Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ понятия "совершенное общество" Скороходов, Сергей Николаевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скороходов, Сергей Николаевич. Социально-философский анализ понятия "совершенное общество" : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Скороходов Сергей Николаевич; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2010.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/51

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «СОВЕРШЕННОЕ ОБЩЕСТВО» В СИСТЕМЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ 11

1 Понятие «совершенное общество» как репрезентант и как репрезентация действительности 11

2 Понятие «совершенное общество» как абстрактная сущность 32

3 Понятие «совершенное общество» как средство описания общества как материальной сущности 55

ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ «СОВЕРШЕННОЕ ОБЩЕСТВО» В СИСТЕМЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ 78

1 Понятие «совершенное общество» как образ действительности 78

2 Самосовершенствование общества 101

3 Определения совершенного общества 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В то время как в странах Запада с древних времен и по настоящее время разрабатываются концепции свободной личности, свободного человека, свободы слова, свободы совести, экономической свободы, свободного общества и т.д., в России, по крайней мере с XIV века, разрабатываются концепции совершенного человека, совершенной личности, совершенства слова, чистой (действительной) совести, деятельного совершенства, совершенного общества и т.д. Так возникли два ряда исследовательских концепций и проблем, которые находили разрешение и были предметом обмена идеями каждой из сторон в системе Россия и Запад, особенно после Великой Французской революции XVIII века. При этом оказалось, что развертывание соответствующих концепций и разрешение проблем каждой из двух исследовательских сторон указанной системы осуществлялось в соответствии со своей исконной философской методологией, что неизбежно влекло за собой не совпадающие друг с другом результаты философского познания действительности. Так своеобразной альтернативой западной концепции свободного общества являлась отечественная концепция совершенного общества. Однако, долгое время данная (отечественная) концепция не находила необходимого уровня развёртывания и в данном отношении разрешения соответствующих проблем. В результате чего представление о совершенном обществе мыслилось главным образом как представление об определенном общественном идеале, некотором конечном пункте построения общества, тогда как в соответствии с отечественной философской методологией мыслилось, что общество в той мере, в какой оно в своём развитии подлежит действию законов диалектики, движется от менее совершенного уровня развития к более совершенному уровню развития. Русские философы разрабатывали, соответственно, концепцию вечного совершенствования общества (П.И. Новгородцев). И, следовательно, на каждом этапе развития общество должно оставаться таким, чтобы заключать в себе основы для дальнейшего совершенствования и по этой причине на каждом уровне развития общество должно сохранять в себе источник развития и оставаться для своего времени совершенным. По принципу единства мира совершенствоваться может только совершенство.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения как общих проблем познания общества, так и особенностей каждого общества в отдельности, в связи с чем социальная философия раскрывается как философская методология, востребующая соответствующие исследовательские подходы и методы, категориальные

аппараты, актуальные методологические традиции и т.д. Кроме того, возникает необходимость осуществлять классификации типов общества по различным основаниям, согласно которым каждый тип общества предполагает собственный образ и стиль жизни, характер самовоспроизведения своей идентичности, реализацию своих традиций и обычаев, развёртывания потенциала своей культуры и цивилизации и т. п. Всем этим определяется выбор темы исследования и характер разрешения исследовательских задач. Развертывание концепции совершенного общества в рамках определённой философско-методологической традиции является важным условием для продуктивного использования потенциала понятия «совершенное общество».

Степень разработанности темы исследования. Концептуальный анализ понятий «совершенное общество» и «свободное общество» представлен в работах многих исследователей, в том числе в рамках метафизической и диалектической методологических традиций.

Теоретико-методологическая основа исследования понятий «свободное общество» и «совершенное общество» в рамках метафизической традиции философского познания действительности намечена в трудах западных исследователей: Б. Спинозы, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И. Канта, В. Ф. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Лейбница, И. Фихте, Ф. Ницше, Дж. Локка и др.

Реализация концепции «совершенное общество» как абстрактной сущности имеет своё обоснование в системе реалистской метафизической методологической традиции в работах Фомы Аквинского, Р.Декарта, Г. Лейбница, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, Ч. Беккариа, Г. Гегеля, И. Фихте и др. Данные философы развивали концепцию о совершенном обществе как об общественном идеале, к которому устремляется общество.

Теоретические основы понятия «совершенное общество», выступающее в качестве средства описания материальной сущности, исследуются в трудах представителей номиналисткой метафизической методологической традиции: Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. С. Милля, Г. Спенсера, Л. Гобхауса, И. Берлина, Дж. Ролза, Ж. Уолдрона, Э. Фаге, Д. Дьюи, Ф. фон Хайека, Р. Дворкина и других.

Определённые предпосылки изучения общества как совершенного общества в системе диалектической методолгической традиции содержатся в работах Платона, Аристотеля, Климента Александрийского, Григория Нисского, Прокла, Илариона Киевского, Иоанна Грешного, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Феофана Прокоповича, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, И. В. Киреевского, И. С. Аксакова, Н. Я. Данилевского, В. И. Несмелова, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, Г. В. Флоровского, Н. Н. Алексеева и других.

Изучение процесса самосовершенствования общества как процесса совершенствования общественных отношений актуализировано в трудах А.Н. Радищева, А. С. Хомякова, Б. П. Вышеславцева, В. В. Ильина, Л. П. Карсавина, И.В. Кириевского и других. Концепции, посвященные изучению процесса совершенствования человека, совершенствования личности, намечены в трудах древнегреческих философов: Аристотеля, Платона, византийских философов: Василия Великого, Григория Нисского, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова и философов древнерусских: Серапиона Владимирского, Иосифа Волоцкого, Иоанна Грешного, Симеона Полоцкого, Нила Сорского, Кирилла Туровского, а также в трудах Л. П. Карсавина, А. Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Н. И. Новикова, Феофана Прокоповича, А. Н. Радищева, Л. А. Тихомирова, Н. Трубецкого, Г. Флоровского, А. С. Хомякова и других. Над разрешением проблем гармонии и взаимосвязи различных сфер общественной жизни работали В.С.Барулин, М.В. Лашина, А.С. Панарин, Н.М.Чуринов, А.М.Ковалев и др.

Раскрытию основных определений совершенного общества положено начало в трудах Кирилла Туровского, Феофана Прокоповича, Феодосия Печерского, С. Л. Франка, Г.В.Флоровского, Е. Н. Трубецкого, Л. П. Карсавина, А. С. Хомякова, В.А. Грингмута, С. О. Шмидта, И. Е. Забелина, В. Карпеца, И.В. Киреевского, П.А.Кропоткина, Н.Ф.Федорова, Л.А.Тихомирова, Б.Н.Чичерина, И. Т. Посошкова, А. Н. Радищева, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Н. М. Чуринова и других.

И, тем не менее, концепция «совершенное общество» слабо изучена, особенно с точки зрения реализации в философском познании действительности основных философско-методологических традиций. Специфика самореализации и развития общества как совершенного общества и его определений требует дальнейшего социально-философского анализа.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является общество, предметом исследования является понятие «совершенное общество».

Цель и задачи работы. Цель исследования заключается в социально-философском анализе понятия «совершенное общество».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

1 .Исследовать понятие «совершенное общество» в соответствии с метафизической методологической традицией философского познания действительности.

2.Проанализировать понятие «совершенное общество» в качестве абстрактной сущности.

3 .Проанализировать понятие «совершенное общество» в качестве средства описания общества как материальной сущности.

4.Изучить понятие «совершенное общество» как образ действительности.

5.Показать, что процесс самосовершенствования общества выступает как специфическая реализация социального прогресса.

6. Изучить определения совершенного общества.

Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются метафизический и диалектический методы философского познания, необходимые для изучения понятия «совершенное общество» в рамках теории познания как теории репрезентации и теории познания как теории отражения. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельно стного, общенаучных методов: анализа, синтеза, методов логического и исторического и других, а также положений и выводов, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

Научная новизна исследования:

1. Выявлено, что содержание понятия «совершенное общество»
зависит от методологической традиции, которая востребуется в процессе
научного познания: от методологической традиции метафизики или от
методологической традиции диалектики.

2. Установлено, что содержание понятия «совершенное общество» в
системе принципа дуализма раскрывается двояко, в зависимости от того, в
каком качестве используется понятие: в качестве идеальной сущности-
репрезентанта или в качестве термина, предназначенного для описания,
репрезентации общества как материальной сущности.

3. Обосновано, что понятие «совершенное общество» как
абстрактная сущность выступает как формулировка ненаблюдаемого,
трансцендентального субъекта, т.е. в качестве общественного идеала,
достижение которого принимается в качестве приоритетной задачи
общества.

4. Доказано, что понятие «совершенное общество» используется в
составе востребованного языка описания материальной сущности для
целей построения правдоподобных репрезентаций действительности.

5. Обосновано, что понятие «совершенное общество» в
соответствии с принципом единства мира выступает как образ
наличного общества, развёртывающего свой потенциал по принципам
совершенствования общественных отношений.

6. Доказано, что самосовершенствование общества - это тип
социального прогресса, задаваемый внутренними детерминантами

саморазвития, это переход от менее совершенных общественных отношений к уровню более совершенных общественных отношений.

7. Установлено, что внешними детерминантами
самосовершенствования общества являются объективные условия и
субъективные факторы жизнедеятельности общества, определяющие
необходимость усовершенствования отношений между людьми и
отношения между природой и обществом. Усовершенствованию подлежат
отношения в различных сферах общественной жизни: в политической,
экономической, социальной и духовной сферах жизни общества.

8. Установлено, что определениями совершенного общества
являются свойства, качества, функции, характерные черты жизни
общества, позволяющие самоутверждаться обществу при наличии, как
правило, суровых объективных условиях и субъективных факторах
жизни общества. Определениями совершенного общества являются:

совершенная личность, совершенное суждение, совершенная добродетель, совершенная дружба и т.д.;

социальная структура общества, детерминирующая содержание общественных отношений и их совершенствование;

- гармонизация отношений между людьми и гармонизация
отношений между природой и обществом;

гармонизация социальных норм, в том числе гармонизация норм права с другими социальными нормами — нормами морали и нравственности, нормами идеологии, религиозными нормами и т. д., а также гармонизация взаимодействия социальных институтов, контролирующих исполнение данных социальных норм;

гармония духовной и светской властей.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в процессе познания общества как совершенного общества востребуется три основных значения понятия «совершенное общество»: 1) согласно неореалистской методологической традиции совершенное общество - это абстрактная сущность, общественный идеал, к которому стремится общество, реализуя наличные степени свободы; 2) согласно неономиналистской методологической традиции совершенное общество - это понятие в составе принятого языка описания действительности, оно наполняется произвольным содержанием; 3) в диалектической традиции понятие «совершенное общество» - это образ действительности, развивающейся по линии совершенствования общественных отношений. Полученные теоретико-методологические результаты социально-философского анализа понятия «совершенное общество» раскрывают основу для дальнейшего изучения специфики социального прогресса российского общества.

Материалы исследования могут быть использованы: в процессе преподавания курсов социальной философии, политологии, обществознания. На основе теоретических положений, представленных в диссертации, возможно обогащение содержания знаний в разделах социальной философии: «Типология общества», «Социальный прогресс», «Необходимость и свобода», «Культура и цивилизация» и т.д. Материалы и выводы диссертации могут использоваться при подготовке реферативных и библиографических трудов в области социальной философии, при составлении учебных пособий, при дальнейших научных исследованиях в данной области научного знания.

Апробация работы. Изложенные в работе результаты нашли отражение в научных публикациях общим объёмом 2,5 п.л., докладах и выступлениях автора на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Инновации. Интеллект. Культура» (Тобольск, 2009); «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2009); «Наука и производство - 2009» (Брянск, 2009); «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2009) в периодических научных изданиях: «Социально-гуманитарные знания» (Краснодар, 2009), «Актуальные проблемы современного социального знания» (Красноярск, 2008, 2009), «Мир человека» (Красноярск, 2008, 2009) и других.

Диссертация обсуждалась на кафедре социальной работы и
социологии Сибирского государственного технологического

университета, на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Структура работы. Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения поставленных в ней задач и состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка.

Понятие «совершенное общество» как репрезентант и как репрезентация действительности

Задача параграфа: исследовать содержание понятия «совершенное общество» в системе метафизической методологической традиции философского теоретизирования. Понятие «совершенное общество», его концептуальное оформление и последующее изучение и реализация в процессе научного познания имеет многовековую историю. Основы методологической базы для изучения концепции совершенного общества закладываются в трудах древнегреческих философов: Платона, Аристотеля; теоретические предпосылки для философского обоснования данной концепции можно обнаружить в трудах византийских мыслителей: Симеона Нового Богослова, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, а также в работах древнерусских философов: Иоанна Грешного, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и др. В процессе исторического развития в содержании понятия «совершенное общество» актуализировались те теоретические стандарты и принципы, которые соответствовали определённой методологической традиции и определенному историческому периоду. Поэтому, содержание понятия «совершенное общество» зависит от философской методологической традиции, которая востребуется в процессе научного познания. Еще во времена Древней Греции наметилось обособление двух способов производства общественной жизни: коллективистского и индивидуалистического. Коллективистский и индивидуалистический способы устройства общественной жизни имеют длительную историю развития. Различение двух типов общественного устройства послужило основанием для научных дискуссий о типах обществ, в основе которых актуализировались принципы и определения, раскрывающие содержание и специфику жизни общества и отличающие одно общество от другого. В связи со спецификой каждого типа общества формировалось представление о понятии «совершенное общество». В индивидуалистическом обществе понятие «совершенное общество» получило свое развитие в метафизической методологической традиции философского теоретизирования. Специфика жизнедеятельности византийского общества, а в дальнейшем русского общества характеризовала понятие «совершенное общество» с точки зрения принципов диалектической методологии. Таким образом, в настоящее время существуют две основные методологические традиции научного познания действительности: диалектическая методологическая традиция и метафизическая методологическая традиция научного познания. У каждой из данных методологических традиций имеются свои теоретические стандарты. Аристотель определил и разработал важнейшие диалектические идеи, раскрывающиеся в категориях совершенства, всеобщей связи явлений, диалектического противоречия как источника развития. По мнению мыслителя, совершенство любого предмета, объекта познания определяется его законченностью, завершённостью. В частности, он пишет: «… мы называем природой каждого объекта — возьмем, например, природу человека, коня, семьи — то его состояние, какое получается при завершении его развития. Сверх того, в осуществлении конечной цели и состоит высшее завершение, а самодовлеющее существование оказывается и завершением, и наивысшим существованием.»[10.С.378]. Изучение предмета познания как совершенной вещи, характеризующейся природной законченностью, открывает широчайшие возможности для диалектического осмысления различных сфер бытия, в том числе для осмысления и оформления понятия «совершенное общество». Принцип всеобщей связи явлений определяет понятие «совершенное общество» как образ действительности, отвечающей требованию полноты, завершённости, где ничто не может быть извлечено из общества и помещено за его пределы, а также ничто не может быть привнесено в содержание общества из-за ее пределов. Следовательно, согласно Аристотелю, такое общество является завершённым, а люди, которые данное общество образуют, являются совершенными, поэтому философ утверждает: «Человек, нашедший свое завершение,— совершеннейшее из живых существ» [10.С.379].

Аристотель определил общие законы развития природы и обществ. В дальнейшем на основе функционирования данных законов сформировался сущностный исследовательский подход. Согласно принципам данного подхода, в настоящее время принято выделять три основных его версии: диалектическую, неореалистскую, неономиналистскую. Неореалистская и неономиналистская версии сущностного исследовательского подхода представляют собой два варианта метафизической методологической традиции научного познания действительности. Идеи, формировавшиеся и востребованные в рамках одного общества и соответствующей ему методологической традиции, развиваясь и употребляясь другим обществам, где господствует другая методологическая традиция, приобретают новые аспекты. Поэтому, исследования концепции «совершенное общество», формировавшиеся в рамках метафизической и диалектической методологической традиции, существенно отличаются друг от друга.

Понятие «совершенное общество» как средство описания общества как материальной сущности

Задача параграфа: проанализировать понятие «совершенное общество» в качестве средства описания материальной сущности

Методологическая традиция номинализма разрабатывалась средневековыми учёными и получила своё развитие в различных современных философских течениях, согласно которым научное познание раскрывается как произвольное описание в принципе непознаваемой действительности. Неономиналисты раскрывают понятия как стихийное формирование знаний, призванное лишь констатировать факты, заниматься их описанием, различать те или иные феномены действительности, присваивать им те или иные смыслы, то есть поименовывать их. Процесс познания как процесс описания множества не связанных друг с другом материальных сущностей предполагает такой стандарт рациональности метафизической методологии как плюрализм. В системе номиналистской методологической традиции субъект познания произвольно избирает предмет для описания и в соответствии с принятой рациональностью разворачивает своё описание, создавая свою версию мира, доказывая право на жизнь данного представления о содержании предмета. Данный принцип придаёт деятельности познающего субъекта пассивный характер – ему лишь остаётся выбрать свой «угол зрения» на предмет познания и с этой точки зрения констатировать факты, заниматься их описанием, идентифицировать те или иные явления, присваивая им те или иные смыслы, имена. Очевидно, что элементы структуры общества (собственно как и само общество в целом) предстают в качестве конкретных объектов, содержание которых непознаваемо: их можно лишь, так или иначе описывать, т. е. репрезентировать. Представитель средневекового номинализма У.Оккам утверждал, что «акты мышления, осуществляемые душой, называются претерпеваниями души и по своей природе подразумевают вещи вне души и иные вещи в душе так же, как слова, подразумевают вещи по произвольному становлению» [81.С.135].

Другой представитель средневекового номинализма французский философ Пьер Гассенди, рассуждая о понятии «совершенство», так же как и Декарт (представитель реалисткой версии метафизической методологической традиции теоретизировании), исходит из принципа дуализма, придерживаясь при этом номиналистской версии метафизической традиции философского познания действительности. В рамках номиналистской традиции Гассенди утверждает: «…Вот почему нельзя говорить, будто мы имеем какую-то истинную идею Бога, которая нам его представляет. Вполне достаточно, если мы по аналогии с присущими нам качествами добываем и преобразуем для себя какую-нибудь идею, которая не превосходит человеческое непонимание и не содержит в себе иной реальности, кроме той, которую мы воспринимаем в остальных вещах или через посредство» [25.С.432]. По мысли философа, не существует абстрактной субстанции, не зависящей от сути, сущности материальных предметов. Все идеи и представления человека, в том числе и идея о совершенном обществе, проистекают от телесной сущности бытия. То есть в самом материальном мире заложена сущность его явления познающему субъекту. Однако, данная сущность объективна и не может быть познана человеком. Человек (субъект познания) способен лишь с помощью своего воображения, своих чувств трактовать, описывать содержание той или иной стороны объекта познания. В данном контексте совершенство по мысли Гассенди является одним из множества понятий или имен, при помощи которых можно описать телесную, материальную сущность, являющуюся непознаваемой. Гассенди подчеркивает, что первоначально и достоверно существует не идея, воплощаемая в предметах и явлениях, а телесные сущности, на которые направлены описания и понятия. Таким образом, понятие «совершенное общество», призванное описать реально существующее общество, не отражает сущности данного общества. В данном случае, исходя из теории познания как теории репрезентации, понятие «совершенство» призвано трактовать телесную сущность, комментировать её, но не отражать её сущность.

Понятие «совершенное общество» как образ действительности

Задача параграфа: изучить понятие «совершенное общество» с точки зрения принципов теории познания как теории отражения. Социально-философский анализ понятия «совершенное общество» в рамках диалектической методологической традиции философского познания действительности предполагает раскрытие жизни общества, прежде всего актуализирующего необходимость совершенствования общественных отношений. Данная необходимость получила разностороннее обоснование в трудах философов эпохи античности, в трудах неоплатоников, византийских философов и богословов, а так же в трудах древнерусских философов, которые восприняли философию совершенства и придали ей новый импульс развития. Далее, философия совершенства получила последующее развитие в русской философской традиции, вобравшей в себя весь положительный опыт диалектической методологической традиции философского познания действительности. Выдающийся философ античности Платон, развивая представления о совершенном обществе, совершенном человеке, руководствовался принципом единства мира. По мнению философа, в гармонии должны находиться не только взаимоотношения между людьми, но также для деятельного совершенствования человека в гармонии должны состоять его душа и тело. В этой связи философ писал о совершенном человеке, как о человеке который «проводит свою жизнь в заботах о всяческой добродетели, телесной и душевной. Поэтому никакие посторонние занятия не должны служить помехой для того, что дает телу подобающую закалку в трудах, душе же – знания и навыки. Кто станет осуществлять именно это и будет стремиться достичь достаточного совершенства души и тела, тому, пожалуй, не хватит для этого всех ночей и дней» [89;С.260]. Следовательно, по мнению Платона, процесс совершенствования подразумевает бесконечное развитие, что соответствует стандарту диалектической методологии, впоследствии всесторонне исследованным Аристотелем. Совершенство в философии Платона есть «тождество предела и беспредельного, единого и многого» [86;С.16]. В свою очередь единство порождает гармонию. Совершенство вбирает в себя все возможные определения бытия, всю полноту предмета познания. «Совершенство космоса в том, что он ничего не оставляет вне себя», — писал Платон. [85;С.473]. А.Ф.Лосев в своей работе «Жизненный и творческий путь Платона», посвящённой изучению бесценного наследия гениального мыслителя пишет следующее: «Платон – безусловный проповедник всевозможной гармонии: внутри человека, в обществе и в космосе. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего творческого пути» [69;С.59]. Таким образом, можно говорить о том, что гармония в частном, многом (в каждом отдельном человеке) сообщается с гармонией целого, единого (общества, космоса) и способствует по принципу всеобщей связи явлений развитию, совершенствованию общественных отношений. Согласно принципу всеобщей связи явлений, выступающего как один из важнейших принципов диалектической методологии, раскрывается определённый аспект полноты содержания мира. По Аристотелю данный аспект полноты принимается как совершенство, поскольку из содержания всеобщей связи нельзя ничего изъять и поместить за пределы всеобщей связи, а также нельзя ничего взять из-за пределов всеобщей связи и произвольно поместить в содержание всеобщей связи явлений. При этом, согласно данному принципу всеобщая связь распространяется на явления и через посредство явлений она распространяется и на сущности. Данная опосредованность сущностей раскрывает их (сущности) как отношения. И поэтому, в соответствии с разрабатываемыми со времён Аристотеля концепциями совершенной дружбы, совершенства слова, совершенной личности, совершенного общения и так далее, доказывается, что «законченным, или совершенным, называется то, вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть..., то, что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено в своей области…» [8.С.169] Среди перечисленных концепций находится концепция совершенного общества. Диалектическое противоречие, лежащее в основе совершенства, выступает в качестве источника общественного развития и способствует пониманию и объяснению всех явлений в природе. Аристотель пишет: «круговое движение первичнее прямолинейного, поскольку оно проще и более совершенно… Движение же по конечной прямой, если оно поворачивает назад, представляет собой сложное движение,…если же оно не поворачивает назад, оно несовершенно и переходящее. А совершенное первичнее несовершенного»[10.С.256]. Таким образом, мыслитель опровергает идею о том, что общественное развитие может реализовываться лишь в одном, линейном направлении к конечному идеалу. Аристотель определил и разработал важнейшие диалектические идеи, раскрывающиеся в категориях совершенства, всеобщей связи, диалектического противоречия как источника развития и т.д. Понимание диалектики как природной законченности и совершенства вещи открывает широчайшие возможности для диалектического осмысления различных сфер бытия (природной, человеческой, социальной), в том числе и для осмысления и оформления понятия «совершенное общество».

Похожие диссертации на Социально-философский анализ понятия "совершенное общество"