Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философское понимание искусства : Школа Томаса Манро Адаева, Ирина Петровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адаева, Ирина Петровна. Социально-философское понимание искусства : Школа Томаса Манро : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Пермь, 2000.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-9/393-6

Введение к работе

Актуальность темы. Современное искусство интернационально по :воему духу, оно давно вышло за нацнональные рамки и в своей общности расширяет собственно художествешгуго сферу за счет процессов жанровой дифференциации и модернизма. Вместе с тем классическое искусство остается высоко ценимым гуманистическим идеалом, В сложную эпоху расширяющихся границ общения искусство требует новых адекватных теорий художественной реальности и критики. Обращение к одной из наиболее универсальных теорий, какой является философская теория искусства Томаса Манро, несомненно актуально и отвечает современной философской тенденции интенсивного усвоения западного философского знания не с позиций заранее предопределенного идеологического опровержения а с позиций общечеловеческого понимания такого общезначимого явления, как искусство.

С точки зрения социальной философии обращение к прагматистскому опыту понимания искусства весьма интересно в связи с универсальным характером прагматизма, в определенном смысле обобщающего западно -европейские направления философии.

В диссертации основной интерес сосредоточен на учении Т. Манро, но, поскольку он принадлежал к философской школе прагматизма, ыы обращаемся к методологическим истокам ~ к учению Ч. Пирса и Д. Дьюи.

В чем именно и в какой мере Т. Манро следует учению Ч. Пирса? Ч. Пирс, заслуженно считающийся основоположником прагматгома, в работе «Как сделать наши идеи ясными» (1876 г.) отмечал, что логический редукционизм (речь идет о «ясных идеях» Дндро и Лейбница - И.А.), сводящий все богатство познавательных отношений к тем, которые фиксируются языком формальной логики, не в состоянии объяснить едва ли не самое важное для понимания процесса познания обстоятельство - образование понятий, определение их значения и смысла. Ч. Пирс сформулировал свое правило определения понятий,

4 по которому постижение предмета нашей мысли происходит при рассмотрении

тех его свойств, которые предположительно имеют практическое значение; наше

представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета.

К методологическим основам исследований Т. Манро в области искусства принадлежит и понятие опыта Д. Дьюи. Важно, что в прагматистском понимании Дьюи опыт не делится на первичное материальное и вторичное идеальное. Не случайно одно из первых его произведений было посвящено искусству.

Очень важно понять изначально, что искусство по сути своей есть нерасчленимое единство материального и идеального, объективного и субъективного, социального и индивидуального, короче - формы и содержания.

В искусстве мы имеем дело со «связанной идеальностью». Не случайно о предметах эстетических, произведениях искусства, Н. Гартман говорит, что идеальность этих образований не «свободна», ведь иначе как через реальные образования «переднего плана» ее нельзя созерцать.

В связи с выше сказанным становится понятно, что анализ искусства должен быть многомерным; мы не можем отделить форму от содержания, мы должны учитывать «связанные идеальности» и давать ему полную оценку. Формула опыта Д. Дьюи давала Т. Манро возможность широкого исследовательского творчества, лишенного идеологических рамок.

Философ может извлекать смыслы и значения из искусства, идя вслед за Ч. Пирсом, Э. Гуссерлем, К. Марксом или другим ученым. В восприятии вслед за Гартманом он может увидеть и осознать идеальное через «отношение проявления», ибо субъект восприятия обращается к своему опыту, в котором также представлено то или иное единство реального и идеального. Перед нами ученый, который понял искусство так глубоко, как, может быть, никто другой, и раньше наших современных эстетиков связал его с культурой и социальной жизнью.

Томас Манро влиял на лучших наших представителей философии искусства, особенно на известного отечественного ученого Кагана М.С., но последний шел своим путем п полную широкую оценку Т. Манро не дхл.

Томас Манро - крупнейший американский эстетик, возглавлявший с 1924 по 1944 годы Американское общество эстетики и бывший в течение этого периода главным редактором журнала «Journal of Aesthetics and Art Criticism». Целью Общества было изучение, исследование, обсуждение проблем эстетики. Понятие «эстетика» в этой связи используется для включения любых исследований искусств и относящихся к ним видов опыта с философской, научной п другой теоретических точек зрения, включая точки зрения психологии, социологии, антропологии, истории культуры, художественной критики и образования. Америка, принявшая в эти годы цвет интеллектуальной Европы, стала культурным центром, и материалы журнала отличались разнообразием и представительностью взглядов; на страницах разворачивалась полемика по актуальным проблемам современного искусства, его оценки.

Научная деятельность Т. Манрo нашла отражение в его работах. За свою долгую жизнь (с 1897 по 1974 гг.) Манро написал несколько книг, самые основные из которых: «Toward Sience m Aesthetics» ( «К превращению эстетики в науку» (1928г., 1956г.), «The Arts and Their Interrelations» («Взаимосвязь искусств») (1949г.), «Art Education. Its Philosophy and Psychology» («Художественное образование. Его философия и психология» (1956г.), «Evolution in The Arts and Other Theories of Culture History» («Эволюция в пскусствах и др\тие теории истории культуры») (1963). В последние годы жизни, по сведениям «Gazette des Bеаач - Art» Манро заведовал музеем искусств в Кливленде где вел экспериментальные работы в области художесгвенного восприятия

Степень разработанности проблемы.

Интерес к американской социальной философии, эстетике и искусствознанию возник еще в 60-ые годы, именно в этот период за

американской эстетикой закрепляется статус мирового лидера в исследовании данной области знания. Ряд работ Прозерского В.В., Шестакова В.П. посвящен обзору основных направлений американской эстетики, их сущности, развития и трансформации. Конкретно исследованию концептуального наследия Т. Манро, крупнейшего американского ученого, посвящено не гак многo страниц специалистов по американской эстетике и философии. Среди них можно перечислить работы Шестакова В.П., Прозерского В.В., Шитовой СМ., Земляновой Л., Карягина А.А. Так, Шестаков В.П. причисляет Манро к неопозитивистскому направлению в эстетике, полагая, что эстетика Манро оперировала понятиями и методами позитивных наук, что не в полной мере совпадает с мнением автора данной работы. Другой исследователь - Прозерскин В.В., рассматривая теории эстетического опыта, отметил их акцент не только на эстетических, но и внеэстетических ценностях. Но Прозерский неточно характеризует опыт Дьюи как только идеалистический. В соответствии с прагматизмом, деление на метериализм и идеализм не является принципиальным. Относительно понимания искусства Манро, отечественный исследователь увидел включение искусства в социальную среду и охват множества факторов, воздействующих на него.

Несмотря на авторитетность Т. Манро, отмечаемую специалистами, отдельных монографий по его научному творчеству не существует. Между тем, вслед за выходом его работ проявился интерес к его исследованиям, о чем свидетельствуют две кандидатские диссертации, написанные в 1964 и 1968 годах, и интерес этот поддерживается до сих пор. В диссертации Шитовой СМ. по теме «Критика эстетической концепции Томаса Манро» (1964 г.) сделан акцент на критике метода Манро, примененного к решению проблем эстетики и художественного воспитания. Георгиевз Т.С. в диссертации, написанной в 1968 г. по теме «О сущности эстетических взглядов Томаса Манро» выносит на рассмотрение проблему методологии построения эстетической теории а также проблему прогресса в искусстве Для обеих работ характерна, прежде всего

7 вдеологическая критика взглядов изучаемого «б>ржуазного» эстетика, что предполагает предубежденность и предвзятость мнения. Во-вторых, выборочное знание работ Манро повлекло неточность заключений по некоторым проблемам, в частности, не была принята во внимание эволюция взглядов американского ученого на проблему классификации художественных форм,

Критике американского прагматизма в целом, в рамках которого создавалась эстетика Т. Манро, посвящены работы А. П. Гагарина, П. Кроссера, И. Лингарт, Ю.К. Мельвиля, СМ. Шитовой. Среди современных исследователей данного направления философской мысли можно выделить И.Н. Сидорова, НС. Юдину, которые находят в нем немало позитивных сторон.

Отдельно с>ществуют исследования «максимы прагматизма» Ч.Пирса, его учения о поиске смысла и значения изучаемого предмета через представление о его деятельностных аспектах (Сидоров И.Н. и др.), в том числе п по отношению к искусству (Баспп Е.Я.). Немало работ и по философии Д. Дьюи. Для нас важно, что Дьюи включал искусство в рамки философии прагматизма, о чем свидетельствует его труд «Искусство как опыт». Следует отметить, что осуществленные Егоровым А.Г., Гуреевой А.В., Трофимовым П.С., Финкельстайп С. исследования прагматизма по их характеру также во многом определяются идеологическими vcTanoBKaMJi.

То, что отечественные исследования, свободные от идеологического наполнения, продолжают проявлять интерес к взглядам Манро, свидетельствует о соответствии последних современному состоянию гуманитарного знания. В своей «Эстетике» Кривцун О.Л. определяет подходы Манро к изучению искусства как культурологические, весьма актуальные в современной науке, благодаря комплексному исследованию предмета. Взгляд американского философа на эволюцию пскусства как наследование художественных типов с адаптивной модификацией активно разрабатывается, качественно дополняясь, в современной эстетике. Идея диахронического, помимо преобладающего

8 синхронического, подхода к исследованию художественного процесса,

высказанная Манро, сегодня принята к активному обсуждению специалистами.

Таким образом, целью предпринятого исследования является

представление взглядов американского эстетика в контексте американской

философии, в частности прагматизма как методологического основания

эмпиризмз Т. Манро. Мы хотим показать, что эмпирический подход к искусству

Т. Манро есть прямое использование социальной философии прагматизма, и,

наоборот, прагматизм, взятый через учение Манро, оказывается полным

социально - философским пониманием искусства и критики. Для достижения

данной цели поставлены следующие задачи.

характеристика американского прагматизма - философского основания

эстетики Т. Манро;

обоснование связи эстетики Т. Манро с философией прагматизма Ч.

Пирса и Д. Дьюи;

выявление понятийного аппарата и методологии эстетики

прагматизма;

установление соотношения социальной философии прагматизма с

практикой искусства. Объект исследования составляет социальная философия прагматизма в экспериментальной эстетике, его предметом является социально - философская теория искусства Т. Манро. Достижение поставленной цели осуществлялось на основе внутрилогического и сравнительного анализа; первый позволяет отметить эволюцию взглядов изучаемого философа, методом второго подчеркивается специфика взглядов Т. Манро и отличие их от других исследователей.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют социально - философские идеи прагматизма, а также онтология Н. Гартмана и М. Хайдеггера.

9 Философия американского прагматизма хотя и вышла из позитивизма и

неопозитивизма, но имела свою сисгемную и содержзтeльную

самостоятельность. По сложившейся традиции (Кант, Гегель и др.) эстетика

входит в философские системы. Прагматизм сразу же при своих философских

основаниях ввел эстетическую проблематику в понимание опыта (как уже

упоминалось, Дьюи написал свое знаменитое «Искусство как опыт»). Но

оставалась необходимость более глубокого взаимопроникновения прагматизма и

эстетики. Томас Манро ответил па эту необходимость эстетическим учением,

когорое было пронизано идеями социальной философии (нетрадиционное, за

пределами привычных эстетических категорий понимание эстетической

критики и искусства в целом). Основатель прагматизма Ч. Пирс также внес

методологическпй вклад в учение Манро, особепно в тех случаях, когда

последний оперирует смыслом и значением произведения исюусства.

Следует также отметить глубокое единство учеиия Т. Манро и онтологии М. Хаидеггера. В одной из своих статен Хайдеггер характеризует прагматизм как течение, осгающееся пока вне метафизической области. Но это замечание меньше всего относится к Томасу Манро, для которого бытие пскусства есть единство материального и идеального. Взгляд на эстетику Манро с позиции онтологии Хаидеггера проясняет во многом смысл и значение сделанного этим ученым.

Сказанное особо проясняется Хайдеггером в его знаменитом «Письме о гуманизме». Здесь Хайдеггер, как и Манро, далеко не ограничивается результатом деятельности (действия): деятельность проявляется в осуществлении, а осуществить - значит, развернуть нечто до полноты его существа, вывести к этой полноте, producere - про-нз-вести. Поэтому осуществимо, собственно, только то, что уже есть. Но что прежде всего «есть», так это бытие. Хайдеггер оценивает мысль по отношению к человеческому существу, называя язык «домом бытия». Эти слова Мартина Хаидеггера как нигде полно применимы к искусству. Ибо искусство как «форма значения»

10 (Манро) является тем вселенским языком, который понятен каждому. Таким образом, онтологический подход дает нам возможность более глубокого понимания того, что сделал Манро в своем творчестве как представитель прагматизма и эстетик.

Из источников можно выделить принципы системного подхода к искусству и его социальной роли Кагана М.С., научные взгляды на междисциплинарный синтез Кривцуна О.А., позволяющие рассматривать эстетические взглады Томаса Манро как актуальные для применения и дальнейшего творческого развития в современном туманитарном знании.

В качестве теоретической основы использовались работы отечественных и зарубежных ученых по отдельным проблемам социальной философии искусства. Так, проблема структурно - семиотического анализа в качестве подхода к исследованию художественной формы в эстетике Т. Манро вызвала необходимость изучения трудов апологетов структурализма, таких как Р. Барт, Я. Мукаржовский, Р. Якобсон, К. Леви - Строе, семиотический анализ разработан в трудах Ч. Морриса, А. Ричардса, ЮМ. Лотмана, Б.А. Успенского.

Психология художественного творчества и психология художественного восприятия раскрывают субъекта в эстетическом и художественном отношениях. Этой областью знания занимались "такие исследователи, как ЕЯ. Васин, Е.В. Волкова, Л.С. Выготский, А.Я. Зись, И.С. Левшина, МГ. Ярошевский, 3. Фрейд, К.Г. Юнг,, Т. Липпс, Э. Меймап, Ч. Ломброзо, Т. Рибо.

Проблемы современного искусства, его сущность, тенденции развития в целом затрагиваются в исследованиях таких философов, как А Камю, Ж.П. Сартр, X Ортега - и - Гассет, В.В. Вейдле, Б. Кроче, М. Хайдеггер.

Основная работа была проведена в библиотеке ИНИОН в Москве, в фондах которой имеются оригинальные труды Т. Манро, составляющие источниковую базу данного исследования. Анализ работ Манро и его цитирование даются в переводе автора диссертации.

Научная новизна исследования вытекает из поставленной цели и аключается в том что впервые была проведена систематизация эстетической юнцешщн Томаса Манро в контексте социальной философии;

установлены философские основы концепции Т.Манро, выявлен

социально - философский срез змериканского прагматизма в качестве

фундамента эстетики Т. Манро;

раскрыт категориатьно - философский аппарат эстетики прагматизма в

аспекте соотношения понятия «эстетпческий опыт» Манро с категорией

опыта в философии Дьюи; художественных ценностей - в соответствип

с категориями смысла и значенпя философии Ч. Пирса;

определена роль философско - критического анализа, включающего

структурно - семиотический анализ и социальную психологию в теории

искусства;

выявлено понятие стиля в эстетике Манро как социокультурного

феномена;

конкретизированы социально - философские и культурологические

подходы Манро к пскусству через понятия «базовая личность эпохи»,

«прерогативпый (актуальный) ввд искусства», «эволюция искусства» и

ДР-

Практическая значимость и апробация работы определяется тем гуманистическим и демократическим опытом прагматизма, на основании изучения которого были сформулированы положения американского эстетика, изложенные и проанализированные в основной части данного исследования. Думается, они имеют практическое значение и для формирования ценностных ориентиров в обществе переходного периода.

Кроме того, представленные взгляды Т. Манро по отдельным проблемам могут быть применены для последующей пх разработки. Результаты исследований могут быть использованы для спецкурсов по социальной философии, культурологии и эстетике.

12 Основные положения проведенного диссертационного исследования

изложены и обсуждены на научных и научно - практических конференциях

городского, регионального, всероссийского уровней в 1996 - 2000 гг.

Содержащиеся в работе положения и выводы рассматривались на общем

заседании кафедры философии и культурологии ПермГТУ.

Структура данной работы включает введение, две главы, заключение,

библиографию. Первая глава, названная «Социально - философское понимание

искусства в американском прагматизме», в свою очередь состоит из четырех

параграфов; «Социально - философская традиция американского прагматизма»,

«Идеи прагматизма в экспериментальной эстетике Т. Манро», «Анализ формы»,

«Новый прагматисгский уровень связи эстетики с психологией».

Последовательность такого расположения параграфов главы раскрывает

основные подходы Т. Манро, представителя эстетики прагматизма к решению

проблемы научности и обьективности эстетики, соответствующей динамике

развития общества Вторая глава: «Искусство как психосоциальная техника:

интерпретация Т IvlaHPo» подразделяется па следуюпше параграфы; «Искусство

стимул для эстетического опыта» «Опыт создания моо(Ьологии искусства»

«""^волїотїтїіг истсусства» «^Руністтии hckvcctra» - т^астопивает т^згляды IvtaHPo на

lmiTT^OTV lTPWP"f"TBA ТІ'І'ІЇЇКТО^Т^ЇГІТ* IT f4Tf*Tf^\fЯ'ТИІйїТЇТТО f*PTi RlTTTOiR рї ТІІТТОТЧ t")A"iRTTTTf f* T-ff*H'VrV4TR4 *} (xV(fTf\1i* WTTT-TVT>f.T Vf f*TY"> ffovfTVTTTT("NTTTf^OT^AWWf* в ООІТНОІЇЛ/ТТТч'Т'^ГІТТОАД