Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские аспекты китайского буддизма Баялиева, Елена Федоровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баялиева, Елена Федоровна. Социально-философские аспекты китайского буддизма : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 1996.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми исследования. Сложные ссциалыю-эконо^.ичес-Т^е^ГлсЖтіїчгєсйге^пгоцоссь'"зарубе&:огс"Ла.~ькего"Бсс?ска--й-Іго-Зос-— течкой Азия протекают в условиях усиления значимости "буддийского g-актсра", еге влияния на общественное развитие данного региона. Ведущая тенденция идеологии в этих странах определяется увязыванием пройдем современности с религиозно! традицией с одной сторонн, и тесней СВЯЗЬЮ йДЄОЛСГПЧЄСКНХ ВСПрССОВ С ПГобЛЄМаіИ фИЛОСОмСКСГС OCMHC-

льнпя происходящих событий - с другоіі.

Особое значение в современных условиях приобретает интерес к

$илсссїсксму и культурному наследию буддизма, свицетельстсугоыиа о том, что настоящий этап з развитии философской мысля в странах Дальнего Востока, который мокко определить как этап исторической ретроспективы, характеризуется активна; стремлением к изучению духовного наследия буддизма, попытками соединить прошлое и настоящее, найти связующие нити, которые придали бы весомость и историческую значимость современник буддийсккъ; и философским идеологическим концепциям .

Кроме того, исследование культурного и философского на следуя буддизма позволяет не только проследить обшме законе; етности развития Силосомсксго знания в древности -л ъ последукмпе исторические эпохи, :-:с - выявить сбеие а специфические закономерности развития китайского буддизма и особенности мункпиокнт.овакия буддийской идзо-лог;;и как упорядоченной системы пде»і и теорий - политических, религиозных, рИЛОССЙСКИХ.

При всей полноте исследований по теме китайского буддизма все не остается достаточно сткрктнх и актуальных для исследователей проблем - к таковым относится и те; а данной диссертации - социально-философские аспекты китайского буддизма.

Актуальность тема определяется и тек, что подобного рода исследование поможет атенватно понять и правильно ориентироваться з современной проблематике буддо.-спегедукмих" сран, где часто сталкиваются традиции, берущие начало в древности -& средневековье, и реалии сегодняшнего дня.

Цель настоящее диссертации.- опираясь да методологически;; принцип рассмотрения определенной проблематики в хронологической последовательности, рассмотреть взаимосвязь социально-философских взглядов той или иной школы китайского буддизма, начиная с периода становления и до современного состояния, вычленяя при этом теорети-

.-2-ческке к пр&овчзскаєг "аспекты социально-философской проблематики. При этом необходимо рассмотреть следующий перечень вопросов:

типы религиозного сознания з китайском буддизме как формы отражения разных уровней общественной практики;

измёвзнкя буддийской философской теории и практики начина: с момента проникновения .буддизма в Китай;

фклософско-ыйрОЕОЗзрэнческие основы школ китайского будда: ия ;

буддизм в политике Китая;

социальная роль буддизма в Китае.

Научная новизна и практическая значимость диссертации опред< ляются тем, что проблематика исследования, находясь на стыке философии > политики, истории, религия и права, более сфокусирована ка преемственности и взаимосвязи социально-философских теорий.и концепций- китайского буддизма с современной реальностью. Это первая работа кнтаеведного направления рассматривающая ссциально-философ; кие аспекты иь:екко китайского Оудд;-.зь.а.

Рассмотрение этих аспектов вряд ле станет эффективны;! без о< зора динаглики эволюции буддизма в конкретно-исторических условиях т.к. каждый отдельно взятый социально-исторический комент станет обязательные! фокоь; и ключа-., к адекватному пониманию генезиса социальной- я философской теории, а так же их связи с практикой китайского буддизма.

Исследование под угла»: социально-философского фактора таких проблем как становление философии китайского буддизш, роль китайских традиций в развитии буддизма, процесс формирования синкретической религии "саньцзяо", буддизм в политической история Китая тоже предпринимается впервые в отечественном китаеведении.

Материалы и выводи диссертации могут- применяться при изучен; истории буддийской Философии, философии школ китайского буддизма, идеологии народных религиозных и общественных движений древнего, средневекового к современного Китая.

Методологическими, теоретическими основами и источниками та-боты послужили общие принципы социально-философского к историко-философского исследования, разработанные отечественной фклософскоз школой, в особенности представителями востоковедного направления j прежде всего, конечно, китаеведного я будпологического. Следует

отметить,что буддийская философия,в частности,китайская буддийская философия доста^овдо_объемно_^{ачественно исследована в работах за рубежных и отечественных философов и синологов.

Источниками для исследования послужили сделанные автором переводы с китайского документов буддийской сангхи и правительства КНР,материалы китайской прессы. Диссертант ввела в научный оборот перевод письма первого президента Китайской Республики Сунь Ятсена в адрес Ассоциации буддистов Китая.

Степень изученности темы.Социально-философские аспекты китайского буддизма еще не были объектом отдельного исследования в отече ственном Китаеведении,но в трудах корифеев китаеведной буддологии,в работах современных российских и зарубежных ученых эти проблемы час тично освещались.

Если в трудах основоположников отечественной китаеведной буд дологии рассматривались чисто философские проблемы,то российские и зарубежные синологи второй половины XX века все чада обращаются к вопросам социальной активности китайского буддизма, традициям его философской и социальной практики, их взаимосвязи.

Апробация.Диссертация обсуждена на заседаниях кафедр философии Восточно-Сибирского Государственного Технологического Университ ета,Бурятского Государственного Университета и н^ диссертационном совете №К 113.36.01. По итогам обсуждений рекомендована к защите.

X. См: Васильев В.П. Буддизм.Его догматы,история и литература.ч.I, СПб,105?: Религии Востока:конФуцианство,буддизм,даосизм.СПб.,1873// Кафаров П.И. (Палладий).Жизнеописание Будлы.(Труды членов Российской духовной миссии в Пекине)т.I,Пекин, 1852// Ольденбупг С.Ф. Жизнь Буд дЫдИндийского учителя жизни,Пг.,1919;Буддийские легенды,СПб.,ч.2, 1894// Роэенберг 0.0.0 миросозерцании современного буддизма на Даль нем Востоке.Пг1,1919//Щербатской Ф.И.Избранные труды по буддизму.М. 1988;Философское учение буддизма.Пг. ,1919.

^Си: Васильев Л.С. Культы,религии и традиции в Китае.М.,1970//Кор-нев В.И. К изучению буддизма.Воппосы истотаи 1981Д6;Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии.М.,1983.//Пепеломов Л.С.Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.М.,1981.//Малявин В. В.Буддизм и китайская традицияОтика и ритуалы в традиционном Китае) М. ,Т988;Синкретические религии в Китае в XX веке: традиционное и по сттрадиционное-Релипш мира.Истодая и современность.Ежегодник .1587 И. ,1989.//Мартынов А.С.Конфуцианство,буддизм и двор в эпоху Мин(Ис-тория и культура Китая)М., 1974.//

J.Takakusu. The essentials of Buddhist philosophy. Honolulu.1956; II M.Weber. The Religions of India: the sociology of Hinduism and Buddhism. Glencoe,1960; II K.K.S.Chen. Buddhism in China. A Historical survey. Princeton, 1964, II H.Nakamura. Ways of thinking of Eastern Peoples: India, China, Tibet, Japan, Honolulu, 1977; Buddhism in comparative light. Delhi, 1986; II Suzuki. The essentials of Buddhism. Kioto, 1968; II E.F.Schumaher. Small is beautiful: a study of economics as a people mattered. L.,1975.

- 4 -Основные положения диссертации апробированы на Школе Молодых Востоковедов(Уюсква, 1S8G,), ка Четырнадцатой научной конференции "Общество и государство в Китае"(Москва, 1S83), в разработках курса лекций и семинаров по истории философии в ВСГТУ(ї'лан-Удз, 1985)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,.и заключения. Первая глава называется "Типы религиозного сознания в буддизме". Вторая.гл.ава,"5шюоос&ские основы китайского буддизма" состоит из двух параграфов. 1. Распространение и развитие буддизі-а в Китае. 2. Рилософско-мровоззренческие основы школ китайского буддизма.

Третья глава. "Социально-политические позиции китайского буддизма" икеет два параграфа. 1, Буддизм в политике Китая. 2. Социальная роль буддизма в Китае.

Диссертация имеет заключение и библиографию.