Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ проблемы времени: онтологический и гносеологический аспекты Рябова, Наталья Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рябова, Наталья Васильевна. Социально-философский анализ проблемы времени: онтологический и гносеологический аспекты : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1993.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/243-3

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема времени была и остаётся в центре философских дискуссий на протяжении двух тысячелетий. Каждая эпоха, каждая культура по-своему осмыоливает этот феномен, вырабатывая огромное разнообразие темпоральных представлений, многообразие концепций и учений о времени. Однако несмотря на немалый запас знаний , накопленный к настоящему моменту, наука не пришла к единой точке зрения на природу времени, которая до сих пор остаётся загадкой. И по сей день в толковании времени сохраняется определённая дихотомия: с одной стороны, время трактуется как объективная последовательность изменений, событий, состояний материальных объектов, с другой- как субъективное переживание цеде&а-Прааланного поведения. Неразрешимым остаётся противоречив между непрерывностьп времени как всеобщей формы бытия и диокрет-ностьв событий, протяженных во времени.

Возможно ли овладеть временем и наполнить его подлинно гуманистическим содержанием или оно было и останется неуломнш > ускользавшим, как и сам момент настоящего, разделяющий жизнь на прошлое и будущее? Каково соотношение между человеческим опытом и знанием человека о времени, носящим преходящий, обусловленный эпохой и всем её менталитетом характер, и объективными темпоральными структурами, внутри которых развивается природа и общество? Является ли время чистым представлением субъекта -или формой, в которой вещи существуют и след/от одна за другой в объективном времени-пространстве? "Связано ля с временем что-то существенное, идущее до глубочайшего ядра бытия, или время есть лишь форма и условие для мира явлений, для мира феноменаль-

ного ?" Эти фундаментальные вопросы, имеющие непосредственное отношение к онтологии, до сих пор волнуют философов разных школ и направлений и' даже привели к возникновению новом научной" дисциплины - хронософии. Можно сказать, что проблема времени - веч -пая проблема.

В наши дни никто уже не будет оспаривать утверждения о том , что человеческое бытие обладает темпоральной размерностью так же,

как и мир природы, и "история так же,как и физика, есть наука о

2 '"
времени" . "История - наука о ообытиях в их овязи и последовате-

льнооти" , и поэтому "ооновным вопросом, ооновной посылкой ВСЯКОЙ филооофии иотории является, несомненно, вопрос о значении времени,о природе времени, потому что иотория есть процесс во времени, временное совершение, движение во времени" .

Специфичность человечеокого бытия в его иотории порождает и специфичность соцнощсторического времени в отличие от физичео-кого или биологического времени, характерного для низших уровнен организации материи.Однако вто,казалооь бы,очевидное положение до сих пор вызывает оотрые диокусоии как среди сторонников довольно широко раопроотранённой/оообенно в нашей стране/парадигмы редукционизма,оводящей всё многообразие проотранственно-

временных отруктур к универсальной пространственно-временной' фо-

5 '

рие, единой для всего мира, так и среди приверженцев субстанциальной концепции абсолютного времени Вселенной,поисками которого заняты коомологи. Необходимость обоснования концепции оо-

Бердяев Н.А, Смыол иотории. М.,1990. С.50,

Копнин П.5. Логические основы науки. Киев,1970. С.192.

Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л,,1989. С.146.

Бердяев Н.А. Смыол истории. С.50.

''См.диокуссию в "Вопросах философии" за 1988 год.

- J -

пиоисторжчвского временя определяла целя и задачя данного исследования.

Цели и задачи исследования. Темой диосертации являетоя ооци-ально-философокий анализ проблемы временя.Выбор темы обусловлен необходимость!) преодоления:

оубоганциальной концепции абсолютного временя Вселенной: необходимостью приэнания того, что временные характеристики человеческого общества несводимы к движению его во времени природы как в чем-то абсолютном и универсальном, что социальному уровню движения материи присуща собственная,имманентная форма времени-социо-иоторическое время;

парадигмы редукционизма, не отвечающей современным представлениям о мире,поокольку "наше видение природы претерпевает радикальные изменения в оторону множественности.темпоральности и слож-

1,1

ности .

Конечной целью наиего исследования являетоя обоснование онтологического отатуса категории "ооциоисторическое время".

Социально-философский анализ проблемы времени включает в ое-бя два аспекта: гносеологический- и онтологический. Он предполагает решение следующих задач:

I.Исследование социокультурной детерминации концепций времени, начиная с самых ранних стадий развития общественного сознания.

2.Анализ сущности и ооновных особенностей социоиоторичеокого времени.

3.Исследование структуры социального времени: а/в генетическом аспекте; б/в аспекте функционирования социума.

Пригожий И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса. Н.,1966. С.З1».

- k -

Степень раэработанности проблемы. Наибольший вклад в изучение проблемы социального времени внесла французская социологическая школа / Г.Юбер, М.Мосо, Э.Дюркгейм и др. /, которой мы и обязаны появлением данного термина. Юбер ещё в начале века четко определил социальное время как символическую структуру, представляющую

организацию общества через его темпоральные ритмы. Доркгежи рассматривал время как специфически социальное измерение, приоущее

общественной жизни; оно распадается на разнообразие длительностей,

событий и деятельноотей, которые вооооздаютоя и реинтерпретируют-

оя в тотальном социальном ритме«придающем ему /времени/ ооглаоо-

р ваннооть и смысл. Можно оказать, что школа Дюркгейма замоотила

путь для социологии времени, традицию которой продолжил Лж.ГурвичТ Ему принадлежит наиболее полное концептуальное исследование социального времени в структурно-функциональном аопекте.

В Великобритании наиболее ранние исследования ооциального

і-времени проведены Э.Эвано-Причард7, в США - П.Сорокиным и Р.Нортоном, которые на материале социально- культурной антропологии проиллюстрировали существенную овязь социального времени с дея -тельностью, его отнооительнооть, прерывность и специфичность по оравнению о биологическим или физическим временем, его качеотвен-ный характер. Соглаоно Сорокину и Мертону , социальное время

Hultti И-, Маш* М. StiflifttQtjf Sfat/y fif ttpttsintatien of-tint

Qutviich Ш jpecttum є/ ЗОйїаЄ time. JDotcfxecA-i, /9V * Evans-РчісНачсї E.E. The //пег, rf descuyfo/t *>/ Ue /nodes pj tirt^'hood вне/ fie/i'iicaf IhUi'-iuiiOH. of (t fii'^ti'c tW/6

Sctokin P,f Aietic/i >?, Sccfai ііщг : а теЫеЫр&уКив a*S іинаііома/ a*a/y$,-$, - //,.- Лпглгі'сйл J. ffj Secief., и 42, л/S, Ml

еоть отношение между разными видами деятельности , а также выражение ритма социальных групп. Возрождение интереса к проблеме социального времени наблюдается в англоязычной литературе в 70--80-е годы. Среди наиболее интересных работ можно выделить оле-дуювие : монографию Э.Джекьюса " Форма временя " , в которой автор предлагает оригинальную трактовку временя как двухразмерно-го для построения 5/3»-2/-мерной структуры социального мяра в отличие от '-мерного физического мира; книгу Дж.Мак-Грата и Дж. Келли " Время и человеческое взаимодейотвие ",, где проводитоя анализ времени на уровне социальной психологии; а также моногра-фии Н.Ротенотрейча "Время и смысл в истории" и Д.Карра "Время,

n't

нарратив и иотория ,в которых авторы анализируют историческое время как выражение упорядоченности исторических фактов и окоро-сти протекания событий в истории,с одной стороны, к с точхн зрения нарратива /исторического повествования/ - с другой.

Большой интерес к социальнону времени проявила известная школа "Анналов". Так, #.5родель пишет о гетерогенности времени, выделяя три его вида в соответствии с тремя частями /или пластами/ истории: первое - медленно текущее, поЧти неподвижное историческое время,охватывающее всю истории человечества,второе -

социальное время,проявляющееся на уровне социальных групп, и

5 третье - событийное - на уровне индивида.

. The. fotm fij -біті. М-У, <Ш.
*Mac-Gtatk З.Є., Кгіби
.8.. Ті/ие and human. ін-їіьасїГен*,
^tccoaid a scciai pSicftofrfy of if/не. '. У.~У., <9S$. .
X-oienslttfeA У. 71/не a net гие.анін$ ін hizioiy, jOoietretht,
І387.
d j

Cart- D.Ti'/ntf nafMiiivt anof кїііоіч. Blovtnih

Бродель *. История и общественные наукя. Историческая длительность. //Философия я методология неука. Ы., 1977.

Среди отечественных работ следует выделить в первую очередь монографии м статья Я.Ф.Аскика как основателя школы по изучению проблемы времени в нашей стране, книг» М. А.Барта, А.Я.Гурввмча, А.Ф.Лосева, А.Н.ЛОЯ, В.А.Канке, Н.Н.Трубникова, В.П.Яковлева и В;Н.Яроко*. Надо отматвть, что литература во всследоваиию социального времени обширна и разнопланова : эта категория анализирует -

оя социологами , историками, экономистами, социальными поихо-

логами, литературоведами, иокусотвоведами . Однако специальные

исследования - в рамках частных наук - не в состоянии дать общей картины , а раскрывают лишь какую-то одну сторону изучаемого феномена , поэтому неизбежно нооят ограниченный характер . Философский же подход к проблеме прежде всего обосновывает понятие "социальное время" как категорию социальной философии , что до сих пор ощё не проделано , іилософокий подход обеспечивает целостный,обобщённый взгляд на длительность , последовательность , чередование социальных явлений в их взаимодействии. В соответствии о этим выделяется два аспекта в изучении социального времени : диахрони -чеокий - вертикальный срез развития общества , его иотории о точки

См.работы: Дж.Гурвича, У.Гроссина, Кэмпбелла А., П.Конверса, Ф.Бэста.а также В.А.Артемова.Г.П.Орлова./ШЗерова и др.

2 См.работы:М.А.Барга,М.Блока,А.Я.Гуревича, ф.Броделд, Ж.Ла.ГофБа в др

3 См.работы:В,И.Болгова,В.Д,Патрушева,Н.С.Сачко,В.А.Чемыхина и др.

См. работы: Дж.Мак-Грата,Дк.Келли.Х.Манна,М.Синглера.Х.Хопкиноа, а также Н.Н.Брагиной,В.И.Головахи.Т.А.Доброхотовой,А.А.Кроника , Т,А.Меринга и др.

См.работы: М.М.Бахтина,Э.$.Володина,В.Д.Днепрова,Б.Ф.Егорова, Д.С.Лихачева,Ю.Г.Дотмша, Е:Г.'Яковлева в др.

См. работы:Н.Н.Дкохадзе,Р.А.Зобова,В.В.Иванова,Б.С.Мейлаха, М.С. . Кагана, В. А.Кузнецовой, Н,Л.дейдерышш, М.Б.Тввчвико в др.

зрения последовательности , чередования событий , явлений, и структурно-функциональный - анализ взаимодействия различных общественных структур в плане их функционирования и организа -ции различных сторон социального движения во времени в нечто целое.

Методологической основой данного исследования являются принцип системного единства мира и принцип неисчерпаемости материи , её видов , форм движения , типов взаимосвязей и закономерностей , из разнообразия которых непосредственно вытекает возможное многообразие пространственно - временных структур материального мира»В основу авторской концепции социоисторичес -кого времени положены динамическая и реляционная концепции времени .Автор исходит из того,что время объективно существует лишь в виде множества временных отношений материальных систем. Поэтому,чтобы раскрыть единство различных временных отношений, следует исходить не из особенностей времени самого по себе как пустой абстракции,а из анализа того процесса взаимодействия материальных систем,который реально обусловливает эти свойства.Термины "физическое время","биологическое время","социальное время" выражают отнюдь не абсолютно различные времена,а лишь относительное различие временных отношений,осуществляющихся в качественно определённых материальных системах. Основные результаты и их научная новизна В результате исследования мы приходим к следующим выводам: I.B онтологическом значении социальное время есть необхо- димая внутренняя форма саморазвития общества,характеризующая целостность,упорядоченность,структурность социума со стороны внутренней связи,последовательности,взаимного чередования и координации социальных процессов и явлений,их темпоритмической

организации.

  1. Социальное время в качеотве формы деятельности общественного оубъекта заклинает в себе единство объективного времени социального развития /и о этой точки зрения является формирующим фактором/ и субъективных форм времени человека, что обусловливает его оубъектно-объектный характер.

  2. В обществе в каждый данный момент его развития существует некий единый ритм, синхронизирующий /согласующий и регулирующий/ разнообразные ритмы функционирования его подоиотем. В1 основе этой единой ритмики лежит ритмика доминирующего способа производства как ооновы ьоелроиэводотва воей социальной оистемы, но в повседневной жизни ритм функционирования социума определяется ритмикой превалирующей на данном этапе развития формы общественного ооэнания,

  3. Выявлены и проанализированы специфические особенности социального времени,к числу которых относятся гетерогеннооть, полиотруктурнооть социального времени,неравномерный характер его течения,что овязано о неравномерной насыщенностью его социальными событиями,опецифика связи о пространством,а т*кже"на-полненнооть" социального проотранотвенно-временного континуума информационными процеооами.

  4. Исследована структура социального времени:

а/ в диахроничеоком аопекте ооциоиоторичвокое время раскрывается как иоторичеокое время.формационное время,время культуры, время цивилизации;

б/ в аспекте функционирования ооциума ооциальное время при -обретает формы экономического,политического,художественного, ооциально-психологического времени человека.

6.Выявлена методологическая роль категорий "социоисториче-окое время".

7. Предложена модель социоисторического времени,- органично связанная с изменением систем отсчета времени:

а/ в основных фазах развития общества;

И/ при переходе от одной доминирующей формы социального взаимодействия к другой;

в/ от одной общественно-экономической формации к другой;

г/ от одного типа цивилизации к другому - , и так'далее,двигаясь от абстрактного к конкретному.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в сообщениях и докладах автора на научных конференциях и семинарах, а также опубликованы в пяти . статьях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии философского факультета МГУ 26 апреля 1993 года и рекомендована к защите.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения , двух глав и заключения. Первая глава включает в себя три параграфа, вторая-два. К. работе приложен список литературы. Общий объём диссертации со списком литературы составляет І20 страниц машинописного текста.