Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное мифотворчество в современном российском медиапространстве Каирова, Ирина Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каирова, Ирина Александровна. Социальное мифотворчество в современном российском медиапространстве : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Каирова Ирина Александровна; [Место защиты: Дон. гос. техн. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/385

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Философское осмысление процессов социального мифотворчества и формирования социальных мифов в современном российском медиапространстве приобретает особую значимость в свете целого ряда обозначившихся в России на рубеже ХХ-ХХI вв. новых тенденций в экономической, социально-политической, духовно-нравственной сферах, а также в связи с теми насущными задачами, которые необходимо решить для осуществления модернизации страны.

Актуализацию социального мифотворчества, мифологического сознания на протяжении всего ХХ столетия и в начале ХХI века исследователи характеризуют как «ренессанс мифа», «ремифологизацию», отмечая, что практически невозможно найти ни одной сферы общественной жизни, в которую бы не проникли социальные мифы. Особую актуальность задаче социально-философского анализа современных мифов и мифотворческой практики придают динамично идущие процессы информатизации и медиатизации российского общества, вследствие которых значительно возрастают возможности и потенциал влияния социальных мифов на общественное сознание и социальное поведение.

Создаваемое современными средствами коммуникации и мультимедийными технологиями особое медиапространство все более приобретает характер конститутивного фактора в процессе построения картины мира, формирования жизненных ценностей и выбора моделей социального поведения как отдельных индивидов, так и общества в целом, осуществляя, таким образом, функцию их идентификации и социализации.

Информационная революция второй половины XX века вызвала увеличение и разнообразие средств массовой коммуникации. Появление глобальной информационной сети Интернет, сотовой и спутниковой связи изменило механизмы информационно-коммуникативного и социального взаимодействия между людьми, их образ жизни.

Структурно-функциональное изменение медиапространства современного общества в результате распространения новых информационных технологий обусловило трансформацию традиционных, исторически сложившихся механизмов трансляции социального опыта, а также поиск новых коммуникативных форм адаптации к современным условиям существования, изменение ценностных ориентаций и мотивации поведения человека.

Именно эти процессы, разворачивающиеся в российском обществе на фоне его системной социокультурной трансформации, которая имела в конце 1990-х – начале 2000-х гг. ярко выраженный кризисный характер, обусловили ремифологизацию современного российского социума, возвращение в социальную жизнь модернизированных мифов, способствовали распространению неомифологий, актуализации мифологического сознания в политике, науке, образовании, в массовой культуре, рекламе и др.

Высокая активность процессов социального мифотворчества в современном обществе, широкое распространение социальных мифов, превращение их в значимый фактор социальной жизни делают необходимой задачу научного исследования и философского осмысления этих социальных процессов и явлений.

Значительную актуальность представляет проблема социального мифотворчества и в контексте анализа модернизационного процесса в российском обществе. В настоящее время ключевым фактором инновационного развития, эффективной технико-технологической, политической модернизации является социокультурная модернизация, консолидация российского общества, преодоление его духовно-нравственного и социального кризисов. Интегрированная модернизация требует модернизации социальной сферы российского общества, диктует необходимость реформирования, адаптации к современным условиям социальных систем и институтов, выполняющих важные функции воспроизводства человеческого потенциала, функции социализации и социальной адаптации индивидов.

Семья - один из таких социальных институтов, от которого в значительной степени зависит стабильность общества, иерархия его внутренних связей и ценностей. Семья играет значимую роль в первичной социализации человека, влияет на формирование его личности, ценностных установок, отношение к культурному наследию и многое другое. В условиях системной социокультурной трансформации общества именно семья, происходящие в ней изменения во многом определяют характер и динамику социального развития. Показательно в этом смысле, что В. Путин, отмечая ряд проблем в сфере семейных отношений в своей программной статье, определяющей приоритеты социальной политики государства, подчеркнул, что в настоящее время «…на первый план выдвигается проблема помощи семьям с детьми» .

Тесная связь функционирования семьи и общества предопределяет актуальность исследования процессов, происходящих в сфере семьи и семейных отношений, выявление их сущности, определение факторов и причин серьезных негативных явлений в этой сфере, таких как депопуляция населения страны, высокий уровень разводов, рост насилия, детской беспризорности, социального сиротства.

Среди факторов, обуславливающих трансформацию семьи и семейных отношений, особое место занимают средства массовой информации и коммуникации. Они формируют в медиапространстве ее образ, в значительной степени мифологизированный, что оказывает неоднозначное влияние на указанные процессы. Социально-философское осмысление факторов, механизмов и последствий мифологизации такого важного социального института как семья в процессе формирования ее образа в современном российском медиапространстве является, таким образом, актуальной задачей как в теоретическом, так и в практическом плане.

Степень научной разработанности проблемы. Избранная тема исследования имеет междисциплинарный характер. Условно весь корпус научных работ, посвященных отдельным аспектам темы диссертационного исследования, может быть разделен на три группы:

во-первых, широкий круг работ по социальной мифологии,

во-вторых, работы по теории и практике массовой коммуникации,

в-третьих, работы, в которых исследуются проблемы трансформации современной семьи и семейных отношений в современном российском обществе.

Литература, посвященная проблематике мифа, обширна и разнообразна. Научное изучение мифологии началось в XVIII веке. В XIX столетии проблематика архаических мифов активно разрабатывалась представителями этнологии, социальной и культурной антропологии, лингвистики, а также искусствоведами, филологами и представителями других отраслей гуманитарного знания, исследования которых сложились в несколько научных школ и направлений.

Начиная со второй половины XIX в. складывается и на протяжении всего ХХ столетия актуализируется традиция социально-философского анализа феномена мифа и мифотворческих практик в контексте современности. Ряд важных положений, идей и выводов о месте и роли социальных мифов, их сущности и природе, структуре и функциях, технологиях мифотворческой практики, сформулированных представителями различных философских направлений, составляют теоретический фундамент для исследования процессов социального мифотворчества в современном российском обществе.

Начало философскому исследованию социальных мифов в собственном смысле этого слова положили работы А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые одними из первых использовали понятие «социальный миф» в процессе анализа властных отношений. Это актуализировало проблематику идеологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание, стимулировало исследование социальных мифов как средства манипулирования массовым сознанием. Идею о мобилизующей роли социальных мифов развивали Ж. Сорель и Г. Лебон, которые видели в них мощное средство воздействия на массы, способное вызвать их политическую активность.

Одной из центральных идей в разработке проблематики социального мифа и мифотворчества в ХХ в. стала трактовка социального мифа как живого идеологического явления современности, а также выявление его сущностной близости с новейшими политическими идеологиями, в том числе тоталитарными (Ф. Ницше, Ж. Сорель, Э.Кассирер, Р. Барт, М. Элиаде и др.).

Методологически важные для исследования социальных мифов выводы о возможности их интерпретации через призму психических процессов, через призму понятий индивидуального и коллективного бессознательного содержат работы создателя психоаналитического направления в теории мифа З. Фрейда и его последователей К.-Г. Юнга, Э. Фромма и др. Учение об архетипах К.-Г. Юнга дает ключ к пониманию специфики мифологической коммуникации, объясняет способность сообщений, построенных по законам мифа, обходить фильтры коммуникационных барьеров.

Представитель социологической школы Л. Леви-Брюль в своих работах, посвященных проблемам первобытного мышления, раскрыл социорегулятивную функцию мифа, показав, что миф обеспечивает сопричастность человека с социальной группой, а социальной группы - с окружающей социальной и природной средой.

Значительным вкладом в разработку символической теории социального мифа стали исследования Э. Кассирера, который выявил рациональные элементы мифа, в отличие от Л. Леви-Брюля, подчеркивающего иррациональный прелогизм мифа на основе механизма партиципаций. Работая в исследовательской парадигме неокантианства, Э. Кассирер предложил использовать понятие символа для анализа форм человеческой культуры, в том числе мифа. Он проанализировал процесс архаического и современного мифотворчества, рассмотрел технологии создания современных политических мифов, одним из первых показал, что мифы, являясь неотъемлемой структурой общественного сознания, актуализируются в ситуациях социального слома, кризиса, а фактором, способствующим распространению мифологического сознания в обществе, является высокий уровень развития техники и средств массовой информации.

ХХ в. тематизирует коммуникацию в качестве приоритетного объекта исследований в самых разных областях социально-гуманитарного знания. Во многих социально-философских концепциях осуществляется феноменологический и функциональный анализ социальной коммуникации, современное общество предстает как система коммуникаций, социальное действие – как коммуникативное действие, а человек – как коммуникативная личность (Дж. Мид, Г.Блумер, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Н. Луман и др.).

Социально-коммуникативная парадигма интерпретации мифа берет свое начало в трудах таких представителей социально-философской мысли XIX – начала ХХ вв., как К. Маркс, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.

Важный вклад в формирование социально-коммуникативной парадигмы мифа в ХХ в. внесли представители структурно-семиотического направления в теории мифа – К. Леви-Стросс, Р. Барт, У. Эко и др. Они применяли структурно-семиотические методы для выявления коммуникативной и знаковой природы социальных мифов, механизмов конструирования идеологических мифов, функционирования мифов в социальной жизни, в художественной и массовой культуре, в рекламе, в средствах массовой коммуникации.

Структурный подход позволил К. Леви-Строссу описать эффективное действие логических механизмов мифологического мышления и осуществить последовательный анализ мифа как характерного явления культуры, который выявляет инвариантные структуры, лежащие в человеческом подсознании

Чрезвычайно важный вклад в разработку методологии исследования современных социальных мифов в рамках коммуникативной парадигмы внес Р. Барт. В рамках своей структурно-семиотической концепции мифа Р. Барт вводит миф в институциональное пространство совместного социального бытия как формальный компонент, как элемент коммуникации, как один из способов означивания, своеобразный культурный медиатор. Миф, таким образом, выступает как инструмент семантического моделирования окружающего мира и одновременно как способ самоидентификации субъекта.

Разработка проблематики мифа в отечественной философской традиции связана с именами А. Н. Афанасьева, А.А.Потебни, А.Лосева, В.Проппа, Б.Поршнева, Ю. Лотмана, С.Аверинцева, М. Бахтина, М. Мамардашвили, В. Топорова и многих других. Внимание отечественных исследователей в дореволюционный и советский периоды было сосредоточено, главным образом, на анализе классической мифологии, архаических мифов, процесса мифотворчества, выявлении особенностей мифосознания как специфической формы освоения и конструирования социальной реальности на ранних этапах исторического развития человеческого общества. Немногочисленные работы, посвященные современным социальным мифам, были выполнены в рамках марксистской научной парадигмы и рассматривали современные мифы в контексте классовых противоречий буржуазного общества и критики буржуазной идеологии (П.С.Гуревич).

В российской социально-философской мысли проблематика социального мифотворчества активно разрабатывается Е. Мелетинским, А. Ахиезером, В. Пивоевым, И. Черепановой, С. Неклюдовым, В. Полосиным, С.Тихоновой и др. Большое количество исследований посвящено политическим мифам современного российского общества как эффективному инструменту манипулирования общественным сознанием (Г.В. Осипов, А.В Кольев, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, А.В. Ставицкий, Н.И.Шестов, А. Цуладзе С.Кара-Мурза и др.).

Значительное внимание исследователи уделили разработке категориально-понятийного аппарата, выяснению сущности и функций социальных мифов (Н.С. Автономова, О.С. Новикова, Т.И. Ковалева, А.А. Мишучков, В.В. Ферсович и др.), выявлению специфических особенностей социальных мифов и мифологического сознания (А.Л. Топорков, С.С. Васильев, С.В. Рязанова, С.И. Белоусова, О. Ляшенко и др.), сравнительному анализу архаических и современных мифов, механизмам мифотворчества (А.Косов, Д.Драгунский и др.).

Разработку проблем социального мифотворчества в рамках аксиологического подхода на основе идей А.Ф.Лосева, М.С. Кагана осуществляют Н.И. Соболева, А.А. Кандрашина и др.

Проблема влияния средств массовой коммуникации на общество привлекла внимание философов с момента формирования системы массовых коммуникаций и актуализировалась каждый раз в ситуации революционных изменений технических средств связи и передачи информации. Значительный вклад в разработку концепции массовой коммуникации внесли исследования Г. Лассуэлла, У. Липпмана, У. Шрама, Д. Дьюи, П. Лазарсфельда, К. Ховланда, Ч.Р. Миллса, Д. Маккуэйла, Г. Гербнера и др.

В 1960-1980-е годы появились работы основоположников теории информационного общества Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера, М. Маклюэна, Д. Нейсбита и др., посвященные анализу того, как происходит взаимодействие складывающейся глобальной медиасистемы с обществом. Они сформулировали выводы о чрезвычайно важной, системообразующей роли медиа в жизни социума, которые по мере появления, развития и проникновения новых информационно-коммуникационных технологий в ткань социального бытия кардинально меняют жизнь социума.

В рамках темы диссертационного исследования значительный интерес представляют работы С.Тихоновой, Н. Кириловой, Е. Кузнецовой, А. Ульяновского, Е. Баландиной, С. Васильева, А. Баринова, в которых проблемы социального мифотворчества в современном российском обществе рассматриваются через призму процесса массовой коммуникации.

Поставленная диссертантом задача раскрыть процесс мифологизации образа современной семьи в российском медиапространстве потребовала изучения широкого круга работ, посвященных проблемам трансформации семьи и семейных отношений, а также влиянию средств массовой коммуникации на формирование ее образа, моделей семейного поведения и динамику семейных ценностей. Это работы А.А. Антонова, А.Г. Вишневского, Ж.Т. Тощенко, А.В. Верещагиной, Н.Орловой, З.С. Лапшиной И. Белобородова, Н. Крыгиной, А. Коротковой, И.Леоновой, М.Терских, И. Проневской, С.Зелинского, О.Васильевой, М.Яницкого, Г.Кисловой, Н. Туякбасаровой, И.Грошева, И. Молчанова и др.

Предпринятый нами анализ выявил, что, несмотря на широкий круг исследований, целый ряд важных аспектов социального мифотворчества в медийном пространстве современного российского общества, в том числе факторы, механизмы и социальные последствия процесса мифологизации медиаобраза семьи, нуждается в дальнейшей разработке и осмыслении в русле социально-философского подхода.

Объект исследования – социальное мифотворчество в современном российском обществе.

Предмет исследования – мифологизация образа современной семьи в медиапространстве как фактор ее трансформации в условиях модернизации российского общества.

Цель исследования – социально-философское осмысление процессов социального мифотворчества в медиапространстве современного российского общества на примере мифологизации медиаобраза семьи.

Сформулированная цель диссертационной работы предполагает решение ряда следующих задач:

- обобщить научные направления исследования современных социальных мифов и мифотворчества;

- выявить специфику и функции современных социальных мифов;

- рассмотреть современную массовую коммуникацию в качестве механизма социального мифотворчества;

- проанализировать социокоммуникативные факторы процесса трансформации семьи в контексте модернизации и медиатизации современного российского общества;

- проанализировать процесс мифологизации образа современной российской семьи в медийном пространстве;

- рассмотреть образ семьи в рекламном дискурсе как социальный миф.

Гипотеза исследования. Предполагается, что вследствие медиатизации российского общества значительно возрастают возможности социального мифотворчества и потенциал влияния социальных мифов на общественное сознание и поведение через создаваемые и постоянно воспроизводимые в медийном пространстве мифологизированные образы социальных явлений и процессов, которые все более приобретают характер конститутивного фактора в процессе построения картины мира, формирования жизненных ценностей и выбора моделей социального поведения, как отдельных индивидов, так и общества в целом, осуществляя, таким образом, функцию их идентификации и социализации, что может иметь неоднозначные социальные последствия и требует контроля со стороны государства и гражданского общества.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют положения и выводы социально-философских концепций социальной и массовой коммуникации, теории информационного общества, теории мифа, а также социально-философской концепции современной семьи.

Для решения задачи социально-философского анализа социального мифотворчества и современных мифов в рамках социокоммуникативного подхода важное методологическое значение имели выводы и положения концепции социального мифа Ф. Ницше, Ж.Сореля, теория «коллективного бессознательного» и учение об архетипах К.-Г. Юнга, символическая теория мифа Э. Кассирера, структурно-семиотическая концепция К.Леви-Стросса, коммуникативная теория мифа Р. Барта, а также идеи отечественных исследователей природы мифа и мифического – А. Лосева, Ю. Лотмана, Е.Мелетинского, П. Гуревича, С. Тихоновой и др.

Значение современных социальных мифов как конститутивных факторов социальной жизни было раскрыто на основе концепций социальной коммуникации, разработанных представителями таких научно-исследовательских направлений, как символический интеракционизм и феноменологическая социология (Дж. Мид, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман).

Теоретической основой анализа процесса медиатизации российского социума явились выводы и положения теории информационного общества О. Тоффлера, М. Маклюэна, М. Кастельса.

Исследование процессов мифотворчества в медийном пространстве и анализ влияния создаваемых в этом пространстве медиаобразов на общественность осуществлялось на основе концепций массовой коммуникации, в частности на основе выводов теории «формирования приоритетов», функциональной теории Г. Лассуэлла, Ч.Р. Миллса, Д. Маккуэйла, теории «социального научения» Г. Гербнера и др.

Теоретической основой изучения социокоммуникативных аспектов процесса трансформации семьи и семейных отношений, анализа процесса мифологизации образа семьи в медиапространстве стала концепция современной семьи, разработанная в исследованиях А. Антонова, А. Вишневского, Л. Карцевой, А. Верещагиной и др.

Диссертационная работа основывается на таких принципах научно-исследовательской деятельности, как объективность, всесторонность, системность. Для решения поставленных исследовательских задач использовались методы структурно-функционального анализа, сравнительный метод, интегративный метод, методы каузального анализа и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

  1. Обобщены основные научные направления и результаты исследования социального мифотворчества и социальных мифов, определена теоретико-методологическая основа социально-философского анализа социального мифотворчества в современном российском обществе..

  2. Выявлены специфика и функции современных социальных мифов как факторов идентификации и социальной адаптации.

  3. Раскрыты коммуникативные механизмы социального мифотворчества как процесса формирования медиаобразов социальных объектов и процессов.

  4. Определено место и значение медиаобраза семьи как социокоммуникативного фактора процесса ее трансформации в контексте социальной модернизации и медиатизации современного российского общества.

  5. Выявлены социокоммуникативные механизмы и особенности мифологизации образа современной российской семьи в медиапространстве.

  6. Раскрыт аксиологический контекст мифологизированного образа семьи в рекламном дискурсе российского медиапространства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ и обобщение основных направлений и результатов исследования социальных мифов позволяет выделить социально-коммуникативную модель интерпретации мифа в качестве теоретико-методологической основы социально-философского анализа процесса социального мифотворчества в медиапространстве современного российского общества. Основополагающий тезис социально-коммуникативной модели интерпретации мифа заключается в том, что современный социум представляет собой систему взаимообусловленных коммуникаций, коммуникативных отношений и связей, возникающих в процессе совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью. В рамках социально-коммуникативного подхода социальный миф рассматривается как социальная коммуникация особого типа, которой присущи архетипичность, авторитарность, эмоциональность, многослойность, универсальная модальность, вневременность, конкретность, анонимность, вследствие чего мифологическая коммуникация обладает значительным потенциалом воздействия на общественное сознание и выбор моделей социального поведения.

2. Анализ социального мифотворчества в современном российском обществе выявляет специфику динамики этого процесса и основные функции социальных мифов в трансформирующемся российском социуме. На начальном этапе системной трансформации российского общества в 1990-е гг., в ситуации острого политического и социально-экономического кризиса в социуме доминировали политические и исторические мифы, целенаправленно конструируемые и выполнявшие компенсаторную, мобилизующую, интегративную функции. В 2000-е гг. в период стабилизации политической ситуации и улучшения социально-экономического положения активизируются процессы стихийного мифотворчества в социальной сфере и актуализируются функции идентификации и социализации социальных мифов, в процессе реализации которых миф придает смыслообразующую направленность социальному поведению, репрезентуя модели социальных ролей и отношений на основе набора новых для социума либеральных ценностей.

3. Мифогенерирующий потенциал средств массовой коммуникации (масс-медиа) обусловлен как содержанием, так и характером осуществляемой ими коммуникации. Современные масс-медиа являются не только каналом трансляции, но и генератором социальных мифов. Миф и мифологическое имманентны природе современной массовой, особенно аудиовизуальной коммуникации, современный миф инкорпорирован в символические коды массовой коммуникации. Анализ социальных функций системы массовой коммуникации и информации показывает, что они в основном аналогичны функциям современных социальных мифов. Масс-медиа реализуют функции социального ориентирования, идентификации и социализации посредством создания и трансляции в медиапространстве образов и моделей различных социальных явлений и процессов, которые в своей совокупности формируют в общественном сознании медиаобраз социальной реальности. При этом, как правило, остается неотрефлексированным то обстоятельство, что конструируемый медиа образ социальной реальности в значительной степени является превращенным, мифологизированным образом.

4. В настоящее время ключевым фактором эффективной модернизации и инновационного развития является социокультурная модернизация, консолидация общества, преодоление его духовно-нравственного и социального кризисов, что предопределяет необходимость реформирования, адаптации к современным условиям социальных систем и институтов, выполняющих важные функции воспроизводства человеческого потенциала, функции идентификации и социализации, одним из которых является современная российская семья. Между тем сфера семьи и семейных отношений характеризуется серьезными негативными явлениями, такими как депопуляция населения страны, высокий уровень разводов, рост насилия, детской беспризорности, социального сиротства.

Среди факторов, влияющих на процессы в сфере семьи и семейных отношений, особое место в условиях медиатизации российского социума занимают средства массовой информации и коммуникации, формирующие в медиапространстве в значительной степени мифологизированные образы семьи, которые оказывают в основном негативное влияние на указанные процессы, в то время как потенциал положительного влияния медиа на семью остается нереализованным в силу таких причин, как коммерциализация средств массовой информации, их зависимость от рекламных бюджетов, отсутствие общественного контроля, низкий профессиональный уровень журналистов и др.

5. Образ современной российской семьи, формируемый в медийном пространстве средствами массовой информации и коммуникации, представляет сложный виртуальный конструкт, который имеет гетерогенный характер, обусловленный наложением когнитивно-рационального и аффективно-эмоционального медийных дискурсов, выступает в качестве репрезентанта социального института семьи и включает в себя ряд образов-имиджей отдельных типов семьи (традиционная семья, современная или эгалитарная семья, нуклеарная, многодетная, приемная и др.) и семейных отношений (супружество, родительство, родство).

Медиаобразы современной российской семьи, конструируемые и транслируемые средствами массовой коммуникации, условно можно разделить на два типа: образы апеллирующие к когнитивно-рациональной сфере человека и образы, апеллирующие к аффективно - эмоциональной сфере. Наибольшей силой инспирации обладают образы второго типа, анализ которых выявляет тенденцию их закрепления в качестве новых социальных мифов. Негативная интенция образов традиционной, многодетной, приемной семей, образов старшего поколения в аудиовизуальных электронных и популярных печатных медиа формирует реакцию отторжения от сложных проблем в сфере семьи и семейных отношений, порождают конфронтацию и поляризацию общественного сознания на основе противопоставления бинарных оппозиций «мы – они», «добро – зло». Ослабление основных функций семьи как социального института свидетельствует о разрушении прежней системы ценностно-нормативной регуляции социального поведения и росте внесемейных ориентаций в ущерб семейным. Индикатором этого процесса становится формирование и трансляция мифологизированных образов внебрачных сексуальных отношений, смысловой контекст которых заключается в их легитимации.

6. Анализ созданного в рекламном дискурсе образа семьи позволяет сделать вывод о его мифологическом характере, который проявляется в трансформации социального пространства реальной российской семьи в мифологическое пространство.

Рекламный образ семьи транслирует идеальную модель счастливой семьи, практически идеального супружества, родительства, детства. Однако контекстуальный анализ рекламного дискурса, позволяет сделать вывод о том, что большая часть рекламной информации имеет демографически негативный характер, транслирует образы неполной, как правило, материнской семьи, задает негативную интенцию образа отца, а рекламные образы семьи зачастую являются гендерно некорректными, воспроизводящими патриархатные ценности и стереотипы.

Анализ аксиологического контекста рекламного образа семьи показывает, что он содержит гетерогенный набор социальных моделей и ценностей, что, в принципе соответствует ситуации транзита российского социума.

Транслируя идеализированные образы семьи, рекламный дискурс осуществляет компенсаторное влияние на социум. Вместе с тем, анализ образа семьи в рекламном дискурсе позволяет констатировать, что данный образ отражает тенденцию превращения его в один из потребительских мифов. Посредством мифологизированного образа семьи в рекламном дискурсе культивируются ценности общества потребления, при этом меняется отношение к ней массового сознания, которое включает семью в набор потребительских ценностей и превращает в один из потребительских мифов. Индикатором этого процесса является постепенное смещение семьи из набора ценностей терминальных в группу ценностей инструментальных, что фиксируют результаты социологических исследований.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется актуальностью задачи социально-философского осмысления факторов, механизмов и социальных последствий процессов мифотворчества в современном российском медиапространстве на примере мифологизации образа семьи.

Положения, выводы и материалы диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при разработке таких лекционных курсов, как «Социальная философия», «Теория и практика массовой информации», «Имиджелогия», «Масс-медиа современной России» и др.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедр философии и связей с общественностью Донского государственного технического университета. Результаты исследования докладывались на следующих научных конференциях: III Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства» (г. Челябинск, 2009 г.), XVII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Инновации. Интеллект. Культура» (г. Тобольск, 2009г.), Международная научно-практическая конференция «Судьбы национальных культур в условиях глобализации» (г. Ростов-на-Дону, 2010), Межвузовская научно-практическая конференция «Социальные коммуникации и российское высшее образование» (г. Ростов-на-Дону, 2011г.).

Основные выводы и результаты диссертационного исследования отражены в 8 научных публикациях общим объемом 2,4, в том числе в 3 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ с общим объемом 1,2 п.л..

Структура диссертации включает в себя: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список литературы.