Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ феномена миграции Дрокин Михаил Сергеевич

Социально-философский анализ феномена миграции
<
Социально-философский анализ феномена миграции Социально-философский анализ феномена миграции Социально-философский анализ феномена миграции Социально-философский анализ феномена миграции Социально-философский анализ феномена миграции Социально-философский анализ феномена миграции Социально-философский анализ феномена миграции Социально-философский анализ феномена миграции Социально-философский анализ феномена миграции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дрокин Михаил Сергеевич. Социально-философский анализ феномена миграции : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : М., 2005 121 c. РГБ ОД, 61:05-9/551

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. МИГРАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ 15

1. Миграция в разных типах общества. Мигрант- человек выживающий 15

2. Миграция в политико-экономическом пространстве общества 44

ГЛАВА ВТОРАЯ. МИГРАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТНОЙ МОТИВАЦИИ 73

1. Основные культурные детерминанты миграции. Мигрант -человек рефлексирующий 73

2. Миграция в социокультурном пространстве общества 95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 111

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Миграция населения как обусловленное социо-историческими условиями специфическое явление общественной системы и культуры, обслуживает объективные потребности существования и развития человеческого общества и обеспечивает коллективный характер бытия людей. Миграция, таким образом, есть проявление социальной диалектики и поэтому она становится предметом исследования в социальной философии. С одной стороны, миграция непосредственно относится к человеку: к проблеме его физической выживаемости, сохранению его духовности и единства его духовной культуры, осмысленности его индивидуального и социального бытия и его места в истории. А ведь именно человек и его особенности определяют специфику социального познания. "" С другой стороны, человек не может быть понят вне общества и миграция людей, постоянно проектирующих и практически оценивающих свои действия по перемещению в географическом и, как следствие, социальном пространстве самыми разными способами воздействует на общество (традиционное, современное, постсовременное). Более того, миграция явно и имплицитно инспирирует создание обществ с доселе неизвестным и неисследованным этническим и культурным, а порой и экономическим разнообразием, способствует появлению новых межнациональных общин как особых социальных групп, чья идентичность не определяется каким-либо конкретным территориальным образованием. В социальном пространстве XXI века оппозиции «центр-периферия», «столица-провинция», «колония-метрополия» не просто продолжают существовать, а становятся основой современного мира: есть «безнадежные» периферийные страны, экономики и культуры, а есть избранные «центральные». Первые ожесточенно борются за место в настоящем и будущем культурном и социальном ландшафте и одним из способов такой борьбы является миграционная экспансия. Вторые

стараются противостоять ей, но не могут обойтись без импорта рабочей силы, интеллектуального потенциала, привлечения населения детородного возраста для разрешения демографического кризиса и пр. Миграция, таким образом, становится одним из способов обеспечения выживаемости человечества, одним из необходимых условий совместной деятельности индивидов. Поэтому исследование механизмов влияния миграции на социум является задачей, требующей тщательного изучения.

Миграционные процессы обусловлены множеством как объективных факторов - специфические исторические и национальные условия жизни стран, их культурное своеобразие, особенности существования экономики, действия господствующей в обществе политической элиты и т. д. - так и субъективными обстоятельствами, многие из которых носят трудно предсказуемый и противоречивый характер. Миграция, одним словом, включает в себя множество самых разных факторов и структур человеческой жизнедеятельности - социальных, духовных, экономических, психологических, исторических. Необходимость осмысления этих взаимозависимостей в контексте существования современного общества, в контексте становления цивилизации будущего, в контексте диалектики антропо- и социоцентризма, наконец, определяет конкретную актуальность темы диссертационного исследования - социально-философский анализ сущности, детерминант и причин флуктуации миграционных потоков.

Степень теоретической разработки темы

Проблема миграции есть комплекс вопросов, касающихся ее сущности, совокупности ключевых доминант, типологии форм, функций и генезиса. Таким образом, это пересечение содержательно-сущностных, причинно-целевых и функциональных аспектов феномена миграции. Все они, хотя и в разной мере, исследуются в современной литературе: в аспектах безопасности, выживаемости населения, демографическом, экономическом,

политическом и многих других. Но лейтмотивом понимания миграции является ее имманентная конфликтогенная природа. Вопросам сущности миграции посвящены фундаментальные работы ЗайончковскойЖ.А.1, Витковской Г.С ., Назарова А.Д. Как проблема безопасности и выживаемости миграция в отечественной литературе рассмотрена в фундаментальной коллективной монографии «Миграция и безопасность России»4 под ред. Г. Витковской и С. Панарина. В ней определены основные концептуальные подходы к понятию миграции, взятом в контексте безопасности: безопасность государства и социетальная безопасность, в которых миграция анализируется как непосредственная угроза обществу и накопленной им уникальной социокультурной среде; безопасность человека, где миграция рассматривается в аспекте прав человека. Интеллектуальная миграция проанализирована в коллективной монографии «Интеллектуальная миграция в России»5. В юридическом аспекте миграция всесторонне проанализирована Г. Г. Гольдиным6. Этническую миграцию исследуют Борзунова Т.И., Макарова Л.В., Морозова Г.Ф., Лебедева Н.М. и др7.

Миграция исследуется и в логико-эпистемологическом аспекте как познавательная категория, отражающая существенные моменты когнитивного процесса8.

В контексте геополитики, геоэкономики и геокультуры как сравнительно новом направлении социальных исследований проблема миграции рассматривается через такие понятия как, например, антропоток,

Зайончковская Ж.А. Миграция как индикатор социальной ситуации в пост советском пространстве // Проблемы прогнозирования М, 1997. и др. работы

2 Витковская Г.С. Российские диаспоры в Центральной Азии:миграционный потенциал //Социолог.
Исследования, 1999, №2. и др. работы

3 Назаров А.Д. Проблемы миграции населения: исторические предпосылки/тенденции, социальные
последствия Автор. Дисс докт ист наук М, 1995.

4 Миграция и безопасность России М, 2000.

5 «Интеллектуальная миграция в России» под ред. С.А. Кугеля СПб, 1993.

6 Гольдин Г.Г. Политико-правовые проблемы миграцииМ, 2003. ......

7 Борзунова Т.И., Макарова Л.В., Морозова Г.Ф Республики России: этническая миграция и ее последствия
М, 1997.; Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций М, 1993.

8 СМ. например работы Касавина И.Т. "Человек мигрирующий": онтология пути и местности // Вопросы
философии. -№ 7; он же:. Миграция. Креативность. Текст. Санкт-Петербург, 1999.

источники демографического ресурса, геокультурной связи и пр. Особую роль в отечественной науке сыграли идеи и работы Г. П. Щедровицкого, исследующего многомерность «политического» и затрагивающего в этой связи проблемы миграции. Чрезвычайно важны работы С. Градировского и Б. Межуева о геокультурном выборе России, работы С. и Е. Переслегиных, А. Неклессы, И. Зеленевой. Работы указанных авторов просто перенасыщены эмпирическим материалом, открывающим перед познающим субъектом массу сюжетов для теоретических построений. В концептуальном отношении значительный интерес представляют работы И. Валлерстайна, который рассматривает миграцию в контексте мир-системной парадигмы.

Но, несмотря на то, что понятие миграции весьма часто используется в корпусе социально-гуманитарного знания, все же есть основания считать, что как категориальный термин это понятие разработано мало и теоретических исследований, посвященных ему, почти нет. Мы полагаем, что социальная философия есть как раз то исследовательское поле, где этот теоретический пробел может быть устранен. Здесь феномен миграции может быть рассмотрен сразу в трех смыслах: как нечто феноменально данное в объективированных описаниях наук; как некий феномен сознания, требующий анализа; как концептуальное образование, результат сопряжения различных типов научного и философского анализа. Такая гетерономность предмета делает его изменчивым и сложным. В настоящем исследовании феномен миграции по преимуществу рассматривается в третьем указанном нами смысле как концепт междисциплинарного знания, а сама проблема миграции в исследовании поставлена как проблема прежде всего функциональная и причинно-целевая, решающая вопросы того, «как это происходит» и «почему это происходит». Вопросы содержательно-сущностные в достаточной мере рассмотрены в корпусе социально-гуманитарного знания. Именно поэтому, в частности, в работе нет краткого

рассмотрения генезиса миграции. Диссертант посчитал возможным и необходимым остановиться на менее проанализированных аспектах проблемы.

Работ, которые были прямо посвящены исследованию феномена миграции в контексте социально-философского анализа, диссертанту обнаружить не удалось. К немногим исключениям в отечественной литературе принадлежат статьи Курбановой Л. Ч., в которых ставится проблема исследования миграции через «гео» понятия, особый интерес представляют работы В. Г. Федотовой, А. И. Уткина, С. А. Панарина, Д. В. Драгунского, А Климова, дающие богатый фактический и теоретический материал для решения задач диссертационного исследования. Среди зарубежных авторов важны исследования по проблемам информационного общества М. Кастельса, Э. Гидденса, по проблемам геополитики - Р. Коллинза, А. Стичкомба, Дж. Модельски, П. Кеннеди и др.9. Но" и они затрагивают лишь частные вопросы проблемы миграции как одного из системообразующих свойств современного общества и не касаются сколько-нибудь полного исследования указанной проблемы. Предлагаемое диссертантом исследование лишь в определённой степени восполняет образовавшийся пробел. Автор отдаёт себе отчёт в сложности и широте заявленной темы. Именно поэтому были выбраны ключевые, по мнению диссертанта, аспекты анализа, рассмотрение которых задаёт угол зрения, позволяющий сформировать достаточно целостное социально-философское представление о феномене миграции.

Объект исследования — миграция как процесс территориального перемещения лиц, ведомых экономическими, политическими, культурологическими и иными мотивами.

9 В частности, идеи Кастельса о «пространстве мест и потоков» , Гидденса о парадоксах современного общества, работы Stinchcomb A. Constructing Social Theories. N.Y., 1968; Modelsky G. Exploring Long Cycles. L., 1987; Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers: Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000. N.Y., 1987. Коллинз P. Предсказание в макросоциологии: случай Советского коллапса//Время мира. Новосибирск, 1997

Предмет исследования - миграция как одна из системообразующая характеристика современного общества; фундаментальные теоретические идеи экспликации феномена миграции в мировой социальной реальности.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — теоретические осмысление миграции как проявления социальной диалектики, узлового социального явления, одной из ведущих доминант формирования современного и в перспективе постсовременного общества и мировой цивилизации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. показать необходимость рассмотрения миграции в контекстах социального пространства и места;

  2. выявить специфику форм миграции в традиционном, современном и постсовременном обществах;

  3. выявить специфику мигранта как агента социального действия;

  4. детально проследить взаимосвязь процессов глобализации, модернизации и направлений миграционных потоков, выявить и проанализировать особенности миграции в экономическом и политическом пространстве общества и обосновать понимание миграции в указанном пространстве как стратегии социального и индивидуального выживания агентов социального действия;

  5. выявить и изучить основные факторы культурной миграции;

  6. выявить и проанализировать основные смыслы культурной миграции как одной из доминант становления социокультурного пространства общества.

Теоретическая и методологическая основа исследования

В качестве теоретического фундамента анализа поставленной
проблемы диссертант выбрал нормативный паттерн социальной

философии . Нормативная социальная философия руководствуется концепцией Gesellschaft, предложенной классиками немецкой социологии и акцентирующей роль интенциональных характеристик человеческих действий в исследовании социальных явлений. Интенциональный или индивидуалистический подход к анализу социального (развиваемый в современной науке в рамках элементаризма) требует понимать общество только через исследование составляющих его индивидуумов, т.е. через антропоцентризм. Поэтому диссертант обратился в том числе и к философским основаниям либерализма, к его определяющим принципам в рассмотрении социальных проблем, ключевая из которых заключается в том, что право на индивидуальную свободу фундаментально в обществе, и само общество понимается как ассоциация сограждан, как Gesellschaft (сообщество), несмотря на то, что онтогенетически оно Gemeinschaft (общество). Поэтому теоретической основой исследования послужили работы прежде всего отечественных авторов по проблемам либеральной философии (Н. Малиновская, Е. Гутов, И. Баркова и др.), а также идеи современной либеральной мысли, связанные с именами Дж. Роллза, Р. Дворкина, Б. Аккермана и др.

Методологической базой исследования стали принципы непредвзятого, исторически конкретного и обоснованного философского анализа, представленного в работах ведущих отечественных философов. Диссертация построена на сочетании проблемно-теоретического и историко-дескриптивного методов исследования как методов доказательства,

" Кроме нормативного паттерна в социальной философии выделяют дескриптивный, граничащий с теоретической социологией, социальной психологией и философией экономики. Этот раздел социальной философии реализует себя в русле холистской методологической парадигмы, предложенной в свое время Гегелем, для которого государство или нация рассматривались как надиндивидуальные образования, по отношению к которым индивиды имеют фундаментальные обязательства. Немецкой классической социологией конца 19-20 вв. Это методологическое положение было тщательно исследовано и результировалось в концепции Gemeinschaft: любые социальные группы должны быть рассмотрены как сообщества, не сводимые к их членам, т.е. мы не можем понять общество, просто рассмотрев действия и мотивацию его членов. Идея Gemeinschaft эксплицирована, например, в социальных доктринах коммунитаризма, маоизма, коммунизма и др. При этом диссертант отдает себе отчет, что оба паттерна социальной философии взаимосвязаны.

систематизации и изложения полученного знания. В исследовании применялись и междисциплинарные приемы анализа проблем, благодаря которым несколько дисциплин обмениваются новой информацией и переводят языки каждой из них на языки других. При рассмотрении культурной миграции в диссертации использован герменевтический метод исследования. Стремясь достигнуть указанной цели и решить поставленные задачи, диссертант апеллировал к ряду идей, высказанных в работах В.Г. Федотовой, в частности, о праве и возможности социальной философии вписываться в социальную реальность и оказывать на нее воздействие в той мере, в какой вообще философия может влиять на движение общества, осуществляя осмысление происходящих в нем процессов12.

Свою исследовательскую позицию диссертант ограничил метафорами оседлости, полагая, что введение парадигмы анализа номадических процессов миграции чрезвычайно расширит рамки исследования.

В работе использованы оригинальные тексты философов, историков, политологов, социологов, антропологов, критическая литература по персоналиям и направлениям, а также литература по социальной психологии, политической и исторической социологии, журналистике, имеющая отношение к данной теме.

Научные результаты и их новизна

Принципиальная новизна работы заключается в одной из первых
попыток, предпринимаемых в отечественной философской литературе,
систематического изложения и критического осмысления ключевых

социально-философских проблем миграции.

1. Обоснован тезис о том, что в социальном познании миграция должна рассматриваться в контексте диалектической связи пространства и

12 Федотова В.Г. Социальная философия и науки об обществе/УЭпистемология и философия науки 2004, Т.2,№2.

общества, для чего в оборот диссертационного исследования вовлечены концепции территориальной организации общества, концепция тюненовских зон, теория центральных мест. Миграция понимается как особое, «пространственное» выражение социального воспроизводства человеческой жизни, интеллекта и культуры. В этой связи проанализированы возможные связи миграции с теорией и практикой геоэкономики, геополитики и геокультуры как наук, использующих пространственный подход к анализу социальных явлений.

  1. Исследовано и доказано, что в разных типах общества миграция имеет разные формы и направления. Традиционное общество по преимуществу оседлое, ему в психологическом и социокультурном отношении сложно включиться в действия по пространственному перемещению. Здесь миграция имеет малое воздействие на трансформацию общества. Для современного общества, где население идет вслед за производством, типично преобладание объективного фактора миграции, здесь миграция индексирует избирательность населения к качеству социальной среды. В постсовременном обществе миграция рассматривается в контексте права человека на свободное перемещение в интегрирующимся мире, соображения качества природной и социальной среды становятся вторичными.

  2. Дано определение мигранта как свободного субъекта социального действия, «пересоздающего» себя в мире социальных и культурных перемещений. Выдвинута и обоснована гипотеза о необходимости осуществлять анализ миграции только на основе признания автономии человеческой личности: миграция, основанная на объективных потребностях личности - стратегия выживания как обеспечение выживаемости всех существующих в данный момент истории форм социальности и персональности; миграция, основанная на субъективных мотивах личности -стратегия личностной мотивации как разные способы полагания

личностного и социального смысла агентом социального действия. Здесь сознание человека порождает выбор и свободу.

4. Детально прослежена взаимосвязь процессов глобализации и
модернизации с направлениями и формами миграционных потоков.
Сформулирована гипотеза о том, что основу экономических мифационных
перемещений создает теория и практика модернизации, а основу
политических миграционных перемещений формулирует теория и практика
глобализма. Модернизация понимается как идея существования центра
мирового социально-исторического пространства, вокруг которого
разворачивались все экономические процессы. Проанализировано, что
модернизация способствует появлению и укреплению, с одной стороны,
азиатского типа экономической мифации (вестернизация); с другой стороны,
формированию европейской экономической мифации (догоняющая
модернизация). Глобализм как расширение пространства и времени до
масштабов всего мира и отказ от признания центра - Запада, инспирирует
детерминацию общества не только однозначно уровнем технико-
экономического и социально-экономического развития, но и политическими
организациями и учреждениями.

5. Выявлен и исследован социальный парадокс мифации: с одной
стороны, она служит дестабилизирующим фактором общества, а с другой —
консолидирующим, т.к. без флуктуации мифационных потоков современное
и в перспективе постсовременное общество существовать не может.

6. Выявлены и изучены основные детерминанты культурной
мифации: национальная и этническая принадлежность, национальный
характер, менталитет, коллективная и индивидуальная память. Выявлен и
исследован важнейший механизм культурной мифации - разные способы
«полагания смысла» как стратегии личностной мотивации мифирующего
субъекта. Исследован механизм «динамической переидентификации»,

помогающий мигрирующему субъекту осуществлять при необходимости
9 смену идентичностей.

7. На основе проведенного анализа выдвинуто предположение, что миграция, как целенаправленное коллективное действие людей, является механизмом социальной инженерии, способным преобразовывать социальное пространство и в таком качестве выступать условием социокультурного обогащения и развития общества.

Теоретическая и практическая значимость полученных

результатов заключается в дальнейшем углублении наших знаний о

тенденциях формирования современного общества и цивилизации будущего,

в характере взаимоотношения экономики, политики и культуры, взятых в

контексте их географического прочтения, в более ясном понимании сути и

закономерностей формирования миграционных потоков различного рода, в

* разработке более точной по сравнению с имеющимися моделями
миграционной политики. В работе критически освоены и введены в научный
оборот труды и идеи известных исследователей проблем миграции
А. Неклессы, В. Кочетова, В. Айрапетова, В. Ионцева и др. Рассмотрены
малоизвестные в отечественной литературе геокультурологическая теория

миграции И. Валлерстейна, социологические теории Р. Брубейкера и
Д. Хоровица.

Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в практике философских, исторических, политологических, социологических исследований; в чтении спецкурсов по данной тематике, в основном курсе философии, разделах «социальная философия», «философская антропология», «политическая система общества», «философия истории».

Апробация результатов исследования

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии Московского государственного технического университета «МАМИ». Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на Форуме «Мир на Северном Кавказе через экономику» (14 - 16 ноября 1998 года, г. Пятигорск); на научно-практической конференции «Проблемы насилия в современном обществе» (19—20 ноября 2004 года, г. Иваново, РГГУ); на III Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (15 - 18 сентября" 2004 года, г. Пятигорск, ПГЛУ); на международной научно-технической конференции ААИ (23-24 марта 2005 года, г. Москва, МГТУ «МАМИ») и др. Материалы исследования нашли свое отражение в научных статьях, тезисах, общим объемом более 3 п. л.

Материалы исследования использовались в учебном процессе при преподавании курсов по социальной философии, социологии, политологии.

Миграция в разных типах общества. Мигрант- человек выживающий

Приступая к рассмотрению феномена миграции в контексте социально-философского анализа, определим: 1) как мы понимаем последний и 2) почему объектом нашего исследования стала миграция.

В понимании сущности социальной философии мы исходим из двух посылок. Во-первых, из идей К. X Момджана, Г. Г. Майорова 10 и др. о существовании софийной и эпистемной и технотронной философии (и социальной философии как ее раздела), где первая оперирует экзистенциалами человеческого бытия (добро/зло, справедливо/несправедливо) и носит принципиально личностный характер. Вторая является корпусом дискурсивно- доказательных суждений и оперирует логико-стилевыми концептами. Третья есть «техника» философского исследования, приобретающая в конце XX века совершенно самостоятельное место в общем корпусе философских конструкций и даже претендующая на полное преодоление в себе двух первых форм философии. Софийный вариант социальной философии (марксизм, веберианстово и др.) не может дать адекватных и что более важно, более или менее однозначных ответов на вопросы социальной реальности в силу доминирующего в ней аксиологического аспекта. Третий тип философствования предлагает ряд плодотворных и важных в социально-философских исследованиях методов и подходов, которые мы используем в нашей работе, в целом воздерживаясь от реализации означенной парадигмы анализа. Эпистемная же социальная философия, хотя тоже включает в себя указанный аспект, но концентрирует внимание на аналитических (когнитивных) процедурах исследования, поэтому способна не только поставить проблему, но и предложить взвешенные варианты ее решения. Поэтому в нашем исследовании мы реализуем когнитивные принципы эпистемной социальной философии.

Во-вторых, в своих рассуждениях мы следуем концепции Gesellschaft, предложенной классиками немецкой социологии и акцентирующей роль интенциональных характеристик человеческих действий в исследовании социальных явлений. Интенциональный или индивидуалистический подход к анализу социального требует понимать общество только через исследование составляющих его индивидуумов. Чтобы понять общество, мы должны проникнуть внутрь самополагания людей в этом обществе (Verstehen). При этом мы осуществляем философский, а не социологический анализ, т.к. в отличие от социолога (политолога, историка и пр.) пытаемся построить идеально-типические конструкты и модели. Реализуемый нами анализ есть нормативный вариант социальной философии, пересекающийся частью своих объемов с политической и моральной философией - разделами социальной философии11.

Для нас важно и то, что мы разделяем понимание социальной философии как области широкого междисциплинарного синтеза, в котором «не только философия дает импульс конкретным наукам, но и социально-гуманитарные науки воздействуют на философию и дают импульс ее развитию» 12. Реализуя преимущественно герменевтический тип рефлексии при анализе искомого феномена, мы одновременно следуем праву и возможности социальной философии вписываться в социальную практику, в социальную реальность и оказывать на нее воздействие в той мере, в какой вообще философия может влиять на движение общества и осуществлять осмысление происходящих в нем процессов - войн, терроризма, политического определения и самоопределения и пр. Здесь для нас принципом размышлений является функция социальной философии, прописанная В.Г.Федотовой, «...строить понятийную систему изучения общества, устанавливать связь понятий и своих теорий с прагматикой» 13. Указанные соображения являются в нашем анализе феномена миграции ведущими методологическими ориентирами.

Под миграцией мы понимаем целенаправленное коллективное действие людей по перемещению в социо-географическом пространстве через границы их компактного проживания, основанное на объективных потребностях — «стратегия выживания», и на субъективных мотивах - «стратегия личностной мотивации». Миграция рассматривается нами в контексте диалектической связи пространства и общества. « ...вся история человеческой цивилизации может быть представлена как история освоения обществом пространства... Человек не только постигает пространство, он еще и воздействует на ту среду, в которой обитает. Вместе с тем и пространство воздействует на общество... Прогресс того или иного общества прямо связан с тем объемом пространства, в границах которого оно развивается » . Пространственные границы обитания человека являются одной из важных материальных основ человеческого бытия. Под пространством мы, прежде всего, имеем в виду пространство геосоциальное, исследованием которого, занимается, кроме социальной философии и теоретической социологии, например, социально-экономическая география. Здесь интересны по крайней мере две теории: теория тюненовских зон и теория центральных мест. При этом место - это конкретный фрагмент пространства. В различении категорий пространства и места мы будем следовать идеям М. де Серто: «место — это определенный порядок (любого рода), который организует элементы, связанные друг с другом по принципу существования. При такой организации два предмета не могут занимать одно и то же положение (place). ... Таким образом, место — это моментальная конфигурация позиций. Оно подразумевает возможность стабильности. .. .Пространство-это пересечение траекторий мобильных элементов. В некотором смысле оно есть продукт происходящих в нем движений. Пространство, в его отношении к месту, подобно произнесенному слову - всегда неоднозначному в своей актуализации, зависимому от множества различных условностей... В отличие от места, пространство не обладает ни однозначностью, ни стабильностью «принадлежности»'5.

Миграция в политико-экономическом пространстве общества

Под экономическим/политическим пространством общества мы в нашем исследовании понимаем не определенную онтологическую структуру (это- предмет иного анализа общества), а особый срез социального пространства, обеспечивающий внутреннюю связность общества. В экономическом пространстве акцент падает на поддержание социального благосостояния через регулирование процессов производства, потребления, распределения и обмена. В политическом пространстве общества ключевыми моментами являются природа и функции институтов принуждения, закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы её функционирования и использования в обществе .

По существующим прогнозам, на середину XXI века в связи со стабилизацией мировой экономики миграционное сальдо будет сокращаться, но факт наличия международного разделения труда, растущей интернализации производства, распределения и рынков труда все равно будет постоянно провоцировать миграционные потоки. Нельзя упразднить или не принимать во внимание существование международного рынка рабочей силы, такого же, как рынка товаров и услуг, нельзя изолировать себя от процессов глобализации, которую используют все действующие на межгосударственном уровне концерны. Перемещаясь по миру, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, осуществляя внешнюю (международная из развивающихся стран в развитые и миграция между развитыми странами) и внутреннюю трудовую миграцию. Под трудовой миграцией мы, вслед за многими другими исследователями (И. Цапенко, Т. Доржиевой и др.), понимаем процесс территориального перемещения рабочей силы с конкретной целью трудоустройства на определенный срок. Внешняя миграция рабочей силы разбивается на 5 направлений: из развивающихся в промышленно развитые страны; в рамках промышленно развитых стран; между развивающимися странами; из бывших социалистических стран в развитые; квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся. В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами, например, между странами, членами ОПЕК и другими странами арабского региона. Так же возрастает и внутренняя миграция внутри таких, например, стран как Россия, где трудовая сила концентрируется или в мегаполисах (Москва, Петербург, Новосибирск), или в нефтедобывающих районах страны; в азиатских странах, где возрастает миграция коренного населения из перенаселенных районов. Причинами как внешней, так и внутренней трудовой миграции выступают, прежде всего, экономические и политические обстоятельства. К первым относятся различия в экономическом положении стран и отдельных регионов внутри одной страны, шок после введения рыночной экономики в бывших социалистических странах, инспирирующие глобальные различия в уровнях жизни, безработицу в странах-донорах, вывоз из них капитала. Миграция по экономическим причинам есть естественный экономический процесс, и она вообще наиболее типична для новейшей истории западных стран. Экономическая миграция есть «территориальное перемещение лиц с целью обучения, трудоустройства и туризма» . Политическая миграция обусловлена государственным террором, национальными и религиозными противоречиями внутри страны и на международной арене, ставящими под угрозу жизнь и свободу граждан. Под политической миграцией мы понимаем территориальное перемещение лиц с целью приобретения политического убежища, свободы вероисповедания. По различным прогнозам, именно экономические и политические факторы миграции, а не, например, этнические, станут ведущими в первой половине XXI века. Мы полагаем возможным назвать эти типы миграции «стратегией выживания», поскольку они связаны с обеспечением выживаемости любых существующих форм социальности и персоналъности.

К эмпирическим факторам экономической миграции можно отнести следующие. Высокая и устойчивая концентрация производства определенной продукции в отдельных странах соответственно требуют трудовых ресурсов, которые интенсивно пополняются иммигрантами из других стран. Главная причина использования иностранной рабочей силы заключается в экономической выгоде. Для этого все государства мира регулируют процесс трудовой миграции, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных и дешёвых работников. Например, португальские рабочие во Франции и ФРГ в автомобилестроении получают зарплату гораздо ниже национальных стандартов этих стран. Во многих других случаях, расходы на доставку иностранной рабочей силы, на ее размещение и обустройство также существенно низки. В результате, страны-реципиенты снижают издержки производства, что стимулирует его рост, затраты на образование и профессиональную подготовку, на выплату пенсий и социальных дотаций. Кроме того, приток иностранных трудовых ресурсов позволяет оптимально перераспределить национальную рабочую силу в наиболее динамичные сектора экономики, увеличить рост ее квалификации.

Основные культурные детерминанты миграции. Мигрант -человек рефлексирующий

В контексте рассуждения о культурных доминантах миграции, мы, вслед за В. Библером, будем понимать под культурой «феномен самодетерминации, самоопределения человеческого бытия и сознания. Это феномен предопределения моих действий - в горизонте личности, в осознании, переживании, осмыслении полной личной ответственности за прошлое и будущее, за воздействие (последействие) моих поступков, всей моей жизни на судьбы других людей, на судьбу истории (даже в моей ответственности за то, что было до меня...)»68. В культуре человек ощущает двойную детерминацию: внешнюю, со стороны социальных, этнических структур и исторического времени, и внутреннюю - со стороны своих «архетипов», подсознательных предпочтений и стереотипов разного рода. Несмотря на факт внешней детерминации, мы полагаем, что все культурологические феномены в конечном счете определяют личностную мотивацию субъекта, поэтому считаем возможным назвать культурные доминанты миграции стратегией личностной мотивации.

Однонаправленное воздействие указанных доминант на субъект не только формирует его восприятие действительности, структуру и стиль поведения, но и инспирирует его пространственные перемещения. В данной главе мы рассмотрим такие внешние культурные доминанты миграции, как этническая принадлежность, коллективная социальная и историческая память и внутренние - национальный характер, менталитет. При этом мы убеждены, что в исследованиях феномена миграции его культурные доминанты весьма продуктивно рассматривать в рамках идей геокультуры. Это понятие, впервые предложенное И. Валлерстейном, еще не утвердилось в научном обиходе. Нет согласия по поводу ключевого смысла геокультуры: это культура, взятая в ее географической определенности («культура России») или это геокультурный подход к политике? Валлерстейн понимает под геокультурой культурное основание господствующей мир-системы, например, если эта система капиталистическая, то ее геокультурой является вера в то, что политически свободная нация, следующая верным экономическим парадигмам, непременно достигнет успеха и могущества69. Среди отечественных исследователей геокультуры необходимо указать Д. Замятина, Б. Межуева, С. Градировского., В. Цыбурского и др .В их еще до конца не оформленных концепциях тоже нет единства и согласия. Для Замятина, например, геокультурой является осмысление любой культурой свойственных ей географических образов, что сближает эту точку зрения с проблемами культурной символизации и метафорики. Под геокультурным образом Замятин имеет в виду «систему наиболее мощных, ярких, и масштабных геопространственных символов, характеристик, описывающую особенности развития и функционирования тех или иных культурных цивилизаций в культурном контексте» . Для Межуева, Цыбурского, и Градировского геокультура есть культурные основания, обеспечивающие связность и легитимность географических пространств, что сближает их идеи с политикой, точнее говоря, превращает их концепции в геокультурную политику как культурную политику с учетом географической культуры . Мы склонны поддержать понимание геокультуры, предложенное последними исследователями, хотя т и отдаем себе отчет в некоторой аморфности их позиции.

Среди основных понятий геокультуры (геокультура развития, геокультурная альтернатива, геокультурные общности, геокультурные образы и пр.) особое значение для нужд нашего исследования имеют понятия геокультурных связей и геокультурной периферии. Под геокультурными связями имеются в виду те факторы, которые соединяют страны современного и постсовременного общества (Запад) со странами «третьего» мира — совокупность культурологических критериев, позволяющих различать «своих» и «чужих» в разных степенях этих понятий. Геокультурная периферия есть пространство " возобновления демографического ресурса как направленных иммиграционных потоков, формируемых по принципам образовательного, квалификационного, половозрастного, языкового, культурного статуса.

Рассмотрим необходимые для нашего исследования концепции этничности, нации, национального характера, ментальное, коллективной социальной и исторической памяти. При этом сразу же подчеркнем, что проблемы, связанные с комплексным исследованием национально-этнического сознания, его элементов и специфических особенностей находятся в корпусе социально-гуманитарного знания в стадии разрешения. До сих пор для изучения и описания национально-этнического сознания многие исследователи используют термины «национальная психология», «дух нации», «национальный характер» и «национальное самосознание» как практически тождественные понятия.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ феномена миграции