Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские аспекты этнической психологии Павлова, Татьяна Станиславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Павлова, Татьяна Станиславовна. Социально-философские аспекты этнической психологии : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Павлова Татьяна Станиславовна; [Место защиты: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Чебоксары, 2011.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-4/978

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социальные реалии современности являются убедительным свидетельством кризиса традиционных форм культуры межнационального взаимодействия. Масштабные процессы социальных трансформаций поставили перед комплексом социально-гуманитарных наук проблему осмысления новых форм организации и направления развития общественного организма. В этом контексте вопросы, связанные с определением существенных аспектов социально-этнической психологии в системе факторов обеспечения жизнедеятельности общественных структур, становятся необходимо актуальными. Спецификой философского осмысления проблем отраслевых наук в целом и теории этнической психологии в частности является то, что философские и конкретно-научные вопросы и методы исследования представлены в целостном единстве, которое является следствием органической связи специально научного знания с философией, как в рамках приращения знания как безусловной ценности познания, так и в сфере его практического применения. Решение задачи создания и организации целостной научной социально-психологической концепции, синтезирующей в себе философские, социальные и этноментальные аспекты, даст необходимые предпосылки для выявления роли этнопсихических структур в системе функционирования социальной организации.

Анализ системы аксиологического комплекса этнической психологии в рамках социально философской рефлексии позволит последней обрести в качестве объекта исследования не безликую модель общества, а реальный коллектив с этническими «окрашенными» нормами, ценностями, реакциями. Психосоциальная организация этноса, как своеобразное следствие неосознаваемой селекции этносом культивируемых приоритетов, является результатом аккумуляции исторического опыта социума, закреплённого в определённых формах. Активный поиск мировоззренческих основ развития современного общества конструирует необходимые предпосылки для того,

чтобы вновь обратиться к проблеме социально-ценностных оснований этнической психологии в жизни общества, рассматриваемых в качестве необходимого инструментария поиска новых систем ценностей, эффективно обеспечивающих стабильность поступательной эволюции социального организма. Значимость исследования аксиологических аспектов психологической системы этноса заключается в том, что являясь глубинным качеством его идеальных структур, они обусловливают не только характер духовного отражения социумом реальности, его адаптацию к общественным условиям, но и представляют собой фактор активного преобразования общественным организмом собственной системы бытия. Подобное положение дел и, на наш взгляд, безусловная теоретическая и практическая значимость исследования с очевидностью демонстрируют актуальность избранной темы исследования.

Указанные обстоятельства, на наш взгляд, представляются достаточными, для того, чтобы еще раз обратиться к теме социально-философского осмысления аксиологического аспекта этнической психологии через призму исследования процесса, воспроизводства социальным организмом себя в комплексе деятельной активности всей совокупности естественно-природных и социальных институтов его жизнеобеспечения.

Степень разработанности проблемы. Проблема выявления существенных структур психосоциальной организации социума была рассмотрена ещё на ранних этапах становления философии и нашла отражение в работах Платона, Аристотеля, Тацита, Сенеки. Вопросы, связанные с анализом проблемы взаимодействия этнической психологии с вопросами социальной истории, начинали решаться и в исследованиях средневековых мыслителей А.Блаженного, Филофея и др. Вместе с тем выделение проблемы этнопсихологии в самостоятельную отрасль философской рефлексии на этих этапах не представляется возможной, так как вопросы этнопсихических структур сознания рассматривались в онтологическом контексте и были ими подчинены этой проблематике, вследствие чего изучение этого вопроса не

получило систематизированного, последовательного, теоретического оформления. Научный подход к определению ценностных качеств этнопсихических структур сознания можно проследить, начиная с Нового времени в исследованиях Р. Декарта, Г Лейбница, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Л. Фихте, И.Канта, Ф. Шеллинга, рассматривающих этническую психологию в качестве важнейшего фактора конструирования форм социальной организации. Г.Ф. Гегель рассматривал аспекты аксиологической организации этнической психологии как системный фактор всемирной истории, определяющий место социума в структуре мироздания.

Интересным, с научной точки зрения, представляется анализ ценностных компонентов общественной психологии в контексте анализа форм его отражения в социально-религиозном аспекте. Тема этнической психологии в религиозном аспекте как социокультурного феномена была поднята в исследованиях Б. Спинозы, Вольтера, Л.Фейербаха, П.Я. Чаадаева, дискуссиях западников и славянофилов. Серьёзное внимание этой проблеме уделяет B.C. Соловьёв, заслуга которого в том, что он предпринял попытку обоснования содержания нравственных обязательств этноса в рамках межэтнического взаимодействия на основании общечеловеческих устремлений.

Термин «этническая психология» был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание», что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т.п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа».

В.Вундт отказался от неопределенного понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев - своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов - это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.

В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А.А.Потебни. Также вопросы этнической психологии разрабатывал Г Шпет, выступивший в 20-х гг XX века с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля.

Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и О. Шпенглера, а также французской социологической школы. Согласно культивируемой в этих направлениях концепции все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа, как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия «телесных влияний» на душу вызывают появление общих социально-психологических качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же «народным духом».

Аксиологическую версию этнопсихологии, генетически связанную с
такими направлениями исследования, как «культура и личность», «менталитет»
и «национальный характер» активно продвигали (Р. Бенедикт, А. Кардинер, Р.
Линтон, Г Горер, Г Рохейм, А. Инкельс, Д. Левенсон, Ф. Стродбек, Р.
Редфильд, Дж. Уайт, Дж. Уайтинг). Этот подход нам представляется

идеями, содержащимися в работах по психологической антропологии (Т. Шварц, Л. Козер), этносоциологии и этнополитологии (Ф. Барт, А. Коэн, Н. Глайзер, В.А. Тишков, Л.М. Дробижева), культурно-исторической психологии

(Л. Выготский, А. Лурия, М. Коул, Р Шведер) и др. Особую важность для этнопсихологии имеет научное направление «история ментальностей» (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, М. Вовель, Ф. Граус, А. Гуревич и др.). Из отечественных ученых, занимавшихся проблемами этнопсихологии, следует особо выделить работы Н. Лебедевой и 3. Сикевич, этносемантические исследования В. Петренко. Различным проблемам теории этнологии посвящены труды С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксарова, И.С.Кона, Ю.В. Арутюняна и др.

Непосредственно в работе диссертант опирался на исследование психофизических проблем, разработанных Э.З. Феизовым, на концепцию этнокультурного развития человеческого потенциала, представленную В.А.Федотовым, аксиологический подход, реализованный в работах Г.А. Ахтяновой, М.П. Желтова, Н.А. Исмукова, А.В. Маслихина, Г.Д. Петровой, Р.В. Михайловой и др.

Вместе с тем, философская составляющая организации системы этнической психологии требует, на наш взгляд, дальнейшего исследования в контексте прочтения проблемы диалектики отношений общественного бытия и общественного сознания в новых социально-исторических условиях.

Объектом исследования является психология этноса как организующая его система.

Предмет исследования социально-философские аспекты комплекса этнической психологии.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является социально-философский анализ этнической психологии как ценностной системы.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить значение этнической психологии в системе формирования
комплекса социокультурных приоритетов этноса.

2. Выявить функциональную значимость этнической психологии в
формировании системы этнического самосознания.

Методологические основания диссертационного исследования
составили диалектические принципы всеобщей связи, системности, историзма,
всесторонности рассмотрения предмета исследования. Выбор

методологического базиса был обусловлен многозначностью существования и проявления исследуемого феномена в различных сферах человеческой жизни, тесной взаимосвязью этнической психологии с формой и содержанием всего комплекса социокультурных компонентов. Многогранность объекта исследования, его непосредственная связь с деятельной активностью человека определили обращение к комплексному использованию аксиологического и структурного подходов. Ценностное рассмотрение позволяет проследить связь системы социокультурных приоритетов с психологической организацией этнического сообщества. Реализация структурного подхода обоснованна возможностью рассмотрения этнопсихического комплекса как интегрального единства социальной и биологической составляющих системы общественного сознания.

Научная новизна исследования

1. Этнопсихическая система этнической организации представлена как
совокупность исторически доминирующих черт адаптационного комплекса
социума общности, которая через систему сущностных ценностных
приоритетов, безусловно, влияет на процесс формирования и
функционирования системы общественных отношений.

2. Функциональная направленность этнопсихического комплекса
формирования системы этнического самосознания заключается в реализации
когнитивно-эмоционального процесса интериоризации культурных
приоритетов социальной общности.

В результате проведенного исследования обосновываются следующие положения, выносимые на защиту:

1. Этническая психология характеризуется как феномен, обладающий значительным потенциалом в системе формирования гуманистических ценностей и идеалов. В качестве системы первичной аккумуляции ценностных

приоритетов она выполняет функцию определения меры адекватности феноменов действительности потребностям и интересам общественного организма. Особенностью структур этнопсихической организации является то, что они направлены на сохранение экзистенциально значимых составляющих компонентов общественного бытия. Социальный организм воспроизводит себя благодаря деятельности всей совокупности естественно-природных и социальных институтов, в том числе и содержания системы этнопсихической организации.

2. Этнический компонент системы психической организации социального организма аккумулирует в себе архетипические формы, выступающие в качестве специфических ориентиров развития, опираясь на которые социальная система обеспечивает собственную самодостаточность и черпает аргументы самообоснования. С одной стороны, этническая психология всегда отражает все особенности конкретной эпохи, все изменения ценностных ситуаций, а с другой она отражает логику, общие закономерности исторического развития этноса. Востребованность функции этнического самосознания обуславливается насущной потребностью социального организма в обеспечении себя национальным способом существования.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Научно-практическая значимость диссертационной работы определяется комплексным исследованием социокультурной среды, выявлением иерархии ценностей общества и личности, а также определением роли этнической психологии в современном обществе.

Положения данного исследования создают предпосылки для объективного анализа социально-ценностных оснований этнической психологии в жизни общества, находящегося в состоянии поиска новых систем ценностей, эффективно обеспечивающих стабильность Российского государства, что позволяет также успешно интегрироваться в реалии современного мира. Диссертант изложил свое видение и понимание этих проблем.

Предлагаемая методика может оказаться продуктивной при исследовании глубинных причин межэтнических конфликтов, как последствий материализации ценностей, которые могут оставаться незаметными для политологов, социологов и этнографов. Кроме того, исследование этнической психологии дает значительный материал для этнической самоидентификации, для лучшего понимания сообществами себя и своей истории.

Значимость диссертационной работы также проявляется в более глубоком понимании философами, социологами роли этнической психологии в обществе благодаря социально-философскому осмыслению этой проблемы автором, в возможности использования теоретических положений, выводов и предложений диссертанта при преподавании таких дисциплин, как философия, социология, этнология, психология и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы
обсуждены на заседаниях кафедры философии и методологии науки
Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, Всероссийской
научной конференции студентов и молодых ученых «Интеллектуально-
духовные идеалы современного общества» (Йошкар-Ола, 14-15 мая 2009 г.), на
V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество»
(Новосибирск, 25-28 августа 2009 г.), на межвузовском научном семинаре
Гуровские чтения «Проблемы методологии социально-гуманитарных наук»
(Чебоксары, 15 апреля 2010 г.), Всероссийской научной конференции студентов
и молодых ученых «Духовно-нравственные регулятивы профессиональной
деятельности человека» (Йошкар-Ола, 13-14 мая 2010 г.), на Международной
научно-практической конференции «Методологические проблемы

этнофилософии» (Чебоксары, 25-26 октября 2010 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 139 страниц.