Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное взаимодействие церкви и государства Карасев Михаил Евгеньевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карасев Михаил Евгеньевич. Социальное взаимодействие церкви и государства : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Карасев Михаил Евгеньевич; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2008.- 30 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-2/3510

Введение к работе

В диссертации проводится социально-философский анализ типов социального взаимодействия РПЦ и государства Следует отметить, что выработка принципов государственно-конфессиональных отношений, целей и методов государственной вероисповедной политики в современной России немыслима без тщательного изучения исторического и социально-философского опыта В предлагаемом исследовании автор проводит социально-философский анализ конечная цель, которого - выявление особенностей взаимоотношения ппявоспявной церкви с госудярством В различные исторические периоды Социально-философский анализ был проведен на примере Русской Православной Церкви, поскольку она на протяжении всей истории Российского государства занимала господствующее положение и является самой крупной и влиятельной религиозной организацией в современном Российском государстве Данная позиция ни в коем случае не обусловлена предвзятостью или неуважением к иным вероисповеданиям, а является резучьтатом необходимости сужения проблемы для более полного ее исследования Так как традиционной исторической формой христианства в нашей стране является православие, следовательно, говоря «церковь», в данном исследовании мы подразумеваем Русскую Православную Церковь

Актуальность темы предпринятого исследования обусловлена необходимостью социально-философского осмысления новых тенденций в сфере социального взаимодействия церкви и государства в конце XX - начале XXI века Это связано с тем, что происходящие в современной России процессы позволяют говорить о глубокой трансформации всех сторон общественной жизни

Об этом свидетельствуют последние события, связанные с объединением Русской Православной и зарубежной православной церкви О

4 важности данного события для государства можно судить по участию в данном процессе президента РФ В В Путина На основании данного факта можно предположить, что на современном этапе государство выражает крайнюю заинтересованность в судьбе русского православия и самой церкви Более того, происходит переоценка роли Церкви в России и, возможно, понимание ее идеологических и социальных резервов Об этом же свидетельствует «письмо десяти»- обращение ряда ученых к президенту РФ В В Путину, в котором говорится о необходимости пересмотра роли церкви в общественной жизни, в частности в сфере образования Академики считают, что «внедрение церкви в государственный орган - очевидное нарушение Конституции страны», которая провозглашает принцип отделения церкви от системы государственного образования Академиков поддержал глава комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев «Я с уважением отношусь к Церкви, но у нас она отделена от государства Бурное вмешательство Церкви во все государственные дела вместо того, чтобы заниматься приходскими делами, чрезмерно», - заявил В Глазычев, призвав бороться с распространяющимся «ползучим клерикализмом»

Актуальностью темы является и то, что в настоящее время мало представлены труды, посвященные социально - философскому анализу церковно-государственных отношений, как в советский, так и в постсоветский периоды

Степень разработанности проблемы:

Сложный и противоречивый комплекс вопросов о характере социального взаимодействия церкви и государства, о свободе церкви или об абсолютном подчинении ее государству, о перспективах внеполитического участия церкви в различных сферах жизни современного общества, а так же теоретические основы данного взаимодействия - привлекал и привлекает внимание философов, историков, политологов, культурологов, религиоведов

5 Вопрос о характере социального взаимодействия церкви и государства и о роли церкви в общественной жизни, исследовался Г В Ф Гегелем В своих работах «Жизнь Иисуса» (1795) и «Позитивность христианской религии» (1800) он рассматривал данную проблему с позиции философии права Г В Ф Гегель создал свою методологию изучения данной проблемы, которая основывается на единстве исторического и систематического способов рассмотрения проблемы, на убеждении в том, что между логико-методологической последовательностью категорий, их диалектическим порядком и историческим развитием человечества существует глубокая внутренняя связь

Предельно рациональная методология Гегеля в некоторой степени повлияла на подход к данной проблеме исследователей-материалистов К Маркс и Ф Энгельс На их исследования оказала влияние рациональная методология Гегеля Маркс и Энгельс отмечали, что «Социальные принципы христианства проповедуют необходимость существования классов -господствующего и угнетенного»1, то есть церковь всячески поддерживает существующий строй, находясь с ним во взаимовыгодных «союзнических» отношениях

М Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) с позиции гегелевского рационализма, проанализировал функциональную роль церкви в историческом формировании социальных и экономических основ современного западного общества, определяя религию как «массовую практическую идеологию», предопределяющую повседневную деятельность Исходя из соотношения духовной и светской власти, он выделял три типа государства иерократия, цезаропизм и теократия М Вебер с позиций социологии, философии и культурологи обосновывает «типы легитимного господствования», во многом созвучные идеальным типам власти, разработанным Л А.Тихомировым

1 Маркс К , Энгельс Ф Соч , Т 4, С 124

В русской философии данная проблема была поставлена в XIX веке в различных философских концепциях славянофилов, западников и почвенников Рассматривая взаимодействие церкви и государства с религиозно-философских позиций, они не выделяли типы социального взаимодействия и не классифицировали их, анализируя функциональные особенности этих отношений

Так АС Хомяков, в своей работе «Церковь одна» (1838), создает учение о церкви, как о едином органическом целом, как теле, главой которого является Иисус Христос А С Хомяков развивает идею соборности, единства всех в церкви, объединенных силою взаимной любви Идея соборности, по мысли А С Хомякова, применима как к церкви, так и к общине Выявляя таким образом определенный «соборный» тип социально религиозного взаимодействия церкви и государства Хомяков не анализирует современное ему состояние данного взаимодействия

Среди западников, в частности ПЯ Чаадаев в «Философических письмах» (1829) прослеживает исторические этапы развития христианства, свойственные им социальные особенности В целом П Я Чаадаев отмечает, что христианство «должно способствовать непременно установлению совершенного строя на земле»2 Рассматривая роль церкви в формировании западного общества и признавая значительную идеологическую роль церкви в государстве П Я Чаадаев, развивая традицию гегельянства, формулирует особый, либеральный, взгляд на данную проблему, во многом созвучный сепарационному типу взаимодействия церкви и государства

А И Герцен в работе «О развитии революционных идей в России» (1851) рассуждает об особенностях взаимодействия церкви и государства в России Он определяет отношение власти и церкви как взаимовыгодное идеологическое сотрудничество Следует отметить, что подход западников к анализу церковно-государственного взаимодействия носил в большей

2 Чаадаев П Я Соб соч М 1980 С 119

7 степени функциональный характер, не затрагивая глубинной сути данного явления

Ф М. Достоевский, также затронул эти чрезвычайно важные -проблемы, связанные с пониманием взаимодействия церкви и государства Это можно проследить в «Дневнике писателя» (1876) и романе «Братья Карамазовы» (1879) Он рассматривал такой важный философский вопрос, как роль и место церкви в государстве Проблема церковно-государственного взаимодействия осмысливается ФМ Достоевским с позиций общечеловеческого, христианского понимания

Данную проблему изучал и В С Соловьев В своих работах - «Чтения о
Богочеловечестве» (1878), «Россия и Вселенская церковь» (1888) он выявляет
социально-исторические типы церковно-государственного взаимодействия с
целью обоснования концепции вселенской теократии По мнению В С

Соловьева, вторжение светской власти в быт народа - явление ненормальное, но в нем нет того внутреннего противоречия, которое возникает, когда духовная власть, по своей природе исключающая всякое насилие, действуя насильственно, вторгается в религиозную жизнь народа 3 Соловьев в первые создал русскую философскую систему и заложил основы русской школы «религиозно-философского творчества»

Изучением данной проблемы в кон XIX - нач XX в в занимался ЕН Трубецкой Его взгляды на проблему взаимодействия церкви и государства в рамках теократической концепции противоположны идеям Соловьева Трубецкой рассматривал идею богочеловечества, как начала соборной жизни церкви, содержания и цели всемирной истории В своей философии права Е Н Трубецкой отстаивал идею независимости церкви от государства

Теоретик русского анархизма М А Бакунин утверждал что, религия и государство являются главными препятствиями на пути прогресса

3См Соловьев В С Собр соч в2-хт М,1988 ТІ С 201

8 Государство, по его мнению, возникает из насилия (войн, завоеваний) и несет в себе насилие, поддерживая господство меньшинства над большинством, и церковь выступает в роли идейного вдохновителя этого насилия

В В Розанов в работе «Русская церковь» (1915) входит составною частью в русское богоискательство и в «новое религиозное сознание» конца XIX - начала XX веков5 Розанов, несмотря на все свое отрицательное отношение к христианству вообще, стоит все-таки на стороне исторического христианства Он впервые задает вопрос о том насколько православно самодержавие не в своей идеальной возможности, а в своей реальной действительности 6

В работе СН Булгакова «Церковь и государство» (1906) впервые проводится анализ социальной роли церкви в государстве с подвижнических, религиозных позиций Булгаков в своем труде отрицает с богословской точки зрения, существующие церковно-государственные отношения, и утверждает о необходимости борьбы с самодержавием во имя спасения Церкви от «ига цезарепапизма» Булгаков утверждал, что Церковь должна быть оделена от государства

НА Бердяев в работе «Царство Божие и царство кесаря»(1925), рассматривал всю историю взаимодействия церкви и государства в их неразрывной связи «Христианство не знает застывшей формулы, которая навсегда определила бы христианское устроение царства кесаря»7

В книге «Духовные основы общества» (1930) С Л Франк осмысливает роль церкви как духовной организации с позиций теократии, причем само понятие церкви Франк переносит на общество8 В целом автор акцентировал

4 Лососий НО История Русской философии М, 1994, С 146

5 Подробнее об этом см Водолагин А В Проблемы социальной философии в творчестве
В В Розанова Ученые записки РГСУ, 2007, № 12 С 109-112 Обзор конференции поев
творчеству В В Розанова Вопросы философии 2006 №10

6 Подробнее об этом см в работе В В Розанова Уеденненое М 1998

7 НА Бердяев Царство Божие и царство кесаря Путь№1 1925 С 31

8 См Франк С Л Духовные основы общества М 1992

9 внимание на интеграционной и аксиологической функциях религии в обществе

Л П Карсавин в «Основах политики» (1927) рассматривал церковь, как идеологическое начало, вокруг которого строиться государство и общество

Значительное внимание проблеме роли религии в государстве и характеру религиозно-государственного взаимодействия уделяет Л А Тихомиров В работах «Монархическая государственность» (1905) и «Религиозно-философские основы истории» (1918), он разрабатывает типологию церковно-государственных отношений, и выделяет ряд типов

В В Зеньковский в статье «Идея православной культуры» (1923) проблемы кризиса Запада, обретения места России в мировой культуре и взаимодействия церкви и государства в России, столь актуальные и сегодня, находят у Зеньковского свое решение в рамках теократической концепции, созвучной идеям В С Соловьева, Н А Бердяева, С Н Булгакова

ГВФлоровский в своей работе «Пути русского богословия» (1937) рассматривает религиозное, христианское осмысливание мирового гуманистического опыта, опыта свободы, опыта разворачивания усложненной человечности Вся история русского богословия связывается у Флоровского с противопоставлением России и Запада

Н О Лосский в книге «Характер русского народа» (1952) рассматривает основные исторические особенности формирования русского народа в неразрывной связи с Русской Православной Церковью

В труде ИЛ Солоневича «Народная монархия» (1948) в систематизированной форме излагается концепция философии русской истории В основу взято учение славянофилов, но автор переосмысливает идею «соборности», как социального идеала

НН Алексеев, в работе «Христианство и идея монархии» (1952), отмечает, что «в истоках своих монархизм сам был положительной религией, религия же имела преимущественно монархические формы»

9 Алексеев НН Христианство и идея монархии М 2005 С 132

Не только философы изучали проблему взаимодействия государства и церкви, но и историки так же занимались изучением данного вопроса Так Г В Вернадский в своих работах «Начертания русской истории» (1927) и «Очерк истории права Русского Государства XVIII - XIX в» (1924), дал подробный анализ правовым и философским аспектам религиозно государственного взаимодействия, но, безусловно, в данном случае преобладает исторический анализ

НВ Ульянов в своих исследованиях «Немного истории» (1979) он рассматривает русское государство как сферу духовной жизни, в которой «Не рабство и подчинение, даже не «симфония», а органическое единство видим мы на протяжении всей истории русской церкви и государства» '"

Н М Никольского «История русской церкви» с позиций марксистско-ленинской методологии, с учетом требований формировавшейся советской исторической науки на конкретном историческом материале пытался показать, что Церковь была лишена ореола исключительности, который создавали ей богословы и служители культа Автор пытается убедить нас в том, что Церковь является продуктом человеческой деятельности, порожденным определенными условиями человеческого бытия

Г В Плеханов в работе «О так называемых религиозных исканиях в России» (1909) анализирует историю религиозной мысли в духе марксистской теории, отмечая неразрывную связь государства, церкви, и экономики и ту значительную социальную роль, которую играла церковная идеология в жизни социума

В И Ленин рассматривал церковь как часть не столько духовной жизни общества, сколько часть старой политической системы «Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью» "

Ульянов НИ Немного истории Спуск флага Нью-Хейвен 1979 С 45 " Ленин В И Социализм и религия Поли собр соч М 1975 Т 15 С 320

В исследованиях современных западных ученых, данную проблему рассматривают, П Бурдье, М Элиаде, А Грамски, В Браун, Р Маккечен, П Конолли

П Бурдье в рамках своей социально - фитософской теории опирается в описании социальной реальности на понятие телесности. Автор разрабатывает учение о «полях» В данном понятии социолог пытается объединить человеческий фактор, а конкретнее, действия индивидуумов, подчиняющиеся определенным, строго конкретным законам данного поля, не всегда уловимый духовный контекст, то, что часто в социальных исследованиях называют духовной атмосферой, а также элементы социальной организации, а подчас и социальных структур

М Элиаде в работе «Священное и мирское» (1956), анализирует роль религии в формировании человеческого сознания, государства и общества с позиций субъектно-объектных отношений в рамках интерпретативной феноменологии Представляя религию как основообразующий элемент государства

В современной западной философии исследуются исторические стадии
социального взаимодействия церкви и государства, так ГД Аллее,
сотрудник отдел политической науки Колорадского Колледжа, в работе
«Study of religion An overview», рассматривает теоретические аспекты
исторического влияния католической церкви на жизнь, культуру и политику
западного общества Автор отмечает, что в современной западной науке нет
единства в понимании данной проблемы, в результате чего происходит
«экспериментирование с нетрадиционными терминологиями ,

позволяющими формулировать более адекватные характеристики (решения данной проблемы) при обобщении конкретных материалов» 12

В Браун и Р Маккечен, в работе «Guide to the Study of Religion», проводят исследования данной проблемы в рамках сравнительно-исторического подхода Они отмечают эволюционный характер изменений в

12 Gregory D Alles «Study of religion An overview» N-Y 2005 P 115

12 отношениях церкви и государства П Конолли, в работе «Approaches to the Study of Religion», отмечает прямую деривацию между церковно-религиозной и государственной системами, а также системообразующую роль церкви в западном обществе.

Проблема изучения взаимодействия государства и церкви сохранила свою актуальность и в конце XX века

МН Бессонов в своих работах «Собор 1988 г и современные тенденции в русском православии» и «Православие в наши дни», анализирует новые, на тот момент, социальные и культурные тенденции во взаимодействии РПЦ и государства в конце 1980 - начале 1990-х годов

В работе «Метафизическая ось евразийства», написанной А В Водолагиным и С И Даниловым, проводится детальный анализ социальной философии евразийства На примере творчества Л П Карсавина, В Н Ильина, ПН Савицкого, прослеживается, понимание Православия как средоточия не только русской, но и всей евразийской культуры Авторы уделяют значительное внимание особенностям социальной философии евразийства, а так же идеократической концепции, как пути гармоничного развития российского общества и концепции «соборности»

А В Логинов в своей книге «Власть и вера Государство и религиозные институты в истории и современности» проводит историко-культурологический и политологический анализ форм взаимодействия гражданской власти и религиозных обществ

Автор рассматривает историю отношений между государством и Православной Церковью от Крещения Руси и до распада СССР По мнению автора, симфония властей, воспринятая из Византийской империи, на древнерусской почве обрела оригинальный характер, основные ее черты определяло сочетание ведущей роли княжеской власти в церковном устроении и одновременно добровольного ее самоограничения в пользу Церкви при тесном сотрудничестве и взаимной поддержке обеих властей

С И Одинцов в своей монографии «Государство и церковь (история взаимоотношений 1917-1938 гг)», отмечает, что государство и церковь до событий 1917 г стремились сохранить союзные отношения, а в период советской власти был реализован принцип отделения церкви от государства

Следует так же отметить диссертационные исследования последних лет, содержащие анализ религиозных доктрин и их значение для определения социальной роли церкви в современном российском обществе (ПК Курочкин, М Н Образцова, Г Д Панков, В П Сидоров) Также вызывает интерес проблема отношения РПЦ к новым религиозным движениям (Т А Бажан, Л И Григорьева, В Н Рагузин); появились историко-политологические исследования взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства (О Ю Васильева, Р М Ахмедов, А А Передельский, Н Д Шепелева, С Л Фирсов)

Несмотря на значительный исследовательский интерес к данной проблеме, все еще остаются малоизученными многие ее стороны и моменты Так, слабо выделяется вопрос о характере и типах социального взаимодействия церкви и государства, о том, как складывается сегодня церковно-государственные взаимоотношения, к чему призывает и куда ведет церковь, какие социальные проблемы являются наиболее острыми и как их решают церковь и государство Так же следует отметить, что все еще мало работ, представляющих объективный, непредвзятый взгляд на сущность церкви, исключающий либо излишне восторженные, либо, напротив, негативные оценки места и роли церкви в обществе

В данной диссертации автор на основе анализа социально-философского наследия выявляет исторические типы социального взаимодействия церкви и государства и на их основе определяет оптимальную форму соотношение светской и духовной властей, обеспечивающую стабильность и развития социума в целом

Объект исследования

Объекты исследования государство и церковь в историческом контексте развития российского общества

Предмет исследования социальное взаимодействие церкви и государства

Цели и задачи исследования

Цель данного исследования выявление основных типов церквно-государственных отношений, а так же определение специфики формирования социального взаимодействия светской и духовной властей в современных условиях

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи.

выявить идеальные типы церковно-государственного взаимодействия,

дать анализ социальной динамики церковно-государственного взаимодействия и его отражения в концепциях русских философов XVI- XX веков,

провести анализ изменений социальной доктрины РПЦ в XX-XXI веках в контексте изменяющихся взаимоотношений церкви и государства в современной России

Теоретические и методологические основы исследования. Данная работа - это исследование типов церковно-государственного взаимодействия через теоретическое их освоение в понятиях и практическое освоение через формирование идеальных типов

Диссертантом был произведен анализ произведений тех философов XIX - XX веков, которые посвятили значительную часть своего творчества осмыслению особенностей церковно-государственных отношений и их социальному значению А С Хомякова, П Я Чаадаева, Ф М Достоевского, В С.Соловьева, Н А Бердяева, С Л Франка, Л А Тихомирова, Г В Плеханов

Так же диссертантом использован методологический подход ряда современных авторов М Н Бессонов, А В Водолагин, С И Одинцов, А В

15 Логинов, а так же зарубежных исследователей - К Маркса, Ф Энгельса, М Вебера, М Элиаде, Ф Янси, П Бурдье

На основе анализа произведений философов ХІХ-ХХ веков и использования опыта ряда исследований современных авторов была проведена классификация типов социального взаимодействия церкви и государства

Гипотеза исследования Автор исходит из предположения о формировании в современной России нового типа церковно-государственного взаимодействия на стыке симфонического и кооперационного типов

Научная новизна исследования:

  1. Выявлены исторические типы социального взаимодействия церкви и государства

  2. Обоснованно положение о предпочтительности и перспективности кооперационной модели церковно-государственных отношений

3 Проведена типизация церковно-государственных отношений,
основанная на принципах идеальной типизации, позволяющей упорядочивать
эмпирический материал конкретных исследований

4 Обосновано положение о том, что церковь выполняет не только
внешнюю социальную функцию, но и определяет нравственные критерии
жизни, являясь сообществом духовных единомышленников

На защиту выносятся следующие положения:

1 На основании проведенного исследования выявлено, что в
современном российском государстве, не смотря на светский характер
власти, сохраняются элементы «симфонии властей»

2 Принцип симфонии властей содержит значительный потенциал для
современных церковно-государственных взаимоотношений

3 Выявляя принципы взаимодействия церкви и государства можно
выстроить типологию церковно-государственных отношений

4 В период после октябрьской революции утверждается антагонизм церкви и государства и формируется цезарепапистский тип взаимодействия

  1. В 90-х годах ХХ-го века наметилась тенденция перехода от цезарепапизма к кооперационному типу с элементами симфонии властей-взаимного сотрудничества данных институтов

  2. Современная ситуация расценивается как противоречивая, так как происходит сращивание церкви и государства Данный процесс может пониматься как «клерикализация», но одновременно можно говорить и о новой «синодизации»13 в отношениях церкви и государства

Теоретическая значимость исследования. Диссертация расширяет теоретическую базу социально-философского анализа церковно-государственного взаимодействия, осмысления проводимых в России постсоветского периода реформ, рассмотрения возможных путей решения противоречий национальных культур, ценностей в современной цивилизации

Анализ вариантов социального взаимодействия церкви и государства в русской религиозно-философской мысли расширяет возможности дальнейшего рассмотрения этой проблемы в рамках социально-философских исследований

Положения и выводы данной работы могут быть использованы в подготовке специалистов - философов, культурологов, социологов, религиоведов

Апробация диссертационного исследования:

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях автора, а также в выступлении автора на V Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Модернизация российского общества и социальное образование», Международном конгрессе « Глобализация настоящее и будущее России»

13 Шахов М О Клерикализация России миф или реальность9 Национальные интересы № 5,2002 С 89

17 Диссертация обсуждена на проблемной группе на заседании кафедры РГСУ

Похожие диссертации на Социальное взаимодействие церкви и государства