Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современное национальное эстетическое самосознание Эфендиев, Фуад Салихович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эфендиев, Фуад Салихович. Современное национальное эстетическое самосознание : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Гос. ун-т.- Ростов-на-Дону, 1995.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-1/2367-4

Введение к работе

В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследовав»! основных закономерностей и специфических особенностей процесса формирования национального эстетического самосознания имеет большое научно-теоретическое и практическое значение. На современном етапе роста национального самосознания межнациональные отношения приобрели особую актуальность и остроту. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения этнопсихологических процессов и основных закономерностей детермияиэации современного национального эстетического самосознания.

Демократизация политической системы не могла обойти сферу этнического, межнациональных отношений, область национальной духовной иультуры,искусства, их роль и значение в нравственном воспитании ладей, в формировании эстетического сознания. Поэтому в современных условиях особенно актуальными становятся вопросы национальной экзистенции,воэроздения национального эстетического самосознания и его качественное структурное обновление,

В период духовного, возрождения национального раздвигается динамика развития национального эстетического саїлосознания, углубляется интерес к познании классического наследия, вырабатывается новое явление в с$ере духовной культуры. Расширение' информационного блока способствует интенсификации ко:.':/.унп-кативной связи.Долгие годы был разрыв в развитии и усвоении национальной культуры. Сейчас идет осмысление духовного наследия у всех народов,-возвращаются новые пласты национально»'

культуры. Эти и многие другие детерминанты имеют большое значение в процессе формирования национального эсгетического самосознания. Они способствуют развитию духовно-нравственных ценностей. .

Повышенный интерес к этнической специфике, к "национальному фактору" общественной киэнй позволяет нам обратиться к проблеме возроадешш национального эстетического самосознания и основный его детерминантам.

Всестороннее исследование этих проблем яа основе исторического опыта и действительности является актуальной проблемой. Она обоснована объективными процессами, происходившими в стране нового политического мышления, развития демократии и гласности. Об этом свидетельствуют прошедшие в последние пять лет Всероссийские научно-практические конференции и дискуссии "круглого стола" по философским проблемам теории и практики наца опальных отношений, связанных с политическим самоопределением наїдай, совершенствованием межнациональных отношений, с изучением национального своеобразия и этнических особенностей, с учетом принципов исследования динамики национального самосознания на личностном уровне и общества в целом»

". В исследовании этих вопросов необходимо учитывать, что национальное как философская категория обобщает многие стороны УЛЗШ1 нации, воплощает многообразие индивидуального, особенного, отдельного, охватывает многие стороны материальной и духовной аизни народа. Национальное как эстетическая категория - проблема актуальная, особенно на современном этапе развития нашего общества, потому что она связана с этносом, с особенностями этнографической трактовки национальной культуры,

- 5 -национального мышления, с психологическим складом нации и сферачя сознания человека. Ясно, что в условиях национального возрождения проблема детерминации современного эстети- . ческого самосознания приобретает особую актуальность. Степень разработанности проблемы.

В современной социальное философии проблема детерминации национального эстетического самосознания и других вопросов, связанных с ним, становятся особым объектом изучения. Не остаются без внимания вопросы, связанные прежде всего с национальным самосознанием .национальной психологией, национальным чувством, с развитием родного языка и т.д. Многие из этих реальных процессов, непосредственно связанных с национальным вопросил, считалась в недавнем прошлом решенными, л межнациональные конфликты объявлялись незначительными переліками, нетипичными явлениями для на-лего общества. Проблемы наци- . ональноЛ культуры, формирование национального эстетического самосознания как самые острие социальные проблемы десятилетиями не были объектом глубокого исследования. Понягая "национальное эстетическое самосознание", "этническое сознание", "этническое самоопределение личности", "этнопсихологические , этноэстетическке особенности" и другие категория на долгие годы выпали из научного оборота. Значительное число реальных противоречий, которые находились з с$ере этнической и эстетп-ческоГі культуры, в межнациональных отношениях, просто не замечались ни философской,, ни социологической мыслью.

Начиная с середины 50-х годов, пропесс изучений этих проблем стал предметом внимания некоторых ученых. Однако научны;! уровень был невысок, так как сказалась неразработен-

ность теоретических проблем, связанных с процессом формирования национального эстетического самосознания в этнического сознания. Известные ученые по этнографии, такие, как Ю.В. Бромлей. Р.Ф.йтс, Г.Г.Громов, М.В.Крюков, Г.И.Анохин, Г.Е. Марков в основном писали учебники и учебные пособия для студентов вузов, мало уделяя внимания природе этнического сознания, национальной психологии, правовым проблемам национального языка, национальному эстетическому самосознанию» Вопросами духовной культуры, в которую входяг обычаи, обряды, народное искусство, религия и т.д., больше занимались философы, психологи и социологи.

Философскими проблемами теории и практики национальных отношений и, в частности, вопросами формирования национального сознания и национального самосознания, развитием национальной культуры занимались А.Г.Агаев, Э.А.Баграмов, Т.Ю.Бурмист-рова, М.Н.Росенко, М.И.Куличенко, СТ. Калтахчян, М.СДжуну-сов.К.Н.Хабибулин, П.И.Рогачев," Ц.А.Степанян, И.А.Свердлия, А.П.Сердцова. Многие из их работ теперь уже устарели, а научные теоретические положения нуждаются в пересмотре; некоторые подлежат просто отрицанию как отжившие и неоправдавше себя идеи и постулаты, Это можно отнести и к исследованиям по культурології!:, в области которых работали и много сделали Ы.Ф. Овсянников, В.К.Скатерщяков, Ю.А.Еданов, В.Е.Давидович, Я.В. Ра-тнер, А.Г.Плиев, В.С.Соколов,' И.С.Каган, С.Ш. Шермухамедов, Е. Г.Яковлев, Ё.УЛЛеяуев, Е.В.Волкова.

Начиная с VO-х годов, в исследовании процесса формирования национального эстетического самосознания то:г.е допускались неточности я искаиения, а утверждение представлений о беспроб-

- 7 -лемяоста национальных отношений, развития национальны: языков, национальных культур привели к тому, что многие насущные национальные вопросы не решались, игнорировались языковые потребности малочисленных народов, их духовные и эстетические ценности, традиции и"обычаи. Многие ученые теорета--. чески обосновывали тенденции ускорения сближения наций в , ущерб их развитию материальной и духовной культуры. Это прп-. вело к тому, что ученые долгие годы не изучала эту. закономерности, потому что в период тоталитарной системы руководства страной запрещалось объективно подходить к освещении проблем . межнациональных отношений и всех других вопросов, связанных с нами. В частности, проблема о развитии национального остети-ческого самосознания не ставилась вообще.

В конце 80-х и начале 90-х годов, когда наука не стала "прислужницей" догматизированной идеологии, вопросы теории и практика меянавдональных отношений, осмысление духовного прошлого в ракурсе национального намного повысили своГ: качественный уровень. Последние годы прозш в поисках новых антидогматячесшх подходов к изучению комплекса национальных проблем, процесса формирования национального зстетячес-кого самосознания.

Несмотря на значительные успехи в исследования актуаль
ных национальных проблем, никем не затронут вопрос о детер; -
.мзаантах современного национального эстетического самосоз-.'
нания, его возрождения и качественного изменения.
Цель я задачи исследования -'

. В работе поставлена следующая цель: - В рамках актуальных этнических проблем к демократи-

.-8-

ческсго искусства автор пытается рассмотреть основные детерминанты современного национального эстетического самосознания, связанные с анализом межнациональных отношений,

Для реализации поставленной цели были намеченные следующие основные задачи:

рассмотреть этнические факторы развития нацмональ- ного эстетического самосознания;

выявить качественные изменения в национальном эстетической самосознания;

осуыслить национальное возрождение, показать струк-турное обновление национального эстетического саїлосознания и выделить его отличительные черш.

Научная новизна диссертационного исследованая определяется следующими положениями:

Зафиксировано современное звучание понятия "национальное" и актуальные области его концептуального применения. Теоретически очерчен феномен национального эстетического самосознания.

Определён статус этого феномена в системе отношений с другими структурными единицами этнического самосознания. Показана правомерность применения названного понятия в анализе национальных процессов, раскрыта его эвристическая роль.

Дан анализ собственно этнических факторов, определя-кщіх формирование и развитие национального эстетического самосознания.

Освещен процесс "очищения искусством", показаны его характерне черты; намечены конкретные пути возрождения национального эстетического сознания в современной российской

- 9 -ситуация.

На защиту выносятся следующие положения: - В сложных коллизиях постсоветской России национальные отношения стали одної! из наиболее болезненных социальных cfер. Их анализ требует более точного применения йнте-гратпвного понятия "национальное", с учетом того, что ояо не исчерпывается объективными характеристиками, а связано о необходимостью осмысления всего спектра субъективных моментов. Включение в состав понятия " национально'*" всей совокупности положений, связанных с car/осознанием, исторической памятью, спецификой языка, как "дома бытия", художественной жизнью и т.д., резко повыяает его методологическую и теоретическую значимость.

Этнопсихологические, праксиологические особенности субъектов национального бытия особенно зримо проявляются в области художественного освоения действительности. Именно поэтому вполне правомерно включение в понятийный набор нацио-логии понятия о национальном эстетическом самосознании. Б духовной и материальной культуре национальное эстетическое самосознание наиболее рельеїно демонстрирует самобытность того пли иного народа, его уникальность я то место в мировой культуре, которое никем не может быть ни замещено,ни возме-лепо.

К факторам, определявши формирование а развитие национального эстетического самосознания следует отнести прежде всего национальную культуру и психологию, наличие которой в нелалском презлом рьяно отрицалось. Вместе с гем, з этом процессе существенна роль всей совокупности социальных слагаемых, главным образом,' экономических и политических аэбавле-

їілй or негативных сторон былого прямо касается и национального эстетического самосознания. Без этого невозможен дальнейший исторический путь народов, больших и малых. ІЗкесте с тем этот процесс настоягельно требуег и опоры на прогрессивные.традиция.Этнокультурные связи, забота о сохранении и развитая национальных художественных сокровищ, этнэохрешше мероприятия - всё это абсолютно необходимо,

- Сейчас НЕЦяональное эстетическое самосознание претер
певает многотрудный процесс структург'ой перестройки. Оя '
включает в себя очищение от плевел тоталитарного сознания,
восстановление исторической правды, поиск новых эстетиче
ских ориентации, нахождение эффективных каналов взаимодей
ствия с культурой мира, России и СНГ. Завершение этого про
цесса требует немалого времени.

- Подлинное национальное эстетическое самосознание
шгоралястичзо., многоцветно, не чурается жанрового и сти
левого многообразия. Сохраняя собственную оригинальность,
оно открыто для любых приемлемых воздействий иных- куль
тур. Оно оптимистично. Не отворачиваясь от признания жиз
ненных трагедий, национальное естегическое сознание в-.ос
нове своеЯ чухдо пессимизму, "катастррфиэму", нарочитому
раздуванию унылости и безнадежности. Оно неотъемлемая и
необходимая составляющая культуры каждого народа.

Гпактнчеокая значимость работы. .

. Исследование выдвинутой проблемы имеет научно-практит ческое значение.

I. Работа представляет научный интерес в изучении наиболее слояных национальных вопросов; била предпринята

- II г попытка рассмотреть в условиях духовного возрождения общества основные детерминанты современного национального эстетического самосознания. Исследуя в историческом аспекте эту проблему, мы стремились выявить основные закономерности, которые способствуют формированию п развитию надаоначьного эстетического самосознания и показать в этой процессе роль этносоциальных факторов и демократического искусства,

2, Диссертационная проблема исследуется не только на
.уровне научного,но и прикладного значения. Материалы ра
бот» могут использоваться в учебном процессе вузов на'пе"
.страны, в котором предмет социальной їплосоїіш как неуки
входит в учебяне шгаяы, . .

Теоретико-методологическая основа диссегггаппп. Теоретической л методологической осново'! диссертации служили основополагающие принципы материалистической диалектики п положения об общественно;! развития, требования объективности при критическое осмислений комплекса национальных проблем в е\гетсгве политико-экономического й духовного аспектов. Эти принципы и положения явп-псь теоретическим источником в осмислений процесса 'Т:ор:''-'?о-ванзя национального эстетического самосознания.' Гносеологическим основанием исследования стали научнне принципы историзма, системности а анализа противоречил. Отправной точкой научного анализа избранной проблеет квіл-зтся диалектика общего z - особенного в контексте псреос:г;сле-"чия концепции национальной политики в обльоти культуры и искусства. '' .

При подготовке и написании диссертации была привлечена обаирная научная литература по актуальным проблемам социальной философии и эгнопсчхолоиш. Из всей использованной литературы могло выделить три группы:

  1. Труды по национальному вопросу - национальной культуре, самоопределению наций, межнациональным отношениям, национальному самосознанию, о. роли этнических факторов в процессе формирования национального эстетического самосознания /А.Г.Лгаев, Л.М.Архангельский, Л.Н.Гушлев, Р.И.ГаГиутдинов, А.О.Бороноев, В.Х.Болотоков, Б.Е. Винер, И.О.Кон, Н.Н.Кучуков, В.И.Козлов, Р.Ф.Итс /.

  2. Научные труды,посвященные общим и конкретным культурологическим проблемам, выяснению сущности и особенностей национальных культур, их значимости в формировании национального эстетического самосознания, выявлению закономерностей развития национального и нравственного сознания /В.Е.Давидович, С.Ф.Анисимон, Н.М.Блинов, В.А.Блюмюш, И.Д.Иткин, А.Г. Ковалев, г.И.Файнбург, Л.П.Буева/.

3. Классическая философская литература. Это избранные груды и сочинения В.С.Соловьева, Г.В.Ф.Гегеля, Ф.Ницше,-Н.А. Бердяева, С.И.Трубецкого,Н.О.Лосского, Я.Ф.Федорова, Н.П. Огарева, Альберта Шве'іцера, К. Ясперса, Г.В.Плехаяова.

Методологической базой и источником явились материала научно-практических конференций, проводимых вузами, НИИ и денортамептгки социальных проблем различных администраций России в последние годы по вопросам межацнональных отношений, в которых автор диссертации принимал участие.

- ІЗ -

Апробация работы.

Главные положения диссертационной работа.послужили основой выступления на Всероссийских и региональных научно-теоретических конференциях: Всесоюзной научно-теоретической конференции "Совершенствование межнациональных'отноиений в условиях перестройки в г. Орджоникидзе / ныне Владикавказ/ 14-16 ноября 1989 г.;- межвузовской научно-теоретической" конференции молодых ученых-обществоведов "Актуальные проблемы истории и теория советского общества" в г. Нальчике IS89 г.; республиканской научно-теоретической конференции "Молодежь и общественные науки" в Нальчике ISB5 г.; Всесоюзной научной конференции "Русская нация в союзе народов СССР" в Куйбікгеве 12-13 сентября 1990 г.; первой региональной научно-практической конф, "Еенщина Кавказа и современность" в Нальчике, в; ноябре Г39І г.; межвузовской научно-практической конф. "Народная педагогика и современные проблемы воспитания" в. Чебоксарах, в октябре 1991 г.; Российской научно-практической конф. "Репрессированные народы: упразднение их национальной государственности и проблемы реабилитации" в Элисте 26-27 декабря 1993 г.»; ІУ Всероссийской научно-практической конф. "Репрессированные народы: история п современность" в Ингушской Республике 21-22 февраля ISS4 г.; У. Всероссийской научно-практической конф. "Репрессированные народы", посвященной 0-летию депортация бачкарского народа, в Нальчике 6-7 марта 1994 г.; ІУ Всероссийской ш-учн. кон». "Русская философия: Восток я Запад" в Пятигорске 3-7 октября 1994 г.

Основные выводы -и принципиальные поло~є!гдя диссерта-

іїіц были изложены автором в тезисах и оаублакованы. в сборниках материалов конференций. Кроме того, материалы длссерта-шш, в основном её практическая часть, была использованы автором при проведении сешшарских и лекшонных занятий со. студентами пятых курсов Кабардино-Балкарского госуниверситета,.

.Цїссертацая обсундалась на заседаниях кафедры культу--рологии и .Тіилосоіяи, была рекомендована в защите.

Публикации. По основным разделам диссертация опубли- -ковано II статей, объем которых составляет около 5 п.д.

Структура диссертации. Структура и объем работы отражает логику исследования, её задачи. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 170 страницах машинописного текста, и списка литературы,