Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль художественной культуры в процессе гуманизации личности Макарова, Гузель Ильясовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова, Гузель Ильясовна. Роль художественной культуры в процессе гуманизации личности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Казан. ун-т.- Казань, 1994.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-2/3240-3

Введение к работе

Актуальность проблемы. В условиях перехода страны к рынку, сложной политической ситуации определенную тревогу вызывает то, что поиск оптимальных путей решения хозяйственных проблем часто отодвигает на задний пиан вопросы сохранения и развития культуры, формирования духовно богатой, целостной личности. Последствия данной тенденции прояатяются в различных сферах общественной жизнедеятельности, требующих сегодня особенно взвешенного, основанного на высоком уровне культуры регулирования. Наиболее ощутимо эти последствия сказываются на нравственности, духовном потенциале общества.

В то же время во всем мире отмечается поворот в сторону гуманизации и гуманитаризации системы образования, воспитания, всех сторон человеческой жизни. Соответственно этому происходит повышение степени значимости художественной культуры как фактора развития эмоционально-образной стороны человеческого мышления, формирования нравственных качеств личности. Вот почему особо актуальным предсташіяется целостное и всестороннее изучение проблем функционирования, содержания художественной культуры и путей ее воздействия на личность, развития художественной культуры личности.

Источники и база исследования. В общетеоретическом плане существенное влияние на автора оказали труды представителей немецкой классической философии по вопросам эстетики, философии искусства, а также сущности человека и роли культуры в процессе ее формирования. Автор обращается и к издававшимся у нас в последнее время книгам русских и современных зарубежных философов по проблемам гуманизма, культуры. человеческой сущности и существования, развития художественной культуры XX века.

Этот разноплановый и разноречивый материал представлен сквозь призму традиций диалектпко-матерпалистнческого мировоззрения, накопленного в русле их развития опыта исследований. Среди работ советских философов наиболее важными в плане постановки и рассмотрения проблем сознания и духовности явились, по нашему мнению, труды А.Ф.Лосева, Э.В.Ильенкова. М.К.Мамардашвили, в которых глубоко разрабатывается специфика этих феноменов.

- } -

Работа опирается на исследования в области искусствоведческих наук, эстетики, социологии культуры и искусства, а также - на положения трудов отечественных исследователей по психологии художественного творчества и восприятия. Все это в совокупности послужило основой для раскрытия специфики искусства и - шире - художественной культуры, механизмов и путей ее воздействия на личность. Подспорьем в работе оказались и размышления самих художников о сущности художественного творчества, особенно - воплощенные в ткани произведений искусства.

Эмпирической базой исследования послужили результаты

социологических опросов - в том числе проводившихся с участием автора работы. Они позволили реально представить происходящие в художественной культуре общества процессы и, в частности, ситуацию в области художественного творчества, образования, интересов молодежи.

В исследовании широко используется собственный опыт художественного восприятия, и многие его положения выводятся путем саморефлексии процессов понимания произведений искусства и их закрепления в сознании и чувствах.

Основным методом исследования выступает метод обобщения. Азтор также руководствуется радом требований структурно-функционального анализа при определении места художественной культуры в системе культуры. Приемы системного подхода используются при выяснении составляющих художественную культуру элементов.

Степень разработанности проблемы. Выделение наряду с искусством художественной культуры и постановка вопроса о ее роли в процессе формирования личности стали характерными для работ отечественны} исследователей последних десятилетий. Общие подходы к определеник понятия "художественная культура" и ее элементов осуществляются в статья) Э.С.Маркаряна, В.В.Селиванова, Г.Д.Суворова и Ю.М.Шора, М.С.Кагана Л.Н.Столовича, а также в исследованиях Л.Н.Когана, Ю.У.Фохт-Бабушкина А.К.Уледова. Проблема художественной культуры личности затрагивается і работах П.В.Соболева, Л. Н. Когана, НА.Арининой, А.Ф.Лосева і В.П.Шестакова, в книге "Художественная культура и эстетическое развита

личности"

Киев: Наукова думка, 1989.

И все же исследованиям отечественных философов свойствен в большей степени постановочный характер в решении обозначенных вопросов. Недостаточно разработанными являются как понятие художественной культуры, вопрос о структуре и функции ее элементов, так и проблемы личностных форм ее бытия и их воздействие на различные стороны, качества личности.

Без всестороннего рассмотрения остается и проблема места художественной культуры в системе культуры, хотя определенные шаги в этом направлении делаются в работах В.С.Библера, Л.А.Закса, В.А.Малахова, М.С.Кагана, Е.Л.Фейнберга, в ряде книг коллективных авторов. Раскрытию данной проблемы способствуют и исследования В.И.Толстых, П.Г.Гайденко, А.Я.Зися, посвященные вопросам соотношения художественной культуры с теми или иными областями культуры.

Автором широко привлекается литература по проблемам сущности и специфики искусства. Интерес представляют работы А.В.Гулыги, Л.Н.Столовича, Ю.М.Лотмана, А.Я.Зися, из зарубежных исследователей - Г.-Г.Гадамера, Х.Ортеги-и-Гассета, П.Валери, Д.Лукача, А.Банфи и др. Одновременно автор спирается на разработку отдельных сторон данной проблематики в трудах философов далекою прошлого - Платона, Аристотеля, Канта, Шеллинга, Гегеля - и недавнего - Шопенгауэра, Ницше, Фрейда. Бергсона.

В исследовании используется литература по проблемам художественного образа, символа, знаковостн в искусстве. Речь идет прежде всего о трудах А.Ф.Лосева, Г.Г.Шпета, Ю.М.Лотмана, а также А.Я.Зися, Н.Л.Лейзерова, Л.Органова, размышлениях по вопросам искусства Б.Л.Пастернака и СМ.Образцова, о работах по проблемам символа К.А.Свасьяна. Существенными при раскрытии механизмов вхождения предметов художественной культуры в личностные формы культуры оказались работы Л.Н.Сохора, Ю.М.Шора, Н.А.Арининой, М.П.Стафецкой, В.А.Пампурнна. Особо же следует отметить труды Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна, из зарубежных авторов - А.Моля, а также - исследования А.Н.Леонтьева, В.С.Библера, А.Ф.Лосева, М.М.Шибаевой - с различных сторон раскрывающие проблему личностного аспекта взаимодействия человека с культурой, происходящих в субъекте метаморфоз одних форм ее воздействия в другие.

Важными для раскрытия роли художественной культуры в процессе гуманизации личности явились исследования по теории и истории культуры, особенно посвященные проблемам взаимосвязи ее развития с развитием человека. Изучение этих проблем невозможно сегодня без учета культурологических концепций О.Шпенглера, Э.Кассирера, П.Сорокина и некоторых других западных исследователей. Из работ отечественных философов необходимо отметить труды Э.С.Маркаряна, В.С.Библера, Ю.М.Лотмана, Э.С.Баллера, В.М.Межуева, Н.С.Злобина, а также Н.З.Чавчавадзе, Н.В.Гончаренко, ряд коллективных монографий.

Избранный ракурс рассмотрения воздействия художественной культуры
на личность обусловил обращение к литературе по вопросам гуманизма.
Наибольшей глубиной и, одновременно, широтой его понимания отличаются,
по мнению автора, в отечественной науке работы Н.И.Конрада и
И.Т.Фролова, опирающиеся на обширный исторический материал и
подчеркивающие его общечеловеческие основания и значимость. Важнейшие
стороны, грани гуманизма раскрываются в работах А.ФЛосева, М.И.Петросян,
А.Х.Горфункеля, О.Ф.Кудрявцевой, Н.Мизова, П.Э.Косимовского,

Б.Г.Евсюкова, в дискуссиях философов по проблемам гуманизма на страницах журнала "Общественные науки и современность" за 1991 - 1992 годы.

На определение сути процесса гуманизации, его различных уровней, сторон значительное влияние оказали исследования по вопросам человеческой сущности и существования и связанным с ними проблемам смысла жизни, духовности и интеллигентности, идеального - то есть высших проявлений человеческого сознания и деятельности. Среди них - труды современных западных философов: М.Хайдеггера и К.Ясперса, Э.Фромма и А.Камю и др. В отечественной философии наиболее важными представляются работы М.К.Мамардашвили, А.ФЛосева, Э.В.Ильенкова, В.И.Толстьгх, Л.Н.Когана, а также В.Г.Федотовой, А.Т.Москаленко и В.Ф.Серхантова, В.А.Малахова и М.С.Кагана, И.С.Кона и И.Ф.Ведина, А.П.Станкевича и А.А.Горелова.

С целью уточнения ряда вопросов автором привлекалась литература по проблемам общения, свободы человека, социализации, воспитания личности и другим.

Анализ литературы показал, что, несмотря на кажущуюся традиционность избранной темы, она не получила в отечественной науке целостного рассмотрения. Гораздо более изученной оказалась взаимосвязанная с ней проблема влияния на личность искусства, привлекавшая философов с

древнейших времен. Однако и в ней открылся ряд невыясненных моментові. Опираясь на найденные в русле ее исследования подходы, автор обращается к более широкой по кругу охватываемых явлений и конкретной в плане Постановки проблеме - воздействия художественной культуры на процесс гуманизации личности.

Изучение данной проблемы представляется особенно актуальным в связи с характерным для современного развития общества осознанием важности перехода управления культурой на научные рельсы. Этот переход требует знания структуры и особенностей функционирования культуры, механизмов взаимодействия с ней субъекта.

Целью диссертационной работы является философское исследование сущности художественной культуры и ее роли в процессе гуманизации лігчности.

В этих целях ставятся и решаются следующие, наиболее значимые задачи:

- разработать теоретические основы постаапенной проблемы и дать
целостный социально-философский анализ воздействия художественной
культуры на процесс гуманизации личности;

определить место художественной культуры в единой системе культуры, специфику выполняемых ею функции по отношению к обществу в целом и к каждому отдельному субъекту;

выделить основные элементы художественной культуры и уяснить их роль в процессе формирования и развития личности:

рассмотреть механизмы вхождения предметов художественной культуры в личностные формы культуры и их влияния на важнейшие человеческие качества и свойства субъекта, саму его целостность - в единстве с другими факторами воздействия на личность;

- выяснить некоторые особенности современного этапа развития
художественной культуры и процесса гуманизации и - соответственно -
содержания, путей и средств их взаимодействия.

Научная новизна работы связана со спецификой поставленных в ней задач. Она заключается в следующем:

- Воздействие художественной культуры на формирование личности
рассмотрено в его целостности, единстве различных сторон; определена роль
этого процесса в формировании социокультурной сущности субъекта.

- Обозначена специфика и выявлен ряд особенностей этого воздействия
по сравнению с другими областями культуры, связанные прежде всего с

эмоционально-чувственной природой искусства, характерным для него целостным образом мировосприятия и заключающиеся в гармонизации различных сторон человеческого субъекта, его отношений с людьми.

В связи с недостаточной философской разработкой проблемы гуманизации определены некоторые подходы к ее осмыслению. Гуманизация характеризуется как диалектическое единство онтогенетического и филогенетического процессов формирования социокультурной сущности человека - соответственно гуманизации общества и гуманизации личности. Необходимой основой последней признается становление нравственных качеств субъекта, высшим же проявлением - формирование его духовности. Раскрыто соотношение процессов гуманизации и социализации личности как части и целого, в котором гуманизация, являясь высшим слоем социализации, может одновременно вступать с ней в серьезные противоречия.

Художественная культура представлена в многообразии связей с культурой общества в целом и с точки зрения ее места в системе культуры, в единстве объективированных и субъективированных форм ее существования, дана характеристика ее различных элементов.

Процесс воздействия художественной культуры на человеческого субъекта раскрыт в единстве усвоения самих произведений искусства и влияния на него художественного сознания, художественной среды, художественной атмосферы общества - во взаимодействии с иными факторами формирования личности. Особое внимание уделено рассмотрению личностного аспекта общения человека с культурой.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования дают возможность представить роль художественной культуры в процессе гуманизации личности и - на основе этого - социальные последствия в случае недооценки значения художественной культуры в обществе. Они могут послужить методологической базой для разработки стратегии и тактики, перспективных планов развития культуры республики, региона, организации деятельности учреждений культуры и учебных заведений.

Проделанный в ходе исследования анализ места художественной культуры в системе культуры, ее внутренней структуры, взаимодействия художественной культуры и личности может быть использован при чтении вузовскігх курсов культурологии, социологии культуры, искусства, эстетики, а также - отдельных лекций по проблемам культуры и искусства. Теоретические выводы работы и отмеченные в ней особенности современного этапа развития художественной

культуры могут помочь при разработке программ социологических исследований в области культуры.

Материалы диссертации широко применялись автором в работе со студентами. Ее выводы были использованы при разработке группой преподавателей и сотрудников Казанской консерватории Проекта программы музыкального образования в Республике Татарстан.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации были представлены на республиканских научных конференциях, организованных Татарским отделением российского философского общества /г.Казань, 1991, 1992/, на научной конференции "Возрождение и развитие национальных республик России", проводившейся в рамках республиканской научно-исследовательской программы "Народы России: возрождение и развитие" /г.Казань, 1993/, на Всероссийской научно-практической конференции "Социальные проблемы города в условие перехода к рыночным отношениям" /г.Казань, февраль, 1994/.

Результаты исследования изложены в шести публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех параграфов, заключения и библиографии.