Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семейно-бытовые традиции в формировании национального самосознания молодежи (на материалах Республики Узбекистан) Рахимбаева, Дильбар Абдихамитовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахимбаева, Дильбар Абдихамитовна. Семейно-бытовые традиции в формировании национального самосознания молодежи (на материалах Республики Узбекистан) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ташкент, 1993.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теш. В динамично складывающихся социально-политических условиях современного этана.развития независимых республик стратегической задачей руководства, различных общественных,, общедемократических организаций является курс на укрепление и ..дальнейшее углубление радикальних преобразований во всех сферах, жизни народов. Истекший период развития в суверенных государствах характеризовался радикальными и, одновременно, сложными и противоречивыми изменениями в политике, экономике, сферо общественного соэяепия к духовної! культуры, нааионально-этнячссккх отношений.

Кризисные явления в сфере последних диктуют необходимость теоретико-практического, научного осмысления и анализа различаюс аспектов этой важной области межэтнических и межличностных отношений,, в частности, социально-экономических причин и факторов, приведших к их осложнению на'современном этапе во многих регионах -геополитического пространства Содружества яозависикых государств.

Позитивным моментом ооцйалыго-полптт'оского расситил народов суверенных республік является тс, что углубляется процесс ттерэсттгл wr,?? слогл:г:гпп-:од crapeor.-.auis а дог;; мислення, влхо-лощенных концепции и лозунгов, а такг.е объективного реформирования ксторичзски слоклзкегося сообщества народов ио. иргкштлально новых, демократических условиях.

Вакное значение среди объективных процессов к закономерностей з сферэ национально-этнических отношений, сс;.іь к бчта, а такие социализация молодежи имеет развитие народных, национальных традиций,, придание им .тананяяя п ссотеєтствип с требозакидш времени, особенно з контекста раскрытия социальны:': потенций в Формирования гнг9гратд2по-гойащгкакагианых настроений, национального самосознания и янтаряацаснаяьаого сознания молодежи в сов-pa^HHHXvGSOSHKX соцяально-акояошчесйнх'условиях радикального изданения-едоаявотхся оцено^-пскхологзческих критериев и мотиваций. Первзйигй задачей здесь является развитие на качественно новой ослоне национальных культур, сохранение самобытности я уникальной ценности,, решительное осуждение любых форм ущемления потребностей-наций и народностей з культурном самовыражении. В конгекоїв эгогэ оадбуюіакїуальвмїь. 6брв*ает необходимость оптимального я гармоничного сочетания национально-своеобразннг и

общечеловеческих, интернациональных интересов и ценностей в процессе дальнейшего культурного развития народов.

Актуально и дальнейшее изучение механизмов сохранения старых традиций и складывания новых, выявление социального потенциала существующих ритуально-обрядовых комплексов применительно к новым социокультурным условиям, анализа легяационалышх заимствований, обеспечивающих взаимообогащенпе культур народов, всесторонность развития личности и освоение общечеловеческих ценностей.

Важность исследования данной проблемы в нынешних условиях обуславливается такие тем, что в предшествующие года, к сожалеют, наблюдалось известное расхождение цогду слове снш.пі декларациями и их реализацией в практической, повседневной зкпзш;. Вследствие этого в значительной мере были сукенц возмохности как ин~ тзрлретагош места и роли традиций, обычаев, обрядов н церемониалов в .сфере духовной культуры, так и id: Функционирования в реальной кизил.

Своеобразие полоненая заключалось такке в том, что немалое число семейно-бытовнх.традиций, в частности у узбекского к других народов региона, в процессе своего развития ассоциировалось у населения с. религиозными установками и ценностями вследствие известных и.естественных социокультурных наслоений в процессе их культурно-исторического п социально-эконоиичиского развития. К тому хе, игнорирование, к лримеру, религии, как ценности общемировой культуры, вело к нгишшсгичесуш-популясгскиА: настроениям в отношении многих народных-праздников с традиций не только как- форм сохранения народно-национальных и общечеловеческих ценностей культуры, .но и раскрытия их огромного социокультурного потенциала в дело -формирования национального самосознания к ик- . тернационального сознания молодых ладей.

Общеизвестно, -что -в обществе всегда наличествует, осознание необходимости массового, практического-сознания,-в 'сферо которого -у.:людей проявляются заботы,-тревоги, ожидания. Сквозь призму своих житейских представлений они определязт езое отношение к .самым крупным.общественным процессам и явлениям.

В этом--плане особая значимость исследования проблемы обретается в связи со.специфическими условиями общественно-исторического развития Узбекистана и, с учетом этого,, раскрытия непеполь-

зованного -содпототєнийала самзлно-о-ітозж тл-ідіщг.іі, о67.о?іі:ьио сг-особствуздіх усвоонта :-:слод:і;.к л::ды,::: чгигл.;:-н;и;: навыков, ана-нчіі і: культуш. Л-яю ведет и к оотсокгд :-;овь'х -горлі социализации личіюоїи, ое гармоничному развитию; oco'sr.uo, з локїекої-а необходимости .^ор:.::-;ропа;:::я н~і'чои:ш:>ко;і идеологии. социального са"0"7Трн долеяия ч??о,-,,.г "to nozoz^or.uo ;. б г-з u--r,:y-iov'j ^уя^.тло^цлзлчпл. аД2ШіЛьког2„ самооогшанил1.

;1 ::ouio;.ry, большое воспитательное значение имеют широко от-мечаемге сегодня в пр^пу^"— :^^ - ;;«<« мс-"г~:п:.~^4л *ч'?т= 1,!с:;гг:л.уіііт.аняиая;.""^ c-j;- ;;„„^и авху з развитии кашзго государства, связанные с ко Л процессы к явления. "Реализовано неотъемлемое право узбекского народа - право на свободнее самоопределение .., осуществлена зазетзая кзчта - Узбекистан ляршм парламентским ну тек обрел езов реальную государственность. Это выдающееся событие в многовековой история нзлгаго народа " 2.

Динамизм современного этапа социально-экономического развитая Республики Узбекистан, грандиозней псг-ах' ссгл^а'.-»ли^.2г.г~ пвзобразоряцкй, гтг> rw=SL'.;'.--c v-~-ok.' tro;:"" -:0^.0::^::0^. '.-.;. "':-г,чгслонну": г.~л'::-' и 'ч: т? . ч: > во ;:о-;:\т ',.,'; cHen:;i;: :Чс:-> .-

;:v:oro со--

-к г. Ст*

ОтаетіІТЬ, ЧТО В

сйлзл с известными обіцественно-политичзсктя, соїіиальь'о-зксто:."-чесіСШї и дчпгп?«л. "----;:;„;;-;.";..:;;„:: ;,;;.::;;:.:.:;;..:.: ь cO'.-bCTi-.t з :.оо~

ло:-;те год:: г^рл-т-ч- "" :с:::с ч:;т.^с :v с-^рді: -:^ед=л-

тельносто лтде'і, как сегазйно-батовая, рвлигдознач,' культурно-їрадипяонная, национальная» история народов а т.д. Заметное касто в зїом ряду проблем, z которым сегодня приковано пристальное внимание учених, запта-зг проблема места д родії в обаестаенном развитии, в частности, з формировании национального самопознания молодеет, се:а2до-оытовых традготяй.

Следует отмстить, что даккае аспекты проблем в той или иной мерз затрагивались още в работах велики /делителей древ-

1 См.: Ислам Каримов: Интеллектуальный потенциал - богатство Родины // Правда Востока. 1993. 20 июля.

И.А. Каримов Узбекистан: свой путь обновления и прогресса,-
Ташкент: "Узбекистан",. 1992. - G.3. у*****

ности, в том числе и на Востоке, о чем ко&но убедиться как при анализе их трудов, таї? и критических работ известных востоковедов к философов об их творчестве .

Научной литературой уделено достаточно внимания различным аспектам функционирования ритуально-обрядового комплекса, той социосЕуккциональной роли, которую играют обычаи, традиции, обряды и ритуалы в социализации и воспитательном процессе молоде-аи. Достаточно глубоко и подробно яаучнЩ и конкретно-социологический анализ проблемы традиций и обычаев, различных их сторон дан в монографиях, брошюрах, диссертациях и статьях таких известных специалистов, как Абдуллаев А.А., Л'бдуллаев М.А., Алдкулов Х.А., Брудннй В.И., Валиев А.К., Закович Н.М., Дяумабаев Ю., Кал-парс П.П., Лобанова ., ОДуминов И.Ы., Сарсенбаев H.G., Угрпно-вич Д.М.,-Гмурзакова О.П., Хайруллаев М.Н., Ханазаров К.Х., Шаы-хова Х.А., Шерматова Г., Шермухамедов С.Ш., Юсупов Э.Ю. и др. В указанных трудах раскрываются роль, национальные особенности традиций разных народов, дается анализ соотношения национального, регионально-специфического и общечеловеческого, интернационального, делаются попытки раскрытия неиспользованного потенциала народных традиций в процессе социализации личности, обосновывается необходимость дальнейшего развития сферы ритуально-обрядового комплекса.

Важное место в разработке проблемы современного состояния
традиционно-обрядовой сферы, в частности, народоз Центральной
Азии, в том .числе узбекского, принадлежит екегодко проводимым
в Ташкенте научно-теоретическим конференциям, участниками кото
рых, в последние годы, отмечаются: смещение акцентов и критери
ев в отношении взаимосвязи, взаимозависимости и ззашловлияния
общечеловеческого и национально-своеобразного в развитии куль
туры разных народов, в том числе и в связи со складывающийся
новыми социально-политическим:! условиями; новые тенденции в сов
ременной.интерпретации развития религии как част:; о&дзмировой
культуры; социально-эконош'чеокке аспекты и обоснования проблемы
преемственности традиций и обычаев; необходимость культавироза-
кпя различных компонентов ритуально-обрядового комплекса в любом
і "~" ~

х Подробный перечень и обзор трудов вышеуказанных авторов содержится в диссертации.

Перечень и обзор трудов содержится в диссертации.

общества,-независимо-от наличествующих в них идеологических установок; роль градаций обрядов и обычаев в формировании нацкоааль-ного самопознания.особенно молодежи возрастающее значение со-мейно-бы-говых традиций в воспитании молодого поколений и др.

Таким образом, в научнэ-фалоеофскоЗ литературе, особенно последних лет, имеется достаточно работ, в которю: под различным углом зрения, с разных позиций делаотся попытки рассмотрения проблем з сфере развития и санкционирования традиций, в том числе И В KOHTQKCTe НОВОГО ПОЛИТИ^О-ф^Л-СОЇСлОГО мышления, СДЙЗаіО,

естественно, что з силу наличия я гбг;г;тзз десятилетиями складн-зашихея стереотипов и догм, чрезмерного идеологизирования сферы общественного сознания и духовной культуры, указанные работы, при критическом их анализе, еще не успели, да к не могла успеть, сделать полный анализ прсйлеьн именно с учетом современных, быстро М9КЯЩИХСЯ реалий в социально-политическом развитии общества. Особенно это касается сферы национально-этнических отношений, религии, традиции и обычаев.

На -созрсмает»о« ?татт~ г?,~Ео -.::-,.=. ть ^:.:-,^^.-^2. Еаім;-. -гр^о;::»;

*.^j.*^-.~i..j

T';?c -г.- c::zr;->'" - -у; ^-- :".:;.? - :> :.;_-..w y-\& ^^оіііо-ииїошх тра-д-ци з фйршіроваяЕи национального самосознания молодеет.

Поль г мил "-^"'^'^^ЛБ^. C-:-v-:;.:,:.'... ;-р.-,: гдч'.'.оу. ;.","">.->,і~--".-!;::o":roi! г;б-т".г "'.і'т-ггсл : ї-".;.., ~-.3Jh с ^-.о;с-;; peruoii-j^.iiii. особэ';:*ост-:1 - і^ііоа&ііьного своеобразия процесса обретения Республикой Узбекистан независимости и наполнения ее реальним содер-яанязц, раскрыть к проанализировать тенденции и динамику раззк тия сошйно-йчтовнтс тргдаци', ііА место ро.чо в фермирезаинд аа-ц::о.чпл5-ог-о оауосознзяид «элодоея б созрамгннкх условий;..

В процесса цамоящего. исследования осузгетвлена работа по реэткйв следующих задач:

- анализа изменения социального содержания, особенностей а роли семейно-бытовше традиций в общественной развитии на этапе

становления подлинно независимого государства Узбекистан;

вскрытия позитивных тенденций и противоречий в диалектике развития традиции в сфере семьи к быта узбекского и других народов, особенно в аспекте преемственности поколений;

осуществление научного анализа сущности 'исламского ритуально-обрядового комплекса, противоречивого характера его разви-. тия и соотнесенности с различными моделями социально-политического устройства;

показа изменений, происходящихв процессе развития этно-. культуры узбекского и других народов, места в нем традиций, оби-чаев, обрядов и церемониалов, з том-числе'в,сфера семьи и.быта;

рассмотрения процесса;взаимодействия в развитии национально-своеобразного и общечеловеческого в семейяо-быгових традициях на этапе слома эпох и.,смены- социально-экономических моделей развития;.

выяснения философских и социально-политических аспектов воспитательного потенциала традиций и ритуально-обрядового комплекса как фактора.формирования, национального самосознания моло- . дежи в контексте приоритета нового'фш>со$ского.мышления;.

сформулирования научно-теоретических выводов а предложений по более качественному я эффективному использованию в'сомой-но-бытовой сфере различных элементов ритуально-обрядового кома- лекса.с учетом общецивилизованных .тевдеігдкіі в развитничкультур народов и отдельных регионов, особенно в ссете радкісальннх демо-. кратяческих процессов, в том числе, связанных спровозглашением суверенитета и.независимости республики.

.. Научная -новизна' исследования состоят в том, „что, во-первых, на материале социальных и этнокультурных процессов.з истории узбекского и других'народоз, населяющих Узбекистан, предпринята . . попытка выявления стабилизирующей л рзгулятлино-ксмгцукикатизяЪй Функций семейно-бытовых; традагшя для более ча'ткого уяскзняя их роли и. места .в общества в условиях сущестлеяншт иэмеязний в со~ рз, общественного сознания и духовной, культура, в частности,' s переходный период'к. социально ориентированной рыночной системе;

- во вторых, дается социальный, анализ противоречий в раз
витии исламского традиционного ритуально-обрядового комплекса

на новом этапе его развития, с.учетом нгдаскальио-сспободктзль- .
ных процессов в ноезх нззазкойшгх, государствах, ь частности, в
Узбекистане; ., " "'.'

- z ірбїьих,.. предпринята ногк?4~ пс;;с.?ор;ио i^pcccvHeicr:-;
74-,-.-. y.^i""!: ;';_-.j еі _;о;!о :4444:4:::.444 44444-::144444:3::444:4:44::: г..-~
'.с.г ,-.\ ':;Чд 44--4-4-4 : nciiuoiiiviii іі соотіїоеєнии' обгде,;Т',.':с-~С'"::ого ::
клайсопого, общечеловеческого и ^чщойа.лно-с^:еобгао.чого;

:: -'^r-.r,jTK\. ;;a:::. -4-:444::4440444 хлріГїізриахііка считавшихся Г'-4:,4-= .ізгаїйьнямія. противопрчя:5 г. ??'?j :44--44144 <..~.\'.a:"4-ч-'чк4е:"?ы :

олїьі хаяли;

- в-пя?ых, проанализированы філософ»»" » -:дд-_„,і,и-тл/іитч-

"п?т:::с ,.^.;,иакса народов Узбекистана как фактора фор:.арозак:ід паддоігального са?.;осознаш!я :: интернационального сознания ліолодоаг с учетом специфических региональных особенностей в развита cTdpti общественного сознания я духовкой культура ка современном этапе развитая независимых я сувэреккшс республик в контэкоте осознании кедзбекгостя и необходимости приобщения к ценностям И ДОСЇИ-кегшям общечеловеческой и общеігаровой культуры;

- з-шэстнх, "унгуддеапная !>n*0~~ --:-444444 --- ;;;..:. ..44.-
тято с —:рэт:г.";-r-'Vv:vv[';rr'!"--'.-;' 4-4---v.4.444, 4^-.-,4:.... .:: -. -
pov г "."-:'»-:"?;'-.. а . г:;:" 4 :?'!':а:;гг..;:.:'о; :. '"-;,-;::;-: і:.-.;::1... " -
"'с-4га"4?"л^ А'-"'ч4"ч4 ^---^^-: ----- ". --- , - >,'::: , -4.4.4-444 :,,.444:.: -.--
:,Knir?s/.'n-,-:.~' :^^74-.:. Г.-:\..4::.:'4-4 г- , . :-;Г:г: :: ^-4444 іЧмУ.-;^-.,

РакпТКХ НЙ :744.444:4-4^4 4 я .--4.4..--- . :.-:4 4-,:..-44:, 4404.:44444

т!роб.гс» каг";еда".ьк:.'х отист;: кого ::.-^4::40^^^.-4-:::::.4 444:.4 i'QK С'14-тчл:тл ;->0С4р4Л444 1о::Ъ':~4 ч^с-rv-'- ~\- '.; 4:4:4 Проі^СіОВ и

ЯВЛ444" :-4444.-44^44-0, дина^шч-чого и сложного периода сопкалыю-эконокичас:-";-о, политического и духового .:::4-4:4:^-: :.44404,43 ?оо-публит':: Узбекистан на нхяз'лііпг;. з тече его судест-.«ьш-ї.!?..

НіІ.^І^^^о:: 4 ?~4-,=>т::чэокэГ: основой исследования язи-лхсь прог.зЕэдаяая известных- мыслителей и философов проилого к настоящего, в том члеле Зостока, директивные документы я решения сессий Взэхозного Совета Республіки Узбзг-дстал, Нона-. Коно..іту-гчя страта, осоЗеяно з той ез частя, гдз расс.;:.атр;:золксъ вопросы раззятхя культуры, надлонатьках отношений, религии, канионгльник градіплй и. др. При это;.: особое внлканле удалялось рассмотрению гзциокатьяс—оаешіїхческах особенностей и с::э:и;|яки раз в:: тій ctepu секаЗко-^ытозых традиций, кх воздействия ка формирование

- 10 -мировоззренческих установок молодых ладей в контексте передаваемого обществом сложного периода развития, характеризующегося со-шально-политическимі, зкожн.аіческими и духовными изменениями и противоречияш.

Наряду с этим учитывались выступления и труда руководителей Республики Узбекистан, в частности, ее Президента И.А.Каримова \ а также видных спелиалистов-учеяых по исследуемой проблеме. Диссертантом использовались результаты анкетно-сошюлогпческлх опросов к исследований, в том числе.проведенных лично, материалы как межреспубликанской, так и местной периодической печати.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты, выводы и предложения могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения тенденций и противоречии в сфере культурного развития наций к народностей, раскрытия неиспользованных резервов л потенций семейно-бытозых традиций і: ритуально-обрядового комплекса в стабилизации социально-политической ситуации в обществе, в той числе в сфере национально-этнических отношений, работы по интернациональному воспитании колодам, а гакке сформированию у нее национального самосознания в контексте гармонизации национально-своеобразного и общечеловеческого.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях секторов политологии и национальных отношений, Института философии и права иг.еня И.МД'умянова, а также и совета по гуманитарному образованию Наманганского государственного Университета. Отдельные поло.т-эння работы были доложены автором на «.''.республиканских и республиканских научао-теорзтичесісих конференциях, ежегодно проводимых в Узбекистане, а также использовались в процессе чтения лекпкй и проведения семинарских занятий на кафедре философии Наманганского государственного университета, в публичных выступлениях перед трудящимися - города и. области.