Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России Колодина Анна Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колодина Анна Александровна. Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России: автореферат дис. ... доктора Философских наук: 09.00.11 / Колодина Анна Александровна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»], 2018

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования

определяется множеством объективных причин и обстоятельств, которые воздействуют на современные исторические процессы, происходящие в масштабах всей планеты и существенно влияют на все сферы социального бытия современной России. Теоретический анализ противоречивости и взаимозависимости социально-политических, финансово-экономических, научно-технических, культурно-исторических и нравственно-гуманистических процессов бытия современного человечества, названных глобальными проблемами современности, позволяет сформулировать ожидаемые, возможные и неизбежные тенденции последующего существования человечества, его выживания в условиях возрастания во всем мире разнообразных вызовов, угроз и рисков.

В настоящее время происходит демографический переход от традиционного типа воспроизводства населения, для которого были характерны максимально высокая рождаемость и возрастающая миграционная подвижность населения, к новому типу замещения поколений, который зависит от многих обстоятельств: от новой, преимущественно городской модели проживания населения; от очевидной и регулируемой на внутрисемейном уровне рождаемости; от существенного снижения смертности и увеличения среднего возраста населения планеты, а также от очевидного изменения масштабов, форм и направлений массовых миграционных потоков во всех регионах Земли.

Специалисты считают, что урбанизационные процессы в мире будут оказывать возрастающее влияние на расселение населения всей планеты, социальную типологию населения и на формирование социально-значимых потребностей и интересов народов, их культурных норм и ценностей. По официальным данным половина населения нашей планеты уже живет в городах, а в новой России из года в год увеличивается городское и сокращается численность сельского населения. Неизбежным спутником урбанизации становятся массовые миграционные процессы и население городов возрастает за счет внутренних и внешних мигрантов, а вместе с тем происходит очевидная маргинализация населения городов, когда на фоне очевидной потери родного языка мигранты теряют свои духовно-культурные традиции, ценности и идеалы. Вместе с этими процессами культурной ассимиляции существенно меняются представления о

значимости этничности и ментальности, национального характера и автохтонности культуры народов мира.

На их место приходят новые идеологические мифологемы о возможном и даже необходимом свободном конструировании каждым человеком не только своей этничности или социальной принадлежности, но даже и тендерных характеристик.

Именно поэтому в современном мире приобретает особую значимость процесс межпоколенной преемственности культурных ценностей на основе позитивного взаимодействия и постоянной социальной коммуникации поколений, проживающих в главном социальном институте любого общества - в семье. Следует подчеркнуть, что процесс преемственности ценностей культуры всегда начинается с первичной социализации и - реализуется в каждой семье, независимо от ее типа и правового статуса, уровня материального достатка и общего количества поколений, составляющих семью.

Особенностью новейших исторических процессов, происходящих во всем мире, а также и в нашей стране, по мнению наиболее авторитетных социально-гуманитарных исследователей, является их хаотичность, нестабильность и очевидная непредсказуемость. В условиях современной России весь ход новейшей истории дополняется и осложняется транзитивными и десятилетиями длящимися кризисными процессами, которые характеризуют не только материально-техническую и финансово-экономическую, но не в меньшей мере социально-бытовую и духовно-культурную жизнь современной России, ее тендерные, этнические, поколенческие и классовые структуры.

Немаловажным обстоятельством, радикально трансформировавшим РСФСР и создавшим новую Россию, являлись такие исторически-значимые судьбоносные процессы как формирование в стране института частной собственности и современных рыночных отношений, внедрение с помощью СМИ в массовое сознание норм и ценностей либеральной идеологии и общества потребления, широкое распространение информационно-коммуникативных технологий в повседневной практике, особенно возможностей Интернет. Современные социальные сети становятся значимым средством поддержания и развития социальных контактов, самопрезентации и творческого самовыражения личности, выступая вместе с тем новым способом социокультурных практик и значимым элементом процесса преемственности культуры.

Актуальность диссертационного исследования определяется сравнительно слабой изученностью процесса трансляции культурных ценностей в современной российской семье, этот процесс

преемственности представляет собой двустороннюю деятельность по освоению культурных традиций, норм и ценностей со стороны младших членов семьи (первичная социализация) и одновременно с тем процесс освоения в семье со стороны ее старших членов новейших необходимых для нормального функционирования общества социокультурных практик, технологий и информационных компонентов, которые уже стали обыденной культурной нормой младших поколений. Слабая изученность этих двусторонних процессов, их природы, структуры, тенденций и возможных последствий обосновывает необходимость социально-философского осмысления процессов трансляции ценностей культуры в семье, потому что именно в семье закладываются основы для становления нового образа жизни, базовых и инструментальных ценностей, происходит взаимодействие культурных традиций и новаций, необходимых для укреплении всех социальных практик современной новой России.

Степень научной разработанности темы исследования

Социально-философское осмысление трансляции ценностей культуры и особенностей межпоколенных взаимодействий в семье в процессе преемственности культуры имеют большие и давние научные традиции, восходящие еще к античным авторам, а также ко всем теоретикам и практикам последующих исторических эпох, когда социальная структура общества была достаточно консервативной, а культурные идеалы, нормы и ценности - стабильными и традиционными. Традиции современного научного изучения этой проблематики были заложены уже в XIX веке в основополагающих трудах по монистическому пониманию исторического процесса, созданных К. Марксом и Ф. Энгельсом, в классических трудах О. Конта и Г. Спенсера, а позже в понимающей социологии М. Вебера и его брата культурсоциолога А. Вебера, в концепции социокультурной динамики П.А. Сорокина, а также в фундаментальных трудах А. Тойнби, К.Р. Поппера, К. Ясперса, М. Хайдеггера.

Социальное бытие общества новейшие исследователи определяют как бытие хаотическое, вероятностное и случайностное, неподдающееся простым детерминациям и классическому рационалистическому осмыслению, пониманию и истолкованию, как это было характерно для прошлого, XX века.

Отечественные авторы - М.К. Мамардашвили, К.Х Делакаров, Ф.Д. Демидов, Б.С. Щеглов, В.В. Попов и другие исследователи новейшей социальной реальности в полной мере

разделяют современные представления о неклассической рациональности и эвристическом потенциале теоретико-познавательных концепций, подчеркивая необходимость различения процессов знания, понимания и истолкования, на основе чего формируется картина, адекватная познаваемому социальному объекту.

Современная новая и новейшая методология познания социальной реальности основывается на трех главных методологических принципах.

Это - толерантность как способ отношения к любому типу знания о современном мире; холизм как принцип целостного и всестороннего исследования объекта, исключающий как его механицистскую, так и антропоморфистскую интерпретации; плюрализм в понимании современной социальной реальности, которая имеет бесконечное множество модификаций объектов, равно и возможностей их познания, истолкования и понимания. Кроме того, по мнению авторитетных исследователей, постмодерн фактически распространил принципы синергетики на общество и культуру, подчеркнув нелинейность, неустойчивость и децентрированность этих самоорганизующихся систем.

В современной отечественной социально-гуманитарной научной и популярной литературе имеется немалое количество разного рода энциклопедий, справочников и монографий, в которых проанализированы наиболее значимые труды западных исследователей, посвященные актуальной проблематике постмодерна.

Немаловажную роль для понимания процессов формирования разных оттенков новейшего массового сознания сыграли труды философов и культурологов, общественных и политических деятелей, которые исследуют феминистские и гендерные процессы, когда проблемы преемственности ценностей культуры приобретают несколько другой оттенок.

В условиях современного демографического перехода, происходящего в новой России достаточно специфически, было необходимо проанализировать большой эмпирический материал, который убедительно показывает типические различия в процессе преемственности культуры представителями главных возрастных когорт - детьми, молодежью, людьми экономически активного возраста и старшими возрастами современной России.

Вся проблематика преемственности культуры и ее ценностей неразрывно связана с вопросами генезиса культуры и ролью социальных институтов в этом процессе. В процессе преемственности ценностей культуры доминирующую роль выполняет семья, как базовая, фундаментальная инстанция приобщающая ребенка к миру социума и осуществляющая формирование его языковой культуры, а

б

значит и духовное восхождение к национальной культуре и ментальности.

Очевидной качественной особенностью этого процесса для современной России является такое исторически-необходимое обстоятельство как наложение на процесс преемственности культуры процессов становления в стране материально-технических основ и новейших информационных технологий, норм и ценностей информационной культуры и характерной для этой культуры новой социальной типологии, а именно коммуникативно-компетентной личности.

Завершается работа обзором литературы по семье, которая в рамках диссертационного исследования преимущественно рассматривается в рамках основных понятий современной социальной философии и культурологии, а также тех базовых понятий менеджмента, которые позволяют более точно определять все быстро меняющиеся роли и статусы в семье под влиянием происходящей в стране и мире информационной революции.

Объектом исследования диссертационной работы

является процесс преемственности ценностей культуры в условиях транзитивного общества, как социально-философская проблема.

Предметом исследования является специфика

преемственности культурных ценностей в современной России, выявленная на основе философского, социологического и культурологического знания, эмпирических исследований.

Цели и задачи диссертационного исследования

определялись самой темой, избранной автором для того, чтобы выявить, определить и охарактеризовать процесс преемственности ценностей культуры в современной транзитивной России, в условиях демографического перехода, когда все возрастные когорты населения осуществляют этот процесс достаточно специфически, осложняя и существенно тормозя исторически-необходимый процесс трансформации страны на базе модернизации.

Основные исследовательские задачи были объединены в три блока, соответственно трем главам работы.

Первая группа исследовательских задач касается теоретико-методологических оснований исследования, в ней сосредотачивается внимание на таких вопросах:

анализ новейших философских концепций познания общества;

рассмотрение теорий культуры как формы и способа бытия общества и выявление их познавательных возможностей;

исследование возможностей познания новейшей социальной реальности на основе социокультурного подхода;

обоснование понимания феминизма как общественно-политического феномена и способа интерпретации ценностей материальной и духовной культуры;

выявление возможного познавательного потенциала тендерных теорий для новейшего процесса преемственности культуры.

Вторая группа исследовательских задач рассматривает социокультурную типологию возрастных групп современной России как субъектов процесса преемственности ценностей культуры. Для этого анализируются:

особенности современного демографического перехода и дается теоретический анализ возрастных характеристик человека;

выявляются тенденции и перспективы детской возрастной когорты новой России;

характеризуются социально-типологические особенности молодежи современной России;

рассматривается современная социокультурная динамика экономически-активной возрастной когорты в условиях системного кризиса общества;

анализируются особенности процесса преемственности культуры в старшей возрастной когорте, как диалектика культурных традиций и новаций.

Третья группа исследовательских задач посвящена анализу
процесса преемственности ценностей культуры, происходящему в
семье базовом социальном институте общества. Здесь

формулируются и решаются задачи:

выявление особенностей и тенденций социокультурных процессов новой России;

рассмотрение базовых понятий процесса преемственности ценностей культуры в рамках междисциплинарного подхода;

характеристика информационной культуры и описание ее специфики в современном российском обществе;

анализ современной семьи как социального института и транслятора социально типических норм и ценностей культуры;

раскрытие типичных социальных коммуникаций современной семьи как транслятора и коммуникатора ценностей культуры.

Проблемная ситуация диссертации может быть сформулирована как междисцилинарный анализ процесса преемственности ценностей культуры в условиях современного транзитивного российского общества или общества риска, все социальные институты, социальные структуры и массовые процессы которого находятся в радикальных несоответствиях, что существенно затрудняет и кардинально видоизменяет функционирование и дальнейшее развитие материальной и духовной культуры новой России.

Основная гипотеза исследования предполагает сформировать и теоретически осмыслить современное представление о процессе преемственности ценностей культуры в современном мире в условиях его транзитивности и особой специфичности в современном российском обществе, где постепенно в современной семье формируется коммуникативно-коммуникационный человек, адекватный как современному обществу риска, так и самоактуализирующемуся творческому человеку, творцу и созидателю новой культуры.

Теоретическая база и методологическая основа диссертационного исследования определяется сложностью и многоаспектностью объекта исследования, что потребовало междисциплинарного подхода и использования познавательных возможностей философских, общесоциологических и культурологических теорий и концепций, в которых исследуется процесс преемственности ценностей культуры, включая процессы социализации и социокультурной адаптации всех возрастных групп новой России, являющейся транзитивным обществом и обществом риска.

Автор руководствовался принципами современной познавательной парадигмы, утверждающей плюрализм, толерантность и холизм как главные методологические подходы к социальной реальности и стремился отойти от идеологической тенденциозности и узкопартийных шаблонов анализа современных социокультурных процессов, происходящих в стране.

В работе использовались познавательные возможности концепций множества факторов, социокультурной динамики,

деятельностно-культурной теории и многих других концепций и теорий, разрабатываемых отечественными исследователями и международным научным сообществом.

В работе использовались общенаучные принципы и методы познания - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизирующая типологизация, а также методологические принципы историзма, социального детерминизма, генетический и социокультурный анализ, которые обеспечивали всестороннее и адекватное познание процесса преемственности культурных ценностей.

Информационная и эмпирическая база исследования

определялась:

обращением к нормативно-правовым документам, связанным с анализом процесса преемственности культуры в современном российском обществе;

использованием информационно-статистических данных, необходимых для характеристики возрастных когорт современной России, выступающих субъектами преемственности ценностей культуры;

систематизацией и обобщением разнообразной эмпирических и фактологических исследований и периодической литературы, посвященной широкому кругу проблем, связанных с процессами преемственности ценностей культуры в условиях социального бытия новой России.

Достоверность результатов диссертационного исследования была обеспечена непротиворечивостью сформулированных теоретико-методологических принципов, применяемых в работе; использованием обширной базы теоретических и эмпирических работ по анализируемой проблеме, очевидной согласованностью полученных автором выводов с основными теоретико-методологическими положениями новейшего социально-философского и культурологического знания.

Научная новизна диссертационного исследования

заключается в том, что в работе:

охарактеризованы и систематизированы новейшие философские концепции познания современной, качественно другой социальной реальности, которые существенно детерминируют процесс преемственности культурных ценностей в условиях транзитивного общества;

показан познавательный потенциал и выявлено теоретическое значение социокультурного подхода для адекватного познания, понимания и интерпретации исследуемого объекта -

процесса преемственности ценностей культуры в межпоколенном взаимодействии и с учетом влияния современных теорий и практик современного феминистского и тендерного движений как значимых аксиологических принципов, формирующих социально-типические характеристики возрастных когорт населения РФ;

на основе анализа происходящего в мире демографического перехода и его особенностей в новой России, рассмотрена типология возрастных когорт современного населения РФ и охарактеризованы особенности преемственности ценностей культуры, их сохранения и изменения, трансформации и консервации в условиях становления информационной культуры и сетевого общества;

рассмотрены и теоретически переосмыслены некоторые основополагающие тенденции новейших социокультурных теорий и выявлено познавательное значение ряда базовых понятий, раскрывающих процесс преемственности культурных ценностей в новейших типах сообществ -глобальных, региональных, этносоциокультурных масштабах и разных по значимости социальных институтах;

определена роль и показано значение семьи как базового социального института, транслятора культурных традиций и менталитета, главного актора культурных инноваций и значимой социальной составляющей общества, постоянно осуществляющей межпоколенный процесс преемственности культуры и формирование коммуникативно-компетентной личности - гражданина новой России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Рассмотрен комплекс исследовательских задач,
обеспечивающих понимание и адекватную интерпретацию
процесса преемственности ценностей культуры. Новейшая
социальная гносеология утверждает постнеклассическую
рациональность социума, потому что все современные
социальные системы, особенно все модели общества
потребления, являются сложными и могут развиваться в самых
неожиданных направлениях, увеличивая многообразные
природно-биологические, геополитические и социокультурные
риски.

2. В диссертации не отвергаются познавательные ценности
ряда теорий генезиса культуры (3. Фрейд, И. Хейзинга, Н.Я
Данилевский и др.), однако в работе сосредотачивается основное
внимание на познании социальной реальности методами

социокультурного анализа и концепции социокультурной динамики П.А. Сорокина. В основе концепции социокультурной динамики находится рассмотрение всех феноменов культуры как объектов аксиологического познания мира. Социокультурный подход обеспечивает методологическое единство цивилизационного и формационного подходов, а также включает новые познавательные принципы человека активного.

3. Все исследовательские задачи диссертации посвящены анализу
особенностей механизма преемственности ценностей культуры, как
важного социокультурного процесса в транзитивных обществах или
обществах риска, где они особенно значимы и динамичны. Это
особенно заметно, начиная от процессов социального воспроизводства
и кончая процессами изменения ценностей духовной культуры и
предпочитаемых систем ценностей у разных возрастных когорт,
определяющих специфику демографического перехода современной
России.

4. Одна из комплексных исследовательских задач диссертации
была посвящена анализу процесса преемственности ценностей
культуры на фоне многообразных и разноплановых социокультурных
процессов, происходящих в самых разных сферах жизнедеятельности
современного российского общества. В процессе анализа новейших
феноменов культуры - (культурная интеграция и экстраполяция,
мультикультурализм, глокализация и др.) автором делается вывод о
том, что все они, в той или иной степени, направлены на то, чтобы
обеспечить понимание взаимозависимости и взаимовыгоды друг в
друге для всех участников новейших культурных альянсов.

5. Особое внимание в диссертационной работе уделено
рассмотрению семьи как базового социального института общества,
практического реализатора социального воспроизводства человека, а
вместе с тем транслятора культуры подрастающим поколениям. В
условиях современной транзитивности России семья выступает как
центр, осуществляющий и контролирующий все наиболее значимые
взаимодействия членов семьи с внешней средой в рамках
господствующей в семье системы ценностей и культурных традиций,
восходящей к менталитету и национальному характеру.

Теоретическая и практическая значимость работы может быть определена как междисциплинарный подход к процессу преемственности ценностей культуры, осуществляемому в условиях современного транзитивного российского общества, когда происходит существенное обновление теоретико-методологических основ не только философского, но и всего социально-гуманитарного знания, что определило новизну и значимость полученных результатов, которые

могут быть использованы в теоретических работах и непосредственно в учебном и воспитательном процессах.

Значимыми познавательными ориентирами при решении исследовательских задач были системный подход и познавательные возможности сравнительно-исторического анализа, позволяющие адекватно понимать особенности преемственности культуры в условиях транзитивности общества и происходящего в нем демографического перехода.

В диссертации расширен крут современных философских
представлений относительно роли возрастных когорт как
субъектов трансляции и преемственности культуры, показана
роль современной семьи как первичной ячейки социальной
коммуникации и базисной основы формирования
коммуникативно-компетентной личности главного

социотипического человека информационного общества.

Материалы диссертационного исследования и выявленные в нем теоретические тенденции могут быть использованы и найти практическое применение при разработке не только философии, но и основных гуманитарных курсов, которые читаются в высшей школе, а так же могут способствовать повышению гуманитарной культуры на курсах повышения квалификации преподавателей высшей школы РФ.

Апробация результатов диссертационного

исследования:

Основные теоретические положения и выводы работы неоднократно излагались и были позитивно приняты научной общественностью России на целом ряде международных, общероссийских и отраслевых конференций в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже и других городах РФ:

IX Международная заочная научно-практическая конференция «Перспективы развития науки и образования». М.: Центр перспективных научных исследований, 2016;

Международная научно-практическая конференции «Глобализация и интеграция традиционной и инновационной науки в современном мире. СПб.: НОУ ДПО Санкт-Петербургский институт менеджмента, 2016;

Международная научно-практическая конференция «Исследование традиционных и новых тенденций в науке». СПб.: Институт проектного менеджмента, 2014;

Международная научно-практическая конференция «Новое слово в науке и практике». СПб.: Институт проектного менеджмента, 2014;

Международная научно-практическая конференция «Гуманитарий в XXI веке». Н. Новгород: ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2013;

I Международная научно-практическая конференция «Современные малые города: проблемы и перспективы». Иватеевка (МО): Ивантеевский филиал РГСУ, 2010;

X межвузовская научно-практическая конференция «Опыт преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах». М.: МАТИ им. К.Э. Циолковского, 2010;

IX межвузовская научно-практическая конференция «Опыт преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах. М.: МАТИ им. К.Э.Циолковского, 2008;

Международная научно-практическая конференция «Старшее поколение в современной семье». Н. Новгород: ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2008;

IV Международный конгресс «Мир Семьи». М.: РГСУ, 2008;

Международная научно-практическая конференция «Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития». Н. Новгород: ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2007;

Международная научно-практическая конференция «Смысло-жизненные проблемы бытия человека». Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004.

Положения диссертационной работы использовались в учебной работе при проведении семинарских занятий со студентами на кафедре культурологии, истории, молодежной политики и рекламы МАТИ (ныне МАИ), по курсу культурологии.

Работа инициативная. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре культурологии, истории, молодежной политики и рекламы Института менеджмента, экономики и социальных технологий Московского авиационного института (национальный исследовательский университет) - МАИ, а затем на кафедре философии МВТУ им. Н. Баумана.

Основные положения диссертационной работы изложены в 22 публикациях автора, в том числе в 4 монографиях и 18 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации и отраженных в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), общим объемом 49,28 п.л.

Структура диссертации: представляет собой

машинописную рукопись, насчитывающую 373 страницы текста, включающего Введение, три главы, Заключение и список литературы, включающий 449 наименований, в том числе 57 на иностранных языках.