности развития искусства: различия проявились в попытках объяснить ее содержание.

Четвертый , современный этап исследования закономерности развития искусства, включает концепции XX века. Их можно сгруппировать по принципу признания или отказа от необходимости философского исследования развития искусства. Проблема его специфической закономерности не

сводится, на наш взгляд, к простому признанию (представите
ли вульгарного социологизма) или отрицанию (большнство за
падных исследователей) обусловленности художественного
творчества. Проблема состоит в том, чтобы понять законо
мерное в искусстве как
основу и условие
(Г.В.Плеханов, А.В.Луначарский), а не как "помеху" и огра
ничение творчества. Отдельные аспекты анализа этой пробле
мы содержатся в отечественных исследованиях А. А.Адамяна,
Е. Я. Васина, М.Н.Бахтина, В.В. Ванслова, Л.С.Выготского,
Н.В.Гончаренко, А. В. Гулыги, Ю. Н. Давыдова, Н. А. Дмитриевой,
А. Егорова, А.ф. Еремеева, Л. А. Зеленова, М. С. Кагана, А. ф.
Лосева, Б. С. Мейлаха, М.ф. Овсянникова, С.'Х. Раппопорта,
Д. В. Сарабьянова, Г.Н. Созонтова, В. П. Шестакова и других.
Все-таки целостной концепции развития искусства, отвечаю
щей на вопрос: что, как и в каком направлении развивается
в искусстве, - не создано. Ответы на многие принципиальные
вопросы философии искусства не складываются в единую систе
му философского осмысления художественного творчества.

Научная и практическая актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность и дискуссионное состояние определили выбор темы диссертационного исследования. Но исследование закономерности развития искусства как фундаментальной проблемы еще далеко от завершения.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В диссертации поставлена двоякая цель. С одной стороны, рассмотреть и сопоставить различные методологические позиции исследования закономерности искусства и выявить конструктивную гносеологическую общность в этих исследованиях. С другой стороны - выделить наиболее дискуссионные и актуальные проблемы исследования закономерности искусства и на этой основе сформулировать современное ее понимание.

Для достижения этих целей потребовалось решить следующие взаимосвязанные задачи:

показать значение проблемы закономерности искусства в современных условиях;

проанализировать различные методологические подходы зарубежных исследователей в анализе специфики закономерности искусства и выявить конструктивные моменты в их содержании;

проанализировать подходы, сформулированные в отечественных исследованиях закономерности искусства и сопоставить их с современными достижениями европейской науки;

- показать, что диалектическое истолкование социаль
ной закономерности позволяет исследовать сво
еобразие проявлений творчества в
искусстве.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ состоит в том, что

- в диссертации обосновывается целесообразность кон
структивного диалога между сторонниками и противниками ис
следования специфической закономерности развития искусства;

показана разносторонная и неоднозначная взаимосвязь анализа закономерности искусства и диалекти-ко-материалистического понимания социальной закономерности. Это позволяет увидеть социальный и гуманистический потенциал гармоничного разрешения противоречия свободы и необходимости в искусстве, осмыслить объективную обусловленность поисков и утверждения гармонии как закономерной специфики искусства и процесса художественного творчества;

уточнено с позиций современных материалистических представлений о закономерности и с учетом конструктивной критики оппонентов исторического материализма с о о т -

ношение категорий "законоиерность" и "необходимость" применительно к искусству как специфической сфере общественной жизни;

выделены основные дискуссионные стороны проблемы закономерности в искусстве;

рассмотрено соотношение критери-е в исследования социальной и собственно художественной сторон закономерности искусства. Главным в спе ц и ф и к е закономерности искусства, на наш взгляд, является гармония как выражение важнейшей сущности человеческого бытия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ состоит в том, что обобщенный в ней материал может служить конкретизацией философских исследований социальной закономерности применительно к искусству, к его специфике. Результаты данной работы могут служить основанием для пересмотра сложившейся в отечественной эстетике и философии тенденции противопоставления специфики искусства и его социальной закономерности. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания философии, философии искусства, эстетики, истории отечественной философии XIX - XX веков, теории культуры, истории мировой художественной культуры.

1. Специфика искусства как человеческой деятельности имеет закономерное социальное содержание. 6

связи с этим мы понимаем искусство как воплощение чело
веческих отношений, по преимуществу И X
гармонической составляющей. Гармо
ния при этом определяет направлен

н о с т ь развития искусства.

  1. Исходя из традиций диалектико-материалистического исследования закономерности искусства, можно утверждать, что социальная и художественная стороны в развитии искусства должны рассматриваться в безусловном единстве. Гармония при этом является и механизмом осуществления и содержанием специфической закономерности искусства.

  2. Специфическое содержание закономерности искусства раскрывается как свободное и гармоничное, подлинно человеческое, сознательно-творческое отношение к миру, соотнесенное с гармоничным общщественным идеалом. Гармония при этом выражает исторически определенную меру человека и социума. Так согласуются закономерность искусства и социальная закономерность.

А. Специфическая природа законов искусства раскрывается в осуществлении одного из универсальных принципов бытия - гармонии. Так согласуется закономерность искусства с фундаментальными принципами и закономерностями

бытия. При этом в нашем рассмотрении природы специфической закономерности развития искусства соединяются обе стороны феномена гармонии, объективно существующей как единство формы и содержания.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения и выводы диссертации излагались автором на научных конференциях Общероссийской академии человековедения (1994), Нижегородского государственного университета (1991, 1993), Нижегородского сельскохозяйственного института (1992), симпозиуме "Свобода и справедливость: Диалог мировоззрений"(1993), Нижегородской государственной консерватории (1986), Краснодарского института культуры (1989), областной научно-практи-

-e-

ческой конференции "Гуманизация образования: Методологические аспекты* (1990).

Основные положения диссертации изложены в восьми публикациях, их общий объем - 2 П.л.

Диссертация обсуждена на кафедре философии Нижегородского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой по два параграфа), заключения,

списка основной использованной литературы. Список включает

176 названий, из них 26 на иностранных языках.