Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Регуляризация в структуре социальных связей Демин Игорь Николаевич

Регуляризация в структуре социальных связей
<
Регуляризация в структуре социальных связей Регуляризация в структуре социальных связей Регуляризация в структуре социальных связей Регуляризация в структуре социальных связей Регуляризация в структуре социальных связей Регуляризация в структуре социальных связей Регуляризация в структуре социальных связей Регуляризация в структуре социальных связей Регуляризация в структуре социальных связей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демин Игорь Николаевич. Регуляризация в структуре социальных связей : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2005 135 с. РГБ ОД, 61:05-9/436

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Природа ценностной регуляризации 10

Раздел 2. Регуляризация социальной жизни 43

Заключение 123

Литература 128

Введение к работе

Актуальность исследования. Функционирование общества строится на основании механизма обмена деятельностью. Социальное взаимодействие предполагает наличие регуляризации: межиндивидуальная коммуникация базируется на ценностных регулятивах. Ценностный мир синтезирует реальное и желаемое, сущее и должное, наличное и потребное. Первые члены дихотомий соотносятся с актуальным, вторые - с потенциальным существованием. Проблема соотношения должного и сущего предстает наиболее значимой в понимании характера социальной интеракции.

Природа социального взаимодействия, его ценностной регламентации традиционно является объектом интереса философов, социологов, психологов, отражается во множестве концепций. В современном обществознании большое внимание уделяется анализу динамики ценностных ориентации, демонстрирующих изменения в массовом сознании, способе функционирования цивилизации. Ценности, выступая в виде норм, идеалов выполняют регулятивную функцию, задают видение будущего, предопределяют ход исторического развития.

Регуляризация общественной жизни определяется как факторами внешнего, так и внутреннего порядка. Опираясь на традиции философии жизни, А.Швейцер связывал основы мировоззрения индустриального общества с нравственным упадком культуры, попирающей элементарные этические нормы сохранения жизни. Базисом новой культуры должно стать благоговение перед жизнью: «Мы не можем теперь наивно полагать, что жизневоззрение порождается воззрением на мир. Мы не можем больше в тайне возводить жизневоззрение в мировоззрение. Мы переживаем поворотный момент в мышлении. Мы должны признать, что с

жизневоззрением, состоящим из убеждений, рожденных нашей волей к, жизни, не подтвержденных данными познания мира, мы выходим за границы того, что образует наше мировоззрение»1.

Задача сегодняшнего дня в связи с ростом девиаций - оптимизация межиндивидных взаимодействий в коммуникации. Решение данной проблемы возможно через поиск ответов на вопросы: какова природа ценностного сознания? каков механизм регуляризации человеческой деятельности?

Ценности задают границы жизненного мира, определяя аксиологические измерения культуры. В них представлены общественные идеалы, обладающие характером универсальности, абсолютности, являющиеся способом оценки настоящего, прошлого.

Степень разработанности проблемы. Проблема ценностей, их мировоззренческих, социальных функций обсуждается с момента возникновения философии. Вопрос роли, влиянии идеалов на жизненный выбор человека, динамику ориентиров общества привлекал внимание Сократа, Платона, Д. Юма, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, А. Уайтхеда, О. Шпенглера, Ф. Ницше, М. Шелера, М. Хайдеггера, B.C. Соловьева; Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Важный вклад в исследование проблемы внесли Э. Дюркгейм, К. Маркс, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, представители отечественной гуманитарной традиции Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, С.Л. Франк. В советский период проблемы философской аксиологии не были приоритетными. Вместе с тем, начиная с 60-х гг. XX в. усилиями В. Тугаринова, О. Дробницкого, А. Леонтьева, А. Здравомыслова и др. аксиологическая проблематика стала разрабатываться систематически.

1 Швейцер А. Благоговение перед жизнью - М.: Наука, 1998. - С. 124

Среди работ последнего десятилетия XX в. следует выделить труды М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, А.А. Гусейнова, А.А. Леонтьева. Значительную роль в изучении статуса ценностной материи, вхождения ценностных факторов в деятельность и познание сыграли Е.А. Мамчур, А.П. Огурцов, Н.С. Розов, В. В. Степин, И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин, Э. Агацци, X. Лейси, Ст. Тулмин, К. Поппер и др.

Проблема ценностей и социальной динамики освещается в концепциях: социальные изменения, социальная динамика — И. Валлерстайн; становление модерна - Э. Гидденс; постмодерна (ценностные ориентации постиндустриализма) - Р. Инглехарт; социальный конфликт (нормы, регулятивы в возникновении, разрешении конфликтов) - Р. Дарендорф, Л. Козер, Д. Пантич; социальная и культурная динамика (оценка моделей социального развития, объективное и субъективное в социальных процессах, ценности социального взаимодействия) - П. Сорокин, П. Штомпка; теория модернизации (ценностная цивилизационная специфика модернизации, ценностные аспекты модернизационных процессов) - В. Цапф, А. Мешков, Л. Ионин, Т.И. Заславская, В.Г. Федотова; ценностные инновации в обществе, взаимоотношения индивида и социума в современном развитии -> У. Бек; ценностные аспекты деятельности в различных сферах жизневоспроизводства - В.В. Ильин, А.С. Ахиезер; трансформация российского общества - Н.И. Лапин.

Объект исследования — ценности в общественном бытии.

Предмет исследования - регуляризация в структуре социальных связей.

Цель исследования - выявить роль ценностей в контексте регулирования социальных отношений.

Реализация данной цели требует решения задач:

определить природу ценностей как регуляризационного механизма обмена деятельностью;

оценить сущность, выявить факторы регуляризации социальной жизни.

Теоретическая, методологическая, эмпирическая база поиска.

Основу исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, системности, целостности. Автор опирался на философскую традицию осмысления ценностного сознания, основные парадигмы которой представлены рационализмом, ригоризмом, утилитаризмом, эвдемонизмом, теизмом, сциентизмом, гуманизмом.

Научная новизна работы:

— Определена природа ценностей. Ценности человеческого бытия
обладают такими свойствами, как фундаментальность, абсолютность,
автономность, надысторичность. Фундаментальность - средоточие
нравственных абсолютов, ценностный базис, над которым надстраивается
политика, наука, религия, и т.д.; субординация различных отсеков культуры
задается приоритетностью гуманитарности. Абсолютность -
самодостаточность гуманитарных ценностей, которые не подчинены ни
политике, ни религии, ни науке. Автономность характеризует
гуманитарность как не требующую для самообоснования негуманитарных
факторов.

Парадигмой в интерпретации ценностного сознания выступает гуманитарная платформа, именно здесь - остов понимания природы человека, человеческого общежития. Цивильный характер инноваций противостоит волюнтаризму, механицизму, прагматизму. Гуманитарно выдержанная созидательная программа регуляризации социальной практики

строится на основании ценностного сознания, нацеленного на сбалансированность деятельности и высоких целей.

— Оценены сущность, выявлены факторы регуляризации социальной
жизни. Функционирование общества строится на основании обмена
деятельностью. Единственным способом, каким человечество может
пролонгировать гуманитарное состояние, есть регуляризация, намечающая
границы дозволенного. Социальность является упорядоченной системой.
Ценности предстают базисом регуляризации практики. Механизмами
регуляризации выступают право, мораль, традиция, имеющие эволюционную
природу. Право - формально-официальное, кодифицированное,
институциональное выражение порядка (система общеобязательных
долженствований) - нормы, меры, через «свободу», «равенство»,
«справедливость» фиксирующие правоначала (правомочность,

правоспособность, правосубъектность) с обеспечивающими их сдержками,
противовесами, способами контроля, санкциями. Мораль — неформально-
официальное, кодифицированное неинституциональное выражение порядка
(система адресных вменений, через «совесть», «достоинство», «честь»
вводящая гуманитарно прочувствованные оценки, устанавливающая
внутренний распорядок души) - принципы, предписания, заповеди, максимы,
непосредственно-практические повеления «что должно», формирующие
диспозиции субъекта к благочинным, добродетельным самополаганиям.
Традиция - неформально-официальное, некодифицированное,

неинституциональное выражение порядка (система стереотипных мироориентаций, устойчивых деятельностных реакций) - обычаи, заветы, обряды, ритуалы, предания, назидания, через «классические образцы», «символы веры», «кредо» поддерживающие, передающие, воспроизводящие элементы наследия, в результате которых формируется преемственность, целесообразное культуротворчество. Каковы нормы, таково

межсубъективное взаимодействие, каково межсубъективное взаимодействие, таково общество.

Теоретическая значимость исследования. Работа имеет важное теоретическое значение для разработки социальной теории, вопросов, связанных с представлением природы духовного воспроизводства, ценностного сознания. Результаты исследования могут найти применение при налаживании социальных технологий, социального моделирования, рефлексии аксиологических оснований различных видов практики, социального прогнозирования.

Практическая значимость работы. Результаты диссертации могут использоваться при чтении общих и специальных курсов по социальной философии, политологии, этике, организации прикладных исследованиях, касающихся экономической, политологической, социологической и т.д. проблематики.

Апробация работы. Основные результаты исследования представлены на Ломоносовских чтениях (МГУ,2003). Содержание работы отражено в двух публикациях автора. Работа обсуждена на кафедре гуманитарных и естественно-научных дисциплин Института управления и бизнеса и рекомендована к защите.

Структура работы обусловлена ее целями, задачами, принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, степень разработанности проблемы, формулируются цель, задачи уточняются теоретические, методологические основания поиска, фиксируется новизна полученных результатов, их практическая значимость.

В первой главе — «Природа ценностной регуляризации» — анализируется статус ценностной регуляризации, показывается, что категория ценности связанная со смыслом, идеалом, значимостью, оценкой, предстает в культурном пространстве как многомерное понятие, отражающее глубинные жизнеукорененные предпочтения, установки. Мир ценностей разнообразен. Степень разнообразия является одной из характеристик уровня развития культуры.

Во второй главе «Регуляризация социальной жизни» представлен спектр возможных ценностных альтернатив в качестве жизненной стратегии. Он заключается между реставрацией, распадением, модернизацией, постмодернизацией общественных структур. Стабилизация выступает промежуточным звеном среди данных направлений.

В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы обсуждения поставленных в диссертации проблем.

Природа ценностной регуляризации

Сущность общества обусловлена обменом деятельности. Упорядоченность социального взаимодействия - главная составляющая жизневоспроизводства. Алгоритмом упорядоченности выступает регуляризация.

Сфера человеческого в истории — сфера регуляризованного. В кругу общения люди взаимозависимы. Основанием действий выступает выбор, без которого человек - элемент природы. Главное свойства выбора - его подготовленный, экспектационный характер. Эффект социальности достигается от эффекта вовлечения, участия, сопричастия.

В противоположность Homo ferus Homo sapiens в сообществе себе подобных реализуется на основании максимы «для людей, с людьми». Поведение согласуется с системой ожиданий по поводу правил исполнения частичных ролей. «Есть много вещей, не обязательно запрещенных, которые человек вряд ли решится делать в присутствии другого человеческого существа», - подчеркивает Шибутани. Обмен деятельностью крепится не на произвольных, а на вмененных фигурах, исключающих самочинне, санкционированных порядком интеракции. Невстроенность в таковой равносильна бездомью человека, пребывающего в асоциальной форме — вне общества и его установлений.

Римляне ставили на изгоев клеймо «cave furem», обрекая на отлучение, отчуждение. Схожим качеством отмечены отвергаемые обществом социальные типажи: «девиант», «делинквент», «деликт» - фигуранты, патологично неспособные на сколько-нибудь прочные, глубокие отношения, требующие хоть ничтожной доли души.

То, что обособливает человека из бытия, есть свобода. Достоевский указывал на главную составляющую проявления человека - свободу выбора, являющуюся в то же время невыносимым, тяжким бременем. Свободу выбора нельзя оценивать в качестве произвольной игры сил в духе «своей глупой воли».

Свобода выбора в социуме определяется опосредованностью полем правил, некоей инструктивной канвой «что и как делать», ориентирующей на поведенческое преодоление низин жизни, исключающей абсурдистско-парадоксалистские веления, самоосуществления, импровизации. Как отмечал герой Достоевского, «какое мне дело до законов природы и арифметики; когда мне эти законы и дважды два четыре не нравятся».3

Отметим особенности урегулирования социального и индивидуального в процессе социального взаимодействия. Субъективный опыт - не сознание, а история, - говорит Дьюи.

Даже суверенный потенциал субъективности строится через внешние оценки, квалификации, влияния. Как показал М. Шериф, даже на восприятие реальности (стадия чувственности) воздействует позиция окружающих.4

На каком основании происходит согласование частного и общего, человека и общества?

Индивид воспроизводит основания социальности, представленной регламентами:

— права (юридизм),

— морали (этизм),

— традиции (традиционализм).

Данные регламенты позволяют выстраивать стратегию действий. Жизнь - высокая ценность, но главное измерение жизни - достойность. Формы обеспечения достойной жизни - опробованные практикой порядки деятельности, созидания. Импульсивные решения, насильственные вмешательства, деструктивные мания регулируются терпимостью, согласием, примирением. Последние строятся на основании резонансности инициатив социальным нарядам.

Понимание регуляризации социальной жизни непосредственно связано с раскрытием природы ценностей. Регуляризация осуществляется в опоре на критерии значимого, предпочтительного, образующих пространство ценностей (идеалов) - внутренних высоких целей, - того, ради чего все предпринимается. Поддержание цивильности, невпадение в дикость при возможном росте дезорганизации обеспечивается введением духоподъемных идеалов, корректирующих творчество в соответствии с требованиями жизни, ориентациями на высокое. Внутренние мотивы человека, проекты деятельности в контексте социума исходно должны отличаться совершенством, что достигается за счет введения ценностного регламента.

Традиционно различаются ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры они представлены строго иерархизированной системой. Так, античная система ценностей складывается под воздействием эстетического измерения бытия (принцип гармонии), в средние века ценностная иерархия задается религиозно-нравственным пониманием мира. С развитием товарно-денежных отношений в Новое время она определяется стоимостными измерениями предметной деятельности. Деньги становятся универсальным символом, определяющим смысл и содержание культурных коммуникаций. В тоталитарных обществах XX в. данная иерархия складывается под воздействием политических ценностей - власти, образа вождя, определяя «очередность» жизненных выборов. Проследим характерные черты ценностей в философских построениях, оценим природу ценностного регулирования в рефлективных моделях. Познавательные, онтологические, ценностные аспекты бытия долгое время не были отделены друг от друга, не составляли отдельные области философского исследования. Внимание к данной проблеме в европейской философии инициировано мироощущением, характерным для христианства. Разделение «космоса» на профанный и сакральный, утверждение притягательности священного, идеального как сосредоточия благого, его обращенность к человеку формировали систему отсчета, жизненных ориентиров, целей.

Чтобы показать динамику понимания природы социальной регуляризации сквозь призму ценностного сознания, обратимся к историческому экскурсу. Проблема ценностей как самостоятельной проблемы философского анализа обозначена Г. Лотце. Он был первым, кто понятие ценности начал использовать с позиций философии. По словам Хайдеггера, заслуга Лотце в том, что он во второй половине XIX в. опровергает господствующую натуралистическую метафизику, находит ненатуральный, сверхчувственный мир идей как мир ценностей.

Регуляризация социальной жизни

Регулирование - не только отражение социальных норм, но система социальной ориентации. Социальные нормы представляют важную часть духовного мира, конструкцию образа жизни общества. Разнообразие норм дает возможность каждому члену общества определять отношение к людям, коллективам, миру в целом.

Воздействие на сознание, поведение, на отношения между людьми нормы оказывают в системе оценочного суждения. Норма становится оценкой, которая предопределяет выбор.

Социальные нормы оценивают действия людей, последствия, результаты действий. Социальной нормой может считаться та, которая получила признание, поддержку в общественной группе, коллективе.

Социальные нормы - нормы взаимодействия. Непременное содержание нормы - предполагаемая или действительная оценка ее нарушения, соблюдения людьми.

Как соотносятся ценности и социальное развитие? В стабильном обществе система социальных норм поддерживает общественный порядок, создает условия для воспроизводства существующих отношений, ненасильственного решения социальных конфликтов. Стабильность может перерасти в застой, искусственное сдерживание развития, когда обычаю или традиции отдается предпочтение перед новым и прогрессивным, а любое новшество подавляется всей силой авторитета общества, государства. В сфере тех же социальных норм происходят процессы, явления, которые ведут к острым противоречиям, конфликтам, возникновению массовых движений, религиозным, гражданским войнам, распаду общества, его перестройке на новых социокультурных основах.

Существующие социальные нормы, обусловленные соответствующим социально-экономическим строем, составляют единство. В совокупности они обеспечивают всестороннее воздействие на общественную жизнь, различные ее сферы.

Разновидности социальных норм, в частности, корпоративные нормы, нормы-обычаи, «привязаны» к определенным, нередко довольно отдаленным друг от друга участкам социальной действительности, включаются в социальную жизнь в связи с теми институтами и ценностями, которые они выражают и нормативно обеспечивают, - государством, общественными организациями, тем или иным социальным укладом и др.

В общих чертах становление, функционирование социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов.

Первый - возникновение, развитие норм. Второй - понимание, усвоение индивидом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, этап включения человека в общество, его социализация. Третий — реальные акты, конкретное поведение индивида. Данный этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы. Четвертым этапом выступает оценка и контроль за поведением человека. Здесь выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы. В последнем случае общество применяет определенные санкции.

Сущность человеческого общежития, жизненного воспроизводства выражается в обмене деятельностью, межиндивидном взаимодействии, коммуникации, интеракции. Именно данные обстоятельства позволяют определять человека как существо общественное, общительное, общающееся.

С одной стороны, природа взаимодействия носит рациональный характер, поскольку строятся на основании разделения функций. С другой стороны, взаимоконтакты характеризуются неопределенностью, неустойчивостью, нестационарностью. Как утверждал Гете, общение не «делится на разум без остатка».

Причина создания нерациональных по своей природы практик возникновение в обмене деятельностью столкновения интересов, воль, свобод. Их непрогнозируемый характер чреват порождением неорганизованности, произвольных взглядов, действий. Возникают ситуации негарантийные, в которых, по словам Сеченова, «побуждения пересиливают все прочее».

Следствие спонтанных возмущений, как правило, непредопределяемый результат. Он возможен всегда, когда некорректные задачи нарушают условия постановки задач корректных. Задача считается корректно поставленной, если удовлетворяет требованиям наличия, однозначности, устойчивости решений. Несоблюдение хотя бы одного из требований трансформирует корректные задачи в некорректные, т.е. не имеющие даже приближенных решений.

Похожие диссертации на Регуляризация в структуре социальных связей