Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование Никишин Дмитрий Владимирович

Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование
<
Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никишин Дмитрий Владимирович. Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование : социально-философское исследование : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Екатеринбург, 2005 166 с. РГБ ОД, 61:05-9/468

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Спорт как игра: становление и развитие 13

1. Феномен игры в античной культуре 17

2. Особенности игрового события в Средние века 39

3. От Нового Времени к современности: игра как спорт 58

Глава 2. Современный спорт как феномен жизни человека и общества 81

1. Смысложизненные стандарты спорта как социального явления 83

2. Религиозно-мифологическая структура современного спорта 100

3. Социально-психологические основания спортивного события 120

Заключение 142

Библиография 146

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Повседневная жизнь современного человека - чрезвычайно сложный феномен. Она распадается на множество независимых друг от друга событий, в которых проявляется опасность потери жизненного смысла. Каждый из нас поглощен окружающей повседневностью социального мира, она подавляет и усредняет наши жизненные интенции. Социальный мир пугает нас своим равнодушием и безответным молчанием. Мы чувствуем, что перестаем понимать его - с одной стороны, он выявляется как системный мир, в котором все четко распределено и расписано, упорядочено и организовано, но с другой стороны, мы ощущаем его расплывчатость и незавершенность, переходящую в отчужденность. Смыслы, придаваемые нам извне, из социального мира, уже не переживаются как жизненные - они целиком и полностью понимаются как навязанные и враждебные нашей индивидуальности.

Данная ситуация духовной отчужденности угнетает нас, нагоняет тоску. Но несмотря на многочисленные жизненно-повседневные противоречия, от нас самих зависит - сумеем ли мы преодолеть ценностный кризис внутри себя и вокруг нас, сумеем ли найти и актуализировать для себя смысл в жизни, совершить выбор такой позиции, способной внутреннему и внешнему мирам смысл. Смысл, который будет действительно наполнять всю жизнь, все личностные переживания, смысл, от которого будет зависеть собственное понимание бытия, когда сама жизнь начинает мыслиться как свершение смысла.

Подобные смыслы, такие, как например, вера, любовь, труд как удовольствие, воля к власти и т.д., уже достаточно изучены в философских областях знания. Однако, по нашему мнению, возможно существование смысложизненных феноменов, способных объединять в себе, не принижая достоинств всех остальных, эти смыслы. Мы уверены, что в жизни многих людей XXI века таким феноменом выступает спорт. Данное социальное

явление достаточно давно получило свое широкое распространение, завладев умами миллионов. С другой стороны, мы не можем утверждать, что смысловые особенности спортивного события четко выявлены и раскрыты. В связи с этим мы считаем, что актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения смысловых характеристик спорта как социального явления, определяющих повседневную жизнь современного человека.

Мы сознательно рассматриваем развитие только западноевропейской спортивной практики, основываясь на том, что современный спорт сформирован новоевропейскими ценностями и в европейских странах, впитавших опыт игровых практик архаического времени. В свою очередь, формы современных европейских спортивных практик распространяются в остальном мире - в странах Северной Америки (с XVII в.), Южной Америки, Азии и Африки (со второй половины XX в.).

В работе исследуется единственное проявление спорта — профессиональное, когда спорт воспринимается как серьезное занятие и профессия, что позволяет обнаружить искомые смысловые характеристики спортивного события.

Степень разработанности проблемы. Смысловые особенности спорта как социального явления до сих пор не встречают должного внимания со стороны философии. Феномен спорта как будто старательно замалчивается, в нем не хотят видеть философской проблематики. В итоге приходится констатировать практически полное отсутствие полноценных авторских и коллективных монографий (за крайне редким исключением, особенно в отечественной философской мысли), где спорт рассматривался бы как проблемное поле философского знания.

С другой стороны, мы обязаны учитывать происхождение спорта вообще и современного профессионального спорта в частности. Мы неизбежно приходим к пониманию, что историческими корнями спортивного события является игра, и что спорт, как и его отдельные виды, формально

понимается как игра. Исходя из этого, для нас важно было исследовать феномен игры, выяснить, какие она имеет отличительные признаки и какое значение они имеют для человека. Учитывая, что сама проблема игры довольно многозначна, мы опирались только на тех авторов, для кого онтология игры выступала как предмет философской рефлексии - среди них можно выделить Платона, Аристотеля, И. Канта, Ф. Шиллера, И. Хейзингу, Е. Финка, Х.-Г. Гадамера, Дж. Мида, Ж. Бодрияра, М.М. Бахтина, М.В. Демина, Л.Т. Ретюнских, Н.Т. Казакову, М.В. Тендрякову, Н.А. Хренова.

При выявлении социально-исторических и социокультурных оснований современного спорта нам важно было не упустить специфику социально-философского анализа как целостного рассмотрения исследуемого социального явления. Мы старались понять как и почему происходила актуализация воплощения игры в спортивное соревнование, опираясь на социально-философское исследование данного вопроса в работах Ж.-М. Брома, М. Вебера, А. Гуттманна, Э. Даннинга, Л. Куна, Г. Люшена, В. Оливовой, Н. Элиаса, И.М. Быховской, Н.Н. Визитея, В.А. Пономарчука, М.Я. Сарафа, В.И. Столярова.

Осмысление специфики спортивного события потребовало от нас обращения к еще одном важному основанию спорта - к теории и практике физической культуры (воспитания). Важно было проследить, понять и оценить вклад идей по физическому воспитанию человека на становление и развитие спортивной практики. Здесь мы опирались на труды Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локка, на исследования Л. Винничук, М. Оссовской, В. Фримена, М.В. Буянова, Н.Н. Визитея, А.И. Зайцева, Ю.Г. Коджаспирова, Ю.А. Лебедева, Н.В. Ревякиной, В.И. Столярова.

Современный спорт как отдельное культурное явление в жизнедеятельности человека и общества в философии в систематическом виде практически не рассматривался. Однако можно выделить исследователей, посвящавших свои труды изучению возможностей философского подхода к анализу влияния спортивной деятельности на

личность и на социум, к анализу оснований самого спортивного события. Особенно это заметно в работах Р. Грюно, Э. Даннинга, X. Ленка, Г. Люшена, П. Вейсса, И.М. Быховской, Н.Н. Визитея, А.Г. Егорова, В.А. Пономарчука, В.П. Руднева, В.И. Столярова, М.Я. Сарафа, Ю.А. Фомина, В.П. Шестакова.

С другой стороны, именно в XX в. образовалась и получила развитие тенденция рассмотрения современного спорта именно как полноценного социального института, как неотъемлемую и значимую часть (структуру) социального системного мира, в котором спорт выполняет (или должен выполнять) определенные функции. Данную линию исследования спортивной практики поддерживают представители смежных гуманитарных дисциплин. В социологии — это целое направление, оформившееся как социология спорта, в рядах которого можно выделить П. Бурдье, Э. Даннинга, Г. Люшена, К.Л. Стивенсона, Н. Элиаса, СИ. Гуськова, P.M. Киселева, Л.И. Лубышеву, Л.П. Матвеева, Н.И. Пономарева, В.А. Пономарчука, С.С. Сайганову, А.В. Серебрякова, А.А. Френкина. В психологии проблемы спорта как социальной практики получили свое выражение в трудах Б. Кретти, П. Макинтоша, Р. Мартенса, Г.М. Гагаевой, В.Д. Гончарова, Р.А. Пилояна, Ю.Л. Ханина. В педагогике - это работы Б.Р. Голощапова, А.И. Исаева, Э. Майнберга.

Существуют и традиции исследования современного спорта как социального явления, задающего и реализующего определенную смысловую линию. Так, в работах Р. Барта, В. Курицына, X. Ленка, X. Ортеги-и-Гассета, Д. Сантаяны спорт анализируется как событие, творящее собой миф. В трудах П. Бурдье, А. Гениса, М. Месснера рассматривается проявление маскулинности в спорте. В исследованиях А.И. Исаева, СИ. Курило, А. Натана, П.С Степового раскрываются взаимоотношения спорта и государственной политики.

Необходимо отметить, что в последние десять лет активизировалось внимание отечественных мыслителей к социально-философскому и

социокультурному рассмотрению спортивного события. Были успешно завершены исследования В.Б. Барабановой, Е.А. Бородиной, СИ. Курило, A.M. Леонтюка, Н.Ю. Мазова, В.В. Михайлова, В.Д. Паначева, что также позволило основываться на них.

Учитывая, что спортивное событие раскрывается в данном исследовании на примере футбола, отметим, что сам феномен футбольной игры пытались ввести в проблемное поле философии в немногочисленных публикациях Е.А. Васильев, В.П. Руднев, В. Шухмин, а также английский исследователь Э. Даннинг.

В условиях недостаточной разработанности спорта как предметной области философии, наше исследование является опытом осмысления профессионального спорта как целостного феномена повседневной жизни современного человека, опытом раскрытия спорта как смысложизненного феномена.

Цель настоящей работы - на основе социально-философского анализа раскрыть смысловые характеристики профессионального спорта (на примере футбола) как социального явления.

Достижение этой цели предполагает постановку и решение в диссертации следующих задач:

  1. рассмотреть конкретно-исторические условия становления и развития профессионального спорта в рамках игровых практик от архаического времени до современности и выявить смысловое содержание спорта как феномена индивидуальной и социальной жизнедеятельности;

  2. выяснить и раскрыть социально-исторические основания современного профессионального спорта;

  3. определить и исследовать специфические смысловые особенности современной профессиональной спортивной практики;

4) выявить, описать и рассмотреть индивидуальную и социальную проблематику спортивного события на примере наиболее заметного и распространенного вида спорта - футбола.

Объект исследования - профессиональный спорт как явление индивидуальной и социальной жизнедеятельности человека.

Предмет исследования - социально-исторические и социально-психологические механизмы профессионального спорта как способа актуализации и реализации смысложизненных потребностей и интенций человека.

Методологические основы исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составили социально-философские концепции, требующие рассматривать социальную реальность и ее образования как целостное, единое явление ', определившие способ понимания и осмысления спорта как феномена индивидуальной и социальной жизнедеятельности человека.

В диссертации был применен деятельностный подход, позволивший обнаружить связь материального, социального и духовного в анализе спортивной практики.

Широко использовался в работе диалектический метод, предполагающий всесторонний анализ изучаемого явления, в ходе которого не только фиксируется противоречие, но и дается его объяснение. С помощью данного метода оказалось возможным преодолеть односторонние философские и социологические подходы к изучению спорта, выявлять и осмыслять противоречивость развития спортивной практики. Применение такого подхода позволило дать целостную характеристику современного спорта как смысложизненного переживания человека.

1 Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М., 2001; Мокроносов Г.В., Мосоров A.M., Кемеров В.Е. Общественные отношения, интересы, мотивы. - Свердловск, 1971; Мокроносов Г.В. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. - Новосибирск, 1981.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

  1. Впервые проведен социально-философский анализ профессионального спорта и выявлены его смысловые характеристики как феномена индивидуальной и социальной жизнедеятельности человека. Становление и развитие профессионального спорта в рамках игровых практик от архаического времени до современности находилось в прямой зависимости от конкретно-исторических условий, определялось социальными ценностями, нормами и установлениями отдельных исторических эпох. Итогом развития явилось формирование спорта на основе игры как строго рационализированной и упорядоченной деятельности. Смысловое содержание спорта создается одинаково как обществом, задающим нормативный (социально приемлемый) и стандартизированный характер развития спортивной практике и ее участникам, так и индивидом, рассматривающим спорт как смысложизненное событие, в котором он способен прерывать для себя однообразное течение повседневности и формировать собственный смысловой мир.

  2. Определены и раскрыты социально-исторические основания современного профессионального спорта. Практика современного спорта сформирована новоевропейскими ценностями рационализации жизнедеятельности. Основополагающими принципами выступали требования рассмотрения собственной профессии как призвания, трудовой деятельности как строго рационализированной, методичной и социально полезной в рамках своей профессии, достижения материальных успехов в результатах собственного труда. Специфически спортивной нормой выступало требование рационализации собственного тела.

  3. Выделены и проанализированы специфические смысловые особенности современной профессиональной спортивной практики. Современный спорт — это сублимативное выражение индивидуальной и социальной жизни человека, в рамках которого как для индивида, так и для

10 социальной группы, возможна смысловая реализация и материальное воплощение определенных социально запрещенных интенций. Современное спортивное событие выступает как легитимная форма войны, как пример социально разрешенного насилия, осуществляет реализацию стремления к властному превосходству.

  1. Выявлена религиозно-мифологическая структура современного спорта. Современный спорт - это псевдорелигия, сублимирующая стремление человека к обретению полноты бытия. Псевдорелигиозный характер спортивного события задается институциональными формами сакрализации социального объекта (идеология, иерархизированная организация, культ, система символов). Спортивная мифология выступает как средство раскрытия псевдорелигиозного характера спорта. Мифология в спорте задается на основе мифологических сюжетов как результат взаимодействия спортсменов и зрителей, индивида и социальной группы.

  2. Впервые понимание профессионального спорта как феномена индивидуальной и социальной жизнедеятельности человека представлено на примере отдельной спортивной игры, нашедшей широкое распространение в XIX-XX вв., — футбола. Футбол в силу своей демократичности и доступности является наиболее репрезентативным видом спорта, позволяющим анализировать особенности спортивной практики. Футбол — это метафора, символически разыгрывающая и символически решающая жизненные ситуации человека и общества.

Научно-практическая значимость работы.

Теоретико-методологическое значение исследования заключается в том, что впервые предложен способ социально-философского анализа смысловых характеристик спорта как феномена индивидуальной и социальной жизнедеятельности человека. Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что определение спорта как смысложизненного феномена человеческой жизнедеятельности поможет выявить скрытый потенциал спортивного события, который можно будет

использовать для совершенствования индивидуальной и социальной жизни человека - например, спорт как национальная идея, или спорт как способ социальной идентификации.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

- в сфере высшего профессионального образования как материал в
процессе преподавания курса "Философия", спецкурса "Философия спорта",
спецкурсов по культурологии, социологии, истории спорта;

в практической работе государственных, муниципальных и общественных организаций и СМИ по формированию и реализации социально ориентированного образа спортивной деятельности;

в решении проблемы теоретического обоснования духовно-нравственных ориентиров современного общества.

Апробация исследования. Основные положения диссертации выносились автором на обсуждение в ряде международных, всероссийских, региональных конференций: Межвузовская научная конференция "Антропологический принцип в философии и проблемы развития личности в начале XXI века" (Екатеринбург, 2002), III Кузбасские философские чтения (Кемерово, 2004), Международная научно-практическая конференция "Этнический фактор в процессе социальных трансформаций" (Екатеринбург, 2004), Всероссийская научная конференция "Антропологические основания теоретического мышления" (Екатеринбург, 2004), и изложены в тезисах и выступлениях на V отчетной конференции молодых ученых ГОУ УГТУ-УПИ (Екатеринбург, 2004). Теоретические положения работы в нескольких публикациях рукописного журнала Общества ревнителей русской философии "София" (Екатеринбург, 2001-2003). Диссертация обсуждалась на кафедре философии Уральского государственного технического университета — УПИ и была рекомендована к защите.

Структура и объем работы.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа

каждая, заключения и библиографического списка. Объем работы (вместе с библиографией) составляет 166 страниц, библиография включает 229 наименований.

Феномен игры в античной культуре

В данном параграфе мы рассмотрим значимость игрового принципа в жизнедеятельности человека эпохи античности. Мы проследим и отметим здесь, каким образом развивалось понимание игры в культуре Древней

Греции и Древнего Рима, в каких формах жизнедеятельности людей игра находила свое выражение.

Исследование игры важно начать с родового состояния человечества, где отличительным моментом, необходимым для нас, является однотипность игровых и ритуальных форм. К такому выводу склоняется как ведущий теоретик игровой деятельности И. Хейзинга, так и другие исследователи жизнедеятельности первобытных народов . Нет возможности отрицать, что люди традиционного общества относятся как к игре, так и к ритуалу со всей непосредственностью. Ведь что есть ритуал для них? Несомненно, что ритуал формально выступает как важнейший способ регулирования социальной жизни в архаическую эпоху. Именно в ритуале воспроизводится, утверждается и сохраняется традиция, понимаемая как безусловный авторитет, нечто должное. Ритуал священен, так как священна традиция, ибо поддерживает общинное единство, и утрата ее есть угроза существованию общины.

Но при этом невозможно не заметить, что ритуал есть действие разыгрываемое, он изначально наполнен элементами, свойственными игровому действию: порядок, напряжение, движение, добровольное подчинение правилам и строгое соответствие им. Собственно говоря, люди данной эпохи не рефлексировали над разделением игры и ритуала. Для них существовал прежде всего ритуал, в котором четко прослеживалось соответствие действия и смысла. Но именно в форме и в функции игры, являющейся особенным, самостоятельным качеством, чувство человеческой включенности в определенный сконструированный мир находит свое первое, самое высокое, самое священное выражение. Более того, в ритуале не только утверждается следование традиции, но обнаруживается ее творческая составляющая. С одной стороны, через ритуал происходит непосредственное запечатление власти и ценности традиции в умах каждого поколения, того духовного наследия, что есть в общине, роде, племени, союзе и т.д. С другой стороны, в практике ритуала каждому участвующему предстоит прежде всего выразить специальную, отведенную именно ему роль, "сыграть" ее, т.е. показать непосредственность происходящего действа (прием в члены общины, религиозные таинства и др.). Тем самым ритуальные акты творят одинаково как социально-значимые перемены в жизни человека, так и духовные изменения в нем. Эта цель достигается самим свершением акта \ Оттого и нет в ритуальной практике разделения "участник действа" (игрок) -"зритель". Все без исключения включены в единое пространство, все находятся здесь и сейчас, и участвуют в действе.

Ритуальное священнодействие во всех отношениях есть игра по своей форме, но и по своей сущности оно является ею, так как оно всех, кто в нем участвует, переносит в иной мир, отличный от обыкновенного Практически ни один обряд посвящения и освящения не обходится без создания искусственных положений обособленности и исключительности для исполнителей или инициантов. Формально функция такого отделения и ради священной цели, и ради чистой игры совершенно одна и та же. Ипподром, теннисный корт, футбольный стадион функционально не отличаются от таких священных пространств, как храм или магический круг. Здесь и выявляется схожесть игры и ритуального культа - пространственное и временное "исключение" игровой и культовой деятельности из "обыденной" жизни.

Особенности игрового события в Средние века

Средние века в Европе характеризуются как переход к новым, религиозно-социальным ценностям, закладывающихся на основе христианского вероучения, как период формирования новых социальных традиций и праздников. Одновременно с этим, Средние века - это и своеобразное сочетание и смешение христианской традиции с предшествующей ей античной, обогащение первой языческими обрядами, культами, верованиями второй, но через постоянное и напряженное противостояние между друг другом. В данном параграфе будет выявлено, рассмотрено и осмыслено, насколько одинаково (и своеобразно) средневековая мысль и культура через своих представителей впитала материал как античной (языческой) традиции, так и христианского мировоззрения в сфере игрового события.

Заслуживают специального анализа отличительная особенность игрового события, определившая ее дальнейшее существование и развитие. В Средние века в игре впервые выделились чисто социальные тенденции — аристократическая и народная. Мы их называем социальные, так как они напрямую через игровое событие отражали чувственные и духовные потребности определенных социальных сословий. При этом важно отметить, что разделение на сословия было обусловлено христианской идеологией, задававшей определенное жизненное предназначение каждому из них .

Естественным нам представляется начать данный параграф с анализа аристократической тенденции в игровом событии, в которой, собственно, продолжило свое непосредственное существование ритуализированная традиция как способ воспроизводства опыта предшествующих поколений. Аристократическая тенденция выразилась в существовании и культивировании рыцарского (от немецкого Ritter - всадник) идеала. Данный идеал достаточно долго формировался в целостную структуру, в силу известных причин (от культурной катастрофы Рима до перемешивания разнородных культурных традиций), и окончательно сложился только к XII в., когда рыцарство обретает себя как сословие средневекового общества.

Рыцарский идеал непосредственно формировался в атмосфере христианской идеологии, что предопределило появление в нем образа христианской святости и смирения, героизма веры и силы воли. Учитывая, что рыцарь - это воин, то данные качества были необходимы ему для того, чтобы поддерживать благочестивые добродетели в христианском мире и очищать его от греха и порока. Праведная жизнь и истинная добродетель рыцарей, как указывает Й. Хейзинга, - спасительное средство в смутные и неспокойные времена, когда войны между добрыми и злыми все более множатся. От этого зависит благо и спокойствие христианской церкви и всего королевства, где служит рыцарь, и обеспечивается достижение справедливости .

Собственно христианские корни идея рыцарства находила в бранном подвиге архангела Михаила 3, поэтому рыцари являли собой земной образ ангельского воинства, окружающий престол Господень. Безусловно, что тем самым признавалась и подтверждалась избранность рыцарского сословия, которую необходимо было нести со всей ответственностью. Избранность закреплялась обрядом посвящения в рыцари, который рассматривался как определенное таинство, сравнимое с таинствами крещения или брака, когда священник благословлял ("крестил") оружие "защитника церкви". Но при этом несомненно, что данный обряд представлял дальнейшее развитие ритуализированной инициации воинов, которая естественным образом продолжала существовать и характеризовала обряд как воспроизводство традиции.

Становление подобного идеала также напрямую было связано с созданием специализированной системы воспитания - от подготовительного периода для молодого человека (до 21 года) и вплоть до обряда посвящения в рыцари. Особое развитие в ней нашли семь "рыцарских добродетелей" (верховая езда, фехтование, владение копьем, плавание, охота, игра в шашки, сочинение и пение стихов в честь дамы сердца). Именно по прохождении всех ступеней системы рыцарского воспитания и назначался обряд посвящения, по итогам которого молодой аристократ мог именоваться рыцарем.

Важно отметить следующее - создание рыцарского образа указывает, что новое, возросшее на христианском мировоззрении, аристократическое сообщество нуждалось в обретении собственных традиций. Выстраивание же особой системы воспитания рыцаря, первой со времен античности, являет собой закрепление языческо-христианского синтеза в рыцарском идеале. Исходя из этого положения, мы можем говорить об игровых традициях рыцарства в Средние века.

Социальная роль рыцарского сословия формировала особый образ жизни рыцаря - непременное участие в военных действиях и разыгрывании боевых сражений на рыцарских турнирах. Последние задумывались и устраивались прежде всего по прохождении и в честь инициации, но при этом воины давали клятву, что будут участвовать в турнирах только для овладения воинским искусством 1. Этот смысл турниров непосредственно поддерживался монархами европейских держав (например, указы английского короля Ричарда Львиное Сердце о проведении турниров), для которых в ХП-ХШ вв. турниры - важный этап военной и идеологической подготовки к Крестовым Походам. Ведь целью Походов ставилось освобождение гроба Господня из рук неверных в Иерусалиме. Иначе посвящение в рыцари на турнирах, где целью был бы исключительно сам турнир, принижало святую цель рыцаря - "быть защитником Господа" (ведь сам монарх - рыцарь).

Но тут необходимо заметить, что "жизнь рыцаря - подражание: рыцарям ли Круглого Стола или античным героям, или одинаково и древним и современникам" . Отражением этой черты рыцарского образа являлся культ "Девяти бесстрашных": трех язычников (Гектор, Цезарь, Александр), трех евреев (Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей), трех христиан (Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский). О них слагались сказания и легенды как о самых великих воинах в истории человечества, им поклонялись (в рамках дозволенного церковью) многие рыцари, намереваясь поступать в своих действиях так, как это делали "бесстрашные" при жизни. И эти же легенды становились сюжетной основой турнирных представлений (особенно в XIII-XIV вв. - время наивысшего расцвета рыцарского идеала 3), где важным было повторение (воспроизводство) легенды, но не результаты сражений участников.

Смысложизненные стандарты спорта как социального явления

В данном параграфе раскрывается смысловое содержание спорта, которое обнаруживает свои основания в тех нормах и стандартах, что задаются спорту в первую очередь социумом. Тем самым будет выявляться, каким желает находить общество спортивное событие и его участника.

Исторически сложилось так, что первейшим смыслом спортивного состязания являлось само состязание. Игровые соревнования у древних греков, у средневековых рыцарей, у европейского горожанина XIX в. после некоторого развития неизменно становились профессиональными. Принимать участие в них мог только человек подготовленный, специально посвящавший себя определенным тренировкам. Игровое занятие превращалось для таких людей в тяжелый и напряженный труд, занимавший большую часть их жизни. Но очевидно, что этот процесс являлся полностью осознанным. Ведь каждый из них понимал, что профессиональные спортивные занятия служат им одним из наилучших средств обретения общественного почета и уважения, общественной славы и признания (вспомним опять же примеры греческих атлетов, европейских рыцарей из первой главы).

Пример посвящения себя соревнованию обнаруживает тем самым образец смысложизненной деятельности человека. Хотя и очевидно, что вплоть до Нового Времени осознание спортивного занятия как смысложизненного было вторичным, т.к. первична была либо цель социального признания своего существования, либо рассмотрение спортивного занятия как приятного увлечения. Тем не менее образец этот универсален для человека любого времени. Любой из нас обнаруживает смысл жизни в том занятии, которое нам внутренне ближе всего. Другое дело, что в современном спорте смысложизненное переживание дополняется многими, не выявленными ранее, моментами.

Естественность процесса обретения социального признания через игровые занятия была рационализирована в Новое Время, когда спортивные игры стали рассматривать как важнейшее средство воспитания подрастающего поколения, как важный момент для закрепления в сознании определенных социальных норм и ценностей (деятельность многочисленных педагогов XVII-XIX вв.). Приходило осмысление, уже со стороны общества, что спортсмен действительно представляет определенную значимость для самого общества или социальной группы, ибо ему достаточно просто и легко (в силу игрового характера спорта, признаваемого всеми) поднять или укрепить престиж этих социальных структур. Тем самым смысл жизни придавался теперь и извне. Можно сказать, что спортсмен получал возможность совмещать приятное с полезным.

Собственно говоря, с этого времени в подобном понимании роли спортсмена можно видеть формальное становление процесса социализации человека через спорт, когда индивид, активно занимающийся спортом и добивающийся определенных успехов на соревнованиях, становится полноценным членом общества. Сегодня спорт вне этого процесса немыслим. В ходе социализации человек усваивает опыт социальной жизни, овладевает социальной ролью, которая подразумевает определенное положение в конкретной социальной структуре (статус) и ожидаемое поведение человека с определенным статусом.

В XX веке мировое сообщество стало требовать от спортсмена социальной и межличностной компетенции, т.е. умения взаимодействовать с социальным окружением и с другими людьми. В связи с этим подвергалось окончательной формализации социальное обучение (институт тренеров, менеджеров и др.), через которое индивид, посвящавший себя спорту, и должен был приобрести необходимые для социального взаимодействия навыки, знания, склонности. Иначе где еще возможно было ему приобрести все это - у него не оставалось свободного времени заниматься чем-то иным. Действительно, понимая структуру и функции спортивных правил, спортсмен понимает структуру и функции ценностей и норм, определяющих поведение в обществе. В итоге спортсмен должен обнаруживать себя владеющим нужным набором задаваемых социальных качеств, которые он выполняет и которым он следует .

С другой стороны, результатом такой внешней рационализации деятельности спортсмена (как и деятельности любого человека) неизбежно являлась определенная потеря личностного смысла. Сегодня становится понятно, что процесс социализации наиболее успешен, если спортсмен сочетает его с осознанием необходимости собственной индивидуализации, т.е. когда человек понимает и ощущает, что спорт для него - реальный смысл жизни. Для него индивидуализация - это процесс приобретения качественной определенности и неповторимого своеобразия. Так, например, напрямую с этим процессом связано спортивное достижение. Ведь оно всегда личностное действие, которое совершается и переживается как нечто, осуществляемое моим "я". Поэтому спортивное достижение имеет важное значение для формирования и развития личности, "я" спортсмена, того образа, который воспринимается обществом 2. Игнорирование данного аспекта негативно сказывается на личности самого спортсмена.

Похожие диссертации на Смысловые характеристики профессионального спорта: социально-философское исследование