Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философская концепция автономии личности Майкова Элеонора Юрьевна

Социально-философская концепция автономии личности
<
Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности Социально-философская концепция автономии личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Майкова Элеонора Юрьевна. Социально-философская концепция автономии личности: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11 / Майкова Элеонора Юрьевна;[Место защиты: Московский государственный областной университет].- Москва, 2016.- 259 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Возвращение философского интереса к феномену автономии неслучайно. Автономия является ядром и репродуктивным началом личности. Сегодня налицо проблема антропологического масштаба – наблюдающаяся асимметрия личностного и социального начал, дисбаланс процессов индивидуализации и социализации у молодежи, экспансивность социального и утрата личностного контроля, множественность и фрагментарность идентичности в социальных реалиях. В перспективе потеря автономного бытия составляет угрозу для личностного существования.

В современной философии после заявленной постмодернистами «смерти субъекта», новые решения в проблематике личности – одна из наиболее актуальных тем. Будучи личностным феноменом, автономия декодирует понимание личности и как носителя социальной динамики, и как энтелехию социального прогресса, и как акме социума. Коннотациями личностной автономии выступают самость, идентичность, аутентичность, приватность, суверенность. Поэтому феномен личностной автономии может быть корректно изучен только в контексте проблем личности, особенностей современной конфигурации личностной и социальной жизни. Философская рефлексия и междисциплинарные исследования феномена автономии личности позволяют преодолеть эвристическую недостаточность и методологическую узость частных дисциплинарных подходов к толкованию личностной автономии.

Пристальное теоретическое внимание к феномену автономии инициируется новой социальной онтологией, в которой навязываются ценности сетевых, анонимных, неиерархических коммуникаций, происходит подтачивание личности и утрачивается чувство ее онтологической безопасности. Сегодня социальное бытие описывается такими концептами как внешнее многообразие, многополярность, мультикультурность, информационная и коммуникативная избыточность, неопределенность, риск, случайность. Ответом на такие вызовы современности может служить развитие у личности способности конструировать автономное, независимое, аутентичное, суверенное бытие и соответствующие модели поведения. Это, в свою очередь, способствует корректировке таких внутриличностных качеств как самотождественность, идентичность, рефлексивность, персональная ответственность, доверие.

Ключевыми ориентирами для философской аналитики темы автономии является осмысление её генеалогии и актуального бытия в таких социальных модальностях как самость, идентичность и вовлеченность, которые комплементарны, взаимосвязаны по принципу дополнительности. Исследование проявлений личностной автономии в этих модусах возрождает идею Н.А Бердяева о личности как «живом противоречии между личным и социальным, между формой и содержанием, между конечным и бесконечным» и мысль И.А. Ильина о том, что «автономия (самозаконность, свобода) и гетерономия (внешнее законополагание, социальный авторитет) не исключают друг друга; напротив – они духовно соединимы». Современная социальная жизнь характеризуется «вовлеченностью»,

предполагающей внешнюю для личности, навязанную социальную интегрированность, такой способ социального рекрутирования, в основе которых лежит вмешательство в личное пространство, подавление рефлексии и автономного статуса человека. В социальной ситуации «вовлеченности» неоднозначно осуществляется самополагание и самоопределение личности, минимизируется паттерн самости. При диктате «вовлеченности» осуществляется вторжение в индивидуальную поли-идентичность, что влечет за собой снижение устойчивости личностной автономии, поскольку рефлексивная личность все чаще обнаруживает несоизмеримость с заданными социальными координатами и властвующими нормами. Всё чаще проявляется тенденция к деперсонализации, депривации и дезинтеграции, статистически подтверждаемых неуклонным ростом пограничных личностных нарушений и социальных патологий: аномии, девиаций, консьюмеризма, социального аутизма, шизоидных разрывов общественного сознания. Дисбаланс социального и личностного контроля актуализируют рефлексию способов укрепления границ личностной автономии и поиск новых ресурсов в сохранении стабильного личностного статуса. Автономия как личностный феномен, его социальные модификации, может служить точной опоры на пути к единству личности, основой её социального, психического, профессионального здоровья. Поэтому проблема преломления личностной автономии в ситуации тотальной «вовлеченности», обнаружение способов её самозащиты, моделей её безопасности представляется актуальной.

Нашему времени свойственны радикальные изменения в социальном позиционировании личности. Сегодня она конституируется не только статусом суверена, выполняемыми социальными ролями, но и как проектно-брендовая идентичность (позиционирующая свой имидж через СМИ и общественное мнение), подтверждаемая известностью и узнаваемостью, а также как автопроект. Формирование автопроекта, выстраивание жизненных планов и стратегий, своего пути на социальной карте – процесс непрерывный. Этот процесс показывает, с одной стороны, его укорененность в определенные культурные и экзистенциальные универсалии, с другой – преодоление личностной произвольностью и автономией социокультурных паттернов. От характера конституирования себя личностью во многом будет зависеть сохранение статуса автономной (приватной, суверенной) жизни, персональной ответственности, качества социальной жизни современного человека.

Новый исторический поворот России к гражданскому обществу в конце ХХ -начале ХХI вв. также актуализирует изучение личностной проблематики, а именно: диалектики личностных и социальных феноменов в новых социальных координатах, социокультурных механизмов и технологий воздействия на субъектность и личностные качества человека. Становление гражданского общества, развитие правового государства определяется такими критериями как свобода, автономия, человеческое достоинство. Целевая мотивация гражданского общества и правового государства состоит в защите свободы как основы автономии. Человек гражданского общества должен быть автономен по своему социокультурному статусу и обладать определенной внутренней свободой и суверенностью выбора,

ответственность за который ложится на него самого. Включение такого индивида в новую социальную среду трансформирует ценности, желания, потребности, интересы свободного человека как автономного субъекта. Расширение личностного потенциала, включающего когнитивную сложность мышления, высокую рефлексивность, способность к доверию, духовно-нравственные ориентиры, позволяет перейти к нелинейной социодинамике современной жизни с меньшими рисками.

Проблема конституирования автономии личности раскрывается на философско-методологическом, междисциплинарном, теоретическом и эмпирическом уровнях анализа, приводящего к выработке новых концептуальных средств. Сегодня путь к социальной зрелости и мудрости личности видится не столько в «координатах» М. Лютера и И. Канта, которые освободили личность от внешних символов зависимости, сколько в призме внутренних рефлексивных усилий и желаний человека осознавать свою автономность и быть способным принять её, оставаясь индивидуальностью, целостностью. Такой путь пересекается с самой идеей образования, которая заключается в подведении обучающегося к самополаганию в отношении жизненных дел. Отрицание автономии личности ведёт к подрыву самой идеи образования. Это, в свою очередь, инициирует постановку вопросов расширения личностного потенциала обучающейся молодежи в рамках образовательных практик средствами социогуманитарных наук и рефлексивных технологий, нацеленных на развитие автономии личности.

Степень научной разработанности темы. Вопросы и проблематику автономии личности изучают познавательным инструментарием философии, этики, культурологии, психологии, социологии, политологии, права и других социально-гуманитарных наук. Работа опирается на ключевые понятия, концепты, принципы современной философии и науки, разрабатываемые в работах В.И. Аршинова, В.Г. Горохова, П.С. Гуревича, В.А. Лекторского, В.А. Лепского, И.Т. Касавина, А.А. Кокорина, В.М. Розина, М.А. Розова, В.С. Степина, В.С. Швырева и др1. В диссертации предлагается анализировать феномен автономии личности средствами социально-философского, междисциплинарного, дискурсивного анализа. Современные методологи науки, Э. Бенвенист, М. Фуко, Ю. Хабермас, И.Т. Касавин, В.М. Розин и др.2 полагают, что дискурс обладает не только

1 Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999; Горохов В. Г. Технические
науки: история и теория (история науки с философской точки зрения). М., 2012; Гуревич П. С. Философская
интерпретация человека (К 80-летию проф. П. С. Гуревича). Серия «Humanitas». М.; СПб., 2013; Касавин И.
Т., Розин В. М. Типы и дискурсы научного мышления. Изд. 3-е. 2012; Кокорин А.А. Философский алгоритм
познания: содержание и практические возможности. М., 2013; Лекторский В. А. Эпистемология классическая
и неклассическая. М., 2001; Лекторский В. А., Швырёв В. С. Рациональность как ценность культуры //
Вестник Российской Академии Наук. 2005. № 11; Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды
инновационного развития, 2010; Розов М. А. Философия науки в новом видении. М., 2012; Розов М. А.,
Горохов В. Г., Степин В. С. Философия науки и техники. М., 1996; Степин В. С. Теоретическое знание. М.,
2003; Швырёв В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

2 Фуко М. Археология знания. СПб., 2004; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003;
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000; Библер В. С. Образ простеца и
идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. М., 1990; Касавин И. Т. Текст. Дискурс.
Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М., 2008; Розин В. М. Человек культурный.

объяснительной возможностью, но и может стать междисциплинарной методологической программой. Решение практических задач предполагает необходимость прагматической интерпретации дискурса (Ю. Хабермас). В диссертации под дискурсом личностной автономии понимается такой способ рассмотрения данного социального феномена, который сочетает философские, антропологические, социологические, психологические представления и задает объяснение того, как можно воздействовать на изменяющиеся границы автономии личности средствами социальных, образовательных, личностных практик.

Автономия как личностный феномен анализируется через тезаурус личности и в контексте личностной проблематики. На необъективируемость, недефинируемость понятия «личность» указывает множественность её значений. Философия личности эволюционировала от её толкования как трансцендентального субъекта (Р. Декарт, И. Кант, Ф. Фихте) до концепта интернациональности сознания и символических форм бытия (Э. Кассирер, Э. Гуссерль), сознания как диалога с Другим (М. Бубер, М.М. Бахтин, Э. Левинас, фрейдизм), человека как совокупности общественных отношений (марксизм), символического тела (постструктурализм). В русской философии ХIХ–ХХ вв. тема личности разрабатывалась отечественными мыслителями разных мировоззренческих и методологических ориентаций. С.Л. Франка, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, А. Ухтомского, Г.Г. Шпета, М.М. Рубинштейна объединяет вера в абсолютную значимость личности, которая была центральной категорией их воззрений, и разрешение главной проблемы – противоречия между уникальностью и всеобщностью как характеристиками личности. Проблематика личности звучит в континууме философско-антропологических, феноменологических, персонологических, экзистенциальных воззрений в сочинениях П.Я. Чаадаева, В.С. Соловьева, Е.В. Трубецкого, Л.П. Карсавина, Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета. Личность становится философской категорией в трудах А.Ф. Лосева, Л.П. Карсавина, Л.М. Лопатина, онтологической категорией у М.М. Бахтина.

В ХХ веке возникают социальные концепции личности, удостоверяющие личность через различные формы социальных связей. К ним относятся: концепция социализации, где личность – результирующая адаптации к структурам социальности; концепция самореализации (самодетерминации), видящая в субъектности индивида личность; концепция конструирования личности через её идентификацию и качества социальности. В рамках зарождающейся философии возможного (новом направлении в современной философии) развивается многомерный и целостный взгляд на личностное начало человека, исходящий из идеи существенных изменений в социальном позиционировании личности и

Введение в антропологию. М.; Воронеж, 2003; Розин В. М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа // Вопросы философии. 2009. № 7; Усманова А. Р. Дискурс // Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. М.; Минск, 2002.

множественных определений идеи «личного»1. В этой концепции личность рассматривается в призме понятий «проект», «автопроект», «бренд», «потенциал»2.

В современной западной и отечественной персонологии разрабатываются психоаналитическая (психодинамическая), гуманистическая, экзистенциальная, диспозициональная, бихевиористская, культурно-историческая, когнитивная концепции3. В современной отечественной психологии выделяются два исследовательских направления: 1) редукционистское, где гносеологическое понятие «субъект» и «психологический субъект» вытесняют понятие личности с её метафизическим, онтологическим, аксиологическим, праксиологическим «наполнением»; 2) культурно-историческое, реконструирующее обозначенные в русской философии идеи о личности как «лике», целостности, воли, ответственности, поступке (Л.С. Выготский, Г.Г. Шпет, М.М. Рубинштейн, М.М. Бахтин, В.П. Зинченко). Концепция М.М. Бахтина, в которой личность понимается как само бытие, а не социальное бытие, как самосознаваемая воля, ответственность, авторитет, поступок, (действие в режиме самодетерминации (автономии)), получила свое продолжение в психологических исследованиях А.С. Асмолова, Л.И. Анцыферовой, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.В. Петровского, В.В. Петухова, В.В. Смолина, Е.Е. Соколовой, С.Л. Рубинштейна4.

Философский и социогуманитарный анализ проблемы конституирования личности в сетевом пространстве сегодня зарождается и восходит к работам,

1 Старовойтенко Е. Б. Парадигма жизни в персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
2010. № 1. Т. 7; Старовойтенко Е. Б. Культурная психология личности. М., 2007.

2 Колесниченко Ю. В. Философия личности как преодоленная феноменология. Вл. Соловьев и М.М.
Бахтин // Вопросы философии. 2012. № 1; Анисимова В. Е. Личность как способ бытия и проявления
целостности человека: автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 1996; Красиков В. И. Метафизическое
самоопределение человека: автореф. дисс. … докт. филос. наук. Томск, 1995; Иконникова Н. И. Бытие
человека как целостная система: автореф. дисс. … докт. филос. наук. М., 2004; Мясникова Л. А. Основания
индивидуального бытия: взаимоотношения имманентного и трансцендентного: автореф. дисс. … докт.
филос. наук. Екатеринбург, 1993; Карабущенко Н. Б. Феномен элиты. Историко-психологическое
исследование: автореф. дисс. … докт. псих. наук. М., 2009; Тульчинский Г. Л. Тело свободы. СПб., 2006;
Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002; Эпштейн М.
Н. Философия возможного. СПб., 2001; Смирнов С. А. Культурный возраст человека. Философское
введение в психологию развития. Новосибирск, 2001; Леонтьев Д. А. Феномен свободы: от воли к
автономии личности // Только уникальное глобально. Личность и менеджмент. Культура и образование.
СПб., 2007; Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011; Пригов
Д. А. Само-иденти-званство // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. 2001. № 13; Питерс Т.
Дж. Преврати себя в бренд. М.; СПб.; Киев, 2008.

3 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997; Маслоу А. Психология бытия. М., 1997; Франкл В.
Человек в поисках смысла. М., 1990; Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999; Смит Н.
Современные системы психологии: история, постулаты, практика. СПб., 2003.

4 Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990; Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы
геронтопсихологии. М., 2004; Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М., 1997;
Зинченко В. П. Блуждание в трех соснах, или тоска по личности // Человек. 2011. № 4.; Зинченко В. П.,
Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный
контекст. М., 2010; Кондратьев М. Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психология
развивающейся личности. М., 1987; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004;
Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011; Петухов В. В.,
Столин В. В. Психология. М., 1989; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.

посвященным глобальному, информационному, сетевому обществу1. Различные аспекты развития личностной автономии, в том числе в виртуальном пространстве, обстоятельно рассматриваются в работах М.Фуко, Э. Левинаса, И.А. Андреева, Л.В. Баевой, А.Ю. Березанцева, В.А. Емелина, С.Н. Ениколопова, Ю.М. Кузнецовой, А.П. Назаретян, Л.Н. Назарова, В.Л. Силаевой, Г.Б. Степановой, К.Г. Сурнова, А.Ш. Тхостова, Н.В. Чудовой, Д. Шапиро2.

В континууме изучения вопросов идентификации личности, персональной идентичности, её корреляции с иными видами идентичности тема «личности» разрабатывалась И. Кантом, Ф. Фихте, Э. Гуссерлем, У. Джеймсом, Ж.-П. Сартром, М. Хайдеггером, З. Фрейдом, Э. Фроммом, Э. Эриксоном, К. Хорни, В. Франклом, П. Рикёром и отечественными учеными (К.С. Абульхановой-Славской, Л.А. Анцыферовой, А.Г. Асмоловым, В.В. Глебкиным, П.С. Гуревичем, В.В. Ильиным, Д.А. Леонтьевым, А.А. Налчаджяном, Г.У. Солдатовой и др.)3. В современной философской и социогуманитарной научной литературе вопросам трансформации личностной и социальной идентичности посвящены работы З. Баумана, Л.П. Буевой, П.С. Гуревича, И.Т. Касавина, Н.Г. Козина, М.Н. Кузьмина, Т.А. Кузьминой, В.А. Лекторского, Н.В. Мотрошиловой, М.А. Розина, К.А. Свасьяна, Е.О. Труфановой, Г.А. Тульчинского, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, В. Хёсле и др.

Как демонстрирует историко-философская ретроспектива, объем понятия автономии постоянно изменялся. Герменевтика автономии как социального феномена указывает на её поливариантный смысл, эволюционирующие значения: выделение человека из природы, индивида из рода, независимость, акт морально-психологической рефлексии, интеллектуальный самоанализ, явление индивидуализма и др. Истоки современной трактовки автономии как комбинации независимости и зависимости лежат в работах И. Канта – «Основоположение к метафизике нравов» и «Критика практического разума». В качестве составляющих автономии личности выделялись разумность, свобода, независимость,

1 Губман Б. Л. Современная философия культуры. М., 2005; Гуревич П. С. Человек Нового времени //
Педагогика и просвещение. 2012. № 1(05); Валлерстайн И. Микросистемный анализ: Введение. М., 2006;
Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2010; Кастельс М.
Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000; Уэбстер Ф. Теория информационного
общества. М., 2004; Чернявская Ю. В. Социальные сети: храм бездомности // Человек. 2014. № 3.

2 Алексеенкова Е. С. Социальные сети в политике (на примере итальянской политики ХХ века). М., 2012;
Баева Л. В. «Человек играющий» в ХХI в. // Информационная эпоха: Вызовы человеку / под ред. И. Ю.
Алексеевой, А. Ю. Сидорова. М., 2010; Березанцев А. Ю., Андреев И. Л., Назарова Л. Н. Новые технологии
новые патологии: Интернет и здоровье человека // Человек и его будущее: Новые технологии и
возможности человека / отв. ред. Г. Л. Белкина. М., 2012; Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Технологические
соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека // Вопросы философии. 2010.
№ 5; Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Цибульский Н. П., Чудова Н. В. Специфика агрессии в Интернет-
среде // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6; Назаретян А. П. Насилие в СМИ: сегодня и завтра //
Вопросы психологии. 2009. № 5; Силаева В. Л Суицидальные практики в Интернете // Человек. 2008. № 6;
Степанова Г. Б. Информационные технологии и человек: о влияниях и последствиях // Человек и его
будущее: Новые технологии и возможности человека / отв. ред. Г. Л. Белкина. М., 2012.

3 Рикёр П. Я-сам как другой. М., 2008; Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //
Вопросы философии. 1994. № 10; Буева Л. П. Распад идентичности // Вестник РФО. 2011. № 4; Гуревич П.
С. Расколотость человеческого бытия. М., 2009; Ильин В. В., Панарин А. С., Бадовский Д. В. Политическая
антропология. М., 1995.

самоопределение (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг). Через идею автотрофности человечества русскими философами-космистами Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским понятие автономии было расширено до понятия антропологического ряда и технологии «авто».

Исследования феномена автономии в кибернетике, синергетике, когнитивных науках, социологии, психологии опираются на идею аутопойезиса (самовоспроизводства). Обоснованию самореферентности, операциональной замкнутости аутопойетических систем, рассмотрению коммуникативных процессов, самозамкнутых на систему, посвящены работы А.Л.Алюшина, Р. Брукса, Б.М. Величковского, Дж. Гибсона, Фр. Варелы, Ф. Капры, Е.Н. Князевой, Н. Лумана, У. Матураны, Г. Оллпорта, И.Р. Пригожина Э. Роша, М. Уилсон, Р. Фрейджера и др.1.

Реконструирование понятия автономии как самоидентификации человека восходит к парадигме автаркии в античности, понятию «кайвалья» в буддийском учении, глубинной интроспекции и морально-психологической рефлексии в христианской традиции, а также к сформировавшемуся в Новом времени концепту автономии как культурного идеала, культа индивидуализма, личной точки зрения, автономии частной жизни (Аристотель, А. Августин, Н.В. Брагинская, В.В. Ильин, Г.К.В. Дешикачар, В.М. Розин). В эпоху глобализма рассматриваются новые способы конституирования автономии: как фигуры «эксперта» (А.Ю. Ашкеров, А. Гоулднер, О. Матвейчев и др.), как феномена культурной и духовной жизни (А.П. Огурцов, В.В. Платонов, Г.Л. Тульчинский, А.Д. Похилько и др.)2. Современный этико-правовой анализ показывает, что в социальной практике установки и представления об автономии личности носят противоречивый характер3. Это связано с тем, что в Конституции РФ отождествляются понятия свободы и автономии.

В теории самодетерминации понятие автономии, укорененное во внутреннюю мотивацию, независимость и индивидуализм, расширяется до признания влияния внешней регуляции, контроля социальных ценностей, мотивов, до понятия автономной и контролируемой мотивации (Т.О. Гордеева, О.Е. Дергачева, Э.Л.

1 Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. М., 2001;
Luhmann N. The Autopoiesis of social systems // Luhmann N. Essays on self-reference. N. Y., 1990; Оллпорт Г.
Становление личности. М., 2002; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты,
упражнения. СПб., 2002; Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Киев, 2002;
Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 2006.

2 Gouldner A.W. The future of intellectuals and the rise of the new class N. Y., 1979; Ашкеров А.
Экспертократия. Управление знаниями: производство и обращение информации в эпоху
ультракапитализма. М., 2009; Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия
образования. ХХ век. СПб.: РХГИ, 2004; Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые
перспективы свободы и рациональности. СПб.: Алетейя, 2002; Похилько А.Д. Социокультурная
автономность сознания: философско-антропологическое измерение: автореф. дисс. … докт. филос. наук.
Ставрополь, 2007.

3 Dworkin G. The Theory and Practice of Autonomy. Cambridge University Press, 1988; Feinberg J. Harm to Self.
The Moral Limits of the Criminal Law. New York, Oxford, 1986; Петров А. В. Автономия личности как право
на принятие решений // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2009. № 1; О`Нил О. Автономия: зависимость и
независимость // Мораль и рациональность. М., 1995; Седова Н. Н. Правовые основы биоэтики. М.:
Триумф, 2004.

Деси, Д.А. Леонтьев, Р. Райан и др.)1. Кросскультурные исследования по выявлению культурных различий и ценностных предпочтений в конституировании личностного контроля и автономии проводились такими авторами как А. Бандура, Э. Ю. Вайс, Э.Л. Деси, Е.А. Сергиенко, Б.Ф. Скиннер, Дж. Хекхаузен, Ш. Шварц, Р. Шульц, С. Ямагучи и др.2. В психопатологии рассматривается ослабление автономии как состояние, присущее любому расстройству и патологии личности3.

Анализу онтологических оснований автономии личности – самости, аутентичности, приватности, суверенности, посвящены философские работы и исследования междисциплинарного характера. Об онтологических реалиях самости (Я), значимости этого феномена и его социокультурной обусловленности размышляли представители классической (Р. Декарт, Э. Мах, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант, И. Фихте) и неклассической философии (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Р. Розенцвейг). Конструктивистское направление в философии привнесло психологизм в раскрытие проблемы самости (К. Герген, А. Маслоу, К. Юнг, Е.О. Труфанова)4. Вопросы социально-нравственного содержания и уточнения границ феномена приватности, в том числе в информационном обществе, анализировались в трудах Дж. Агамбена, З. Баумана, Э. Гидденса, X. Ортега-и-Гассета, А. Швейцера, Д.Ю. Дорофеева, И.И. Кравченко, Т.И. Порохонской, А.Х. Саидова, К. Шмита и др. В современном междисциплинарном дискурсе продолжается дискуссия о пересечении объема понятий «приватность» и «суверенность» в социальной интеграции индивида и социума, индивида и государства5. В психологических исследованиях последних лет устанавливается соответствие понятий «суверенность», «качество личности», «психологическое пространство» «самость», «идентичность», «самоутверждение», «независимость», «нонконформизм»6.

Значительную роль в постановке проблемы конституирования автономии личности в современной ситуации тотальной социальной «вовлеченности» сыграли

1 Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development
and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55(1); Дергачева О. Е. Теория самодетерминации //
Большой психологический словарь. СПб., 2003; Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке
проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1; Неклассический
вектор в современной психологии // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива /
отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М., 2007.

2 Bandura A. Human agency in social cognitive theory // American Psychologist. 1989. Vol. 44(9); Деси Э. Л.
Контроль поведения // Психологическая энциклопедия. СПб., 2006; Шварц Ш. Культурные ценностные
ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы
экономики. 2008. Т. 5. № 2; Ямагучи С. Культура и контроль // Психология и культура. СПб., 2003.

3 Шапиро Д. Автономия и ригидная личность. М., 2009; Комер Р. Психопатология поведения. Нарушения и
патология психики. СПб., 2005.

4 Gergen K. J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N. Y., 1991; Маслоу А.
Мотивация и личность. СПб., 1999; Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991; Труфанова Е. О. Я как
конструкция // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. М., 2009.

5 Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М., 2011; Бауман З. Текущая современность.
СПб., 2008; Шмит К. Диктатура. СПб., 2005; Фуко М. Воля к истине. М., 1996; Алексеенкова Е. С.
Социальные сети в политике (на примере итальянской политики ХХ века). М., 2012; Дорофеев Д. Ю.
Суверенная и гетерономная спонтанность: философско-антропологический анализ. СПб., 2008;
Суверенитет. Трансформация понятий и практик / под ред. М. В. Ильина, И. В. Кудряшовой. М., 2008.

6 Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности: автореф. дис. … докт. псих. наук. М.,
2005; Ревонсуо А. Психология сознания. СПб., 2013.

философские и социологические работы И. Валлерстайна, Ю. Хабермаса, У. Бека, С Лэша, Н. Лумана, М. Кастельса, Ф. Фукуямы1. Работы ведущих мировых социологов Э. Гидденса, З. Баумана, Дж. Урри, Ж. Бодрийяра, посвященные изучению социальных форм жизни современности, изменяющих характеристики повседневного существования, стимулировали ключевые размышления об изменении роли автономии личности в сохранении онтологической безопасности в модальностях самости, идентичности, «вовлеченности»2.

В работах по философии образования проводится мысль, что отрицание автономии субъекта ведет к подрыву самой идеи образования3. Ведущей роли автономии в становлении личности в образовательном пространстве посвящены исследования в области аналитической философии образования (Р.С. Питерс, П. Хёрст, И. Шеффлер)4, философской и педагогической антропологии (О.Ф. Больнов, О.А. Донских, М. Лангевельд, Э. Кассирер, Г. Плеснер, Г. Рот, М. Шелер). В личностно-ориентированном подходе к образованию понятие «потенциал» принадлежит к ряду философских категорий, которая означает возможность, способность, силу, вероятность. Понятие личностного потенциала раскрывается как генерализованная (личностная, субъектная, когнитивная) возможность самоизменения в профессиональной и социальной среде. Оно конкретизируется в фокусе изучения таких личностных и субъектных характеристик как ответственность, рефлексивность, доверие, профессиональная идентичность, (К.А. Абульханова, Л.И. Анциферова, А. Бандура, А.В. Брушлинский, Ю. Б. Гиппенрейтер, Э. Гидденс, Э. Гуссерль О.Е. Дергачева, О.А. Донских, У. Джеймс, Е.А. Евстифеева, В.П. Зинченко, В.И. Иванников, Д.А. Леонтьев, В.Е. Лепский, Е.Р. Калитеевская, И. Кант, А.П. Мальцева С.К. Нартова-Бочавер, М. Полани, М.С. Солодкая, В.А. Шамиева, П. Рикёр, Дж. Роттер, Т.П. Скрипкина, В.В. Томашов, С.И. Филиппченкова, М. Хайдеггер, К. Ясперс). Понятие личностного потенциала укоренено в ключевых категориях проективной философии (А.Н. Кричевец, Н.А. Носов, С.А. Смирнов, Г.Б. Степанова, В.И. Пржиленский, Д.А. Пригов, Г.Л. Тульчинский, М.Н. Эпштейн, Б.Г. Юдин), а также в концепции личностного потенциала, апробируемой в работах Г.М.

1 Хабермас Ю. Вовлечение Другого. Очерки политической теории. СПб., 2008; Философский дискурс о
модерне. М., 2003; Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе.
Екатеринбург, 2004; Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005; Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху
глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. М., 2007; Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое
будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004; Валлерстайн И. Конец знакомого мира:
Социология XXI века. М., 2003.

2 Гидденс Э. Последствия современности. М., 2011; Giddens А. Modernity and self-idenlity. Stanford, 1991;
Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб., 2004; Бауман З. Индивидуализированное общество. М.,
2005; Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004; Бауман З. Текучая
современность. СПб., 2008; Бауман З. Актуальность холокоста. М., 2010; Урри Дж. Социология за
пределами обществ. Виды мобильности для ХХI столетия. М., 2012; Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.,
2000.

3 Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб.,
2004; Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995.

4 Scheffler I. Of Human Potential. An Essay in the Philosophy of Education. Boston; London, 1985; Peters R. S.
Philosophy of Education // Educational Theory and its Foundations Disciplines / Ed. By P. H. Hirst. London; N.
Y., 1987; Hirst P. H. Educational Theory // Educational Theory and its Foundations Disciplines / Ed. By P. H.
Hirst. London; N. Y., 1987.

Зараковского, Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева, А.Г. Маклакова, Г.Б. Солнцевой, Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, Г.Л. Смолян и др.1.

Анализ работ по теориям практик, представленный такими авторами как П. Бурдье, Л. Витгенштейн, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, А. Макинтайр, Р. Полани, М. Сирто, М. Фуко, М. Хайдеггер, Н. Элиас, В.В. Волков, О.В. Хорхордин позволил, опираясь на диалектику взаимосвязи теоретического и эмпирического, концептуального и практического, концепцию постнеклассических практик (В.А. Лекторский, В.С. Стёпин, В.С. Швырев), апробировать практику высшего образования для верификации выдвигаемых тезисов. Как нам представляется, практики действительно раскрывают основные (личностные, социальные, субъектные, профессиональные и т.д.) способы существования, возможные в данном времени, пространстве, в данной ситуации и культуре. Эмпирические исследования в диссертации проводятся в соответствии с основными положениями теории рефлексивного управления и личностно-деятельностного подхода. В призме рефлексивного и личностно-деятельностного подходов рефлексивность понимается как поиск оснований для своего мышления, переосмысление наличных социокультурных условий и экзистенциальных переживаний своего сознания, обращение к внутреннему опыту.

Вышеназванные подходы и работы философского и междисциплинарного характера не исчерпывают всех проблем, связанных с формированием личностных качеств конституирования автономии личности в современном обществе, живущем «духом» глобализации, информатизации, сетевых коммуникаций. Необходимость рассмотрения этой тематики связана также и с тем, что наличные социальные способы и механизмы воздействия на границы автономии личности являются недостаточно изученной проблемой в социально-философском измерении. Остается дискуссионным вопросом поиск оптимальных стратегий укрепления личностной автономии инструментами гуманитарных наук в практиках высшего образования. В диссертации делается попытка расширить методологическое обеспечение проблемы автономии, восполнить существующие в социальной философии концептуальные пробелы, неполные трактовки, диссонанс феноменологической и эмпирической доказательности явления автономии личности.

Объект исследования – личностное бытие

Предмет исследования – автономия личности в социальных модусах бытия

Цель исследования – разработка на основе социально-философского анализа и междисциплинарных исследований концепции личностной автономии.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся исследовательские задачи:

1 Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А. Новикова М. А. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М., 2010. Личностный потенциал: структура и диагностика. М., 2011; Современная личность: Психологические исследования. М., 2012; Леонтьев Д. А. Психология выбора. Часть II. Личностные предпосылки и личностные последствия выбора // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 6.

в фокусе предмета исследования проанализировать теоретические подходы к содержанию понятия и феномену личности;

раскрыть эволюционные изменения содержания понятия «автономии»;

дать интерпретацию феномена автономии личности;

выявить онтологические основания личностной автономии;

провести анализ конституирования автономии личности в модификациях социального опыта;

дать интерпретацию личностной автономии как явления самопознания и диспозиционального знания;

опираясь на концепцию непрерывного высшего образования, концепцию государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, обосновать разработку практико-проектного подхода к развитию личностного потенциала обучающихся в рамках образовательных практик с целью укрепления их автономии.

Научная новизна исследования заключается в концептуальной социально-философской разработке проблемы конституирования автономии личности в трансформирующемся социальном мире, сохранение и безопасность которой обеспечиваются целостностью личностного бытия. Впервые автономия рассматривается как концепт и как личностный феномен через раскрытие личностных и субъектных качеств, влекущих сохранение границ автономии в новейших модусах социального бытия. Разрабатываемый автором практико-проектный подход к личностной автономии инициирует в траектории профессионализации формирование компетенций, способствующих развитию личностного потенциала обучающихся. В конкретно-содержательном аспекте «рост» научного знания, полученного в ходе проведения диссертационного исследования, заключается в следующем:

  1. Раскрывается основанное на целостности личностного бытия проектное понимание личности, которое минимизирует риски современной социальной жизни с ее тенденцией редуцирования личного к социальному. Проектное понимание личности демонстрирует путь становления и развития автономии как личностного качества. Обосновывается постановка проблемы расширения личностного потенциала в образовательном пространстве как способа разрешения базового противоречия между усложняющимися социальными практиками, вторгающимися в личное пространство, и автономным личностным способом существования. На примере сетевой (квази) личности, которая может иметь и позитивный смысл (как демонстрируют концепции социального управления) показано, что виртуальная реальность подрывает ее автономный статус, проблематизирует такие её основания как самотождественность, персональная идентичность, ответственность.

  2. Систематизированы функционирующие в философском, социогуманитарном дискурсах и научных конструкциях (лейбницевская интуиция о монадах и их свойствах, синергетическая парадигма, концепция холизма) представления о феномене автономии, дан анализ его социального упорядочивания; выявлена взаимосвязь наличных социальных практик и содержания понятия «автономия». Анализ содержания понятия автономии указывает на эволюционную

предзаданность к автономному антропос-существованию и нередуцируемость онтологической обусловленности автономности.

  1. На основе дифференциации теоретических подходов дается обоснование установления автономии как личностного образования. Выявлено, что философские понятия свободы (выбора, воли), поступка, ответственности, идентичности, самосознания и понятие автономии личности взаимопроницаемы; в призме философии возможного автономия моделируется как рефлексивная ось личности.

  2. Выявлены релевантные личностной автономии онтологические основания - самость, аутентичность, идентичность, приватность, суверенность. Показана их ключевая роль в сохранении личностной автономии в контексте развития новейших информационных технологий, виртуального мира, ускорения социальной мобильности. Установлено, что основанием автономии как целесообразного существования и действия, как формы самоопределения человека, является личностный контроль, который внутренне мотивирован и социокультурно обусловлен; акцентировано внимание на деструктивных последствиях для автономного бытия личности дисбаланса личностного и социального контроля в современной жизни.

  3. Теоретической новацией является обоснование изменяемости границ личностной автономии в различных способах социального бытия – модусах «самости», «идентичности», «вовлеченности»; опираясь на сравнительный анализ позиционирования автономии личности в модификациях социального опыта, проведена последовательная критика негативных для социального и психологического здоровья человека последствий разрушения границ личностной автономии.

  4. Дается интерпретация автономии личности как явления самопознания и личностной диспозиции. На основе социально-философского и междисциплинарного анализа рассматриваются субъектные и личностные качества, потенциирующие автономию.

  5. Показана социальная значимость формирования и развития личностного потенциала, личностных качеств и субъектных способностей, определяющих автономный статус. Апробированы основные теоретические положения о личностных диспозициях к автономии. На основе результатов теоретического анализа и социально-психологического исследования разработан практико-проектный подход по развитию личностной автономии обучающихся.

Всё это позволило выявить сущностные признаки автономии как личностного феномена, ее особенности в различных модификациях социального опыта, личностные и субъектные основания ее становления в образовательных практиках, моделировать ее риск-существование в современности.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Теоретическая значимость диссертации состоит в обосновании самостоятельного направления социально-философского анализа автономии как личностного феномена с использованием методологии практико-проектного подхода, рефлексивных технологий.

Полученные результаты исследования вносят теоретический вклад в

разработку основных дефиниций и категорий современной социальной теории, обогащают философскую трактовку понятия «автономии» как личностного феномена; дополняют философские концепции по герменевтике автономии личности междисциплинарным теоретическим знанием и эмпирическими верификациями развития автономии личности в образовательном пространстве; раскрывают личностные и субъектные механизмы становления автономии личности как баланса процессов её социализации и индивидуализации, что служит основанием реанимации индивидуального подхода в образовательных практиках. Основные идеи и положения диссертации могут быть использованы в научной и методической работе во многих областях социально-философского, социального, психологического знания, а также при разработке образовательных программ в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами 3-его поколения и создания учебных курсов по междисциплинарным проблемам формирования личностных и субъектных качеств, профессиональных компетенций.

Основные выводы диссертации могут быть использованы в качестве методологического материала для дальнейших исследований темы личности и её автономии в условиях глобализации, посткризисных модернизационных преобразований.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты и выводы будут способствовать формированию ценностных ориентиров и смысловых установок по защите достоинства человека, уважению его личностного статуса и пространства, сохранению его автономного, приватного, суверенного существования в условиях усложняющейся социальной жизни. Теоретические результаты исследования доведены до уровня практических проектов и рекомендаций по развитию субъектных, когнитивных, рефлексивных навыков в принятии решений. Они позволяют развивать способности к самореализации и самопроектированию личности, формировать общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся, выстраивать социокультурную среду вуза, что оказывает влияние на эффективность подготовки будущих специалистов.

Результаты исследования могут быть использованы в учебно-методической деятельности преподавателей социально-гуманитарного и управленческого профилей, стоящих перед необходимостью воспитывать обучающегося как личность, профессионала, лидера, творческого человека.

В соответствии с практико-проектным подходом по развитию личностной автономии, разработаны (с учетом структурных изменений в системе российского образования) и внедрены новые образовательные программы с углубленным изучением социогуманитарных дисциплин для всех уровней высшего образования, реализуемых в Тверском государственном техническом университете (бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов), направленных на расширение личностного потенциала обучающихся с целью развития их автономного статуса.

По результатам диссертационного исследования автором разработаны учебные курсы для преподавания следующих дисциплин: «Философия», «Культурология», «Социология», «Социология личности», «Социальная

антропология», «История западной социологии», «История русской социологии», «Этносоциология», которые положены в основу преподавания лекционных и семинарских занятий в ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет».

Теоретико-методологическая база исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках фундаментальных категорий и принципов социальной философии. Автономия личности рассматривается как социально-философское явление. В исследовании применяются философские методы диалектики, феноменологии, герменевтики, конструктивизма, сравнительно-исторический метод, общенаучные методы системного анализа. В качестве методологического инструмента анализа феномена автономии личности предложен социально-философский дискурс. Философско-методологической основой анализа темы автономии личности выступают понятия и взаимосвязь теоретического и эмпирического, концептуального и практического уровней исследования.

Методология диссертации опирается на междисциплинарную парадигму исследований проблем личностного потенциала и автономии в практике образования. Междисциплинарность позволяет взаимодополнять методы исследования. В частности, в работе были использованы: методы системного анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективно-перспективный), методы научного исследования (моделирование, логические методы разработки категорий, понятий, концептов), социологические методы (опросы, анкетирование), психологические методы (психодиагностическое тестирование), математико-статистические методы обработки данных. Методологическим основанием проводимого исследования выступает теория рефлексивного управления и личностно-деятельностный подход. Специфика параметров личностной автономии у студентов отечественных вузов анализировалась согласно Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», концепции государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Исследование проводилось в несколько этапов: на подготовительном этапе (2009-2010 гг.) анализировалась философская, социологическая, психологическая литература, определялись цели, задачи и методы исследования; на проектно-прогностическом этапе (2010-2011 гг.) формировался концептуальный и методологический аппарат исследования, уточнялся контекст деятельности по формированию, управлению и диагностике автономии как личностной диспозиции в образовательных практиках, проводились пилотажные исследования по теме диссертации; на обобщающем этапе (2012-2014 гг.) публиковались основные результаты исследования, был разработан подход к конструированию новых образовательных программ и внедрению системы социально-психологического сопровождения, рефлексивных технологий по управлению развитием автономии как личностной характеристики (в рамках образовательной деятельности Тверского государственного технического университета).

Эмпирической базой диссертации послужили результаты социально-психологических исследований обучающихся ФГБОУ ВПО «Тверская

государственная медицинская академия», ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет», ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия». Работа выполнялась на базах социологической и психодиагностической лабораторий Тверского государственного технического университета. Целью эмпирического исследования явилось изучение комплекса личностных факторов у студенческой молодежи, влияющих на становление личностной автономии, а его предметом -субъектные и личностные предпосылки, потенциирующие автономию как личностную диспозицию.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В социальной траектории личность мыслится как целостное бытие.
Целостности личностного бытия присущ такой социально-онтологический
статус личности как автономный, диалектически отделенный от общества и в
то же время зависимый от него. Основой формирования целостности личности
выступают свобода (воля), ответственность, позитивная идентичность,
рефлексивность, доверие, потенциирующие автономию.

Историко-философская ретроспектива идей и подходов к изучению феномена личности в междисциплинарной парадигме раскрывает сущностные признаки личностного бытия. Анализ теоретических подходов к содержанию понятия личности инициирует ее понимание как социальной и рефлексивной инстанции, как сопряжения уникального внутреннего (самодетерминирующего) опыта и субъектного плана действий (agency), направленных на Другого, что порождает восприятие личности как значимого и осмысленного «целого». Целостность - это самоопределение личности, фундированное свободой и ответственностью.

Личность – это позитивная идентичность, уникальное сопряжение персональной и социальной идентичностей. Позитивная идентичность – индикатор автономии личности, готовность человека к аутентичному, приватному, суверенному существованию. Социальным вызовом личностному бытию как целостности являются такие современные социальные формы отчуждения как массовизация личности, её обезличивание и стандартизация, её «виртуализация» (сетевая личность). Сетевая реальность подтачивает личность, анонимирует её, порождая квази-личность, поскольку все личностные критерии деформируются. «Сетевая» личность теряет способность к самотождественности, самопроблематизации, самопониманию, что является условием развития личностного «начала». Представленный автором практико-проектный подход к развитию автономии личности предлагается осуществлять через образовательные стратегии, путем расширения личностного потенциала как конфигурации субъектных качеств и личностных диспозиций, что позволит обеспечить целостность и безопасность личностного бытия в информационном обществе.

2. Автономия как объяснительный концепт социальной и личностной
жизнедеятельности остается открытым для интерпретаций.
Экзегезис
содержания понятия «автономии» указывает на формирование всё более сложных
автономных форм. Социокультурное содержание понятия автономии раскрывается в
парадигме автаркии, в христианской традиции духовных практик. В философском

понимании автономия включается в пространство понятий морали, свободы, воли, сознания и самосознание личности, самоопределения, автономности воли. В широком смысле автономии как философскому понятию конгруэнтны феномены жизни, здоровья, самодвижения, самовоспроизводства, самоорганизации, новообразования, самоопределения. На антропологическом уровне автономия - это уникальное качество человека, его индивидуальность. Понятие автономии соизмеряется со свободой, ответственностью, волей, целостностью, независимостью, саморазвитием, самодетерминированным поступком, суверенностью, самовластью. Междисциплинарное знание указывает на автономию как на субъектное качество, когнитивную активность. В узком смысле автономия рефлексируется как личностный феномен.

3. В философии возможного автономия моделируется как рефлексивная
ось личности, самоисполнение закона, личностный модус, который
обеспечивает раскрытие индивидуальных способностей, субъектных и
личностных качеств, реализацию изменяющихся желаний и потребностей,
скоординированных с особенностями социального бытия, пространства и
времени.

В генезисе понятие автономии восходит к автаркической парадигме, зародившейся в античности, и развившейся далее в христианской традиции с ее ориентацией на глубинную интроспекцию, рефлексию, интеллектуальный самоанализ, парадигму служения. В Новое время понятие автономии личности соизмеряется с формированием самодостаточной фигуры, самостоятельным поведением, личной точкой зрения. В современных философских, этико-правовых концепциях понятие автономия личности соизмеряется со свободой, разумностью, независимостью, самоопределением. В частности, в призме фигуры эксперта ярко раскрывается концепт автономии личности. В философии возможного нарушение границ автономии личности преодолевается личностной целостностью, развитием личностного потенциала, автопроектированием. В психологическом дискурсе автономия личности рассматривается как личностная диспозиция, самодетерминация, проприум, самость.

4. В современной социальной жизни личностная автономия
позиционирует себя аутентичностью, самостью, идентичностью, приватностью,
суверенностью. Социальные и личностные реалии демонстрируют их
«нелинейную» диалектику. Интегральность личностного и социального
контроля устанавливает баланс индивидуальных и общественных интересов. В
современной ситуации «вовлеченности» дисфункции личностного контроля
приводят к «напряжению» социального контроля, проявляющегося в
безмерном вмешательстве в личную, приватную жизнь человека
.

Аутентичность как поиск своего бытия и контроль над ним, исходящий из внутренней инстанции, от желания быть автором и быть самоуправляемым, имеет социальную основу. Аутентичное бытие означает быть равным тому, что предполагает индивидуальный проект. В нем заложена рефлексия и признание своих реальных возможностей, взвешивание альтернатив, принятие решений и ответственности. Когерентность аутентичности и автономии инициируют

освобождение от давления социальных конвенций.

Идентичность выражается через признание, рассматривается как возникающая в социальных интеракциях различная проявленность личности, как рефлексивная самоотнесенность, опосредованная доверием к Другому, как интегрированность личности и общества. Позитивная идентичность – это готовность человека к аутентичному существованию, готовность приобрести собственную индивидуальность, оригинальность, прийти к самому себе. Позитивная личностная идентичность – это диалог с Другим и с самим собой. Через позитивную идентичность, как веру в себя и установку на доверие с Другим, происходит «восхождение» к автономному статусу личностного бытия, целостности личности.

Личностный контроль, как составляющая автономии, указывает на такие явления как механизм вероятностного прогнозирования, выработанный в антропогенезе, веру в самосовершенствование и самоутверждение, особенность проявления которых, в свою очередь, влияет на мотивацию, ценностные предпочтения, поведенческую устойчивость, социальное и психологическое здоровье индивида. Личностный контроль – индикатор самоэффективности человека, он социокультурно обусловлен, ценностно детерминирован.

В современных реалиях социальный контроль со стороны системных организаций, вместе с контролем несистемных социальных сетей, приводят к ослаблению личностного контроля и размыванию автономного существования. Модель межличностных отношений «без обременения» в виртуальном пространстве, феномены социального аутизма, инфантилизма, одиночества – свидетельство нарастания тенденции к ослаблению личностного контроля и потери автономии. Одиночество как массовое явление современности можно трактовать, как желание человека успешно дистанцироваться от социального контроля. Появление биоэтических практик ставит проблему риск–ответственности личностной автономии, проблематизирует меру социального и личностного контроля.

Приватность – это человеческая универсалия, построенная на тайне и ценности частного бытия, необходимая для сохранения автономии и личного достоинства человека. Будучи самовластью приватность создает и защищает самость, поддерживает личную идентичность. В приватной, суверенной области человек самоопределяется. Приватность выступает как баланс между индивидуальным и социальным аспектами жизни человека и обеспечивает безопасность автономии личности. В настоящее время этико-правовая проблема защиты персональных данных, остро обсуждаемая как российским, так и мировым сообществом, демонстрирует факт вторжения в приватную сферу, расширение зоны действия социального контроля.

Суверенность – это самоуправление, самостоятельное нормотворчество. Сужение сферы суверенитета индивида приводит к потере его субъективного существования. Социальный смысл суверенности индивида заключается в умении и полномочии делать то, что требуют обстоятельства и при этом проявлять сдержанность в удовлетворении своих потребностей, учитывая интересы других. Будучи диалектически связанными, автономия и суверенность комплементарны как

субъектные и личностные способности быть автореферентным, открытым Другому, самоуправляемым, самоорганизованным.

5. Современная социальная жизнь характеризуется «вовлеченностью»,
под которой понимается такая экспансивная социальная интегрированность и
способ социального рекрутирования, в основе которых лежит навязанность,
вмешательство в личное пространство, подавление рефлексивности и
автономного статуса человека.

Социальный модус «самость» выражает императивный способ социально-ориентированного бытия, когда определяющей становится идея автономного субъекта, личность становится осью социальной реальности. В модусе «идентичность», как императивном способе социально-ориентированного бытия, через референцию к Другому, через признание, доверие, диалог с Другим осуществляется самоопределение личности, происходит расширение горизонта личностной автономии. Трансформация границ личностной автономии ярко проявляется в таком модусе социального бытия как «вовлеченность». Последствием такого бытия является замещение индивидуального социальным, такое противостояние личности и социума, которое проблематизирует личностное тождество, рефлексивную самоотнесенность, ослабляет Я, искажает «образ» личностной автономии. Модус «вовлеченности» с его активным вторжением социального в личное пространство, с утратой социального контроля над деструктивными последствиями информационных технологий, мозаичной идентичностью и утратой чувства онтологической безопасности, актуализирует сохранение автономного существования личности. В современном мире такие массовые социальные проявления как неспособность ориентироваться в коммуникации, социальный аутизм, одиночество, деперсонализация указывают на симптом потерянности автономии как инварианта личности. Ответом на вызовы «вовлеченности», способом самозащиты от рисков поглощения социальным является развитие когнитивных способностей и личностных компетенций человека для конструирования автономного, аутентичного, приватного, суверенного бытия, саморефлексивной идентичности. Это, в свою очередь, инициирует рефлексию контуров таких субъектно-личностных оснований как самость, идентичность, рефлексивность, ответственность, доверие. Сегодня значимость личностной автономии возрастает, поскольку её наличие задает безопасный путь ориентации в лабиринтах социального бытия, через неё формируется «упругость» к социальной среде. Автономия инициирует становление рефлексивной самоидентичности личности, сопротивляющейся социальному поглощению.

6. Автономия личности как рефлексивный феномен является
инструментом самопознания. Как личностная диспозиция автономность – это
имманентная самоустремленность, способность выбирать между
альтернативными возможностями c ориентацией на внутреннюю поддержку и
ценностно-смысловые структуры сознания, способность к самоуправлению.
Личностная диспозиция – это предрасположенность вести себя сходным
образом в широком диапазоне ситуаций, которая проявляется в поведении.

Автономия – диалектический способ позиционирования себя в социуме,

ориентированный на сохранение независимости. Автономность демонстрирует себя такими личностными качествами и субъектными предикторами как свобода (самодетерминация), ответственность, рефлексивность, воля, синергетика которых влечет корректировку идентичности, доверия.

7. Разрабатываемый в отечественной науке концепт личностного потенциала обладает объяснительной возможностью для изучения комплекса и динамики личностных характеристик будущего профессионала. Личностный потенциал рассматривается как генерализованная (личностная, субъектная, когнитивная) возможность к самоизменению в социальной среде, в том числе, в профессиональной. Концепту личностного потенциала имплицитны такие взаимозависимые составляющие автономии как рефлексивность, самодетерминация, воля, ответственность, идентичность (в том числе профессиональная), доверие. Их верификация служит основанием для создания и реализации образовательных проектов и рефлексивных технологий, адекватных современным социальным вызовам и трансформирующимся реалиям высшего образования. Разработанные на основе практико-проектного подхода образовательные программы для бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов (на примере Тверского государственного технического университета) с углубленным изучением социогуманитарных дисциплин предполагают раскрытие личностного потенциала и расширение рефлексивного сознания обучающихся, направленных на развитие автономии личности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в частности на: «Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России», Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России», Москва (3-5 октября 2006 г.); межвузовской научно-методической конференции «Научно-методические проблемы развития социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин», Тверь (26 ноября, 2010 г.); 7-ой Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете», Санкт-Петербург (23-25 марта 2010 г.); 7–ой Международной научно-практической конференции «Новината за напреднали наука», София (17-26 мая 2011 г.); VI Российском философском конгрессе «Философия в современном мире: диалог мировоззрений», Нижний Новгород (27-30 июня 2012 г.); VII международной конференции «Психология и эргономика: единство теории и практики», Тверь (24-25 сентября 2013 г.); Международной научной конференции «Россия в современном мире: политико-правой аспект». Ростов-на-Дону- Дивноморское) (4-8мая 2015 г.).

Всего по теме диссертации опубликовано 27 научных работ общим объемом 25,6 п.л., в том числе две монографии и 17 публикаций в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.