Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная мобильность как философская проблема Василенко, Инна Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Василенко, Инна Викторовна. Социокультурная мобильность как философская проблема : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Волгоградский гос. техн. ун-т.- Волгоград, 1996.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-1/1191-4

Введение к работе

Актуальность темы исследования. (Социокультурная динамика - неотделимое свойство социального бытия. Конец XX века демонстрирует возрастание темпов и драматизма социальных и духовных процессов во всех обществах ./Они оказались в одинаковой духовно-нравственной коллизии, вызванной вовлеченностью в научно-техническую революцию, сопровождающуюся не только положительными эффектами и проявлениями, но и кризисами техно-г енной ііивилиз ации.

г^Составной частью социокультурной динамики является подвижность внутреннего мира участников социального процесса, находящегося в тесном взаимодействии с объективными изменениями в социальном бытии. Новая эпоха требует новой парадигмы человеческого самосознания со всем комплексом ценностных ориентации, методов мышления, идеологических построений/ Особенно интенсивно смена приоритетов в социокультурной сфере происходит в российском обществе, находящемся в процессе выбора между альтернативами, которые можно обозначить кратко как заимствование, реставрация или развитие на собственной основе.

Социально-философский анализ проблемы социокультурной мобильности должен решить вопросы о сущности субъективной стороны социального бытия как специфической социальной реальности; основном содержании, функциях внутреннего мира участников социального процесса. Общепризнанным в социально-философской литературе является тезис об отсутствии всесторонне разработанной теории социокультурной мобильности, что затрудняет постановку и решение более конкретных вопросов, связанных с познанием и освоением происходящих социальных изменений. В то же время, постановка проблемы о мере изменчивости духовных ориентиров, о степени "незыблемости" тех или иных нравственных критериев, о пропорции между этики тєндєнцияіли является, на наш

взгляд, актуальной для современной социальной философии.

Актуальность разработки философских основ проблемы социокультурной мобильности определяется также потребностями социального прогнозирования, задачами социального воздействия на процессы, происходящие в духовной сфере, в целях предотвращения нежелательных вариантов общественного развития.

Основной целью исследования является определение закономерностей изменчивости, подвижности внутреннего состояния субъектов социальных процессов, т.е. социокультурной мобильности, делая при этом акцент на личность, поскольку именно она является активным элементом любого общественного развития.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

обосновать содержание термина "социокультурная мобильность" как обозначения субъективной подвижности действующих лиц социокультурной динамики;

поставить изучение социокультурной мобильности в соотнесение с анализом социального бытия, его специфики и форм проявления;

проследить взаимосвязь переменной и константной составляющих социального бытия, выступающего по отношению к участникам социального процесса как субъект-объектная реальность; . .

определить место социокультурной мобильности в объективированном проявлении социальной изменчивости, т.е. социальной мобильности;

выявить структуру, содержание, особенности функционирования и формы проявления социокультурной мобильности в разных состояниях социума.

Степень разработанности проблемы

Проблема социокультурной мобильности является направлением исследования социальных изменений, не получившим законченного выражения. Приоритеты в поста-

новке проблемы мобильности в обеих ее аспектах: объективной, т.о. присущей социальным процессам подвижности, и субъективной, внутренней, психологической мобильности, в литературе XX века принадлежат П.А.Сорокину, В отечественной и зарубежной литературе нашли широкое отражение проблемы социальной мобильности, понимаемой как стратификационное перемещение (Э.Гидденс, Н.Смелзер, Д.Бартоломью, П.Блау, С.М.Липсет, Р.Бендикс, Ф.Р.Филиппов, М.Н.Руткевич, Н.А.Аитов, Б.Ц.Урланис,- В.И.Лукина и т.д.). Лишь в отдельных работах ставятся проблемы изменчивости, динамичности ряда свойств массового сознания, таких, как психический склад," социальные чувства, настроения и т.д. (Г.Г.Дилигенский, Б.А.Грушин, А.К.Уледов).

Западноевропейская социальная мысль также предприняла шаги в исследовании проблемы социальных изменений в связи с социокультурной мобильностью. Лишь отдельные концепции можно отнести к теории субъективной подвижности в социальных изменениях (О.Шпенглер, А.Тойнби, Б.Рассел, М.Шелер, Т.Парсонс, Ж.Маритен и т.д.) .'

С середины 80-х годов появляются публикации, в которых подвергаются анализу отдельные стороны изменчивости духовно-интеллектуальной сферы (сначала внимание обращается к динамике политхтческих умонастроений, затем в исследовательский оборот включаются экономические позиции социальных субъектов, и, наконец, ценностные ориентации (С.Ф.Анисимов, Б.Н.Бессонов)). В то же время процессы субъективной изменчивости не юл ели единой концептуальной основы и не рассматривались в контексте проблем социальных изменений и социальных переходов. Подобная проблематика начинает привлекать ученых лишь в последнее время (А.И.Пригожий, М.В.Ильин, В.В.Макаров, Н.П.Медведев). При рассмотрении механизма социокультурной мобильности автор обращается преимущественно к разработкам, имеющимся в отечественной литературе (А.А.Баталов, И.В.Ватин, А.П.Донченко, Д.И.Дубровский, Б.П.Черносветов, Л.В.Скворцов и т.д.). В ходе исследования сущности и

проявлений социокультурной мобильности помогли работы Б.З.Докторова, Н.И.Лапина, О.В.Козловой, Э.С.Маркаряна, Э.А.Баллера, В.С.Библера, Абраама Моля.

Подчеркивая основательность и высокий уровень всех этих исследований, отметим, что большинство из них исследуют лишь отдельные аспекты субъективной изменчивости личности, без рассмотрения ее как единого, сложного феномена, во всем многообразии его сторон и проявлений.

В целом можно сказать, что социокультурная мобильность как социальный феномен остается малоисследованной областью и нуждается в широком философском анализе.

Методологической основой исследования являются труды классиков мировой философии, работы современных западных и отечественных ученых, отражающие специфику подвижности внутреннего состояния социальных субъектов. В диссертационной работе использованы результаты научных исследований историков, социологов, психологов, культурологов.

Научная новизна работы. Доказано, что:

существует атрибутивная связь социокультурной мобильности с социальным бытием;

социокультурная мобильность - это способ существования открытой самоорглнизующейся нелинейной системы общества;

» социокультурная мобильность - это способ самоинициирования изменений социального бытия;

в работе эксплицированы формы проявления социо
культурной мобильности с объективированными фор
мами своего проявления: стратификационными пере
мещениями, с социокультурной динамикой;

рассматриваются вопросы взаимодействия переменной и константной составляющих субъективной стороны социального бытия.

Положения, выносимые на защиту. В результате проведенного исследования диссертант пришел к следующим выводам:

субъективная сторона социального бытия, т.е. со
циокультурная мобильность, взаимосвязана с
объективной, что означает, с одной стороны, ини
циирование социальных изменений, переход потен
циального бытия в актуальное, а с другой стороны
- влияние характера и особенностей социокультур
ной динамики, в частности ее объективной состав
ляющей, на специфику проявления социокультурной
мобильности;

внутренняя подвижность субъекта социального процесса является имманентным источником социокультурной динамики;

социокультурная мобильность является частью бо
лее широкого понятия "социальная мобильность",
которое обозначает социальные, стратификационные
перемещения индиг-іида в социальном пространстве;

социокультурная мобильность является подвижной

структурой социального субъекта, находящейся в постоянном и гибком взаимодействии с ео константой (менталитетом, психически!/, складом и т.п.);

социокультурная мобильность может проявляться в различных формах, среди которых следует назвать: негативные и позитивные; активные и пассивные; ориентированные на дальние и ближние цели; на крупномасштабные и затрагивающие отдельные личности и группы людей и т.д.;

социокультурная мобильность тлеет свою структуру, которая включает в себя в качестве основных компонентов ценностные ориентации, способы практического мышления и идеологические установки .

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты помогут полнее представить закономерности общественного и индивидуального сознания, специфики развития духовной сферы; а также могут быть

использованы при создании методологии комплексных исследований социальных проблем; в специальных исследованиях, посвященных проблемам человеческого сознания и поведения, проблемам активности субъекта.

Материалы, положения и выводы могут быть использованы при чтении как основных, так и специальных курсов по философии, теории культуры и др.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в 6 научных публикациях. Автором сделаны сообщения на 5 научных конференциях: на научно-практической конференции "Молодежь и рынок" (декабрь 1994 года, Волгоград); на Международной научной конференции "Социальные трансформации и положение женщин в России" (3-4 марта 1995 года, г. Иваново); на научной конференции "Проблемы девальвации духовных ценностей общества и системы образования" (17-19 октября 1995 года, г. Волгоград); на научной конференции "Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности" (22-24 марта 1995 года, г. Новосибирск); на 'научно-методической конференции "Феминология: методология исследования и методика преподавания" (26-27 апреля 1996 года, г. Иваново); на ежегодных научных конференциях ВолгГТУ в 1994 и 1995 гг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав и заключения.