Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные факторы трансформации системы ценностей российского общества в условиях глобализации Авдеев Евгений Александрович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авдеев Евгений Александрович. Социокультурные факторы трансформации системы ценностей российского общества в условиях глобализации: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Авдеев Евгений Александрович;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»], 2018

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена существенными экономическими, политическими и социокультурными изменениями современного мира. Вплоть до середины XX века человечество существовало в условиях дефицита безопасности, отсутствия уверенности в будущем. Следствием этого выступала сильная групповая солидарность и ориентация на авторитет и традицию, традиционные культурные нормы, превалирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Последующее экономическое и технологическое развитие, стремление обеспечить более высокий уровень безопасности и материального благополучия, во многом обуславливает ценностно-культурные и институциональные изменения, способствует увеличению числа людей, для которых приоритетными становятся свобода и индивидуалистические ценности, более критическому отношению к традициям. Нетерпимость по отношению друг к другу сменяется толерантностью, ориентацией на открытость и новизну.

В последующем миропорядок, сформированный в XX веке, был подвержен серьезным деформациям. Происходит крушение мировой социалистической системы, мировое сообщество потрясает череда глобальных экономических кризисов, региональных войн и военных конфликтов, ускоряются процессы глобализации, ориентирующие на активное взаимодействие различных социально-культурных традиций и ценностных систем. Это приводит к росту социальной напряженности в мультикультурных сообществах и создает предпосылки для изменения системы ценностей современного мира. Все более отчетливо просматривается назревающий конфликт между либеральными, неолиберальными и консервативными ценностями современного общества, которые становятся ценностной основой государственной политики западных стран. Данные обстоятельство вызывают активный процесс отторжения со стороны значительной части населения, являющейся носителем в большей степени консервативных, традиционных ценностей. Господство неолиберальных ценностей в Европе, формальное уравнение в правах любых меньшинств, сопровождаю-

щееся усилением реальной социальной сегрегации, приводят к дискредитации либеральных ценностей, которые были и остаются определяющими для дальнейшего модернизационного развития. Среди носителей традиционных ценностей также существует тенденция на дальнейшее развитие, на архаизацию всех сфер общественной жизни.

Не осталось в стороне от происходящих в мире изменений и российское общество, которое в конце XX века активно включилось в процессы становления глобального миропорядка. Российский правящий класс был «заражен» современными неолиберальными идеями, ставшими идеологической основой для дальнейшего развития отечественного социума. Это вызвало своего рода отторжение со стороны большей части нашего населения, придерживающегося более консервативных и традиционных ценностей. В настоящее время осуществляется постепенный возврат к наиболее значимым ценностям досоветского и советского периодов, продолжается религиозное возрождение. Под влиянием обозначенных и других перемен происходит трансформация системы ценностей российского общества. Она определяется воздействием как экзогенных, так и эндогенных факторов развития, которые содержат как процессы архаизации, так и модернизации и осуществляются под влиянием как традиционных и консервативных ценностей, так и либерально-индивидуалистических ценностных установок. Большое разнообразие социокультурных факторов, воздействующих на трансформацию ценностей, неопределенность и неоднозначность выбора ценностных основ для дальнейшего развития предполагают необходимость их дальнейшего теоретического осмысления и углубленного социально-философского анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Категории «ценность» и «система ценностей» в современном социально-гуманитарном дискурсе являются достаточно часто употребляемыми и насыщенными широким концептуально-теоретическим содержанием. Западная философская мысль проходит путь от этического и эстетического наполнения ценностей до осмысления их онтологического и гносеологического аспектов. Содержание, смысловая специфика, роль и место ценностей в социальной жизни исследуются с различных

концептуально-теоретических подходов на протяжении длительного временного периода от античности до настоящего времени. В современной социальной философии существуют различные подходы к пониманию природы и сущности ценностей. Они рассматриваются в качестве универсальных благ; субъективной значимости и отношений, чувственных переживаний индивида; социокультурных универсалий эпохи.

Обращение к понятию блага и этической проблематике начинается с ан
тичной (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Плотин) и средневековой фи
лософии, продолжается рядом мыслителей Возрождения (Л. Валла,
М. Монтень). Обоснование ценностей с позиции рационализма происходит в
философии Нового времени (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Б. Спиноза). Тогда же
начинает разрабатываться и стоимостный подход к пониманию ценности
(Т. Гоббс, Дж. Локк), который получает свое развитие в рамках классической
политэкономии и, отчасти, марксизма. Ценности рассматриваются в качестве
сочетания субъективного и сверхиндивидуального, что позволяет вскрыть их
интерсубъективную природу (И. Кант). Г. Гегелем ценности трактуются в по
литико-культурном контексте.

Во второй половине XIX в. понятие «ценность» приобретает категори
альный статус и разрабатывается в рамках классической аксиологии
(Ф. Брентано, П. Лапи, Р.Г. Лотце). Концепции, противоположные классиче
скому подходу к ценностям в западной философии, в рамках которого ценность
отождествляется с нравственностью, свободой и рациональностью, разрабаты
ваются А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, С. Кьеркегором. Ценность возводится в
ранг высшей философской категории неокантианцами (В. Виндельбанд,
Г. Коген, П.Г. Наторп, Г. Риккерт и др.). Роль ценности в познании историче
ской и социокультурной реальности анализируется М. Вебером,
Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом. В концепциях Н. Гартмана, Э. Гуссерля и
М. Шелера представлена феноменологическая и онтологическая интерпретация
ценностей. Деаксиологизация философии предпринимается М. Хайдеггером и
Ж.-П. Сартром. Анализ ценностей личности присутствует в работах А. Маслоу.

В русской философии теоретическое осмысление и понятийный анализ
ценностей осуществляется М.М. Бахтиным, В.Г. Белинским, Н.А. Бердяевым,
Н.А. Добролюбовым, Н.О. Лосским, Д.И. Писаревым, В.С. Соловьевым,

С.Л. Франком, Н.Г. Чернышевским и другими. В советский период аксиологическая проблематика разрабатывается в трудах таких ученых, как В.П. Тугаринов, В.А. Василенко, В.В. Гречанный, М.С. Каган, Б.Г. Кузнецов, О.Г. Дробницкий и других. Крупнейшим представителем ценностного подхода в отечественной социальной философии является В.С. Степин. Особого внимания заслуживает творчество таких современных исследователей, обращающихся к ценностной, этической и социокультурной проблематике, как Р.Г. Апресян, Л.В. Баева, Г.П. Выжлецов, П.К. Гречко, А.А. Гусейнов и Н.С. Розов.

Одной из центральных тем в социально-экономическом и политическом
дискурсе после распада СССР, ухода в прошлое «мировой социалистической
системы» становится глобализация, которая весьма активно используется для
характеристики современных социально-экономических и политических про
цессов. Анализ двух противоположных сценариев мирового развития приво
дится в трудах С. Хантингтона и Ф. Фукуямы. В социально-философском дис
курсе феномен «глобализация» рассматривается в более широком историче
ском и социокультурном контексте. Здесь следует выделить основоположников
мир-системного анализа И. Валлерстайна и Ф. Броделя. Глобализация как все
мирно-исторический процесс анализируется З. Бауманом, У. Беком,
С. Бенхабиб, П. Бергером, Э. Гидденсом, Р. Гросфогелем, М. Кастельсом,
М. Маклюэном, А. Негри, Р. Робертсоном, Д. Хелдом и другими.

Среди отечественных исследователей, анализирующих различные аспекты глобализации, модернизации и становления постиндустриального общества, следует выделить Э.А. Азроянца, Ю.Д. Гранина, В.Л. Иноземцева, И.Н. Ионова, В.В. Миронова, Н.В. Мотрошилову, А.С. Панарина, В.С. Степина, А.И. Уткина, В.Г. Федотову, В.М. Хачатурян, М.А. Чешкова, А.Н. Чумакова и других.

Теория исторического плюрализма и культурно-цивилизационная специфика России рассматривалась Л.Н. Гумилевым, Н.Я. Данилевским, Р. Пайпсом, А. Тойнби, С. Хантингтоном, О. Шпенглером и другими. Среди современных

отечественных авторов, рассматривающих цивилизационную специфику России, в основе которой лежит сформировавшаяся и устойчиво воспроизводящаяся модель отношений власти и собственности, следует выделить О.Э. Бессонову, С.Г. Кордонского, В.Б. Пастухова и других. Анализ специфики исторического пути развития России и ее социокультурного пространства представлен в работах А.С. Ахиезера, А.Б. Гофмана, В.В. Ильина, И.М. Клямкина, Р.М. Нуреева, А.С. Панарина, Ю.С. Пивоварова, В.Г. Федотовой, И.Б. Чубайса, О.И. Шкаратана, И.Г. Яковенко и других.

Среди ученых Юга России, занимающихся проблемой идентичности, со
циокультурными и ценностными трансформациями современного российского
общества следует выделить В.А. Авксентьева, Б.В. Аксюмова, И.С. Бакланова,
О.А. Бакланову, С.Т. Баранова, Т.И. Барсукову, И.А. Бокачева,

Н.Г. Бондаренко, А.Э. Гапича, В.Н. Гончарова, А.М. Ерохина, С.Ю. Иванову,
О.Ю. Колосову, А.А. Лагунова, Г.И. Лукьянова, Д.А. Лушникова,

Е.А. Сергодееву, М.М. Шульгу и других.

Таким образом, в результате анализа работ указанных авторов можно заключить, что проблематика ценностей, системы ценностей и ее трансформации в современном российском обществе является в настоящее время актуальной и требующей дальнейшего изучения.

Объект исследования: система ценностей современного российского общества.

Предмет исследования: социокультурные факторы процесса трансформации ценностей современного российского общества.

Цель исследования: выявление основных социокультурных факторов трансформации системы ценностей российского социума в условиях глобали-зационных процессов и демонстрация перспектив его дальнейшего развития.

Цель диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

1) провести социокультурный анализ осмысления ценностей и их природы в истории философской мысли;

  1. представить социально-философскую реконструкцию современного феномена глобализации;

  2. охарактеризовать методологические основания исследования системы ценностей современного общества;

  3. проанализировать глобализационные факторы изменения системы ценностей российского общества;

  4. определить основные эндогенные факторы, влияющие на изменение ценностей российского общества;

  5. выявить проблемы и определить перспективы трансформации системы ценностей в российском обществе.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области философии, социологии, политологии, психологии, истории, культурологии и экономики, рассматривающие феномен ценностей и процессы ценностных трансформаций современного общества. Особую значимость имели творческие искания ученых, занимающихся социально-философскими исследованиями в рамках цивилизационной парадигмы, работы которых направлены на раскрытие социально-экономической, политической и культурной специфики российского общества, на установление статуса России как культурно-исторической общности.

Теоретической основой социально-философского анализа ценностей и глобализации в рамках данного исследования стали:

современная аксиология;

теория модернизации;

исследования, анализирующие ценностную специфику современного глобализирующегося общества и саму категорию «ценность»;

концепции, рассматривающие глобализационные и информатизацион-ные процессы в современном обществе.

В диссертации были в большей степени использованы следующие методологические идеи и подходы:

- социокультурный подход к исследованию динамики и ценностных
трансформаций российского общества;

- культурно-цивилизационный подход к исследованию специфики социо
культурных и политических особенностей России;

- концепция отношений власти и собственности.
Методологическую основу диссертационного исследования составили

междисциплинарные и социально-философские методологические комплексы, использование которых основывалось на принципах комплементарности и релевантности, при этом, базовым выступил социокультурный подход, взятый в качестве специфического методологического формата, позволивший выявить структурно-функциональные и динамические особенности исследуемого явления.

Целостность и внутренняя непротиворечивость исследования достигнута посредством использования полипарадигмального подхода, исходя из системного анализа социокультурных факторов трансформации ценностей. В диссертации также был применен аксиологический подход, что способствовало более качественному анализу ценностных трансформаций общественного сознания в традиционном, современном и постсовременном обществах, соприкасающихся в рамках глобального, взаимозависимого мира.

Применение в диссертационном исследовании метода сравнительно-исторического анализа открыло путь для проведения хронологического анализа аксиологического дискурса и определения теоретико-методологических аспектов его исследования. Методология исследования дополняется использованием таких общенаучных методов, как компаративистский и ретроспективный анализ специфики зарубежного и отечественного процессов модернизации.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- с помощью социально-философского инструментария доказано, что в
ходе генезиса гуманитарной мысли по осмыслению феномена ценностей и их
природы возрастает роль субъекта в структурной диспозиции ценностей, про
исходит преобладание роли личностного над социальным, продолжается тен
денция по усилению фрагментарности и индивидуализации в рамках глобаль
ного, взаимозависимого мира;

выявлено, что социально-философская реконструкция феномена современной глобализации предполагает возрастание значения диалога вообще и диалога культур в частности, что следует рассматривать в качестве основы будущей мировой социокультурной реальности, где Россия может занять ведущие позиции в процессе формирования многополярного мира;

определено, что ценностный подход к исследованию современной социокультурной реальности является определяющим, т.к. в его рамках предполагается сопоставление современных ценностей и ценностей прошлого, оценка тенденций их трансформации, что особенно характерно для современного российского общества;

установлено, что зарождающийся консервативный поворот в современном российском обществе, основанный на обращении общественного сознания в прошлое, не может рассматриваться в качестве конструктивной альтернативы глобализму и неолиберализму, а является всего лишь основой для дальнейшего развития социума в рамках глобализирующегося общества;

обнаружено, что проявляющиеся элементы архаизации массового сознания, которые выражаются в эксплуатации традиционных, религиозных и других обращенных к архаике нарративов, общее упрощение и примитивные трактовки исторических событий представляют определенную опасность для дальнейшего социокультурного развития России;

аргументировано, что успешная модернизация российского общества возможна на основе синтеза традиционных ценностей, ценностей инновации и самовыражения, при этом индивидуалистические ценности и ценности самовыражения определяют вектор развития, а традиционные ценности нацелены на устойчивость и стабильность социокультурного развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современный этап развития социально-философского знания отмечен ростом интереса и внимания к анализу ценностного фактора в истории, роли ценностей в бытии социума и индивида. При этом выделяется все возрастающая роль субъекта в структурной диспозиции ценности, в развитии универсальных ценностей, формирующихся в процессе культурно-цивилизационного

полилога. Установки на рациональность и объективизм модерна противопоставляются не только фрагментарности, индивидуальности и динамичности постмодерна, но и консерватизму традиционалистского сознания, которые соприкасаются в рамках глобального, взаимозависимого мира.

  1. На современном этапе глобализации проявляются две основные тенденции: глобализация как интеграция, предполагающая диалог культур и формирование многополярного мира; и глобализация как проект, реализуемый с целью обеспечения экономических и политических интересов доминирующих субъектов современных глобализационных процессов, в которых происходит формирование однополярного мира, социокультурная унификация, становление глобального, одномерного общества потребления. Активно развивающейся тенденцией глобализации является дальнейшее развитие интеграционных процессов, при возрастающей роли диалога культур, что предполагает сохранение социокультурного многообразия народов в процессе формирования многополярного мира.

  2. Ценностный подход к исследованию современной социокультурной реальности вбирает в себя исторический опыт предыдущих поколений и определяет наиболее значимые цели и ориентиры для дальнейшего развития. В рамках ценностного подхода предполагается сравнение современных ценностей и ценностей прошлого, оценка тенденций ценностных трансформаций, осмысление влияния ценностей на характер и динамику социокультурной реальности. При изучении феномена ценностей представляется необходимым выделить культурно-исторический подход, предполагающий их анализ в контексте конкретно-исторических условий, их соотнесение с целями, средствами, а также с условиями достижения ценностно-нормативных идеалов.

  3. Глобализационные процессы в российском обществе разворачиваются параллельно с распространением неолиберальной теории и ценностей, при этом происходит рост социальной аномии и усиление дезорганизации социальной жизни, обесценивание духовных ценностей и размывание морально-нравственных устоев, что приводит к их отторжению и возрастанию роли консервативно-традиционных ценностей массового сознания. Зарождающийся

консервативный поворот в современном российском обществе, основанный на обращении общественного сознания в прошлое, не может являться основой для дальнейшего успешного развития в рамках глобализирующегося мира. Приоритетной является тенденция либерально-модернизационного развития, с учетом традиционных, исторически сформированных российских ценностей.

  1. В российском обществе реакция на неоднозначные практики глобализации проявилась в процессах архаизации массового сознания, которая выражается в эксплуатации обращенных к архаике имперских, советских и религиозных нарративов. Проявление процессов архаизации и десекуляризации в современном российском обществе является результатом ценностного кризиса постсоветского общества, совпавшего с общемировым кризисом гуманистических и либеральных ценностей. Тенденция архаизации может нести в себе угрозу дальнейшему социокультурному развитию России.

  2. Система ценностей современного российского общества представляет собой взаимопроникновение традиционных ценностей, секулярно-рациональных ценностей и ценностей самовыражения, при этом наблюдается определенная деградация социокультурной сферы и обесценивание духовных ценностей. Успешная модернизация российского общества возможна на основе синтеза традиционных ценностей и ценностей свободы и самореализации, при этом такие ценности как свобода, инновационность и самовыражение определяют направленность развития, а традиционные ценности определят устойчивость и стабильность социокультурного развития.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенный в диссертации анализ трансформации системы ценностей современного российского общества и выявление социокультурных факторов ценностных изменений, будут способствовать формированию нового концептуального представления о ценностных основаниях социокультурных изменений происходящих в российском обществе, социально-философской рефлексии над культурно-цивилизационной спецификой российского социума в рамках дальнейшей модернизации современной России. Предложенные в работе положения и вы-12

воды способствуют приращению знания по данной проблематике и могут выступать в качестве теоретических основ будущих исследований в данной и смежных проблемных областях.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертационного исследования, отдельные положения и выводы могут быть использованы как органами государственной власти, так и общественными организациями, политическими партиями и движениями при разработке стратегий, государственных программ и других документов, затрагивающих сферы стратегического планирования и реализации государственной политики. Диссертация может представлять интерес для работников СМИ, которые могут использовать выводы и отдельные положения исследования при освещении проблем и событий, связанных с процессами глобализации, модернизации и архаизации, формирования стратегии модернизационного развития России. Материалы диссертационного исследования также могут найти широкое применение в процессе переработки и разработки новых инновационных учебных курсов и программ в области социальной философии, философии истории, философии культуры, социологии и других социально-гуманитарных дисциплин.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Выводы и концептуальные положения диссертации соответствуют области исследования научной специальности 09.00.11 – Социальная философия в таких пунктах, как: 2. Методологические функции социальной философии в системе современного обществознания. «Кризис фрагментации» современного обществозна-ния и пути его преодоления; 12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотнесенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей; 19. Философские проблемы социального управления; 20. Философия политики; 21. Общественные отношения как проблема социально-философского анализа; 24. Источники и механизмы социокультурного изменения; 33. Глобальные проблемы современной цивилизации; 34. Исторические судьбы России, перспективы ее развития в XXI веке.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на кафедре философии

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», где диссертация была рекомендована к публичной защите в диссертационном совете по научной специальности 09.00.11 – Социальная философия.

Основные положения диссертационного исследования были представлены и получили одобрение на 25 научных, научно-практических региональных, всероссийских и международных конференциях, среди которых следует выделить: Всероссийская научно-практическая конференция «Общество знаний и проблемы инновационного развития региона» (г. Ставрополь, 2012 г.); Международный молодежный научный форум «ЛОМОНОСОВ-2014» (г. Москва, 2014 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование российской идентичности как фактор национальной безопасности» (г. Майкоп, 2014 г.); VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений» (г. Уфа, 2015 г.); Всероссийская научная конференция «Патриотизм – национальная идея России» (г. Ростов-на-Дону, 2016 г.); Четвертая ежегодная научно-практическая конференция Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука – региону» (г. Ставрополь, 2016 г.) и др.

Базовые положения и выводы диссертации отражены в 36 публикациях общим объемом 12,4 п.л., в том числе в десяти статьях, опубликованных в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень рецензируемых научных изданий, в которых могут быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения и списка литературы, насчитывающего 307 источников. Объем работы – 190 страниц.