Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса как социокультурная реальность Шугальский, Сергей Сергеевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шугальский, Сергей Сергеевич. Социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса как социокультурная реальность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Шугальский Сергей Сергеевич; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2013.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/136

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глобальные трансформации повседневной жизни в России сформировали новую социокультурную реальность, в которой содержание и функции сферы развлечений претерпели существенные модификации. В современном обществе развлечения, сохраняя свое рекреационное назначение, все в большей мере приобретают свойства, позволяющие рассматривать их в качестве носителя важного и сложного социального опыта, преобразующего повседневность, а в социально-философском контексте — качественно изменяющего происходящее. Развлечения, а точнее их доступность и возможности выбора, играют все более значимую роль в процессах социокультурной дифференциации людей, а также их интеграции на основе общности интересов и увлечений. Таким образом, образуются новые феномены конструирования жизненного мира людей.

Наиболее полно и четко изменения сферы развлечений прослеживаются в социокультурной среде мегаполисов. Возникновение новых и трансформация существующих видов развлечений в мегаполисе есть проявление изменчивой и динамичной городской реальности. Данный процесс приобретает социальный резонанс, так как развлечения становятся неотъемлемой частью повседневности российских мегаполисов. Развитие сферы развлечений перестраивает и поле профессиональной работы и занятости значительного числа горожан, и привычные для жителей схемы организации своего жизненного пространства, режима труда и отдыха, смыслы досуга и т. д. Это порождает немало новых аспектов в содержании городской жизни и в субъективных конструкциях жизненного мира. Скорость и масштабы перемен в рассматриваемой сфере не могут не вести к нарастанию противоречий старого и нового, привычного и инновационного. Эти противоречия нуждаются в социально-философском осмыслении с учетом непрерывно-дискретного характера социокультурных изменений и их накопления, содержащего потенциал качественных скачков.

В этой связи особого внимания заслуживают молодые поколения, осваивающие наличную социокультурную реальность и одновременно активно преобразующие ее. В отношении социально-философского осмысления феноменов, порождаемых в молодежной среде под воздействием современной сферы развлечений, необходимо учитывать, что сама эта сфера ориентирована главным образом на молодежь как наиболее активную и восприимчивую к изменениям социальную группу. Особенно сильное влияние испытывает на себе молодежь, проживающая в мегаполисах, которая первой стала активно осваивать быстроформирующийся рынок развлечений.

За относительно небольшое время сформировалась новая структура развлечений молодежи российских мегаполисов. Разнообразные формы развлекательной активности, с одной стороны, отражают состояние внутреннего мира молодежи, с другой, являются результатом воздействия внешних социокультурных факторов. Современная действительность социокультурного пространства мегаполисов диктует определенные правила организации жизни, в соответствии с которыми молодежные развлечения играют немаловажную роль в вопросах социализации, идентификации и в общем процессе включения индивида в молодежное сообщество.

В обществе в целом, а также в научном сообществе, возникает проблема понимания содержания, сущности новых молодежных развлечений, а также процессов их формирования и освоения, которая особенно остро ощущается в социокультурной среде российских мегаполисов. Важно определить, что вкладывает молодежь в развлечения, обнаружить определенные закономерности и тенденции изменений данной сферы и ее влияние на жизнь молодежи в мегаполисах. Актуальным в этой связи представляется рассмотрение развлечений молодежи мегаполиса в контексте повседневности с точки зрения составляющих их социальных практик.

Обыденные и привычные действия, рассматриваемые как социальные практики, характеризуют организацию повседневной жизни общества. Однако это не значит, что такие практики равномерно распределены в данном обществе и не дифференцируют его. Социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса выступают как особый сегмент социокультурной реальности и позволяют увидеть в определенном аспекте перспективы развития ее потенциала, который будет определять субъектную сторону общества на предстоящих этапах утверждения информационного общества. В этом отношении исследуемая тема актуальна и для социальной теории, и для практических мер по обеспечению жизнеспособности людей в современных социокультурных системах.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика изучения социальных практик достаточно широко представлена как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Концепции социальных практик, получившие признание в конце XX - начале XXI века имеют глубокие социально-философские корни, которые обнаруживаются в дихотомии теории- практики, разрабатываемой в новоевропейской философии рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт), немецкой классической философии (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах), порожденных ею теориях К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей, с одной стороны, неокантианства и феноменологии Э. Гуссерля в интерпретации А. Шюца, с другой. В современных социальных теориях тема социальных практик получила развитие благодаря ее фундаментальной разработке в трудах таких социальных философов и социологов, как П. Бергер, П. Бурдье, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, И. Гофман, Т. Лукман, М. Фуко и других. Ю. Хабермас представил философскую трактовку жизненного мира, которая принимается многими исследователями социальных практик. Преимущественный контекст применения понятия социальных практик, каковым он сложился к настоящему времени, — сфера повседневности. В российской социальной философии и социологии эта проблематика представлена в работах Л. Г. Ионина, Н. Н. Козловой, Т. Ф. Кузнецовой, Ч. К. Ла- мажаа, Вл. А. Лукова, В. Г. Федотовой и других. Изучение повседневности проводилось также в рамках исследований бюджета времени (Т. М. Караха- нова, В. Д. Патрушев и др.), культурно-антропологического подхода (В. М. Воронков, М. М. Соколов и др.), а также в виде крупных эмпирических исследований Института социологии РАН, например, «Российская повседневность в условиях кризиса» под руководством М.К. Горшкова или «Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России» под руководством В. А. Ядова. Также это направление исследований активно развивается в Европейском университете в Санкт-Петербурге под руководством В. В. Волкова и О. В. Хархордина. Институциональный аспект социальных практик изучен Т. И. Заславской.

Важный блок научных источников для настоящего исследования составили труды по теории молодежи. Первые попытки выделения молодежи на фоне остальных групп акцентировали особое значение юношеского возраста в жизни человека и заложили основы будущих концепций молодежи и молодости. Научная разработка проблем молодежи берет начало в трудах Г. Стэнли Холла, Ш. Бюлер, Э. Шпрангера, Л. С. Выготского. Важный вклад в социально-философское осмысление молодежи внесли Т. Парсонс, Ш. Эйзенштадт, М. Мид, Ф. Тенбрук, Э. Эриксон, из российских ученых — И. С. Кон, С. Н. Иконникова, В. Н. Боряз, Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. В 1980- х годах одна из ведущих научных школ междисциплинарных исследований молодежи сложилась в Московском гуманитарном университете. В рамках этой школы разработаны важнейшие социально-философские и социологические концепции молодежи: гуманистическая концепция молодежи И. М. Ильинского, тезаурусная (субъектоориентированная) концепция молодежи Вал. А. Лукова, концепция социализационной нормы и социализационных траекторий, представленная в работах А. И. Ковалевой. Вопросы молодежи в контексте социокультурной динамики рассматриваются в работах П. И. Бабочкина, С. К. Савина, В. Ц. Худавердяна и других. Исследования повседневности молодежи с точки зрения социальных практик, широко представлены работами Е. Л. Омельченко и других экспертов, проведенными в рамках деятельности НИЦ «Регион».

В результате многолетней исследовательской работы в отечественной социологии молодежи накоплены обширные знания и исследовательский опыт. Однако изучение развлечений молодежи в России является довольно новым предметом социологического анализа. Основное направление исследований этой сферы лежит в области исследований досуга, представленной именами И. В. Бестужева-Лады, В. Т. Лисовского, З. В. Сикевич, Ф. Э. Шереги и другими. Особенности сферы развлечений молодежи в мегаполисах представлены в отечественной науке довольно фрагментарно. Влияние социокультурной среды мегаполисов на развлечения отмечено, в частности, в исследованиях В. В. Вагина, В. Л. Глазычева, А. В. Иконникова, а также в работах по социокультурным аспектам урбанистики А. С. Ахиезера, Т. М. Дри- дзе, В. Л. Каганского, Э. А. Орловой, Э. В. Сайко и некоторых других.

Малочисленную группу работ представляют исследования, непосредственно посвященные молодежным ночным клубам (Б. Брюстер, Ф. Брутон, Ф. Джексон и др.). Ночные клубы исследовались частично в рамках изучения массовой молодежной культуры, а также с субкультурных позиций такими авторами, как Б. Малбон, Х. Пилкингтон, С. Рэдхэд, С. Торнтон, Й. Хейзинга и др. Черты развлечений в ночных клубах нашли отражение в работах отечественных ученых В. И. Ильина, В. Д. Патрушева, Т. Б. Щепанской и др. Обширный статистический материал по данной тематике накоплен в области маркетинговых исследований.

Таким образом, молодежь как социальная группа, с одной стороны, вызывает пристальное внимание исследователей, но, с другой, остается ряд актуальных проблем, требующих дальнейшего научного изучения. Открытыми остаются многие вопросы сферы развлечений молодежи в российских мегаполисах. Слабо изучены социальные практики молодежи в сфере развлечений, они не были осмыслены в качестве особой социокультурной реальности в границах социально-философского знания.

С учетом актуальности темы и степени ее научной разработанности в диссертации были сформулированы объект, предмет, цель и задачи данного исследования.

Объект исследования - социальные практики молодежи.

Предмет исследования - социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса как социокультурная реальность.

Цель исследования - выявить сущность и особенности социальных практик молодежи в сфере развлечений мегаполиса.

Задачи исследования:

проанализировать теоретические концепции социальных практик в аспекте социальной философии;

выявить содержание и формы социальных практик молодежи в сфере развлечений на основе применения тезаурусного подхода;

рассмотреть сферу развлечений мегаполиса как фактор воспроизводства социальных практик молодежи;

осмыслить феномен ночного клуба как отражение процесса воспроизводства социальных практик молодежи в сфере развлечений мегаполиса;

проанализировать динамику социальных практик молодежи в ночных клубах.

Рабочая гипотеза исследования: сущностью социальных практик молодежи в сфере развлечений является освоение действительности и тезаурус- ное конструирование своего жизненного мира на основе этической ориентации на гедонизм и отстранения от обычных для данного общества (сообщества) житейских забот. Особенности социальных практик молодежи в сфере развлечений мегаполиса определяются характерными для него условиями социокультурной среды, а также непосредственно избираемыми формами развлечений.

Теоретико-методологическую базу исследования составило сочетание постулатов социальной феноменологии в версии А. Шюца, синтезировавшего положения феноменологии Э. Гуссерля и понимающей социологии М. Вебера, близких к концепции Шюца концепций социального конструирования реальности (П. Бергер, Т. Лукман) и социальных практик (П. Бурдье, Э.

Гидденс) и методологии тезаурусного подхода (Вал. А. и Вл. А. Луковы, А. В. Костина, Т. Ф. Кузнецова, Ч. К. Ламажаа).

В вопросах изучения молодежи диссертант опирался на положения научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета (И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков).

Эмпирическую базу исследования составили:

данные анкетного опроса по теме «Развлечения молодежи мегаполиса в ночных клубах», проведенного среди молодежи Москвы в 2010-2012 гг. (опрошено 516 человек, выборка стихийная);

результаты контент-анализа содержания Интернет-ресурсов, предоставляющих информацию о развлечениях (проведено в 2011-2012 гг., проанализировано тематическое наполнение основных разделов на 10 информационных Интернет-ресурсах о развлечениях молодежи, а также содержание 26 групп молодежной социальной сети «Вконтакте», посвященных развлечениям молодежи).

Эмпирическая база дополнена результатами вторичного анализа диссертантом данных ряда исследований 2002-2010 гг., в том числе маркетинговых исследований по ночным клубам.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

    1. Выявлена сущность социальных практик молодежи в сфере развлечений. Показано, что их проявления в современном обществе отражают освоение социальности частью молодежи, разделяющей этическую ориентацию на гедонизм и реализующей ее в своем поведении и образе мыслей.

    2. Показано, что социальные практики молодежи в сфере развлечений выступают в дифференцирующей молодежную среду роли преимущественно в аспекте конструирования жизненного мира.

    3. Выявлены и охарактеризованы особенности социальных практик молодежи в сфере развлечений мегаполиса.

    4. Представлена феноменология развлечений молодежи в социокультурной среде мегаполиса как фиксация и описание наличествующих в данный момент и в данном месте развлечений, в которые включена или может быть включена молодежь, и проанализированы их тезаурусные детерминанты.

    5. Определены особенности тезаурусов молодежи, включающей ночные клубы в структуру собственных развлечений, которая заключается в ориентации на ценностные принципы гедонизма, что оказывает влияние на освоение и воспроизводство ею соответствующих социальных практик.

    6. Ночной клуб охарактеризован как феномен массовой культуры, ориентированный на молодежь и выступающий приемлемой формой реализации социальных практик молодежи в сфере развлечений мегаполиса. Показана интегрирующая роль ночного клуба как мультипликатора социальных практик молодежи в сфере развлечений мегаполиса на поздних этапах общества индустриального типа.

    Основные положения, выносимые на защиту.

        1. Сущностью социальных практик молодежи в сфере развлечений является освоение действительности и тезаурусное конструирование своего жизненного мира на основе этической ориентации на гедонизм и отстранения от обычных для данного общества (сообщества) житейских забот. Этическая ориентация на гедонизм в современных условиях характеризуется императивом удовольствия как цели и смысла жизни. Отстранение от обычных для данного общества (сообщества) житейских забот трактуется как такое свойство социальных практик молодежи в сфере развлечений, которое означает 1) ценностный сдвиг в тезаурусе с ориентации на реальность к ориентации на получение удовольствия любой ценой; 2) нежелание принимать в расчет действительные возможности при выборе развлечений, предлагаемых наличной социокультурной средой; 3) отсутствие осознанной ориентации осваиваемых социальных практик на жизненные перспективы, приоритет спонтанного в конструировании и функционировании структур жизненного мира; 4) утрату интереса к ценностно-нормативным основам общества - его прошлому, настоящему и будущему. Жизнь как развлечение - не общий принцип для молодежи, но в локальных социальных общностях (субкультурах) такая установка может существовать.

        2. Характер проявления социальных практик молодежи в сфере развлечений в малой степени зависит от половозрастных различий, социально-групповой принадлежности молодых людей, материальных возможностей их семей, уровня семейной солидарности/конфликтности. По мере развития глобализаци- онных процессов в культурной сфере ослабевает воздействие и культурных традиций на бытование и воспроизводство таких практик. В то же время, возрастает влияние на них доступности для молодежи развлечений в формах массовой культуры, а также средств массовой информации, межличностной и групповой коммуникации (Интернета, взаимодействия в peer group — группе сверстников и др.).

        3. Особенностями социальных практик молодежи в сфере развлечений мегаполиса являются:

        наибольшая свобода выбора развлечений, минимально ограниченная принятыми в обществе формами социального контроля и провоцируемая избытком предложения продуктов массовой культуры, которые представлены в социокультурной среде мегаполиса;

        стремление к получению максимума удовольствий как следствие совпадения тезаурусного конструирования жизненного мира молодежью на ценностных принципах гедонизма с преобладанием потребительско- развлекательной составляющей в социокультурной среде мегаполисов, а также воздействия массовой культуры;

        зависимость выбора молодежью видов развлечений от уже освоенных ею социальных практик, обеспечивающих ориентацию в ситуациях неограниченного предложения, а также функционирование принципа дополнительности развлечений;

        стремление к подражанию вследствие ослабления самодеятельных начал в социальных практиках развлечений молодежи мегаполиса, что приводит к унификации и стандартизации поведения молодежи в сфере развлечений;

        преобладание потребительского отношения к развлечениям, а в ряде случаев потребительские практики становятся самостоятельными развлечениями;

        символизация социальных практик молодежи в сфере развлечений и демонстративность притязаний молодежи в социокультурной среде мегаполиса;

        наибольшая (в сравнении с другими типами поселений) скорость трансформаций социальных практик и закрепления в них новых тенденций под воздействием социокультурной среды мегаполиса;

        наибольшие (в сравнении с другими типами поселений) возможности для автономизации сферы молодежных развлечений, вплоть до формирования устойчивых групп, для которых социокультурные практики в сфере развлечений составляют целостный жизненный мир, становятся тезаурус- ной генерализацией.

        1. Феноменология развлечений молодежи в социокультурной среде мегаполиса строится как фиксация и описание наличествующих в данный момент и в данном месте развлечений, в которые включена или может быть включена молодежь. Полнота такой фиксации — тезаурусна, т. е. исходит из представлений субъекта — потребителя развлечений обо всем спектре форм развлечений, на которые он ориентируется. На этой основе возможно выделение структурных характеристик типов развлечений: способа и вида организации, количества возможных участников, стоимости, вида и способа деятельности, отношения к закону, способа воздействия, количества предоставляемых услуг, доступности для молодежи мегаполиса. В развлечениях социальные практики образуют связи на основе принципа дополнительности.

        2. Для молодежи, включающей ночные клубы в структуру собственных развлечений, оказываются характерными адаптивный или демонстративный тезаурусы, сформированные на ценностном принципе гедонизма в отношении развлечений, представленных массовой культурой в социокультурной среде мегаполисов. Такие тезаурусы (тезаурусные конструкции) определяют освоение и воспроизводство социальных практик молодежи, направленных непосредственно на получение удовольствий в развлечениях.

        3. Ночные клубы в мегаполисе выступают приемлемой формой реализации социальных практик молодежи, основанных на архаичных практиках развлечений, связанных с музыкой, танцами и общением. Воспроизводство данных практик связанно с переживанием определенных эмоций: ощущения удовольствия, эмоциональной разрядки и единения с группой, совокупность которых составляет специфическую атмосферу развлечений в ночных клубах.

        4. Ночной клуб обладает свойствами мультипликатора социальных практик молодежи мегаполиса в сфере развлечений на поздних этапах индустриаль- ного общества. С переходом к информационному обществу происходит угасание клубной культуры, снижение популярности отдыха в ночных клубах в молодежной среде и переход к барной культуре. Это вызвано трансформацией социальных практик молодежи под воздействием тенденций к демассификации культуры, персонализации личности, ее подчеркнутой индивидуальности, а также развитием новых средств межличностной и групповой коммуникации (в первую очередь Интернета). Ряд социальных практик молодежи, связанных с развлечениями молодежи в ночных клубах, начинает воспроизводиться в неклубных формах реализации.

        Практическая значимость исследования. Предложенный в работе подход с точки зрения социальных практик может способствовать расширению и систематизации обобщенного понимания содержания и сущности сферы развлечений молодежи.

        Итоги исследования могут представлять практическую пользу для выработки стратегии (конкретных рекомендаций и решений) социальной и правовой политики как в общем в сфере развлечений молодежи, так и в частности в отношении ночных клубов; применяться в выработке конкретных рекомендаций и решений в области разработки и реализации отдельных аспектов организации молодежных развлечений и планировании работы развлекательных учреждений.

        Материалы исследования могут быть использованы в образовательных программах по курсам социальной философии, теоретической социологии, социальной ювенологии, а также в системе подготовки и переподготовки кадров в сфере культуры и развлечений молодежи.

        Апробация результатов работы. Основные идеи и положения, содержащиеся в диссертации, были изложены в докладах и сообщениях на ряде научных конференций и семинаров, в том числе на VIII международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2011), на круглых столах «Молодежь в зеркале социологии» (Москва, 2011, 2012), научных семинарах молодых ученый по проекту РГНФ «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений» (2011-2013), научном симпозиуме Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ «Тезаурусный анализ мировой культуры» (Москва, 2013 г.), а также на Всероссийской научной конференции «Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства» (Челябинск, 2011). Диссертант — участник научного проекта «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений» (грант РГНФ № 11-33-00229а1).

        Основные результаты получили внедрение в учебном процессе в АНО «Институт деловой карьеры» (г. Москва), при чтении курсов профессорско-преподавательским коллективом «Философия» и «Исследования социологических и политических процессов», а также в Научно-исследовательском институте общественных и политических наук (г.

        Чебоксары) при выработке рекомендаций III Международной научно- практической конференции «Молодежная политика: мировой исторический опыт и современные проблемы»

        Итоги исследования опубликованы в 13 работах общим объемом 6,4/5,6 п.л., включая три статьи, опубликованные в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

        Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета.

        Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

        Похожие диссертации на Социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса как социокультурная реальность