Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная пассивность как философская проблема Одхуу Сандуйжавын

Социальная пассивность как философская проблема
<
Социальная пассивность как философская проблема Социальная пассивность как философская проблема Социальная пассивность как философская проблема Социальная пассивность как философская проблема Социальная пассивность как философская проблема Социальная пассивность как философская проблема Социальная пассивность как философская проблема Социальная пассивность как философская проблема Социальная пассивность как философская проблема
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Одхуу Сандуйжавын. Социальная пассивность как философская проблема : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11.- Москва РГБ 2002

Содержание к диссертации

Стр.

Введение .,.. ...... 3

Глава I. ТЮРЕГИКО-МЕГГОдаОГИЧЕСКИВ ПРЩШСЬШШІ

ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАССИВНОСТИ ...... 15

I. Пассивность как социальный феномен 15

2. Детерминанты социальной пассивности ...... 33

Глава П. СПЕЦИФИКА ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ПАССИВНОСТИ 57

I. Классификация форм социальной пассивности 57

2, Особенности форм проявления социальной
пассивности в сфере политических отноше
ний 71

Глава Ш. СОЦИАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ КАК ОЕЬЕКТ

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 93

I. Необходимость преодоления гипертрофирован
ной пассивности в обществе 93

2. Некоторые проблемы национальной политики

по преодолению пассивности людей Ш

Заключение , 137

Список литературы , 142

ВВВДШЙЕ

Введение к работе

Актуальность темы исследования» Динамика перемен, происходящих в обществе и мире,требует нового осмысления разных сторон нашего бытия. Из множества проблем, поставленных историческим временем,самой глубинной и наиболее острой стала проблема, связанная с преодолением застоя, инертноети и безверия. Таковой, на наш взгляд, и является проблема социальной пассивности, Se решение во многом предполагает устранение всего того, что сегодня мы называем деформацией общественного развития. Острота проблемы усугубляется тем, что в годы застоя было напечатано довольно много работ именно о социальной активности . Однако обилие таких работ не прояснило ни в теории, ни тем более, в практике вопроса, что же следует считать социальной активностью? Требования повышения активности масс не нашли реализации. Более того, шел процесс камуфляжа реального состояния дела. Свою определенную долю ответственности в этом деле несут ученые-обществоведы, которые вместо глубокого и всестороннего анализа данной проблемы, пропагандировали идеи "почти достигнутой высокой активности", "полного превращения труда в первую жизненную потребность" , "гармоничного развития личности" и прочее. В действительности же понятия "активная жизненная позиция", "социальная активность личности", "активизация человеческого фактора", несмотря на многократность их применения, чаще всего,

I, Перечень работ, посвященных проблемам социальной активности занял бы многие страницы. А между тем значительная часть населения страны таковым не обладает, несмотря на относительно лояльное отношение к существующему строю.

не несли смысловой нагрузки, не отражали действительно существующих явлений и процессов, а представляли собой спекулятивный, пропагандистский смысл.

Такие трафаретные понятия, по словам К.А.Абульхановой-Славской, "перестали отражать реальное состояние личности, поскольку в действительности происходило падение активности, мотивации труда, наряду с ростом отнюдь не творческого, а

потребительского образа жизни"1. Такое положение раначадо неуважение к личности, ее человеческим и граящанским правам, гасило инициативу, энтузиазм трудящихся, веру в возможность каких-либо положительных изменений* Более того, у людей воспитывался цинизм, двуличие, привычка думать одно, а говорить другое. Пропаганда и агитация, официальная политика и naj>-тийная идеология таким образом, нередко давали, если можно так выразиться, обратный эффект.

В этой связи возникает сложная теоретическая задача; каким способом научно объяснить,реально осмыслить существующее многообраХзие личностей творческих и нетворческих, социально пассивных, инициативных и безинициативных, общественно и антиобщественно направленных* Потребности времени ставят задачу исследования и изучения менее "преуспевающего" в науке понятия-социальной пассивности. Но пока что феномен социальной пассивности обсуждается главным образом на уровне публицистики. И объяснения его причин и механизмов преодоления предлагаются, как правило, простые и односторонние,

I. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. -М.: Наука, 19Ь9. - С. III.

Понятие "социальная пассивность" еще не вошло в научный обиход. Но то, что составляет содержание этого понятия, существует реально в жизни, имеется в сознании и действии части наших людей. Следовательно, оно требует специального научного исследования. Исследование сущности социальной пассивности, форм проявления и путей преодоления ее - это обращение к реальной практической задаче, выдвинутой самой жизнью.

Сегодня сложилось явное противоречие между потребностью общества в активном участии всех трудящихся и каждого человека в социальных преобразованиях и пассивностью, равнодушием, мировоззренческим индифферентизмом, политическим инфантилизмом многих граждан. Народ, конечно, не безмолвствует, но в значительной массе гласной активности не проявляет в силу отсутствия таких социально-экономических перемен, которые бы соответствовали его социальным ожиданиям. Пока еще недостаточно используется, остается во многом невостребованной огромная социальная энергия умов, идей, умелых рук.

Исследователи отмечают болыцую нехватку "субъектов перемен", людей инициативных, изобретательных, имеющих вкус к самостоятельному свободному волеизъявлению, риску и т.п. Именно эти качества в прошлом вытравлялись, а людям прививалась социальная пассивность, неподвижность мысли, леность души, дефицит совести. Словом, главная причина социальной пассивности людей - атрофия за годы застоя творческого потенциала. Но было бы неверно, необоснованно, несправедливо и безнравственно обвинять весь свой народ в пассивности, в

отсутствии высокой активности. Это не соответствовало бы объективной реальности. Однако наличие социальной пассивности является наглядным, эмпирическим фактом и он требует соответствующего анализа.

Являясь по существу специфическим элементом социальной коррозии, пассивность людей дефоршїрует основы основ обновления страны, становится сильнейшим тормозом возрождения нации. Поэтому научный анализ феномена "социальной пассивности", выявление ее социальной базы, раскрытие подлинной сути интересов и потребностей ее носителей представляет собой насущную теоретическую задачу и практическую целесообразность.

Состояние научной разработанности темы. Сложность и многоаспектность объекта исследования обусловили его недостаточную научную разработанность, Дроблема причин существования и путей преодоления социальной пассивности в трудах обществоведов не подвергалась специальному обстоятельному анализу. До недавних пор, по верному замечанию В.Н.Константинова, мпо проблеме социальной пассивности не защищено ни одной

диссертации, не опубликовано ни книг, ни статей , в которых бы пассивность людей рассматривалась как относительно самостоятельный феномен. Недооценка исследования данной проблемы мешала адекватному познанию активности и пассивности. Но нельзя преуменьшать, как и преувеличивать значение накопленного материала, позволяющего осмыслить сущность изучаемого феномена.

I, Константинов В.Н, Социальная пассивность, -1992. - С. 4.

Причины медлительности, нежелание многих ученых заняться этим феноменом, коренились отчасти и в собственной обеспокоенности за последствия своих теоретических исследова-ний, которые могли получить неодобрение, негативную оценку со стороны ортодоксальных обществоведов, а также страх перед последствиями действий власти,

В настоящее время нет серьезных поводов и причин для игнорирования невнимания к разработке, исследованию всего многообразного спектра проблем социальной пассивности. Следует отметить, что в последние годы в философской, политологической и социологической литературе интерес к этой проблеме значительно возрос, Дроблеш социальной пассивности все более исследуется в различных аспектах.

К разработке общих вопросов теории и методологии изучения социальной пассивности обращались Абульханова-Славс-кал К.А.» Батурин Ф.А., Донченко Е,А», Кон И»С*, Константинов В,Н», ^гконков П,И., Лифанов В,К., Мордкович В*Г», Овчин>

т ников В.І, ,Согомонов Ю*В. и др. . В работах вышеуказанных ав<

I. См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М,: Мысль, 1991; Батурин Ф.А, Социальная активность трудящихся: сущность и управление. -Новосибирск: Наука, 1984; Донченко ,А. Социальная пассивность молодежи: зондаж проблемы // Философская и социологическая мысль. - Киев, 1969. - № 8; Донченко Е.А., Шаповал СИ. Молодежь: истоки нигилизма и социальной апатии // Философская и социологическая мысль. - Киев, 1989. - № 9; Кон И.С. Психология социальной инерции // Коммунист. - 1966. - № I; Константинов В.Н* Социальная активность и пассивность личности,- Владимир, 1990; он же. Социальная пассивность* - Владимир, 1992; Куконков Д.И. Общественно-политическая пассивность: понятие, явление, распространенность // Факторы социальнойактивности городского населения, - М., 1986; Лифанов В,К, Социально-политз ческая пассивность школьной молодежи: сущность, причины, дутз преодоления // Вопросы теории и практики идеологической работы. - Ы., 1990; Мордкович В.Г. Социальная активность лич-

(Продолжение сноски см.- с. Б)

_ 6 _

торов сделана попытка разработать понятийный аппарат и методологические принципы познания данного негативного явления, выявить причины пассивности людей, раскрыть механизм ее возникновения и функционирования.

Несмотря на то, что общетеоретические аспекты социальной пассивности изучены еще слабо, психологические стороны были более подробно освещены в трудах ряда ученых» Следует выделить работы Генова Ф., Гримака Л.П», йонина Л.Г., Китова A.M., Кона И.С», Магуна B.C., Оболонского А.В., Ольшанского Д.В#, Узнадзе Н.Д., Ядова В.А, и др., где проанализированы психологические основы и особенности проявления социальной пассивности в поведении и характере людей, изучены мотивы и стимулы

ее . В ряде работ (Братасюк М.Г., Бойков В.Э., Калькой И.М,, Мордкович В,Г., Наумова Н.Ф., Приходько Д»Н*, Шегорцов А.А.) социальная пассивность рассматривается как отчужденная, навязанная деятельность, псевдодеятельность, негативная, деформирующаяся активность, которая не носит продуктивно-преобразующего характера* Среди исследований вызывает интерес рассмотрение социальной пассивности через соотношение с индифферентностью и инфантильностью. (Быстрова Л*И*, І^ров Ю*С», Донченко Е.А.). Повышенное внимание данной проблеме стало уделяться в

(Продолжение сноски)

ности // Социализм и личность. - И.: Мысль, 19?Э; Овчинников В.Ф, Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. - Ы., 1964; Согомо-нов Ю.В., Левицкая А.Г. Социальная пассивность: сущность и формы // Повышение социальной и трудовой активности трудящихся. - Владимир, 1982; Согомонов Ю.В., Потапова Е.Ш Пассивность как форма активного ненасильственного сопротивления // Социальная пассивность: истоки и пути преодоления. Тезисы к конференции. - Владимир, 1991*

I. Работы указанных здесь и далее авторов даны в списке литературы диссертации.

последнее время и со стороны социологов (Головин А. Д., Дили-гинский Г.Г., Заславская Т«И., Козлова Н*, Осипов Г.В., Попов В.Д., Ддов В.А.)*

В Монголии публикаций по проблемам социальной пассивности практически нет. Изучение данной темы только еще разворачивается. Авторы чаще всего сосредотачивают свое внимание на причинах, кроющихся в пережитках прошлого, в недостаточной организации воспитательной работы. Перечень исследований по данной проблеме ограничивается лишь несколькими статьями, отдельными главами монографий . За пределами внимания остается анализ форм проявления и путей преодоления пассивности людей с точки зрения специфики монгольского общества. В ряде диссертаций монгольских исследователей СГанбат Ц*, Вандангомбо Р., Долгоржав Я., Марсаахуу Д., Мягмар С*, Сод-номдаргиа Т.) рассматриваемая проблема освещается применительно к отдельным аспектам. Различные аспекты проблемы рассматриваются "попутно" при изучении активности человека, сознательности и ответственности, системы воспитания и обраэо-

I, Багабанди Н. Монгол араншин // Унэн» - 1992. - 3.19; Бал-хаажав Ц. Хун таны монгол терх // Застийн газрын мэдээ, -1992. - # 23; Батменх С. Цуухай монгол хун УБ. - 1991; Бямбаеурэн Д. ? Эрдэнэжаргал П. Сэргэн мандлын узэл, хуний мес чанар // Ардын эр*. - 1992.4,22; Г^ундсамбуу X., Даш-даваа С. Ажилчин залуучуудын нийгмийн терх УБ. - 1990; Даш-Ендон Б. Хеделмерчдиин социалист ухамсарт чанар телевших диалектик УБ. - I960; дашжамц Д. Хумуусийг хуучин нийгмийн ухамсрын улдэгдлэзс ангижруулах асуудал УБ. - 1963; Дорж-готов Д. Монголчууд ер нь ямар хумуус вэ? // Утга зохиол, урлаг. - 1990.1.о; Мягмаржав Г, Монголчууд залхуу бегеед будуулэг УУ? // Ардын эрх. - 1991,9.14; Самбуу Б* Онгеть сен нийгмийн улдэгдэл, туунийг даван туулах арга зам УБ. - 1976; Темерхулэг Т. Манай монголчууд УБ. - 196о; Т^дэв Л. Хориотой бусэд нэвтэрсэн нь // Унэн. - 1989.10»3.

вания. Неоднозначность подходов наблюдается и в оценке тенденций изменений, механизмов,обеспечивающих.^ воспроизводство социальной пассивности.

В целом существующая в настоящее время научная литература не дает полной картины социальной пассивности, страдает концептуальной незавершенностью, противоречивостью подходов, отстает от реальной динамики происходящего. Специальные, обстоятельные исследования социальной пассивности как самостоятельного феномена отсутствуют. Обзор существующей литературы свидетельствует о необходимости комплексного теоретического осмысления явлений социальной пассивности с объективных, де-политизировэнных и деидеологизированных позиций, на базе учета национальных особенностей и современной ситуации общественных отношений в Монголии.

Отмеченные обстоятельства определяют объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования - состояние социальной пассивности преимущественно в современных условиях Монголии.

Предмет исследования - пассивность людей, а также обуславливающие ее причины, условия и факторы.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в выяснении сущности и содержания социальной пассивности, уточнении механизмов ее возникновения и ^нкционирова-ния, обосновании рекомендаций по коррекции и преодолению пассивности людей. Достижение поставленной цели предполагает поэтапное решение следующих задач:

- определить методологические подходы к анализу социальной пассивности;

- II -

выявить сущность и своеобразие социальной пассивности и описать ее основные характеристики;

исследовать условия и причины формирования социальной пассивности, факторы ее существования;

проанализировать формы проявления социальной пассивности масс, динамику ее изменений;

показать необходимость преодоления гипертрофированной пассивности в монгольском обществе, осветить основные проблемы национальной политики по коррекции социальной ашуии и описать рамки возможного "вмешательства" со стороны государства.

Гипотезы исследования. I. Социальная пассивность есть обращенная, деформированная форма социальной активности. 2. Социальная пассивность - явление как национальное, так и наднациональное, требующее учета общего и особенного, единичного и массового. 3. Универсальных рецептов борьбы с социальной пассивностью не существуют, однако имеются общие принципы регулируемого общественного воздействия. 4. Дреодоление социальной пассивности невозможно лишь принудительными, силовыми методами, требуется гибкий, культурологический подход.

Методологической основой исследования стали общие принципы и фйаментальные положения научного анализа социально-политических явлений и процессов, цивилизационный подход, диалектика общечеловеческих ценностей и национальных особенностей, преемственности и новаторства. В основу диссертации положены труды классиков философской мысли, а также теоретические исследования современных авторов.

Эмпирическую базу исследования составили результаты

социально-политических исследований, проводимых в Монголии, статистические данные, содержащиеся в работах ученых, фактологический материал периодической печати, а также личные наблюдения автора за процессами, происходящими в Монголии, встречи и беседы с представителями различных социальных групп и слоев населения в период с 1983-1993 гг.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в философской литературе осуществлен системный анализ социальной пассивности как самостоятельного феномена с учетом специфики ее проявления в Монголии.

Разработаны теоретические основы, методологические принципы и методические подходы к изучению пассивности как социального феномена. Сделана попытка нетрадиционной постановки проблемы, при которой социальная пассивность рассматривается не только как бездеятельность, безразличие, но и как форма активного ненасильственного сопротивления*

Рассмотрены причинно-следственные, структурно-функциональные связи социальной пассивности. Изучены факторы, обусловливающие ее формирование и существование в разных формах организации общественной жизни: экономических и социальных структурах, политико-государственном строе, общественном мнении, с учетом национальных особенностей монголов.

Важный элемент новизны состоит в выработке нетрадиционной классификации форм социальной пассивности, базирующейся на различных основаниях (по характеру и направленности, по временной характеристике, по способу и уровню проявления, по степени общности и т.д.), в отличие от общеизвестного подхода к вычленению форм пассивности людей по предметному содер-

- ІЗ -

жанию, по их соответствию основным видам человеческой деятельности.

Установлены специфические особенности проявления социальной пассивности в сфере политических отношений. В этой связи особое внимание уделено уточнению сущности явлений, охватываемых понятиями: "конформизм", "чувство страха", "молчаливое большинство", "подвижное меньшинство", "усредненность", "аполитичность", "политическая индифферентность" и т.д., их эмпирической интерпретации через общечеловеческие ценности.

Существенное отличие данного исследования заключается в новом подходе к разработке принципов и методов преодоления социальной пассивности. Автор считает, что не только невозможно, но и не правомочно ставить вопрос о полном преодолении социальной пассивности, поскольку она является неотъемлемой частью активности масс. Социальная активность и пассивность - две нерасторжимые стороны единого целого, характера и стиля деятельности человека и общества.

Црактическая значимость исследования состоит в объективной оценке фактического состояния и перспективной динамики социальной пассивности при переходе к рыночным отношениям, итоги исследования содержат широкий спектр целенаправленного воздействия государственных органов на коррекцию поведения индивида, группы, социального слоя» Они создают прецендент использования полученных результатов при выработке и осуществлении национальной политики преодоления социальной пассивности, развитии общественной активности масс, идеи и положения исследования могут быть использованы в учебном процессе, научной работе, а также при дальнейшей разработке данной проблемы.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и получила одобрение на заседании проблемной группы и кафедри философии Гу~ манитарного центра Российской академии управления. Отдельные положения и выводы исследования представлены на методологических семинарах, научно-практических и теоретических конференциях, в выступлениях автора перед различной аудиторией* Некоторые аспекты диссертации обсуждались на встречах монгольских исследователей-обществоведов. По теме исследования опубликовано 20 работ общим объемом IZ печатных листов*