Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Солихджонов Расулджон -

Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ)
<
Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ) Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Солихджонов Расулджон -. Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ): диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11 / Солихджонов Расулджон -;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2014.- 237 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социокультурных противоречий в условиях трансформации общества

1.1. Теоретические аспекты исследования противоречий социокультурной трансформации общества 17–38

1.2. Понятие и структура социокультурных противоречий в современных социально-философских концепциях 39–55

1.3. Современные методы исследования социокультурных противоречий в условиях трансформации общественной жизни 56– 68

ГЛАВА 2. Социокультурные противоречия таджикистанского общества в контексте современных концепций социального развития

2.1. Типология социокультурных противоречий в условиях трансформационного развития социокультурной жизни таджикистанского общества 69–85

2.2. Особенности социокультурных противоречий таджикистанского общества в условиях его модернизации 86–99

2.3. Становление института гражданского общества в Таджикистане в контексте социокультурной трансформации 100–124

ГЛАВА 3. Социокультурное измерение трансформации таджикистанского общества

3.1. Экономическая трансформация таджикистанского общества в социокультурном аспекте 125–135

3.2. Экосоциальные противоречия трансформирующегося таджикистанского общества 136–148

3.3. Социокультурные факторы межэтнических противоречий в процессе трансформации таджикистанского общества 148–1174

ГЛАВА 4. Способы реагирования социума на вызовы современной социокультурной реальности

4.1. Социальная политика как механизм регуляции социокультурных противоречий 175–188

4.2. Роль правовой культуры в профилактике и регулировании социокультурных противоречий 189–196

4.3. Теоретические основы осмысления становления социального согласия в Республике Таджикистан как способ реагирования общества на социальные противоречия 197–219

Заключение .211–219

Список использованной литератур

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный этап развития общественной жизни Республики Таджикистан характеризуется постоянным поиском эффективных основ реформирования различных её сфер, обеспечения социально-политической стабильности и наращивания её потенциала для ответа на вызовы современности. В этой связи возникает объективная потребность в исследовании происходящих в ней изменений через призму выявления, как стабильных основ ее развития, так и противоречий, возникающих в данном процессе. Последнее продиктовано и тем, что в условиях глубоких социальных преобразований исследование проблемы противоречий социокультурной трансформации таджикистанского общества позволяет понять закономерности, основные тенденции, а также выявить источник и внутреннее содержание происходящих трансформационных процессов.

Осмысление сущности и содержания происходящих социокультурных изменений, умение делать правильные выводы, отражающие движение общества по пути к системно-структурным преобразованиям, – дело непростое, но крайне необходимое.

Рассмотрение трансформационного процесса как одного из форм общественного развития в дискурсе противоречий в социальной философии имеет давние и прочные корни. Интерес к этой проблеме неизмеримо возрос и в наши дни. Это вызвано тем, что на пороге третьего тысячелетия таджикистанское общество, как и другие постсоветские общества, оказалось перед лицом серьёзнейших социально-политических, социально-культурных потрясений, которые «разбудили» латентные противоречия общества, в корне изменив социокультурные отношения. Исследование этих противоречий, особенно выявление механизмов их преодоления, является значимой задачей не только для теории, но и для современной практики управления трансформационными процессами.

Исторический опыт свидетельствует, что нарастание числа и остроты противоречий с позиции их эскалации до конфликтных противоборств характерно для переходных периодов в общественном развитии. Это подтверждает и новейшая история таджикского народа. Социальные изменения, происходившие в Таджикистане после приобретения ею независимости, не только высветили всю многоаспектность противоречивой природы социально-политических процессов указанного периода, но и показали способность нашего общества находить адекватные ответы на внутренние и внешние вызовы. Эта задача особенно актуализируется в связи с процессами глобализации, которая, расширяя границы обмена социокультурных ценностей в общепланетарном масштабе, создает предпосылки для возникновения противоречий в духовно-нравственных устоях социокультурной жизни общества. В связи с этим проблема взаимодействия противоположностей в социокультурных явлениях нуждается в глубоком социально-философском переосмыслении. Если раньше это осмысление, в основном, происходило в русле «борьбы противоположностей» то теперь изменившаяся социальная реальность для адекватного его понимания нуждается в выработке и выборе новых исследовательских подходов и концепций, где доминирующими тенденциями становятся взаимное сотрудничество и взаимообогащение противоположностей. Это актуально и крайне важно для таджикистанского общества в его стремлении выработать альтернативные способы реагирования на противоречия социокультурной трансформации. Особая актуальность и недостаточная изученность вышеназванных вопросов определили необходимость выбора темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования показывает, что осмысление проблемы социокультурной трансформации таджикистанского общества через призму противоречий в социально-философской литературе пока должным образом не исследованы. В диссертации проведен анализ большого количество научных работ методологического характера, позволяющих в совокупности выявить основные ориентиры данного исследования. Это труды М.Н. Руткевича, В.Е. Козловского, Ю.К. Плетникова, Ю.А. Жданова, В.В. Бородкина, В.И. Горбача, Ф.Ф. Вяккерева, Ф.В. Константинова, В.П. Дуделя, Б.А. Грушина, Г.М. Штракса, В.А. Алтухова, А.Г.Спиркина и других авторов, где в той или иной степени, рассматриваются социально-философские и методологические аспекты социальных противоречий.

В последние десятилетия проблемы онтологии и гносеологии социального бытия в целом, социальных противоречий в частности нашли свое отражение в ряде работ учёных России, Украины и Белоруссии -А.М. Коршунова, В.В. Мантатова, В.А. Кутырева, Е.Ф. Сластенко, С.Ф. Синякова, В.Н. Сидорцева, А.П. Назаретяна и др.

В ходе нашего исследования для выявления теории и практики социальных противоречий и конфликтов существенную роль сыграли труды Р. Дарендорфа, Л. Козера, Л. Крисберга, К. Боулдинга, Й. Галтунга, Дж. Бертона, Дж. Бернарда, Дж. Колемана, Г. Зиммеля и многих других.

Отдельные аспекты социокультурной трансформации в связи с исследованием социальных конфликтов на опыте Таджикистана рассмотрены в исследованиях С. Фаттоева, Р. Хакимова, К.Ткаченко, А.А. Абдусамадова и др.

Исследованию изменений, происходящих в сфере социальных отношений, социально-политической жизни современного таджикистанского общества, процессов ее демократизации и модернизации, менталитета и идентичности посвящены работы И.Шарипова, Х.У.Идиева, А.Х. Самиева, П. Д. Шозимова, Ш. Шоисматуллоева, и др. Абстрагируясь от конкретного содержания этих публикаций, хотя они чрезвычайно важны для нашего исследования, заметим, что их значимость для таджикской социальной науки, прежде всего, заключается в том, что, именно в работах указанных авторов произошло переосмысление теории и методологии исследования социальных явлений.

В ходе нашего диссертационного исследования важную роль сыграли диссертационные работы Л.Я.Бабаевой, С. Джононова, О. В. Ладыгиной, М.У.Хидировой, Акиловой М.М., а также материалы научного семинара на тему «Традиции и процессы демократизации в Таджикистане» (Душанбе 21-22 июня 2010 г.). и др., позволяющие выявить социокультурный контекст трансформационных процессов таджикистанского общества,

Изучение степени разработанности проблемы показывает, что, несмотря на обилие литературы, нельзя сказать, что все аспекты социальной трансформации в Республике Таджикистан, особенно в контексте противоречий, исследованы с достаточной полнотой. В отдельных работах затрагиваются некоторые граны данной проблемы, но они носят фрагментарный характер. Ни один из авторов еще не ставил задачу комплексного социально-философского анализа противоречий социокультурной трансформации таджикистанского общества. Между тем, многие противоречивые тенденции и явления трансформирующейся общественной жизни республики в условиях независимости и государственного суверенитета являются новыми, и они остаются недостаточно разработанными, что обуславливает необходимость их дальнейшего социально-философского анализа.

Крайне востребован общественной практикой анализ противоречий, сложившихся в условиях перехода к новым общественным отношениям, между вновь формирующимися социальными отношениями и характерными особенностями культурно-исторического развития таджикского социума.

Сознавая всю сложность исследуемой проблемы, нельзя, разумеется, не претендовать на исчерпывающее раскрытие этой весьма важной и, вместе с тем сложной проблемы.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной диссертации является исследование социально-философских аспектов противоречий социокультурной трансформации общественной жизни Республики Таджикистан в условиях суверенитета и государственной независимости.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

изучить и осмыслить адаптивность существующих теоретико-методологических подходов в исследовании социокультурных противоречий таджикистанского общества в условиях ее трансформации;

раскрыть содержание категории «социокультурные противоречия», обосновать ее как инструмент познания социальных явлений, а также выявить ее соотношение с другими родственными понятиями;

переосмыслить новые подходы к типологизации социокультурных противоречий в современных социально – философских концепциях;

выявить особенности механизма взаимодействия противоположностей в социокультурной реальности, обусловленного субъектно-объектными отношениями;

изучить проблему становления института гражданского общества в Республике Таджикистан, как процесса формирования качественно новых социокультурных отношений;

выявить место социокультурных факторов в возникновении и обострении этносоциальных противоречий в условиях трансформации общественной жизни;

подвергнуть теоретическому осмыслению таджикский опыт достижения социального согласия и на этой основе показать перспективы механизма ненасильственного разрешения социальных противоречий в процессе общественного развития.

Объектом исследования являются социально-философский анализ противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества.

Предмет исследования – сущность социокультурных противоречий, адаптивность современных теоретических подходов в исследовании противоречий социокультурной трансформации таджикистанского общества.

Теоретико-методологическая основа исследования. В процессе исследования автором использованы системный, структурно-функциональный и сравнительный методы анализа, что способствовало комплексному изучению проблемы. При этом в работе применён социокультурный анализ общества, разработанный крупными зарубежными и отечественными исследователями.

Теоретической базой исследования социокультурных противоречий явились идеи и положения философских наук о социальных противоречиях как источниках общественного развития, содержащиеся как в трудах мыслителей прошлого, так и в работах современных отечественных и зарубежных учёных.

Научная новизна исследования определена тем, что противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества в социально-философском плане до сих пор не были объектом специального исследования.

Данная диссертационная работа, в определённой степени, восполняет этот пробел.

Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

  1. Впервые в отечественной социальной философии комплексно исследованы социально-философские аспекты противоречий как источника социокультурной трансформации общественной жизни.

  2. Переосмыслены и уточнены содержание и природа социокультурных противоречий в условиях трансформации таджикистанского общества.

  3. Выявлено, что социокультурные противоречия выступают как результат социальных взаимодействий людей в процессе их вхождения в сферу новых социокультурных отношений, а поскольку последние в трансформирующихся обществах носят изменчивый характер, то временами они вступают в противоречие с традиционной культурой.

  4. Проанализированы современные социально-философские концепции развития общества и сделан вывод о том, что в условиях глобализации происходит переосмысление формы проявления и содержания социальных противоречий. Глобализация соединяет все противоречия в единый «клубок», вносит определенные угрозы и риски национальным особенностям социокультурной реальности.

  5. Конкретизирован механизм взаимодействия противоположностей в социокультурных противоречиях.

  6. Проанализированы особенности противоречий в сфере межэтнических отношений в современном таджикистанском обществе, связанных с поиском форм вхождения символов общенациональной идентичности в структуру идентификации субэтнических групп, которые приобрели актуальность в условиях построения национального государства в Таджикистане.

  7. Изучены способы реагирования социума на современные риски и вызовы социокультурной трансформации, и на этой основе не только определена значимость, но и предпринята попытка обосновать теоретические основы становления таджикского опыта достижения социального согласия, мира и национального единства.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что сделанные выводы и полученные в ней результаты могут быть использованы в качестве исходной теоретической предпосылки для дальнейшей разработки проблемы социокультурных противоречий трансформирующихся обществ.

Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы при чтении лекций и проведении спецкурсов по социальной философии, социологии, политологии, культурологии, экологии в высших учебных заведениях. Некоторые положения и выводы могут найти применение в учебных программах в качестве примеров, демонстрирующих сложный характер протекания социокультурных процессов в Таджикистане.

Личное участье соискателя в получении результатов, изложенных в диссертации, состоит в том, что впервые осуществляется социально-философский анализ противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества условиях государственного независимости и суверенитета Республики Таджикистан. Автор лично подверг тщательному анализу существующих социально философских концепций по проблеме социокультурной трансформации в разрезе проблемы противоречия.

Обоснованность и достоверность. Оценка обоснованности достоверности результатов исследования выявила: теории, изложенные в диссертации, впитали в себя идеи и положения философских наук о социальных противоречиях, как источника общественного развития, содержащиеся как в трудах мыслителей прошлого, так и в работах современных отечественных и зарубежных учёных. Опубликованные работы согласуются по теме диссертации или по смежным отраслям, изложенные в этих работах идеи базируются на анализе практики социокультурной трансформации Республики Таджикистан в условиях государственного суверенитета и независимости.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Социокультурная трансформация таджикистанского общества является объективным и закономерным процессом, поскольку в условиях суверенитета и государственной независимости Республики Таджикистан формируются новые по содержанию идеалы, нормы и ценности. Особенность этого процесса в целом, в Таджикистане в частности, заключается в том, что, с одной стороны, происходит возрождение таджикской национальной духовной культуры, а с другой – как результат перехода к рыночным экономическим отношениям, демократизации общества и процесса глобализации, – социокультурное пространство таджикистанского общества приобретает инновационный элемент. Именно на границе взаимодействия традиционного и инновационного, старого и нового в трансформирующемся таджикистанском обществе возникают социокультурные противоречия, носителями которых выступают большие социальные группы и социальные институты общества. Социально-философский анализ показывает, что противоречия являются естественным результатом трансформации любой системы, поскольку в процессе переходе общества из одного качественного состояния в другое происходит формирование новых ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса (наука, культура, образование, традиции, обычаи).

  2. Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества характеризуется как несовпадение, полярность противоположностей в явлениях культуры и социальных отношениях. Они возникают в процессе развития, прежде всего, культурной сферы или сферы социальных отношений, являясь выражением противоположных или расходящихся тенденций этого развития.

  3. Определяющими факторами противоречий социокультурной трансформации таджикистанского общества выступают: разрыв с советской социокультурной реальностью, реорганизация политических и экономических структур, проникновение новейших информационных и телекоммуникационных технологий в социокультурную реальность под воздействием глобализации.

  4. Современное трансформирующееся таджикистанское общество имеет многополярный характер и задает новые форматы социокультурной реальности, которые объективно обуславливают переосмысление теоретико-методологических подходов в их исследовании. Фокусом таких переосмыслений, на наш взгляд, должны стать методологические конструкты, которые синтезировали бы в себе все новое и эффективное в процессе социального познания, в том числе в исследовании проблем и противоречий социокультурной трансформации таджикистанского общества.

  5. В условиях развернувшегося процесса перехода к рыночной экономике происходит накопление нового социального опыта, формирование нового образа мышления и поведения, новых черт психологического склада людей как отражение социокультурной трансформации. И этот новый опыт, и образ мышления показывают, что частнособственническая психология вовсе не чужда природе человека, а является продуктом особого качества трудовой деятельности – частного предпринимательства и стремления сохранить и приумножить свое богатство. Опыт перехода к рыночным отношениям, в том числе в Таджикистане, показывает, что социоповеденческие факторы играют важную роль в переориентации экономического мышления людей.

  6. Способы реагирования на социокультурные угрозы и риски в современных условиях включают в себя двуединую тенденцию: возрождение национальной духовной культуры и переориентация сознания социума на новые системы ценностей, такие как рыночная экономика, конкуренция, демократия, права человека и т.д.; национальная духовная культура должна рационально генерировать инновационные ценности социокультурной реальности, обогащая тем самым социокультурное пространство таджикского общества.

Апробация работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования были представлены в выступлениях на научных конференциях и семинарах. По теме диссертации опубликованы две монографии: «Диалектика социальных противоречий: особенности развития и познания» (Душанбе, 1991) и «Проблемы и противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества» (Душанбе, 2012), а также 15 статей в научных журналах, рецензируемых ВАК при Министерстве образования и науки РФ.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела социальной философии Института философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. (Протокол № 6 от 12. 04. 2014г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Понятие и структура социокультурных противоречий в современных социально-философских концепциях

Развитие человеческого общества на современном этапе, особенно утверждение новых общественных отношений, переплетено со многими проблемами и трудностями. Это связано с тем, что становление новых общественных отношений должно преодолевать прежние их формы, факторы, препятствующие вхождению этих отношений в повседневную жизнь членов общества, что, волей-неволей наряду с другими проблемами порождает также и цепь противоречий. Эти противоречия могут быть следствием не только взаимодействия разных потребностей и интересов, но также и проблемами, связанными со становлением новых институтов и общественных структур. Такие процессы характерны для всех обществ, находящихся на разных стадиях развития, и каждое из них для решения возникших противоречий опирается на использование собственных накопленных ресурсов и имеющихся в багаже социальных наук моделей. « В современных социальных концепциях рассматриваются не только применимость накопленного обществом опыта решения всё новых проблем на пути их развития, но и часто анализируют, переосмысливают эффективность предложенных собственных моделей относительно разных контекстов и обстоятельств».

В современной существующей научной литературе отсутствует единство взглядов на противоречия, как на главный механизм саморазвития общества. Н. Луман, исследуя проблему противоречий в контексте теории социальных систем, отмечает, что: « Противоречия» - распространённая тема в социологии. О них много говорят, но, чаще всего, все же неясно, что здесь имеется в виду. Структурный функционализм, например, быстро отказался от чересчур гармоничной картины социальных систем и стал говорить о структурных противоречиях и соответственно о противоречивых требованиях к поведению. Но что именно подразумевается, когда речь идет о «противоречии»? Отвечая на этот вопрос Н. Луман подчеркивает, что «представления о противоречиях социальных систем постоянно меняются. Явление, кажущееся в одной ситуации противоречивым, в другой может быть закономерным в протекании событий» . Мы придерживаемся этой идеи Н. Лумана потому, что всё зависит от состояния системы, где происходят социальные изменения. Отсюда вытекает, что вопрос определения сущности и содержания противоречия, так или иначе, связан с вопросом социальных изменений. Н. Луман считает, что изменения, безусловно, происходят, но, что следует понимать под изменениями или трансформациями? Только определившись с этими понятиями, можно заняться вопросом: происходят ли изменения в виде процесса или в форме множества нескоординированных отдельных событий? Он исходит из того, что изменение можно рассматривать лишь в плоскости структуры, ибо на стыке обратимости и необратимости меняется структура, что, в свою очередь, обусловливает изменение системы.

В этом вопросе Луман, в некоторой степени отходит от взглядов своего учителя Т. Парсонса. Согласно Парсонсу детерминирующими факторами социальных изменений выступает равновесие в системах (теория дифференциации, специализации и автономии культуры). Однако, Луман считает, что: «Системы идентифицируются посредством структур, а они меняются. Тогда в этом отношении справедливо утверждать, что система меняется, если меняется структура, так как, по крайней мере, меняется нечто, относящееся к системе (причем именно то, что обеспечивает ее аутопойетическую репродукцию)». С этой точки зрения, если социальные отношения и культуру рассматривать как элементы структуры социокультурной системы, то именно изменения, происходящие в их взаимоотношениях, составляют матрицу социокультурной трансформации современного таджикистанского общества.

Следует заметить, что, несмотря на обилие взглядов, механизм реализации структурных изменений и их влияние на социальные системы не до конца исследованы. По замечанию того же Лумана, структуралисты ещё не до конца объяснили, как вообще возможны структурные изменения, тем более то, как они реализуются. Они часто работают с противоречиями в структуре или с конфликтами, считая, что система, нестабильная и имеет тенденцию к изменению структуры. Рассматривая методологию изучения, трансформирующегося таджикского общества, профессор Идиев Х.У отмечает, что: «структурно-системный подход уместен для изучения явлений стабильных состояний общества, но малоэффективен в процессе анализа событийного пространства нестабильных переходных систем». На наш взгляд, эта оценка заслуживает внимания, поскольку в стабильных общественных системах действительно есть определенные структуры, как бы фиксирующие и воплощающие стремление общества к социальным изменениям.

Особенности социокультурных противоречий таджикистанского общества в условиях его модернизации

Согласно современным социологическим теориям, общество – это динамичная целостная система. А каждая система с момента своего возникновения внутренне противоречива, но она противоречива не потому, что имеет внутри себя противоположности, а вследствие борьбы её качественно тождественных элементов, и противоречие между ними – первое внутреннее противоречие возникающей и становящейся системы. Система (а любой объект есть система) как сущность дискретна. Дискретность сущности и позволяет ей оставаться одновременно тождественной самой себе и изменяться. Каждый элемент сущности (системы), будучи тождественным, другому элементу сущности (системы), в то же время может отличаться и быть противоречивым себе подобным по функциональным признакам. Отсюда следует вывод, о том, что на предпосылках имеющих место различия могут возникнуть противоречия между тождественными элементами отдельно взятой системы, а также между системами разного порядка. Это дает основание представить общую типологию диалектических социальных противоречий как системно организованное динамичное целое, теоретическим основанием которого является совокупность социологических и социально-философских представлений об обществе. Следует заметить, что исследованием данного вопроса мы занимаемся в течение длительного времени. Вначале мы предполагали, что, экстраполируя вышеприведённые представления на общественную жизнь, противоречия по сфере действия и функциям можно разделить на общесистемные и частносистемные. Однако, дальнейшее развитие общественной жизни, особенно в условиях многообразия форм собственности, плюрализма мировоззрений и перехода к рыночным отношениям, показало, что подобная типология не всегда позволяет охватить всю палитру социальных противоречий.

Анализ современной социально-философской литературы показывает, что социальные противоречия в условиях многовекторного развития предстают перед исследователями как многофакторное явление. По мнению С. Фаттоева, многообразие противоречий общественного развития в Таджикистане детерминировано объективно существующими различиями между целями и задачами политических партий в республике. Противоречия исследуются автором в контексте социально-политических конфликтов, и это накладывает свой отпечаток на определение их типологии. По нашему мнению, недостаточно связывать многообразие противоречий только с различием целей и задач политических институтов общества. В новых условиях содержательно изменились интересы и потребности не только социально-политических институтов, но и индивидов, которые выступают носителями социальных противоречий. Согласно современным представлениям, носителями социальных конфликтов и противоречий выступают личности, социальные группы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно этому различаются следующие типы противоречий: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, этнические (или национальные), внутренние и внешние, противоречия организаций и социальных институтов, региональные и межгосударственные и т.д.

Подобная типология социальных противоречий, в определенной мере, созвучна с принципами функционализма, где человеческое общество рассматривается как совокупность множества различных частей: экономической, социальной, политической, правовой, нравственной, религиозной, научной, управленческой и других. Причём эти части не изолированы друг от друга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество существует как целостный организм, как единая система. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности.

Вместе с тем временами между выполняемыми частями общества возникают функции несоответствия, а несоответствия – это уже зачатки противоречия. Г. Спенсер и Р. Мертон для обозначения этих несоответствий вводят понятие «дисфункция». Они утверждают, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим, и в этом случае между выполняемыми частями общества функций могут возникнуть конфликты. Отсюда – социальные противоречия можно типологизировать как противоречия между частями общества, носителями которых выступают конкретные люди, различные социальные слои и институты общества. Видный исследователь противоречий М.Н.Руткевич считает, что в методологическом плане крайне важным является доведение анализа противоречий между сферами, областями, сторонами, аспектами общества как целостной системы до исследования противоречий между людьми, прежде всего классами, социальными группами, слоями, различающимися по их месту в исторически определенной системе производственных отношений. Именно такого рода противоречия с полным правом могут и должны быть названы противоречиями социальными… . Отсюда вытекает, что социальные противоречия всегда носят субъектно – объектный характер.

Экосоциальные противоречия трансформирующегося таджикистанского общества

Современный этап развития таджикистанского общества характеризуется многочисленными процессами коренных преобразований и реформ во всех сферах общественной жизни. Социальная практика современности ярко иллюстрирует, что эти процессы, особенно в базовой сфере общества – экономике, носят сложный, а порой болезненно противоречивый характер. Реформы в сфере экономики и перевод ее на рельсы рыночных отношений свидетельствуют о трансформации самой сути социальных отношений, что дает исследователям право определить существующий ныне тип таджикистанского общества как «переходный».

Вопросу определения сущности «переходной экономики» посвящены работы ряда исследователей. Поэтому, ограничивая свою задачу, попытаемся рассмотреть переходный период экономики Таджикистана в плоскости человеческого измерения. Как отмечает М.Р. Кошонова, природа переходного процесса характеризуется как особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной системы общественных отношений к другой. В своей монографии «Социальная сфера в условиях переходной экономики: факты, проблемы, суждения» она выделяет следующие черты переходной экономики: а) неустойчивость и непостоянство; б) альтернативность; в) смешанность; г) противоречивость, д) историчность.

Все эти черты детерминированы противоречиями, выражающимися во взаимодействии таких противоположностей, как устойчивость и непостоянство, монополярное и поливекторное развитие, старое и новое (смешанность), которые и выступают в конечном итоге источником трансформации социально-экономической жизни. Причем эти противоречия не абстрактные, безликие, а противоречия развития, т.е. борьбы нового и старого, носителями, которых всегда выступают конкретные люди. Отсюда вытекает, что при определении черт переходной экономики следует в отдельный ряд поставить те противоречия, которые возникают в процессе изменения общественного сознания, особенно в части ее психологии. Практика показывает, что именно в период «переходной экономики» происходит ломка старого, традиционного мышления, сформировавшегося на основе общественной собственности, централизованной, административно-командной экономики и постепенное формирование нового, нелинейного мышления, связанного с переходом к рыночным отношениям, базирующимся на частной собственности и ориентированным на конкуренцию. Двадцатилетний опыт государственной независимости Таджикистана со всей определенностью показал, что для позитивной адаптации к рыночным экономическим отношениям «требуется высокое качество человеческого капитала; личность, склонная к инноватике, творческой интерпретации в выработке адаптационных моделей поведения, акцентирующая индивидуальные способы успеха».

Очевидно, выбор экономической модели переходного периода играет немаловажную роль в ее социокультурном (человеческом) измерении. Условия Таджикистана достаточно специфичны: здесь определяющую роль играют географические и социокультурные факторы. Известно, что 93% территории Таджикистана составляет горная местность. Этот фактор определяет характер общественного производства. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что у Таджикистана есть своя история, традиции, нравы и обычаи, культура, уклад жизни, наконец, менталитет народа, которые в совокупности образовывают социокультурную матрицу экономической трансформации. Поэтому формирующаяся рыночная модель таджикской экономики, при наличии общих признаков, должна отличаться от других существующих моделей и быть социально ориентированной.

Особенность переходной экономики в Таджикистане заключается в том, что экономическая трансформация протекает одновременно с модернизацией общества. Традиционное общество, в котором главными социальными регуляторами выступают социальные нормы, жёстко предписывающие всем членам общества чёткие правила и модели поведения, трансформируется в модернизированное, где действуют механизмы социального регулирования, основанные на индивидуальном выборе, личных ценностях и предпочтениях.

В этой связи процесс трансформации часто отождествляется с модернизацией, против чего возражает, ряд учёных, считая этот термин не вполне удачным для обозначения процессов общественных преобразований. Мы разделяем мнение учёных, рассматривающих модернизацию как больший или меньший разрыв с социокультурной национальной традицией, а изменение культурной идентичности – как необходимое условие успешности, смена же культурной идентичности говорит о завершенности модернизационного процесса. Если модернизационные модели в западных обществах складывались органически, то применительно к опыту таджикистанского социума приходится констатировать, что здесь модернизация протекает своеобразно.

Как отмечает С.Сафаров, «модернизационный процесс современного Таджикистана имеет ряд характеристик, которые отличаются от аналогичных социально-политических сдвигов в прошлом. Прежде всего, это обосновано тем, что именно в это время наша страна стала полноправным субъектом международных отношений и вернула шанс построить национальное государство» . Разделяя во многом данную позицию, заметим, что на начальном этапе трансформационных процессов в Таджикистане в качестве матрицы выступали такие явления, как «земляческие общества», «земляческие объединения», «регионализм», модернизационные процессы конструировались на основе определенных идеолого-теоретических представлений и пристрастий элитных групп, волевым образом вменяющих эти представления всему обществу. Как отмечает Х.У. Идиев, «в РТ для изменения существующего порядка общественной жизни и механизмов структуризации социальности социума были привнесены западные формы конструирования институциональной структуры общества, которые нашими реформаторами-имитаторами представлялись, прежде всего, как технические понятия. Поэтому не могли приобрести ту смысловую нагрузку в сознании нашего социума, какую они имели в почве западной культуры» . Это подтверждено результатами социологического исследования, проведенного сотрудниками Института философии, политологии и права им. академика А.М.Богоутдинова АН Республики Таджикистан в 2002 году. В разгар трансформационных процессов в экономике республики в ходе проведенного анкетного опроса на вопрос «Как Вы считаете, от перемен какой сферы общественной жизни больше зависит улучшение жизни Вашей семьи?» только лишь 30% респондентов увязали его с успехами в сфере экономики. В целом, люди не возлагали особо больших надежд на происходящие перемены в экономике. Из общего количества респондентов 34% ответили, что осуществляемые реформы приведут к улучшению благосостояния широких слоев населения. Тогда как суммарный показатель прямо противоположного мнения (19,7%) и затруднившихся ответить (23,0%) составляет 42,7%. Иначе говоря, большинство людей сомневались в том, что происходящие в жизни общества изменения улучшат их повседневную жизнь. Сомнительные отношения в результативности и положительном влиянии проводимых реформ на уровень жизни в общественном мнении сохраняются и сейчас.

Роль правовой культуры в профилактике и регулировании социокультурных противоречий

Основными характеристиками этой модели являются: чёткое определение приоритетов социальной политики, дифференциация социальной политики государства в отношении различных слоев населения; корректное выделение категории получателей социальной помощи, доведение до получателей социальной помощи. В результате коррекции социальной политики на втором этапе ее развития созданы предпосылки перехода Республики Таджикистан к следующему этапу развития социальной сферы, на котором происходит некоторое улучшение качественных характеристик социальной сферы, уменьшаются угрозы социальной стабильности в обществе, и накапливается потенциал для дальнейшего прогресса.

В Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Маджлиси Оли ( 2014 г.) отмечается, в 2014 году финансирование социальных сфер составит 54,2 процента общего объёма расходов госбюджета или 7,7 миллиарда сомони, и в течение предстоящих семи лет она достигнет объёма более 70 миллиардов сомони.

Важную сторону социальной политики составляет проблема преодоления бедности. Проблема бедности для Таджикистана не нова, поскольку до обретения независимости в стране наблюдался самый низкий доход на душу населения, среди советских республик при самом высоком проценте населения живущем в бедности. Однако, после приобретения независимости, особенно в период постконфликтной ситуации, эта проблема еще более обострилась.

В настоящее время уровень бедности варьируется в зависимости от используемых критериев определения бедности. Черта бедности в Таджикистане варьирует от 17% до 57% в зависимости от критериев, разработанных различными международными и отечественными организациями. По данным опроса Центра стратегических исследований при Президенте РТ около 60% населения считают себя бедными. В региональном разрезе, из всего бедного населения страны 45,7% проживают в Хатлонской области; 26,1% в Согдийской области 19,2% в РРП; 6,9% в ГБАО и только 2,1% в Душанбе.

В этих условиях выбор стратегии развития социальной сферы становится главной задачей. Таджикский философ Л. Бабаева, исследуя данный вопрос, определяет два возможных варианта развития социальной политики. Первый заключается в предотвращении и искоренении бедности путем поднятия уровня доходов всех граждан выше черты бедности. Второй вариант направлен на смягчение явной нищеты посредством уменьшения степени бедности тех, чей уровень ниже черты бедности, путём увеличения их доходов. В случае избрания этой стратегии не ставится задача сокращения числа бедных. Основанием для её проведения служит официально определенный прожиточный минимум. Далее, анализируя реализацию этих стратегий на примере Советского Союза и Швеции, она подчёркивает, что политическая система в этом вопросе значения не имеет, все зависит от выбора идеологии, обосновывающей цель социально-экономической политики. Если целью выбран человек и повышение его благосостояния, то расходы государства на социальную сферу неминуемо будут высокими, не менее 1/3 ВВП, как явствует из мировой практики.

Нерешённость социальных проблем опасна для общества, ибо в конечном итоге, она может стать катализатором общественно-политической нестабильности, что нам пришлось испытать на собственном опыте. Кроме того, сознание населения республики негативно реагирует на нерешённость социальных проблем, поскольку в нем не произошли необходимые изменения, которые бы позволили адаптироваться к новым экономическим условиям. Однако, несмотря на существующие проблемы с адаптацией людей к новым условиям, происходит некоторый сдвиг в сознании людей.

Социальной политикой должны разрабатываться не только меры временного характера на определенный переходный период, но и общая стратегия социального развития, рассчитанная на длительную перспективу. Отсутствие целостной концепции социального развития не позволяет правильно расставить приоритеты в переходный этап развития, который наша страна переживает в настоящее время. Как верно отмечено Л.Я.Бабаевой, существующие на сегодняшний день концепции основываются на прямо противоположных идеологических предпосылках и содержат множество противоречий внутри самих концепций. Это касается, в первую очередь, таких документов, как «Концепция социальной защиты населения Республики Таджикистан» (утверждена постановлением правительства Республики Таджикистан 29 декабря 2006 года, №783), «Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года» (утверждена постановлением правительства Республики Таджикистан 1 марта 2004 года, №86), «Концепция государственной политики содействия занятости населения Республики Таджикистан на 2006–2012 годы» (утверждена постановлением правительства Республики Таджикистан 3 мая 2006 года, №183), «Концепция трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за границу» (утверждена постановлением правительства Республики Таджикистан 9 июня 2001 года, №242).

Таким образом, социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной деятельности людей, которые стремятся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Институты государственной власти, используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, должны создать предпосылки для адаптации человека к изменяющимся экономическим условиям. Социальная политика связана с повседневными потребностями людей, и, следовательно, под ее воздействием формируется обыденное сознание и психология людей. В конечном счете, социальная политика формирует отношение человека к существующему политическому режиму. Серьёзная социальная политика не может сводиться к декларациям, не подкреплённым конкретными мерами по оказанию социальной помощи и поддержки населению. Такой подход лишь дискредитирует политику государства, тормозит поступательное развитие общества.

К сожалению, в условиях переходной экономики социальная политика государства, являющаяся важнейшим механизмом регулирования социокультурной жизни населения, в таджикистанском обществе пока, действует не эффективно. Несмотря на усилия государства, социальное положение населения под воздействием различных факторов продолжает, ухудшаться. Определяющую роль здесь играет проблема безработицы.

Теоретический и эмпирический анализы позволяют сделать вывод о том, что проблема безработицы связана с двумя факторами, а именно: а) нехватка рабочих мест; б) низкий образовательный ценз и отсутствие профессиональной подготовки, особенно молодёжи. Так, социологические исследования показывают, что 50% мужчин и 54% женщин из числа безработных имеют среднее образование, однако, у них нет профессионального образования, что не позволяет им найти своё место на рынке труда. Очевидно, архиважная задача связана с перспективами будущего развития общества: реформирование среднего общего образования с учётом профессиональной подготовки выпускников школ.

Похожие диссертации на Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества (социально-философский анализ)