Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские воззрения Н. К. Михайловского Мичковская Лидия Андреевна

Социально-философские воззрения Н. К. Михайловского
<
Социально-философские воззрения Н. К. Михайловского Социально-философские воззрения Н. К. Михайловского Социально-философские воззрения Н. К. Михайловского Социально-философские воззрения Н. К. Михайловского Социально-философские воззрения Н. К. Михайловского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мичковская Лидия Андреевна. Социально-философские воззрения Н. К. Михайловского : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 2000.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/268-1

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В современных условиях в связи со значительными изменениями во всех сферах жизни российского общества совершается смена приоритетов в области социально- философской теории. Происходит пересмотр оценок, поиск новых подходов к анализу проблем социальной философии и науки. Сегодня многие исследователи вновь обращаются к уже казалось бы исчерпывающе понятому и оцененному наследию многих мыслителей прошлого (в том числе русских) чтобы рассмотреть их творчество под

новым углом зрения. Это обусловлено тем, что в советский период в господствовавшей марксистской историографии - в основном по идеологическим мотивам - утвердились в качестве непреложных истин неадекватные (преимущественно негативные) оценки мировоззрения целого ряда видных русских мыслителей немарксистского толка. И все по одной причине: не принимали (или, тем более, опровергали) марксистское толкование тех или иных проблем.

К числу подобных литераторов и теоретиков относился и Николай Константинович Михайловский, которого за его глубокий ум, нравственную силу, яркий образный язык многие поколения радикальной и свободолюбивой молодежи признательно считали своим «властителем дум». Так стали называть Михайловского еще совсем в молодые годы, когда благодаря недюжинному таланту, он - после блестящих выступлений Добролюбова и Писарева - быстро стал ведущим публицистом и критиком, создав ряд оригинальных трудов, в которых рассмотрел сложнейшие социально - философские проблемы, проявив себя как самобытный и глубокий мыслитель.

До недавнего времени исследование творческого наследия Н.К. Михайловского велось просветительски и, в основном, в плане его критики. В последние годы появилась возможность, отбросив идеологические стереотипы, объективно и всесторонне изучить подлинные взгляды известного русского мыслителя непредвзято определить его место в мировой и общественной мысли.

Большая часть теоретической социально-философской деятельности Михайловского была связана с разработкой субъективного метода в социологии, проблем общественного прогресса, рассмотрением места и роли личности в обществе как «борьбе за индивидуальность». Н.К. Михайловский также впервые по-новому подробно рассмотрел в социально-психологическом плане проблему «герой и толпа» предвосхитив

известную теорию «подражания» Г. Тарда. Мыслителя вместе с тем глубоко волновала тема будущего России, ее особенного пути. Все рассматривавшиеся русским философом вопросы были актуальными не только для его времени, такими они остаются и сейчас. Сказанное свидетельствует об "актуальности научного исследования мировоззрения выдающегося русского мыслителя Н.К. Михайловского - в первую очередь его социально - философских воззрений, составляющих ядро его мировоззрения.

Состояние и степень пзученностп темы.

Литература, посвященная творчеству U.K. Михайловского весьма обширна и разнообразна; по характеру - биографическая, мемуарная, исследовательская, критическая. Вся его мпогограпная деятельность стала-предметом изучения еще при жизни писателя-философа. Только в дореволюционные годы ему было посвящено более 600 работ. Большой вклад в разъяснение учения Н.К. Михайловского внесли его ученики н последователи (Е.Е.Колосов, Н.С.Русаков, Д.Сильчевскнй, В.Чернов. С.Южаков и другие'), которые первыми прокомментировали основные идеи Н.К. Михайловского, выделив в его учении проблемы общественного прогресса, субъективной социологии; личности, и др. В последующих исследованиях творчества писателя - мыслителя большую роль сыграли работы известных русских философов XX века: Н.А. Бердяева, С.Н.

' Чернов В.М. Памяти Н.К.Мнхан.ювского.-М., 1917;Южаков С.Н. Социологические этюды.-Спб.. 1S9I-IS96; Колосов E.F.. Н.К.Михайловским. Социология, публицистика. Литературная деятельность. - Иг.: Типография Сойкина, 1917 и др.

6 Булгакова, П.Б. Струвек, С.Л. Франка, - в которых переосмысливались

некоторые его идеи^.

Народнические взгляды Н.К. Михайловского, их связь с философскими и социологическими воззрениями мыслителя, в дореволюционной литературе были обстоятельно исследованы В.Богучарским, К. Качоровским, Б.Коварским и др3. Исследованию в целом творческого наследия русского мыслителя наиболее крупные работы посвятил известный историк общественной мысли России - Иванов - Разумник4.

В марксистской дореволюционной литературе преобладала критическая линия, в частности по отношению к «субъективной социологии» Ы.К. Михайловского (Г.В. Плеханов5, В.И. Ленин^). Подобного рода литература о Михайловском в основном была направлена на критику его взглядов, как идеолога либерального народничества, активно боровшегося с марксистским учением и российской - социал-демократией. Литература данного характера позднее в советское время, особенно после сталинских оценок реакционной роли либерального народничества практически доминировала в течение всего советского периода и определяла негативное отношение к ІМихайловскому как деятелю и теоретику

В советский период изучение позитивного творческого наследия Н.К. Михайловского, главным образом по идеологическим причинам, на долгое время прекратилось. Внимание изучающих наследие русского мыслителя

" Бердяев НА. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Михайловском. - М., Спи.; Типография О.Н.Попова, 1901.

1 Например: Коварский Б.Н. Н.К.Михайловский и общественное движение 70-х г. /Публичные лекции, -СПб, 1912.

4 Иванов -Разумник. Н.К. Михайловский: центральный пункт его мировоззрения. //Русская мысль.-1904. -№3.

s Плеханов Г.В. Наши разногласия. Избранные философские произведения. - М., 1956; Социализм и политическая борьба / Соч. - М., 1957.- T.2,

'Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социат - демократов.-ПСС. -T.1.

фактически ограничивалось анализом его литературно - критических произведений. В работах таких авторов, главным образом литературоведов, как ГЛ. Бялый, Г.Г. Ермилова, В.Н. Лукин, Б.С. Мейлах, М.Г. Петрова, В.Г. Смирнов, Н.И. Соколов, Н.В. Теплинский, творчество Михайловского рассматривается преимущественно как литературного критика7.

Лишь в конце советского периода (1960- 1980гг.) подход к общественной и теоретической деятельности Михайловского стал постепенно меняться - с идеологического на исследовательский. Это выражалось, в частности, в создании отдельных очерков о Михайловском в работах по русской философии. Данное направление изучения творчества Михайловского характеризовалось более подробным исследованием преимущественно его философских и социологических воззрений с позиций марксистской идеологии и на основе, главным образом, ленинских оценок (А.Л. Галактионов а П.В. Никандров, В.Л. Малинин, И.Н. Пантинин, И.Я. Щипаков, В.Г. Хорос и др^). Эти публикации о Михайловском были более объективны, но по-прежнему не давали объективного изложения творчества мыслителя из-за идеологических причин, характерных для всего советского времени.

Отдельные аспекты творческого наследия Н.К. Михайловского получилн отражение в работах ряда американских ученых (Биллингтона, Хэара, Макрэ, Пампера, Менделя, Томпкинсона, Спелена, Клайна, Зелдина и др.').

В постсоветское время, когда были отброшены идеологические штампы в оценке многих мыслителей и деятелей прошлого, постепенно начали

7 Бялый Г.А. Народническая критика Н.К. Михайловского //История русской критики. - М ,.Л., 1958. - Г.2. -

С. 329 -354; Лукин В.Н. Эстетические- взгляды Н.К. Михайловского. - Куйбышев, 1972; Соколов Н.И.

Русская литература и народничество. - Л., 1968; Теплинский М.В. «Отечественные записки» 186S -1884

годов. - Южно-Сахалинск, 1966.

' Галактионов А.А., Никандров П Ф. Идеология русского народничества. - Л.,1966;

Малинин В.А. Основные проблемы критики идеалистической истории русской философии. - М., 1963;

Хорос В.Г. Народническая идеология и маркснзм.-М.,1972.

' ВІІ1ІП2ЮП I James И. Mikhailovsky and Russian populism by James H. Billingion. Oxford, The Clarendon press.

: 1958,XIX, 217 p.; Walichi A. Controversy over capitalism. Studies on social philosophy of Russian populists.

Notre Dame: 1989. -P. 76, 171.

появляться работы, посвященные и Н.К. Михайловскому (преимущественно статьи1" в научных журналах н диссертации1" по отдельным аспектам творчества русского мыслителя).

Самым важным литературным источником при написании настоящей диссертации были труды и исследования самого Н.К. Михайловского, а главным методом - их текстуальное изучение и современное истолкование. При наличии появившейся новой литературы о Н.К. Михайловском (его творчестве и мировоззрении) явно ощущается отсутствие крупных диссертационных исследований, посвященных анализу его социально -философских воззрений, вклада в отечественную философию. Необходимость в подобных исследованиях давно назрела. Автор диссертации в меру своих сил пытается восполнить этот пробел.

Цели н задачи исследования

Опираясь на вышеизложенное, диссертант видит цель своей работы в том, чтобы, исходя главным образом из текстологического изучения произведений Н.К. Михайловского, а также анализа имеющейся исследовательской литературы о творчестве мыслителя, объективно, на

Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности. // Вопросы истории -
1991. - № I.; Балуев Б.П. Н.К.Михайловский и «легальный марксизм,). //Отечественная история. - 1992. -
№6. - С. 15-31; Еалуев Б.П. Имя на обелиске. Штрихи к портрету Н.К. Михайловского. // Вестник АН
СССР. - 1990. - №10. - С. 93- 105; Баранников В.П. Задорожнюк И.Е. Проблемы «коллективной
психологии в работах Н.К.Михайловского. // Психологический журнал. -M. 19993. - Т. 14. - №2. -с. 106-
112; Блохин В. Забытый мыслитель. Философски - исторические и общественно - политические
воззрения Н.К.Михайловского. //Свободная мысль. - 1996. - №4, - С.82 - 89; Мыслков В.А. «Формула
прогресса» в идейной системе Н.К.Михайловского. //Русская литература. - 1992. - № 3- С. 39 -54;

Мысляков В.А. Щедрин и Михайловский; проблема «героев и толпы». //Русская литература. - 1990. -№10.-с.59-76

" Чинш Б.Н. Социологическая система Н.К.Михайловского. /Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., -1973. - 23 с; Пиктса П. А. Проблема личности в социологии Н.К. Михайловского. /Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук -Л., 1975. - 17с; Хмелетская О.В.. Основные черты мировоззрения Н.К. Михайловского; историке - философский анализ. /Автореферат диссертации кандидата философских наук. - М,1991.; Зелетдинова Э.Л. Проблема личности в социальной философии Н.К. Михайловского /Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук МГУ. М.. 1992.-22 с.

основе современной методологии показать сущность и особенности социально - философских воззрений выдающегося теоретика русского народничества.

Достижение данной цели включает в себя решение следующих исследовательских задач :

рассмотреть идейные предпосылки, эволюцию и особенности философского мировоззрения Н.К. Михайловского;

исследовать роль мыслителя в разработке «субъективного метода» в СОЦИологии, показать его особенности;

раскрыть его концепцию личности с точки зрения созданной им теории «борьбы за пндивидуачьность»;

рассмотреть созданную философом теорию «героев и толпы» , ее место в социальной психологии;

выяснить особенности рассмотрения Михайловским «формулы прогресса» в понимании общественного развития.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Теоретической базой настоящего исследования явились наиболее значимые труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам теоретической философии, социологии, истории общественно-политической, социологической и философской мысли. Особенно важными для диссертационной работы являются философские труды, научные изыскания, крупные монографические работы отечественной и зарубежной литературы, посвященные исследованиям важнейших теоретических построений, и в целом, творческого наследия Н.К. Михайловского.

Методологической основой диссертации явился диалектический анализ истории общественно - философской мысли, сочетающий в себе принципы

единства научной объективности и конкретно - исторического подхода, имеющих важное методологическое значение в исследовании теоретического наследия различных школ и направлений в философии и социологии. В исследовании конкретного текстологического материала трудов Н.К. Михайловского также использованы общенаучные принципы познания, в частности: структурности, системности п целостности, а также методы анализа и синтеза, сравнения и аналогии и др.

Новизна научного исследования

Данная работа представляет собой одну из попыток в отечественной литературе последних лет по-новому рассмотреть социальную философию Н.К. Михайловского, ее общефилософские истоки, концептуальное содержание, гуманистическую направленность с позиций объективного изучения исторических условий жизни и деятельности мыслителя, на основе применения текстологического анализа его важнейших произведений.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:

подробно охарактеризованы идейные предпосылки, эволюция и особенности философского мировоззрения Н.К. Михайловского;

показана роль мыслителя в разработке «субъективного метода» в социологии, его особенности;

раскрыта сущность концепции личности, созданной философом на основе разработки проблемы «борьбы за индивидуальность»;

освещена разработка Михайловским социально-психологической теории «герой и толпа», его новаторство;

выяснен вклад Михайловского в разработку проблемы «формула прогресса» в понимании общественного развития.

Теоретическая п практическая значимость

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы как методологические ориентиры в дальнейшем изучении философского и социологического наследия Н.К. Михайловского.

Практическая значимость исследованпя состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы: в практике преподавания учебных курсов социальной философии, философии истории в вузах и средних специальных учебных заведениях; в практике проведения спецкурсов с целью углубленного изучения истории русской философии; в школьных курсах истории.

Апробация работы

Основные теоретические идеи диссертации обсуждались на научно -практических конференциях БГУ (1999, 2000 г.г.), а также изложены в трех научных публикациях (двух статьях и тезисах).

Диссертация обсуждена и одобрена на заседанни кафедры философии и экспертной группы диссертационного совета Д 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Бурятском государственном университете.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Социально-философские воззрения Н. К. Михайловского