Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ конформизма Самарин Вадим Геннадьевич

Социально-философский анализ конформизма
<
Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма Социально-философский анализ конформизма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Самарин Вадим Геннадьевич. Социально-философский анализ конформизма : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Екатеринбург, 1997 176 с. РГБ ОД, 61:97-9/323-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС НАУЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ И СУЩНОСТЬ КОНФОРМИЗМА

I. Формирование представлений о конформизме в социальной философии II - 50

2. Социально-психологические исследования конформизма 50 - 70

3. Определение конформизма. Особенности социально-философского подхода к его изучению 70-92

ГЛАВА II. ОНТОЛОГИЯ КОНФОРМИЗМА 93-154

I. Виды конформизма 93 - 139

2. Минимизация конформизма в современном обществе 139 - 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155 - 161

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 162-174

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Выбор темы диссертационного исследования связан с проблемой человека, занимающей центральное место в развитии социальной философии на протяжении всей ее истории. Определяющие проблему человека вопросы - о природе и сущности человека, о его месте в мире, о цели и смысле его бытия, о его судьбе - являются вечными философскими вопросами и имеют первостепенную важность для любых стран и эпох.

Однако в XX веке проблема человека приобретает особую значимость. Во-первых, в XIX столетии, особенно во второй его половине, произошло существенное приращение конкретно-научного знания о человеке. Успехи биологии и этнографии, социологии и психологии дали сильный импульс для антропологической переориентации философии. Во-вторых, (и это обстоятельство является более существенным, чем первое), огромный интерес к проблеме человеке обусловлен произошедшими в XX столетии социальными и политическими потрясениями, отчетливо выявившими вою неустойчивость и проблематичность человеческого существования. Усложняется мир человека, обостряются противоречия между объективным и субъективным, целями и средствами целесообразной человеческой деятельности. Сила и могущество, приобретенные человеком при овладении природными и социальными обстоятельствами в процессе развития индустриальной, техногенной цивилизации, оказались направленными против него самого. Созданные во имя процветания человека и общества и основанные на принципе формальной свободы экономические и политические системы не стали условиями реализации этой свободы, условиями развития человеческого в человеке, а наоборот, в значительной мере поработили человека, но в иной, чем прежде, более изощренной форме, привели к дегумани-

зации общества. Данные обстоятельства особенно наглядно проявились именно в нынешнем столетии и в современных философских исследованиях отмечается существование "антропологического кризиса", "падение качества" современного человека и даже указывается на возможность его вырождения.

В связи с этим весьма актуальным становится изучение тех способов связи личности и общества, которые, с одной стороны, выступают элементами целостной картины человеческого бытия, создаваемой современной социальной философией, а с другой - воплощают в себе несвободу и отчужденность, столь характерные для человека нынешнего столетия. К числу таких способов относится и конформизм. Выявление сущности и особенностей, объективных и субъективных факторов детерминации подобного рода феноменов позволяет наметить пути социальных преобразований и индивидуальных изменений, следование которым будет способствовать гуманизации общества и подлинной самореализации личности.

Степень разработанности проблемы. Изучение конформизма имеет определенную традицию. В этой традиции особо выделяются два направления: социально-психологическое и социально-филооофокое. Центральным пунктом социально-поихологичеокого направления являются эксперименты С.Эша, в которых был четко зафиксирован феномен конформности, определяющийся как внутригрупповая внушаемость индивида, как функция зависимости меньшинства группы от ее большинства. (Следует оговориться, что в дальнейшем конформность рассматривалась как социально-психическая основа конформизма). В русле изменения методики С.Эша и реинтеграции полученных в его опытах результатов выполнены работы В.Виллииа, Р.Крэчфилда, Дж. Тернера, М.Уэзреяла, М.Хогга, Дж.Хоманоа, Г.Шульмана, отечественных иссле-

дователей Б.Г.Парыгина, А.П.Сопикова. Соединение методики С.Эша и идей теории установки Д.Н.Узнадзе осуществлено в работе Г.А. Маградзе, изучавшей зависимооть конформности от установки индивида по отношению к социальной группе и валентностью этой установки. Иной ракурс исследования конформизма был задан С.Московией, который рассматривал конформность как зависимость большинства группы от ее меньшинства. В рамках стратометрической концепции группового развития, развивавшейся в работах А.В.Петровского, В.А.Бакеева, И.А.Обатуровой, М.А.Туревского, В.В.Шпалинского, конформность определяется как вид реакции индивида в неорганизованной группе. В социально-психологической литературе конформность рассматривается как специфическая реакция, но имеющаяся сопряженность с другими социально-психологическими механизмами социализации - внушением, подражанием, заражением, модой.

У истоков социально-философского направления изучения конформизма стояли ученые, в той или иной мере связанные с Франкфурт-ско-социологической школой - В.Беньямин, Э.Фромм, Т.Адорно, М. Хоркхаймер, Г.Маркузе, П.Тиллих. Заслуга втих авторов - в признании конформизма как феномена социального бытия, в стремлении определить порождающие его социальные причины. Дм автора особо важное значение имеет понимание конформизма Э.Фроммом как вида "бегства от свободы" современного человека, как формы его неподлинного бытия, а также мысль, высказанная Т.Адорно и М.Хоркхайме-ром о связи между конформизмом и социальной властью. Р.Мертон рассматривал конформизм как способ социального приспособления человека. Детерминация конформизма бюрократической системой индустриального общества рассматривается в работах В.Брудера, С.Н.Пар-кинсова, К.Яоперса. Конформизм как результат манипулятивной деятельности над человеком анализируется Г.Блумером, Г.Шиллером, Э.

Шостремом.

Проблема конформизма в отечественной социально-философской литературе впервые была поднята в работах Ю.А.Замошкина "Кризис буржуазного индивидуализма и личность" (1966 г.) и И.С.Кона "Социология личности" (1967 г.). За прошедшие с тех пор 30 лет она получила развитие в немалом числе публикаций. Так, в исследованиях Д.М.Баткина, В.Й.Бориоюка, И.М.Бунина, А.Я.Гуревича, К.С.Гаджиева, Б.Т. Григорьяна, Г.Г.Дилигенского, Ю.А.Замошкина, Э.Ю.Соловьева анализируются исторические аспекты возникновения и существования конформизма. Диалектика интересов в конформизме, отличие конформизма от подлинной коллективности рассматривается в работах В.Г. Иванова, В.П. Ратникова. Нравственные особенности конформизма получили отражение в публикациях Н.А.Головко, В.Г.Иванова, А.И.Оре-ховского, А.П.Скрипника, А.Й.Титаренко, В.Э.Чудновокого. Реализация конформизма в духовной культуре исследуется в публикациях Г.К. Ашина, Ю.А.Ермакова, Д.Н.Когана, А.В.Кукаркина, П.А.Ландесмана, А.В.Романова, Ю.В.Согомонова, И.Б.Сесюниной. Немалый вклад в определение сущности и социальной природы конформизма внесли диссертационные исследования Й.В. Лобанова, О.А.Масловой, Л.В.Теньковой, С.П.Яновокой.

Начиная с конца 80-х гг. сформировалось и весьма интенсивно развивается еще одно - социологическое направление изучения конформизма, представленное в работах К.Касьяновой, Ю.А.Левада, Н.Е. Тихоновой, В.Ф.Чесноковой, в диссертационном исследовании Г.Э. Ибрагимова.

Вместе с тем, следует отметить, что в научных публикациях по проблеме конформизма имеется немало "белых пятен". Во-первых, недостаточно уясненной является сущность конформизма. Как правило,

- ? -

данный феномен определяется через перечисление его весьма противоречивых признаков, таких как пассивность и воинствующая активность, беспринципное, некритическое следование навязываемому стандарту' и соответствие ожиданиям общества. Отсюда, непонятно,какое же качество объединяет эти противоположные свойства.

Во-вторых, в имеющейся литературе не вполне четко определены границы реализации конформизма в социальном времени ж социальном пространстве. Основной временной областью осуществления конформизма признается буржуазное общество, возможность же воспроизведения конформизма при социализме связывается с "пережитками" капитализма. Такой подход объясняется влиянием в течение предшествующих десятилетий политических и идеологических догматов. Социально-про-отранотвенные пределы реализации конформизма сопряжены с духовной жизнью общества, при этом другие сферы общественной жизни практически не затрагиваются. В-третьих, предметом обсуждений является вопрос об аксиологическом значении конформизма. В попытках решения его имеют место случаи вольного обращения с философской традицией изучения конформизма, неадекватной интерпретации социально-психологических исследований конформности.

Цель и задачи диссертационного исследования обусловлены степенью разработанности проблемы.

Цель диссертации состоит в том, чтобы дать целостную социально-философскую характеристику конформизма как социального явления. Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

рассмотреть зарождение и эволюцию представлений о конформизме в социальной философии;

дать анализ ооциально-психологических исследований конформизма;

на этой основе выявить сущность, конституирующие признаки и аксиологическое значение конформизма;

выделить виды конформизма и их особенности, определить социально-временные и социально-пространственные пределы социального бытия конформизма;

определить возможную меру и практические способы противодействия конформизму.

Теоретическая и методологическая оонова исследования. Особенности предмета исследования обусловили междисциплинарный характер настоящей работы. Автор основывается на социально-философских, социально-психологических и социологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих проблему конформизма. При этом в работе доминирует социально-философский подход, а эмпирический (социологический и социально-психологический) материал применяется" главным образом для иллюстрации концептуальных положений.

В качестве методологической базы выступают принципы социального детерминизма, единства сознания и предметно-практической деятельности социального субъекта, единства жизнедеятельности людей и содержания общественных отношений, системного и конкретно-исторического подходов к явлениям общественной жизни.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Впервые предпринимается попытка рассмотрения генезиса научной концепции конформизма, и,прежде всего, ее философского содержания.

  2. Конформизм определяется как социальная ориентация, складывающаяся из базирующихся на власти взаимодействий социальных субъектов: при этом дается дефиниция социальной ориентации;

показывается, что конструктами конформизма выступают свойственные власти отношения господства и подчинения;

рассматриваются специфические признаки конформизма.

  1. Конформизм рассматривается как негативный механизм социализации, как форма мнимой самореализации социального субъекта, альтернативой которой выступает подлинная его самореализация.

  2. Привлекается внимание к малоизученным особенностям реализации конформного поведения, таким, как минимизация и блокирование собственных интересов субъекта конформизма, негативная деформация его творческих прав и способностей.

  3. В контексте систематизации имеющегося научного знания о видах конформизма вводится в научный оборот деление конформизма в зависимости от положения конструктов конформизма относительно друг друга на авторитарный, традиционный и субъектный конформизм, рассматриваются некоторые корреляции указанных видов с иными видами конформизма.

  4. Предпринимается попытка обосновать принципиальную "неискоренимость" конформизма, анализируются возможные способы минимизации конформизма, значимые для различных уровней социального бытия.

Практическая значимость работы, диссертация вносит определенный вклад в рассмотрение проблемы взаимосвязи личности и общества. Ее материалы были привлечены автором при подготовке и проведении учебных занятий по курсам философии и социологии для слушателей Екатеринбургской высшей школы МВД РФ, в спецкурсах "Социология допрофеооионального образования", "Социология личности", "Социология культуры" для студентов Уральского государственного профессионально-педагогического университета в 1992-1997 гг. Основные положения и выводы диссертации могут быть также использо-

ваш для подготовки учебных курсов по этике, политология, социальной психологии, в политической и педагогической деятельности, в практике менеджмента.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социальной философии Уральского государственного университета им. А.М.Горького. Результаты проведенного автором исследования отражены в 6 опубликованных работах. Материалы диссертации были использованы автором в выступлениях на Хабаровской краевой конференции молодых ученых и специалистов "Актуальные вопросы развития общественных наук и молодежь" (1986 г.), на научно-практических конференциях "Великий Октябрь и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии: единство научного познания и практики" (г.Владивосток, 1987 г.), "Взаимосвязь науки и практики в процессе перестройки" (г.Братск, 1987 г.), "Актуальные проблемы воспитания молодежи в условиях перестройки" (г.Минск, 1988 г.), "Мировоззрение: проблемы формирования в условиях интенсивного освоения районов Дальнего Востока и Крайнего Севера" (г.Петропавловск-Камчатский, 1989 г.), "Технико-экономический прогресс: развитие общественных отношений и личности" (г.Свердловск, 1989 г.), "Проблемы науки и практики борьбы с преступностью" (г.Екатеринбург, 1996 г.), "Экономико-правовые и нравственные аспекты борьбы с преступностью" (г.Екатеринбург, 1996 г.), на ТП региональном симпозиуме "Философия, социология и этика воспитания" (г.Владимир, 1988 г.), на IX Уральских социологических чтениях (г.Екатеринбург, 1994 г.).

- II -

Формирование представлений о конформизме в социальной философии

Конформизм как социальный феномен существует на протяжении многих столетий. Его признаки можно обнаружить на различных стадиях истории человечества, в деятельности и сознании самых разнообразных социальных субъектов. Однако лишь сравнительно недавно -несколько десятилетий назад - явление конформизма стало особой, самостоятельной темой для рефлексии, а за соответствующим термином стало закрепляться новое, современное смыоловое значение.

Важно отметить, что возникновение концепции конформизма основывается на длительной духовной эволюции человечества. Бросая беглый взгляд на содержание указанного процесса, можно выделить несколько его "узловых пунктов" - достижений социальной мысли, оказавших влияние на постижение существа феноменологии конформизма, приблизивших формирование научной проблемы конформизма. В этой связи прежде всего следует указать на зарождение в период зрелости и расцвета античной культуры (5-4 вв. до н.э.) представления о человеческой индивидуальности, а также об определенном влиянии, оказываемом индивидуальностью на общественное бытие. Другой важной вехой в духовном развитии человечества является исторический период, связанный с разложением феодализма и формированием капиталистических общественных отношений. В это время наряду с зарождением нового способа производства, основанного на наемном труде и крупной машинной технике, вытеснением феодально-абсолютистских политических структур буржуазно-демократическими, в ходе совершившейся в духовной жизни общества научно-философской революции были высказаны идеи, которые впоследствии использовались в социально-философском осмыслении конформизма. К их числу следует отнести положение о равенстве людей от рождения, понимание индивидуальности как ценнейшего человеческого качества, осознание необходимости построения правового общества, рассмотрение свободы и необходимости в их взаимосвязи.

Примечательно, что именно в этот период - в ХУІ веке - в документах английской епископальной церкви был впервые использован термин "конформизм". Формирующаяся торгово-промышленная буржуазия стремилась осуществлять изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области религии. Дело в том, что христианская религия, формально занимая позицию невмешательства в общественную и политическую жизнь, всегда оказывала существенное влияние на ситуацию в обществе, а "культ, доктрина, вековые традиции католической церкви были как нельзя лучше приспособлены для того, чтобы убеждать людей в верности и незыблемости феодальных порядков" , вносить в их сознание идею о "божественном характере" сословного различия. Мощное противодействие католицизма со стороны широких масс ряда европейских стран привело к возникновению протестантизма - нового направления христианства, которое отражало мировосприятие буржуазии и соответствовало духу свободного предпринимательства. Вместо свойственной католической церкви концепции личного спасения верующего, зависящего от его добрых дел, при реализации которой церковь выступает посредником между богом и верующими, протестантизм выдвигает концепцию "опасения одной верой", при которой верующий вступает сам в контакт с богом. В сформировавшейся к середине ХУІ столетия в Англии сложной политической ситуации королева Елизавета I (1538 - 1603 гг.) в целях укрепления позиций монархии прибегла к помощи церкви. Появляется религиозная теория о "viiv-nwba, - среднем пути развития, сочетающая в себе культовые традиции католицизма и протестантизма и призванная объединить нацию, заставить ее подчиняться законам монархии. В противовес этому в рамках протестантизма зарождается вероучение англиканства, выражающее интересы молодой английской буржуазии и представляющая собой своеобразный конгломерат католицизма, лютеранства ж кальвинизма. Представители англиканской церкви выработали концепцию опасения посредством веры и церкви и изложили ее в "Символе веры" (1571 г.). Протестанты, принявшие 39 статей этого документа, стали называть себя конформистами, не принявшие их - нонконформистами (позднее - дассин-терами).

Собственно создание концепции конформизма происходит в исторический период с конца XIX века до середины XX века. В это время в условиях интенсивной реформации обществознания в фокус различных социальных исследований попадает и получает многостороннее рассмотрение проблема личности и общества. Следует подчеркнуть, что при возникновении концепции конформизма логика научной эволюции тесно сплетается о историческим фоном, с радикальным изменением ценностных воззрений на мир. Конформизм как проблема формируется в эпоху, названную немецким социологом Г.Вайнштокком "геологическим сбросом". Эта эпоха была чрезвычайно насыщена различными социальными потрясениями. Она поместила в себя революции; многочисленные войны, в том числе две мировые; жесточайший кризис, поразивший экономику и мораль, политику и духовную культуру наиболее развитых стран западной цивилизации. Произошла девальвация ценностей буржуазного гуманизма: в менталитете миллионов людей на смену оптимизму и гордости пришли страх, смятение, отчаяние, неуверенность. Указанные изменения отразились на научной парадигме, характеризующей взаимодействие личности и социальной среды. В конце XIX в. и первых двух десятилетиях XX в. в научном мире очень влиятельной была гипотеза, выдвинутая В.М.Бехтеревым (Россия), Ф.Одлортом (США), В.Мёде (Германия), согласно которой общество в целом благоприятно воздействует на личность, обогащает ее развитие, укрепляет ее социальные связи. В последующие же годы эта точка зрения уступает ведущее место иной парадигме. В философии, науке, других формах общественного сознания при сопоставлении положительных и отрицательных факторов взаимодействия личности и социальной среды все больше утверждается и набирает силу предположение!» преимущественно негативном влиянии общества на человека. Соответственно, меняются тональность и направленность различных социальных исследований, на первый план выходит анализ негативных сторон взаимодействия личности и социальной среды. В указанном контексте и происходит становление концепции конформизма, при этом конформизм рассматривается прежде всего как отрицательный аспект взаимоотношений общества и человека.

Определение конформизма. Особенности социально-философского подхода к его изучению

Приступая к формированию социально-философского определения конформизма, следует уяснить специфику рассмотрения данного феномена с позиций именно социальной философии. Для этого, прежде всего, необходимо сориентироваться и зафиксировать собственные координаты в проблемном поле социальной философии, "Проблема социальной философии, - писал С.Л.Франк, - вопрос, что такое собственно есть общество, какое оно значение имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает" . Исходя из сказанного и имея в виду, что конформизм - это феномен общества, мы можем заключить, что социально-философский анализ конформизма (равно как и иного социального явления) призван включать в себя выяснение сущности данного феномена, выявление его значения для жизни общества и человека, а также выработку некоторых выводов, касающихся практического отношения человека к изучаемому явлению. Эти положения выражают, прежде всего, мировоззренческий аспект социально-философского анализа. Методологическая роль, исполняемая социальной философией, предъявляет к выполняемому исследованию дополнительные требования, а именно: сущность какого-либо явления, выступающая в качестве результата социально-философского исследования, должна быть "сущностью первого порядка" и, с одной стороны, непротиворечиво основываться на данных конкретных наук, а с другой - выступать основанием для дальнейшего изучения данного явления этими науками.

Сущность какого-либо общественного явления неразрывно связана с его существованием, оофгальным бытием.

Поэтому социально-философское исследование конформизма предполагает, далее, учет и обоснование нескольких взаимосвязанных свойств его социального бытия. При этом прежде всего следует иметь в виду то, что конформизм представляет ообой итог взаимодействия социальных субъектов с многообразием присущих им интересов, потребностей, ценностных ориентации. Кроме того, в конформизме находят свое выражение основные тенденции развития социальности, осуществляющиеся как исторически, так и онтогенетически. Еще одна особенность социального бытия конформизма состоит в том, что конструкты конформности получают социальные модификации. Наконец, конформизм имеет социальные факторы детерминации, реализуется в разных сферах общественной жизни.

Центральным пунктом нашей интерпретации конформизма, а следовательно, и определения сущности данного явления выступает рассмотрение конформизма как социального взаимодействия. Избирая данный пункт, мы в полной мере разделяем призыв В.Е.Кемерова, согласно которому современней социальной философии следует отказаться от рассуждений о человеке в общем виде, применявшихся классической философией." Рассуждения о самореализации человека, об изменении его "внутренних" и внешних сил и способностей не имеют особого смысла, - указывает В.Е.Кемеров, - если они не представлены в формах индивидного человеческого бытия, самоутверждения человеческой личности. Более того, толкования любых связей социального процесса оказываются неполными, если они не доводятся до уровня взаимодействий человеческих индивидов" . (курсив наш - B.C.). Данное требование, с нашей точки зрения, необходимо в полной мере учесть в социально-философском осмыслении конформизма.

Однако, прежде, чем мы приступим собственно к анализу, хотелось бы сделать два замечания, касающихся конформизма как социального взаимодействия. Первое. Конформизм может быть многоступенчатым взаимодействием, представлять собой цепь взаимных влияний различных социальных субъектов, другими словами, реализовыватьоя сложным путем. Мы ограничимся рассмотрением простого, исходного варианта конформизма, в котором участвуют два субъекта: субъект-носитель конформизма или собственно "конформист" и субъект, осуществляющий на него внешнее давление.

Виды конформизма

Характеризуя онтологию конформизма, прежде всего, мы обращаемся к рассмотрению его видов. Основываясь на анализе эволюции научных представлений о конформистской социальной ориентации и понимании ее сущности, систематизируя имеющееся научное знание о свойствах конформизма и корректируя его в соответствии с нашим определением данного явления, в настоящем параграфе мы дополняем это знание некоторыми новыми положениями. Представленное нами деление конформизма включает в себя: I) виды, различающиеся по форме проявления или глубине конформности; 2) виды, различающиеся в зависимости от степени активности субъекта-носителя; 3) виды, различающиеся от положения конструктов-конформизма относительно друг друга; 4) исторические виды; 5) виды, реализующиеся в различных сферах общественной жидаи.

ІІ По форме проявления или по глубине конформности различают внешний и внутренний коніюрмизм. Эти разновидности конформизма впервые были обнаружены в классических экспериментах С.Эша. Субъект оказывается в позиции внешнего конформизма, если при внешнем властном воздействии принимает навязываемую точку зрения. Однако если внешнее воздействие ослабевает или исчезает совсем, то субъект меняет свое мнение, оно становится таким же, как и до властного нажима, другими словами, при внешнем конформизме ценностные ориентации его субъекта-носителя остаются неизменными. Такая позиция сходна с лицемерием. Внутренний конформизм предполагает такое властное воздействие на личность или группу, при котором происходит смена ее жизненных принципов и ценностей ориентации. В этом случае даже при полном исчезновении внешнего властного влияния субъект будет придерживаться навязанного ему мнения.

2) В зависимости от степени активности субъекта-носителя противоположными модификациями являются воинствующий и пассивный конформизм. Для воинствующего конформизма характерно весьма активное стремление личности к получению внешнего одобрения и признания. Как показали исследования В.Э.Чудновекого , основанием воинствующего конформизма выступает эгоистический мотив: ориентация на личное самоутверждение, почет, популярность, успех реализуется в ущерб интересам других социальных субъектов. У воинствующего конформиста вырабатывается специфическое умение "подать себя", позволяющее ему закамуфлировать конфликт с социальным окружением. При пассивном конформизме личность, находясь под бременем социальной власти, трепещет перед ней, проявляет низкую ояепень социальной активности, становится слабовольной, почти безропотно следует внешним властным интенциям. Реализация собственного интереса у субъекта пассивного конформизма сводится к минимуму, а то и вовсе блокируется. Интерес же субъекта внешнего властного воздействия осуществляется при этом в большей мере.

Образ воинствующего конформиста - писателя Ефима Семеновича о Рахлина - ярко запечатлен В.Н.Войновичем в повести "Шапка" . Рах лину, стремившемуся приобрести возможно более высокий статус в писательской среде и не отстать от "значимых других", то и дело приходилось проявлять недюжинную активность, завидную ловкость и потрясающую изворотливость. Но все эти качества сопряжены с конформизмом потому, что был Рахлин не творцом, а халтурщиком, и поводы для их проявления оказывались весьма сомнительными - проталкивание в центральную газету хвалебной рецензии на собственный роман, самим же им написанный, добывание всеми правдами и неправдами правительственной награда, наконец, получение в Литфонде шашш, причем такой, которая свидетельствовала бы о высоком писательском ранге ее обладателя. Примечательно, что Рахлин не был ни инициативным, ни храбрым человеком и его воинствующий конформизм основывался не только на собственных притязаниях. Энергию для активности Рахлин получал от людей из референтной для него среды, и, прежде всего, от жены Кукуши. Примером пассивного конформиста может служить Акакий Акакиевич Башмачкин из классической гоголевской "Шинели" . Н.В.Гоголь великолепно показал незащищенность, уязвимость Башмачкина, и - что очень важно - точно охватил хрупкость гармонии его взаимоотношений с миром. Вывести Башмачкина из этого равновесия может даже такая мелочь, как обидная реплика сослуживца, не говоря уже о краже шинели или неудачном разговоре со значительным лицом. Следует обратить внимание на то, что В.Н.Войнович и Н.В.Гоголь показывают своих героев в ситуациях, ставших для них роковыми. Это обстоятельство наводит на мысль, что как воинствующий, так и пассивный конформизм в своих абсолютных выражениях есть маргинальные позиции. Чаще же конформистская социальная ориентация включает в себя и воинствующее и пассивное начало в каком-то их соотношении.

3) Следующее деление представляет собой следствие из анализа конформизма как социального взаимодействия и отображает характер этого взаимодействия, фиксирует основные положения конструктов конформизма относительно друг друга. С нашей точки зрения, по указанному основанию можно выделить три разновидности конформизма. Значительяое преобладание силы социальной власти над силой сопротивления ей со стороны субъекта обусловливает авторитарный конформизм. При традиционном, формирующемся при передаче традиций конформизме. внешнее воздействие социальной власти и предрасположенность субъекта к единообразному поведению примерно адекватны. Если же склонность субъекта (личности или социальной группы) к присвоению стандарта поведения или сознания выражена значительно более отчетливо направленного на данный субъект внешнего властного влияния, то это может привести к субъектному, т.е. обусловливаемому главным образом свойствами самого субъекта, конформизму. Приведенное деление значимо прежде всего потому, что позволяет определить весомость внешних социальных и специфически-субъектных факторов детерминации конформизма, а это - важнейшее необходимое условие для его нейтрализации в конкретных ситуациях. Кроме того, данная типология с пользой применима при анализе реализации конформистской социальной ориентации в различных сферах общественной жизни.

4) Рассматривая осуществление конформистской ориентации в историческом процессе, мы различаем 2 основных разновидности конформизма, а именно: I) конформизм формально несвободного общества и 2) конформизм формально свободного общества. Следует подчеркнуть, что наличие данных модификаций мы связываем не только с эволюцией социальной свобода как таковой, но и с произошедшими в ходе исторического развития качественными преобразованиями человека и общества. Как уже было показано в главе %, 3, одним из атрибутов конформизма выступает высокая степень осознаваемое его субъектом самого себя, своих отношений с другими людьми, а также событий общественной жизни. Принципиальная возможность такого уровня осознаваемое, а следовательно, и существования конформизма складывается под влиянием общественного разделения труда только при переходе к классовому обществу. Однако и в классовом, формально несвободном обществе указанная возможность реализуется лишь в весьма незначительной мере. Вообще говоря, дело в том, что в условиях социальной несвободы человеческий индивид мог развиваться преимущественно как не-индивидуальность. Исследователь проблемы индивидуальности Л.М.Баткин, привлекая обширный исторический и культурологический материал, показывает, что в период от рабовладения до Возрождения "индивид усматривал свое высшее достоинство, чтобы как можно меньше быть "Я"; "уникально индивидное являло всякий раз некий предельно логический случай" . He-индивидуальность отображалась и в сознании индивида. При этом усматривается родственность сознания человеческого индивида, жившего в древнем мире и средневековье, и сознания первобытного человека, поскольку для них, хотя и в различной мере, характерны синкретичность, мифологизирован-ность и миотифивдрованнооть. Вместе с тем, у данных типов сознания имеются и отличия, основное из которых выражается в том, что индивид эпохи рабовладения смутно, расплывчато, фрагментарно, но все же начинает выделять собственное "Я". Однако в происходящем в его сознании взаимодействии оинкретичнооти и стремления к индивидуации первая зачастую берет верх. Синкретичность также оказывает заметное, хотя и меньшее влияние, на сознание средневекового человека. Отмеченная выше особенность сознания человека формально несвободного общества станет более ясной, если обратиться к примеру

Похожие диссертации на Социально-философский анализ конформизма