Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная природа экстремизма Писаренко, Ольга Николаевна

Социальная природа экстремизма
<
Социальная природа экстремизма Социальная природа экстремизма Социальная природа экстремизма Социальная природа экстремизма Социальная природа экстремизма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Писаренко, Ольга Николаевна. Социальная природа экстремизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Писаренко Ольга Николаевна; [Место защиты: Пятигор. гос. технол. ун-т].- Пятигорск, 2010.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/150

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы в исследоваиии социальной природы экстремизма 12

1.1. Сущность экстремизма как социального явления 12

1.2. Конфликт как основа экстремизма 39

1.3. Факторы экстремизма 59

Глава 2. Экстремистское поведение: его характеристики и последствия 84

2.1. Составляющие экстремистского поведения 84

2.2. Экстремистские проявления и способы их преодоления 105

Заключение 131

Библиографический синеок .136

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социальные преобразования в РФ последних десятилетий, характеризуясь противоречивостью и напряженностью, сопровождались глубокими общественными коллизиями, имевшими серьезные последствия. Их всеохватность и интенсивность сформировали пространство конфликтов самой различной направленности, в расширении которых значительную роль играли и играют проявления экстремизма. Затянувшийся период транзита в ходе своей эволюции сопровождался и сопровождается ростом радикальных настроений; и установок, националистической и конфессиональной нетерпимостью, углублением и расширением социальной конфликтности и эксцессов экстремистской направленности. Они стали следствием кризиспости российского социума, выразившейся в том числе в ослаблении институтов власти и управления, в социальном расслоении, маргинализации и люмпенизации населения, падении нравственных ценностей, потере мировоззренческих ориентиров. На фоне неблагоприятных социальных тенденций стала утверждаться идеология и практика экстремизма - одного из наиболее эффективных инструментов достижения политических целей и интересов. Экстремизм расширил пространство рисков, поскольку он относится к разряду явлений, ведущих к социальной дезорганизации, нестабильности, что придает исследуемой проблеме особую актуальность.

Проявления экстремизма - и не только в России - явление отнюдь не случайное, особенно в условиях неразвитости и слабости вновь создаваемых социально-политических институтов, не способных обеспечить устойчивое социальное развитие, отвечающее общенациональным ожиданиям. Такая ситуация порождает дисфункциональность в деятельности социальной системы, что отрицательно сказывается на устойчивом ее развитии. В условиях рассогласованности социальных отношений и институтов хорошо приживаются радикальные идеи и настроения, которые воспринимаются как отдельными индивидами- различными социальными общностями, так и обществом в целом. Возникая первоначально в среде маргиііализованных индивидов, групп, экстремизм постепенно завоевывает все большее пространство, охватывая собой весь социум. Все это с необходимостью ставит проблему социально-философского осмысления феномена экстремизма. Философский подход объективно требует использования. социологического инструментария, который позволяет глубже и как бы изнутри понять столь сложное явление, каким является экстремизм.

Актуальность рассмотрения проблемы экстремизма обусловлена еще и тем, что современные социальные процессы-- экономические, политические, правовые, культурные - происходят в контексте иных нравственных и мировоззренческих установок, где. оказывается мало места сплоченности, интернационализму, патриотизму. Соответствующие рьшочному духу эгоизм, индивидуализм, прагматизм сьпрали негативную роль в расширении пространства сепаратизма, национализма, от которых не так уж далеко до Экстремизма* Общество, пораженное такими явлениями, становится все менее управляемым, а социальные отношения характеризуются хаотичностью. В. таких условиях возрастает необходимость всестороннего исследования социальной природы экстремизма и определения способов борьбы с его проявлениями.

Рассматриваемая тема имеет как научно-теоретическую, так и ярко выраженную практическую значимость. Изучение характера, содержания, причин возникновения тех или иных рисков и угроз (к ним несомненно относится и экстремизм) позволяет снизить степень влияния и последствия негативных проявлений, ими вызываемых. При этом следует учитывать тот факт, что экстремизм, будучи сложным и противоречивым явлением, имеет собственную логику развития, понять которую - значит противостоять экстремизму и уметь отвечать па его вызовы.

Степень научной разработанности проблемы. В последнее время проблема экстремизма находится в центре исследовательского поиска

5 представителей практически всех отраслей общественного знания - от философов до правоведов. В их работах рассматриваются теоретико-методологические, концептуальные и практические аспекты проблемы экстремизма под присущим для каждой науки углом зрения.

Экстремизм, в частности российский, имеет давнюю историю, и его уроки крайне важны для современного понимания проблемы, поэтому мы сочли необходимым обратиться к идеям русской социально-политической мысли, в частности к трудам М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина. Г.В. Плеханова и других, чей вклад в разработку категориального аппарата, философское осмысление феномена экстремизма трудно переоценить. Тем более что они обладали глубокими знаниями в понимании российской действительности и тех тенденций, которые способствовали распространению радикальных нас іроеиий и идеологии экстремизма.

В советское время объектом исследования по большей части был политический экстремизм и терроризм на Западе. И здесь нельзя не упомянуть имена Н.Н. Афанасьева, В.П. Беляева, В.В. Большакова, Ю.В. Гаврилииа, И.С. Иванова, В.В. Малышева, И.А. Сазонова, В.А. Федорова и др. Начиная с 90-х годов XX века, экстремизм стал предметом постоянного и всестороннего исследования: во-первых, были сняты разного рода ограничения, в том числе и идеологического характера; во-вторых, российское общество непосредственно столкнулось с проявлениями экстремизма.

Следует отметить, что наибольшее число работ (Ю.М. Лнтопяна, Н.С. Бегловой, Й.П. Блищенко, Д. Боско, Г.К. Варданяна, О.Н. Ведерниковой, И.И. Карпсца, B.JJ. Кудрявцева, А.Ю. Пиджакова, Л.В. Смирнова и др.) посвящено исследованию феномена экстремизма как международного явления. С правовой точки зрения экстремизм изучают С.С. Галахов, В.П. Емельянов, B.C. Комиссаров, Н.И. Костенко, Г.Н. Мнньковский, В.К Петрищев, ТО.С. Ромашов, В.Н. Устинов. Рассматривают проблему экстремизма философы и социологи, понимая его как свойство переходных обществ. Такой точки зрения придерживаются Е.С. Ллексеенкова, В.Ф. Антипенко, А.С. Лхиезер, В.В, Витюк, О. Гразнова, Л.Г. Ионии, А.В. Кива, Д.В. Новиков, В.Н. Петров, А.В. Понедслков и др.

Весьма плодотворно в этой области работают и западные исследователи, трактуя в целом экстремизм как конфликтное действие и взаимодействие. Среди западных социологов и конфликтологов особый интерес представляют взгляды Г). Геллнера. А. Гидденса, Р. Дарсндорфа, Л. Козера, Я. Морено,- Т. Парсонса, С. Хантингтона и других.на проблему конфликта в целом, на почве которого собственно и произрастает экстремизм.

Проблематика экстремизма особо актуальна для полиэтнических обществ, и здесь необходимо упомянуть региональный аспект исследуемой темы. Феномен экстремизма стал научно востребован и- среди ссвсрокавказских исследователей, ведь именно на. Северном Кавказе экстремизм обнаружил себя в совокупности всех своих проявлении, черт, форм - от нетерпимости, до- фанатизма. Особого- внимания заслуживают работы Р.Г. Абдудатипова, В.А. Авксентьева, ТСС. Гаджиева, В.В. Дегоева, Р.Ю- Ибрагимова, Т.Б. Рамазаиова, М.В. Савва, Ш.З. Султанова и других.

Тот факт, что в последнее время число исследований, посвященных анализу различных аспектов явления экстремизма, неуклонно растет, объясняется расширением пространства, конфликтогенности и социальной напряженности, в силу чего опасность «воспроизводства» экстремистских проявлений вполне реальна. И здесь следует отметить работы Ю.В. Васильева, IO.A. Зубок, В.Н. Иванова, А.А. Козлова, А. Кота, Э.А. Паина, Т.М. Поляковой; В.А. Тишкова, СВ. Трофимова, В.И. Чупрова и др. Растет и число диссертационных исследований на эту тему (М.М. Гаджимирзасва, А.С. Дмитриева, A.M. Ерохина, B.C. Ковалева, М.И. Коновалова, М.И. Лабупца, И.В. Манацкова, А.Д. Смирнова, А.В. Соловьева, А.С. Хохлова, М.И. Цапкой др.)-

Однако работ, в которых был бы дай глубокий научный анализ природы экстремизма, все же недостает, что не соответствуег актуальности проблематики.

Объектом исследования является экстремизм как социальное явление. Предмет диссертационного исследования составляет социальная сущность экстремизма.

Цель данной диссертации - всестороннее исследование феномена экстремизма, раскрытие его социальной природы, причин распространения и способов преодоления экстремистских установок.

Для достижения этой цели автором поставлен ряд исследовательских задач: раскрыть природу экстремизма как социального явления; показать специфику политического экстремизма и его связь с терроризмом; проанализировать последствия экстремизма: исследовать конфликтогенное простраистно экстремизма; изучить составляющие экстремистского поведения; рассмотреть способы преодоления экстремистских проявлений. Теоретическая и методологическая основы диссертационного исследования. Основу диссертации составили исследования отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области философии. конфликтологии, социологии, политологии. Использовались наиболее интересные идеи и концепты представителей различных школ и направлений.

Методологической основой диссертации явились общенаучный системный подход и принципы историзма, объективности, конкретности, рассмотрения предмета исследования в развитии, в противоречивом единстве и взаимообусловленности и развитии всех его составляющих. Объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования сделали необходимым использование как общенаучных методов, так и мегодов социально-философского анализа.

Для полноты исследования проблемы экстремизма в работе был использован обширный социологический материал, который позволил в максимально объективной форме исследовать структуру и механизмы формирования экстремистских установок. И здесь особую значимость имеют опросы, проведенные а разнос время А. В. Дмитриевым, Ж.А. Зайончковской, Е.И. Кобахидзе, В.Н. Кузнецовым, Е.Г. Морозовой^ ВІВ. Пстуховым, Е.Е. Письменной, В.А. Пядуховым, Л.Л. Хоперской и другими. Кроме того, были использованы данные социологических исследований, проведенных различными фондами, - Фондом «Общественное мнение», Фондом Ш1ДЕМ и ВЦИОМ.

Научная новизна исследования. Научная новизна настоящей диссертации, определяемая ее целью и задачами, состоит в следующем: раскрыты сущность и характеристики экстремизма как социального явления; показаны истоки и риски экстремизма; экстремизм представлен как крайне негативное конфликтное действие; исследованы составляющие экстремистского поведения; рассмотрены последствия экстремизма и их воздействие на всю совокупность общественных отношений; выявлены причины востребованности экстремизма в современных условиях.

Исходяиз этого, на защиту вынося гея следующие положения: 1. Экстремизм - явление многоіраннос: это и идеология, и политика, и деятельность, а также способ достижения цели - в целом, это приверженность к крайним взглядам и действиям, практика негативных действий, основанная на отрицательных социштьно-психологичсских установках, их защите различными, в том числе и насильственными методами. Экстремизм порождается самыми различными факторами, а его системообразующим свойством является расширительный характер его проявлений. Востребованность экстремизма в современном мире объясняется тем, что он предлагает простые способы решения сложных проблем, в силу чего он проникает в различные социальные слои населения, формируя особое индивидуальное и общественное сознание и манипулируя им.

2. Сфера действия экстремизма достаточно широка - от политики до экологии, а его последствия непредсказуемы, ибо вызывают сложные риски, перед которыми общество порой бессильно; а1 индивиды перед подобной угрозой испытывают чувства неуверенности и страха. Экстремизм может вызываться слабостью общественных структур и институтов, органов, власти и управления, образовавшимся вакуумом в идеологической сфере, падением нравов, моральных ценностей- и, конечно, сложностями социального развития и прежде всего - экономического (тотальной приватизацией, коммерциализацией, геневизацией экономики). Все вышеперечисленное может и создает условия для социальной нестабильности, роста конфликтов, связанных с расширением пространства общественной эксклюзии, что сужает возможности в пользовании- социальными благами и формирует чувство неуверенности в обретении социальной перспективы.

3. Экстремизм можно и должно рассматривать как особый вид противоречий, достигших такого уровня конфликтной напряженности, когда становятся невозможными диалог, взаимопонимание, сотрудничество, взаимный учет интересов, когда инструментом решения возникающих проблем становятся методы давления и насилия. И в то же время и конфликт, и экстремизм относятся к числу негативных социальных действий, обусловленных столкновением объективно несовпадающих интересов индивидов и групп по поводу распоряжения ресурсами жизнеобеспечения, разностью социальных притязаний, вызванной имущественным и социальным неравенством, углубляющейся поляризацией общества, отсутствием общегражданского согласия.

4. Для современных обществ характерна сложная структурированность -

10 социальная, политическая, экономическая я т.д. Происходящие в них процессы интеграции сопровождаются процессами дезинтеграции, толерантность сочетается с нетерпимостью во всех ее проявлениях, Экономическая нестабильность формирует пространство социальной депривации> происходит процесс постепенного разрушения личности, в том. числе и по причине рассогласования ценностных ориентации, ожиданий, неадекватных эмоциональных состояний, неопределенных целей и способов самореализации. Процессы кризисной коммуникации охватывают общество как на индивидуальном, так и па групповом уровне. Поэтому не случайно то, что именно социальные деприванты, фрустрированные индивиды, воспитанные на массовой культуре, философии индивидуализма и идеологии потребительства, пополняют ряды экстремистов, и это может происходить не только по идейным соображениям.

5. В условиях, когда роль социокультурных и нравственных компонентов минимизирована, а системы регуляции работают лишь по инерции, не адаптируясь к изменившимся жизненным обстоятельствам, опасность появления сетевых структур, к каковым могут быть отнесены экстремистские и террористические организации, достаточно велика. Специфика подобных структур такова, что, будучи нелегитимными с точки зрения права, они . обладают определенной мерой легитимности в глазах определенной части населения, иными словами, на такие организации переносится доля функций, которые не исполняют по той или иной причине органы власти и управления.

6. Социально-философский анализ феномена экстремизма предполагает необходимость исследования его последствий, ибо они крайне разрушительны для индивида и для общества. В этой связи большое значение имеет мониторинг, который позволяет выявить проявления экстремизма, разработать и использовать в целях их предотвращения адекватный научный инструментарий. Он позволяет определить мотивацию, намерения, цели индивидов и групп, характер конфликтующих сил. а также сил, готовых пойти на компромисс.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы для проведения дальнейших исследований в области социальной философии, социологии, кої іфли ктологии. Резул ьтаты настоящего диссертационного исследования имеют не только научно-теоретическое, но и прикладное значение: они могут иредставить определенную ценность при разработке стратегий, нацеленных на предотвращение экстремистских проявлений и противодействие им.

Апробация диссертации. Главные положения диссертации использовались в материалах впутривузовских и межвузовских научных и научно-методических конференций, а также на методологических семинарах в Пятигорском государственном технологическом университете. Основные положения работы изложены в 5 публикациях, общим объемом 2,1 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения и библиографического списка. Общий объем работы - 150 страниц машинописного текста. Библиография включает в себя 183 источника.

Конфликт как основа экстремизма

Современный мир - мир конфликтов, характеризующихся сложностью, неоднозначностью проявления и действия, порожденных социальными кризисными явлениями, нестабильностью основ самой цивилизации. В современный век неустойчивости социальных связей, всеобщей фрагментации, раздробленности процессы, интеграции, консолидации все больше уступают место противоречиям и конфликтным проявлениям, что хорошо подметил 3. Бауман: «Прочность - это проклятие, как и постоянство в целом, теперь считающееся опасным признаком плохой приспособляемости к быстро... меняющемуся миру, к удивительным возможностям, которые он в себе несет, и той скорости, с которой он превращает вчерашние активы в сегодняшние обязательства».28

Многие из нынешних конфликтов порождены не:только современными реалиями, но и во многом определяются событиями прошлого, комплексом сложных взаимосвязанных проблем, не получивших и по сей день своего разрешения. Накладываясь на современныепротиворечия, онипридают этим процессам не только определенную специфичность, но и создают атмосферу нсегабильности. И дело не только в противоречивости: для социального в целом свойственна объективная противоречивость, а его деформации значительно усиливают социальные противоречия; делают их антагонистичными и доводят до состояния конфликта. Поэтому для устойчивости социального крайне валено минимизировать возможные его издержки, разрешать возникающие проблемы таким образом, чтобы не давать им возможности накапливаться. Отсутствие стабильности приводит (при определенных условиях) к формированию требований, выполнение которых в наличных обстоятельствах не представляется возможным, и это неизбежно создает ситуацию конфронтации. При этом непродуманное использование властных полномочий, силы, насилия увеличивает потенциал конфликта и приводит к различным негативным проявлениям, росту, в лучшем- случае, протестных движений, в которых психо-эмоциональная составляющая достигает своего апогея и, как следствие, возникает ситуация непредсказуемости и неуправляемости пространством конфликта. От него недалеко и до экстремизма, который можно определить как конфликтное социальное действие. Во всех трактовках экстремизма присутствуют понятия «борьба», «противостояние», «противоречие», «столкновение интересов». Это видно по нижеприведенным определениям, в данном случае - конфликта: «социальный конфликт - это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена- противостоящими ценностями..., интересами и потрсоиостями»; - социальный конфликт - это борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, борьба; в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожении противника;10 - конфликт - это «процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух диалектически взаимосвязанных формах- противоречивых психологических состояний (І) и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях»; - «конфликт - одно из проявлений социального взаимодействия, которое протекает в форме противостояния... личности или общественных сил, интересов... по меньшей мере, двух сторон».3 Поэтому нам представляется важным, с одной стороны, обратиться к анализу понятия конфликта как такового, а с другой, рассмотреть феномен экстремизма в его конфликтологическом аспекте. Экстремизм, на наш взгляд является особым видом конфликтных противоречий в силу того, что они достигают такого уровня социальной напряженности, противостояния и противоборства, когда не представляются возможными и диалог, и компромисс. Выходом из сложившейся, по сути, критической ситуации становятся методы давления и насилия. Наиболее сложные конфликгы (на грани экстремизма) происходят, как известно, в сфере политики, поэтому некоторые видят в экстремизме - и не безосновательно - форму выражения именно политического конфликта. Конфликт - это особый вид противоречий, достигший социальной напряженности, уровня противостояния и противоборства сторон методом давления и насилия. Существенным же признаком политического конфликта, в отличие от социального, экономического, правового, выступает мобилизованный субъект, поэтому он-есть, прежде всего, борьба субъектов. политики распределения власти, установления доминирования и влияния. Что касается этнополитического конфликта, то в нем находят выражение столкновение, борьба интересов различных этнических групп по поводу участия в социально - экономических и политических процессах, а также изменения и утверждения своего зтностатусного положения (в том числе и территориального), Чтобы продемонстрировать связь между экстремизмом и конфликтом, мы решили сосредоточить своё внимание на сущностных характеристиках последнего. Это; - социальное противоречие, возникающее на почве несовместимости интересов, ценностей и устремлений индивидов и социальных групп, взаимное неприятие, враждебность, агрессивные и насильственные намерения сторон или действия но отношению друг к другу. В данной формулировке мы особо выделили свойства, характерные как для собственно конфликтных, так и экстремистских проявлений; - столкновение отдельных лид и социальных групп, целью которого является подавление или уничтожение противной стороны. В конфликте экстремистской направленности всегда присутствуют моменты подавления, насилия и даже уничтожения противоборствующей стороны (собственно в экстремизме они - основной метод достижения цели).

Факторы экстремизма

Современное российское общество, переживающее долгий период транзита, называют обществом риска, ибо в нем широко распространены негативные, в том числе экстремистские формы социального взаимодействия. Поэтому учёные демонстрируют повышенный интерес к проблематике социальных рисков, к исследованию ик природы и возможных последствий, а также способов преодоления или минимизации. Понятие «рискогенное общество» говорит о том, что риски проникли во все структуры и слои общества и стали неотъемлемой частью социальной системы, воздействуя на общество в целом и каждого индивида в отдельности. Нет сомнений в том, что риски проявляют себя по-разному в различных социальных средах, да и процесс их возникновения достаточно противоречив и сложен, слагаясь из совокупности объективных и субъективных факторов.

Российское обществознание делает свои первые шаги в философском осмыслении понятия социального риска. Одна из первых попыток серьезного и глубокого исследования данного явления предпринята В.Н: Кузнецовым. который дал сравнительный- анализ ряда исходных категорий. По его мнению, «риски» - это сложная система социально- экономических, политических, духовных, техногенных и экологических явлений и процессов, деструктивным образом воздействующих па весь спектр социальных отношений, трансформируя социальные организации-и структуры, нарушая их нормальное функционирование, что приводит социальные системы к дисфункциям и распаду; составной - качественной-и количественной частью рисков являются опасности; «угрозы» - качественно определенные характеристики и количественно замеренные параметры риска: «вызовы» -основные последствия угроз и общий вектор их развития».4 Все эти категории стали объектом иаучпого познания, а также получили широкое распространение в массовом сознании. На последнее следует обратить особое внимание: когда общество постоянно пребывает в состоянии чрезвычайного происшествия, слова «риск», «угроза», «опасность» становятся чем-то само собой разумеющимся. Пример тому - современное российское общество, в котором политические и правовые процессы отличаются незавершенностью и противоречивостью. В такой ситуации государственные интересы отходят на второй план, их замещают групповые интересы, довлеющие над общегосударственными. В результате в массовом сознании могут возникать (и-- возникают) ложные установки, формируются ложно понимаемые национальные интересы, в том числе и с помощью тщательно разработанных современных технологии, способных зомбировать население до такой степени, что оно, незаметно для себя, поддерживает государственную власть, которая далека от ее чаяний. В такой ситуации риски социального развития неизбежны,

По мнению философов-рискологов и социологов, основным риском современного российского развития является кризис власти и управления -как федеральной, так и региональной. А это ведет к самым неожиданным последствиям, поскольку именно «системно-функциональная и моральная деградация власти, государственности и административного управления.... «вакуумизация» власти» (некоторые исследователи называют это «эффектом отсутствующего государства») есть та первопричина, которая определяет все остальные процессы в обществе».49 На первый и поверхностный взгляд кажется, что между функционированием институтов власти и управления и экстремистскими проявлениями нет очевидной связи. Нам представляется это неверным: достаточно проследить эволюцию событий последних лет в Дагестане, чтобы, понять, насколько неэффективная государственная, национальная и правовая политика становится основой формирования экстремистского мировоззрения.

По уровню эффективности государственного управления и функционирования госаппарата современное российское общество относится к числу тех стран, которые намного уступают ей по уровню экономического развития и качеству человеческого потенциала. Это подтверждают исследования состояния государственной службы, свидетельствующие о достаточно низком уровне эффективности государственной власти, её высокой коррумпированности, об отсутствии доверия со стороны населения к органам власти и управления, а также к чиновникам, которые не столько способствуют, сколько тормозят развитие реформ, что подтверждается опросом, проведенным В. Комаровским и Е. Морозовой в 2005 г. Респонденты отвечали на вопрос о том. чьи интересы реально защищают госслужащие: 55% опрошенных сказали, что они защищают интересы государства, 48% - своего ведомства; 32% - интересы граждан; 22% - своего начальства; 17% - свои собственные и 6% - интересы коммерческих структур. В сравнении с 2003 г., число служащих, ориентированных на государственно-административные ценности, сократилось. Несмотря на достаточно негативное восприятие госслужащих и бюрократического аппарата в целом как весьма неэффективного института значительной частью населения, тем не менее большое число опрошенных выразило желание пополнить число чиновников, поскольку это сулит выгоды, дает возможности социального продвижения и карьерного роста.

Составляющие экстремистского поведения

Экстремистские проявления- возникают при определенных обстоятельствах. Таковыми являются- экономические, политические, социальные условия жизнедеятельности этносов, социальных групп и внутренние, связанные с особенностями организации, той или иной-общности. Эти факторы влияют на формирование экстремистского сознания и соответственно экстремистских действий. В данном параграфе мы поставили перед собой задачу исследования ряда факторов, обусловливающих появление экстремистских установок.

Современный мир переживает небывалый размах миграционных потоков; Мигранты оказывают- самое разнообразное влияние на принимающую сторону, на культурную; социальную, экономическую сферы ее жизни. Отношение массового сознания к миграции двоякое: одни воспринимают ее как позитивное явление, поскольку она обогащает собственно национальное заимствованиями, содействует культурному, этническому, конфессиональному многообразию, всестороннему сближению народов, углублению процессов межэтнической интеграции. Для других миграция - источник социальной напряженности. В условиях растущей повсеместно безработицы происходит усиление криминогенности, давление на рынок труда. На самом деле, на примере российского общества видно, как - при отсутствии рабочих мест для россиян - представители мигрантских сообществ народов занимают экономические ниши. Именно трудовая миграция несет в себе большой потенциал конфликтности. Мнение, что все беды - от мигрантов, достаточно глубоко укоренилось в массовом сознании, и неудивительно, что именно миірантьі зачастую становятся объектами экстремистских действий. Это и многое другое заставило нас обратить свое внимание на связь между негативными проявлениями миграции и экстремизмом.

По сравнению с 90-ми годами-XX века сегодня в России наблюдается сокращение масштабов вынужденной миграции, что, безусловно, связано напрямую с урегулированием- многих конфликтов на" постсоветском пространстве, а также с произошедшими в бывших советских республиках изменениями, в социально-экономической и политической сферах.. И все же объемы трудовой миграции, достаточно значительны. В сравнении с 2004 г., когда трудовые мигранты в стране составляли примерно 7,5%-от общего числа занятых в народном- хозяйстве, из. которых 3 млн; человек представляли страны СНГ, в 2010 году приток мшраптов увеличился, иэто ие может не создавать проблем - от социальных до бытовых. В-большинстве своем мигранты работают в; сфере услуг, занимаются торгово-посреднической деятельностью: так, каждый четвертый занят в сфере торговли; общественного питания- и обшей коммерческой деятельности- в промышленности их численность составила 12 % а в аграрном секторе -немногим более 5,2 %. Тот факг, что мигранты стремятся занять наиболее выгодные экономические позиции и вытесняют с рынка коренных жителей, вызывает неприятие принимающей стороны и даже неприязнь. Происходит конкуренция как в среде мигрантов, так между мигрантами и. принимающей стороной, которая- нередко доходит до открытых конфликтов. Создается достаточно сложная,и противоречивая ситуация, ведущая при определенных условиях, а они возникают периодически, к усилению межэтнической напряженности, проявлениями национализма, ксенофобии и т.д.

Взаимоотношения местных и иногородних крайне чувствительны. И это несмотря па то, что мигранты вносят заметный вклад в развитие страны и ее регионов: многие из них заняты в строительном деле, работают в сельском хозяйстве, но все же большая часть - в рыночном бизнесе, и совершаемые ими при этом противоправные деяния редко остаются незамеченными обществом, которое очень болезненно реагирует на подобные факты, фиксируя внимание на противозаконной деятельности миірантов, характере причиняемого ими ущерба и выстраивая свою политику ответных мер. Причем на харакгер отношений к мигрантам влияет национальность, нормы поведения, огнобытовая специфика. Волна ксенофобии- и процесс отторжения «чужих» материализуются в конкретных действиях. Исследователи отмечают, что больше всего жертвами агрессивных акций становятся представители пародов Кавказа. Что касается самих мигрантов, то они, согласно опросам, испытывают неприязненное, неблагожелательное отношение к себе со стороны местных жителей.

Необходимо отметить, что и в советское время процессы миграции внутри страны были достаточно активны, но отношение к мигрантам было совершенно иное - это были не чужие, а свои - представители братских народов. При этом общество tie знало безработицы, не знало того, что кто-то другой - другой национальности - может затіять вакантное рабочее место и т.д. В условиях рыночной экономию!, когда государственный сектор резко сузился, возникли проблемы, которые сразу же приобрели этническую окраску, не будучи этническими по сути. Поэтому плохое отношение к мигрантам объяснить достаточно просто: они 1) создают криминогенную обстановку в местах своего проживания; 2) занимают рабочие места, которые могли бы быть заняты местными; 3) не всегда разделяют ценности и нормы принимающей стороны; 4) несут чуждую для местного населения культуру. Мнения по поводу государственной поддержки мигрантов разделяются. Противники этой позиции аргументируют это тем, что на приезжих расходуются денежные средства социальной сферы, что есть иные, более нуждающиеся, категории населения, заслуживающие внимания и заботы, и что у государства пока нет таких финансовых возможностей. Есть доля и тех, кто считает, что заботу о мигрантах должны осуществлять власти тех государств, откуда они родом (однако, это может быть воспринято как вмешательство во внутренние дела государства). Вели не прохладное, то крайне сдержанное отношение испытывают мигранты из Азербайджана, Грузии; Таджикистана. Узбекистана, а также вмходцы из конфликтных регионов внутри самой России.

Экстремистские проявления и способы их преодоления

Одной из разновидностей экстремизма, причем наиболее распространенной, является националистический экстремизм, что объясняется расширением пространства межнациональных конфликтов. И вполне понятен интерес социальных наук к данному типу экстремизма. Мы согласны- с теми, кто считает, что основу экстремизма (как и любого конфликта) составляет" бинарная оппозиция «мы - они», придающая социальному, а значит, и национальному в целом конфликгогенные черты. Именно последние придают «они» статус не просто «других», а уже «чужих». Данная дихотомия «свои - чужие» распространяется на сферу национального, в то время как оппозиция «мы - они» всеобща и пронизывает всю совокупность социальных отношений, охватывает социальные группы, позволяет проследить динамику ингрупповых и аутгрупповых отношении. Соответственно, дискриминируемые «они» - это всегда «другие», но НС всегда «чужие». Чем больше социальная дистанция между «мы» и «они», тем больше возможностей для углубления конфликтности, что чревато проявлениями экстремизма.

Процессы, происходящие в мире этничности, свидетельствуют о том, что она - при определенных условиях - конфронтациониа, и опасность радикалистских и политизированных форм этнического самовыражения достаточно велика. Необходимо заметить, что оппозиция «мы-они» за фагивает отношения не только между «своими» и «чужими», между представителями ингрупп и аутгрупп, но и внутри «своих». Подобное размежевание происходит по всему кругу проблем - от политических до религиозных, молодежных т.д. Но именно в национальной сфере это ощущается наиболее остро. Своими считаются люди одной национальности, о чем. говорит усиление роли так называемых этнических маркеров - языка, культуры, традиции. Что касается мировоззренческих принципов, ценностей. являющихся связующим звеном между представителями разных народов, то сегодня, скорее, можно вести речь о лагере ими важнейшего качества - быть инструментом социальной регуляции-и.контроля. Наряду с вышеназванными идентификаторами, большое значение стали играть такие социальные явления, как успех, престиж, статус.

«Свой» остается таковым, даже если он придерживается экстремистских взглядов и действует соответствующим образом (события на Северном Кавказе тому подтверждение). И все же, согласно социологическим опросам, человек экстремистских взглядов и действий все же больше чужой, нежели свой. Главными признаками экстремизма являются жестокость и насилие, даже если они исходят от людей, принадлежащих к кругу своих. Кроме того, экстремизм ассоциируется с национализмом, фашизмом, бандитизмом. религиозным фундаментализмом, криминалом.

В современном обществе противопоставление происходит не только по линии «мы - они», «свой - чужой» (т.е. по линии этнической идентичности), но и по линии «высший - низший» (т.е. по линии социальной идентичности): первая охватывает взаимоотношения народов, этнических фупп, вторая -социальных слоев, групп. И обе они, отличаясь, несомненно, друг от друга, находят отражение в культуре. Для современных обществ с присущим им социальным неравенством преобладает идентичность, определяемая оппозицией «высшие - низшие». Возникает парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что, наряду с процессами этнокультурной интеграции, происходит процесс дезинтеграции этнических общностей, и толерантность в межэтнических отношениях сочетается с ин голераитпостыо, которая в целом обусловлена разницей в социальных позициях этнических групп, что объективно может нести к внутринациональной неприязне, вражде, экстремизму. По мнению А.В. Шипилова, «толерантность в сфере межэтнических взаимоотношений и взаимодействий находится в прямой пропорциональности к интолераитности в сфере межсословных взаимоотношений и взаимодействий, а толерантность в сфере межсословных взаимодействий- прямо пропорциональна интолераитности в сфере межэтнических взаимоотношений- и взаимодействий. Демократическое общественное устройство предполагает межсословную толерантность и межэтническую интолерантность, авторитарное общественное устройство... межэтническую толсранпгость и межсословную интолерантность. Так как чисто демократические и чисто авторитарные общества представляют собой нереальные социальные организмы, а идеальные типизации, то степень толерантности или интолераитности в межэтнических и межсословных отношениях определяется тем. каков удельный вес, насколько велика сфера ... действия одного или другого способа политической организации в разных сферах жизни ... общества».

Другой подход к идее толерантности обнаруживаем у А.А. Югова, который уверен, что посредством «последовательного проведения в жизнь идеалов толерантности на всех уровнях, как в воспитании отдельных людей, так и в организации и определении компетенции шіститутов и органов публичной власти», возможно решение сложных проблем современной внутри- и межнациональной жизни.