Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ проблемы политической культуры Плотникова, Ирина Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плотникова, Ирина Викторовна. Социально-философский анализ проблемы политической культуры : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Барнаул, 1994.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми исследования. Последние годы в нашей лране характеризуются резким повышением политической активности заселения, можно даже говорить об излишней политизации массового :ознания. Политизация в условиях дефицита политической культуры представляется опасной и при определенных условиях деструктивной. Дальнейший рост участия общественности в политике в значительной степени зависит от культурного фактора, преодоления недостаточного уровня этой культуры у большей части общества и политических лидеров.

Политические отношения складываются между разноответ-ггвенными лицами, между теми, кто обладает несоизмеримыми потенциалами социальных возможностей, исполняет неодинаковые функции, главным образом - властные, поскольку они так или иначе выступают либо в рамках всевозможных организаций со своими уставами и регламентами, либо в зыбких границах различных масс. При определенных условиях деятельность в политической сфере начинает испытывать потребность в особой регуляции и ориентации, л, тогда, собственно говоря, начинается процесс "приложения" общественной нравственности к данной деятельности. Происходит это в ;итуации демократизации политической сферы и при достаточно зысоком уровне сформированности гражданского общества и его культуры, а особенно культуры политической.

В качестве общественного явления политическая культура іавно уже стала реальностью. Без ее серьезного анализа невозможно познание политической жизни любого общества. Изучение этого зажного феномена позволит глубже понять сущность политической :истемы, определить ее характер и специфические особенности, осмыслить причины формирования, проследить пути дальнейшего развития.

Если культура задает и предписывает те или иные правила и аормы поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, го политическая культура определяет нормы поведения в политической. :фере. Она дает отдельному индивиду руководящие принципы поведения и влияет на деятельность различных организаций, на

восприятие людьми явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической жизни общества. Политическое прогнозирование, предвидение реакции населения на то или иное политическое решение, принятие и реализация этого решения невозможны без учета состояния политической культуры данного общества.

Как указывает М.Х.Фарукшин, в конечном счете смысл изучения политической культуры общества заключается в выявлении социально-политических механизмов укрепления стабильности политической системы, а также ее потенциально деструктивных элементов. В западной политологической литературе ценность изучения политической культуры усматривается в ее способности предсказывать политическое поведение людей, а стабильность политических режимов напрямую связывается с политическими ориентациями населения.

Политическая культура представляет собой уникальное по сложности и богатству содержания комплексное явление, обладающее внутренней структурой и системой взаимосвязей с другими социальными явлениями. Являясь многогранным социальным феноменом, она требует комплексного, междисциплинарного подхода к себе, при котором исследуются политический, социологический, правовой, этический, философский и другие аспекты. При таком подходе особо важно выявить методологические принципы, которые обеспечили бы единство исходных позиций исследователей и могли бы служить основой для осуществления интеграции достижений всех отраслей обществоведения. На наш взгляд, решающая роль при этом принадлежит философскому аспекту исследования политической культуры, составляющему теоретическую основу и определяющему методологию комплексного подхода к изучению этого важного общественного феномена.

Актуальность такого рода исследований подчеркивается
необходимостью решения вновь и вновь появляющихся теоретических
и практических задач и остротой политической ситуации в нашей
стране. Задачи эти обусловлены требованиями организации

политических отношений, современной политической, правовой и идеологической практикой, логикой и потребностями общества и человека. Поэтому возникает потребность в философском осмыслении категории "политическая культура", результатов научного поиска,

которые делают актуальной проблематику методологии и практики рассматриваемого феномена.

Степень разработанности проблемы. До сравнительно недавнего времени большинство работ отечественных обществоведов, где так или иначе рассматривалась тематика политической культуры, было посвящено, в основном критическому анализу западных концепций. В последние несколько лет появились научные труды по этой теме, их представили: Н.М.Кейзеров, Ф.М.Бурлацкий, М.Т.Иовчук, Л.Н.Коган, М.Х.Фарукшин, Г.С.Гаджиев и другие. В западной литературе эта проблема имеет более давнюю традицию, начиная с Г.Алмонда и С. Вербы ею занимались такие известные политологи, социологи и философы как Р.Карр, Т.Бернстейн, Р.Такер, А.Браун, М.Дюверже, К. фон Бойм, У.Розенбаум, Р.Роуз, М.Крозье. В имеющейся социально - философской и политической литературе наблюдается большой разброс мнений по поводу того, что представляет собой политическая культура. Анализ работ этечественных и зарубежных исследователей приводит к выводу о том, ето говорить о цельной, завершенной теории политической культуры ;ще рано.

Постановка проблемы сущности политической культуры до
настоящего времени характеризуется большой исходной

неопределенностью и ее анализ осуществляется в основном русле теории ценностей или решения конкретно-аксиологических задач. Явно недостаточно разработаны методологические принципы введения з научный оборот самого понятия "политическая культура" и эбоснования ее специфики как социального феномена. Нет единства в области выбора конкретных методов, не говоря уже об общей четодологии исследования политической культуры в философском сонтексте. Следует отметить некоторые, наиболее часто встречающиеся з методологическом плане недостатки существующих определений юлитической культуры: замыкание ее либо на элементах сферы юзнания, то есть, интерпретация политической культуры как эазновидности культуры духовной, в данном случае выпадает или недооценивается деятельностный аспект; либо в нее включаются ївления, по своему содержанию находящиеся далеко за пределами этого вида культуры. Такие расхождения определяются различными методологическими подходами к самому явлению культуры.

Исследователи, как правило, ограничиваются изложением принимаемого ими понимания культуры вообще. Выделение же такого интегрального явления, как политическая культура, полагается самоочевидным в силу социальной природы культуры и политики. Положение о том, что политическая культура является частью или разновидностью культуры, в большинстве работ принимается как исходное и не требующее дополнительного рассмотрения. Но, на наш взгляд, именно оно наиболее важно, и методологическая основа определения этих феноменов должна быть единой.

Отсутствие необходимого методологического обоснования качественного своеобразия феномена политической культуры приводит к теоретическим трудностям и противоречиям. Не случайно использование понятия "политическая культура", что отмечают и сами специалисты в данной области, нередко оказывается научное не строгим, размытым. Остается невыясненным тот аспект, в котором выделяемые исследователями стороны, явления политической жизни общества могут рассматриваться в качестве культуры, существенны расхождения в трактовке ее структурных элементов. Также до сих пор слабо разработаны вопросы изменения и развития политической культуры, ее взаимосвязи с субкультурными и контркультурными образованиями. Поэтому встает задача определения политических субкультур и конткульгур, уточнения их влияния на динамику социокультурных процессов.

Указанные и другие проблемы непосредственно связаны с исследованием политической культуры как предмета философского анализа, то есть, с выявлением ее специфики и выработкой сооветствующих методологических принципов выделения этого предмета как самостоятельного, особого рода объекта философского познания. Это приводит к необходимости применения культурологического аспекта социально-философского познания, выявления возможностей и перспектив использования его положений по отношению к политике с целью выработки конкретного методологического подхода к определению политической культуры.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы
является социально-философское исследование проблемы

политической культуры. Задачи исследования заключаются в анализе логико-методологических проблем определения политической культуры, выделения ее основных структурных элементов и функций.

В центре внимания стоят не столько сами явления политической культуры, сколько знание о них, обобщенные характеристики средств и методов адекватного отображения общественных явлений в теории. Сами явления этого вида культуры рассматриваются лишь в той мере, в которой они необходимы для построения теоретической системы.

Но, прежде чем подойти к определению и структурному
анализу политической культуры важно дать более или менее строгое
определение культуры как социального феномена, рассмотреть ее
структуру, исходя из чего говорить об „обосновании специфики
политической культуры. Сама политическая культура существует как
явление общей системы культуры и может быть понята только в
объеме более широких, выходящих за пределы собственно

политической области, основ культуры.

Задачами настоящего исследования являются:

- на основании анализа существующих в отечественной
философской литературе точек зрения в отношении феномена
культуры обосновать методологический подход и содержание понятия;

выделить политическую культуру в качестве самостоятельного элемента (подсистемы) в общей системе культуры;

на основании анализа современных западных и отечественных концепций политической культуры выявить специфику философского подхода к рассмотрению политической культуры, разработать общие методологические принципы ее анализа; учесть типологические проблемы исследования политических культур;

- дать определение политической культуры, провести
детальное рассмотрение ее структурных элементов;

- рассматривая сущность и тенденции развития политической
культуры наметить подход к определению политических суб- и
контркультур;

рассмотреть политическую культуру в ее важнейших проявлениях и тем самым представить ее целостный теоретический образ.

Теоретико-методологические основания исследования.

Междисциплинарный характер рассматриваемой проблемы

обусловил привлечение материалов из области методологии социального познания; философских вопросов культуры; исследования политики и различных элементов исторического процесса; идеологии,

теории и истории политического сознания; непосредственно по проблеме политической культуры. Автором используется культурологический аспект социально-философского познания с целью выработки конкретного методологического подхода. Основным методом данного исследования является лодход к определению культуры с точки зрения системного качества общества, обусловливающего способы и меру выражения сущностных сил человека, а также определение политической культуры через общее, более широкое понятие культуры и обоснование выделения в системе культуры феномена исследования как самостоятельного элемента.

Научная новизна исследования определяется тем, что подход к определению политической культуры осуществляется через общее определение культуры и обстоятельством, что в нем рассматриваются возможности еще недостаточно разработанного в литературе подхода к определению культуры с точки зрения системного качества общества, взятого в аспекте способов и меры реализации сущностных сил человека.

Анализ культуры с точки данного подхода дает возможность по-иному подойти к определению структурных элементов системы: они выступают как фундаментальные сферы общественной жизни, взятые в аспекте реализации социальных сил субъекта деятельности. В целом такой подход позволяет избежать нарушения логического приема формулировки определения, суть которого, как известно, состоит в том, чтобы подвести определяемое под другое, более широкое понятие.

Итак, новизна исследования будет определяться следующими положениями:

1. Определение политической культуры через выделение ее как
составного элемента в общей системе культуры. По-новому
обозначены его смысл и основное значение, показана противоречивая
сущность политической культуры, обусловленная влиянием

неоднородных и многообразных факторов.

2. Определение культуры как социального феномена с помощью подхода к объекту исследования с позиции рассмотрения культуры как системного качества общества, определяющего способы и меру выражения сущностных сил человека в его социальной деятельности. Методологическая эффективность этого подхода заключается в том, что он позволяет на основе зависимости культуры от деятельности раскрыть специфически культурную сторону деятельности, показать,

что связь деятельности и культуры может быть понята только со стороны исторического содержания самой деятельности, определяемой уровнем развития общества.

  1. Комплексность философского анализа достигается с помощью таких аспектов исследования как политологический, культурологический, антропологический, социологический, гуманистический, гносеологический и других, что, следовательно, приводит к философской, системной интерпретации.

  2. Данный методологический подход дает возможность по-новому представить структуру политической культуры. Диссертант стремится к философской, системной интерпретации категории политическая культура в контексте состояния ее структурных элементов, структура политической культуры рассматривается не просто как совокупность, а как целостное единство составляющих. Рассмотрение же функций исследуемого феномена позволяет раскрыть его как устойчивую систему, сохраняющую свои существенные черты в течении длительного периода времени. Они отражают ее строение, морфологический состав, знание которых существенно влияет на развитие теории.

5. Исходя из представленного методологического подхода, учитывая остроту политической ситуации и слабую разработанность в философской литературе этой проблемы, в диссертации определяются политические субкультуры и контр культуры, намечается подход к их сущностному анализу, прослеживается их влияние на динамику социокультурных процессов, обусловленность наличным состоянием субкультур и контркультур политической культуры в целом.

Результаты, выносимые на защиту.

  1. Определение культуры как социального феномена с позиции разработанного (на основании анализа существующих в литературе точек зрения в отношении феномена культуры) методологически-системного подхода. Культура есть системное качество, отражающее специфику взаимодействия общества и природы на определенном этапе исторического развития и обусловливающее способы и меру выражения сущностных сил человека.

  2. Обоснование выделения в структуре культуры политической культуры как самостоятельной подсистемы.

3. В этом контексте (и учитывая рассмотрение западных и отечественных концепций политической культуры, а также типологический анализ) политическая культура будет определяться как системное качество политической сферы жизни общества, обусловливающее способы и меру выражения сущностных сил человека.

4. Разработка структуры политической культуры, определяемой
спецификой представленного методологического подхода.

5. Рассмотрение и начальное определение политических субкультур
и контркультур, их соотносимое с общей системой политической
культуры.

6. Представление основных функций исследуемого феномена.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и выводы могут найти практическую пользу в преподавании общей теории культуры, социальной философии, политологии, в проведении спецкурсов и спецсеминаров по политической культуре, в практике повседневной культурной деятельности, в работе учреждений и социальных институтов культуры, в воспитательной, образовательной деятельности.

Отдельные методологические положения и выводы могут быть применены в сфере прикладных исследований, нацеленных на решение конкретных задач, охватывающих участки работы культуроведческого профиля.

Апробация работы. Содержание диссертации обсуждалась на
аспирантских методологических семинарах, на кафедре философии
Алтайского государственного университета. Некоторые положения
диссертации излагались на региональных конференциях и в
публикациях. Диссертационные материалы использовались в

лекционном курсе по социальной философии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографии, и изложена на 139 страницах.