Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитее утопической мысли в древней Греции на рубеже 5-4 вв. до н.э. (Возникновение рациональной теоретической утопии) Масловская, Тамара Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Масловская, Тамара Ивановна. Развитее утопической мысли в древней Греции на рубеже 5-4 вв. до н.э. (Возникновение рациональной теоретической утопии) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Санкт-Петербург, 1998.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы возникновения рациональной теоретической утопии в древней Греции на рубеже 5-4 вв. до н. э., как и темы возникновения и развития утопической мысли вообще, заключается и том, что она важна дли понимания многих проблем, связанных с развитием общественной социологической мысли, политической теории и практики не только древности, но и современности. Особенно важным является исследование этой проблемы для нашего общества, вся жизнь которого еще совсем недавно была почти целиком подчинена совершенно утопической идее строительства коммунизма, хотя нри этом следует отмстить, что само слово "утопия" у нас недолюбливалось, а самая важная и интересная литература но истории утопической мысли находилась в спецхранах. Поэтому проблема изучения утопической мысли для нашего общества самым тесным образом связана с осмыслением процессов, протекающих в нём и настоящее время, трезвой оценкой прошлого и реальных взглядов на будущее.

Тема утопии, помимо всего прочего, оказывается также связанной с проблемами реформирования общества, поиском его идеальной модели, а также проблемой свободы личности и взаимоотношений индивида с обществом и государством. Поиск идеальной модели общественного переустройства, со своей стороны, соприкасается с вопросами о существовании абсолютной истины, наивысшей добродетели, всеобщего счастья и различных способов их достижения. Очень важным оказывается нри этом и вопрос о возможности обладания абсолютной истиной отдельной личностью или группой лиц, так как именно такая претензия на исключительное познание истины, как правило, и приводит к подмене истины идеологией, что в реальной жизни неизменно ведет к догматизму и авторитаризму на практике. Отсюда вытекает и важность рассмотрения роли закона и фиксированного законодательства в обществе, так как только наличие последнего и всеобщее ему подчинение способны предотвратить установление авторитарных, деспотических и тоталитарных режимов. А это уже напрямую

выводит нас к проблеме демократии и тоталитаризма как в современном, так и и древнем мире и к их сущностному различию.

В связи с этим нозникает также необходимость исследования античной, и нервую очередь, афинской демократии, где характерные черты античной демократической государственности нашли свое' наиболее полное пыражение. Важность такого исследования заключается не только н том, что все последующие демократические государства и теории создавались при учите этого первого опыта, часто воспринимавшегося как своего рода руководство к действию, но и в том, что этот первый образец даёт нам наиболее ясные и отчётливые черты демократии вообще, демократии как таковой, или, если воспользоваться терминологией М. Вебера, "идеальный тан" демократии. А это, в свою очередь, позволяет нам определить то, что в ней является тем "демократическим ядром", которое затем стало общим основополагающим элементом для всех демократических систем и без чего демократия перестает быть демократией. Таким образом, тема утопии оказывается тесно связанной практически со всеми важнейшими проблемами, которые уже долгое время приходится решать всему человечеству.

Необходимость исследования особенностей античной полисной демократии усиливается и тем фактом, что рациональная утопическая мысль древних греков рождалась в тесной связи с развитием политической теории и практики, направленных на осмысление и решение проблем, возникавших во всем греческом мире, в том числе и в афинском демократическом государстве. Первые рациональные теоретические проекты переустройства общества, названные позднее утопическими, явились своеобразной попыткой решения этих проблем либо путём усовершенствования существующего общества, либо, как это проявилось особенно ярко в произведениях Платона, как стремление изобрести некое абсолютно новое общественное устройство, более совершенное, но его мнению, чем вес существовавшие в то время. Не случайно поэтому у Платона конструктивный элемент неразрывно переплетается с элементом

негативным, критическим. Платон не просто описывает проект идеального, с его точки зрения, государства, а противопоставляет его всем другим, в том числе и демократическому, как одному из наихудших.

Но, если утопический проект Платона, изложенный в его знаменитом диалоге "Государство", являет собой вершину развития утопической мысли древних греков, где вес характерные черты, присущие этому жанру, проявились с максимальной интенсивностью и яркостью, то задачей настоящей диссертационной работы является попытка заглянуть вглубь, к самым истокам утопической мысли, определив начало и пути развития основных составляющих ей элементов. Такое пристальное внимание к истории утопической мысли, в частности к проблеме возникновения и развития античной рациональной утопии, многие идеи которой станут затем основополагающими и в утопических проектах нового времени, необходимо для того, чтобы в портрете далёкой эпохи разглядеть свои собственные черты, более ясно и чётко увидеть картину не только прошлого, но также настоящего и будущего.

Степень разработанности темы. Тема утопии, к сожалению, не получила в отечественной литературе должного освещения, хотя следует отметить, что в последние годы исследование по проблемам утопической мысли было значительно облегчено благодаря вьгходу в свет целого ряда переводных трудов.

Что касается изучения утопии за рубежом, то следует отметить, что в современной социологии и философии, несмотря на наличие многочисленных трудов, отсутствует даже общепризнанная концепция утопии, а ее' генезис и структура по-прежнему остаются предметом разногласий. Это связано как с проблематичностью толкования самого термина "утопия", так и с тем, что анализ самого понятия ведётся с различных позиций и на основе различных методологий. Большая часть работ зарубежных авторов посвящена утопии в целом как явлению или даже утопизму нового времени. В пнх предпринимается попытка осуществить всесторонний анализ

утопической склонности человека и определить ее внутреннее значение. Вес они рассматрицают утопию с самых разных точек зрения: социологической, как Э. Блох или К. Мангейм '; психологической, как Р. Рюйс 2; исторической или философской, как Р. Мучиелли и М. Ласки3; или литературной, как, например, А. Пстручани 4. Однако, несмотря на фундаментальность их трудов, сведение рассмотрения такого сложного явления как утопическая мысль лишь к одной из научных дисциплин значительно сужает рамки исследования, оставляя при этом многие другие грани проблемы в тени.

Для настоящей диссертационной работы наиболее интересными оказались общие обзоры истории развития утопической мысли 5, где первые разделы, как правило, посвящены античной утопии и рассматривают её и общем контексте европейской утопической мысли, а также специальные исследования но античной утопии, которых, к сожалению, не так уж много. Это, во-нерных, фундаментальный труд Р. Пёльмана "История античного коммунизма и социализма" 6, где проблема возникновения утопической мысли рассматривается в контексте античной истории и культуры. Далее

1 Miinheim К. Ideologic unci Utopie. Bonn, 1929; Bloch E. Das
Prinzip Holfnung. Frankfurt-am-Mein, 1950.

2 RuyerR. L'utopie et les utopies. Paris, 1950.

3 Mucchielli R. Le mythe de la cite ideale. Paris, 1961; LaskyM.
Utopia and Revolution. London, 1976.

4 Petrucciani A. La Finzione e la persuasione. L'utopia come genre
letterario. Roma, 1983.

5 ServierJ. Histoire de l'utopie. Paris, 1967; Trousson R. Voyages
aux Pays de Nulle Part. Bruxelles, 1975; Manuel F.E., Manuel F.P.
Utopian Thought in the Western World. Cambridge, 1979.

6 Пёльман P. История античного коммунизма и социализма /
Пер. с нем. СПб., 1910.

труд Дж. Ферпосона "Утопии классического мира" 7 и работа В. Н. Гугороиа "Античная социальная угония" 8, где осуществляются попытки рассмотреть античную утопию ио всей се сложности и многообразии. Очень интересной является также статья X. Флашара 9, затрагивающая многие проблемы древнегреческой утопической мысли, а также главы, иосвящСнные античной угоним, в трудах М. Финли и Э. Д. Фролова 10. При наиисании данной работы использовались также многие другие сочинения отечественных и зарубежных авторов, посвящііїшьіе отдельным проблемам, рассматриваемым и диссертации.

Методология и источники. Основой исследования является сравнительно-исторический и историко-тинологический методы прочтения материала. В качестве основных источников в диссертации использованы: "Политика" Аристотеля, во 2-й книге которой содержится изложение теоретических проектов общественного переустройства Гншюдама Милетского и Фалея Халкедонского, которые принято считать первыми образцами рациональной утопической мысли древних греков, а также тексты комедий Аристофана, имеющие непосредственное отношение к теме исследования. Анализ литературных источников дополняется использованием документального материала эпохи.

Цель работы заключается в том, чтобы на основе тщательного анализа источников проследить процесс зарождения и развития утопической мысли в древней Греции, уделив особое внимание проблеме возникновения рациональной теоретической угопии в конце 5 - начале 4 в. до н. э., представленной проектами Гншюдама

7 Ferguson J. Utopias of the Classical World. New-York, 1975.

8 Гуторов В. А. Античная социальная угония. JL, 1989.

9 Flushar H. Fonneii utopischen Denkens bei den Griechen.
Innsbruch, 1974.

10 Finley M. The Use and Abuse of History. London, 1975;
Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991.

Милетского и Фалея Халкедоиского, и затем тщательно рассмотреть особенности отражения такого рода идей и проектов в комедиях Аристофана. При этом осуществляется также попытка определить внутреннее идейное содержание утопической мысли древних греков вообще и особенно периода кризиса полиса, выявить се корни, историческую и социальную направленность.

Научная новизна диссертации заключается и том, что она представляет собой одну из первых попыток исследования утопической мысли древних греков в связи с развитием политической теории и практики, направленных на поиски наилучшей формы государственной организации в период жёсткого социально-экономического и политического кризиса рубежа 5-4 вв. до н. э.

Практическое значение работы. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении общих курсов по истории древнего мира, при проведении семинарских занятий но социальной философии, а также специальных курсов но античной демократии, истории политической, социологической и философской мысли, а также при исследовании проблем, связаиньгх с вопросами о правах человека в древнем и современном мире.

Структура диссертации тесно связана с целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, две последние из которых разделены на шесть параграфов, заключения, библиографии и примечаний.