Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ социальных проектов Чащина Анна Александровна

Социально-философский анализ социальных проектов
<
Социально-философский анализ социальных проектов Социально-философский анализ социальных проектов Социально-философский анализ социальных проектов Социально-философский анализ социальных проектов Социально-философский анализ социальных проектов Социально-философский анализ социальных проектов Социально-философский анализ социальных проектов Социально-философский анализ социальных проектов Социально-философский анализ социальных проектов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чащина Анна Александровна. Социально-философский анализ социальных проектов : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Красноярск, 2007.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/537

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Философские основания социальных проектов 16

1 Понятие социального проекта 16

2 Социальное проектирование и социальная практика 38

3 Детерминация социальных проектов 59

ГЛАВА 2. Типология социальных проектов 81

1 Социальный проект как образ действительности 81

2 Социальный проект как репрезентация действительности 108

3 Принципы реализации социальных проектов 132

Заключение 151

Список использованных источников 156

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования определяется рядом причин общетеоретического и практического характера, что связано с наличием различных подходов к изучению социального проектирования и диктуется необходимостью разрешения соответствующих проблем. Особенно тревожным оказывается положение в период реализации необдуманных социальных экспериментов, социальных проектов и радикальных реформ, когда особенно остро ставится вопрос о методологически обоснованной концепции социального проектирования, интегрирующей науку и общественную практику. Кроме того, на сегодняшний день существует проблема разрыва накопленных научных знаний с практикой реализации социальных проектов.

Формирование социального проектирования как особого рода деятельности шло параллельно становлению представлений о будущем общества, и постепенно приходило убеждение в том, что последствия непрофессиональной проектной деятельности нередко таят в себе угрозы и опасности для социальной стабильности социумов. Тенденциозное конструирование будущего всегда было настораживающим явлением и позволяло выявить, кому, и в какой мере выгодно лоббировать интересы тех или иных групп общества. Социальные проекты детерминируются социально-экономическими отношениями, общественным бытием и общественным сознанием, и часто реализуются насильственным путем.

В настоящее время социальное проектирование, как правило, связывают или даже сводят к прогнозированию, предвидению, конструированию и моделированию будущего, чем и обусловлена необходимость научного анализа проектной деятельности. Поскольку в мире систематически происходит реформирование различных областей жизни,

поиск решения глобальных проблем человечества, постольку объективно возрастает необходимость всестороннего научного анализа социальных проектов и проектной деятельности. При этом нередко в России имеет место практика некритического заимствования и реализации зарубежных социальных проектов, не принимаются во внимание национальные, культурные, политические, экономические, географические, климатические и иные компоненты жизни общества, а также то, что каждый социальный проект должен быть научно обоснованным, экономичным, детерминированным общественным бытием и общественным сознанием, следствием всестороннего анализа социальной действительности, исключающего авантюризм, утраты пределов меры, когда теряется подлинный смысл социального проектирования.

Результатом социального проектирования является создание социальных проектов, реализация которых должна служить разрешению актуальных проблем на основе научных данных, позволяющих успешно строить настоящую и будущую жизнь общества. На сегодняшний день создание социальных проектов стало распространенным бизнесом, и, следовательно, повлекло за собой возникновение специальных организаций -грантодателей, требующих развернутых обоснований предъявляемых проектов. При этом, важнейшей частью обоснования социальных проектов предстает их социально-философское обоснование, востребующее необходимый методологический аппарат. Существенно, что каждому типу общества (индивидуалистическому или коллективистскому) соответствует свой тип социального проекта и принцип его реализации (свободы воли или совершенства общественных отношений).

Актуальность диссертационного исследования по теме «Социально-философский анализ социальных проектов» обусловлена рядом факторов. Во-первых, современное состояние российского общества в целом характеризуется затянувшимся кризисом в экономической, демографической, социальной и политической сферах жизни общества, что ведет к

преувеличению значимости социальных проектов эпигонского толка, но они не решают насущных проблем общественной жизни. Во-вторых, такие проекты навязываются стране и находят превратное отражение в средствах массовой информации, под предлогом свободы слова. В-третьих, нередко в реализуемых социальных проектах содержатся и привносятся в жизнь общества мифы и иллюзии, что влечет за собой негативные последствия, социальную агрессию и дисфункцию жизнеутверждающих социальных институтов.

Вместе с тем, эти же факторы могут усиливать политическую активность населения, экономическую предприимчивость, способствовать развитию социальной инфраструктуры и т.п. Так что функционирование и развитие любого общества в результате социального проектирования сопровождается социальными изменениями и активизацией инициативности населения. Эти обстоятельства и определили выбор темы исследования.

Степень разработанности темы исследования

Проблема проектирования и его использования в социальной практике вряд ли может быть охарактеризована иначе, как сложная, дискуссионная и одновременно до сих пор еще малоизученная. С учетом важности той роли, которую играют социальные проекты в современном мире, необходимо отметить, что актуальность темы далеко не ограничивается сферой теоретизирования. Социально-философский анализ социальных проектов является тем важнейшим исходным пунктом, от которого начинает свое развитие современная практика социального реформирования. Если одни исследователи исходили из теории познания как теории отражения, согласно которой социальные проекты являются образами отображаемой действительности во всем многообразии ее противоречивых и развивающихся связей и отношений, то другие - руководствовались теорией познания как теорией репрезентации, согласно которой социальные проекты

удваивают мир и служат, прежде всего, реализации субъективных целей и интересов.

Такое серьезное расхождение позиций имеет принципиальный характер и во многом определяется тем, как тот или иной автор решает проблемы теории и методологии проектирования. В обсуждении этих проблем, развернувшемся в дискуссиях 60 - 70-х годов XX века в Советском Союзе приняли участие К.М. Кантор, В.Л. Глазычев, О.И. Генисаретский, Б.В. Сазонов, В.М. Розин, П.Г. Щедровицкий и другие исследователи.

Гносеологические, методологические и социальные проблемы проектировочной деятельности освещены в работах Н.А. Аитова, Г.С. Альтшуллера, Г.А. Антонюка, П.И. Балабанова, В.И. Белозерцева, О.И. Генисаретсткого, Т.М. Дридзе, Л.Н. Когана, В.И. Курбатова, Н.И. Лапина, А.А. Лисичкина, В.А. Лукова, С.Г. Панова, А.И. Сидорова, Ж.Т. Тощенко, Л.И. Уваровой, В.М. Фигуровской, Г.И. Шеменева и других. Среди зарубежных исследователей, изучающих вопросы проектирования, необходимо назвать В. Гаспарского, Д. Джонса, Д. Диксона, Я. Дитриха, Э. Крика, Ф. Полака, М. Сороса, Н. Стефанова, Г. Тейла, У. Херда, П. Хилла, Э. Яша. Итак, как понятие проект является общенаучным понятием, исследователи оперируют им в различных областях научного знания, следовательно, содержание понятия раскрывается в соответствии с требованиями соответствующей области знания.

Теоретический анализ социального проектирования сочетается с многообразием социальной практики разработки и реализации социальных проектов. Значительное осмысление данная проблема получила трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Ю.Г. Гайдукова, Г.С. Арефьевой, В.Г. Алексеева, О.И. Шкаратана, A.M. Ковалева, Д.И. Дубровского, В.В. Дружинина, А.Н. Ерофайлова, И.С. Нарского, Б.В. Сазонова и зарубежных авторов Ф. Бэкона, П. Гольбаха, Д. Дьюи, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, М. Шлика, Й. Элеза и других.

Исследование социальной детерминации, классификации форм детерминации представлено в работах Я.Ф. Аскина, В.Г. Афанасьева, В.И. Демидова, Б.М. Кедрова, В.И. Кемкина, И.Б. Новика. Проблемами социальной детерминации в зависимости от типа общества и методологии (диалектической или метафизической) занимались зарубежные философы Ж.-П. Сартр, Г. Спенсер, И. Кант, М. Шлик, М. Фуко, Г. Саймон и отечественные авторы Н.Н. Трубников, Л.А. Микешина, Л.Е. Хоруц, Н.В. Мотрошилова, B.C. Степин, М.Б. Лига, А.Н. Ерофайлов, Д.А. Антонов, Л.А. Кузьменкова, P.M. Капланов, В.И. Котляров, В.М. Розин, В.Н. Сагатовский, Е.С. Жариков, В.А. Лисичкин, Э.В. Попов и другие.

Раскрытие социального проекта как образа действительности намечено в рамках реализации диалектической методологии в работах отечественных славянофилофов К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова, представителей естественнонаучного космизма В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, А.Л. Чижевского, Н.А. Умова, Н.Г. Холодного, К.Э. Циолковского, русских космистов религиозно-философского направления Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, а так же в трудах А.А, Богданова, А.И. Герцена, Н.Я. Данилевского, Э.В. Ильенкова, Н.Н. Страхова, П. Тейяра де Шардена, М. Хайдеггера, А. Бергсона. Энтропийный подход для анализа различных социальных проектов намечен в работах Ст. Бира, Л. Бриллюэна, Н. Винера, Э. Шредингера, К. Шеннона, И.Р. Пригожина, Н.А. Умова, Н.М. Чуринова и других.

В рамках реализации метафизической методологии социальные проекты выступают как репрезентации действительности в неономиналистском или неореалистском плане, и получили отражение в трудах Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, У. Оккама, Т. Мора, Р. Парка, Дж. Оруэлла, Т. Кампанеллы, Э. Берджерста, Э. Фромма, Г. Марселя, К. Поппера, Ю. Хабермаса, Э. Тоффлера, К. Роджерса, К. Наранхо, М.А. Барга, Е.В. Гутновой, А.И. Клибанова, К.В. Чистова, Ю.М. Резника,

О.И. Уржа, Ю.А. Крючкова, Н.М. Чуринова и других исследователей. Социальное конструирование как деятельность по созданию и реализации социальных проектов представлена в работах А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, К. Манхейма, Э. Блоха, Ч. Миллса и других авторов. Проблемы социальной инженерии в отечественной литературе представлены в работах Г.А. Антонюка, А.К. Зайцева, А.И. Кравченко, И.М. Поповой, А.И. Пригожина и других исследователей.

Для выявления особенностей реализации социальных проектов в различных социальных системах особенно важно исследование различий индивидуалистского и коллективистского типов общества, некоторые аспекты которого отмечались зарубежными и отечественными авторами: А. Бергсоном, Д. Беллом, М. Вебером, П. Гольбахом, Э. Дюркгеймом, А.А. Ивиным, А.С. Панариным, Р.В. Петропавловским, B.C. Степиным, Н.М. Чуриновым и другими. Реализация социальных проектов нашла отражение в трудах русских философов XIX века: Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова, С.Н. Булгакова, Н.Н. Моисеева, B.C. Соловьева, П.Е. Астафьева, Н.А. Бердяева. Анализ процесса реализации социальных проектов представлен в работах Г. Гегеля, К. Поппера, Р. Лампрехта, Ф. Рамада, К.М. Кантора и других. Проблемы ответственности ученых за реализацию социальных проектов освещены в трудах П. Харпера, А.Е. Броунштейна, В.А. Энгельгардта, СР. Микулинского, А. Розенфельда, Дж. Бернала, Т. Розбери, И.Т. Фролова и других.

Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению проектов и вопросов проектирования, в том числе и социальных проектов, остаются неразрешенными проблемы различения типов социальных проектов и их детерминации. Проблема реализации социальных проектов также требует дальнейшей разработки, о чем свидетельствуют негативные последствия осуществления проектов, остается неизученной проблема адекватности проектов типу общества.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является социальный проект. Предмет исследования - типология социальных проектов и их социально-философский анализ.

Цели и задачи исследования

Целью исследования является социально-философский анализ социальных проектов. Достижению поставленной цели соответствуют следующие задачи:

провести анализ понятия «проект» и «социальный проект и раскрыть методологическую основу различения основных типов социальных проектов;

раскрыть взаимозависимость социального проектирования и социальной практики;

выявить зависимость содержания социального проекта от различных детерминирующих его внешних и внутренних факторов;

раскрыть специфику социального проекта как образа действительности;

раскрыть социальный проект как репрезентацию действительности с позиций неореализма и неономинализма;

исследовать принципы реализации социальных проектов в условиях индивидуалистического и коллективистского типов общества.

Научная новизна исследования

1. Выявлено, что социальный проект - это результат социального проектирования, осуществленный в соответствии с актуальными стандартами жизни общества, раскрывающий необходимое состояние общественной жизни, содержащий систему общих параметров

проектируемого объекта, характеризующих его целостность, определяющих роль и место человека, его способность организованно и целеустремленно изменять мир. Среди социальных проектов можно различить несколько типов в зависимости от доминирующего фактора: по характеру проектируемых изменений, по направленности деятельности, по особенностям финансирования, по масштабу, по срокам реализации и т.д.

  1. Установлено, что философско-методологическое обеспечение социального проекта позволяет отличить два принципиально различных направления проектирования и показать различие результатов этого проектирования в социальной практике: в соответствии с космической моделью мира и в соответствии с универсалистской моделью мира. Согласно космической модели мира и диалектической методологии социальный проект выступает как определенный образ действительности, т.е. как существование ее (действительности) сущности. Такой социальный проект является актуальным и адекватным действительности как ее проект-образ. Согласно универсалистской модели мира и в рамках метафизической методологии развертываются два типа социальных проектов, соответствующих неономиналистской и неореалистской традициям: проект-описание действительности, призванный войти в состав меню социальных проектов, и проект-план.

  2. Доказано, что методологический анализ социального проектирования сочетается с многообразием социальной практики разработки и реализации социальных проектов. Социальная практика может быть следствием реализации свободы воли субъекта или может быть следствием необходимости внесения отрицательного вклада в наличную социальную энтропию.

  3. Выявлено, что социальное проектирование сочетается с практикой социальных преобразований, которые предполагают соответствующие социальные последствия, раскрывающие необходимость адекватного жизни общества социального проекта. Стратегической целью социального проекта

является создание оптимальной организации социальных отношений с
учетом объективных условий жизнедеятельности различных социальных
групп и обществ. Как самостоятельный вид научной деятельности
социальное проектирование формируется только в XX веке. Оно направлено
на обоснование и создание социальных объектов, для достижения
практически существенных целей и при этом в основе указанной
деятельности актуальными оказываются метафизическая и диалектическая
методологии, включающие соответствующие общенаучные

исследовательские подходы и методы.

  1. Доказано, что альтернативность типов социального проектирования предполагает, прежде всего, адекватность каждого типа социального проектирования соответствующему типу социальной практики. Социальная практика актуализирует тот или иной тип социального проектирования и адекватную ему методологию. При этом в любом случае оказывается существенной как компетентность теоретика, так и компетентность социума, занимающегося практической реализацией социального проекта, в том числе с учетом специфики реализации проекта-образа действительности, неореалистского проекта-плана и неономиналистского проекта-описания действительности.

  2. Показано, что социальный проект, соответствующий некоторой проблемной ситуации, детерминирован объективными условиями и субъективными факторами, к которым можно отнести общественную необходимость в целенаправленном изменении и развитии социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений, в снижении уровня социальной деструкции, социальной энтропии. Внутренними детерминантами социального проектирования выступают также различные предпосылки, необходимости разрешения проблемной ситуации, которые характеризуются многофакторностью, вариативностью социальных процессов, возрастанием необходимости разработки соответствующих специальных теорий социального проектирования,

обобщающих эмпирический опыт и философско-методологическую базу в этой области.

  1. Выявлено, что социальный проект-образ действительности представляет собой проект, предполагающий связанные определенной зависимостью разработанные научно обоснованные параметры, дающие знания о способах разрешения проблемной ситуации. Будущее состояние системы, которое возникает при реализации социального проекта, достижимо при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других условий, необходимых интеллектуальных, познавательных, эвристических факторов, составляющих в целом отрицательный вклад в социальную энтропию.

  2. Показано, что социальное проектирование может осуществляться как социальное конструирование реальности в неономиналистском плане, когда проект выступает как проектное описание стихийно реализующихся процессов, а также в неореалистском плане как социальная инженерия, когда социальный проект осуществляется под заранее сформированный социальный заказ. Для социальной инженерии и социального конструирования реальности свойственны методики и технологии субъективного изобретения социальной реальности, соответствующие метафизической традиции. Социальный проект-образ действительности выступает как не имеющий самостоятельного бытия вне своего объективного прообраза, то этот проект принимает статус образа действительности, самоутверждения коллективистского общества. Истинность социального проекта определяется его адекватностью актуальному типу общественного развития, и в этом смысле истинность социального проекта-образа действительности определяется его адекватностью процессу совершенствования общественных отношений.

  3. Установлено, что социальный проект как образ действительности должен отвечать требованиям реализации объективных законов природы и общества, быть отражением изменяющейся действительности всеобщей

связи явлений. Социальный проект как образ действительности соответствует принципу диалектического детерминизма, когда в центр внимания принимается необходимость антиэнтропийного процесса, направленного на преодоление социальной энтропии, на корректировку процессов возникновения, развертывания и разрешения социальных противоречий. И в этом плане социальный проект-образ выступает как существование сущности действительности.

10. Установлено, что если социальный проект конструируется
субъектом проектирования по принципу свободы воли, то он выступает,
прежде всего, как нечто призванное удовлетворять те или иные
субъективные потребности, и реализуется как репрезентация
действительности безотносительно к сложности социальной
действительности. И в этом смысле социальный проект как репрезентация
действительности удваивает мир и составляется в соответствии с
метафизической методологией и ее актуальной неореалистской или
неономиналистской направленностью, согласно которой, соответственно в
первом случае социальный проект выступает как абстрактная сущность,
подлежащая ее практическому восполнению, а во втором случае - как
описывающее стихийно реализующиеся процессы существование и предмет
выбора.

11. Доказано, что согласно неореалистскому направлению, социальный
проект предполагает необходимую последовательность действий,
практически восполняющих абстрактность проекта-плана и требующую в
целях указанного воплощения специальной социальной технологии,
социальной инженерии. Согласно неономиналистской традиции социальный
проект выступает как проектное описание некоторой стихийно
реализующейся процессуальное. При этом проектные описания призваны
составить своеобразное проектное меню для того, чтобы развернуть
возможность выбора субъектом реализации проекта в рамках социального
конструирования реальности.

  1. Выявлено, что отдельные социальные проекты представляют собой утопии - специфические типы социальных проектов как репрезентации действительности, осуществление которых не представляется возможным. Такие проекты лишь намечают направления развития проектного мышления.

  2. Установлено, что истинность социального проекта неореалистами определяется как возможность диктовать, декларировать социальный проект и технологически восполнять абстракции проекта, а истинность социального проекта неономиналистами определяется как возможность выбора проекта, как его востребованность. В целом же истинность проекта в метафизической традиции характеризуется принципами изобретения и удовлетворения потребностей субъекта.

  3. Выявлено, что каждый тип социального проекта предполагает собственный способ реализации, включающий определенный тип социальной субъектности, свои условия реализации, цели и результаты, средства и свою операциональную сторону реализации социальных проектов.

  4. Показано, что создание успешного социального проекта во многом предопределяет сохранение собственных самобытных культурных особенностей. Проект не может состояться вне определенного типа культуры. В условиях соответствующих типов культуры может быть продуктивным только лишь соответствующий данному типу общества социальный проект. Существенно, что каждому типу общества (индивидуалистическому или коллективистскому) соответствуют свои типы социальных проектов и принципы их реализации.

Методология исследования

Методологической основой диссертационного исследования являются диалектический и метафизический философские методы и принципы познания. Анализ изучаемых в диссертационном исследовании проблем, связанных с созданием и реализацией социальных проектов, осуществляется

посредством системного, деятельностного, информационного и аксиологического исследовательских подходов, а также общенаучных методов: логического и исторического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, идеализации и т.д. В работе нашли отражение положения и выводы по исследуемой проблеме, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Научно-практическая значимость

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований по проблемам создания и реализации социальных проектов. Теоретическое значение исследования состоит в том, что в проблемное поле социальной философии вводится и всесторонне анализируется понятие проектирования как образа и как репрезентации действительности.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности его использования в процессе преподавания обществоведческих дисциплин «Философия», «Социальная философия», «Социология», а также специализированных учебных курсов «Социальное прогнозирование и проектирование», «Социология социальной сферы», «Управление проектами в социальной сфере» и т.д.

Апробация работы

Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в публикациях и выступлениях автора на региональных, общероссийских, международных конференциях. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социальных наук Сибирского аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Понятие социального проекта

Понятие «проект» является общенаучным понятием и используется в философии, социологии, педагогике, теории экономики, теории управления и других областях научного знания.

Первые элементы социального проектирования как организованной, целенаправленной деятельности по социальным изменениям намечены в работах Демокрита, Платона, Аристотеля, Лукреция Кара. Идеальные проекты будущего разрабатывали А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, Э. Тоффлер, О. Уайльд, русские просветители: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский и другие. В трудах этих исследователей проект не характеризуется собственно понятием «проект», а замещается понятиями «идея», «замысел», «социальное представление», «утопия» и другими. Проблема разработки социальных проектов длительное время освещалась неявно, как не занимающая значительного места среди философских концепций, так и в практической деятельности создание и реализация проектов не были востребованы.

Научное проектирование изначально восходит к техническим, архитектурным и инженерным областям знания: строение пирамид и архитектурных сооружений, проекты городов и чудес света (колосс Родосский, сады Семирамиды), технические достижения (автомобиль, микроскоп, телескоп, фотоаппарат, телефон, прежде чем быть осуществленными существовали сначала в мыслях проектировщиков, а затем в «бумажном» варианте проекта). Такая точка зрения подтверждается

В.Я. Дубровским и Л.П. Щедровицким. «До недавнего времени, - пишут В.Я. Дубровский, Л.П. Щедровицкий - объектами проектирования были только технические системы» [50; с.29], А.Н. Ерофайловым: «... процесс проектирования связан только с материальными формами деятельности» [53; с.81].

Поначалу проект рассматривался как внутренний элемент инженерной деятельности и предметом социально-философского анализа становился лишь эпизодически.

Как показано в работах П.И. Балабанова, О.И. Генисаретского, И.М. Поповой, Л.П. Щедровицкого и других исследователей, изучение проблематики социального проектирования вышло на новый уровень в начале XX века, когда научно-технический прогресс выдвинул проблемы проектной деятельности в число приоритетных и перспективных видов человеческой деятельности. И.М. Попова пишет: «проектирование появилось только начале XX века» [109; с.28]. По мнению П.И. Балабанова, «методологическое исследование проектировочной деятельности опиралось на методы и результаты естественно-научного подхода, а с 60-х годов он дополнился методами и результатами, полученными при осмыслении инженерной деятельности и технического знания. Только в 70-е годы в русле методологической рефлексии проектирования стали проявляться свои, стихийно-эмпирические, внутренне присущие научному исследованию проектирования методы и формы» [10; с.4]. Следует особо подчеркнуть, что если раньше проект выступал как размышление о принятии, какого-либо общественно значимого решения, то в настоящее время проектирование выделилось в самостоятельную отрасль научного знания.

В истории человечества немало примеров удачной реализации социальных проектов: отмена крепостного права, строительство гидроэлектростанций и электрификация страны, освоение космоса, достижения генной инженерии и многое другое. Жизнь человека на современном этапе развития науки и техники не мыслима без процессов углубленного социального проектирования.

В настоящее время понятие «проект» широко используется в технических и социальных науках и стало одним из самых востребованных современных понятий, указывающих на инновационность и перспективность: реализовывать и создавать проекты стало элементом массовой деловой культуры.

Современное понимание «проекта» сохранило исторический аспект, отраженный в этимологии слова «проект» (лат. «projectus» - выступающий, брошенный вперед). Когда говорят о проекте, то имеют в виду изменения, которые заранее спланированы и могут быть осуществлены. Эти изменения могут предстать в виде модели, прототипа, прообраза, паттерна.

Понятие «проект» является однокоренным с другими распространенными понятиями, подчеркивает определенную телеологичность, т.е. целесообразность и целенаправленность процесса проектирования. Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова намечают следующие основные подходы к анализу социального проектирования: проблемно-ориентированный, субъектно-ориентированный и объектно-ориентированный подходы.

Существует проблема компонентного анализа проектировочной деятельности, согласно которой различают субъекты, объекты и проекты: «Субъект, объект и проект образуют систему взаимного конструирования -третий из них опосредует первые два» [47; с.ЗЗ]. Данная структура крайне важна для понимания того, как проект связывает между собой субъектов и объект, каков в представлении субъектов объект в его отношении к проекту, и, наконец, как в объекте представлен проект субъектов. Вещи и идеи становятся предметом репрезентации в том случае, если они отсутствуют (во времени и пространстве), поэтому для своего воспроизведения в виде представлений или проектов они нуждаются в осмыслении, объективизации, которые являясь специфическими функциями акта репрезентации «конституируют внутреннюю среду, которая, будучи сопоставлена с внешней средой «грубых фактов», стимулирует и в то же время ограничивает индивидуальную и коллективную деятельность» [47; с.ЗЗ].

Детерминация социальных проектов

Как нами было выяснено в предыдущих частях исследования, социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Итогом дискуссии о социальных проектах стало выделение проектов двух типов -диалектического и метафизического, которые соответствуют космической или универсалистской модели мира, в связи с чем являются адекватными той или иной специфике общества. Как отмечает Л.А. Микешина: «Социальное познание наиболее жестко детерминируется различными факторами внешнего и внутреннего порядка...» [92; с.22]. Следовательно, логично предположить, что уже отмеченная специфика социальных проектов, а также различные объективные условия и субъективные факторы детерминируют соответствующее специфическое содержание социального проекта и его адекватность соответствующей модели мира, что предопределяет специфику социального проектирования, выявление основных детерминант, определяющих социальное проектирование.

Детерминизм - (от лат.сіеіегтіпо - определяю) - это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Основу данного учения составляет положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных, объективно существующих форм взаимосвязи явлений. Но все эти формы, в конечном счете, складываются на основе всеобще действующей причинности, вне

которой не существует ни одно явление действительности. «Детерминизм, основываясь на принципе каузальности, выражает всеобщность причинной обусловленности явлений. Однако в детерминизме понимание всеобщей обусловленности не ограничивается причинно-следственными отношениями... Важнейшим моментом детерминизма является такое понимание систем связей, образующих целое, которое связывает единичное с общим и всеобщим с учетом особенного» [75; с.93]. Поскольку отношение к детерминизму - существенный момент в миропонимании, постольку необходимо различать детерминацию в условиях универсалистской и космической моделей мира. Как подчеркивал В.И. Ленин, «действительно важный теоретико-познавательный вопрос, разделяющий философские направления, состоит не в том, какой степени точности достигли наши описания причинных связей... а в том, является ли источником нашего познания этих связей объективная закономерность природы, или свойства нашего ума... » [78; с. 164].

В условиях реализации различных моделей мира социальный проект детерминируется жизнедеятельностью соответствующего типа общества, для каждого типа общества характерен соответствующий тип детерминации социальных проектов. Идеи различения типов общества можно встретить в работах русских философов: Ю.Ф. Самарина, И.В. Киреевского, П.Е. Астафьева, П.А. Сорокина и современных философов B.C. Степина, Н.М. Чуринова, А.С. Панарина и других.

B.C. Степин различает два типа общества - техногенное (индивидуалистическое) и традиционное (коллективистское) - и показывает, что специфика жизнедеятельности каждого из них детерминирует создание только определенных типов социальных проектов. Исследуя особенности становления и развития обществ, B.C. Степин находит многие отличительные черты: «... в исторически сменяющих друг друга типах и видах обществ можно обнаружить как общие, инвариантные, так и особенные, специфические черты... В сознании человека каждой эпохи все эти черты сплавлены в единое целое, поскольку сознание в реальном его бытии - это не абстрактное сознание вообще, а развивающееся общественное и индивидуальное сознание, имеющее в каждую эпоху свое конкретно-историческое содержание» [136; с. 13]. Раскрывая специфику индивидуалистического общества, философ пишет, что данное общество в своем развитии нацелено на создание новых идей, множества социальных проектов-описаний или проектов-планов, направленных на преобразование, перестройку внешнего мира и природы, которую общество должно подчинить себе: «внешний мир рассматривается как арена деятельности человека, как если бы мир и был предназначен для того, чтобы человек получил необходимые для себя блага, удовлетворив свои потребности» [136; с.34].

Специфика коллективистского типа общества B.C. Степиным раскрывается с позиций диалектической методологии, конкретизируется в соответствующем содержании таких категорий, как «причинность», «необходимость», «сущность», и состоит в том, чтобы социальный проект, создаваемый в обществе, раскрывал объект познания со всех сторон, был направлен на выявление и изучение как можно большего числа его свойств, связей, отношений. «В любом событии, в их смене и становлении, в фиксации их неповторимости дана истина мироздания. Она раскрывается не за счет проникновения в сущность путем ее вычленения в чистой аналитической форме, а за счет улавливания в каждом мимолетном явлении целостности бытия. Сущность мира не столько фиксируется в понятиях, где она отделена от явлений, сколько выражается в образах, когда через индивидуальность и ситуационность явлений просвечиваются неотъемлемые от них сущности» [136; с. 15].

Социальный проект как образ действительности

Основной задачей нашего исследования, решаемой в данной главе, является анализ социальных проектов, исходя из существующих методологий - как образа действительности или как ее репрезентации, а также исходя из их адекватности космической или универсалистской моделям мира.

Рассмотренные в первой главе диссертационного исследования методологические принципы, позволившие выявить основные типы социальных проектов в зависимости от диалектической или метафизической методологии, дают возможность более глубоко проанализировать особенности социального проекта как образа действительности или его репрезентации.

Следует подчеркнуть, что, с нашей точки зрения, указанная альтернативность типов социальных проектов не должна сводиться исключительно к абсолютизации их антагонизмов и подчеркиванию их непримиримости. Более продуктивна в современных условиях исторического развития, на наш взгляд, позиция взаимопонимания и взаимодействия этих действительно различных типов проектирования, что в социальной практике должно проявиться как компетентный подход в реализации социальных проектов, соответствующих своему определенному типу общественного развития. Как отмечает В.А. Лекторский, «философия - это не только школа критического мышления, но и совершенно уникальный способ выявления предпосылок, собственных рассуждений и рассуждений оппонента, способность понять чужую точку зрения, сделать ее как бы «своей», посмотреть с этой точки зрения на свою собственную и в то же время отнестись критически как к своей, так и к чужой позиции. Если существует идеальная модель так понимаемой толерантности, то ею, бесспорно, является история философии» [80; с.29].

Тем не менее, философская толерантность не должна притуплять остроту критического анализа, для которого необходимо последовательное расщепление сущностных аспектов исследуемого явления и предметное изучение каждого из них. Поскольку для целей нашего исследования особенно важным является постижение сущности каждого типа социального проекта, приступим к последовательному анализу этих проектов как образов и как репрезентаций социальной действительности. Все виды проектов могут выступать в двух видах: как образ, либо как репрезентация действительности. Из чего следует, что различные социальные проекты предполагают различные принципы реализации. Репрезентация -навязывание воли. Следует понимать, что не всякий социальный проект может быть реализован, очень важно учитывать соответствующие типу общества законы развития общества, современные тенденции его развития, необходимо предвидеть какие социальные факторы влияют на него и социальные отношения должны быть в обществе.

Социально-проективное творчество — это процесс, совершающийся в идеальной форме в психике субъекта творчества. Поэтому субъект оперирует не материальными предметами, а идеальными формами, являющимися инобытием реальных предметов. Соответственно и непосредственный продукт творчества представляет собой идеальный объект, который получает выражение в определенной знаковой форме. Этот идеальный продукт есть первичный вид той реальности, которой предстоит материализоваться в формах социальной жизнедеятельности. Однако, будучи первичным, во временном отношении по отношению к будущей целенаправленно создаваемой реальности, идеально сконструированный объект имеет корни в самой материальной действительности. Именно она детерминирует его появление на свет и предоставляет средства для последующей материализации.

По отношению к действительности общественной жизни содержание социальных проектов будет зависеть от того, какое место по отношению к этой реальности определяет себе сам субъект проектирования. Если социальный проект рассматривается как не имеющий самостоятельного бытия вне своего объективного прообраза, то этот проект принимает статус образа, прообразом которого является социальная действительность в целостности и противоречивости ее внутренних и внешних связей и отношений. Если же социальный проект конструируется субъектом проектирования по свободному произволу и провозглашается существующим безотносительно к сложности социальной жизни, мы имеем дело не с образом, а с репрезентацией действительности, не с объективной, а с трансцендентальной реальностью.

Как уже было неоднократно отмечено, в диалектическом типе теоретизирования социальный проект выступает как образ своего действительного прообраза, социальной реальности. Образ может считаться объективным в той мере, в какой он верно, в соответствии с определенными критериями, отражает действительность. Фундаментальной характеристикой отражения является «функциональное выделение в результатах отражательных процессов содержания отражения (т.е. той стороны, которая зависит от внешних объектов), а также исключение характеристик субстрата и носителя отражения» [142; с.454]. Основными требованиями объективности и адекватности образов своим прообразам выступают достоверность, точность и полнота, глубина или существенность отображаемых свойств и отношений прообраза.