Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Лобазова Ольга Фёдоровна

Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ
<
Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лобазова Ольга Фёдоровна. Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Лобазова Ольга Фёдоровна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2010.- 314 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-9/94

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методология философского анализа религиозности 22

1. Категории, подходы и принципы философского анализа явлений религиозной жизни 22

2. Методология анализа сущности религиозного сознания 52

3. Сущность и типы религиозности 79

Глава 2. Факторы развития религиозности современного российского общества 104

1. Система факторов развития религиозности 104

2. «Фактор чувства» и «фактор авторитета» в развитии религиозности 120

3. «Фактор силы» и «фактор стимула» в развитии религиозности 153

Глава 3. Тенденции в развитии религиозности современного российского общества 201

1. Религиозная ситуация в российском обществе в конце XX - начале XXI веков 202

2. Противоречия, особенности и тенденции развития религиозности современного российского общества 220

3. Гуманистический ресурс религиозности в современном российском обществе 252

Заключение 289

Литература 299

Введение к работе

Актуальность темы. В конце XX — начале XXI века во всём мире процессы в социально-экономической, социально-политической, научно-технической, информационно-культурной сферах ускоряются и усложняются, предъявляя к конкретному человеку с каждым разом повышающиеся требования, что заставляет его неоднократно адаптироваться в условиях неопределённости. Ресурсы адаптации, имевшиеся в его распоряжении вследствие принадлежности к определённой социальной группе, иногда оказываются мало эффективными, поскольку процессы глобального характера оказывают влияние на состояние больших и малых социальных групп, меняя механизмы их объединения и функционирования. Нарушается взаимодействие между большинством социальных субъектов, зачастую утрачивается гуманистический характер управления этим взаимодействием, которое становится прагматичным и бездуховным.

Все эти процессы проявляются и в самобытных условиях российской реальности. Отсутствие системы общественно одобряемых гуманистических идеалов, идейный плюрализм, понимаемый как вседозволенность и снижение порога критичности в моральной оценке происходящего, приводят к частичной утрате социально значимых свойств личности и социальной группы. В этих обстоятельствах индивид теряет ощущение смысла жизни и счастья, навыки нравственной рефлексии и способность к гуманистическому взгляду на мир. Пытаясь препятствовать разрушению целостности своего существования, человек> начинает искать возможности преодоления негативного воздействия наиболее агрессивных и деструктивных элементов социальной среды. Этими же задачами обеспокоена та прогрессивная часть общества, которая может и должна интегрировать общество.

Одним из самых действенных, проверенных поколениями и освященных традициями методов преодоления деструктивного воздействия окружающей социальной среды является обращение человека к духовным ценностям, актуализация их не только в его сознании, но и в практической деятельности.

Оживление духовной жизни человека нередко достигается через обращение к религиозной вере, которое предстает наиболее щадящим для личности, гармонизированным по форме и содержанию способом включения в деятельность той или иной социальной общности. Принадлежность к определённому религиозному объединению, исповедание соответствующего вероучения, дает человек, как правило, искомое чувство полноты и осмысленности бытия, ощущение счастья и гарантии социальной поддержки. Его деятельность определяется некими рамками, которые он сам оценивает как направление развития и границы безопасности.

Для общества такое состояние ряда его членов является позитивным достижением, если их духовные устремления не мешают выполнению ими общественных функций - не препятствуют трудовой и политической активности, не нарушают правовой и идеологической лояльности, не разрушают психологической и моральной устойчивости. Решение проблемы различения обществом полезных, нейтральных и негативных последствий религиозности субъектов становится основной задачей в ситуации значительного роста числа религиозных объединений и умножения вариантов вероучений. Для того чтобы определить устремления и ресурсы каждого вероучения или концепции, претендующей на роль духовного руководства, необходимо систематическое изучение всех проявлений религиозной жизни на основе соответствующей философской методологии.

Современное российское общество развивается в русле общемировых процессов и тенденций, главными среди которых являются глобализация, как стандартизация условий жизни и как расширение возможностей жизнедеятельности человека и общества, либерализация системы межличностных отношений, усиление капиталистического направления общественных отношений. Осознание этих процессов происходит в общественном и индивидуальном сознании на основе исторически присущего российскому обществу типу менталитета, который сложился как результат взаимовлияния геополитических условий существования, постоянной угрозы внезапной потери результатов тяжёлого труда, длительного преобладания деспотической политической системы управления и постоянного влияния особенного типа религиозной организации — Русской православной церкви. Уникальность этой религиозной организации, доминирующей в российском обществе, заключается в том, что Русская православная церковь на протяжении всего времени своего существования терпеливо и целенаправленно вела работу по собиранию русского народа и единению всех народов государства российского, отражала в своих теоретических и практических установках идеи государственности, централизации власти, социальной справедливости, приоритета нравственных ценностей, высоких духовных устремлений. Особенно велика была роль Русской православной церкви в кризисные и переломные моменты российской истории, когда она наиболее полно реализовала свои возможности в деле объединения социальных сил, выступала идейным руководителем политики единства, побуждала к подвигу и состраданию.

Идейная основа православного вероучения отражает такие особенности исторического развития нашего общества как многонациональность состава населения, его многоконфессиональность, наличие опыта длительного мирного сосуществования различных народов и вероисповеданий, мессианский характер большинства социальных идей, традиции этико-эстетического восприятия мира. Эти качества вывели православие на доминирующие позиции в идеологической и культурной сферах, обусловив его влияние на состояние религиозного сознания и поведения верующих других исповеданий. Аккумулирующий характер православия оказал влияние на формирование общероссийской светской культуры, которая под влиянием нравственных и социальных идеалов православия приобрела полифоничность и морально-нравственную акцентуацию, особенно проявившуюся в лучших образцах духовного и материального творчества.

В современном российском обществе в результате системного кризиса, затронувшего все сферы жизни общества, проявляется рассогласование интересов, установок и действий различных общественных сил, приводящее к дестабилизации общественной и индивидуальной жизни, подрыву нравственных устоев и традиций, общей дегуманизации отношений. Традиции свободы совести и процессы секуляризации в нашем обществе имеют своеобразное наполнение, так как на практике часто испытывали силовое и деструктивное вмешательство. В результате современная веротерпимость и идеологический плюрализм существуют в атмосфере отсутствия системных религиозных знаний у большинства населения и аморфности общественного и индивидуального сознания при сниженной критичности информации, что сопровождается кризисом базовых ценностей.

В противовес этим разрушительным процессам в сознании активной части общества формируются представления о возможных путях преодоления кризиса и способах, оптимально пригодных для этого. Социально-философский анализ менталитета и культуры, социокультурной среды российского общества, его ресурсов позволяет понять религиозную идентификацию общества и личности, как органичные и необходимые составляющие поступательного развития. Включение позитивных ресурсов религиозности в потенциал развития социального государства, в достижение баланса личных и общественных интересов может рассматриваться как перспектива гуманизации и гармонизации общественных отношений. Этим обусловлена актуальность научного исследования сущности, характера и форм проявления и тенденций развития современной религиозности.

Степень научной разработанности проблемы. Обращает на себя внимание то, что понятие «религиозность» является не только одним из самых применяемых, но и одним из самых неразработанных. В научной литературе понятия - «религия», «религиозность», «религиозная вера», «религиозное чувство (переживание)» - постоянно употребляются как взаимозаменяемые, поэтому необходимо разработать социально-философское определение для изучения явлений религиозной жизни верующих людей и их объединений. Существует несколько подходов к пониманию сущности феномена религиозности: наличие и интенсивность религиозного опыта; наличие и интенсивность культового поведения в связи с принадлежностью в религиозной организации; зависимость практической нравственности от норм религиозной морали. Подобная ситуация порождает следующие проблемы: отсутствие согласованности в определении понятия «религиозность» создаёт свободу толкований, снижающую практический эффект исследований; отказ от учёта тех составляющих, которые не поддаются числовому измерению, порождает односторонность результатов исследований. Терминологическая неразрешённость приводит к необоснованной подмене понятий и снижает возможности практических исследований многоплановых проявлений различных сторон религиозной жизни.

В современной социальной философии существующие подходы к раскрытию причин возникновения, существования и распространения религии как способа жизни, формы рефлексии, методологической основы решения основных вопросов бытия, возникли уже на ранних стадиях развития философской мысли и сформировались в своей завершённой форме на протяжении XIX - XX веков. В рамках европейской философской традиции чётко просматриваются два подхода к проблемам, связанным с существованием религии — подход, характерный для западной философии, и подход, характерный для российской философской мысли.

В западной философской традиции на исходе Нового времени зародилась и постепенно утвердилась идея вненормативного (дескриптивного) подхода к изучению религии, противостоящая теологическому пониманию проблем религии. Кульминацией рационализма XVIII в. стала философия религии И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Л.А. Фейербаха. У Канта не встречается специальный термин «религиозность», но, определяя виды религии («моральная», «богослужебная», «чистая религия разума») и типы религиозной веры («моральная», «эмпирическая» и «истинная вера»),1 он подходит вплотную к выявлению этого феномена. Специальное применение термина 1 См.: Кант И. Религия в пределах только разума. // И. Кант. Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980. «религиозность» имеется в работе Г.В.Ф. Гегеля «Философия религии», где он говорит: «Следует признать, что добропорядочность обретает устойчивость, а выполнение долга - требуемую твёрдость лишь в том случае, если в основе их лежит религиозность»,1 понимая под последней бесконечную ценность внутреннего мира («религию красоты», «религию добра», «религию возвышенного» и т.д.).

Методология философии религии Л.А. Фейербаха свидетельствует о важности и необходимости понимания феномена религиозности, в содержании которого мыслитель уделял особое внимание религиозному чувству человека, увидев в нём отличие последнего от животного. Фейербах, говоря, что боги созданы по образу и подобию людей, считал, что в этом коренится смысл и ценность религиозного сознания, основа его действенности в истории. К. Маркс в своих ранних работах отмечал социально-экономические и особенно-психологические корни религии, её связь со всем жизненным миром человека. Религия, по мнению К. Маркса, создаётся обществом, «превратным миром», как его превратное мировоззрение, являющееся общей теорией этого мира."

В работах М. Вебера термин «религиозность» становится основным при анализе истории и современного ему состояния религиозной жизни верующих людей. Вебер говорит об «интенсивности религиозности» как насыщенности жизни верующих культовыми действиями, о религиозности, определяемой типом организации (ортодоксальная, церковная религиозность в противовес сектам), о религиозности как отражении социальной принадлежности (общинная религиозность у крестьян), о религиозности как выражении ценностной системы (пророческая, этическая, ригористическая, специфическая религиозность). Веберовский анализ религии оказал наибольшее влияние на дальнейшие представления о сущности и типах форм религиозной жизни. 1 Гегель. Философия религии. В 2-х томах. -М.: Мысль, 1976. T.I. С.283. 2 «Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., -Т. 1, -С. 415. 3 См.: Вебер М. Социология религии. Типы религиозных сообществ. // Избранное. 2-е изд., доп. и испр. -M.: РОССПЭН, 2006. С. 146, 148, 150 и др.

В связи с разработкой проблем публичного разума к феномену религиозности обратились в свое время Б. Рассел, Дж. Роулз и Ю. Хабермас.

Русские религиозные мыслители XIX - XX веков анализировали феномен религиозности с позиции преклонения перед «истинной религиозностью», которая в отличие от формальной и традиционной понималась ими как исключительно состояние индивидуального сознания, выражающее чувство единения с высшим, божественным началом, и сродни гениальности. В её основе - врождённая предрасположенность и некий психологический «сдвиг». По этой причине истинная религиозность, с их точки зрения, не может рассматриваться как социальное явление.

Так, B.C. Соловьёв принципиально разграничивает религию и религиозность: «Религия, говоря вообще и отвлечённо, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего». Религиозность же — это «личное настроение, личный вкус: одни имеют этот вкус, другие нет, как одни любят музыку, другие - нет»." В.В. Розанов пишет: «Религиозность есть «хождение перед Богом» или живое, непременно личное и непременно жизненное чувство, почти ощущение Бога».3 С точки зрения И.А. Ильина, истинная религиозность как творческое состояние индивидуального сознания составляет первооснову истинной культуры. «Истинная религиозность ... есть новая реальность, состоявшаяся в человеческом мире для того, чтобы творчески вложиться в остальной мир. Она есть соприкосновение мира с Богом, и притом в этой новой, лично человеческой точке».4 С.Л. Франк, рассматривая религиозность как «раскрытие замкнутой, изолированной в других отношениях человеческой души, интуитивное чувство связи человеческой души с абсолютным началом и 1 См.: Rawls G. The Idea of Public Reason Revisted II Rowls G. Collection Papers. Ed. Samuel Freman. Cambridge, Masa - London, 1999; Habermas G. Zwischen Naturalismus und Religr'on. Philosophische Aufsatze, Frankfurt a.M., 2005; Habermas G. On the Relations Between the Secular Liberal State and Religion II Political Theologies Public Religions in a Postsecular World. N.Y., 2006. 2 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве II Соловьев B.C. Собр. соч.: В 15 т. Т. HI. -М.: Издательство ЛОГОС, 1993 (репринтное изд.), С. 3,4. 3 Розанов В.В. Религия и культура: сборник статей. -М.: Издательство «Правда», 1990, С.313. 4 Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993, С.330, 399. абсолютным Единством», полагает также, что она составляет одну из сторон соборного единства, которое составляет основу общественной жизни.

Историки русской религиозной мысли неоднократно отмечали её «онтологичность», «логосность», «космизм», а иначе говоря, стремление к погружённости в предмет познания, к постижению «изнутри» проблем высшего бытия. Главным здесь становятся не какие-либо «внешние» поступки, а установка на «цельное знание» и истинное «состояние-пребывание», причастность истинному бытию. По сравнению с западной традицией толкования феномена религиозности, которая рассматривалась как, прежде всего, рациональное и логическое постижение планов высшего разума, в русской религиозной философии традиционным остаётся толкование религиозности как всеохватывающего чувства радости и просветления.

Западное толкование предполагает, что достигнуть связи с божеством сможет только тот, кто обладает системой рационально-логического анализа, внутренне подчиняется строгой дисциплине чувств, находится на достаточном уровне образованности. Таким образом, круг тех, кто допущен к освоению сферы божественного откровения, достаточно ограничен. Русская философская традиция вслед за русским народным православным миропониманием предельно расширяет границы круга индивидуумов, обладающих возможностями познать божественное откровение, одновременно предельно возвеличивая идеал потенциальных достижений духа. Таким образом, теории русской религиозной философии, отражая особенности внутреннего мира русского православного верующего, являются ориентирами современного религиозного возрождения.

Русская материалистическая философия, в свою очередь, создала теории религиозности социологического характера (происхождения, сущности, типологии, функциональности и проч.), которые в различным успехом применялись в практике социального строительства в российском обществе. Главным в определении сущности сознания и деятельности человека и 1 Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992, С.59. общества в этих концепциях выступает несводимость их существования только к телесному или духовному началам, а духовное, в свою очередь, не сводится только к божественному. Человек предстаёт как единство природного и социального, материального и духовного; а его духовность - как единство рационального и иррационального, концептуального и обыденного, человеческого и божественного.

Существенный вклад в рассмотрение вопроса о природе религиозного сознания вносят современные философские разработки проблем сознания, в частности родственная феноменологии философия М.К. Мамардашвили.1 Его подход к вопросам происхождения религии получил развёрнутое обоснование в статье «Философия и религия»." Речь у него идет об эмпирически удостоверяемой «божественной среде человеческого усилия», позволяющей перевести процесс нашей жизни в другой режим. Бог (божественное, трансцендентное начало), по его мнению, — это феномен, это следствие некоего первоакта познания, важнейшая структура сознания, определяющая собой жизни, как всего человеческого рода, так и каждого отдельного человека.3

В другом ключе рассматриваются проблемы существования религиозных убеждений и переживаний в концепции синергийной антропологии С.С. Хоружего.4 Все построения этого замечательного мыслителя возведены на фундаменте явного выбора православия в качестве идейной и философской первоосновы.

В пространстве современной общественной мысли широко представлены разнообразные концепции и подходы, выработанные философами разных эпох. Проблемами религии и современной религиозной ситуации занимаются исследователи, работающие в рамках разных направлений — социальной, философии, истории, социологии, психологии, антропологии, культурологии: 1 Представление о человеке у Мамардашвили не отличается от общего для всей христианской традиции: человек принадлежит одновременно двум мирам - природному и сверхприродному. См.: Мамардашавили М.К. Мысль под запретом. Беседы с А.Э. Эпельбуэн // Вопросы философии. -М.. і 992, № 5, С. 105. 2 Мамардашвили М.К. Философия и религии // Мой опыт нетипичен. -СПб, 2000. 3 См.: Мамардашвили М.К. О сознании / Необходимость себя: введение в философию, -М., 1996, С.225. 4 Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии -М., 1999, № 9, С. 139.

В.И. Алексеев, Е.И. Аринин, В.И. Веремчук, В.В. Горбунов, А.В. Григорьев, М.Н. Губогло, О.В. Коркунова, В.А. Лекторский, И.М. Меликов, Д.В. Пивоваров, М.Ю. Смирнов, СБ. Филатов, Д.Е. Фурман, М.Д. Шевченко и др. За последнее десятилетие по философским специальностям выполнены диссертационные исследования, посвященные общим и частным проблемам религиозной жизни в российском обществе — это работы на соискание степени доктора наук (К.М. Антонов, М.Б. Дандарон, М.Н. Ересько, И.В. Задорожнюк, Е.И. Касьянова, Ю.В. Курносов, И.М. Лаврухина, СВ. Хомутцов), а также работы на соискание степени кандидата наук (Н.В. Баскакова, В.В. Бойко, Л.И. Григорьева, Ю.Е. Григорьева, СД. Джораева, И.Б. Зубенко, Е.Ю. Кривошеина, М.А. Марков, СВ. Медведко, В.Н. Рагузин, Л.Н. Смирнова, СМ. Цыганкова, А.А. Шиверских, Р.В. Шилишпанов).

Особенностью современной исследовательской ситуации стало наличие интересных работ теологической направленности, посвященных общим для науки и церкви вопросам. Тем не менее, есть необходимость рассмотреть проблемы, связанные с религиозной жизнью современного российского общества, в целях получения обобщений и выводов для раскрытия сущности, характера и тенденций развития его религиозности, понимание которых позволит оказать положительное влияние на практическую деятельность в сфере управления, образования и воспитания.

Актуальность темы исследования и степень её научной разработанности позволили сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объект исследования: Религиозность как социальное, культурное и историческое явление.

Предмет исследования: Сущность современной религиозности российского общества, формы её проявления; факторы формирования и тенденции развития. 1 См., например: Андреев О.А. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003; Бачинин В.А. Евангельские ценности в гражданском обществе. -СПб.: Алетейя, 2006; Бачинин В.А. Христианская мысль. Т. 1. Социология, политология, культурология. -М.: Новое и старое, 2004; Кураев А. Христианская философия и пантеизм. -М., 1997; Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. -М., 2002; Поспеловский Д.В. Тоталитаризм и вероисповедание. -М., 2003.

Цель исследования: Разработка социально-философской концепции сущности и типичных форм современной религиозности, соотношения факторов её развития, основных противоречий и тенденций динамики.

Задачи исследования:

Охарактеризовать существующую методологию философского анализа религиозности, сравнив основные подходы, модели и принципы.

Эксплицировать понятие «религиозность» в контексте существующих подходов и моделей философского анализа.

Охарактеризовать возможности познания внутреннего мира верующего человека, содержания и форм массового сознания как носителя религиозных представлений.

Исследовать сущность религиозного сознания и религиозного поведения и существующие варианты их типологии.

Обосновать подход, реализованный в предложенной соискателем «композитивной» модели типологии религиозности, и доказать его эффективность при изучении сознания и поведения религиозной личности.

Выявить факторы динамики современной религиозности, изучить их особенности и охарактеризовать их совокупность как систему.

Выявить возможности управляемого воздействия на состояние религиозности личности и социальных групп.

Исследовать особенности современной религиозности, обусловленные влиянием мега- и макросреды, проанализировать противоречия в развитии современной религиозности.

Выявить тенденции в развитии современной религиозности и охарактеризовать особенности их проявления.

10.Исследовать гуманистический ресурс религиозности как возможную основу гармонизации общественных отношений и достижения социальной солидарности.

Гипотеза исследования: Современная религиозность российского общества является условием и результатом мега- и макро-тенденций, действующих в российском обществе, и проявляется, с одной стороны, в формах, отражающих секуляризацию и глобализацию культурной и политической жизни, а, с другой стороны, в формах, отражающих стремление к этно-культурной самоидентификации наций и народностей российского общества. Противоречия в развитии и состоянии религиозности личности и общества в целом реализуются в личностном, групповом, национальном, этническом и общественном самосознании, в кровно-родственных отношениях, в сфере образования, политики, культуры в ходе религиозной и нерелигиозной деятельности. В современных условиях действует ряд разнонаправленных тенденций, общих для всех религиозных движений и сообществ. Но для жизни локальных религиозных организаций характерно явное присутствие только части определённых тенденций, тогда как всю совокупность особенностей современной религиозной жизни можно увидеть на примере деятельности наиболее крупной и целостной организации, характеризующейся как социально-культурный феномен - Русской православной церкви.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование проведено в рамках системного и структурно-функционального подходов, с использованием возможностей диалектико-материалистического, феноменологического и экзистенциального методов. Важнейшими методологическими принципами диссертационного исследования являются принципы восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического. Данные принципы реализуются в плане перехода от абстрактных представлений о религиозности к раскрытию конкретных объективных оснований её формирования и важнейших направлений функционирования в сфере современного социального бытия. Методологической основой исследования являются как общенаучные методы, так и разработанные в рамках социальной философии подходы, способы и средства. В их числе анализ сущностных характеристик религиозных верований, сравнительно-исторический подход, метод комплексного исследования сложных социальных явлений, специальные методы анализа духовной жизни.

Источниковую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов по социальной философии, социальной психологии, теоретической социологии, культурологи, освещающие отдельные направления исследования проблем религиозности. В процессе написания диссертации автор опирался на работы, посвященные анализу философско-методологической проблематики социального познания и, в частности, проблемам сущности различных форм религиозности, авторами которых являются В.И. Гараджа, В.И. Жуков, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, А.С. Панарин, Н.В. Солнцев, СБ. Филатов, Д.Е. Фурман, М.Д. Шевченко, И.Н. Яблоков.

Научная новизна результатов исследования:

Проведён комплексный социально-философский анализ классических и современных концепций религиозности, на основе которых разработана авторская концепция феномена современной религиозности.

Выявлены социально-культурные основания, социально-исторические условия и политические предпосылки формирования особенностей содержания и проявления современной религиозности российского общества.

Обосновано утверждение о том, что современная религиозность является условием и неизбежным продуктом мега- и макро-тенденций: секуляризации, развивающейся в условиях кризисного состояния духовной сферы жизни общества; обострения противоречия между глобализацией и вызванным ею обмирщением сознания, с одной стороны, и нарастающим стремлением наций и народностей к этно-культурной идентификации и вызванной этим сакрализацией сознания, с другой стороны..

Дана авторская трактовка экспликации понятия «религиозность» как системы отношений и связей, возникающих между основными элементами сознания и поведения верующего человека.

Обоснована продуктивность подхода к типологии современной религиозности, реализованного в авторской концепции «композитивной модели».

Выявлена система факторов социокультурного характера, существенно влияющих на состояние современной религиозности, предложена авторская трактовка содержания и типологии факторов формирования и развития религиозности, обоснованы механизмы, позволяющие оказывать управляемое воздействие на состояние современной религиозности.

Исследованы особенности в развитии современной религиозности индивидуума и общества, доказана их объективная обусловленность содержанием культурного и социального «пространства - времени» российского общества.

Показана сложная и противоречивая сущность и содержание тенденций развития и динамики современной религиозности, в рамках которых складываются альтернативы дальнейшего развития общественных отношений.

Исследованы возможности достижения социального согласия в современном российском обществе, обусловленные содержанием православного вероучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) «Религиозность» как социально-философская категория отражает такое состояние индивидуального и общественного сознания, образа жизни, всего бытия человека, которое выступает как отношение между содержанием сознания индивида, детерминированного верой в «высшие силы» как трансцендентные, так и реальные, и формами его деятельности; это степень связанности идей, образов, мотивов» и установок, отражающих в сознании и поведении людей представления о трансцендентном мире с нормами и образцами реальной деятельности. С помощью понятия «религиозность» можно описывать отношения, степень и уровни взаимосвязи, в которых объективируется религиозная вера- субъектов. Сущность, содержание и формы феномена религиозности отражают исторически накапливающийся, проявляющийся в индивидуальном сознании и деятельности, комплекс реальных свойств и закономерностей социального развития. Это даёт основание для применения рациональных методов изучения содержания и форм религиозности.

Религиозность может быть изучена с помощью методов, направленных на исследование природы структурных элементов религиозности, в следующих своих проявлениях: религиозное сознание - через анализ исповедуемых вероучений, основных идей и настроений, циркулирующих на уровне индивидуального и массового сознания; религиозная деятельность - через анализ мотивов и результатов всех видов внекультового и некультового поведения, а также идей, которые служат основой выявленных форм поведения; религиозное специфическое поведение - через анализ мотивов, форм и интенсивности культовых действий. Связь и взаимозависимость составных частей религиозности (религиозное сознание - религиозное поведение - религиозное специфическое поведение) может быть прямой и непосредственной, может быть опосредованной и может полностью отсутствовать.

Современная типология религиозности основывается на выборе одного приоритетного свойства сознания или деятельности верующего человека. Исследовательские возможности традиционного научного подхода можно расширить за счёт применения «композитивной модели» типологии религиозности, особенностью которой является определение характера связей между всеми возможными проявлениями религиозного сознания и деятельности на всех уровнях и во всех видах. Новая концепция типов религиозности даёт нам условное разделение вариантов содержания религиозного сознания и форм" религиозного поведения на «модули», из которых мы можем «составить» (лат. — compositio — состав) разнообразные варианты и определить возможные связи между ними. Основными вариантами устойчивых связей между «модулями», которые могут быть названы типами религиозности, являются, на взгляд диссертанта, следующие: религиозность каноническая (идейная, последовательная) и религиозность социальная (идентификационная, адаптивная); религиозность эмоциональная и религиозность концептуальная; религиозность обыденная (компромиссная) и религиозность протестная (нигилистическая).

4) Присутствие в обществе тех или иных типов религиозности, степень воздействия их субъектов на окружающий мир, зависит от особенностей и тенденций в развитии форм религиозности, которые складываются под влиянием объективного и субъективного воздействия общественных явлений, понимаемых как факторы формирования религиозности. Анализ условий действительного окружающего мира позволяет понимать под факторами, влияющими на формирование и развитие современной религиозности, совокупность способов и методов, применяемых тем или иным общественным институтом в соответствии с присущими этому институту возможностями в целях изменения объективных и субъективных условий жизни. В результате определены следующие факторы формирования религиозности — «фактор чувства», «фактор авторитета», «фактор силы», «фактор стимула». Все эти факторы воздействуют на систему отношений «человек - группа — общество».

5) Тенденции в развитии современной религиозности определяются своеобразным сочетанием в ней социальных центростремительных и центробежных сил. К центростремительным силам можно отнести нарастающее желание некоторой части верующих связать национальную, культурно-историческую и вероисповедную принадлежность в неразрывную зависимость. К этим же силам можно отнести деятельность представителей власти, направленную на повышение политической роли традиционных религиозных организаций; деятельность традиционных религиозных организаций, нацеленную на достижение лидерства в духовных процессах современного общества; стремление ранее разобщённых частей религиозной организации к достижению единства. К центробежным силам можно отнести установление в сознании некоторой части верующих прямой зависимости между религиозной принадлежностью и достигнутым социальным положением. К этим же силам можно отнести стремление национальных отделений единой религиозной организации к автокефалии, разнообразные проявления межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречий, процессы выдавливания религии в сферу индивидуального существования человека.

6) Особенностями современного этапа развития религиозности российского общества являются: рост количественных показателей религиозной активности; укрепление политических позиций традиционных религиозных организаций; замедление количественного роста и внутреннее укрепление нетрадиционных для России религиозных организаций протестантского толка; распространение массового интереса к вневероисповедным представлениям и организациям; проявление внешней, обрядовой стороны религиозности; установление и выполнение правовых норм государственно-церковных отношений.

7) Через систему факторов религиозности возможно оказать управляемое воздействие на тенденции современной религиозности и задействовать ресурсы религиозности в достижении такого состояния общественных отношений, которое определяется как социальная солидарность. Для движения общества к подобному типу социального взаимодействия необходимо обращение к устойчивым, гуманным и ясным основаниям и ресурсам духовной жизни. Наиболее адекватным современной ситуации (в условиях срочной востребованности) представляется ресурс социальной солидарности, содержащийся в православном миропонимании. Ресурс социальной солидарности в религиозной идеологии русского православия содержит реальные возможности решения проблем взаимоотношений различных субъектов. Среди особенностей православного' мироотношения следует выделить отношение к ведущим способам освоения мира, когда главное место в культуре занимает моральная воля и вся энергия преображения мира ведёт человека к установлению такого состояния личностного сознания, которое называется в православии «благодатью», то есть полной реализацией возможностей личности в пределах добра, справедливости и целесообразности мира.

Степень обоснованности и достоверности результатов исследования.

Автор стремится обеспечить обоснованность и достоверность исследования обращением к социально-философским методам познания, последовательным применением общефилософских методов познания, инновационных идей источников по социальной философии, антропологии, истории философии, культуры, общества.

Достоверность полученных результатов также определяется обоснованностью интерпретаций особенностей содержания и форм проявления современной религиозности на основе современной общественно-исторической практики. Привлекается обширный историографический и статистический материал, результаты социологических исследований.

Научно-практическое значение исследования. Авторская концепция социально-философского исследования религиозности имеет практическое значение, ибо является методологической основой исследования феномена религиозности, связанных с ним противоречий повседневной реальности и путей их разрешения. Основные положения и концепции диссертационного исследования феномена религиозности современного российского общества могут быть использованы при решении на государственном уровне проблем государственно-церковных, межконфессиональных и иных отношений, в которых участвуют субъекты религиозности. Выводы исследования могут быть применены научными работниками, преподавателями высших учебных заведений при чтении лекций по учебным курсам «Социальная философия», «Основы религиоведения», «Культурология», «Политология», «Социология».

Апробация исследования. Результаты исследования освещались в следующих выступлениях диссертанта: на II Международном конгрессе «Российская семья» (Москва, РГСУ, 2006); на IV Международном симпозиуме по имиджелогии (Москва, Академия имиджелогии, 2006); на V Годичных чтениях Гуманитарного факультета РГСУ (Москва, 2006); на Рождественских чтениях «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке» (Москва, январь 2007); на VI Годичных чтениях Гуманитарного факультета РГСУ (Москва, январь 2007); на Шестом Международном симпозиуме по имиджелогии (Москва, 2008); на Всероссийской научной конференции «Россия: путь к социальному государству» (Москва, июнь, 2008); на Всероссийской научной конференции «Наука и власть: проблема коммуникаций» (Москва, сентябрь 2008); на IX Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, декабрь 2008); на Всероссийской конференции «Конституции и доктрины России современным взглядом» (Москва, март 2009); на Всероссийской научно-практической конференции «Конфликты в социальной сфере и их регулирование» (Казань, апрель 2009); на Международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы современной молодежи» (Арзамас, май 2009); на Годичных чтениях Социально-гуманитарного института РГСУ (Москва, февраль 2009); на IX Международном научно-педагогическом социальном конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества» (Москва, РГСУ, июнь, 2009); на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях в рамках Конференции «Влияние религиозного фактора на жизнь современного общества» (Москва, февраль 2009). Выводы и положения диссертации изложены в научных публикациях автора общим объемом 45,45 п.л., использованы при чтении учебных курсов «Социальная философия», «Основы религиоведения», «Методика преподавания религиоведения» для-студентов РГСУ.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав (1 — Методология философского анализа религиозности, 2 - Факторы развития* религиозности современного российского общества, 3 - Тенденции в развитии религиозности современного российского общества), разделенных на девять параграфов, Заключения и Списка литературы.

Категории, подходы и принципы философского анализа явлений религиозной жизни

В современном обществознании категория «религиозность» трактуется, в большинстве случаев, как одна из основных категорий социологии религии, отражающая состояние сознания верующих. Характерной чертой религиозности, с данной точки зрения, является религиозная вера в сверхъестественное, выступающее объектом поклонения.1 Конкретизируя содержание приведённого понятия религиозности, его авторы выделяют такие его составляющие: 1) критерии религиозности, фиксирующие степень религиозности, то есть влияние религии на отдельного человека; 2) уровень религиозности, то есть отношение к религии той или иной социальной группы. Далее говорится, что характер религиозности выявляет количественные различия религиозности у разных конфессий и социальных групп. При изучении религиозности в современном обществе предлагается использовать, как правило, конкретные социологические исследования, позволяющие анализировать реальные процессы и выявлять устойчивые тенденции. Другие авторы рассматривают религиозность как социально-психологическую характеристику личности, а более широко — как способ социальной самоидентификации и социальной адаптации, выделяя её основные типы: традиционный и формальный.1 Они исключают из своего рассмотрения так называемую «истинную религиозность», так как в отличие от формальной и традиционной считают её исключительно состоянием индивидуального сознания, выражающим чувство единения с высшим, божественным началом, и сродни гениальности. По мнению этих авторов, в её основе — врождённая предрасположенность и некий психологический «сдвиг».

В другом случае, выделяя типы религиозности по признаку содержательной направленности вероучения, исследователи определяют вневероисповедную религиозность и квазирелигиозность. Тогда под религиозностью понимается особенное содержание вероучения и/или принадлежность к вероучению, не связанному с привычными, традиционными религиями."

Такая ситуация определяется наличием большого числа концепций сущности религиозной жизни и, главное, высокой степенью сложности самих изучаемых социальных явлений. Так, в проблемном поле философской мысли, направленной на изучение феномена религии, сложился ряд понятий и соответствующих им терминов, с помощью которых раскрывается сущность этого многообразного и сложного явления духовной и духовно-практической деятельности человека и общества. К ним можно отнести следующие понятия: религия, религиозное сознание, религиозная вера, религиозное знание, религиозная деятельность, религиозное производство, религиозная культура, религиозное поведение, религиозное специфическое поведение (культовое поведение), религиозные организации. Все эти термины обозначают многоплановые явления, могут вариативно пониматься и применяться для определения разнообразных аспектов рассматриваемых явлений. Внутри каждого из понятий существуют некие единые смыслы, которые объединяют их в единое проблемное поле. Представляется, что таким единым смысловым элементом для всех понятий является понятие религиозной веры, наличие которой является необходимым условием для существования любого явления в выше перечисленном ряду.

Наличие единого смысла в качестве методологической основы нескольких понятий должно придавать устойчивость терминологии и облегчать процесс понимания и истолкования явлений действительности. Но всё дело в том, что в понятии «религиозная вера» также содержится несколько уровней смыслов, что объективно отвечает реальным условиям, но субъективно снижает возможность единообразного истолкования данного понятия при анализе конкретных проявлений жизни верующих людей.

Так, Г.В.Ф. Гегель, говоря о религиозной вере, определяет её как знание истины, как познание духа посредством духа, как свидетельство духа об абсолютном духе, как непосредственное знание о боге, как свободу. При этом Гегель различает религиозную веру истинную, неистинную, рефлективную, церковную, чувственную.

Понятие веры — центральная для русских религиозных философов категория. Религиозная вера в их понимании — это необходимое, сущностное социальное свойство личности и общества, являющееся как бы «точкой отсчета» или «краеугольным камнем» поступков личности и социальных процессов. Наиболее полно понятие религиозной веры разработано в трудах С.Н. Булгакова. Согласно Булгакову, вера - это определённый способ постижения мира, при котором человек не нуждается в рациональных доказательствах своего знания, проясняющий для людей те аспекты бытия, которые не могут быть познаны рассудком, научным или философским мышлением.1 Вера может быть направлена на разные объекты: духовные и материальные, абсолютные и относительные, позитивные и негативные. Однако для результатов как личностного, так и социального развития направленность веры не безразлична. Дело в том, что религиозная вера может быть как истинной, так и ложной. Ложная вера — это как бы ошибка религиозного суждения, подмена подлинных ценностей мнимыми. Она ведёт личность и общество в тупики, к патологиям индивидуального и общественного развития. Религиозное чувство, по мнению Булгакова, является внутренним свойством, неотъемлемой органической потребностью человеческого духа. Религия, полагает Булгаков, устанавливает связь между умом и сердцем человека. Он даёт ей определение: «Религия есть активный выход за пределы своего «я», живое чувство связи этого конечного и ограниченного «я» с бесконечным и высшим, расширение нашего чувства в бесконечность в стремлении к недосягаемому совершенству». То есть, одним из важнейших постулатов социальной концепции С.Н. Булгакова является утверждение универсальности, базисности понятия религиозной веры.

Система факторов развития религиозности

Прежде всего, необходимо обратиться к базовому понятию «фактор» и к его сложившемуся использованию в науках об обществе. Латинское слово factor (в современном переводе - «действующий», «производящий») первоначально имело совершенно конкретное содержание.1 Впоследствии содержание и сфера применения этого термина расширились, он вошёл в математику, где стал означать «множитель». Однако уже в конце XIX - начале XX века понятие «фактор» получает и другое наполнение. Н.И. Кареев, российский историк и социолог, пишет: «В историко-философской и социологической литературе слово фактор употребляется в смысле движущихся сил исторического процесса (Ф. цивилизации, Ф. прогресса и т.п.) или в смысле общих условий, среди которых этот процесс совершается. В первом смысле, между историческими факторами различаются культурные, экономические, политические и т.п., смотря по тому, какие человеческие интересы и потребности, страсти и стремления вызвали те или другие события или содействовали развитию того или иного процесса. Во втором смысле фактором истории называют такие условия, как физические свойства страны (климат, почва и т.п.), та или другая её населённость, расовые особенности народа и т.п. Вследствие обозначения одним и тем же словом и движущих сил, и общих условий, происходит немало недоразумений в теоретическом отношении к историческому процессу»". По сравнению с определением Кареева, все последующие определения, имеющиеся в отечественных словарях и энциклопедиях, выглядят более усечёнными.

Понятие «фактор» можно рассматривать как общенаучное понятие, охватывающее целый ряд философских понятий, таких как причина, движущая сила, условия, обстоятельства, так или иначе детерминирующих или заметно влияющих на процессы становления, развития, изменения тех или иных общественных явлений. Богатство и разнообразие содержания общенаучного понятия «фактор», отмеченное Н.И. Кареевым в начале века, т.е. в то время, когда оно ещё только входило в категориальный аппарат общественных наук, как определённое неудобство в теоретическом отношении, в настоящее время, когда оно стало широко употребимым, выглядит скорее как достоинство этого понятия, позволяющее одним словом охватить целый ряд однопорядковых явлений.

Переходным от общенаучного понятия «фактор» является общефилософское и социологическое понятие «социальный фактор». Социолог С.А. Войтович даёт следующее его определение: «Фактор социальный -движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения Ф.с. лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определённых условиях с необходимостью порождают другие социальные объекты или их свойства (следствия). В качестве Ф.с. выступает, прежде всего, деятельность людей, обусловливающая в конечном итоге всё многообразие социальной жизни общества».1

Социолог Я. Щепаньский даёт пример рассмотрения права как фактора социального развития: «С социологической точки зрения право - это совокупность формализованных санкций, регулирующих поведение индивидов, деятельность институтов, целевых объединений». Отметив, что право является фактором, как развития, так и регресса, если оно эффективно тормозит реформы и не допускает изменений, автор отмечает, что право является также мощным «фактором, регулирующим процессы изменений и не допускающим их дезорганизации. Устанавливая пределы терпимости для поведения, отклоняющегося от нормы, применяя репрессии к нежелательному поведению, право определяет рамки социальных процессов»."

Религиозная ситуация в российском обществе в конце XX - начале XXI веков

Проблемам анализа религиозной ситуации в России в течение указанного периода посвящено большое количество исследований, имеются многочисленные данные социологических опросов.1 В работах по данной проблематике наблюдается весь возможный спектр подходов к решению вопросов - от последовательно диалектико-материалистического до конфессионально-богословского. Анализ широкого материала даёт возможность сделать некоторые выводы относительно религиозной ситуации в нашей стране.

Становление информационного общества в России сопряжено с глубоким социально-духовным кризисом. Суть кризиса — в объективном процессе перехода от традиционного общества к постиндустриальному, или информационному. Однако общественным сознанием россиян этот переход зачастую воспринимается как радикальное отрицание материальных и духовных достижений советского периода и связывается с так называемым духовным возрождением. Духовное возрождение, в свою очередь, трактуется как исключительно религиозное возрождение, понимаемое как возвращение церкви тех позиций в обществе, которые она занимала в дореволюционной России, а точнее - до реформ Петра I. Кризисные условия порождают особенные формы проявления преобразовательных явлений.

В начале XXI столетия оценка процессов, протекающих в нашей стране, приобрела признаки сдержанного оптимизма. Приостановлен распад страны. Преодолена тенденция массовой деградации и люмпенизации населения. Усиливается государство. Оптимизируется система управления. С 2000-го года сохраняется экономический рост. Активизировалась международная деятельность. Заметным стало стремление найти России достойное место в мировом хозяйстве и разделении труда, сохранить социокультурную идентичность, политическую и экономическую независимость.

Тем не менее, груз нерешённых социально-политических и экономических проблем остается ещё очень тяжёлым. За последние пятнадцать лет сократилась численность населения России. Растёт уровень общей заболеваемости. По продолжительности жизни Россия занимает 191 место в мире. Высоким остается коэффициент естественной убыли населения и низким (несмотря на некоторый рост в последние годы) коэффициент рождаемости. Острыми остаются проблемы бедности значительной части населения. Усиливается поляризация социальных групп «богатых» и «бедных». Снижается доступность россиян к качественному высшему образованию, продолжается его коммерциализация.

Социологические и другие исследования показывают: среди причин кризисного состояния российского общества нет ни одной, которая носила бы объективный характер и вытекала из дефицита времени, условий, ресурсов и других обстоятельств, отражающих безысходность положения и обречённость нации на развитие по угасающей траектории. Все причины бедственного положения страны носят субъективный характер. Россия, даже ослабленная реформами, способна при наличии политической воли и обоснованной стратегии развития воссоздать сильное, социально ориентированное государство, успешно адаптированное к тенденциям мирового развития. Необходимый для этого потенциал включает в себя: - исторически обусловленные духовные ценности; достаточную разумность личных потребностей; преобладание духовного начала над материальным; общинность; способность воспроизводить духовно-интеллектуальный потенциал и другое. Эти и другие потенциальные возможности должны быть использованы для совершенствования всех сторон государственной и общественной жизни и достижения двух целей: восстановления национального величия страны и социального благополучия человека.

Возрождение религии в России — политико-правовой и социокультурный процесс, связанный с восстановлением в своих правах религиозной культуры, свободы совести, легализацией и активным ростом социальной активности религиозных организаций и верующих. Точкой отсчёта данного процесса принято считать 1988 год, когда была не только признана полноправность верующих, но и церковь была приглашена к сотрудничеству с государством в нравственной сфере. После этого началась передача и открытие отобранных ранее государством у церкви храмов, духовенство стало позитивным объектом внимания средств массовой информации, религиозные деятели стали вовлекаться в политические процессы.

Похожие диссертации на Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ