Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Иванов Андрей Владимирович

Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России
<
Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов Андрей Владимирович. Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Иванов Андрей Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана].- Москва, 2009.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/322

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Религиозный опыт: его содержание и интерпретация

1.1. Понятие религиозного опыта 12

1.2. Автономный религиозный опыт 29

1.3. Гетерономный религиозный опыт 43

Глава 2. Особенности русского (православного) религиозного опыта

2.1. Характерные черты русского православного мировоззрения ...63

2.2. Роль особенностей русского православия в изучении общественно-исторического процесса 76

Глава 3. Особенности религиозного опыта в контексте исторической судьбы России

3.1. Важность изучения религиозного опыта при исследовании мотивации к общественной деятельности 95

3.2. Свойства религиозного опыта в ракурсе становления российской социал-демократии 109

3.3. Особенности религиозного опыта в контексте развития государственнической идеологии в России в начале XX в 129

Заключение 150

Литература 153

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном российском обществе зреет интерес к новейшей отечественной истории, к осмыслению движущих сил, вызвавших серьезные социальные потрясения за последние сто лет. Необходимость социально-философского анализа общественных процессов новейшей российской истории подсказана самой жизнью. При принятии важных государственных решений невозможно игнорировать опыт ближайшего прошлого.

Важной вехой новейшей истории стали события начала XX века: Первая русская революция 1905 г., последовавшие за ней годы реакции со стороны самодержавия, участие России в Первой мировой войне, Февральская революция. Произошедшая вслед за Февральской Октябрьская революция 1917 г., явившаяся прямым следствием предшествующих событий, определила на долгое время вперёд ход российской истории. Последствия событий начала XX в. мы ощущаем и по сей день.

Начало XX века интересно ещё и тем, что именно в этот период в своей максимальной полноте оформилась политическая культура России, которую можно назвать прообразом политической культуры современного российского общества.

Традиционные приемы исследования общественных процессов не охватывают в полной мере различных сторон сложных взаимоотношений социальных групп. Выявление мотивации к политической активности у людей рассматривается далеко не со всех сторон в современном обществоведении.

Для выявления подлинной мотивации политически активных граждан важно учитывать духовную составляющую мировоззрения людей. Игнорирование глубинных особенностей человеческой психики при описании важных исторических событий не позволит исследователю описать всплески социальной активности в моменты, когда вроде бы для них нет предпосылок, и не позволит объяснить затухание социальной активности при

4 самых, на первый взгляд, благоприятных для общественных перемен условиях. (Хотя попытки объяснить всплески социальной активности предпринимались отечественными учеными. Так А.Чижевский, например, объяснял их солнечной активностью, а Л.Гумилёв - приходящими из космоса «пассионарными толчками»).

Разобраться в духовной составляющей мотивации людей может помочь обращение к проблеме религиозного опыта.

Представляется, что предпринятая в работе попытка связать категории сугубо личного понятия религиозного опыта человека и категории классовых противоречий может оказаться весьма эффективной при социально-философском анализе исторических процессов. Это позволит лучше разобраться в социальных процессах отечественной истории, в том числе, начала XX в., а следовательно, поможет лучше осмыслить социальные преобразования современного российского общества.

Проблема исследования', выявить особенности религиозного опыта, характерные для личной мотивации у политически активных жителей России и установить связь между их личным религиозным опытом и их общественной деятельностью.

Степень разработанности проблемы. К проблеме связи религиозного чувства человека и его социальной активности обращались еще философы античности. Так, рассуждая о строении государства, Платон в работе «Государство» пытался выявить связь между справедливостью общественного устроения, стремлением к справедливости у личности и религиозной верой человека.

Важность для человека особого религиозного чувства достаточно подробно описана в работах христианских философов-схоластов, — таких, как святой Августин, Фома Аквинский.

Э.Дюркгейм впервые подошел к данной проблеме с новых, научных, позиций. Он считал главным признаком религии разделение общественных явлений на две области — священную и светскую (мирскую). Дальнейшее

5 развитие анализ категории «священное» получил в трудах феноменологов религии XX в.: Р.Отто, Н.Зедерблома, М.Элиаде, где это понятие стало центральным при рассмотрении религиозных феноменов.

Попытку описать религиозный опыт с помощью строгого научного аппарата в XIX — начале XX вв. предпринял У.Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта». Давая эмпирическую трактовку религиозного опыта, он отвергал традиционный теистический дуализм Творца и творения и основанную на нем теологическую концепцию. Психоаналитическая концепция религии связана прежде всего с именем З.Фрейда, который утверждал, что религиозные верования - один из видов неврозов, в основе которых лежат подавленные в детстве эротические побуждения, в частности, так называемый «Эдипов комплекс». К.Г.Юнг подходил к пониманию религии с позиций функциональной целесообразности, сводя ее суть к необходимости поставить на место непосредственного опыта некий набор пригодных символов, подкрепленных связью догмата и ритуала. Виднейшим представителем антропологической концепции религиозного опыта стал Л.Фейербах. Важный вклад в изучение религиозного опыта внесли русские писатели Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой, отечественные философы А.С.Аскольдов, Н.А.Бердяев, о.Сергий Булгаков, В.В.Розанов, о.Павел Флоренский, Г.В.Плеханов. Обстоятельное структурное исследование религиозного чувства было предпринято русским философом И.А.Ильиным.

Связь между религиозностью и социальной активностью прослеживается и в работах западных мыслителей К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, В.Райха, Э.Фромма.

Определённые аспекты проблемы религиозного опыта и его связи с общественными процессами отражены в работах современных исследователей: Т.И.Балакиной, А.И.Буссел, В.Н.Волченко, А.С.Дугина, С.Г.Кара-Мурзы, И.М.Меликова, А.С.Панарина, митр. Иоанна (Снычева), Е.М.Скворцова, Л.И.Семеникова, А.В.Шубина, Л.Хеймсона.

Они подробно рассмотрели социальную базу совершенных в России в начале XX в. общественных перемен. Однако в их работах недостаточно отображена связь социальных процессов и личной мотивации политически активных граждан.

Исследование религиозного опыта в контексте исторических процессов затрудняется из-за того, что до сих пор не раскрыта природа взаимосвязи религиозного чувства и общественных процессов. Об этом свидетельствует значительный разброс мнений — с одной стороны, а с другой - наличие ярко выраженной субъективной оценки у авторов, пытающихся построить рассуждения на основе собственных личных ощущений. Поэтому требуется исследование, которое бы сумело выявить характерные особенности религиозного опыта, важные при изучении общественно-исторических процессов.

Объектом исследования является религиозный опыт человека,
особенности русского национального менталитета, проистекающие из
религиозной традиции народа, и обусловленность религиозного опыта с
историческим процессом. /

Предмет исследования заключается в связи религиозного опыта людей с личной мотивацией человека и мотивацией широких масс к политической деятельности в переломные моменты российской истории. Цель и задачи исследования. Цель работы — системное изучение религиозного опыта как социокультурного феномена в контексте исторических событий в России. Эта цель реализуется через решение следующих задач.

  1. Выделить сущностные черты религиозного опыта, выявив его структуру.

  2. Установить основные свойства религиозного чувства, присущего человеку как духовно-биологическому существу.

  3. Описать влияние особенностей религиозного опыта на массовые настроения людей.

  1. Выявить роль религиозного опыта в формировании у человека мотивации к общественной деятельности.

  2. Отобразить формы проявления связи между религиозным опытом человека и религиозной традицией народа.

  3. Найти формы проявления связи между религиозным опытом и поведением разных слоев общества в условиях политического кризиса.

  4. Выявить сходные черты в структуре религиозного опыта и мотивации индивида к политической деятельности.

Обоснованность и достоверность результатов. В диссертационном исследовании применялись следующие методы: диалектический, исторический, анализ и синтез, сравнительный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному. В качестве конкретно-научной базы диссертационного исследования использовались данные индивидуальной и социальной психологии.

В диссертации нашли применение положения У.Джеймса о наличии у каждого человека особого, заложенного природой религиозного чувства. Активно использовались идеи И.А.Ильина о существовании автономного (личного) и гетерономного (массового) религиозного опыта.

Важную роль в проведенном диссертационном исследовании сыграли идеи Н.А.Бердяева об особенностях русского православия, предпосылках его формирования в историческом контексте. В его работах использован такой приём исследования религии, как анализ связи религиозных традиций и формирования религиозной общины .

Научная новизна исследования заключается в следующем.

  1. Показано влияние религиозного опыта человека на его политическую активность. Постулируется, что религиозное чувство среди прочих проявлений, таких как молитвенное служение и обрядовая практика, может быть основой для социально-политической деятельности.

  2. Произведено выделение и раскрытие элементов религиозного опыта, которые по своим свойствам могут быть схожи с элементами

8 мотивации к общественной деятельности. Показано сходство между внутренней силой религиозной общины, зависящей от количества искренне верующих, и внутренним спокойствием в государстве, зависимым от количества самостоятельно мыслящих граждан.

  1. На примере дискуссий политических движений России начала XX в. рассмотрены сходные черты между политической дискуссией и богословскими спорами внутри православной церкви.

  2. Показана связь между политической культурой России и религиозной традицией русского православия.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Мотивация к политической деятельности человека заключена не только в возможности получить материальную выгоду. Основа мотивации к общественной деятельности — стремление к тем благам, получение которых нельзя логически вывести из осуществляемых поступков. Так участие в далёкой войне и готовность жертвовать собой по приказу собственного правительства не связано логикой с счастьем и благополучием себя и своих близких. На примере поведения верных государственному устройству сил во время Первой мировой войны показано, что в оправдание верности политического курса государственными и общественными деятелями часто приводятся иррациональные доводы, связанные не с экономическими или политическими интересами, а с субъективным пониманием религиозной правды. На примере политических сил правого спектра дореволюционной России показано как за религиозное служение у искренне верующих людей может выдаваться политическая активность.

  2. В религиозном опыте человека можно выделить составляющие его элементы:- религиозный акт, религиозное содержание и религиозное служение. Знания о каждом элементе религиозного опыта можно использовать при детальном анализе мотивации человека к

9 общественной деятельности. Религиозный опыт может быть двух видов: автономный (личный) и гетерономный (общий). В зависимости от соотношения между числом людей с автономным и гетерономным религиозным опытом определяется внутренняя сила религиозной общины. Точно так же сила государства зависит от соотношения между числом самостоятельно мыслящих граждан и числом слепо покорных государственной воли.

  1. Политические дискуссии схожи с богословскими спорами по приводимым на них доводам. Как участники богословских споров апеллируют к доводам о соответствии тех или иных человеческих действий божественному замыслу и откровению, так и участниками политического спора часто приводятся аргументы, никак не связанные с рациональной логикой политической целесообразности. Приоритет сохранения традиций перед поиском логической истины (к примеру, противодействие реформам патриарха Никона) отразился в ориентировании участников политических дискуссий на поиске особого пути развития России.

  2. Характерные черты русского православия проявились в особенностях российской политической культуры. Малая значимость философских исканий в богословии и ориентирование богословия на сохранение традиций и обрядовой стороны религии проявилась в ориентировании российских общественных деятелей на сохранение традиций государственного устройства, либо на слепое во многом копирование трудов западных политических мыслителей. Ориентирование русского православия на внутренний мир верующего проявилось в специфике русской философии, которая была далека от западного академизма, но оперировала часто понятиями переживаний человеческой души. Дискуссии о необходимых политических действиях часто строились на выявлении соответствия этих действий религиозной вере. Характерная для русского православия направленность на преображении вечной

души человека проявилась в поддержке российским обществом

политических лидеров, действующих скорее сообразно высокой мечте,

нежели теории социального развития, основанной на общепринятой

логике.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в диссертации результаты могут найти применение при разработке проблем социокультурной динамики и движущих сил развития общества. Они могут быть использованы и как методологическая основа при изучении различных аспектов проблемы религиозного опыта в социальной психологии, культурологи, политологии, истории.

Предложенная система связи характерных особенностей религиозного опыта и мотивации к политической деятельности может быть использована при прогнозировании возможных грядущих социальных изменений.

Разработанные положения можно использовать ъ процессе преподавания в вузах социальной философии, культурологии, политологии, социальной психологии, социологии.

Апробация работы нашла выражение в различных формах. Ряд идей, высказанных в.работе, рассматривались в ходе проведения диссертантом в 2006-2008 гг. семинарских занятий по философии и истории философии со студентами 3-4 курсов различных факультетов МГТУ им. Н.Э.Баумана, а также на заседаниях «Дискуссионного клуба МГТУ им. Н.Э.Баумана».

Основные положения диссертации изложены в 5 научных работах, из которых одна - в рекомендованном ВАК журнале «Учёные записки Российского государственного социального университета». Кроме того, они излагались на следующих конференциях:

на международной научной конференции «Энгельмейеровские чтения» (Москва - Дубна, 2006 г., 2007 г.);

на международной научной конференции «Свято-Филаретовские чтения» (Москва, 2007г., 2008г.);

на международной научной конференции «Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация» (Москва, 2008 г.);

на Международном фестивале православных СМИ «Вера и Слово» под председательством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго (Москва, 28 октября - 2 ноября 2006г.);

на Всероссийском молодежном инновационном конвенте под руководством Федерального агентства по делам молодежи (Москва, 9 декабря 2008г.);

в дебатах по теме «Российско-Европейское сотрудничество» в Европарламенте (Бельгия, Брюссель, октябрь 2007г.);

на Всероссийском совещании «Россия многонациональная» под руководством Председателя Совета Федерации С.М.Миронова (Москва, 26 декабря 2006г.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Понятие религиозного опыта

С религиозной точки зрения, суть религии - это отношение, связывающее человека с Богом.

Для человека, имеющего религиозное мировоззрение, религия предполагает доминирование в душе чувства связи и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Причем это поклонение, будь оно чувственным или духовным, предполагает несомненную для верующего сознания реальность веры, включающую в себя не только религиозное настроение, но и возможность воздействовать на Божество (путем молитв, жертвоприношений и иных форм культа). Это, независимо от верований, относится к разным видам религии: естественной (верования и культы первобытной эпохи - анимизм, фетишизм, политеизм, шаманство и др.), религии разума (вытекает из созерцания мира и человеческой природы, отрицает сверхъестественное откровение), религии позитивной (опирается на научные данные об истории религиозных учений, принимает сверхъестественное откровение, и все содержание своего учения обрабатывает в виде твердо установленных положений - догматов).

Религия предполагает и наличие особого переживания человека -религиозного опыта. И если при анализе религии смотреть шире принятых в конкретных конфессиях правил, то в первую очередь необходимо исследовать именно религиозный опыт человека.

Говоря о сути религиозного опыта, необходимо также различать его по нескольким параметрам. Во-первых, психологическая природа религиозного опыта и его философское значение — это вопросы совершенно разных порядков. Во-вторых, религиозный опыт отдельной личности не есть религиозное настроение общества. И, в-третьих, религиозный опыт личности, сам его психологический аспект можно разделить на переживания, связанные непосредственно с божеством, и на переживания души человека, но относящиеся к институтам и учреждениям религии, как к божеству. Причем последние можно разделить на те, что относятся к учреждениям как к проводникам божественной воли, и на те, что направлены на сами учреждения.

Для нас представляет интерес прежде всего значение религиозного опыта как побудительного мотива в социальной жизни (как мотива для отдельного индивида и как формирующегося вектора общественного настроения).

Более того, удовлетворение потребности в религиозном чувстве (глубочайшей внутренней потребности человека) является одной из важнейших социальных функций личности. И здесь, говоря о связи социального и религиозно-личного, надо учесть, что религиозным мы будем называть не только институт религии со своими богами и обрядами. Под религиозным чувством, на наш взгляд, следует понимать внутреннее ощущение системы ценностей, идей, норм поведения, которая принимается определенной группой и дает каждому ее члену в отдельности и жизненные ориентиры, и объект поклонения.

«Общая дефиниция «религиозного» ни слова не говорит о специфическом содержании каждой религиозной формы. Объектом поклонения могут быть растения и животные, фигурки идолов из дерева и ценного металла и т. д.; можно поклоняться невидимому божеству, святому или дьяволу; наконец, таким «кумиром» может быть отдельный человек, нация, класс, слава, успех, партия или деньги... Носители определенных убеждений могут считать свои взгляды религиозными или атеистическими, они могут думать, что вообще не верят в потусторонние силы, видя перед собой вполне реальные цели (власть, деньги, успех), не имеющие никакой символической функции. Но ведь вопрос состоит не в том, религия это или нет. Вопрос стоит иначе: какую форму религии они исповедуют?»

Если само понятие «религиозного» понимать, так широко, то становится понятно, что ни одно общество прошлого- и настоящего не существовало без религиозного чувства. Это утверждение - ключевое при рассмотрении отечественной истории начала XX века в нашей работе.

Несмотря на утрату связи с церковью значительной-части общества в начале XX века, официальную пропаганду «научного атеизма» в советское время, и попытки обрести эту утерянную связь в конце XX века, нельзя1 сказать, что в двадцатом столетии в нашей стране отсутствовала религиозная жизнь. Несомненно; что та форма духовной жизни, которая- направляет человеческое поведение сильнее любого свода законов и доктрин, присутствовала в нашей стране весьма ощутимо («религиозное чувство может многократно усиливать способность любить.и ненавидеть, создавать и разрушать, властвовать, подчиняться или проявлять солидарность: таким образом, оно либо препятствует, либо способствует развертыванию духовных сил личности»").

Рассмотрим, что такое «религиозный опыт». Определений его достаточно много, и носят они достаточно разнообразный характер. Причем как тех, что обращаются к сочетанию различных эмоций, так и тех, что обращаются к значению религиозного чувства для человека. Религиозное чувство можно выдать за чувство зависимости («религиозное чувство есть чувство зависимости» ), можно его определение вывести из чувства страха (Г. Гивишвили4), можно отождествить с сексуальной жизнью (Рихард фон Крафт-Эбинг5), а можно и с чувством бесконечности. Разнообразие выводов само по себе вызывает сомнение: а представляет ли религиозное чувство нечто специфическое? Если понимать термин «религиозное чувство» как собирательный для всех тех чувств, которые в разных случаях порождаются религиозными объектами, то возникает вероятность того, что этот термин не является специфическим с психологической точки зрения..Есть религиозная любовь, религиозный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость и т.д. Но религиозная любовь - это свойственное всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект; религиозный страх - это человеческий страх, но связанный с идеей божественной кары; религиозное чувство возвышенного можно представить как содрогание, какое люди испытывают, к примеру, в ночную пору в лесу или в горном ущелье, только в данном случае оно порождается мыслью о наличии сверхъестественного. Наиболее точно данную мысль выразил У. Джеймс:

Характерные черты русского православного мировоззрения

Православие - главенствующая по территориальному и количественному охвату людей религия для России, определившая во многом ее судьбу. Духовная жизнь русских людей, их менталитет во многом обусловлен христианским православным типом мировосприятия. «Понимание нравственности неизменно базировалось на христианской, православной основе»61. Для становления любой нации религия играет немалую роль. И у каждой нации своя религия, определяющая национальный тип мышления, взаимно наполняющаяся национальным колоритом на конкретной почве. «Христианство во всех его ветвях сыграло важнейшую роль в становлении европейских народов, включая народы России. Русский же человек создан Православием» .

Русское православие можно охарактеризовать как религию, с одной стороны, общемировую, то есть несущую в себе идею всемирного распространения, с другой — как сугубо национальную, характерную для определенного ареала: евразийского пространства российского государства. Потенциал наднациональности для русского православия кроется в особом духовном содержании. Как всякая мировая религия, православие имеет в основе своей вполне четкий предмет веры. Здесь основа веры — божество -познаваемо с помощью религиозного опыта. Православие не загоняет в «тьму неведения», и этим коренным образом отличается от язычества. Понятно, что сам этот факт возможен только в случае того, что православие имеет наднациональные корни. То есть корни эти более полны и объемлющи, чем те, что привязаны к конкретному ландшафтному строению узко ограниченной местности. Питаются более широким откровением, нежели чьими-то человеческими переживаниями на конкретной местности. В то» же время православие несет в себе определенную энергию безусловно религиозного, но нечетко выраженного конфессионального характера.

Теологические постулаты русского православия можно отнести к византийскому прообразу русской церкви. Знания о религиозных постулатах, о сути греха, о роли покаяния и т.д. пришли из Византии. В то же время русское православие есть сложное сочетание греческой веры, национального характера и старой языческой религии. Было бы логичным по порядку рассмотреть те особенности, которые принёс каждый из этих трех компонентов в русскую веру.

Если говорить о греческом влиянии, то прежде всего надо вспомнить о коренном отличии1 западной и восточной церквей. Под западной церковью подразумеваем «Первый Рим» - католичество, - под восточной - «Второй Рим» - православие, принятое Киевкой Русью в 988 г., выстраданное задолго до раскола в 1054 г.

Для восточной церкви характерны определенные отличительные черты, которые стали отличительными чертами русского православия.

Особое отношение к пространству-времени характеризует русское православие. Для западной церкви, особенно для протестантизма, характерно замыкание на сегодняшнем дне. Праведная жизнь там — выполнение определенных обязанностей согласно месту человека в обществе.(«Выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека» ).

Этим во многом и объясняется отличие восточной и западной церкви в понятии аскезы. Если для Востока аскеза служит для достижения трансцендентного состояния, то на Западе она нужна для воспитания «правильного» члена социума.

Христианская аскеза как в своих внешних проявлениях, так и по своей сущности складывается из самых различных элементов. Однако на Западе в ее наиболее разработанных формах она уже в средние века, а подчас и в античности, носила рациональный характер. На этом основано и всемирное значение западного монашества — не в его совокупности, а в качестве типического явления — в отличие от монашества восточного. Христианская аскеза уже в уставе св. Бенедикта была в принципе свободна от безотчетного неприятия к мирской жизни, и изощренного самоистязания, в еще большей степени это проявилось у клюнийцев, цистерцианцев и, наконец, полностью у иезуитов . Она превратилась в систематически разработанный метод1 рационального жизненного поведения, целью которого было освобождение человека от иррациональных инстинктов, от влияния природы и мира вещей и подчинение его жизни некоему планомерному стремлению, а его действий — постоянному самоконтролю и проверке их этической значимости. Таким образом, монах объективно превращался в работника на ниве Господней, а субъективно тем самым утверждался в своей избранности к спасению. Подобное активное самообладание было в такой же степени целью exercitia (духовных упражнений — лат.) св. Игнатия65 и высших форм рациональной монашеской добродетели вообще, как и основным идеалом практической жизни пуритан. Уже в том глубоком презрении, которое сквозит в сообщениях пуритан к гонителям о допросах пуританских мучеников, чья холодная сдержанность противопоставляется трескучим речам знатных прелатов и чиновников, проступает высокая оценка сдержанности и самообладания, характеризующая лучших представителей английских и американских gentlemen и в наши дни. Пуританская аскеза, как и любая другая «рациональная» аскеза, стремилась научить человека руководствоваться «константными мотивами» (особенно теми, которые она сама ему «внушала»), а не «аффектами», другими словами, воспитать в нем «личность» в этом формально-психологическом смысле слова. «Вопреки многим распространенным представлениям, целью аскезы было создать условия для деятельной, осмысленной, светлой жизни; ее настоятельной задачей — уничтожить непосредственное чувственное наслаждение жизнью; ее главным средством — упорядочить образ жизни своих адептов. Все эти основные положения в такой же степени находят свое отражение в уставах католического монашества, как и в основных принципах жизненного поведения кальвинистов»6 .

У православных же главным в той же монашеской аскезе выступал не устав монастыря, а личное деяние отдельного сподвижника. Фактически все монастыри в России начинались с уходящих от всякого мира аскетов. Спустя много лет, их находили другие люди и следовали явленному примеру. Таков, к примеру, жизненный путь Сергия Радонежского , ушедшего из монастыря в лес и потом основавшего обитель. Мотива сделать человека «правильным» членом социума здесь нет. Вера изначально носит характер бурной эмоции, порождая духовные практики для достижения трансцендентного состояния.

Жизнь человека «по вере» имеет, соответственно, и разные обличия в православии и западном христианстве. Восточная церковь опирается на покаяние. То есть с пониманием относится к человеку, совершающему грех, в то же время имея огромную веру в силу человека преодолеть свое несовершенство. Искреннее покаяние ценнее множества добродетелей. Покаяние показывает прежде всего живость души, в то время как сами по себе хорошие поступки могут быть результатом воспитания. И теряют всякий смысл в православии, если человек надеется за «хорошее поведение» что-либо получить от Бога. В западной же традиции порядочность и последовательность в соблюдении, определенных правил должны привести к ощутимому результату в мирской жизни.

Важность изучения религиозного опыта при исследовании мотивации к общественной деятельности

Цель исследования в этой главе - разобраться в религиозном опыте российского общества и его связи с мотивацией действий людей в политической сфере. Исследование будем поводить на примере начала XX в. Наша задача - выявить особенности религиозного опыта, закономерности развития, знание о которых позволит более точно понять мотив поступков политически активных граждан в рассматриваемый момент исторического процесса.

Человек может обладать особым религиозным чувством. Это чувство отличается от всех других. Оно может быть развитым и неразвитым, может развиваться в человеке. Религиозный опыт бывает автономным и гетерономным. Религиозный акт может иметь место в жизни человека и нет. Однако сами принципы развития религиозного опыта, его структура мало зависимы от наличия функционирующих религиозных институтов. В зависимости от общественного уклада, господствующей идеологии в обществе может приниматься то или иное религиозное содержание. Независимо от этого отдельный человек может переживать тот или иной религиозный акт. Неизменным останется сам тот принцип, что в обществе будет восприниматься религиозное содержание и что найдутся люди, пережившие религиозный акт.

Закономерности, описанные в первой главе, посвященной сути религиозного опыта, мы постараемся приложить к мироощущению людей начала XX в.

На; их важность указывал уже С.Л.Франк: «Миллионы людей на протяжении: всей мировой? истории жертвуют своей жизнью и всем своим достоянием общественной борьбе:— будет ли тоборьбамежду народами или борьба-партий и групп,-— с величайшей, все охватывающей страстью отдаваясь в ней; осуществлению каких-либо общественных целЄ№ или идеалов , они? придают этому осуществлению- очевидно, какой-тс абсолютный смысл, оправдывающий: такие величайшие жертвы. Но ведь, по существу, очевидно,, что всякая отдельная- общественная; цель, приобретает ценность и смысл только; как средство?осуществления или форма:выражения общею цели щ следовательно; общего существа общественной жизни как таковой»?2.,

Тем; самым отечественный философ? показал, что: среди-устремлений , человека есть- нечто такое;, что. не может объясняться! обычной: рациональностью. Причем под рациональностью мы, здесь, будем- понимать не только? удовлетворение личных интересов- отдельных людей; но и тех материальных потребностей общества;, что составляют так называемое всеобщее благо; Конечно,, общественное богатство — это весьма абстрактное: понятие, так как распределение материальных благ в обществе неоднородно. Но между богатством государства, города и так- далее и, материальным: успехом отдельного человека, созидающего своим трудом это совокупное общественное достояние; есть вполне чёткая осязаемая связь. Так, скажем, вполне логичным выглядит рассуждение, что чем богаче будет твоя страна, тем богаче будешь ты сам. Также вполне логичным выглядит рассуждение, что чем богаче будет человек, тем: более высокие духовные потребности (обычно в виде желания потребления зрелищ) будут у него. Материальные и, духовные: потребности — естественные потребности для человека. Однако помимо них- есть ещё потребность человеческого существа, на что указывали многие.мыслители прошлого и?современности. Эта потребность.- осознание служения высшему и непознанному смыслу. Это служение можно назвать религиозным служением. И потребность эта сказывается на мотивации человека ко многим социальным функциям, в том числе, и к политике. На это указывал ещё в 1906г. русский религиозный философ С.Булгаков. Причём, как ни странно, именно применительно к последователям социалистических идей. В работе с символическим названием «Карл Маркс как религиозный тип» он утверждал: «По моему убеждению, определяющей силой в духовной жизни человека является его религия — не только в узком, но и в широком смысле слова, т. е. те высшие и последние ценности, которые признаёт человек над собою и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям. Определить действительный религиозный центр-в человеке, найти его подлинную душевную сердцевину - это значит узнать о нём самое интимное и важное, после чего будет понятно всё внешнее и производное. В указанном смысле можно говорить, о религии у всякого человека, одинаково и у религиозно-наивного, и у сознательно отрицающего всякую определённую форму религиозности» . Есть такие нематериальные мотивы, которые становятся главными в поведении человека. Индивид, целые массы готовы жертвовать собой, даже идти на преступления ради того, что напрямую не имеет связи с их благополучием. Ведь такие понятия, как «здоровье государства», «благополучие общества», «прочность общественного строя» и т.п. - весьма абстрактны. Они никак прямо не связаны с судьбой конкретного человека. Одно дело, когда человек берет в руки оружие, чтобы защитить от грабителей свою семью, а совсем другое, когда он с восторженным видом берет ружье и идет на смерть по призыву своего правительства, ведущего войну в отдаленной части света, когда очевидно, что «большинство населения в результате экспансионистских действий по достижению внешних целей обрекается на риск лишений и угрозу преждевременной смерти... не получая взамен какой-либо существенной социальной компенсации»94. И совершенно ясно, что призванные на военную службу по принуждению будут солдатами1 с низким боевым духом. Победы решаются именно либо убежденными в правоте правительственных лозунгов, либо добровольно отказавшимися от политических рассуждении, но воспринявшими психологию воины . Последний случай относится более к медицине и психиатрии, нежели к предмету нашего исследования. В первом же случае - случае убежденности в правоте правительственных лозунгов — мотивацией человека является вера. Именно вера, способная затмить рациональный расчет, а не просто убежденность, которая может отойти ,на второй план при логических подсчетах выгоды от тех или иных поступков.

. Человек, без всякие видимых оснований, увязывает благополучие свое с успехами- своего правительства на. далеком фронте. То есть его желание добиться- победы- или, возможно, даже умереть за- нее, питается каким-то особым внутренним чувством. И это чувство — именно вера.

Не заостряя особого внимания на психологических аспектах, попытаемся принять для себя как истинные некоторые утверждения относительно возможных поведенческих мотиваций. Можно сказать (и найти тому огромное число доказательств), что поведение человека определяется в основном природными инстинктами. Не вера, дескать, не высшие откровения заставляют человека действовать, вопреки заложенному в нем природой стремлению к личной выгоде. Природа, мол, заложила в человека и готовность к самопожертвованию ради выживаемости коллектива. И;, действительно, инстинкт сохранения вида - важнейший инстинкт в животном мире. Определенный- процент крыс специально ест отравленную пищу, чтобы негативный опыт отравившихся подействовал на собратьев; и; обеспечил бы. выживание коллектива: Отдельные муравьи при разорении муравейника спасают в первую очередь.яйца, то есть обеспечивают, прежде всего, возможность продолжения рода96 (чемі не пример продуманной централизованной политики): Подобных примеров можно привести массу.

Особенности религиозного опыта в контексте развития государственнической идеологии в России в начале XX в

Попробуем разобраться в наличии и сути трансцендентного начала у других политических сил дореволюционной России. Особенно интересны партии, которые в центр своей идеологии ставили опору на традиционную религшо — на православие. На примере этих партий можно увидеть интересный образец того, насколько мотивация к политике схожа по своей структуре с религиозным опытом.

Тут мы подходим к очень важному вопросу, когда религиозное содержание веры, данной человеку как божественное откровение, подменяется содержанием, придуманным людьми. В целом этот процесс характерен для любой деятельности, связанной с устремленностью на изменение общества. Религиозное содержание как бы придумывается под конкретные устремления. С одной стороны, любая общественная деятельность имеет успех только тогда, когда индивиды, ей занимающиеся, имеют элементы иррационального в своей мотивации (иначе любая деятельность превращается в обычную работу, лишенную претензий на изменение исторического вектора). С другой стороны, сама религия не предполагает общественной деятельности. Путь религии (для нас в первую очередь важно православие, так как именно православными называли сами себя представители российских партий) - это, скорее, путь аскезы, напряженного духовного личного роста посредством выработанных этой же религией инструментов в виде молитв, постов и проч. Когда человек со всей яростностью души занимается общественной деятельностью, то есть так или иначе связан с формированием механизмов подчинения чужой воли, и в тоже время считает свою общественную деятельность своим личным правильным путем религиозного служения, то он в любом случае отходит от того религиозного содержания, которое считается истинным в данной религии.

Получается, что в любом случае социальной активности за религиозное содержание человек выдает совсем не то, что им является. Как, к примеру, русские националисты, поднимавшие на своё знамя православие. Они верили в православную Россию, живущую по православным законам, и в качестве религиозного служения видели построение такого (чаще всего сохранение имеющегося) государства. Вопреки платоновскому «во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти»127, называвшие себя православными общественными1 деятелями люди желали в государстве видеть априори саму справедливость («спасение души» и «устроение общественных форм» не могут противополагаться друг другу, а" относятся между собою как цель и средства»128).

Здесь речь идет о затронутой в первой главе проблеме религиозных институтов которые выполняют роль и религиозного содержания, и религиозного объекта. Философ В.С.Соловьёв так описывал эту проблему: «Во всяком вопросе личной и общественной нравственности между добросовестными людьми никогда-не может быть спора о том, что согласно и что противно христианскому духу; тогда как с точки зрения той или другой вероисповедной формы... во всяком таком случае решение оказывается спорным».129 Однако сам кивой Бог никуда не исчезает, вера-в негоюстается. И. ощущение возможности.соединиться с ним остается. То есть остается вера. Образ же Бога существенно меняется. Он становится более земным и приближенным к человеку. Служение ему, предполагающее сложные душевные искания, подменяется набором четко осознаваемых и последовательных действий. Человек как бы говорит себе: «Я буду бороться за православие, за православную страну, за распространение православия. И в этом — моя- миссия. Я готов положить свое здоровье и, возможно, свою жизнь ради этого дела». Далее следует алгоритм осуществления этой миссии: найти сторонников, создать политическую партию, которая была бы адекватна сложившимся условиям общества. Ведь, чтобы бороться за умы и политическое устройство, мало молиться, надо активно участвовать в политическом процессе, в общественной дискуссии и так далее. Не будем разбираться, насколько это не соответствует истинному религиозному содержанию православия, бережно собиравшему на протяжении веков свои литургические правила, знания о божественном предмете, жития святых. Констатируем1 только, что соответствует мало.. Про «православных политиков» обычно говорят, что в их действиях Бога нет . Нет Бога того, чьим именем прикрываются общественные деятели, но есть вера. И она, как-бы ни отличалась от настоящей религиозной» веры, все-таки является-настоящей для конкретной личности. Она есть главное в жизни служащего ей человека. И в то же время при разительном отличии такой веры от религиозной в рамках конкретно обозначаемой на словах конфессии, нельзя не признать влияние этой обозначаемой на- словах, конфессии на религиозное чувство. Православные националисты дореволюционнойРоссии подменяли в первую очередь истинное религиозное служение православия, но не задавались вопросом»создания новых.знаний о роли человека в мире,.так как имеющимся- .религиозным содержанием можно- было прикрыть свою активность. Для большевиков, отрицающих всякую религиозность, но нуждающихся в готовности самоотречения, необходимо было, какое-то совершенно новое содержание своей мотивации.

Похожие диссертации на Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России