Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение ортодоксально-христианской и либеральной аксиологических систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России : социально-философский анализ Некрасов Алексей Владимирович

Соотношение ортодоксально-христианской и либеральной аксиологических систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России : социально-философский анализ
<
Соотношение ортодоксально-христианской и либеральной аксиологических систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России : социально-философский анализ Соотношение ортодоксально-христианской и либеральной аксиологических систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России : социально-философский анализ Соотношение ортодоксально-христианской и либеральной аксиологических систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России : социально-философский анализ Соотношение ортодоксально-христианской и либеральной аксиологических систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России : социально-философский анализ Соотношение ортодоксально-христианской и либеральной аксиологических систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России : социально-философский анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Некрасов Алексей Владимирович. Соотношение ортодоксально-христианской и либеральной аксиологических систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Некрасов Алексей Владимирович; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2009.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/463

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Важность данного исследования определяется повышающейся динамичностью развития современного мира и российского общества, в частности, сопровождающейся столкновением на едином социокультурном пространстве подчас противоречивых ментальных установок. Этим и обусловливается интерес к поиску аксиологических ориентиров, исследованию исторических ценностей, которые наиболее органично соотносились бы с требованиями и вызовами, стоящими перед современным российским обществом.

Одной из наиболее актуальных проблем, решение которой должно быть достигнуто в ближайшей перспективе, является проблема построения и развития гражданского общества. Данная задача обозначена Президентом России Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ: «Мною сейчас сформулированы вполне конкретные решения по развитию гражданского общества и демократического государства. Они продиктованы желанием видеть нашу Россию уже в близком будущем передовой, прогрессивной и удобной для жизни страной, процветающим и основанным на справедливых законах сообществом свободных людей. Это первоочередные задачи, которые будут решаться без промедления. И нет никаких сомнений в том, что мы будем вместе продолжать демократические преобразования» .

Новые условия существования ставят новые задачи осмысления принципов социального взаимодействия. Изменения в теории ценностей связаны с переменами в жизни социального организма, а выбор той или иной аксиологической концепции задаёт вектор общественного развития, способствуя или препятствуя преодолению кризиса в экономической, политической, социальной сфере, но что более важно - обретению социокультурной идентичности.

В данном диссертационном исследовании поднимается проблема, являющая объектом междисциплинарного исследования, затрагивая области культурологии, политологии, истории, социологии, экономики, религиоведения, логики и т.д. С помощью средств социально-философского анализа можно попытаться выявить истоки социокультурного кризиса, производные проблемы во многих сферах и указать на особую значимость ценностного компонента в решении данного вопроса.

Социально-философское исследование, направленное на раскрытие аксиологических моделей православия и либерализма, открывает

1 Медведев Д. А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (Электрон, версия: )

перспективы для обретения социокультурной устойчивости, становления общественного устройства Российской Федерации в соответствии с принципами гражданского общества.

Степень научной разработанности проблемы

Наличие православной проблематики в социально-философских работах отечественных мыслителей является характерной особенностью русского любомудрия. По вопросам влияния религии, в частности, христианства, на жизнь общества имеется весьма обширная литература. Тем не менее исследование ценностей православия вплоть до настоящего времени не является весьма разработанной областью знания. Это обусловлено отчасти тем, что сам научный интерес к аксиологии как важнейшей составляющей философии возник лишь во второй половине минувшего столетия, в то время, когда на богатейшие традиции русской религиозной философской мысли было наложено идеологическое вето. Однако в современной России можно наблюдать интерес к ортодоксально-христианской тематике в философии.

Исследование ценностей либерализма имеет более широкую источниковую базу, чем аксиологический аспект ортодоксального христианства. Философы эпохи Просвещения заложили надёжный теоретический фундамент для изучения аксиологии либерализма.

По содержанию и методологическим принципам литературу, в той или иной степени имеющую значение для данной работы, можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют труды русских философов XIX-XX веков, чьё творчество привнесло весомый вклад в исследование аксиологической проблематики в социальной философии: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Ф.М. Достоевский, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, В.Н. Лосский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Сорокин, С.С. Уваров, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский, С.Л. Франк, А.С. Хомяков, А. Шмеман и др. Эти мыслители уделяли особое внимание вопросам духовной организации социума и человека, призывая к выстраиванию образа жизни в соответствии с нравственной необходимостью.

Вторая группа представлена авторами, чьи работы позволяют лучше понять историческую, социокультурную взаимосвязь России и православия (Н.Н. Воейков, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Замалеев, Н.М. Карамзин, А.В. Карташев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов и др.).

К третьей группе относятся идеологи либерализма и мыслители, занимавшиеся теоретическим осмыслением проблем гражданского общества (И. Кант, Дж. Локк, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, К. Поппер, Милль Дж. и др.), а также воззрения античных философов,

оказавших влияние на генезис либеральных воззрений (Платон, Аристотель), чьи работы позволяют выявить ключевые особенности либерализма, специфику решения главных смысложизненных вопросов в контексте либеральной аксиологии.

К четвёртой группе следует отнести работы в области социальной философии, в которых изучаются проблемы отношения власти и церкви, соотношения государства и гражданского общества, государства и либеральной идеологии, которые были опубликованы в последние десятилетия, и представляются перспективными для понимания современных социокультурных проблем, а также роли ценностей ортодоксального христианства и либерализма в контексте преодоления социально-экономических и политических негативных процессов и построения гражданского общества. К этим авторам относятся: А.С. Ахиезер, Г.П. Выжлецов, А.А. Зиновьев, М.С. Каган, М. Канто-Спербер, В.К. Кантор, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Т.Б. Коваль, К.Н. Костюк, протодиакон Андрей Кураев, СВ. Лёзов, И.Д. Осипов, Д.В. Поспеловский, Г. Рормозер, И.В. Силуянова и др. При исследовании рассматриваемой темы также особую значимость представляют не так давно утверждённые «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых проводится экстраполяция духовных ценностей христианства на современную российскую действительность.

Направления анализа обозначенной проблематики и степень ее разработанности определяют цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является осмысление соотношения ортодоксально-христианской и либеральной аксиологических систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России.

Достижение поставленной цели предполагает решение нижепредставленных задач:

- дать оценку исследованиям аксиологической проблематики в
социальной философии;

- ввести понятие «аксиологическая модель»;

выявить структуру системы ценностей ортодоксального христианства;

- выявить структуру системы ценностей либерализма;

- раскрыть социокультурные предпосылки принятия христианства
восточными славянами;

продемонстрировать историческую эволюцию православной аксиологии в российском государстве;

исследовать генезис либеральной системы ценностей;

обозначить типологические характеристики гражданского общества (ценностно-нормативный аспект);

- провести анализ особенностей влияния ценностей православия и
либерализма на социальные отношения;

- дать социально-философскую оценку перспективам развития
ортодоксально-христианской и либеральной аксиологии в контексте
построения гражданского общества в России

Объект исследования. В данной диссертационной работе объектом исследования избраны ортодоксально-христианская и либеральная системы ценностей.

Предмет исследования: социально-философский аспект аксиологии православия и либерализма в их значении для построения гражданского общества в России.

Методологические основы диссертационного исследования

Данная научная работа имеет весьма широкую методологическую основу, базируется на критериях объективности, опирается на совокупность трудов отечественных и иностранных авторов. Метод сравнительного анализа позволяет выявить особенности ценностных установок православия и либерализма в результате исследования специфики их структуры. Принцип объективности отражает закономерности взаимосвязи православия с историей нашего государства, а также делает возможным рассмотрение явлений действительности в их многогранности и противоречивости. Также соблюдение принципа конкретно-исторического подхода позволило указать на социокультурные предпосылки принятия христианства Киевской Русью, рассмотреть особенности союза церкви и власти в истории и современности. Данный метод также применим и при исследовании генезиса либеральных идей, начиная с эпохи античности. Логический метод, используемый при написании данной работы, выражается в вынесении оценки относительно роли ценностей ортодоксального христианства и либерализма в контексте построения гражданского общества в России, что основывается как на результатах анализа истории, так и нынешней социокультурной ситуации. Для определения степени развитости основных принципов гражданского общества в сегодняшней Российской Федерации был использован статистический метод.

Важнейшее методологическое значение при проведении данного исследования имеет социально-философский подход и метод восхождения от абстрактного к конкретному, что позволяет провести сопоставление аксиологических моделей, основанных на ценностных ориентирах православия и либерализма, с наличными особенностями российского общества.

Научная новизна исследования

1. Выявлены социальные, политические и экономические основания
принятия ортодоксально-христианской системы ценностей в качестве
важнейшего компонента общественного сознания на всём протяжении
отечественной истории.

2. Выявлены сущностные и типологические характеристики
православной аксиологической модели в пределах социально-философского
анализа.

  1. Обозначены причины превращения православной доктрины и её важнейшего компонента - ортодоксально-христианской аксиологии - в своеобразный архетип российского общественного сознания.

  2. Указаны способы и формы влияния ортодоксально-христианской системы ценностей на социальную практику в России.

5. Определены перспективы модификации ортодоксально-
христианской системы ценностей с учётом потребности построения
гражданского общества в России, пути адаптации православной аксиологии
к либеральной ценностной парадигме.

Положения, выносимые на защиту:

  1. По своему характеру и содержанию ортодоксально-христианская система ценностей является сакрально-этатистской. В её структуре сакрально-теологический компонент, подкреплённый православной догматикой, имеет приоритет по отношению к двум другим -государственному (общественному) и личностно-экзистенциальному. В рамках данной системы мифологический идеал «Царства Божия» есть единственное, что обладает аксиоматически-безусловной ценностью, по причастности которому обретают свой аксиологический статус два других уровня социальной реальности.

  2. Принятие ортодоксально-христианской догматики и аксиологии в качестве господствующей духовно-мировоззренческой, мифологической и идеологической основы социального бытия в России на всём протяжении её социально-исторического развития было обусловлено объективными географическими, социокультурными и социально-экономическими особенностями Руси (России). Они сводятся к характеристикам аграрного типа цивилизации, среди которых можно выделить: мобилизационно-экстенсивный тип экономических отношений, «тягловое» государство, отчуждённое от общества, примат коллективистско-унифицирующего над индивидуальным и т.д.

3. Экстенсивное освоение природных ресурсов в экономической
сфере, слабая социальная мобильность, низкий коэффициент эмансипации
индивида от государства - неизменные характеристики российской

цивилизации. Этим объясняется то, что православная аксиология остаётся важным элементом общественного сознания вплоть до сегодняшнего дня, выполняя функцию идеологической опоры наличествующих политических структур через их сакрализацию.

4. В отличие от ортодоксально-христианской либеральная система
ценностей формировалась на иной цивилизационной основе - в рамках
западной урбанистической традиции, восходящей к греко-римским
полисным образцам. Для неё характерны высокая степень гражданской
ответственности и активности индивида, что предопределило одну из
ключевых особенностей либеральной аксиологии и социальной практики -
государство является не самостоятельной ценностью, отчуждённой от
общества, а представляет собой класс менеджеров, выполняющих по найму
социально-значимые функции. В структуре либеральной аксиологии можно
выделить два уровня: личностно-индивидуальный (гражданский) и
общественный. Причём примат отдаётся первому.

  1. Отличается от православной системы ценностей и характер сакрально-мифологической основы либеральной аксиологии. Сакральное, в данном случае, носит заведомо секулярный характер (ценностно-смысловым содержанием наделяется светская традиция формирования либеральных взглядов, мифологизируются, например американские «отцы-основатели»). Следствием такого внерелигиозного статуса мифологии оказывается слабая догматичность сознания, его повышенная гибкость и динамизм, без чего невозможна эмансипация индивида, а значит и построение гражданского общества.

  2. Либеральная аксиология могла бы темперировать сакрально-этатисткий комплекс православного сознания, помочь выстроить новую систему взаимоотношений между индивидом и государством, повысить гражданскую ответственность личности и внести вклад в построение институтов гражданского общества. Распространение либеральной системы ценностей в современной России помогло бы выявить гуманистический потенциал православия через обнаружение и актуализацию в нём темы конкретного человека как высшей суверенной ценности, по отношению к которому государство является ценностью вторичной и производной.

7. Абсолютизация ценности супранатурального в православии может
способствовать снижению уровня гражданской активности индивида, а
также развитию апатии и чувства невовлечённости в социальную практику.
Включение православной аксиологии в контекст современной российской
идеологии якобы из-за необходимости сохранить приверженность
традициям приводит к гипертрофии сакрально-этатистского компонента,
становлению авторитаризма в ущерб гуманистическому аспекту
православия, а также нивелирует усилия либеральной части общества по
развитию демократических традиций и ценностей гражданского общества.

Таким образом, сфера ценностных аспектов ортодоксального христианства должна ограничиваться частной жизнью индивида, его личностно-экзистенциальным выбором.

Научно-практическая значимость исследования

Теоретическая и практическая значимость данного диссертационного исследования состоит в том, что осуществленный в работе социально-философский анализ ценностей православия и либерализма существенно углубляет и расширяет имеющиеся в научной литературе представления о специфике ортодоксально-христианского и либерального мировоззрений, их роли в жизни социума, влияния на социокультурную среду, а также понимания роли государства в жизни общества. Результаты данной работы могут быть применимы при проведении оценки наличных социальных кризисов современного российского общества и включены в концепцию стратегического развития страны, ориентированную на построение и укрепление гражданского общества.

Теоретические выводы диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшего развития социально-философского, культурологического, религиоведческого и политологического анализа представленной проблематики.

Материалы данной работы могут найти применение в процессе преподавания гуманитарных дисциплин как в лекционном курсе, так и при разработке и проведении спецкурсов. Также видится возможным, использование идей, изложенных в работе, в практике не только образовательного, но и воспитательного процесса при формировании мировоззренческой парадигмы у подрастающего поколения.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы изложены в 6 публикациях автора, а также обсуждались в ряде научных конференций. В числе 25 победителей всероссийского конкурса письменных аспирантских работ, автор данного диссертационного исследования принял участие в летней школе аспирантов «Гуманитарные технологии и глобальное лидерство России в современном мире», организованной Национальным институтом «Высшая школа управления» в г. Москва в 2005 г. По теме диссертационного исследования делались доклады на заседаниях кафедры философии, социологии и истории социально-гуманитарного факультета Воронежского Государственного Архитектурно-Строительного Университета.

Структура диссертационного исследования обусловлена целью и определена логикой решения обозначенных задач. Общий объём работы составляет 146 машинописных страниц. Диссертация состоит из введения,

трёх глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованной литературы (182 источника: 174 отечественных, 8 зарубежных).

Похожие диссертации на Соотношение ортодоксально-христианской и либеральной аксиологических систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России : социально-философский анализ