Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реформаторство как творчество в социуме Грицкевич Татьяна Игоревна

Реформаторство как творчество в социуме
<
Реформаторство как творчество в социуме Реформаторство как творчество в социуме Реформаторство как творчество в социуме Реформаторство как творчество в социуме Реформаторство как творчество в социуме
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Грицкевич Татьяна Игоревна. Реформаторство как творчество в социуме : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Новосибирск, 2001.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/136-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Реформаторское творчество как особый вид духовной деятельности

1. Реформа как одна из форм, преобразований социума. 16-41 стр.

2. Смыслосодержательные конструкты понятия "реформаторство" . 42 - 65 стр.

3. Реформаторство как рефлексия социальной практики . 66 - 91 стр.

Глава 2. Феномен, реформаторского творчества личности

1. Социодуховная деятельность реформатора как творчество в социуме. 92 - 119 стр.

2. Креативность как атрибут личности реформатора . 120 - 144 стр.

3. Социально-психологические типы реформатора . 1.45 - 163 стр.

Заключение 164 - 171 стр.

Список использованной литературы 172 - 178 стр.

Приложения 179 - 182. стр

Смыслосодержательные конструкты понятия "реформаторство"

Начиная свое исследование, автор столкнулся" с проблемой отсутствия не только философских источников, посвященных проблеме реформаторства, но и с проблемой отсутствия любых определений данного понятия в справочной философской литературе и исследовательских материалах. Учитывая это обстоятельство, в данном параграфе мы ставим перед собой задачу описать развитие содержания понятия реформаторство и, по возможности, дать его рабочее определение в рамках гуманистической социально-философской традш щи.

Факт отсутствия определений понятия свидетельствует о том, что понятие реформаторство оформляется в общечеловеческом лексиконе сравнительно недавно. На его содержание повлияли такие понятия как "личность", "творчество", "реформа ". Взяв деятельность человека, осуществляющего реформы мы приходим к понятию реформаторства. Оно уже используется нами в анализе реформациониых сдвигов истории, но ею научный, социально-философский статус еще предстоит определить.

Постичь смыслосодержателъные конструкты понятия "реформаторство" невозможно без анализа философских категорий, которые предшествуют в своем содержании данному понятию. Прежде всего, понятие реформаторство кик преобразовательная деятельность личности в социуме не отделимо от понятия "личность". С усложнением и расширением спектра деятельности личности в социуме появляется ее особая функция - способность к творчеству, которая становится всеобщей характеристикой социально значимой деятельности личности. Наряду с понятием личность, понятие реформаторство не отделимо от понятия "творчество" в соци-умном пространстве.

Исследователь смыслового содержания понятий личность и творчество Г.А. Глотова отмечает, что в силу сложности и многоаспектное обозначаемых ими явлений, эти понятия не могут не быть полисемантичными . На "языке всеобщего" творчество как "деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее"" рассматривается в качестве важного компонента жизнедеятельности человека как социального существа. Используя "язык всеобщего", мы получаем широкий смысл термина "творчество" - творчество как специфическая особенность человеческой жизнедеятельности, отличающая нас от животных.

Более сложные исторически выработанные формы жизнедеятельности кодируются и транслируются посредством знаковых образований". Поэтому собственная жизнедеятельность изначально задана человеческому индивиду, как задача произвести, сотворить себя, сформировать в себе внутренние морфофизиологические и психические механизмы, функциональные системы, обеспечивающие осуществление жизнедеятельности. Исходная универсальность морфофизио логической и психической организации человека и кодирование механизмов социальной жизнедеятельности с помощью знаковых образований ставит индивида в особое творческое отношение к себе и миру (как к своему неорганическому телу). При этом социальная. жизнедеятельность людей всегда имеет конкретно-исторический характер, соответственно и творчество является конкретно-историческим, различным в различные периоды истории. В этом конкретно-историческом аспекте понятие творчества смыкается с понятием личности, поскольку изучение людей с точки зрения конкретной историчности их индивидуальной жизнедеятельности есть не что иное, как изучение этих людей как реально живших личностей.

Личностью в широком смысле (на "языке всеобщего") является каждый человек, живущий в определенную историческую эпоху, в определенное историческое время и уже этим отличающийся от людей другой эпохи. Человек, так или иначе, вносит вклад в развитие и функционирование общества, и этот акт есть творчество в широком смысле этого термина4.

Однако понятия "личность" и "творчество" имеют еще один смысл, который. оказывается более узким, чем предыдущий (но не самым, а точнее промежуточным). Этот смысл станет явным, если данные понятия определить на "языке особенного". Промежуточный смысл, термина "личность" является не просто произвольной мысленной конструкцией, а отражает реальные метаморфозы человеческой индивидуальности. Речь идет о том, что не все социальные общности одинаково выражают сущность дайной эпохи. Есть социальные группы, слои или классы, оказывающие решающее влияние на социальные процессы, соответственно выделяются слои, роль которых в данный момент ее велика, но в другой исторический период они могут стать главной социальной силой.

Г.А. Глотова утверждает, что человек, являющийся представителем основных социальных сил, независимо от своих индивидуальных особенностей и для других и для себя самого выступает как личность, тогда как представители иных социальных слоев превращаются в "не-личностей", массу. Свойство человека в определенный исторический момент быть "не-личностыо", входить в массу есть не что иное, как историческая метаморфоза его всеобщего свойства быть личностью, субъектом исторического процесса.

Возникающее в истории человеческого общества разделение труда на умственный и физический, оформление различных социальных групп и классов, специализация и профессионализация, приводят к тому, что наряду с творчеством в широком смысле возникает и развивается понятие творчества в узком смысле, как его конкретно-историческая метаморфоза, как особая профессиональная деятельность в сфере управления, политики, науки, искусства, литературы и других так называемых творческих профессий. В условиях общественного разделения труда творчество, в данном промежуточном смысле, становится привилегией относительно небольших групп людей, которые и создают новые способы деятельности, поведения, общения, т. е. решают задачи развития всего человеческого рода в целом. В то же время в жизнедеятельности, отдельного человека, не занимающегося творческим трудом как профессией, пласт творчества (в широком смысле) может быть достаточно развитым, но в условиях общественного разделения труда объективные результаты его творчества и их влияние на развитие всего человеческого рода оказывается несопоставимыми с результатами деятельности тех людей, для которых творчество - основная профессиональная деятельность.5

Реформаторство как рефлексия социальной практики

В отечественной социально-философской традиции, основанной на принципах исторического материализма, общественные отношения традиционно рассматривались в единстве с деятельностью личности через понятия содержания и формы. Материальные отношения людей не являются объектом произвола людей, а с необходимостью обусловлены уровнем развития производительных сил. А сами производительные силы представляют собой результат предшествующей деятельности и, будучи развиваемы в деятельности людей, обуславливают изменения социума, его структур и общественных отношений революционным или эволюционным способом. Изменяя в процессе деятельности современные себе обстоятельства, люди в процессе этого изменения изменяются сами.

При теоретическом построении структуры деятельности необходимо четко представлять себе цель, методологическое назначение структуры в последующем исследовании. Наша цель - описание феномена реформаторской деятельности личности, как деятельности, направленной на преобразование окружающей социальной действительности. Поэтому в структуре общественной деятельности необходимо выделить наиболее фундаментальные виды, необходимые и достаточные для проявления в них деятельности личности, характеризуемой нами по определенным критериям как реформаторской, творчески-преобразующей..

Э.С. Маркарян определяет деятельность как "направленную активность живых систем, возникающую на основе их отношения к окружающей среде с целью самоподдержания". Поскольку методологической основой исследования реформаторства был взят системно-деятельностный подход, мы не будем противоречить, если скажем, что понятие "деятельность" адекватно выражает активность человека. В этом смысле человеческая деятельность, как указывает М.С. Каган, может быть определена "как активность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов, а сам человек должен рассматриваться как субъект деятельности".

Отсюда становится возможным, вычленение трех основных элементов деятельности: субъект.,, наделенный активностью и направляющий её на объекты и. других субъектов; объект, на который направлена активность субъекта; сама активность, выражающаяся, в том или ином способе овладения объекта субъектом или в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими. Все три элемента выступают реально во множестве различных форм.

В роли субъекта деятельности могут выступать конкретный индивид, та или иная социальная группа, общество в целом. Субъекты вычленены лишь в абстракции, в реальности же активность индивида вплетена в активность социальных групп, нации, деятельность которых связана с интегральной деятельностью общества. Объекты деятельности так же различны. Объектом может быть природный предмет, тот или иной социальный институт, экономические и социально-политические отношения людей, сам. человек. Объектом деятельности может быть и сам субъект, если он направляет активность на собственное "я". Активность это сама энергия субъекта, направленная на объекты или на дру гих субъектов. Активность проявляется в различных формах, в зависимости от де терминирующих деятельность факторов. В зависимости от целей, которые пресле дует субъект, выделяются различные виды деятельности. М.С. Каган выделяет сле дующие виды: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентациопная, коммуникативная деятельности.3 Основная функция деятельности определяется обеспечением сохранения и непрерывного развития человеческого общества. В этом смысле деятельность есть такая форма активности живого существа, которая призвана воспроизводить условия его бытия - социальные институты, отношения, культуру.

Какой же деятельностью является реформаторство? Ответ на данный вопрос требует уточнения родового и видового понятия к понятию реформаторство. Несомненно, что родовым понятием является человеческая деятельность, но какая - духовная или практическая? К. Маркс, при анализе материальной, трудовой деятельности человека, выделил в духовной деятельности деятельность духовно-теоретическую и духовно-практическую.4 Отличие материальной, практической деятельности от духовной, в том числе практически - духовной, состоит в том, что практика не просто материально (предметно или социально) преобразует мир, а делает это в соответствии с определенными, заранее поставленными целями. Совпадение целей и результата, заданных идеально, с результатом., полученным реально, определяет меру эффективности практики. Практически - духовная, деятельность, осуществляется в поле целого набора целей и. ценностей, с движущей силой в виде интереса и предполагает результат не в виде достижения цели, а в виде сложной преобразующей системы целей и ценностей. Духовно - практическая деятельность имеет дело с явлениями, со свойствами и сторонами природных и общественных объектов, но её задачей или целью так или иначе будет выступать познание и использование её сущности. Чтобы овладеть способами изменения её сущности, всегда предполагается необходимым изучение того или иного явления и его роли, места и формы обратного влияния на сущность практики.

Само по себе разделение способов освоения деятельности на духовно- теоретическую и практически-духовную имеет заметное сходство с кантовским различением теоретического и практического разума. Духовно-теоретическое относится к той сфере духовной деятельности, где мир осваивается в понятиях. Более широкое понимание вытекает из рассмотрения теории, как особого способа упорядочивания мысли, распространенного не только в науке, но и в философии, идеологических системах. Теория не обязательно, следовательно, и научная теория, есть духовно -теоретический способ освоения мира - освоение в форме теории, в том числе и научной. Социальная теория, как фактор духовной жизни, довершает практическую работу в сфере духовного не вполне самостоятельно, а. лишь совместно с вненауч-нтыми факторами освоения мира, ориентированными не на жизненно - практические задачи, решаемые идеально, выработкой соответствующих целей и ценностей.

Однако духовно-практическая деятельность не отражает до конца всего многообразия содержания субъеткно-объектной активности человека в обществе. Нам необходима возможность определения: такого родового понятия, которая бы выразила активность субъекта, направленную на объект и в результате которой объект трансформировался, преобразовывался, изменялся.

Креативность как атрибут личности реформатора

Креативность выступает как совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности реформатора. Креативность не только существенно влияет на характер и результаты деятельности личности, реформатора, но во многом определяют и ее социально-психологические аспекты. Креативность, как компонент системной саморєіуляциж, отражающий ее динамику, развивается в различных механизмах саморегуляции, проявляющейся на разных уровнях их функционирования: на психофизиологическом в механизмах акцептора результата действия, на ориентировочно-приспособительном в механизмах установки, на познавательно-преобразовательном в механизмах целеобразования. В последнем случае идет процесс уподобления структуры ведущей потребности тем свойствам и качествам объектов, которые с оптимальностью удовлетворяют общую потребность.

Креативное отношение, как и другие отношения личности реформатора, отражает, прежде всего, поисково-преобразовательную сущность и потребность личности. Это отношение проявляется в поисково-преобразовательной активности и реализации в преодолении стереотипа поведенческого акта, в нарушении однообразия во взаимодействии с действительностью, продуктом ее преобразования, вплоть до создания новых системных объектов с одновременным совершенствованием вариативности и продуктивности качества действий личности реформатора. Развиваясь в процессе деятельности и соединяясь с ведущими мотивами, креативность функционально закрепляется в структуре личности реформатора и проявляется как способность к продуктивному изменению и созданию качественно нового, определяя тем самым, творческий стиль самой реформаторской деятельности. Креативность, с одной стороны, реализуется в процессе творчества и представляет его мотивацион-но-потребностную основу (как субъективные детерминанты, творчества), а с другой. стороны, развивается и формируется в зависимости от особенностей и условий его протекания (как объективные детерминанты творческого процесса). Креативность не всегда воплощается в творческую продуктивность: в продуктивности реализуется не только креативность, но и изменения самой реформаторской деятельности под воздействием объективных условий. Продуктивность выступает как результат, а креативность как детерминанта творческого процесса.

Креативность одно из ведущих свойств личности реформатора интератшшо-комплексного характера, связанного практически со всеми другими се свойствами. Креативность проявляется, на различных уровнях - неосознанном, ориентировочно-приспособительном, познавательно-преобразовательном и исполнительном: как в индивидуальной деятельности, так и в социально ролевом плане. Говоря о личностных коррелятах креативности, следует отметить, что в восприятии -- это целостность, систематичность, самостоятельность и способность видеть то, на что другие не обращают внимание. Для креативности личности реформатора характерна яркая саморегуляция восприятия, его устремленность на решение определенных проблем и задач. Причем восприятие освобождено от фиксированной установки, и константности, то есть обладает спонтанностью. Любопытна связь креативности с памятью. Для личности реформатора характерна отдаленная ассоциативность памяти, память на редкие слова, образы, факты. Им не свойственно воспринимать по памяти стереотипную деятельность, они все искажают, часто при письме допускают ошибки правописания. .Наиболее ярким проявлением креативности личности реформатора является воображение или фантазия, образное мышление, которое гибко и оригинально. Под гибкостью мышления следует понимать способность к быстрому переходу от одного понятия или способа решения к другому. К интеллектуальным. коррелятам креативности относятся интуиция, предвидение, критичность, скептицизм и высокая степень активности в мыслительной деятельности. Сама креативная личность при этом обладает высокой эмоциональной возбудимостью.

К мотивационным особенностям креативности относятся: стремление к самому процессу творчества, к обладанию фактами и информацией, к открытиям, к установлению закономерностей, обобщений, склонность к самоутверждению, к анализу и синтезу. Рассматривая креативность как одну из ведущих жизненно-активных потребностей личности реформатора в преобразовании действительности, а ее развитую форму как интегративное свойство психики, мы считаем, что мотивацион-ная специфика реализации креативности должна специфично влиять на социальное положение и инициативность личности реформатора.

Проблема креативности личности привлекает большое внимание огромною числа людей. Творчество, гениальность, одаренность личности это настолько не постижимое явление. К сожалению, сами творческие личности в разных сферах деятельности не фиксируют действия, приведшие их к успеху. А между тем, эти действия являются не только одним из главных условий плодотворности их реформаторской деятельности, но так же и опосредованным, важнейшим их открытием. В известной мере, и этим обстоятельством объясняется тот факт, что изучение творчества дока останавливается на исследовании особенностей творческого мышления и изучения результатов творчества, но не на самих творческих действиях.

Социальное творчество реформатора, как деятельность, предполагает процесс целеполагания и постепенной реализации механизма осуществления реформ на практике. Это целенаправленная интеллектуальная деятельность, требующая творческого потенциала личности, чтобы решить нетривиальным, оригинальным способом насущные социальные потребности, сгладить классовые конфликты и безболезненно изменить социальные отношения на более прогрессивные. Рождение идей по реформированию общества есть творческое озарение, интеллектуальный синтез духовной деятельности человечества в идеи прогрессивного переустройства, есть способность, проявляющаяся в абстрагировании на уровень общественной реальности, ее моделировании, исхода из насущных потребностей.

Феномен креативности личности реформатора представляет собой философский интерес. Именно философия способна попытаться дать ответ на вопрос, какова же сущность креативности, личности реформатора. Исходя из онтологической разноуровневое понятий "человек", "личность", "я" невозможно создать заключение всех философских учений о сущности креативности личности реформатора, которое бы позволило описать эти учения на метаязыке и включить в рамки некой с верх-универсальной теории. Поэтому описание креативности личности реформатора, как таковое, представляет собой фиксацию какого-либо одного онтологического аспекта, не отмечающего возможности альтернативных описаний.

В истории новоевропейской философии проблематика личности входит под видом абстракции Cogito в том смысле, в каком она была разработана Декартом. Но, утверждающий так, видит только собственно "научную" часть философской проблематики личности. Даже когда философия исследует сознание и самосознание, мышление и т.д. она имеет в виду еще кое-что помимо сознательных когнитивных актов. Тем не менее, личность как проблема входит і? новоевропейскую философию "деятельного Я" в виде онтологического парадокса "сознающего бытия", прежде всего как проблема sum.

Социально-психологические типы реформатора

Оценка может реализоваться в составе социума как система убеждения и принуждения личности реформатора в соответвовании или с действующими в обществе нормами, и традициями, (правовыми, политическими, нравственными, научными, религиозными и т.п.). Может, как уже отмечалось, реализоваться и. в структуре личности, как ценностные установки и ориентации, выражающие определенное отношение личности реформатора, к объективной реальности и деятельности в ней. Тем самым оценка реализуется и в составе мотивации как актуализация установок и. ориентации на определенные "ценностные предметности" в виде целей, реформаторской деятельности, и в готовности действовать определенным способом, исходя из накопленного личностного опыта и исторического прошлого.

Реформатор, как социальный субъект, вынужден опираться не только на знания, но и на целый ряд иных духовных и практических регулятивов. Долженствование человеческого действия не определяется однозначно только истинностью имеющегося знания и теоретических рассуждений. Определенную роль шрают социальные потребности, цеди и. задачи общественной практики, придающие использованному знанию направляющий и избирательный характер и рациональность, как единственная характеристика идей, решений и действий, присущая не только знанию, но и любой целесообразной социально-практической деятельности, удовлетворяющей. социальные потребности. Можно говорить о рациональности практической деятельности и. се составляющих сфер: науки, политики, социальной жизни, экономики - в той степени, в какой в ней представлены и действуют нормы и ценности, традиционные для данной культуры. Общим, основанием всего многообразия форм рациональности является рациональность сомой общественной практики.

В целях систематизации, сфер общественной практики, как факторов влияющих на осмысление личностью действительности, вводится, понятие нормативно-ценностных систем общественной практики. .Нормативно-ценностные системы задают способы осмысления действительности в соответствии с четко задаваемыми целесообразными критериями, то есть рационально. В этом своем качестве норматисно-денностиые системы соответствуют идее рациональности как механизма социальной детерминации познания и деятельности, представляющего собой устойчивую систему правил, норм и эталонов, принятых конкретным социумом для достижения социально-значимых целей.

В связи с этим, рациональной является реформаторская деятельность ЛИЧНОСТИ в социуме и творчество ее проявляется в сознательном, нормативном, целесообразном и оптимальном, осуществляемом, действии, не в разрушающем социальную действительность, а в плавном трансформировании ее до необходимого результата. Можно говорить о рациональности реформаторской деятельности не только в плане ее решения и осуществления, по и в плане анализа и оценки результата совершенного реформационного преобразования, то есть в плане его эффективности. Таким образом, понятие рациональности соотносимо с понятием эффективности --центральным понятием теории и практики управления.. Концегпуалъная модель эффективности и интенсификации рационального действия раскрывает понятийное содержание эффективности, давая общую схему соотнесения величин, входящих в их характеристику: потребностей, целей, результатов, затрат.

Й все-таки, мы имеем дело непосредственно с личностью. И как бы мы не говорили о её социальной детерминированности, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: несмотря, на выявление детерминант поведения личности, в реальности принципиально не возможно предсказать, логически вывести в конкретном случае поведение реформатора. Поэтому мы говорим лишь о культурно сохраняемом ориентире "личности реформатора", реально действующем, в истории. Сама же непосредственная реформаторская деятельность личности, в современном срезе ее социального творчества, характеризуется непредсказуемостью, синергетичностью и нелинейностью. Человек как открытая система, взаимодействующая с природной и социальной средой - система сильно неравновесная, синергетичная, обладающая диссштативнои структурой поведения. Личность реформатора, которая осознанно целеполагает свого деятельность в социуме, это идеальный вариант, который не всегда реализуется в действительности. Поэтому анализ проявления, реформаторского творчества личности с точки зрения синергетики имеет свои основания. Он дает ответ на вопрос о направленности процесса взаимопроникновения объективных и субъективных конструкт реальности для личности реформатора в динамике развития социума.

Сущность сияергетической методологической установки состоит в ориентации на открытые системы (человек - это открытая система, взаимодействующая с природой и социальной средой), для которых характерна постоянная флуктуация нестабильность и неравновесность, колебания и отклонения. Иногда отдельная флуктуация может стать в результате действия положительной (усиливающей) обратной связи настолько сильной, что существовавшие до этого организация и структура открытых; систем не выдерживают и разрушаются. В этот переломный момент, называемый точкой бифуркации, принципиально невозможно предсказать в каком направлении пойдет развитие системы: станет ли она. неупорядоченной, придет к хаосу, или же перейдет на новый более высокий уровень упорядочения и организации. Во втором случае система приобретает диссипативиую структуру, дня поддержания. которой требуется больше энергии, чем для поддержания простых структур, на смену которых она приходит. Один из ключевых моментов синергетики является возможность спонтанного, самопроизвольного, то есть детерминированного, но непредсказуемого возникновения и организации из хаоса и возможность само-организации. Если в природной среде бифуркации возникают лишь в исключительных моментах, то дня социальной системы каждое их состояние бифуркацион-но в силу действия "человеческого фактора", делающего процесс развития не единственно возможным и неопределенным, с одной стороны, и резко ускоряющий со-моорганизацию общества, с другой стороны. В этом плане синергетика интересна дня понимания некоторых особенностей проявления реформаторской- деятельности личности в социуме.