Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ исторического события Киселева Надежда Анатольевна

Социально-философский анализ исторического события
<
Социально-философский анализ исторического события Социально-философский анализ исторического события Социально-философский анализ исторического события Социально-философский анализ исторического события Социально-философский анализ исторического события
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киселева Надежда Анатольевна. Социально-философский анализ исторического события : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Киселева Надежда Анатольевна; [Место защиты: Забайк. гос. пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Чита, 2007.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/857

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Спектр проблем, на которое нацелено социально-философское знание, обширен. Однако главным объектом социальной философии выступает общество, которое живет сообразно существующим закономерностям, традициям, условиям. Социальная философия выясняет не только принципы человеческого общежития, основы его бытия, но и анализирует процесс развития общества.

XX век стал переломной эпохой в мировой истории и прежде всего в истории нашей страны. Это время было насыщено событиями, изменившими основы развития общества. В последнее время мы наблюдаем пересмотр событий прошлого и можем отметить тот факт, что новая трактовка событий далека от объективности и носит гипертрофированный характер. Большое влияние сейчас приобретает направление «folk-history», результатом работы которого выступают многочисленные псевдоисторические работы, посвященные пересмотру исторических событий, в том числе событий нашей страны. Можно сказать, что данные обстоятельства оказывают непосредственное воздействие на общественное сознание нашего общества и несут в себе мало положительного. Поэтому изучение исторических событий несет определяющую роль не только в смысле развития исторической науки, но и общественного сознания людей, их ценностных установок и культуры.

Самое непосредственное выражение деятельность человека находит в исторических событиях. Именно они лежат в основе истории как социальной реальности, как реального процесса. Постоянно сменяя друг друга в пространственно-временном континууме, исторические события формируют процесс социального развития общества. Исторические события - это некие точки, фрагменты социальной реальности, которые происходили и происходят благодаря действиям человека. Именно человек совершает действие, и он же его изучает.

Историческое событие есть основа для появления факта исторической науки - исторического факта. Именно в таком виде вплоть до настоящего времени осуществлялась трактовка онтологического аспекта исторического события. Поэтому существует настоятельная необходимость анализа исторического события в рамках социальной философии, который позволит исследовать онтологические характеристики исторического события, его структуру, функции и ту роль, которую оно играет в развитии общества.

В отечественной философской традиции событие часто подменялось понятием «факт» или отождествлялось с ним. Следовательно, необходимо не только развести эти два понятия, но и определить специфические особенности каждого из них, чтобы осуществлять верный философский анализ явления исторического события.

Как показывает опыт настоящего, пересмотр роли исторического события можег повлечь за собой кардинальные изменения в общественном сознании. Большое значение имеет в настоящий момент анализ переломных событий, оказывающих огромное значение на настоящее и будущее как России, так и мира в целом.

Степень разработанности темы. Социальная философия, как известно, изучает общество посредством двух срезов: горизонтального (социальная статика) и вертикального (социальная динамика). Горизонтальный срез позволяет конструировать социальную структуру общества. Свой вклад в создание такой структуры внесли почти все крупнейшие зарубежные и отечественные философы. Можно назвать самых известных: Платона, Аристотеля, А. Смита, Сен-Симона, Гегеля, О. Конта, К. Маркса, А.С. Хомякова, B.C. Соловьева . Причем философы стремятся выделить не только крупные элементы социальной структуры, но и обнаружить самые мелкие ее элементы (первоэлементы), которые лежат в основе более крупных. Например, Ф. Теннис такими первоэлементами называл людей (материя социального)". А для Г. Зиммеля такими первоэлементами были влечения, интересы, цели, стремления, психическое состояние людей . В современной отечественной философии B.C. Барулиным выдвигается идея об антропологическом кванте , как о своеобразном перводвигателе или элементе общественной жизни.

При вертикальном срезе ученые выделяют отдельные элементы структуры истории. Однако при данном подходе исследователи ограничиваются в основном крупными элементами (например, ступени развития свободы и права у Гегеля, общественно-экономические формации у К. Маркса, геологическая, метафизическая и позитивная стадии у О. Конта, культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского и локальные цивилизации у А. Тойнби). Поэтому одной из задач социальной философии является выделение элементарной единицы социального процесса. Внимание к историческому событию, как к такому первоэлементу было недостаточным вследствие того, что событие рассматривалось, прежде всего, в гносеологическом плане как основа факта или в рамках исторической науки как основной источник структурирования истории как науки.

В исследовании исторического события можно выделить следующие подходы:

См.: Аристотель. Никомахова этика. К Аристотель. Соч. в 4-х т. - М.. 1984; Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М., 1962: Сен-Симон. Избранные сочинения. - М.-Л., 1948;; Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.. 1990: КонтО. Дух позитивной философии. - СПб.. 1910; Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.// Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1; Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. - М., 1990; Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Сочинения в 2 т., Т. 2. - М., 1988. : Теннис Ф. Обипша и общество. - М.. 1994, - С. 78.

' Зиммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизические главы // Избранное. Том 2. Созерцание жизни. -М.. 1996 -С. 486

' Барулин B.C. Человек и общественный мир как система // Личность. Культура. Общество. - 2005. Вып. 2 (2ft).' С. 222.

Исторический подход, в рамках которого исторические события рассматриваются как основа исторического развития общества, осуществляли в своих работах Фукидид, Тацит, Ливии, Полибий, Л. Ранке, Л. Февр, Ф. Лефевр, Ф. Бродель, М. Блок, Р.Дж. Коллингвуд, Э. Ле Руа Ладюри; среди отечественных исследователей - В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, СМ. Соловьев, Н.И. Кареев, Р.Ю. Виппер, М.А. Барг, А.Я. Гуревич, А.И. Неусыхин, Н.П. Грацианский, С.Д. Сказкин и другие.

Экономический подход к изучению исторических событий в своих работах осуществлял П.Б. Струве, будучи сторонником историко-экономического материализма. С точки зрения экономической жизни и развития общества их рассматривал и Ф. Бродель. В рамках материализма и анализа экономического фактора в социальных процессах историческое событие рассматривали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

Рассмотрение специфики исторического события с позиции социологического подхода осуществлялось в работах И. Валлерстайна, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Коллинза, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Т. Парсон-са, П.А. Сорокина и других.

Психологический подход к изучению исторических событий в своих работах осуществляли Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, ЕЛО. Боброва, Н.И. Кареев, Ллойд де Моз, Н.А. Логинова, А.Р. Лурия, Б.Ф. Поршнев, 3. Фрейд, Э. Фромм и другие.

В рамках философского подхода специфика исторических событий представлена в работах Аристотеля, Платона, Вольтера, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Гегеля, О. Конта, Г. Спенсера и многих других.

Проблема цикличности исторических событий и социального развития представлена в работах И. Валлерстайна, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, Э.С. Кульпина, В.В. Лапкина, В.И. Пантина, А.В. Полетаева, И.М. Савельевой, П.А. Сорокина, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглера, А.Л. Янова и многих других.

Вопрос О соотношении социальной и естественной сторон процесса социального развития в целом, и исторических событий в частности, рассматривался в трудах многих философов. О преимуществах естественной стороны исторических событий говорили; Монтескье, Л.И. Мечников, СМ. Соловьев (окружающая природная среда); К. Гельвеций, П. Гольбах, Гегель, Э. Ле Руа Ладюри, К. Маркс, П.А. Сорокин, Ф. Энгельс (естественные человеческие потребности); Т. Гоббс, Т. Пейн, А. Шефтсбери, Д. Юм (естественная психика человека); В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.П. Чижевский (связь общества с окружающей природой и космосом).

Очень большое место в философском подходе занимает гносеологическая проблематика исторического события, которая нашла свое выражение в работах позитивистов - О. Конта и Г. Спенсера, неокантианцев -В. Виндельбандта и Г. Риккерта, критической философии истории -Ф.Г. Бредли, В. Дильтея, Г. Зиммеля; в трудах марксистов; в работах

У. Дрея, К. Гемпеля; в трудах отечественных философов - Э. Бернгейма, Ф.Н. Блюхера, А. Булера, Р.Ю. Виппера, А.Я. Гуревич, Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, В.П. Кохановского, А.С. Лаппо-Данилевского, МБ. Лига, С.Ф. Мартынович, В.Д. Обоймовой, А.И. Ракитова, А. Родина, Н.А. Рожкова, А.К. Уледова, Э. Фримана, В.М. Хвостова, М.М. Хвостова, Ф. Шильмана и многих других. Феноменологическое рассмотрение исторического события в рамках философского подхода представлено в работах М. Хайдеггера и Э. Гуссерля. Герменевтический подход в отношении истории был применен одним из первых В. Дильтеем, а в полной мере нашел отражение в идеях Х.-Г. Гадамера. В целом такой подход связан с искусством понимания фактов, как зафиксированных событий, которые нашли отражение в тексте. Идеи философской герменевтики, применяемые к истории, нашли отражение в дальнейшем в философии постмодернизма в работах Ж. Делеза, Ж.Ф. Лиотара и П. Рикёра.

На современном этапе развития науки в русле постнеклассической парадигмы, нашел свое развитие синергетический подход к пониманию процессов, явлений и событий, происходящих в обществе. Представители данного подхода - Ф.И. Гиренок, С.А. Гомаюнов, Ю.М. Лотман, К.В. Хвостова и другие, рассматривают событие как точку бифуркации. Тесно связанным с синергетическим подходом в настоящее время является так называемый альтернативный подход, представители которого в своих исследованиях опираются на историческую сослагательность. А.И. Бородкин, Ю.М. Лотман, А.В. Облонский, Д.Э. Харитонович, М.А Чешков в своих работах большую роль в историческом процессе отводят случайностям, а субъект для них - главный, совершающий выбор.

Социально-философский подход, осуществляющий комплексное рассмотрение проблем бытия общества, процесса социального развития и его элементов, представлен в работах B.C. Барулина, И.А. Гобозова, В.Е. Кемерова, К.Х. Момджяна, Н.С. Розова, Ю.И. Семенова и многих других.

Обзор литературы показал, что в целом основное внимание в философии уделялось рассмотрению гносеологической проблематики исторического события и недостаточно исследовалась его онтологическая составляющая. На наш взгляд, благодаря интегрированное, комплексному изучению процессов и явлений в обществе, именно социально-философское знание способно верно осуществить анализ социальной реальности и проследить специфику процесса социального развития общества и места в ней исторического события.

В настоящий момент одной из задач социальной философии является изучение исторического события в онтологическом плане: его структуры, типологии, функций в процессе социального развития; а также его анализ как первоначального элемента социального развития.

Объектом исследования является процесс социального развития.

В качестве предмета исследования выступает историческое событие как основной элемент изменения и развития общества.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящей работы является проведение социально-философского анализа исторического события как основного элемента социального развития общества. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

выявить роль социально-философского подхода в исследовании исторического события;

определить место и роль исторического события в социальном развитии;

обосновать онтологический статус исторического события;

выяснить особенности социально-философской типологии и структуры исторического события;

дать анализ функций исторического события в процессе социального развития;

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическим основанием исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, исследующих процесс общественного развития, структуру истории, методологические основы изучения общества, прежде всего классиков: К. Маркса, О. Конта, Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, Р.Дж. Коллин-гвуда и современных: B.C. Барулина, И.А. Гобозова, К.Х. Момджяна, В.И. Пантина и других.

Методологическую основу исследования составляет принцип единства логического и исторического. Диссертационное исследование опирается на диалектический, системный, историко-генетический, конкретно-исторический, компаративистский, синергетический методы. В диссертации нашли применение общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и обобщения.

Научная новизна работы

  1. Выяснена роль социально-философского подхода в исследовании исторического события в западном и отечественном социо-гуманитарном знании. Определены условия познания исторического события.

  2. Историческое событие представлено как основной элемент изменения и развития общества.

  3. В работе обоснован онтологический статус исторического события, позволяющий говорить о нем как о неотъемлемом элементе бытия и развития человеческого общества.

  4. Определены особенности социально-философской типологии исторического события как показатель миогоаспектности рассмотрения и бытия исторических событий.

  5. Выявлена особенность структуры исторического события на основе исследования субъект-объектных отношений и соотношения естественного и социального. Показано, что исторические события детерминированы не только социальной стороной человеческой жизнедеятельности, но и естественной ее составляющей.

(і. Проведен анализ функций исторических событий, позволяющий определить их место и роль в процессе социального развития общества. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-философский подход позволяет осуществлять ком
плексное рассмотрение специфики исторического события как основного
элемента процесса социального развития общества. Благодаря комплексно
му изучению процессов и явлений в обществе, именно социально-
философское знание способно верно осуществить анализ социальной ре
альности, проследить специфику процесса социального развития общества
и места в нем исторического события.

Социально-философское познание исторического события может осуществляться благодаря комплексному соединению объективных и субъективных источников познания, детерминирующих процесс получения знаний о событии. Выяснено, что к объективным источникам относятся: а) степень развитости исторического события как объекта социальной действительности; б) многосоставность и разнородность исторических событий; в) неразрывная взаимосвязь исторического события с другими историческими событиями, в основе чего лежит высокая степень взаимных опосредовании и взаимных зависимостей между различными социальными отношениями, явлениями, связями; г) индивидуальность, неповторимость исторических событий; д) включенность в содержание исторического события человека с его социально-ценностными ориентациями и возможностями действия в разнообразных направлениях. К субъективным источникам познавательной деятельности субъекта относятся: гносеологические, социально-психологические особенности личности исследователя и его личный опыт.

  1. Основой исторического события является действие, совершаемое коллективным пли индивидуальным общественным субъектом по изменению какой-либо сферы общественной деятельности людей или общества в целом. Обосновывается положение о том, что историческое событие - это прежде всего социальное действие, лежащее в основе изменения и развития общества. Историческое событие выступает основным элементом процесса социального развития общества.

  2. Обоснование онтологического статуса исторического события позволяет говорить о нем как о неотъемлемом элементе бытия человеческого общества. Историческое событие прочно занимает свое место в процессе социального развития общества, реализуя возможности индивидов по изменению существующего общественного порядка.

  3. Показателем многоаспектное рассмотрения и проявления бытия исторических событий в обществе может служить социально-философская типология событий, которая строится по определенным кри-ісриям: в зависимости от временной протяженности с точки зрения процесса социального развития и проблемы социального времени - длительные, продолжительные, моментальные исторические события; в зависимости от

их формы и направленности, с точки зрения социального прогресса - единичные, периодические, циклические; по масштабности и результатам для общества и его развития - мелкое, ключевое, эпохальное, бифуркационное, переломное; в зависимости от количества социальных связей, субъектов и результатов события для общества - простое и сложное; по сфере общественной деятельности и разрешаемых проблем.

  1. Как основной элемент процесса социального развития, историческое событие имеет свою структуру, которая представляет собой комплекс субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Историческое событие соединяет в себе естественную и социальную стороны жизнедеятельности человека в обществе.

  2. Функции исторического события есть непосредственное выражение его места и роли в процессе социального развития. Среди функций исторического события выделены: функция формирования исторического процесса, преемственности социального развития общества, изменения процесса социального развития, открытия и закрытия альтернатив общественного развития, формирования ценностного восприятия истории, переломное общественного развития, прагматическая функция.

Теоретическое и практическое значение результатов исследования. Проведение социально-философского анализа исторического события позволяет говорить о нем как об основе построения исторического процесса и процесса социального развития общества. Рассмотрение онтологии исторического события позволяет расширить представления о нем как о сложном, многосоставном и многозначном явлении процесса социального развития. Изучение онтологической сущности исторических событий активизирует конкретно-исторические исследования и дает более полное понимание сущности событий прошлого и настоящего.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях и научно-педагогической работе при подготовке специальных курсов в рамках социальной философии, социальной антропологии, социологии, философии истории и написании методических пособий.

Анализ особенностей таких функций исторического события как преемственности, открытия и закрытия альтернатив, переломности, формирования ценностного восприятия истории позволит внести свой вклад в процесс постепенного реформирования и гармонизации российского общества.

Апробация результатов исследования.

Содержание и основные результаты исследования были изложены в форме докладов и сообщений на научных конференциях различного уровня: на Международной конференции «Ломоносов - 2007» (г. Москва, 20 -23 февраля 2007 г.); на Всероссийской научной конференции «Философия и методология истории» (г. Коломна, 25 - 26 ноября 2005 г.); на аспирантских семинарах и ежегодных научно-практических конференциях и, проводимых кафедрой философии ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. Основные резуль-

таты исследования отражены в научных статьях и тезисах докладов и выступлений. Всего по теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают шесть параграфов, заключения и списка литературы.