Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Камалетдинов Эдуард Салаватович

Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление
<
Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камалетдинов Эдуард Салаватович. Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Камалетдинов Эдуард Салаватович;[Место защиты: Башкирский государственный университет].- Уфа, 2014.- 168 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Философско-методологические аспекты рассмотрения юридической этики 12

1. Профессиональная мораль юриста как социальный феномен 12

2. «Идеальный тип» юриста как объективация норм профессиональной морали юриста 40

Глава II. Этико-философские проблемы профессиональной деятельности юриста в современном российском обществе 79

1. Взаимосвязь социокультурных реалий современной России и актуализации профессиональной морали юриста 79

2. Формирование нравственной культуры юриста как социальная потребность 103

Заключение 138

Список использованной литературы 142

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена прежде всего возрастающим интересом общества и государства к вопросам профессиональной морали юристов, вызванным острой необходимостью современного российского общества, вставшего на путь строительства правового государства, в высоконравственных юристах-профессионалах, а также в повышении авторитета всего юридического сообщества в целом и каждого отдельного юриста, в частности.

Проблема морального измерения профессиональной деятельности юриста в современных условиях актуализировалась в связи с происходящими радикальными переменами в жизни Российского государства эпохи цивилизационных трансформаций. Общественно-политические, социально-экономические и духовно-ценностные изменения в социокультурном пространстве постперестроечной России привели к широкому материальному и духовному расслоению, углублению ценностного кризиса, затронувшего все жизненно важные сферы, росту асоциального поведения граждан, ослаблению правопорядка и законности как в общественной, так и личной жизни. Для многих граждан процессы демократизации и либерализации стали поводом для безответственности и вседозволенности, не все смогли рационально воспользоваться возможностями гражданского общества, что в реальной жизни привело к распространению противоправного поведения индивидов, а в правоприменительной практике и юридическом сообществе – коллизий и вопросов этического характера. Безусловно, в этой ситуации нравственные основы деятельности работников правоохранительных органов, судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов приобретают особую значимость, так как именно они стоят на страже закона. Отчуждение юристов от этических принципов дискредитирует данную сферу социальной деятельности, разрушает правосознание, способствует росту правового нигилизма как во всем обществе, так и в профессиональной среде, обусловливает падение авторитета России на международной арене как общества, вставшего на путь строительства демократического государства. Без повышения нравственной культуры юристов невозможно достичь успеха в развитии демократии, в строительстве гражданского общества, в снижении преступности в стране.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема этического измерения функционирования нормативно-правового механизма в обществе и деятельности юриста привлекала исследовательское внимание многих отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, правоведов.

В научных трудах зарубежных и отечественных исследователей (социально-философского, социологического, педагогического, этического, юридического направлений) прослеживаются различные методы определения сущности и специфики юридической этики, выявления нравственных аспектов функционирования нормативно-правового механизма и их значительной роли в повышении правовой и этической культуры всего общества. В отечественной научной литературе профессиональной деятельности юриста. В частности, для анализа духовно-нравственных основ правоприменительной деятельности огромное значение имеют труды таких авторов, как Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, А.И.Павловский и др.

Проблема нравственных основ деятельности юриста ввиду своей актуальности, теоретической и практической значимости всегда была в центре внимания отечественных исследователей. Многие аспекты данной проблемы освещались в трудах дореволюционных юристов (А.Ф. Кони и др.), ученых советского и современного периодов (В.Л. Васильев, Д.П.Ватман, A.C. Кобликов, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов, Н.Н. Полянский, Н.В. Радутная, М.С. Строгович и др.).

Большой вклад в осмысление нравственных основ деятельности прокурорских работников внесли исследования И.А. Антонова, С.Н.Будая, Н.Н. Карпова, Н.А. Кулаковой, Т.Н. Москальковой, В.П.Рябцева и др.

Изучением судейской этики активно занимаются современные исследователи Л.Е. Ароцкер, А.Ф. Закомлистов, И.В. Калинников, Н.А.Колоколов, И.М. Мирзоев, С.А. Пашин, В.Р. Пейент, А.Н. Сачков и др.

Огромное значение в исследовании проблем профессиональной морали адвоката имеют работы таких авторов, как М.Ю. Барщевский, А.Д. Бойков, В.М. Домбровский, Т.З. Зинатуллин, Ю.С. Пилипенко и др.

Осмысление проблем гуманитарной культуры, профессиональной этики, нравственной ответственности индивида нашло отражение в исследованиях представителей философской школы Республики Башкортостан – Ф.В. Ахмадиева, А.М. Багаутдинова, О.А. Беленковой, Д.Ж. Валеева, З.Р. Валеевой, В.Р. Ибрагимовой, Л.А. Иткуловой, А.А.Кулыевой, А.В. Лукьянова, И.М. Орешникова, З.Я. Рахматуллиной, А.Я. Фаткуллиной и др. Также при изучении профессиональной этики юриста имеют большое значение труды юристов Республики Башкортостан – Л.М. Ашировой, З.Д. Еникеева, Р.З. Еникеева и др. В то же время анализ современных исследований по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что теоретические вопросы профессиональной морали юриста в современном российском обществе эпохи цивилизационных трансформаций приобретают особую значимость в условиях строительства правового государства и требуют философского осмысления с учетом происходящих изменений в социально-экономическом пространстве и духовно-правовом поле страны.

Объект исследования – мораль как социокультурный феномен.

Предмет исследования – содержание и своеобразие профессиональной этики юриста.

Цель исследования – изучение этических основ профессиональной деятельности юриста и выявление взаимосвязи юридической этики с социокультурной ситуацией в современном российском обществе.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

определить содержательное поле, особенности и ключевые принципы юридической этики как социального явления;

рассмотреть специфику норм профессиональной морали юриста и определить его «идеальный тип»;

проанализировать взаимообусловленность и взаимосвязь между социокультурными и духовно-нравственными реалиями российского общества и актуализацией профессиональной морали и нравственной ответственности юриста в современных условиях;

– выявить механизмы формирования нравственной культуры юриста.

Методологической основой исследования выступает социокультурный подход, в рамках которого каждое социальное явление и любая общественная деятельность анализируется с позиций их обусловленности конкретными социокультурными факторами, влияющими на бытие общества и человека. В работе использованы также аксиологический и диалектический подходы.

Источниковая база исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования основывались на научно-гуманитарных исследованиях, осмысливающих духовно-нравственную ситуацию и нормативно-правовое состояние современного общества и поднимающих проблему нравственной ответственности деятельности юристов, также изучались историко-теоретические материалы, нормативно-правовые источники, судебная практика.

Научная новизна состоит в том, что автором:

- определены содержательное поле и особенности юридической этики как системы нравственных ценностей, моральных идей, взглядов и принципов, очерчивающих конкретные модели этически должного поведения и нравственный характер служебной и внеслужебной деятельности представителей юридического сообщества, направленные на формирование «морального юриста», на повышение общественного авторитета данного вида социальной деятельности, на культивирование уважительного отношения к юридическому сообществу как функционально и социально ответственной организации;

- обоснованы основные нормы профессиональной этики юриста (судьи, прокурора, адвоката) и определен «идеальный тип» юриста, отвечающий современным требованиям;

- доказана взаимосвязь социокультурной ситуации, сложившейся в современном российском обществе, вставшем на путь строительства новых общественных отношений, демократического правового государства, и состояния уровня личного и общественного правосознания с актуализацией проблемы целенаправленного культивирования ценностей юридической этики в современном правовом поле и необходимостью повышения нравственной ответственности представителей юридического сообщества;

- выявлены специфика нравственной культуры современного юриста как одного из эффективных средств духовного оздоровления общества и совершенствования его правосознания и механизмы преодоления ее деформации в современном российском обществе.

Положения, выносимые на защиту:

- Демократическое строительство и становление современного российского общества как социально ориентированного правового государства неразрывно связаны не только с качественно новым этапом морального развития гражданского общества, но и с совершенствованием профессионального этоса представителей юридического сообщества. Юридическая этика, ее ценностные смыслы и принципы выступают сегодня как духовная основа преодоления кризиса законности в стране, соблюдения норм и требований права независимо от социальной принадлежности индивида, противодействия противоправной деятельности и асоциальным явлениям во всех сферах общественной жизни;

- В условиях укрепления в обществе демократических принципов, нацеленности на признание как безусловной ценности прав и свобод человека и создание эффективно функционирующего юридического сообщества с высокими моральными принципами особо возрастает социальная, духовная, правозащитная роль норм юридической этики как действенных инструментов формирования ценностной среды в профессиональном сообществе юристов и культивирования профессиональной идентичности. Нарушение норм юридической этики разрушает ключевую, социально обоснованную роль, которую выполняет юридическое сообщество, – правовую и социальную защиту конкретного человека и его интересов;

- Цивилизационные проблемы современного российского общества оказывают влияние на состояние общественного правопорядка, соблюдение норм закона, уровень моральности нормативно-правового поля и этические позиции представителей юридического сообщества, что особо актуализирует востребованность в правосознании и правоприменительной практике требований юридической этики и значимости нравственной ответственности юриста. Нравственная ответственность как базовый ориентир в системе принятых в обществе моральных координат и ценностей представляет собой духовный фундамент мотивации этически должного профессионального поведения юриста, с одной стороны, и, с другой стороны, является своеобразным критерием оценки общественным сознанием его деятельности;

- Проявление правовой антикультуры и аморализма в правовом пространстве современного российского общества во многом обусловлены и низким уровнем этической культуры представителей юридического сообщества. Формирование нравственной культуры современного юриста как одного из ключевых направлений укрепления правопорядка, задействование в этот процесс всех потенциальных механизмов – актуальная социальная потребность и жизненно важная задача Российского государства.

Теоретическая значимость исследования заключается в социально-философском анализе значимости и роли юридической этики в жизни современного российского общества в процессе ее движения к гражданскому и демократическому обществу, правовому государству, что дает возможность выработать новые, отвечающие современным реалиям концептуальные положения о повышении роли этического фактора в деятельности юриста в современном российском обществе.

Практическое значение исследования состоит в том, что основные положения и выводы работы могут быть использованы в практической работе при преподавании социально-гуманитарных дисциплин; при разработке вузовских курсов по философии, этике, юриспруденции, социологии, при профессиональной подготовке юридических кадров в вузах и курсах повышения квалификации юристов, при разработке этических кодексов отдельных юридических специальностей; в юридической практике для воспитания нравственной культуры юристов; в деятельности юридического сообщества.

Апробация исследования. Выводы и основные идеи диссертационного исследования были апробированы на научно-практических конференциях, в том числе: «Культура мира на современном этапе» (г. Уфа, 2011 г.), «Правовая система и вызовы современности» (г. Уфа, 2011 г.), «Духовный мир молодежи в контексте устойчивого развития» (г. Уфа, 2011 г.), «Межкультурное взаимодействие и социально-экономическое развитие в многонациональном и поликонфессиональном обществе» (г. Уфа, 2012 г.), «Общество, государство и право России: история – современность – перспективы развития» (г. Нижний Новгород, 2012 г.), «Экология духовности в интересах устойчивого развития» (г. Уфа, 2013 г.), «Культура как вдохновитель устойчивого развития (г. Уфа, 2014 г.)».

Основные результаты и положения диссертационного исследования нашли отражение в 12 научных публикациях автора, общий объем которых составляет более 3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 283 наименования, из которых 7 на иностранном языке. Общий объем диссертации – 168 страниц.

Профессиональная мораль юриста как социальный феномен

В современном российском обществе особо обострились духовные проблемы: под воздействием процессов глобализации отечественной культуры идет разрушение традиционных духовных ценностей, в результате чего возрастает моральное и социальное зло, усиливается моральное недоверие друг к другу, оборачивающееся опустошением запасов доброты, межличностными и межнациональными конфликтами. В настоящее время становится актуальным вопрос духовного измерения заимствования элементов западной культуры, буквального осмысления молодым поколением идеи свободы как свободы от всего (обязанностей, ответственности). Настоящей «бедой» нашего общества является отчуждение из жизни добра, культуры общения, справедливости, которые и делают мир человеческим в подлинном смысле этого слова1. Безусловно, в этих условиях сферы гуманитарного знания, особенно этического, всегда стоявшие на страже «человеческого в человеке», приняли новый мировоззренческий, духовный, социальный вызов времени. В частности, произошла смена взглядов и методов общекультурного понимания морали2, сущности этики как науки, в результате чего появилось иное восприятие этики как способа обобщения основных, нормативно-этических программ (этики перфекционизма и альтруизма, гедонизма, утилитаризма и др.) для объяснения природы моральных эталонов, к примеру, посредством практических обобщений «внутреннего опыта» Дж. Локка. Изучение современными исследователями потерянных связей и философских традиций стало причиной появления определенного этического классицизма, к усилению внимания к различным проблемам прикладной этики. Так, исследователи отмечают усиление внимания к актуализации вопросов профессиональной морали как науки о кодексах поведения, которые предписывают определенный характер этических отношений между индивидами, представляющийся особенно оптимальными с точки зрения выполнения ими служебных обязанностей, а также о методах обоснования этих кодексов, социально-философского толкования значения определенной сферы труда, его этоса как сочетания согласованных правил поведения индивида как при выполнении должностных обязанностей, так во внеслужебное время1.

Моральные противоречия, связанные, прежде всего, с радикальными преобразованиями в современном обществе, разнородность этической практики, наличие разнообразных этических кодексов активизируют моральную рефлексию в общественном сознании и научной мысли . Исследователи, в частности, подчеркивают, что конфликт моральных кодексов подталкивает на переосмысление оснований нравственности и основ нравственных принципов. При этом возможны различные этические стратегии, которые характеризуют те или иные типы аргументирования морали: догматическая, определяющая истинным один из моральных кодексов, при это отвергая остальные; релятивисткая, не признающая существование общей морали; критическая, которая критикует моральное сознание и вырабатывает иное восприятие морали, по отношению к которому различные кодексы становятся равнозначными, с общим «абсолютным» основанием»3. Сформировались основные подходы в постмодернистской рецепции российской этики. Первый - социологический, связанный с глобализацией современного общества. Второй - прикладной, связанный с появлением социальных и духовных теорий, которые обуславливают феномен «неклассических этик». Третий аспект - эстетический, связанный с расширением преобладанием в сознании общества и личности чувственной мотивации поведения и гедонизма. Как подчеркивает Д.С. Соммэр, гедонизм - это поклонение удовольствиям как божеству, что зачастую очень характерно для современного человека. Постоянный запрос на чувственные удовольствия превосходит все остальное, при этом не важно, какой ценой они достаются. При этом люди воспринимают мир как магазин, где можно найти развлечения и удовольствия, и живут лишь для бесконечных наслаждений, а не ради нравственного развития. Жизнь для большинства становится «шоу», и без удовольствий в жизни они не видят другого смысла . О воздействии массового искусства на мораль социума говорит эстетизм, являющийся характерной чертой эпохи постмодерна. Чувственно-эстетический, зрелищный способ восприятия мира под влиянием интернета, телевидения, гламурных журналов приводит к подмене разума и рациональной рефлексии в том числе и этической эмоциональной реакцией . Исследователи отмечают, что современная мораль не устраняет и не заменяет ранее существующие типы морали, а только возвышается над ними. Трансформации в духовной и социальной сфере общества привели к усилению индивидуального понимания происходящего, в современном мире прогрессирует расслоение общества. Социальные слои разрозненны как в материальном плане, так и по типу целей существования. Одни нацелены на материальные блага, другие стремятся к духовному развитию3. Исследователи говорят о формировании социальной этики постмодернизма и отмечают нарастание всесокрушающей волны морального отчуждения в обществе1. В условиях нарастания морального отчуждения, безусловно, особо актуализуется прикладная этика, которая открывает новый этап развития российской этико-философской науки. В настоящее время есть несколько видов понимания сущности и значения прикладной этики: классический, определяющий прикладную этику как отображение этической теории на практику; профессионально-этический, рассматривающий прикладную этику как новейший тип профессиональной этики; морально-практический, указывающий на то, что данный тип этики есть совокупность особых практических моральных вопросов общества; парадигмальный, устанавливающий прикладную этику как новый этап развития этики, в которой современная теория морали, оказавшаяся перед лицом многочисленных социальных и духовных «вызовов», впервые прямо соприкасается с нравственной практикой.

Как известно, социокультурная история человечества отражает развитие моральных норм и становление бесчисленных кодексов этики. Мораль формировалась в процессе социализации человека. Выделение человека как вида, преодоление животных инстинктов, возникновение общественных групп, образование коллективов, установление правил поведения - это все этапы становления морали, которая прошла продолжительный путь от религиозных и племенных обычаев и традиций до современных норм морали, затрагивающих все стороны жизни общества: политику, экономику, экологию, право и др.2

«Идеальный тип» юриста как объективация норм профессиональной морали юриста

Нравственная норма - одна из вариаций этических требований, которая выступает элементом моральных отношений в обществе. Нравственная норма - ключевая генетическая «клетка» в организме поведенческой системы. Определяя требования - общества к человеку в ходе отношений с другими людьми, нравственная норма является основой оценки поведения, характеризуется нормативностью, обладает широким кругом регулируемых общественных отношений, относительно большим спектром закрепленных в нравственной норме требований. Она включает в себя не только определенные правила поведения, но и социально значимые особенности, как качества личности, необходимые для должного поведения. Нравственная норма является причиной должного поведения, побудителем позитивной деятельности индивида ради пользы всего общества и его членов. Нравственность есть система постигнутых личностью норм, означающих сознательность и заботу для общего блага. Нравственная норма является результатом определенной обработки ряда поведенческих актов посредством коллективного осмысления. Нравственная норма устанавливает определенные правила поведения, отвечающие интересам всего общества. Она утверждает общественно полезные действия личности, являющиеся чрезвычайно важными для социума; требования общества к поведенческой активности индивида, существующие в форме должного . Таким образом, профессионально-нравственная норма - это правило поведения, применяемое в действиях работников определенной профессии как моральный закон, обязательный для исполнения каждым ее представителем.

Обязательность исполнения профессионально-нравственной нормы выражается в виде определенных нравственных правил, которые предъявляются профессиональной группой к своим членам, отражаясь в профессиональных кодексах этики. Профессионально-нравственные нормы самостоятельно не могут являться абсолютным руководством к нравственной деятельности. Становление в обществе этических правил обусловлено сознательной деятельностью личности, базисом которой являются обоснованные представления о должных качествах нравственно-позитивных отношений в обществе. Исследователи считают, что теории о должных видах взаимосвязи, необходимых для осуществления профессиональных обязанностей, поддерживаются всеми участниками первичного коллектива, а далее при их перспективности и исторической оправданности, получают всестороннее развитие и принимаются другими коллективами2.

При общении с юристом, человек ждет от него не только профессионального и добросовестного исполнения обязанностей, но и уважительного отношения к личности, к обществу, что обязывает «служителя закона» к высокой нравственной ответственности, предъявляет к нему повышенные требования. Этот факт определяет специфические нормы поведения, регулирующих выполнение индивидами своих профессиональных функций и обязанностей и стимулирующих его внимание к самовоспитанию и самообразованию . По нашему мнению, нормы профессиональной морали юриста - это не всегда юридически фиксируемые, но принятые в юридическом сообществе моральные требования, которые имеют поддержку общества и профессиональных организаций2. Огромное значение имеют и личностные качества юриста. О профессиональной пригодности человека к юриспруденции сложно говорить, не учитывая его персональных характеристик, имеющих огромное значение, как и квалификация, и практические навыки. Соблюдение человеком нравственных норм подразумевает огромную душевную организацию, такт, что позволяет применить общезначимую меру к сугубо индивидуальным, неповторимым ситуациям. Юрист должен обладать не только знаниями и умениями, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, но и развитыми личностными качествами, культурой поведения3. С момента возникновения юриспруденции, со времен Древнего Рима и Афин, общество находится в поиске нравственных критериев деятельности юристов. Нравственные оценки деятельности юристов имеют большее значение, чем, например, оценки государственных чиновников, которые по своему призванию обязаны быть символом справедливости и честности4. В России одним из первых о юридической этике заговорил известный представитель юридического сообщества А. Ф. Кони, основавший в начале XX века курс уголовного судопроизводства. Именно он разработал судебную этику. Но в силу противодействия представителей власти чтение курса пришлось отменить. Вопреки всему А. Ф. Кони развивал свои этические идеи в течение всей своей жизни, даже в суровые революционные годы в истории Российского государства. В СССР этика членов юридического сообщества продолжительное время не изучалась. Несостоятельность разработки нравственных аспектов профессии юриста объяснялась тем, что «в СССР этика едина, и это этика социализма». Но уже в середине XX века стали разрабатываться исследования по юридической этике. В современном обществе важность пристального внимания к проблемам профессиональной этики юриста вряд ли можно переоценить. Однако в понимании содержания современной этики юристов, границ ее влияния и в самом понятийном аппарате встречаются спорные моменты1.

В настоящее время для многих профессиональных групп в рамках юриспруденции существуют разнообразные кодексы поведения: Кодекс профессиональной этики адвоката (принятый I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года), Кодекс судейской этики (Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года), Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (Утвержден приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации 17.03.2010 № 114), Кодекс профессиональной этики нотариуса, занимающегося частной практикой (Утвержден решением общего собрания членов Московской областной Нотариальной Палаты от 1 марта 1995 г.) .

Взаимосвязь социокультурных реалий современной России и актуализации профессиональной морали юриста

Либеральные реформы современной России оказали огромное воздействие на всю общественно-политической жизнь. Исследователи отмечают падение духовной культуры и нравственного состояния общества, кризис морали, девальвацию таких важнейших нравственных категорий, как добро, совесть, ответственность, которые и определяют уровень цивилизованности и гуманности в государстве и охраняют «человеческое в человеке». На передний план выходит особый социальный тип индивидуалиста, отношение которого к окружающему миру носит исключительно потребительский характер. Возникает новый тип морали -морали собственника, для которого собственный интерес имеет приоритет над национальными и государственными, общественными интересами1. Современное российское общество испытывает общественно-политические и духовно-нравственные проблемы, искажение культурных и моральных норм, падение семейных ценностей, проблемы воспитания молодежи, не имеющей каких-либо нравственных ориентиров. Молодое поколение теряют «истинно человеческие цели - быть благоразумным, любить и уважать ближнего, развивать эти качества» . Семья и система образования бессильны перед информационным потоком западной культуры, пропагандирующей свободные отношения, идеологию потребления, отрицания моральных установок. «Антропологическая катастрофа, т.е. дегуманизация человека, его отчуждение от природы, от культуры, от самого себя; социальное расслоение населения, нравственные коллизии, нравственные конфликты между людьми, между человеком и обществом - все это является следствием подмены ценностей. Подмена ценностей ведет к нарушению духовного единства общества, к девальвации ценностей старшего поколения, к деформации представлений людей о моральных нормах»1.

Реформы постперестроечной России во многом не привели к положительным результатам, так как не учли особенности «загадочной русской души», базисные паттерны национального менталитета и отечественной социокультурной традиции . В ходе этих реформ произошли негативные изменения общества, не отвечающие духу многонационального российского народа, всегда стремившегося к социальной справедливости: рост коррупции, всплеск преступности, огромный разрыв уровня жизни между бедными и богатыми, равнодушие к окружающим. Российская Федерация отличается от СССР не только в территориальном плане, но и экономической, политической, правовой и духовной системами. Во многом наша страна механически приняла ценности и образ жизни западных стран, что не принесло практической пользы3. В начале 90-х годов XX века в России обострились противоречия между находящейся у власти элитой и основной массой населения, между федеральным центром и регионами, проявилась многоаспектность ментальности, вспыхнули межнациональные конфликты4. В современном российском обществе проблемы морали осложняются многочисленными внутренними противоречиями. Многие наши соотечественники не обращают внимания на проблемы экологической, ядерной, продовольственной угрозы. Радикальные изменения в социальной сфере общества способствовали дезориентации индивидов, потере уверенности в своих силах и неудовлетворенности своей жизнью. Переходное состояние российского общества характеризуется неопределенностью судьбы многих людей; идет разрушение ценностей, такие асоциальные явления, как алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство поражают молодое поколение. Современное российское общество в состоянии нестабильности, раздираемое внутренними противоречиями, резко разделенное на бедных и богатых, не способное обеспечить достойное существование большей части граждан - не лучшее пространство для культивирования высоких нравственных ценностей.

В нашем обществе меняется ценностная ориентация, на первый план выходит материальное, вытесняя такие категории как ум, талант, трудолюбие. В последнее время снижается востребованность образованных людей, что является показателем проблем общества, свидетельствует о неоднозначном будущем страны. Подобные явления ведут к росту внутриличностных конфликтов, причиной которых становится невозможность самореализации индивида в этих условиях, ведущих к проявлению агрессии и насилия.

Представители российской интеллигенции все чаще говорят о необходимости учета менталитета наших граждан, о развитии их духовного мира на базе нравственных ценностей в соответствии с реалиями современного общества. Сегодняшнее состояние российского общества, его духовной сферы заставляет осмыслить огромное количество научно-теоретических вопросов. Важнейшим является вопрос становления личности молодого поколения на основе духовных традиций, способствующих молодежи не просто выжить, но и сделать ее деятельность социально-позитивной и ответственной. Проблема формирования нравственной личности профессионального юриста в современном российском обществе, приближение к «идеальному типу» становится не просто актуальной в практическом плане, но и приобретает новый смысл. Это проблема столкновения традиций и инноваций, актуализация духовных традиций в современной жизни, в семье, в системе образования, в том числе и юридического.

Государство без авторитета у народа не может требовать от граждан высокого уровня правовой культуры. В современных условиях прослеживается устойчивая практика снижения нравственных качеств у представителей власти. Исследователи отмечают, «что при всей коррумпированности советской власти и при всем ее лицемерии в последние десятилетия она культивировала (хотя бы формально) на основе социалистической идеологии моральные ценности, многие из которых носили вечный характер и входили в патриархальное народное сознание. Теперь они растоптаны. А на капиталистической основе, характерной для Запада, нравственные ценности сложиться еще не успели»1.

Формирование нравственной культуры юриста как социальная потребность

Становление в современных условиях отечественной юриспруденции, основанной на нормах и принципах морали, повышение уровня правовой и нравственной культуры юристов предполагает задействование в этом сложном и ответственном процессе всех возможных механизмов и средств. Нравственная культура личности — это степень восприятия морального сознания и культуры общества, показатель глубокого и органичного воплощения требований нравственности в жизнедеятельности индивида. Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта и семейного окружения, этического просвещения и нравственного воспитания, системы образования, искусства, религии, общественной морали - индивид в определенной степени накапливает в сознании и поведении элементы общественной нравственной культуры. Нравственная культура индивида есть сложная программа, творчески освоенный моральный опыт человечества, который помогает поступать должно в различных ситуациях выбора, а также элементы сознания - разум, воображение, интуицию, способствующие принятию подлинно морального решения. Суть нравственной культуры личности и состоит в достижении сочетания традиционного и творческого элементов, соединении опыта конкретной личности с богатством системы общественной морали . Наивысшей степенью восприятия индивидом нравственной культуры являются нравственная мудрость, способность обеспечить оптимальность и гармонию мыслей, чувств, поведения в нравственной рефлексии, готовность к достойному поведению при любых обстоятельствах.

По мнению многих исследователей, перспективы развития мирового сообщества все более определяется кризисными факторами, возникающими в самой культуре как её противоположности и индикаторы нравственного и культурного несовершенства человека. Д.Ж. Валеев подчеркивал: «Человечество может погибнуть не только от термоядерной войны или экологической катастрофы, но и от морального кризиса (в результате эскалации недоверия между странами и народами, между людьми, отсутствия терпимости друг к другу между представителями разных культур, иссякания запаса доброты и возрастания жестокости)»1. Кризисные явления усиливают глобальные, внутригосударственные, территориальные проблемы, ставя под угрозу существование человечества. Важнейшей проблемой можно назвать и возрастание нетерпимости, усиление деструктивности, агрессивности поведения человека не только по отношению к окружающей среде, но и социальной среде и всему человеческому виду2. Современный человек зачастую становится все более противоречивым и двойственным. Указанное положение не охватывает все человечество, но тенденция достаточно устойчивая и явная. По мнению исследователей, «современная культура несет в себе странное противоречие между своими нравственными релятивистскими убеждениями и воспитательной задачей. С одной стороны, уничтожаются идеалы нравственного совершенства, основанные на внутренней ценности, или они переводятся в область частного выбора, а с другой - существует потребность воспитывать добропорядочных граждан с демократическими принципами, вкладывать в их души миролюбие, терпимость, взаимоуважение»1.

Нравственная культура определяет в основном духовный мир личности - это и сознание, и мировоззрение, и социально-духовные качества. Элементами духовной культуры и являются нравственные чувства и качества индивида. Они направлены на гармонизацию межличностных отношений, на удовлетворение нравственных потребностей человека. Но нравственность проявляется и во многих других сферах жизни (политика, право, экономика, социальная жизнь). Нравственность - это явление не только духовной, но и материальной жизни, она имеет явную духоформирующую и гуманизирующую направленность.

Нравственная культура общества - это совокупность правил и принципов поведения, определяющих жизнедеятельность людей с точки зрения добра, равенства, справедливости, достоинства. Нравственная культура противопоставляется несправедливости, неравенству, бесчестию и проч.

Сущность нравственной культуры состоит в развитости морального сознания и мировоззрения членов общества; синтезе нравственно-сущего и морально-должного; проявление в поведении, общении и деятельности индивидов добра, любви, долга, чести и т.д.; жизни по принципам миролюбия, гуманизма, социального равенства. Нравственная культура - это также и эффективность моральной регуляции жизнедеятельности членов общества, взаимосвязанность правовой и нравственной регуляции, следование «золотому правилу нравственности». Также нравственная культура содержит общечеловеческие, внутриобщественные, групповые и индивидуально-личностные элементы. Мораль и нравственная культура в ходе развития человечества изменялись по содержанию, отражали различные состояния обществ, взаимоотношения их членов. При этом устойчиво развивалось общечеловеческое содержание нравственной культуры и морали1. Нравственная культура субъекта - производное и субъективированное выражение общественной морали. В определенных ситуациях нравственность и мораль признаются равнозначными, а сами термины признаются синонимами. Некоторые исследователи понимают под моралью должное, повеление, совокупность императивов, а под нравственностью - действительное, сущее, как есть на самом деле. В указанном случае различие нравственности и морали определяет особый смысл нравственной культуры - это единство морально-должного и нравственно-сущего2.

Общественная нравственная культура конкретизируется, прежде всего, в нравственной культуре самой личности и представляет совокупность и меру развития нравственного сознания и мировоззрения, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении и деятельности индивида.