Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная субъектность нации Дадашев Агабаба Айдын оглы

Социальная субъектность нации
<
Социальная субъектность нации Социальная субъектность нации Социальная субъектность нации Социальная субъектность нации Социальная субъектность нации Социальная субъектность нации Социальная субъектность нации Социальная субъектность нации Социальная субъектность нации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дадашев Агабаба Айдын оглы. Социальная субъектность нации : 09.00.11 Дадашев, Агабаба Айдын оглы Социальная субъектность нации (Социально-философский анализ) : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 Нальчик, 2005 286 с. РГБ ОД, 71:06-9/59

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания исследования субъектности нации 21

1. Социально-философские предпосылки исследования субъектности нации 21

2. Социальная субъектность нации в теоретическом обществозиании: состояние и перспективы 59

ГЛАВА II. Нация как субъект социально-исторической деятельности 99

1. Идея прав нации на самоопределение как основа субъектной деятельности нации 99

2. Социальная субъектность нации и государства 121

3. Рационально-целевые детерминанты субъектности нации 147

4. Социально-психологические детерминанты субъектности жизнедеятельности нации 176

ГЛАВА III Историческая реализация субъектности нации: факты и интерпретации 192

1. Проблема самоопределения наций на Кавказе: 20-30-е годы 197

2 Северный Кавказ: постсоветское время 217

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 253

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 259

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Более двух веков в теоретическом
обществоведении существует проблема сущности и существования нации.
Национальные общности на индустриальной стадии развития человеческой
цивилизации стали полноправными участниками исторического процесса,
нередко определяя перспективы социального прогресса. Включение теории
нации и национальных отношений в предметное поле социальной
философии обусловлено как логикой развития теоретического

обществознания, так и специфическими особенностями современной практики национального бытия.

Глобализация, формирование однополярного мира влияет на
социальную роль и место народов в этом процессе, делая зависимыми
их от ведущих держав. Процессы глобализации, уничтожая
национальные границы, одновременно угрожают и самим этническим
общностям, одной из исторических форм которых является цация.
Естественной формой противостояния этой тенденции является борьба
народов за суверенитет, государственную независимость, защита
национальных интересов и т.д. Решение этой задачи представляет
собой часть практической политики в области наций и
национальных отношений, правильность решения которой находится в
прямой зависимости от разработанных специалистами различных
отраслей научного знания современной теории наций и

национальных отношений, а также методов их регулирования. Предполагается, что одним из существенных факторов, влияющих на решение теоретических и практических задач, является становление нации как субъекта, которое определяется не только собственно национальными условиями, но и в значительной степени зависит от более широкой совокупности социальных условий.

4 .

Анализ развития нации, национальных движений позволяет утверждать,
что проблемы, связанные с национальным самоопределением,
национализмом и межнациональными противоречиями возникают в периоды
социальных трансформаций, революций. Официальная доктрина

межнациональных отношений в советском обществе строилась на идеях интернационализма и дружбы народов. Развитие событий продемонстрировало, что в обществе созревал совершенно противоположный комплекс идей, выявившихся в условиях демократизации, который привел к межнациональным конфликтам. В России процессы деструкции коснулись почти всех сторон общественной жизни, и нация при этом оказалась, чуть ли не единственной структурой, сохранившей свои значение и роль. Нация в этих условиях является одной из основ организации новых форм общественной жизни и проявляет себя в качестве субъекта исторического процесса наряду с такими формами как этнос, народ, государство и т.д.

Сложные процессы, протекающие на Юге России и в Закавказье,
вплетаются в более широкие мировые социально-политические

изменения, которые многими исследователями связываются с проблемой противостояния мусульманского и христианского миров, и, тем самым становятся предметом геополитического изучения.

После распада СССР его бывшие республики, в том числе и Россия,
обрели политическую самостоятельность, стали независимыми
государствами. Сегодня перед ними, в числе других важных проблем, стоит
задача выработки собственной концепции государственного устройства,
выбора политического и экономического курса, нахождения своего места в
мировом сообществе. Все это обуславливает необходимость осмысления
политических, национальных, социально-экономических процессов,

протекающих в таких полиэтничных государствах, как Российская Федерация. Преодоление возникающих межнациональных конфликтов, а еще лучше - упреждение возможных эксцессов на национальной почве -

одна из важных задач государственной власти. Между тем it

эффективное решение национального вопроса зависит не только от

политической воли, но и от фундаментального научного анализа,

результаты которого могут составить концептуальный каркас национальной

* политики государства.

Появившийся в последней четверти XX века феномен
этнонационализма многие исследователи непосредственно связывают с
национальной проблематикой. Этнонациональные процессы, первоначально
проявляясь в общественных течениях, стремившихся к возрождению
национальных культур, стали оказывать существенное воздействие на
1* реформирование политической системы страны. Представляется важным

Ф дать им адекватную оценку. і

Актуальность исследуемой темы состоит в поиске 'новых
принципов и методов изучения становления нации как субъекта, в
выявлении объективных закономерностей возникновения и

формирования этнических общностей. Главным тормозящим фактором в
реформировании российского общества, а также в решении общих
проблем содружества независимых стран является недостаточная

разработанность методологии анализа субъектного бытия наций. Необходимо решить проблему места и роли нации в социальной жизни.

л Требуют определенности вопросы: существует ли нация как социальный

субъект; способы и формы субъектного существования нации; соотношение нации и государства в рамках единого социального организма; принципы и формы организации совместного существования народов и т.д.

Необходимость дальнейшей разработки проблемы сущности и существования нации связана с неопределенностью самого понятия «нация», попыткой подменить его понятием «этнос». Нация в обосновывающих этот проект теориях перестает быть внутренней субстанцией государства. А государство, в свою очередь, рассматривается

как внешняя «оболочка» нации, придающая ей субъектность и политическую форму.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема нации как
социальной общности, её природы и исторического развития является
традиционной в теоретическом обществоведении. Первые исследования, в
которых были отработаны различные, подходы к исследованию и
определению нации появились в период становления нации и современных
европейских государств. Они не потеряли своего значения по настоящее
время и послужили одной из основ диссертационного исследования. Это
труды К. Гельвеция, П. Гольбаха, Ш. Монтескье, И. Фихте, Г.Гегеля, Г.
^ Гердера, К.Маркса и Ф.Энгельса, К. Ренера, О.Бауэра, К. Каутского,

ф Э.Дюркгейма, В.Вундта и др.

Для понимания сущности нации, национальной идеи, национального характера и национализма большое значение имеют также и работы1 русских философов П.Я. Чаадаева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева, Н. Я. Данилевского, Н. О. Лосского, Г. Г. Шпета, П. А. Сорокина, исследователей Н.М. Могилянского, СМ. Широкогорова, Л.М. Гумилева и

др.

В советский период эта проблема в плане выявления характера и форм

проявления субъектности игнорировалась, в то же время были созданы
Л значительные работы, выявившие многие аспекты национальной жизни. Это

работы А.Г. Агаева, Ю.В. Арутюняна, Э.А. Баграмова, Т.Ю. Бурмистровой

Ю.В. Бромлея, А.Ф. Дашдамирова, СТ. Калтахчяна, М.И. Куличенко, Ф.Т.

Константинова, П.М. Рогачева, М.С Свердлина, А. А. Сусоколова, СИ.

Эфендиева и др. Они сыграли позитивную роль в разработке многих проблем

межнациональных отношении и сохраняют свое значение в настоящее время. Проблема нации до последнего десятилетия 20-го века исследовалась

на основе парадигмы объектного рассмотрения, принципа материализма.

Практика межнациональных отношений, национального бытия в эти годы
о?, # выявила недостаточность такого подхода к пониманию и решению

. 7 исследуемой проблемы. В предметное поле социальной философии

попадают феномены общественной жизни, демонстрирующие наличие

субъектных характеристик у национальных общностей. Появляются работы,

где анализируется вопросы национального и этнического сознания и

самосознания, национальных интересов. Значительный вклад в

формирование теории национального (этнического) самосознания внесли

работы В.И. Козлова, И.С. Кона, П.И. Кушнера, Д.С. Лихачева, В.В.

Мавродина, Б.Ф. Поршнева, И.И. Потехина, СВ. Токарева, Г.В. Шелепова и

др. В их исследованиях национальное, самосознание рассматривалось в

качестве основополагающего признака нации, этноса, содержатся суждения

о его истоках и содержании. Нестандартным подходом к данной проблеме и

новизной постановки отличаются работы А.С. Ахиезера, СМ. Арутюняна,

Ю.В. Арутюняна, А.О. Бороноева, В.В. Браницкого, Г.Д. Гачева, Л.М.

Дробижевой, М.Э. Когана, В.И. Кукушкина, Н.Г. Козина, А.С. Панарина,

А.Г. Осипова, Н.С. Шпак, В.А. Ядова и др. Предметом анализа в этих

работах является самосознание нации, этноса как целостного образования в

совокупности структурных элементов, феномен национальных потребностей

и интересов. і

Для понимания сущности и особенностей форм существования

нации большое значение приобрели работы, посвященные национальным

конфликтам, так как именно в политической сфере субъектность нации

проявляется наиболее ярко. Конфликтная характеристика этих процессов

большинством авторов рассматривается в парадигме западной

конфликтологии (Л. Козер, Р. Дарендорф, Г. Зиммель и др.).

Анализ национальных конфликтов с позиций общей теории

конфликтов, разрабатываемой в отечественной социологии, содержится в

работах В.А. Авксентьева, В.А. Барсамова, А.В. Дмитриева, А.Г.

Здравомыслова, В.В. Ильина, М.В. Иордана, Е И. Степанова, Э.И. Паина,

Э.А Позднякова, Ж.Т. Тощенко, А.А. Празаускаса, А.А. Попова, Л.С.

Перепелкина, Г.П. Предвечного, В.Н. Рябцева, Э.Н. Ожиганова, Э.И.

8 Скакунова, Л.Л. Хоперской и др. В этих работах пересматривается ряд

устоявшихся теоретических идей о том, что конфликты, в том' числе и
национальные, являются аномалией для социального развития, отклонением
от некого идеального гармоничного состояния социума; что национальные
конфликты несущественны и малозначимы по сравнению с конфликтами дру
гих социальных групп. В то же время в этих работах не ставится проблема
специфики нации как социального субъекта. В работах этого направления
очень незначительное место уделяется специфике самого субъекта
конфликтных отношений - этноса. По существу межнациональные
конфликты рассматриваются вне анализа носителей этого конфликта. В то
же время без изучения природы субъектности нации, как реального
участника политических, социальных отношении, невозможно получить
адекватные знания. ' '

В 90-е годы прошлого столетия было обращено внимание на
недостаточность исходных принципов понимания и исследования нации. В
ряде диссертационных исследований были поставлены вопросы изучения
нации с точки зрения её субъектных качеств. Создаются труды, где
рассматриваются отдельные аспекты социальной субъектности нации,
этноса. Эти вопросы разрабатывались в трудах Р.Г. Абдулатипова, А.Г.
Агаева, А.И. Доронченкова, Г. С. Денисовой, М.И. Иордана,' М.М.
Кучукова, В.В. Мархинина, М.Н. Росенко^ О.И. Шкаратана, Ф.С. Эфендиева
и др. I

В последние годы в связи с успехами синергетики приобрел широкую популярность синергетический подход к социальным явлениям. Особенности синергетической методологии изучения социальных явлений, в том числе и этносов, рассматриваются В.П. Бранским, М.С. Каганом, В.Х. Болотоковым, В.А. Шевлоковым, Х.Г. Тхагапсоевым и др.

Определенный интерес вызывает результаты развития постмодернистской методологии исследования этноса. Это теоретические работы Б. Андерсона, Дж. Клиффорда, Дж. Маркуса, М. Неша, Р. Самуэля

Э. Геллнера, Э. Хобсбаума, Э.Смита и др. Не принимая последовательно

субъективистского истолкования возникновения и развития этноса и нации, в то же время необходимо отметить позитивный результат исследований идеальных феноменов, структурирующих нации и этносы.

Диссертационное исследование имеет своей основой также традиции социально-философской интерпретации , категории субъекта. Позитивное влияние на выполнение диссертационного исследования оказали трудьи Б.Г. Ананьева, К.А. Абульханова-Славской, Ю.М. Шилкова, А.Б. Брушлинского М. Вейтгеймера, П.Я. Гальперина, В.И. Добренькова, Б.И. Линского, В.И. Иванова, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Яблоковой и др.

Необходимо отметить, что в методологическом отношении проблема
социальной субъектности нации не стала предметом отдельного
диссертационного или же монографического исследования. Проблема
субъектности нации в переходных обществах не являлась предметом
социально-философского анализа. Такое положение диктует необходимость
исследования природы, границ и особенностей социальной субъектности
нации. Необходимо определиться с критериями субъектности социальных
общностей, провести анализ нации как формы совместной

жизнедеятельности с точки зрения выработанных критериев. На этой основе необходимо создать теоретическую модель нации как элемента общественной системы, функционирующего в ансамбле связей и отношений, пронизывающих социальный организм. Нация при этом рассматривается как часть целого и определяется целым, и в то же время существует в деятельности, выполняя присущие, ей субъектные функции. Исследование социальной субъектности нации предполагает раскрытие системности общества, где нация является одним из структурирующих элементов социальной системы. Решение проблемы социальной субъектности нации -это познание границ, форм, причин её мобилизации, это определение её функциональности, сфер, где необходимо учитывать её «присутствие» и где ее игнорирование приводит к осложнениям в жизнедеятельности социума.

10 ' С учетом актуальности и состояния разработанности проблемы

определены цель и задачи диссертации.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования заключается в философском анализе нации как социального субъекта, ее общих и специфических форм проявления в этнополитических процессах, выявление роли нации в обновлении общественно-политического строя. В соответствии с поставленной целью решаются

і следующие задачи:

- представить общую характеристику' современного состояния проблемы
сущности нации и путей ее развития; '

сформулировать социально-философские принципы и методы анализа субъектного существования нации;

произвести философско-методологический анализ основных подходов в исследовании нации как социального субъекта, сложившихся в социальной философии, этнологии, психологии и политологии;

выработать системное представление о нации как 'субъекте социально-исторического и политического процессов и выявить тенденции изменения, стадии развития субъектности нации, факторы ее становления в различных сферах жизнедеятельности общества;

- раскрыть роль материальных и духовных факторрв в
становлении нации, в развитии её субъектных качеств;

- рассмотреть идею прав нации на самоопределение как основы
субъектной деятельности нации;

- проанализировать роль рационально-целевых и социально-
психологических детерминант в субъектной экзистенции нации;

- выявить роль и значение в реализации субъектности нации таких ее
атрибутов как «национальное самосознание», «национальный интерес»,

«национальная идея», «национальный характер», «национальная психология»;

продемонстрировать общие и специфические формы проявления социальной субъектности нации в этнополитических конфликтах на Кавказе;

осуществить анализ межэтнических процессов на Юге России с точки зрения перспектив развития межнациональных отношении.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является национальная сфера общественной жизни. В качестве предмета анализа выступает социальная субъектность нации.

Стремление автора изучить данные процессы с позиции
межсубъектного взаимодействия совпадает с потребностью аніализа

межнациональных конфликтов, происходящих в постсоветском пространстве, в особенности в кавказском регионе, где довольно трудно выявить основного носителя субъектности. Именно здесь социально-политическая нестабильность наиболее остро связана с субъектной экзистенцией существования этнических общностей.

Источники, теоретическая, методологическая основа исследования.

Решение сформулированных задач для достижения поставленной цели реализуется на основе системного подхода. Основой, теоретической и методологической базой исследования явились труды философов, политологов, социологов, этнографов, в которых разработаны принципы социального познания, базовые социально-философские категории, связанные с нацией. Социум рассматривается как сложная самоорганизующаяся и развивающаяся система, где определяются место и функции нации.

В основу методологии исследования положен системный анализ

политических, экономических и социальных феноменов с учетом тенденций и изменений в обществе «переходного периода». В своем исследовании автор

12 опирается на принципы: развития, детерминизма, историзма, целостности. В работе используются методы исторического и логического анализа, комплексный подход к изучению социальных процессов и явлений.

Центральным элементом исследовательской парадигмы является
междисциплинарный подход, позволяющий при использовании! данных
целого комплекса наук адекватно отразить сущность нации и определить
пути ее развития. ,

Эмпирическая база исследования - статистические данные о социально-политическом, экономическом положении автономных образований на Северном Кавказе за годы, прошедшие после распада СССР, результаты социологических исследований.

Научная новизна определяется, прежде всего, самой постановкой проблемы - рассмотрением субъектности нации как социального процесса и выявлением ее действующих механизмов. Также научная і новизна диссертационного исследования, в котором осуществлен целостный социально-философский анализ социальной субъектности нацци с учетом последних данных в философии, этнологии, психологии, политологии и конфликтологии, заключается в следующем:

- дана общая характеристика современного состояния проблемы нации
и путей ее развития;

- определены мировоззренческие, методологические основы и
соответствующие социально-философские предпосылки изучения нации в
качестве совокупного социального субъекта; раскрыты эвристические

возможности принципов детерминизма, междисциплинарности,

t синергетики при выявлении закономерностей перехода от народа к

нации;

- осуществлен анализ существующих подходов в литературе к
определению базовых понятий «нация», «этнос», «субъект», «социальный
субъект», «этничность» и «национализм»;

предпринят социально-философский анализ феномена субъектности нации, общих и особенных черт проявления национального бытия, исследован процесс становления механизма деятельностного существования нации;

проанализированы роль социокультурных факторов в субъектном существовании нации, показано значение духовных доминант в субъектном основании нации;

сформулирована концепция сущности этноса и исторических форм его существования;

- обосновано положение о том, что идея права нации на
самоопределение является основой субъектного существования нации,
определены границы принципа самоопределения, исходя ' из
исторической обстановки;

на основе сравнительного анализа рассмотрены формы проявления субъектности нации и роль государства в процессе формирования нации; '

систематизирован и обобщен большой эмпирический материал (20-е и 90-е гг.), позволяющий выявить общие и специфические формы проявления субъектного существования нации, ее критерии и границы в социально-политической жизни кавказских народов.

Положения, выносимые на защиту. Осуществленное в соответствии с изложенной актуальностью проблемы, целями, задачами и указанными теоретико-методологическими основаниями, диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1 .Социально-философское исследование нации как естественно-исторически возникшей общности возможно, если нация рассматривается одним из стадиальных типов этноса, специфическим признаком которой является наличие субъектных характеристик. Исследование проблемы

14 характера социальной субъектности нации, сфер и форм её проявления

может быть осуществлено на основе последовательной реализации

общенаучных принципов социального познания (системности, историзма,

детерминизма и др.), а так же использования идей постнеклассической

методологии (синергетики, нелинейности и междисциплинарности).

Методологической предпосылкой анализа является социально-философская теория, согласно которой изучение социального субъекта составляет один из моментов системного подхода к обществу. Принцип субъектности, являясь одним из базовых принципов социального познания, отражает факт наличия деятельного, активного начала в функционировании и развитии человека и общества. Он позволил выделить и сознательно, целесообразно создаваемые социальные группы, и естественно-исторически складывающие общности (семья, племя, народность, нация). Принцип субъектности означает опосредованное отражение социальной реальностью системы субъективных характеристик человека и группы, их потребностей, намерений и целей. В деятельности как индивидуального, так и совокупного субъекта присутствуют целеполагание, мотивация, ценностная составляющая.

2. Раскрытие специфики той или иной нации как социального субъекта возможно через «погружение» субъекта в социальный контекст и выявление в нем специфического качества «социальности». Понятие социальности раскрывает особенности, цели практически-деятельного отношения нации к окружающему миру, а также к субъектам, участвующим в совместной жизнедеятельности и составляющим структуру общества. Нация как социальный субъект может существовать, представляя собой социальное образование, детерминированное системой каузальных, структурно-функциональных, динамических связей, влияя на бытие и развитие общественной системы в целом.

15 Будучи элементом общественной жизни, нация, сама является сложной

системой, представляет собой иерархию взаимосвязанных друг с другом

элементов, составляющих основу нации как этнической общности.

Системность нации, как и любого другого элемента общества, имеет

«вертикальное» и «горизонтальное» измерения. «Горизонтальное» измерение

есть порождение первичных признаков: территории, языка, культуры,

государства (если оно есть) и т.д. «Вертикальное» есть результат вторичных,

производных от первичных признаков - это формирование национальных

интересов, национального сознания, национальной психологии,

национального характера, национального менталитета и т.д.

3. Познать социальную сущность нации, ее субъектную экзистенцию
невозможно без ее «идеального» второго, поскольку именно
«идеальное» является основой деятельности нации, структурирующей ее в
виде этнической группы. В определении нации мы должны исходить не
только из материальных составляющих нации, а делать акцент, прежде
всего, на идеальном в нации. К базисным атрибутам нации можно отнести
такие признаки, как национальное самосознание, национальный характер,
национальная психология, национальная идея, национальный интерес и т.д.
Но это не означает, что общеизвестные признаки нации, такие, как общность
языка, территории, экономической жизни, должны игнорироваться.

4. Субъектное самосознание нации опирается на идею прав на
суверенитет, самоопределение, самоуправление, на сохранение культурной
самобытности и на самоидентификацию. В историческую практику
существования народов эти идеальные конструкты, определяющие
социальные условия бытия народов и осознанные как базовые потребности и
интересы, вошли в форме требования, политического лозунга «право нации
на самоопределение». Это доминантная идея, определяющая поведение и
отдельного человека, и народов.

5. Нельзя отождествлять субъектность нации, а тем более становление нации с созданием государственности. В существовании государственности нация играет роль предпосылки и одной из его основ. Государство в конкретных формах существует только на основе признания ее национальным самосознанием как необходимого и отвечающего национальным интересам. Государство возникает как орган конкретной нации и воспринимается как государство какого-то народа. В случае многонациональное страны возникает проблема гармонизации, во-первых,

этнических частей с государством, и, во-вторых, различных этносов друг с

і другом.

При многообразии конкретных форм решения проблем строительства
единого государства для нескольких народов, общим и непременным
условием является признание субъектной природы нации, наряду с другими
субъектами общества. В процессе государственного строительства этот
подход должен быть отражен в праве, организации аппарата управления, в
признании прав на этническое своеобразие в создании ! органов
самоуправления, решения проблем общественного производства, духовной
жизни, культуры. I

5. Национальное самосознание - это феномен общественного сознания, в котором выражено понимание нацией своих интересов, своего прошлого, настоящего и будущего, определенного места в структуре социальной системы, взаимоотношений с другими этносами. Социальная сущность национального самосознания определяется его ролью идеального второго нации, предваряющего деятельность, являющегося основой и условием активности нации. Характерная особенность национального самосознания состоит в том, что, раз возникнув, оно становится одним из важных условий дальнейшего существования и развития этносов. Однако национальное самосознание не есть некая неизменная данность, мертвый слепок с национальной специфики. Оно постоянно только в одном - в способности

17 максимально выражать на каждом данном этапе истории нации цели, и задачи ее прогресса. Национальное самосознание полнее, чем другие стороны духовной жизни, отражает и выражает динамику социально-этнических процессов, постоянно изменяется в зависимости от конкретных исторических этапов национального развития. Отражая глубинные процессы формирования и развития нации, национальное самосознание призвано выражать ее объективные интересы в жизнедеятельности нации, одновременно выступая в качестве жизненно важного средства самоконтроля нации.

6. В регулировании межнациональных конфликтов, возникающих в
условиях полиэтничности, необходимо знание национальных особенностей
характера, психологии. Это знание позволяет: а) комплексно понимать
сущность, особенности национальных меньшинств, их историю и культуру;
б) выявлять внешние и внутренние причины возникающих конфликтов; в)
прогнозировать поведение народа в разных ситуациях и, следовательно,
принимать соответствующие меры.

Длительная совместная жизнь в одинаковой среде вырабатывает у людей общие черты психологии, где отражены особенности национального бытия, национальной истории, интернациональные связи и взаимодействия. Учет этого необходим при изучении субъектной природы нации. Однако, выделяя национальные особенности психологии, нельзя считать, что они составляют особый психический склад нации. Целесообразно широко употребляемое понятие «национальный характер» заменить понятием «национальные особенности характера».

7. Анализ этнополитических процессов на Северном Кавказе
позволяет сделать следующие выводы:

- к числу основных факторов, обусловивших становление нации в

качестве субъекта на Северном Кавказе, относятся социокультурные и духовные детерминанты;

- в происходящих на Северном Кавказе процессах проявляется тенденция этнизации в государственном строительстве, что свидетельствует о проявлении субъектной формы бытия нации. На Северном Кавказе наиболее выражено этнизация проявляется в республиках с одним титульным этносом - Адыгее, Ингушетии, Северной Осетии и Чечне, в менее яркой форме - в КБР и КЧР;

различные формы проявления субъектности нации, лежащие в основе этнополитических процессов, были вызваны нерешенностью проблем, имеющих ключевое значение для функционирования этнических общностей: восстановление прав на историческую родину и объединение в единое целое «разорванных» частей этноса. ' '

запутанное территориальное расселение народов в полиэтничных республиках за годы самодержавия и строительства социализма создало объективное противоречие между стремлением создания национальной формы государственности для народов и одновременно невозможностью реализовать подобные проекты в рамках республики, минуя социальный взрыв, затрагивающий интересы соседей.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется, прежде всего, его методологической направленностью. Можно надеяться, что полученные и выводы диссертации окажутся ценными в сфере исследования междисциплинарных областей.

19 '

Результаты диссертации могут быть использованы для формирования

адекватных философских оснований различных научных дисциплин,

исследующих проблему сущности нации и путей ее развития.

- Полученные в процессе исследования теоретические результаты,

сформулированные в диссертации положения и выводы, могут быть

использованы при чтении курсов лекций по социальной философии,

і
этнопсихологии, социологии наций и национальных отношений,

национальной политике. '

Практические рекомендации, содержащиеся в заключении, могут считаться основой для выработки конкретных шагов в области

V*'

регулирования жизнедеятельности наций и национальных отношений, профилактики и разрешения межнациональных конфликтов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного
исследования представлены в публикациях автора, в выступлениях на
конференциях: на Международной научной конференции «Человек,
культура, цивилизация на рубеже 2-3 тысячелетий» (Волгоград, 2000); на I
Всероссийском социологическом конгрессе (Санкт-Петербург,2000); на
межвузовской научно-практической конференции «Воспитание молодежи на
основе возрождения национальной культуры» (Нальчик, 1996); на научно-
практической конференции «Проблемы национальной культуры на рубеже
тысячелетий: поиски и решения» (Нальчик, 2001); на научно-практических
конференциях КБГСХА (Нальчик, 1995, 2001); на I Международной научно-
практической конференции «Кавказ сквозь призму тысячелетий.
Парадигмы культуры» (Нальчик, 2004). >

Основные результаты исследования отражены в монографии, статьях и
тезисах (16 публикаций). '

Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры
философии и политологии Кабардино-Балкарской государственной
9 сельскохозяйственной академии и была рекомендована к защите.

20 Структура диссертации. Структура диссертация определяется

последовательностью решения основных задач и состоит из введения,

трех глав (восьми параграфов), заключения и списка использованной

литературы. Общий объем диссертации 287 страниц.

Социально-философские предпосылки исследования субъектности нации

Истоки тупиковой ситуации в изучении теории нации, как в России,.так и в государствах постсоветского пространства таятся в недостаточной разработанности исходных пунктов и принципов теоретического осмысления национального развития. Ученые и политики, занимающиеся теорией нации, испытывают острую потребность в фундаментальных методологических трудах. В национальной сфере задачи методологии состоят в том, чтобы выявить основные принципы анализа нации и ее развития, приемы и методы ее исследования. Разработка проблем методологии изучения нации является важнейшим направлением научных поисков в сфере общественных дисцидлин. Пройденный путь «либеральных реформ» еще больше обострил межнациональные отношения, поставив на передний план проблему субъектных функций нации. Радикальные изменения затронули всю систему социальных связей, потому важно решить, какими должны быть методология и мировоззрение, соответствующие адекватному пониманию сущности нации, ее развития. Познание общественных явлений - сложный и многосторонний процесс, основывающийся на совокупности самых разнообразных методов, принципов, теорий и взглядов, которые используются в зависимости от особенностей изучаемых социальных объектов. Общей методологией познания общественных процессов выступает социально-философская теория, формулирующая принципы анализа и осмысления развития общественной жизни людей в целом. Значение социальной философии как общей методологии познания общественных явлений определяется следующими ее особенностями. Во-первых, социальная философия ориентирует познание с субъектной стороны, с позиций определения форм деятельностного существования человека и человеческих общностей, выявления ценностей, потребностей, целей субъекта и всего того, что свидетельствует о стремлениях человека, о содержании и направленности его активности. Эта особенность социальной философии и делает ее общей методологией познания общественных закономерностей. Во-вторых, социальная философия ориентирует познание с предметной стороны. Это означает требование интерпретации самоценности социальных явлений, представить их целостную объективную картину в научных представлениях. Социальная философия является общей методологией социального познания, так как она исследует предметную реальность существования человека.

Социально-философская теория как методология представляет собой систему наиболее общих понятий, категорий, законов, в которых отражаются самые существенные и необходимые стороны общественной жизни, ее исторического развития. Эти общие принципы социально-философской теории сами являются абстракциями и не имеют прямого аналога в конкретной эмпирической реальности. Именно эта понятийная система и используется для получения нового знания, служит средством анализа конкретной социальной действительности с точки зрения общего, существенного и необходимого в ней. Основным требованием такой методологии является рассмотрение общества не только как объекта, но одновременно и как субъекта. Социально-философская методология основывается на необходимости изучения социального объекта в условиях достаточной степени развитости, то есть в том виде, в котором объект проявляет все свои свойства наиболее рельефно и полно.

Фундаментальным принципом методологии изучения проблемы нации является принцип историзма. Историзм - важнейший и необходимый принцип любого социально-философского исследования, поскольку именно он предполагает необходимость учета условий места и времени. Он дает возможность видеть, осмысливать, анализировать все пройденные этапы развития нации во всей полноте и диалектической противоречивости, рассматривать их как динамично развивающиеся структуры. Еще В.И. Ленин в лаконичной форме выражал суть этого принципа: «Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»1.

Подход к национальным явлениям на принципах историзма позволяет рассматривать их с точки зрения того, как они возникли, как развивались и пришли к современному состоянию. Принцип историзма. означает, что национальные общности - категория не вечная, а является исторически преходящей. Их генезис обусловлен определенными историческими потребностями. Новые общественно-исторические потребности приведут к неизбежной смене их качественно новыми человеческими общностями. Принцип историзма дает возможность исследователям в обязательном порядке учитывать конкретно-исторические условия развития нации, без чего нельзя понять как общих закономерностей, так и особенностей этого развития.

Идея прав нации на самоопределение как основа субъектной деятельности нации

Традиционная для отечественной философии теория нации исходила из идеи объективного существования нации. Нация рассматривалась как этническая общность, возникшая вместе со становлением капитализма. Формирование нации сопровождается появлением идей о национальном государстве. Нация определялась как общность, развитие которой завицит от объективных причин, основы которых находятся в сфере экономики, а затем - от культуры, от истории, от особенностей психологии.

Нация является и общностью, существующей на основе собственной деятельности. Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляют целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Нации как социальному субъекту присущи специфические! формы деятельности. Формирование нации происходит на основе осознания своих субъектных прав. Таким образом, нация отличается от предшествующих форм этнических общностей осознанием своей субъектной целостности и своих прав.

Субъектная деятельность нации проявляется в различных формах активности. В наиболее чистой форме это проявляется в национальных движениях. Приложение к нации понятия «субъект» означает, что она обладает соответствующими свойствами. Нация как субъект характеризуется целеполаганием. Объектом деятельного отношения нации выступают формы ее самоорганизации, отношения с другими народами, с государством.

Субъектное самосознание опирается на ряд идей, вошедших в современное право. Это идеи прав на суверенитет, самоопределение, самоуправление, на сохранение культурной самобытности и на самоидентификацию. Идея прав нации на самоопределение была основной в жизнедеятельности народов в XIX-XX веках. Эта же идея и в настоящем, и в необозримом будущем будет играть роль одного из основных факторов, стимулирующих национальные движения.

Идея прав нации на самоопределение присутствует при всех условиях, но в каждом конкретном случае выставляются глубоко индивидуальные проблемы. Становление идеи прав нации именно как этнической общно сти и закрепление такого понимания в общественном сознании происходило на основе становления национального самосознания народов Европы. Сам термин «самоопределение наций» впервые прозвучал на Берлинском конгрессе 1878 года. В политический лексикон «право наций на самоопределение» входит в конце XIX века. В течение XX века принцип самоопределения народов становится частью международного права. Во многих документах этот принцип провозглашается основой политики в сфере межнациональных отношений. Мировое сообщество ввело в общественное сознание идею наличия у каждой нации своих интересов, основой которых являлось право на самоопределение.

Понятие «права народа, нации» стало общепринятым, вошло в международное право. Становление субъектности происходило на основе идеи права нации на самоопределение как основного условия ее существования. Во второй половине XX века право на самоопределение было сведено к праву «любого народа иметь государство... Это право подразумевает, кроме того, обязательство других государств не пытаться путем вмешательства и принуждения помешать народу свободно избрать свою политическую, экономическую и социальную систему»86.

В годы первой мировой войны воюющие страны Антанты и США провозгласили право на самоопределение народов, находящихся в колониальной зависимости у противной стороны. В то же время, основная роль в закреплении принципа прав нации на самоопределение в сознании и деятельности, в признании таких прав основой национальных интересов принадлежит революции в России в октябре 1917года. Правительство большевиков выдвинуло идею права нацй на самоопределение в качестве основы национального государственного строительства. Принцип национального самоопределения наполняется иным содержанием, открывая эру национально-освободительных революций.

После окончания второй мировой войны идея самоопределения находит свое воплощение в документах Организации Объединенных Наций. В Уставе ООН идея самоопределения получает значение «принципа». Статус идеи повышается до «права» на VII сессии Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1952 года. Идея прав нации на самоопределения и деятельность во имя её реализации стали источником формирования современной структуры человечества.

Проблема самоопределения наций на Кавказе: 20-30-е годы

Различные народы входили в состав России на разном уровне социального и культурного развития, с различными историческими традициями. Одни из них находились на стадии первобытнообщинного строя, другие имели в прошлом развитые государства и всячески стремились к его возрождению. Самодержавная Россия была унитарным, бюрократически-централизованным государством. Поэтому ее территориальное устройство создавалось без учета национального состава населения, границы административных единиц не соответствовали расселению национальностей. Национальный гнет порождал антагонизм народов, приводил к межнациональным столкновениям, которые обострялись между трудом и капитал омі Для России национальный вопрос был, прежде всего, вопросом ликвидации национального гнета 57 % населения страны (именно столько было в стране нерусского населения). Требовалось преодолеть межнациональную вражду, которая насаждалась всей системой государственного управления. Рассмотрим этническую карту дореволюционной Российской империи. Россия была евроазиатским конгломератом, одним из самых больших государств в мире. В 1.913 грду по не точным данным тут проживало свыше 165 млн. человек. Перепись населения 1898 г. зафиксировала в России 146 языков и наречий, по материалам же переписи населения 1926 г. в стране было зарегистрировано более 190 этнических единиц.180 И это притом, что территория СССР в тот период была меньше территории царской России. Со временем реструктурированная империя приняла форму этнографической иерархии. Непрестанная территориальная экспансия превратила Россию в организм, ломающийся под собственной тяжестью. В пространство, стягивавшееся имперским центром, включались огромные фрагменты иных культур, религий, жизненных стилей. Находясь на стыке Запада и Востока, объединяя разнородные историко-культурные пласты в рамках огромного унитарного государства, страна оказалась средоточием глобальных общецивилизационных противоречий. В начале XX века в силу объективных и субъективных факторов Россия активно развивалась в сторону демократии, усваивала европейские ценности: формировались элементы гражданского общества и парламентаризма, создавались партийные структуры, охватывающие всю широту политического спектра и т.д. Однако лишь небольшая, главным образом образованная часть общества была вовлечена в этот процесс, который в условиях первой мировой войны откатился обратно. С проектами решения национальных проблем выступали декабристы и народовольцы, армянская партия «дашнакцутюн», еврейский «бунд» и др.

В целом, если исключить отдельные нюансы, рурские революционные партии высшим государственным идеалом считали полную демократизацию государства. Ее они понимали не только в том смысле, чтобы для каждой национально-территориальной области был создан законодательный корпус в малом масштабе, но также и в том, чтобы народ получил право выбирать своих представителей власти. При этом, полная демократия, по их мнению, возможна в том случае, если государство превращается в сожительство автономных национальностей, независимо от их территории. Поиск национальной концепции был одним из важных сторон русского революционного сознания с .самого начала революционного движения.

После Октябрьской революции перед большевиками встала одна их сложнейших задач - реализовать на практике идею о самоопределении нации. В решении национального вопроса в России выявились два направления. Национальные партии, такие как Бунд, закавказские і и польские социал-демократы, стали последователями идеи О. Бауэра и К. Реннера. На практике это означало требование национально-культурной автономии. Другой точки зрения придерживались большевики во главе с В.И. Лениным. Ленин, учитывая конкретные российские условия, разработал теорию нации, согласно которой, с одной стороны, в национальных движениях наблюдается стремление к созданию национального государства, а с другой стороны, нации стремятся к консолидации. Как показала практика, эти тенденции не утратили свою актуальность и в последующие эпохи. Большевики видели решение национального вопроса в самоопределении нации вплоть,до отделения, в уничтожении всех привилегий для любой нации, в создании условий, ограждающих права национального меньшинства. Таким образом, проблема субъектности нации, имеющей право на самоопределение, впервые выходит на практическую плоскость после Октябрьской революции 1917года.