Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема Боташева Шерифат Хиссаевна

Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема
<
Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Боташева Шерифат Хиссаевна. Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Ставрополь, 2002.- 301 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-9/36-5

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Оптимизм и пессимизм как предмет и объект социально-
философского анализа 19

  1. Методология социального анализа оптимизма и пессимизма 19

  2. Оптимизм в деятельностной структуре личности 59

  3. Социально-регулятивная функция оптимизма в условиях

общественной трансформации 80

ГЛАВА 2. Историко-философская ретроспекция в концептуальном
осмыслении оптимизма и пессимизма 98

  1. Ранние формы оптимизма и пессимизма 98

  2. Проблемы оптимизма и пессимизма от Средневековья до Нового времени 111

  3. Концепции оптимизма и пессимизма в западной философской мысли.... 124

  4. Становление российской парадигмы оптимизма и пессимизма 156

ГЛАВА 3. Социокультурная динамика оптимизма в аксиологической
перспективе 170

  1. Оптимизм как смысл жизни и ее ценность 170

  2. Диалектика добра и зла и социально-психологические проблемы оптимизма и пессимизма в техногенном обществе 186

  3. Социальный оптимизм: реалии и проблемы 202

  4. Социальный пессимизм как атрибут деструктивного сознания общества 233

  5. Перспективы позитивной реализации оптимизма в духовно-нравственном

обновлении личности 243

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 268

ПРИМЕЧАНИЯ 278

БИБЛИОГРАФИЯ 286

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное российское общество характеризуется крупными социальными и духовными изменениями, затронувшими всю систему базовых ценностей. В центре этих изменений стоит человек - и как участник реформационных процессов, и как субъект ценностных композиций современного общества. Радикальным образом видоизменяя социум, он первым воспринимает и реализует эти перемены в своей жизнедеятельности. Происходящие изменения нередко провоцируют социальную деструкцию, выражающуюся в потере ценностных ориентиров, утрате целей и бытийных смыслов, затрагивающих основу мировоззрения.

В процессе перехода российского общества к рыночным отношениям происходит разрушение прежней системы условий и факторов, влияющих на формирование как оптимистического, так и пессимистического настроений россиян. Как оптимизм, так и пессимизм содержат в себе не только позитивные, но и негативные аспекты. Особенно отчетливо это проявляется там, где в процессе формирования общественного мнения не всегда своевременно извлекаются уроки из нашей не столь отдаленной истории и не делаются соответствующие выводы для ближайшей и более отдаленной перспективы с учетом конкретных реалий социально-экономического и внешнеполитического состояния российского общества. Следствием дезориентации социальной деятельности людей являются не только поведенческие конфликты, но и масштабные общественные потрясения. Реальный вред для общества наносит пессимизм, утрата перспективы глубочайшее безверие, скепсис, духовная разочарованность.

Очевидно, что становление новой эпохи требует новой парадигмы человеческого самосознания, со всем комплексом ценностных ориентации, социальных установок, интересов, методов мышления, социальной направленности поведения личности. В то же время, традиционные институты, сформировавшие такую направленность, уже не действуют, а новые еще не сформировались. В связи с этим представляется актуальным как изучение процессов социокультурной динамики современного общества, так и их оснований. Решение этих задач во многом представляется возможным в процессе исследования таких понятий как «оптимизм» и «пессимизм», которые находятся в тесном взаимодействии с объективными изменениями в социальном бытии и в значительной мере влияют на духовно-нравственном состоянии личности и общества.

Кроме того, актуальность темы исследования определяется отсутствием достаточно определенного толкования социального оптимизма и пессимизма, их слабой философской основой. Отдельные наиболее существенные аспекты проблемы пока вообще остаются вне поля зрения современных философов. Исходя из этого, автором отдано предпочтение социально-философскому анализу оптимизма и пессимизма. Только в процессе данного анализа представляется возможным системное изучение оптимизма и пессимизма, определение методологических оснований для их последующего осмысления и реализации в практике жизни и деятельности личности и общества.

Проблемы оптимизма и пессимизма комплексны и многогранны. Их полное и всестороннее изучение является предметом исследования ряда гуманитарных наук. Не менее важным представляется и тот факт, что анализ оптимизма и пессимизма обусловлен также потребностью разграничения методологических подходов к исследованию данных феноменов. Социальный оптимизм, также как и его антипод социальный пессимизм, являются сложными социокультурными понятиями, связанными со структурой, с фундаментальными законами функционирования и развития общества. При этом если не опираться на знания, полученные в ходе исследования социального оптимизма, невозможно понять и выработать механизмы современной социальной динамики. Социальная адаптация, вне учета специфики проявлений и влияния на общественное мнение социального оптимизма и пессимизма, является сдерживающим фактором на пути к стабилизации российского общества. Успешная адаптация во многом зависит от сформированности соответствующего внутреннего настроя при реализации как социального оптимизма, так и пессимизма.

Но при всей своей многогранности теоретико-методологический анализ сущности и содержания данных понятий необходим для создания целостной концепции оптимизма и пессимизма. Особая роль в решении этой проблемы принадлежит социальной философии. Теоретико-методологический анализ сущности и содержания исследуемых понятий позволит создать целостную концепцию оптимизма и пессимизма, внести свою лепту в научное истолкование современных социальных процессов и явлений.. Именно философия должна решить вопрос о сущности оптимизма и пессимизма, характеризующихся новыми качественными проявлениями, внутренней подвижностью и изменчивостью; об их социальной обусловленности, направленности, основном смысловом содержании, конкретных формах осуществления.

Результаты философского осмысления сущности, структуры, специфики развития и механизмов формирования социального оптимизма и пессимизма призваны стать мировоззренческими и методологическими основаниями новой философской антропогемы, а также факторами становления социально активной, духовно-нравственной личности и успешного реформирования современного российского общества.

Степень разработанности проблемы. Проблема оптимизма и пессимизма является направлением исследования социальных наук, не получившим законченного выражения. Философия и другие социально-гуманитарные науки к настоящему времени располагают обширным материалом по теме нашего исследования. Многими учеными определены свои подходы к пониманию «оптимизма» и «пессимизма». В работах целого ряда авторов, принадлежащих к разным теоретическим течениям в философии, социологии, психологии мы находим высказывания, суждения, фрагменты и даже целые концепции, в которых содержится попытка осмыслить процессы, протекающие в мире человеческой субъективности, в мире человеческих мыслей, воли и чувств. В последние годы в нашей литературе появилось значительное количество работ, авторы которых занимаются изучением тех или иных аспектов оптимизма и пессимизма, рассматривают их под разными углами зрения. Однако, на основании исследования и анализа источников, отражающих тематику проблемы, следует признать, что до настоящего времени ни отечественными, ни зарубежными учеными социальный оптимизм и пессимизм не избирались в качестве самостоятельного объекта философского познания.

Вследствие этого, мы не можем говорить о существовании в какой-либо социально-гуманитарной науке целостной концепции социального оптимизма и пессимизма.

Тем не менее, понятия «оптимизм» и «пессимизм» привлекали внимание ученых во все времена. Так, в философии рационализма оптимистическая сущность человека видится в его мышлении, которое захватывает и подчиняет практически все функции души. Данное направление в философии исследовали Сократ, Аристотель, Эпикур, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, Г. Лейбниц и др.

Более конкретно эти проблемы рассматривались в отечественной социальной философии. По различным аспектам оптимизма и пессимизма имеется ряд интересных исследований (работы Л.В. Боброва, Н.Г. Володиной, А.Р. Геворкяна, О.Г. Дробницкого, В.Е. Давидовича, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Б.Г. Кузнецова, В.М. Михеева, М.П. Мчедлова, B.C. Овчинникова, А.А. Павельева, Б.Д. Парыгина, СИ. Попова, Е.М. Решетниковой, В.И. Синютина, Т.Т. Тимофеева, А.С. Ципко, и др.). Их разработки в значительной мере абсолютизируют отдельные компоненты этих феноменов, в качестве которых выступают: настроения, эмоции, чувства, принцип инновационного мировоззрения, оценочный модус социального оптимизма и др.

В социально-историческом и аксиологическом плане весьма интересными с этой точки зрения представляются работы таких известных отечественных исследователей, как Э.М. Андреева, И.С. Кона, Л.И. Гринина, М.Я. Гефтера, А.Я. Гуревича, Г.М. Гака, К. Гемпеля, A.M. Гендина, М.Н. Громова, А.В. Гулыги, В.А. Горшкова, Н.С. Плотникова, Н.Н. Неретиной, В.М. Межуева, Н.П. Медведева, С.С. Батенина, B.C. Барулина, П.Г. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, А.И. Данилова, В.А. Дьякова, Е.М. Жукова, В.Н. Лавриненко, Б.Г. Кузнецова, С.С. Гусева, М.А. Чешкова, И.М. Савельевой, А.В. Полетаева, Б.А. Успенского, Н.Б. Маньковской, Л.Н. Москвичева, Е.Б. Рашковского, К.В. Хвостовой, Г.Л. Тульчинского и др.

В отечественной психологии ученые сводят оптимизм преимущественно к индивидуальным проявлениям психики и довольно фрагментарно анализируют социальную сущность этих феноменов. Психологи в основном фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах, вызывающих те или иные психические состояния, задавая вопрос, например, почему один индивид более оптимистичен, чем другой. В этом отношении известны работы В. Е. Смирнова, А.Г. Ковалева, 3. Фрейда, К. Юнга, Г. Лебона, И.С. Кона, Е.И. Рогова, К.А. Абульхановой-Славской, Л.Д. Столяренко и др.

В социологии проблемы оптимизма и пессимизма в той или иной степени представлены в работах выдающихся ученых - П. Сорокина, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, Ю.Р. Вишневского, В.А. Ядова, И.И. Камынина, В.А. Чуланова, Ю.Г. Волкова, В.И. Курбатова, СИ. Самыгина, СИ. Попова, Т.А. Тимофеева, Г.Х. Шахназарова, а также в работах современных социологов-практиков - Кужельной И.П., Ряжских А.Ю. и др.

Не остались в стороне от исследования этой проблемы и наши педагоги. Но их она интересует прежде всего с точки зрения повышения познавательной активности подрастающего поколения при выработке положительного настроя на учебную деятельность. В этом направлении известны работы А.С

Макаренко, АЛ. Ушинского, П.П. Блонского, М.М. Рубинштейна, Н.А. Рыбникова, Ф.Р. Филиппова, Е.Н. Шиянова и других.

Определенное влияние на исследование данной проблематики оказала философская литература зарубежья. Ее авторы проявляют повышенный интерес к социальному оптимизму и пессимизму, как правило, при изучении электората современного общества. В этой области известны труды таких ученых как Ш. Бюлер, М. Зелигман, А.Швейцер, Э.Шпрангер, К. Маннгейм, Т. Парсонс, Э. Хартшорн, К. Кенстоун, М.Х. Титма, К. Бендарик, Д. Колеман, Д. Янкелович и др.

В основе социально-философского подхода к исследованию феномена социального оптимизма заложено положение, заключающееся в том, что именно такой подход позволяет выделить всеобщие, проявляющиеся в поведении каждого человека тенденции. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что типологии поддаются лишь устойчивые компоненты социального оптимизма: уверенность, вера, убежденность, надежда, ценностные ориентации, общая направленность. Взаимодействие социального оптимизма с социальным бытием приводит к организации основных типов мотивационной направленности индивида - его оптимизма или пессимизма.

Сложность человеческой природы, вся человеческая субъективность, с присущим ей миром мысли, воли и чувств, требуют целостного изучения человека как феномена, инициатора социальных процессов. Поскольку выводы различных наук о движущих силах поведения и деятельности человека зачастую несовместимы и односторонни, возникает вопрос об использовании современной социально-философской методологии для изучения проблем социального оптимизма и пессимизма.

Каждое философское направление пыталось сосредоточиться на поиске специфического человеческого свойства, определяющего его положение в социальном мире и его роль в нем, что привело в тупик - человек и его сознание, движущие силы поведения и само поведение никак не представлялись в единой плоскости и своей гуманистической целостности. Человек безмерно сложен и неисчерпаем, в нем проявляется уникальное сплетение природных и социальных качеств, он творит мир социального.

В одних философских концепциях человеку отводится пассивная роль -он просто руководствуется жестко фиксированным строем ценностей. В других, хотя человек и проявляет активность, но в качестве движущей силы этой активности выступает одно из свойств или качеств человека: или только разум, или только чувственная сфера. То есть в одних теориях в качестве движущих сил поведения человека провозглашаются сознательные элементы, в других - иррациональные. Среди иррациональных состояний человеческой субъективности выделяются самые различные формы: воля, любовь, вера, надежда, покаяние и т.д. В целом ряде философских подходов на первое место ставится в качестве определяющего свойства человека биологические или психофизиологические процессы, состоящие из комбинаций духовных элементов. Столь же разнообразны и подходы к пониманию взаимодействия данной субъективности человека с другими, а также с объективной реальностью. Это могут быть отношения вечной борьбы и сопротивления, выживания и постоянного конфликта. Это могут быть и отношения любви, уважения и сочувствия. Уровни взаимодействия между субъектом и объективной реальностью могут носить асимметричный характер, при котором человеку отводится роль активного творца и конструктора мира. В этом случае в качестве движущей силы рассматриваются: озабоченное отношение к миру, любовь, вера и очень часто свобода личности и т.д.

Нельзя не сказать о большом вкладе всех философов в формирование представления о движущих силах поведения и деятельности человека., в то же время, в силу постоянной борьбы между субъективным и объективным в интерпретации социальной жизни, многие ученые обратились к психологической науке, с целью получения ответов на вопросы, связанные с человеком, его поведением, со скрытыми силами поведения, с деятельностным изменением людьми обстоятельств своей жизни.

В рамках психологии были пересмотрены представления о человеческой личности, ее душе и разуме, которые сложились в рамках различных философских систем. В то же время, психология не могла не использовать тех результатов, которые представлял ей опыт философских размышлений. При этом она тяготела к философии эмпиризма, описывающей данности индивидуального опыта, а рационалистические концепции чаще всего оставались без внимания. Поэтому наиболее популярной философской и психологической теорией на Западе признается психоанализ 3. Фрейда, основывающийся на выделении в качестве основных движущих сил поведения индивида неосознанных побуждений, влечений, инстинктов, то есть бессознательных компонентов психики. Многочисленные психологические теории рассматривали мотивационные процессы индивида как только побудительные, основанные на присущих человеку инстинктах, находящихся в противоречии с социально-историческим и культурным окружением, стремящимся с помощью запретов и правил ограничить человеческие стремления.

Советские философы и психологи, несмотря на чрезвычайное многообразие точек зрения на психическое в личности, объединялись в трактовке общественной детерминации психических процессов. В то же время, в большинстве психологических концепций, психика предстает в виде набора «узлов», «блоков», отдельных сторон и аспектов психического. В связи с таким положением по сути дела ничего нельзя узнать о субъективной жизни человека, о природе его индивидуальности, о сущности его мотивационных процессов как целостного механизма. Чаще всего в качестве движущей силы поведения человека в отечественной социальной философии и психологии рассматривались потребности, хотя мотивационный механизм включает наряду с потребностями и другие компоненты: интересы, установки, ценностные ориентации, практическое мышление. Здесь следует учитывать тот факт, что оптимизм личности не только носит социальный характер, но и выполняет различные функции, к числу которых наряду с побуждением к деятельности можно включить функции формирования и регулирования, а также конструирования и творчества, функции познания и оценки и т.д. Социальный оптимизм как мотивация представляет собой единый механизм, основанный на синтезе, композиции когнитивных, аффектных, волевых психических процессов, способный осуществлять непрерывное взаимодействие с постоянно меняющимся социальным контекстом, детерминирующим поведение человека.

Своеобразное видение проблем мотивации поведения человека предлагают биологические, физиологические и производные от них науки. Происходит постепенная переориентация многих аспектов биологических теорий, обусловленная необходимостью осуществлять исследование внутри системы «человек - природа - общество». К производным наукам относится социобиология, считающая, что путь человека определяется генно-культурной трансмиссией, то есть постоянным переходом от генных факторов к культурным; этология, в рамках которой ученые в качестве основного двигателя поведения человека рассматривают агрессию, направленную на устранение внешнего оппонента и изменение его поведения.

Для многих ученых физиологов и психофизиологов основой психических процессов выступает физиология мозга. Для И.П. Павлова главным в нервной деятельности является понятие рефлекса; для А.А. Ухтомского - доминанты, в качестве которой рассматривается очаг возбуждения в коре головного мозга; для П.К. Анохина - очаг внутреннего торможения. Для физиолога И.И.Мечникова такой основой психической деятельности является ортобиоз, то есть борьба с дисгармонией человеческой природы и т.д.

В рамках этих наук при исследовании движущих, побудительных сил поведения человека не учитывались социальные, культурные факторы, не рассматривались «продукты» социализации, находящиеся в психологических мотивационных процессах и определяющих в большинстве случаев особенности поведения, его содержательный смысл и направленность.

Изучение состояния общества через анализ социокультурных процессов -это путь к познанию закономерностей общественного развития и умению воздействовать на них как в объективной, так и в субъективной реальностях. В связи с этим актуальным представляется изучение процессов изменения субъективного мира под влиянием социокультурных изменений объективной реальности.

Подчеркивая основательность и высокий уровень исследований этих и других авторов, отметим, что большинство из них исследует лишь отдельные аспекты оптимизма и пессимизма, без рассмотрения их как единого многоуровневого феномена, во всем многообразии его сторон и проявлений. Вместе с тем, они представляют собой мировоззренческий и методологический фундамент, опираясь на который можно возводить концепцию целостного понимания проблемы оптимизма и пессимизма как новой философской антропогемы. Эти труды дают возможность осуществить социально-философский анализ как оптимизма, так и пессимизма. В целом можно сказать, что оптимизм и пессимизм введены в сферу исследования социальной философии, философской антропологии и аксиологии, хотя как целостный социальный феномен они до сих пор остаются малоисследованной областью и нуждаются в широком социально-философском анализе.

Таким образом, в настоящее время в нашей стране сложилось реальное противоречие между потребностью комплексного изучения оптимизма и пессимизма, их формированием и влиянием на социальную жизнь общества и отсутствием целостного научного исследования, представляющего решение данной глобальной социально-философской проблемы, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Глубинное осознание и системное постижение этого противоречия явилось ключевым мотивом исследования.

Методологической основой диссертации выступают общефилософские принципы системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, принципы и методы современной социальной философии -конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-генетический и историко-типологический методы, метод единства исторического и логического в социальном познании, а также отдельные методы современной теоретической социологии, аксиологии и социальной психологии.

Теоретической основой исследования выступает диалектический метод, включающий в себя системный, деятельностный и структурно-функциональный подходы к изучению социальной действительности. Помимо этого, автор широко использовал феноменологические и герменевтические теории и концепции.

Объектом диссертационного исследования выступают социальный оптимизм и социальный пессимизм как философские категории, рассматриваемые с позиций философско-антропологического и социально-философского анализа.

Предметом исследования являются феномены оптимизма и пессимизма, процесс их формирования и реализации в сознании субъекта и его целеполагающей жизнедеятельности в нестационарном социуме.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы представить и обосновать концепцию феноменологического единства социального оптимизма и пессимизма в категориальном поле современной социальной философии.

Для достижения данной цели в диссертации поставлены следующие задачи: исследовать специфику становления взглядов на понятия «оптимизм» и «пессимизм» в истории социально-философской мысли; дать концептуальное определение социального оптимизма и пессимизма и выявить их сущностные черты как предмета философского анализа; рассмотреть оптимизм и пессимизм как атрибуты социального бытия личности; - исследовать феномены оптимизма и пессимизма как подуровни социальной реальности; определить место и роль оптимизма и пессимизма в деятельностной структуре личности; эксплицировать структурно-функциональный статус социокультурной мобильности в ценностно-мотивационной сфере деятельности личности; рассмотреть феномен социального оптимизма как динамическое социопсихическое поле; проанализировать причины кардинальной реформации феномена социального оптимизма в массовом сознании современного российского общества; определить роль социально- экономических, политико-правовых и социально-психологических факторов в формировании социального оптимизма; - выявить имманентную взаимосвязь феноменов социального оптимизма и пессимизма в целеполагающей деятельности субъектов на микросоциальном уровне.

Научная новизна диссертации состоит в следующих основных положениях: - в диссертационном исследовании впервые в философии осуществлен целостный, комплексный междисциплинарный анализ социальной значимости оптимизма и пессимизма; - определено этимологическое содержание понятий «социальный оптимизм» и «социальный пессимизм» в рамках формирования новой философской антропогемы техногенного общества; - преодолена традиционная дихотомия понятий «социальный оптимизм» и «социальный пессимизм» и снята категориальная антитеза между ними; - дано новое концептуальное определение феноменов оптимизма и пессимизма через системную экспликацию деятельностнои природы социальных субъектов; предложена концепция социального оптимизма как смысложизненной ориентации субъекта в целесообразной и целеполагающей деятельности; определено аксиологическое содержание оптимизма и пессимизма в духовно-нравственном обновлении личности и общества; показано значение феноменов оптимизма и пессимизма как индикаторов социальной напряженности во всех сферах современного общества; представлена взаимосвязь социокультурных параметров оптимизма с ценностными ориентациями индивидов; выявлена роль социального пессимизма как атрибута деструктивного сознания общества; - исследованы перспективы позитивной реализации оптимизма в духовно-нравственной сфере.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблема социального оптимизма является центральным направлением в исследовании общей динамики социокультурных изменений, однако она до сих пор не получила своего законченного концептуального выражения. В работах целого ряда авторов, принадлежащих к различным теоретическим течениям в философии, социологии, психологии, можно найти высказывания, суждения, фрагменты и даже целые концепции, в которых содержится попытка осмыслить, проанализировать процессы, протекающие в мире человеческой субъективности. В то же время, мы не можем говорить о существовании в какой-либо области социально-гуманитарного знания целостной концепции социального оптимизма.

2. В ситуации углубления системного кризиса в современном техногенном обществе социальный оптимизм выступает как интегративная программа самоуправления целеполагающей активностью личности со стороны регулирующих ее деятельность социальных институтов и организаций.

3. Как социальный оптимизм, так и социальный пессимизм представляют собой целостное, синкретическое, имманентно взаимосвязанное социопсихическое поле деятельности индивида, включающее в себя внутренне устойчивые ценностно-мировоззренческие идеалы и духовно-нравственные ориентиры, а также константные социальные структуры.

С этой точки зрения социальный оптимизм выступает как единая интеллектуальная и эмоционально-чувственная доминанта в целеполагающей деятельности субъектов, и его никоим образом не следует рассматривать как некий психологический подвид экзальтированного поведения индивида или стихийное проявление анархических форм реализации личностной свободы.

С другой стороны, социальный пессимизм не следует смешивать с деструктивными формами сознания, социальной аномией, нигилизмом или психическими состояниями меланхолии и фрустрации. В современных кризисных условиях социальный пессимизм выражает себя как новая форма рационалистического прагматизма, позволяющая субъекту обрести устойчивое состояние в своей детально просчитанной и рационально организованной деятельности.

Исходя из этого, мы предлагаем новое концептуальное обоснование имманентного единства оптимизма и пессимизма в деятельностной структуре личности и определяем социальный оптимизм и пессимизм как систему отношений к миру в целом, отношений к ожиданию от будущего. Оптимизм -это уверенность людей в прогрессивной перспективе развития общества, уверенность в том, что будут созданы благоприятные условия для реализации их творческих потенций и социально востребованы их профессиональные качества.

7. Пессимизм в социопсихическом плане выражает себя как специфическая форма социальной аномии, являющейся устойчивым компонентом деструктивного сознания общества переходного периода. В противовес данному виду социальной апатии, особенно распространенному среди современной российской молодежи, мы выдвигаем принцип альтруизма как индивидуальное свойство творчески ориентированной личности, ценность которой опредмечивается в социальной практике. Предметом деятельного альтруизма становится социальное здоровье, определяемое как гармонизованное отношение субъектов, имеющее константные условия своего поддержания, способное активизировать всех участников социокультурной динамики.

8. Тем самым, несмотря на то, что наличная социальная реальность и проанализированные статистические данные последних лет приводят нас в целом к пессимистическим выводам относительно будущих позитивных параметров развития российского общества, мы все же склонны считать, что эти позитивные параметры будут в дальнейшем укрепляться в плане совершенствования духовно-нравственных доминант в политической, социально-экономической и профессиональной практике основной части российской молодежи, чья деятельность - как позитивная, так и деструктивная, - будет непосредственно определять будущее социальное здоровье нашего общества.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного социально-философского исследования могут найти свое конкретное применение в разработке целого ряда государственных мероприятий в области совершенствования социально-экономической политики, учитываться при принятии и корректировке новых концепций и программ в области образования и воспитания молодежи, стать теоретической базой для разработки специальных и факультативных учебных курсов в практике высших и средних учебных заведений самого различного профиля. Исследование представляет также конкретный научный интерес для прикладных социально-гуманитарных исследований - для историков, социологов, педагогов, психологов и социальных работников. Научно-теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в системе массового просвещения по линии городских, краевых и региональных обществ "Знание".

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на Второй международной конференции "Циклы", на ряде республиканских, межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на заседаниях Проблемного Совета СевКавГТУ по философии, педагогике и психологии высшей школы, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Обобщенные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в разработке методологического инструментария для прикладных социологических и социально-психологических исследований, а также легли в основу ряда факультативных курсов по социальной философии, культурологии и философской антропологии.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 35 научных работ, в том числе три монографии, учебное пособие по философии, 30 статей. Общий объем публикаций 60,5 п. л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих двенадцать параграфов, заключения и примечания. Общий объем работы - 301 страниц.

В конце работы помещен список использованной литературы, включающий 305 источников, в том числе на 20 иностранных языках.