Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение коллективизма и индивидуализма (Социально-этический аспект) Рябов, Олег Вячеславович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рябов, Олег Вячеславович. Соотношение коллективизма и индивидуализма (Социально-этический аспект) : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.11 / Ивановский гос. ун-т.- Иваново, 1992.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-4/4144-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Пашо общество оовобогдаегсл от одних догм п очаровывается другимл, разрушает сгаргх идолов и поклоняется новим. Экономические и политические коіігл;іігг!.' но воспринимались бы так болезненно, если би ми к тому г.о но потеряли вечных духовных ориентиров. ІІрегнпл общественны;! идеал, коллективизм, забыт; на смену ему приходит индивидуализм, якобы неот-дел"мнл от рыночной экономики. ;.'е;:иу тем до;м на Запало индивидуализм как принцип общественно,'! ;:шзни и поведения давно подвергается серьезнеіішіі критике. Мог.от ли идеолога! нашего общества строиться на этом принципе? Этот вопрос пока остается без ответа в научной литературе, хотя именно категории "коллективном" и "индивидуализм" могут служіть методологическими .инструментам:! исследования, позволяющего отделить жизненно необходимые перемены от разрушительного нигилизма. 3 условиях, когда размывается граница между добром и злом, долг общественных наук - помочь разобраться человеку, каковы долены быть отношения ме7,ду ним и социумом, а обідестзу - каково оптимальное сочетание личного и общественного интересов, Проблема соотношения коллективизма и индивидуализма - это, кроме того, личная, экзистенциальная проблема, раскрывающая смысл существования в мире.

Отсюда вытекает и теоретическая актуальность, обусловленная, зс-первых, тем, что понятия коллективизма и пндиЕядуэлиз-ма оказались недостаточно глубоко и всесторонне разработанными с точки зрения проблем, поставленных новыми историческими обето--ятельствэмл.

Во-вторых, изучение коллективизма создает возможность столь своевремецного сейчас анализа феномена тоталитаризма; это делает необходимым решение вопроса о генетических корнях последнего, Е том числэ роли индивидуализма в его становлении и функционировании.

В-третьих, результаты исследования могут оказать помощь в методологическом обосновании исследовании в конкретных пауках, непосредственно связанных с проблемой "личность-общество": политологии, .педагогики, юриспруденции, политэкономии, прикладной социологии.

Вот почему теоретический анализ соотношения коллективизма

д индивидуализма находится в раду самих акгуалышх задач иссле-довзішл для обществсншіх наук.

Сігеїг.чнь р.-іярлбог.чішос'и проблеми. Золрос о соотношении кол-
лекгш.пзма и индивидуализма в нравственном сознании относится к
числу традпциошшх для философии. З совромоішоіі отечественной и
зрпадиоЛ цаучнол литературе интерес к означенной проблеме велик;
однако, нар;іду с несомнсшшми достижениями, остается еще немало
нерсшсшшх вопросов^ ' *

Камнем преткновения, на взгляд автора, является отсутствие обоснованного опредолснил коллективизма и индивидуализма; наиболее перспективний подходи представлены в концепции основного морального отношения и монографии Е.И.Суимснко. Необходимо иссле- довагь соотношение категории коллективизма и тоталитарности, с одноЛ сторони, и индивидуализма и гуманности, с другоіі, которые часто употребляйся как сішоншяі, особенно .в западных исследованиях /работы К.Поппєра, Ф.Хаііека, З.Чомборлина и др./ и отечественно;! публицистика последних лет. Различил в определении содер-. каши обуславливают и различимо подходы к определению объема по— . ішчііі; автору более обоснованное представляется точіса зрения, согласно которой коллективизм и индивидуализм - общесоциологичес-кио категории, отражающие присущие всем ступеням развития'человеческого общества явления /Г.ІІ.Гумницкиіі, Р.В.Петропавловские; С.Ліокс, К.Поппер, Ф.Хаііек и др./.

Различии аспекти проблеми, винесенноіі в название диссертации, "освещаются в трудах Г.М.Гака, Л.А.Гусеіінова, В.Г.Иванова, В.П.Ратнпкова, И.И.Резвицкого', Л.В.Скворцова, хотя работы, специально еіі посвященіше, отсутствуют.

Элементы и види коллективизма и индивидуализма исслодуются в трудах В.Н.Ермиловоіі, Э.Ю.Петрова, Да.Дьюи, С.Люкса, Ф.Петти, Туан И-Фу и Ч.Сгэфена, А.Уотормена. Однако практически не затрагивался /исключением здесь является вышедшая в 1991 г. диссертация голландского исследователя Л.Янса/ вопрос о соотношении коллективизма и индивидуализма на элементарном уровне, столь необходимо для понимания сущности их взаимодействия.

Вопрос о корнях коллективизма и индивидуализма поднимался в исследованиях многих советских авторов, цо здесь наря,ду с не-сомяошшми достоинствами очевидны и недостатки: недооценка биологических и аксиологических основаній и уклон в социологизагор-сгно; существование индивидуализма в советском общество объясни-

лось нередко лишь как перешдток прошлого ялі; результат усилил буржуазно;'; пропаганди. Проблема соотнесения исслодусгяіх поіілгий с категориями "мораль" и "аморальное" рассматривается в работах Л.XАрхангельского, В.А.Блшшгаэ, Г.Н.Гушнцкого, О.Г.Дробн;го.кс-го, А.П.Скрипника, Ю.З.Согоглоновэ. 3 исследованиях исторического аспекта вопроса /монографии З.А.Кярпушнэ, II.С.Кона, Р.3.Петропавловского, А.И.Титарснко, А.Л.Хачатрянэ, диссертации В.Н.Ерми-ловоіі, Л.Ф.Ореховой, П.Дж.Ниэри, работы А.Грогорэ, С.Люкса, К.Лата, Д.Вестсна, А.Макинтаііра, К.Поппера, А.КІвоііцера/ не раскрыта, на взгляд азторз, диалектика перехода фор;.? коллективизма друг в друга, отсутствует анализ таких вопросов, как влияние индивидуализма на становление, развитие и разрушение <горм коллективизма и этического сознания в целом. Решение этих проблем в значительной мере облегчается наличием большого числа исследовании , посвящетшх отдельным эпохам развития нравственного сознания, среди которых необходимо особо отметить труди Л.М.Бат-кина, А.Я.Гуревича, Ю.А.Замошкина, АЛ'.Лосева, Б.v.Поршнева, Н.З.Ревякиной, Ю.И.Семенова; 'А.'.Іаїйарлайна, Э.Сагана, В.Улльма-на.

3 отечественных исследованиях последних лет, посвящетшх нравственному сознанию советского общества, выделяются коллективные труды "Осмыслить культ'Сталина", "3 человеческом измерении", "Тоталитаризм как исторический феномен"; однако современная ситуация на достаточно серьезном уровне освещается лишь в работах Ю.А.Замошкина. Проблема вызывает большой интерес в публицистике, но решается, как правило, однозначно: индивидуализм объявляется панацеей от всех зол. 3 этой ситуации научное осмысление состояния и перспектив развития нравственного сознания ла-шего общества необходимо.

В диссертации также использовались данные конкретных научных исследований, накопленные социологией, историей, этнографией, социально;! психологией, педагогикой, литературоведением; привлечены материалы публицистической и художествеїшой литературы, результаты социологических исследований.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является изучение соотношения коллективизма к индивидуализма, в нравственном сознании, их взаимодействия л взаимоперехода. Эта цель предусматривает решение следующих задач:

I. Исследовать диалектику коллективизма л индивидуализнз,

их взаимопереход,.

  1. Выявить место коллективизма и индивидуализма в структуре общественных отношений.

  2. Определить формы проявления и роль коллективизма и индивидуализма в структура нравственного сознания.

  3. В ходе логического анализа выделить элементы и виды коллективизма и индивидуализма, определить их основания.

  4. Провести исследование взаимодействия коллективизма и индивидуализма в нравственном сознании первобытного и классовых обществ.

  5. Рассмотреть соотношение коллективизма и индивидуализма в нравственном сознании советского общества, выяснив их роль в становлении, и функционировании тоталитарного этоса.

  6. Определить роль коллективизма и индивидуализма в становлении нравственного сознания современного российского общества.

Теоретическая и методологическая основа исследования.. В диссертации использованы идеи мыслителей, принадлежащих к различным философским течениям, и для сохранения целостности исследование ^.велось в рамках определенной парадигмы. В-качестве исходных методологических посылок были использованы детерминизм, историзм, га-кие принципы диалектической логики, как восхождение от абстрактного к конкретному, единство абсолютного и относительного,.взаимосвязь исторического и логического, общего, особенного, единичного и отдельного. Автор использовал материалистическое понимание общественных явлений, при котором признается взаимовлияние материального -и духовного; при этом понятием "интерес" обозначается hj только объективное отношение к общественным явлениям и связям, но и субъективная ориентация на определенные ценности и идеалы.

Научная новизна исследования. К новым результатам, получея-'ным диссертантом и выносимым на защиту, могут быть отнесены следующие положения:

. I. Раскрывается диалекгическая взаимосвязь коллективизма и индивидуализма; при этом устанавливается, что индивидуализм является абсолютизированной формой гуманности, а тоталитарность - абсолютизированной формой коллективизма. ..

2.' Предложена трактовка-двух форм аморального как тоталитарности и индивидуализма; каждая из них представляет собой единство 'противоположностей: соответственно, в первом случав, - тоталитарной ориентации общества и тоталитарной ориентации личности, и во втором, - индивидуалистической ориентации личности и индивидуалис- тической ориентации общества.

  1. Установлена неизбежность перехода индивидуализма в тотали-" тарность в этическом сознании.

  2. Выделены взаимосвязанные основания морали и аморального: биологические, гносеологические, социальные, аксиологические.

  3. Установлено, что этическое сознание в своем развития проходит несколько циклов, три стадии каждого из котсрих - тоталнпр-ность, мораль, как относительная гармония коллективизма и гуманности, индивидуализм. Коллективизм развивается от родового к общечеловеческому через полисно-этническую, сословно-конфессяональную, классово-национальную формы. Переход от одной форма к другой опосредован стадией индивидуализма, отвергающего и разрушающего пар-тикуляристские свойства коллективизма и являющегося, следователь- . но, необходимым условием развития,эгического сознания.

Теоретическая значимость исследования. Диссертация раздвигает теоретические границы изучения нравственного сознания, позволяет уточнить сущностные различия между моральным я аморальным, обосновывает определения понятий коллективизма я индивидуализма. Материалы диссертации'позволяют углубить представления о феномене тоталитаризма, его основаниях, ценностях, элементах, его взаимосвязи с индивидуализмом. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки целого ряда проблем этики /в том число классификации нравственных качеств, решения проблемы содержания и критериев нравственного прогресса, теория справедливости/.

В методологическом отношении диссертационная работа может быть полезна специалистам в области конкретных наук: социологии, политэкономии, истории, юриспруденции, политологии.

Практическая ценность исследования определяется его актуальностью, научной новизной, а также выводами прикладного характера. Представленные в диссертации положения могут способствовать решении задач социальной политики, которая должна быть направлена на гармонизацию интересов общества и личности, с тем, чтобы избежать уклона как к тоталитарности, так и к индивидуализму. Результаты работы могут быть использованы при формировании оптимальных материальных и духовных * отношений в малых группах, социальных коллективах, различных социальных институтах /например, семья, армия/. Теоретические результаты исследования могут оказать помощь при разработке курсов философии, этики, политологии, социологии.

АпрооУіту<н работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедри философии Ивановского государственного университета. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях: I. Научно-практическая конференция "Коллективность в современном общество" /Пермь, 1990/; 2. УШ ре-" гиональпый симпозиум по проблемам отики и сощюлогии политической деятельности /Владимир, 1990/; 3. Межвузовская научная конференция "Общечеловеческое в морали и современность" Аіваново, 1990/; 4. Научная конференция "Свобода, творчество, перестройка" /Ярославль, 1991/; 5. Научно-практическая конференция "Современное общество: вопроси теории, методологии, методы социальных исследовании /Фаіінбургсіше чтения/ /Пермь, 1992/.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав /по три параграфа в кавдоіі/, Заключения и списка литературы, изложенных на 138 страницах машинописного токста. Список литературы содержит 210 наименований.