Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ теории и практики терроризма Фазылова, Татьяна Федоровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фазылова, Татьяна Федоровна. Социально-философский анализ теории и практики терроризма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Фазылова Татьяна Федоровна; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2011.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/146

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Методологический анализ понятия терроризма

1.1. Анализ понятия терроризма 11

1.2. Понятие терроризма в системе метафизической методологической традиции 34

1.3. Понятие терроризма в системе диалектической методологической традиции 51

ГЛАВА II. Терроризм как социальная практика

2.1. Терроризм как форма социальной детерминации 69

2.2. Содержание и формы проявления терроризма 87

2.3. Основные тенденции развития современного терроризма 111

Заключение 127

Библиографический список 1

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется тем, что среди
множества проблем современности проблема терроризма занимает особое
место. Несмотря на то, что терроризм, как явление общественно-
политической жизни, существует достаточно давно, масштабы, которые
приняла сегодня данная угроза, беспрецедентны. Эта угроза приобрела
планетарный характер и стала одной из глобальных проблем
человечества. Возможность применения террористами оружия массового
поражения ставит человечество на грань катастрофы. Чудовищные
террористические акты в наиболее могущественной стране мира в
сентябре 2001 года поставили мировое сообщество и его отдельные страны
перед серьёзным выбором. Изменился сам характер терроризма. Выбор
современными террористами жертв кажется абсолютно случайным,
применение ими насилия - иррациональным, немотивированным.
Непредсказуемость данного явления формирует у людей

экзистенциальный страх.

Острота проблемы терроризма обусловила многоаспектность изучения данного явления. Это и проблема юридической квалификации данного явления, и определение его социально-деструктивных функций, и социолого-политологический анализ, и социально-психологическая оценка его причин и следствий, и выявление исторических корней. Изучаются также его этнические, политические, экономические, социальные основания.

Актуальность настоящего исследования усиливается следующими обстоятельствами:

Во-первых, возросшие масштабы результативных террористических актов, быстроменяющиеся способы действий и многочисленные регионы распространения объективно делают терроризм сегодня одной из наиболее серьезных угроз безопасности личности, общества и государства. Современный терроризм бросает вызов не отдельным политическим лидерам, а целым странам и их коалициям.

Во-вторых, по массовости террористических организаций, по специфике их подготовки и методам действия современный терроризм может и способен противостоять не только службам безопасности, но и вооруженным силам. Использование повстанческой тактики и методов диверсионной борьбы делает его неуязвимым и создает эффект всемогущества.

В-третьих, время превращения угрозы терроризма в факт действительности значительно сократилось, так как действия осуществляют организации, группы и фанатически настроенные личности, которые хорошо законспирированы, обучены, обеспечены и имеют

конкретные цели по изменению мира, для достижения которых готовы не считаться ни с какими жертвами.

В-четвертых, террористические акции находят поддержку в странах третьего мира, потому что наиболее развитые в экономическом отношении державы навязывают индивидуалистические эгоистические духовные ориентиры этим государствам, что с неизбежностью влечет за собой противодействие со стороны народов этих стран. Одной из крайних форм такого противодействия выступает терроризм.

В-пятых, в связи с развитием научно-технического прогресса, расширением доступа к информационным технологиям люди с экстремистскими взглядами имеют возможность приобрести или изготовить любые типы оружия (в том числе и массового уничтожения), а также использовать последние достижения науки для исполнения своих замыслов.

Недостаточная научная разработка проблемы терроризма, как целостного общественного явления, обусловливает необходимость философского изучения его генезиса, содержания, структуры, основных форм проявления, роли в происходящих процессах общественной жизни, тенденций развития.

Степень разработанности проблемы. Терроризм предстает как одна из активно изучаемых проблем. Острота проблемы терроризма, с которой столкнулся мир в двадцать первом веке, предопределила интерес к этому явлению со стороны представителей многих наук - философии, социологии, политологии, истории, юриспруденции, психологии и т.д. Среди наиболее интересных и фундаментальных российских исследований различных теоретических и практических проблем терроризма имеют место работы Ю. М. Антоияна, В. В. Витюка, В. П. Емельянова, В. И. Замковой, М. 3. Ильчикова, Е. Г. Ляхова, С. А. Эфирова, И. П. Блищенко, И. В. Жданова, М. С. Беглова, Ю. Мгимова, А. И. Зябкина, Д. Б. Левина, Т. С. Бояр-Сазоновича, Л. А. Моджоряна, Ю. И. Авдеева, М. Одесского, А. И. Рарога, Д. Фельдмана, а также зарубежных исследователей У. Лакера, Р. Миллера, П. Уилкинсона,

A. Шмидта, С. Солана, Ч. Рассела, Р. Фридландера, Б. Крозье, К. Дэникера,
Э. Арегача, Дж. Хардмана, Брайан Дженкинса, Н. Неймарка и др.

Анализ исторической ретроспективы террористической деятельности, теории и практики терроризма показал многообразие его видов, форм реализации насильственных методов для достижения определенных целей. Зарубежные и отечественные философы, политологи, историки, государствоведы, юристы С. А. Эфиров, Д. В. Ольшанский, Л. В. Сердюк, А. К. Микеев, К. Н. Салимов, Н. Д. Литвинов, В. В. Витюк,

B. П. Емельянов, А. В. Наумов, В. С. Поликарпов, К. В. Жаринов,
Я. Д. Вишняков, А. Крайнев, Г. А. Бондаренко, С. Г. Васин,
Е. В. Грацианский, В. Белл, И. Поланд, Г. Дэникер, Л. Диспо, А. П. Шмидт,

И. да Граф, Ф. Форсайт, Л. Моджорян и другие внесли существенный вклад в систематизацию и типологизацию терроризма по различным основаниям.

Заметное влияние на развитие основных методологических традиций, в рамках которых в диссертации исследуется терроризм (реалистская, номиналистская, диалектическая традиции), оказали Иоанн Скот Эриугена, И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, Ф. Аквинский, Ж. Буридан, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Д. Беркли, Р. Бэкон, Р. Декарт,

A. Кентерберийский, Д. В. Трахтенберг, Н. Макиавелли, Э. Кондильяк,
Д. С. Милл, Р. Кариан, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. фон Гумбольдт,
К. Клаузевиц, Г. Маркузе, Ч. Пирс, Б. Рассел, А. А. Богданов,
Л. фон Мизес, Г. Мюрдаль, Ф. фон Хайек, Э. В. Ильенков, А. А. Козлов,

B. И. Шестаков и другие.

Терроризм, как негативное явление общественной жизни, как средство реализации определенных общественных идеалов, исследуется в теоретических работах В. В. Витюка, А. С. Грачёва, К. В. Жаринова, В. А. Матвеева, В. М. Меньшикова, М. М. Непесова, В. Н. Сапрьгкова, М. В. Озерова, С. М. Плеханова, С. М. Рогова, В. Н. Конышева, а также зарубежных исследователей А. Камю, Уолтса Кеннета, Д. Миршаймера, Д. Сэнджера, Г. Киссинджера, М. Хилдермейера, А. Гейфмана, Э. Найта и других исследователей.

Изучение терроризма как опасного общественного явления, воздействующего на государственную политику, осуществляется в работах отечественных исследователей М. П. Требина, Е. П. Кожушко, Г. В. Овчинниковой, О. В. Будницкого, А. М. Байчорова, В. Е. Петрищева, а также зарубежных исследователей Л. П. Бромера, У. Лакера, К. Хиршмана, П. Генифе и других.

Несмотря на значительный интерес к проблеме терроризма, понятие терроризма отрефлексировано не достаточно полно, особенно в содержании, имеющем непосредственное отношение к установлению его природы, свойств и качеств, специфики раскрытия в системе научного познания. Анализ показывает, что вопросы существования современного терроризма как системного явления социума, связанного с особым образом организованными насильственными действиями, которые по масштабам, количеству жертв и взаимосвязи с политикой могут рассматриваться как особая разновидность войны, вызывают необходимость социально-философского анализа теории и практики терроризма, чему и посвящена диссертационная работа.

Объект диссертационного исследования — явление терроризма в социальной действительности.

Предмет исследования — социально-философский анализ теории и практики терроризма.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ теории и практики терроризма.

Для достижения поставленной цели необходимо решить

следующие исследовательские задачи:

  1. Дать анализ понятия терроризма.

  2. Показать специфику интерпретации терроризма в метафизической традиции.

  3. Раскрыть особенности изучения терроризма в диалектической

традиции.

  1. Исследовать терроризм как форму социальной детерминации.

  2. Выявить содержание и формы проявления терроризма.

6. Охарактеризовать основные тенденции развития современного
терроризма.

Методологической основой исследования являются философские методы (диалектика и метафизика), общенаучные исследовательские подходы (системный, сущностный, деятельностный, структурно-функциональный и др.) и общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, сравнение и др.). При проведении научного исследования диссертант руководствовался результатами, положениями и выводами, изложенными в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна исследования.

Показано, что изучение терроризма предполагает реализацию соответствующей методологии для актуального содержания понятия «терроризм», а именно, как репрезентант, как репрезентация, имеющая репрезентанта или не имеющая его, или как образ действительности.

Выявлено, что в системе метафизической неономиналистской традиции понятие «терроризм» выступает как описание, комментарий к некоторой последовательности стихийно реализующихся процессов. Понятие «терроризм» является репрезентацией мнимой или наличной последовательности.

Установлено, что в соответствии с метафизической неореалистской методологией терроризм понимается как программа действий, направленная на достижение определенного общественного идеала. При этом действия, предусмотренные в программе, выступают как технология достижения этого идеала. В той мере, в какой достижение общественного идеала средствами террора оказывается возможным, социальные последствия террора оказываются все менее предсказуемыми.

Показано, что социальные процессы, которые соответствующими социальными субъектами оцениваются как терроризм, предполагают необходимость верификации данных оценок и установления, в какой мере эти оценки выступают как достоверные.

Установлено, что понятие «терроризм» в соответствии с такими стандартами рациональности метафизики, как плюрализм, полилогизм,

может быть заменено другими понятиями, характер оценок при этом может кардинально изменяться.

- Обосновано, что согласно диалектической методологии терроризм
представляет собой одну из форм социальной детерминации, призванную
корректировать процесс разрешения социальных противоречий в пользу
террористов деструктивными, антигуманными средствами.

- Выявлено, что терроризм - это форма реализации определенных
политических идеологий, которые разрабатываются на религиозной,
политической, социальной, экономической, психологической,
идеологической основе и имеют различные масштабы реализации
(государственный, региональный, континентальный, глобальный
терроризм), в зависимости от того, какие задачи ставятся субъектами
терроризма. В соответствии с этим должна учитываться специфика
изучения и намечаться соответствующие меры противодействия.

- Показано, что имеет место актуальная необходимость установления
международного взаимопонимания по вопросу о терроризме, поскольку
изучение терроризма осуществляется в странах с различными
методологическими традициями.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно дает возможность использования результатов и выводов для дальнейшей разработки проблем терроризма.

Результаты исследования могут использоваться в социальной практике. Представленный в работе анализ «сбоев» в процессе формирования мировоззрения личности, изменение вектора направленности мировоззрения с творчества на экстремизм вследствие внутренних ценностных конфликтов, с созидания на деструкцию помогает наметить ряд профилактических мер по предотвращению этого негативного явления.

Практическая значимость работы заключается и в том, что положения и выводы диссертации могут быть востребованы в процессе преподавания философии, социологии, политологии и других общественных наук, а также для разработки спецкурсов «Философия терроризма», «Социология терроризма» и т.д. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке реферативных, библиографических и научных трудов, учебных и учебно-методических разработок и пособий в области философии науки.

Апробация работы. Результаты исследования представлены в
материалах межрегиональной научно-практической конференции

«Экономика и управление в современных условиях» (Красноярск, 2007 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Гражданско-правовое воспитание учащихся в современном обществе» (Абакан, 2008

г.); II Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России» (Ижевск, 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Семья - культура - образование в изменяющейся России» (г. Балашов, 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Социально-гуманитарные знания и общественное развитие» (Саранск, 2010).

Диссертация обсуждена на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Структура работы определяется целью исследования,

поставленными задачами, последовательностью их решения и состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Понятие терроризма в системе метафизической методологической традиции

Вместе с тем, обоснованной является и точка зрения В.П. Петрищева, который указывает на отличительные признаки политического и корыстного терроризма, коренящиеся в мотиве террористической деятельности. Данный мотив, в свою очередь, определяет тактические и стратегические цели, преимущественные объекты и формы преступных посягательств, выбор места и времени совершения акта терроризма, отношение к средствам массовой информации и общественному мнению [77, с. 181].

Германский исследователь М. Хилдермейер справедливо замечает, что в эсеровских декларациях террористические акты получали дополнительное оправдание при помощи моральных и этических аргументов. "Это демонстрировало примечательный иррационализм и почти псевдо-религиозное преклонение перед "героями-мстителями" ... Убийства объяснялись не политическими причинами, а "ненавистью", "духом, самопожертвования" и "чувством чести". Использование бомб провозглашалось "святым делом". На террористов распространялась особая аура, ставившая их выше обычных членов партии, как их удачно называет Хилдермейер, "гражданских членов партии [128, с. 8]. Ведь террористы должны были быть готовы отдать жизнь за дело революции.

Однако, по словам одного из членов Боевой организации, В.М. Зензинова, вопрос о терроре был самым страшным, трагическим, мучительным. Как оправдать убийство и можно ли вообще его оправдать? Убийство при всех условиях остается убийством. Мы идем на него, потому что правительство не дает нам никакой возможности проводить мирно нашу политическую программу, имеющую целью благо страны и народа. Но разве этим можно его оправдать? Единственное, что может его до некоторой степени, если не оправдать, то субъективно искупить, это принесение при этом в жертву своей собственной жизни.

С морально-философской точки зрения акт убийства должен быть одновременно и актом самопожертвования" [35, с. 108]. В.М. Зензинов свидетельствовал, что на него и его поколение глубокое впечатление произвело то, что СВ. Балмашев не сделал попытки скрыться после убийства министра внутренних дел Л.С. Сипягина, принеся тем самым в жертву и себя самого.

Понятие терроризма, предложенное Б. Миллером и Ч. Расселом, звучит как «угроза использования силы или применение насилия для достижения политической цели посредством принуждения или запугивания» [67, с. 4]. Существуют и такие определения терроризма: «Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями» (Б.Крозье, Великобритания); «Терроризм — это систематическое запугивание правительств, кругов населения и целых народов путем единичного или многократного применения насилия для достижения политических, идеологических или социально-революционных целей и устремлений» (Г.Дэникер, Швейцария); «терроризм - это угроза использования или использование насилия для достижения политической цели посредством страха, принуждения или запугивания» [74, с. 8].

К.Н. Салимов утверждает: «Терроризм - это общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения конкретных политических целей» [89, с. 233].

Существует мнение, говорит А.И. Рарог, что «политический терроризм как некая система — явление достаточно новое, возникшее лишь в конце прошлого столетия. В каком-то смысле это так: «философия бомбы»- сравнительно новая доктрина» [81, с. 85].

Американский исследователь терроризма И. Александер предлагает следующее понятие терроризма: «Угроза применения или применение силы или насилия для достижения политических целей путем устрашения, принуждения или угрозы такового» [114, с. 3].

Терроризм, как полагает У. Лакер, - это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением идеологически мотивированного насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей. Такое насилие используется как для устранения конкретных противников, так и для запугивания правительства, партий, общественно-политических и религиозных движений, этнических групп, социальных слоев во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей [137, с. 7].

Данное понятие совпадает с мнением видных зарубежных экспертов, которые говорят, что «терроризм - это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические из менения в обществе» [см. 138, с. 3]. Почти религиозным экстазом проникнуты слова В.М. Чернова о террористической борьбе, которая "подняла бы высоко престиж революционной партии в глазах окружающих, доказав на деле, что революционный социализм есть единственная нравственная сила, способная наполнять сердца таким беззаветным энтузиазмом, такой жаждой подвигов самоотречения и выдвигать таких истинных великомучеников правды, радостно отдающих жизнь за ее торжество!" [110, с. 79].

Н.К. Михайловский вслед за американским публицистом Сальтером видел в террористах "истинно религиозных людей без всякой теологической примеси" [68, с. 10].

Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов, по-английски краток: «Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями» [см.57, с. 11]. Эти авторы выделяют цель (политическую) и деяние - "применение силы или насилия ...путем устрашения, запугивания, принуждения".

Понятие терроризма в системе диалектической методологической традиции

"Живучесть" терроризма в России объяснялась, на наш взгляд, не только тем, что он оказывался временами единственно возможным средством борьбы революционной интеллигенции за осуществление своих целей. Террор оказался наиболее эффективным средством борьбы при ограниченности сил революционеров. Терроризм, по признанию директора Департамента полиции, а впоследствии министра внутренних дел П.Н. Дурново, «это очень ядовитая идея, очень страшная, которая создала силу из бессилия» [см.: 96, с. 86].

Разразившаяся в 1917 г. катастрофа продемонстрировала, что раковые клетки насилия, притаившиеся в общественном организме, способны к очень быстрому разрастанию при благоприятных обстоятельствах. Политические убийства, от которых "принципиально" не отказывалась ни одна революционная партия в России, стали главным аргументом в борьбе против идейных противников. Запоздалые и вяло осуществляемые реформы в России в XIX веке в значительной степени детерминировали возникновение и живучесть терроризма.

Государственный террор, унесший с 1917 г. миллионы жизней, имеет генетическую связь с террором дореволюционным, как лево- и правоэкс-тремистским, так и правительственным. И если мы хотим понять, каким образом политические убийства государством своих граждан стали нормой на десятилетия, необходимо знать идейные истоки политического экстремизма в истории России.

Ряд исследователей считают терроризм феноменом конца XX в. (И. Александер [114, с. 3], В. Чаликова [109, с. 78] и др.). Такая позиция, на наш взгляд, не вполне оправдана. Действительно, терроризм на рубеже XX и XXI веков становится более заметным социальным явлением в силу наличия более основательного и внушительного арсенала воздействия, по сравнению с предшествующим терроризмом. Но это лишь говорит о проблеме его периодизации.

Чтобы лучше понять какое-либо явление, необходимо раскрыть общую диалектику причины и следствия. Терроризм, как любое другое явление, детерминирован рядом объективных условий и субъективных факторов. Остановимся сначала на объективных факторах существования терроризма.

В современном мире одним из детерминирующих факторов возникновения терроризма является внешняя политика ряда ведущих государств Запада, навязывающих свою концепцию однополярного мира другим странам. Эта политика часто выражается в военных действия, которые в еще большей степени активизируют террористическую активность недовольной стороны.

Так, в мае 2003 года президент США ДЖ. Буш заявил об окончании военной фазы войны в Ираке и о том, что это стало еще одной победой в войне против терроризма, которая началась 11 сентября 2001 года и которая по-прежнему продолжается. Буш-младший и на этот раз воспроизвел так называемую «доктрину Буша», суть которой в ставке на сколь угодно опережающее действие силы в любой момент и в любой нужной для США точке земного шара. При этом военные действия провозглашаются средством борьбы с терроризмом, миссией по спасению всего мира.

Для реализации этой миссии разработан механизм преэмптивной войны, т.е. войны, которая уничтожает саму возможность угрозы со стороны Зла в сторону Добра - т.е. США и Буша с окружением лично.

Нападение на Ирак стало первой в мире преэмптивной войной (preemptive war), концепция и технология которой были разработаны на базе США группой интернациональных - мировых - революционеров, так называемых «неоконсерваторов», которые, как отмечают многие аналитики, по своему религиозному фундаментализму, базирующемуся на ветхозаветном сознании, являются в области фундаментализма лидерами современного мира, намного опережают исламский или иудейский фундаментализм. В основе официальной «доктрины Буша» лежит идея агрессивности определенных сил против США. В Национальной стратегии обеспечения безопасности США от сентября 2002 года речь идет об опережающем ударе против террористов, якобы в целях предотвращения нанесения ущерба США.

Если Устав ООН разрешает отвечать военными ударами в ответ на уже начавшуюся, осуществленную агрессию, если крайне опасная идея превентивной войны (preventive war - а у нас так и переводят preemptive war неправильно как превентивная война) исходит из необходимости действовать опережающим образом в отношении очевидной и созревшей угрозы, то доктрина преэмптивной войны основана на том, что первая и единственная глобальная супердержава, «империя добра» просто обязана не допускать возникновения самой угрозы нигде и никогда в мире.

Директор Института США и Канады СМ. Рогов правомерно утверждал в период правления президента Д. Буша: «Теперь администрация Буша, похоже, провозглашает неограниченные цели войны, что делает крайне проблематичным достижение "победы" в такой войне. Расширенное определение целей войны будет требовать дальнейшей эскалации в поисках новых противников» [83, с. 10].

Смена режимов в Югославии, Афганистане, Ираке, расчленение больших стран типа Югославии (официально прекратила существовать 4 февраля 2003 года), почти монопольный контроль за ценами на энергоресурсы, грядущий сброс доллара и расчленение Российской Федерации на несколько удобных для управления и эксплуатации «наций», наконец, окончательное создание нового «железного» занавеса «мировой развитой цивилизации» против нерентабельного и лишнего большинства человечества - все эти факты и тренды и являются ближайшими целями пятой мировой войны.

Содержание и формы проявления терроризма

Так, на территориях государств СНГ после развала СССР остались без работы многие ученые и специалисты, работавшие в промышленном комплексе. Они способны создать химическое, биологическое и даже ядерное оружие. Но за их деятельностью фактически утрачен всякий надлежащий контроль. А такое оружие, попав в руки фанатично настроенных экстремистов, террористов и бандитов, может нанести огромный ущерб безопасности любого государства.

Тенденции и перспективы развития терроризма целесообразно рассматривать в тесной связи с компонентами, составляющими это сложное явление, прежде всего, исходя из его идеологии, организационной структуры, а также из криминологических характеристик.

Кроме того, можно выделить ряд политических тенденций терроризма. Прежде всего, это использование отдельными государствами некоторых террористических группировок в качестве орудия достижения своих геополитических целей; попытки лидеров отдельных террористических организаций придать своей деятельности характер национально-освободительной борьбы; использование террористами, а иногда и искусственное разжигание межнациональных противоречий, экстремизма и сепаратизма; распространение в качестве идеологической базы религиозного экстремизма.

В организационном плане важной развивающейся характеристикой является усложнение структуры террористической организации, ее внешних связей. Современные террористические организации - это иногда целые концерны с внутренним разделением труда, с мастерскими, складами, убежищами, типографиями, госпиталями, лабораториями, коммерческими предприятиями. Их «персонал» нередко состоит из идеологов и практиков, руководителей и исполнителей, специалистов по убийствам, диверсиям, угону автомашин, изготовлению фальшивых документов; ответственность за разведку, финансы, связь с прессой, профессиональных подпольщиков, получающих регулярное содержание, и лиц, ведущих легальный образ жизни, внедренных в различные сферы деятельности государственного аппарата, промышленного и финансового мира [см.: 17, с. 42].

Террористы сегодня - это уже не только и не столько фанатики-революционеры, боевики-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современные террористы - это представители, члены мощных структур с соответствующим оснащением и финансово-экономическими возможностями. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» и приложения капиталов, со своими правилами и моралью, не совместимыми ни с какими общечеловеческими и демократическими принципами и ценностями.

В докладе Национальной комиссии США по борьбе с терроризмом, представленном в июле 2002 года [см.: 2, с. 8], указывалось, что ряд наиболее опасных групп приобрели черты, которых еще 10-20 лет назад не было: их финансовые и материально- технические связи простираются через границы, менее зависят от государств-спонсоров и труднее поддаются разрушению при помощи экономических санкций; они используют широко доступные технологии для быстрого и безопасного общения; достижение их целей связано со все большим числом человеческих жертв и материальных разрушений.

Нередко не только структурное сходство построения организованной преступности и террористических организаций, но и устойчивые связи между ними, взаимовыгодное использование возможностей друг друга способствуют организованной преступности террористов в достижении целей по оказанию давления на власти, для изменения антикриминальной политики и для получения необходимых финансовых средств. Это характерно, прежде всего, для связей с наркобизнесом. Так, наглядным примером стало использование средств от реализации наркотиков из Афганистана на финансирование террористических акций в Чечне.

Развитие современных технологий, особенно в сфере вооружений и коммуникаций, привело к тому, что, обладая необходимыми финансовыми средствами, даже численно небольшая группа террористов способна нанести серьезный удар по государству и его гражданам. Маленькая банда экстремистов или непримиримых, которые всегда существуют, может обладать все большей потенциальной силой. Вопрос лишь в необходимых финансах, которые в настоящее время получают по самым различным каналам, а также в различных формах поддержки иными террористическими группами или организациями, а также государствами.

Современный этап развития терроризма отмечен процессами развития сотрудничества между террористическими структурами, как правило, близкими или одинаковыми по своим идейно-политическим позициям и финансовым возможностям.

Наряду с совершенствованием криминологических характеристик терроризма, важную особенность современного терроризма составляет отчетливый рост его военной составляющей. Сегодня терроризм может вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах.

Кроме этого, события последней трети XX - нач. XXI в.в. заставили ученых, политиков, военных, религиозных, общественных деятелей искать объяснения появлению и распространению в общественной жизни исламского терроризма - явления, имеющего целью реализацию исламского проекта и приводящего к антисоциальным последствиям.

Основные тенденции развития современного терроризма

Развитие современных технологий, особенно в сфере вооружений и коммуникаций, привело к тому, что, обладая необходимыми финансовыми средствами, даже численно небольшая группа террористов способна нанести серьезный удар по государству и его гражданам. Маленькая банда экстремистов или непримиримых, которые всегда существуют, может обладать все большей потенциальной силой. Вопрос лишь в необходимых финансах, которые в настоящее время получают по самым различным каналам, а также в различных формах поддержки иными террористическими группами или организациями, а также государствами.

Современный этап развития терроризма отмечен процессами развития сотрудничества между террористическими структурами, как правило, близкими или одинаковыми по своим идейно-политическим позициям и финансовым возможностям.

Наряду с совершенствованием криминологических характеристик терроризма, важную особенность современного терроризма составляет отчетливый рост его военной составляющей. Сегодня терроризм может вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах.

Кроме этого, события последней трети XX - нач. XXI в.в. заставили ученых, политиков, военных, религиозных, общественных деятелей искать объяснения появлению и распространению в общественной жизни исламского терроризма - явления, имеющего целью реализацию исламского проекта и приводящего к антисоциальным последствиям.

Российские эксперты по проблемам современного международного терроризма считают, что в настоящее время в нем доминирует терроризм националистического и исламистски-фундаменталистического толка [см.: 15, с. 69]. Эта разновидность терроризма особо опасна тем, что очень часто прикрывается религиозным фактором - исламским. Так, по имеющимся данным, ряд экстремистских организаций при поддержке зарубежных структур вынашивают идею создания Исламского халифата на территории Центральной Азии и Северного Кавказа [см.: 92, с. 21].

Социальную почву исламского терроризма укрепляют нищета, безработица, необразованность населения, отсутствие у молодежи социальных перспектив и ее неподготовленность к современным видам трудовой деятельности, с одной стороны, и формирование целых поколений в атмосфере непрекращающихся вооруженных столкновений, болезненная обостренность религиозных и национальных чувств, накал отчаяния и ненависти - с другой стороны.

Международный терроризм в его исламском варианте вбирает в себя архаичные нормы традиционного общества, специфическое отношение к жизни и смерти. Религиозно-этнический пафос, представление о «вечном рае в неземной жизни» позволяет вербовать в ряды смертников-камикадзе, с которыми практически невозможно бороться. Чеченские террористы пытаются использовать религиозный фактор, противопоставляя ислам другим религиям и призывая верующих мусульман бороться с иноверцами, которые у них ассоциируются с русским населением.

Наиболее опасным религиозно-политическим движением в исламе является ваххабизм, который в качестве основополагающего принципа выдвигает идею о необходимости лишения жизни всех «неверных» в результате священной войны - Джихада.

В реальной практике это воплощается в борьбе, как правило, в форме насильственных действий, с «отступничеством» и светским характером собственных правительств, с выдвижением целей создания «истинно исламских стран», а затем и объединения в единый мусульманский мир [см.: 40, с. 200]. В последние десятилетия XX попытки реализации исламского проекта предприняты практически во всех регионах мира - в Чечне и Дагестане, в Синыдзяне и Ферганской долине, в Косове и на Крымском полуострове, в Британии и Северной Америке и др. Те есть везде, где действуют группировки, пытающиеся изменить существующие общественные и политические системы с использованием радикальных, насильственных методов и руководствующиеся (или прикрывающиеся) определенными положениями ислама.

Организаторы и вдохновители международных террористических организаций, проживающие отнюдь не в беднейших странах, пытаются использовать и используют значительную часть населения третьего мира для реализации своих планов, состоящих в том, чтобы путем массовых террористических актов подорвать экономические, политические, моральные устои государств, посеять страх и панику среди их населения и, в конечном счете, навязать этим странам свои порядки, свое общественное устройство, свое мировоззрение.,

Как отмечал В. Путин, «в мире есть люди, которые присвоили себе право считать, что они в состоянии повлиять на умонастроения людей, которые придерживаются мусульманских традиций. И не только влиять на их умы: они считают, что имеют право поставить под контроль территории компактного проживания мусульман. Эти люди прикрываются религиозными лозунгами. На самом деле у них другие цели: не независимость Чечни, а территориальное отторжение всех территорий компактного проживания мусульманского населения» [80, с. 5]. Итак, подведем итоги.

Основные тенденции и перспективы развития терроризма целесообразно рассматривать в тесной связи с компонентами, составляющими это сложное явление, прежде всего, исходя из его идеологии, организационной структуры, а также из криминологических характеристик. Анализ особенностей современного терроризма, которые отражают сущностные черты системы международных отношений и глобального общества в целом, позволяет показать направления его развития.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ теории и практики терроризма