Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Калужская Елена Викторовна

Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ
<
Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калужская Елена Викторовна. Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Калужская Елена Викторовна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2010.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/347

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕКТАНТСТВА

1. Теоретический анализ сектантства как социального явления 18

2. Основные исторические этапы развития сектантства 44

а) Развитие западного сектантства 44

б) Развитие отечественного сектантства 61

3. Эволюция внутреннего содержания сект 72

4. Место глобальных сект в типологизации религиозных организаций 79

Глава II. СЕКТАНТСТВО ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА.

1. Концепция «пост модерна» и постмодернизм: онтологические основания и гносеологический потенциал 88

2. Содержание феномена религиозного постмодернизма 99

3. Современное сектантство как проявление пост модерна 118

4. Глобальное сектантство: феномен квазирелигиозности 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158

БИБЛИОГРАФИЯ 161

Введение к работе

Актуальность исследования. Процесс глобализации все глубже охватывает практически все сферы общественной жизни. Глубинные трансформации происходят не только в практической области, но и в духовной жизни современного общества. В наименьшей степени по сравнению с исследованием сфер экономики, политики, искусства, с нашей точки зрения, исследовано влияние и проявление глобализационных процессов в религиозной сфере. Однако в конце XX - начале XXI столетий в ходе динамического развития глобализации она подверглась большим и глубоким преобразованиям. Изучение этих изменений представляется весьма актуальным.

Феномен современного сектантства представляет собой итог развития ряда традиционных, устоявшихся за многие века религиозных институтов. Широкое распространение нетрадиционных религий, или нетрадиционных религиозных движений (НРД), происходит в условиях кризиса в обществе, в традиционной церкви. Своей практической и идеологической деятельностью современные секты подрывают основы традиционной религиозности, на ее место приходит измененная религиозность, которую можно определить как псевдо- или квазирелигиозность.

Одним из ярчайших общественных феноменов современности является образование и функционирование религиозных (или квазирелигиозных) сект, которые можно квалифицировать как транснациональные религиозные институты, привносящие новое качество и в развитие традиционных религиозных институтов. Такие секты мы называем глобальными. Их можно рассматривать в качестве особо яркого проявления глобализации в религиозной сфере. Подобно тому, как ведущим проводником экономической глобализации являются крупные транснациональные корпорации, глобальные секты вполне можно рассматривать в качестве проводников и субъектов религиозной глобализации. В настоящее время их количество, роль и влияние в религиозной и общественной жизни многих стран имеет тенденцию к возрастанию. В связи с этим резко возрастает необходимость научного, социально-философского изучения этих новых общественных институтов, выявления их нового содержания, исследования их специфики по сравнению с их историческими предшественниками, влияния на традиционные религиозные институты и т. д.

Ранее в истории человечества статус мировых имели лишь традиционные религии (христианство, ислам, буддизм). В настоящее время мы становимся свидетелями возникновения нового социокультурного явления — мировых религиозных сект. Интересен следующий исторический факт: мировые религии возникали как совокупность различных разрозненных сект. Известно, что к началу и в процессе формирования христианства возникло большое количество сект. В ходе длительной борьбы различных раннехристианских сект и направлений образовалось такое явление культуры как христианство, впоследствии получившее статус «мировой религии». Сейчас мы наблюдаем во многом противоположный процесс. Противоположность состоит в том, что сейчас некоторые секты сразу (относительно сразу, поскольку временной отрезок в несколько лет, самое большее десятилетий, можно рассматривать как исторический момент, а не длительный исторический процесс) возникают как глобальные, но, тем не менее, это не ведет к возникновению новых религиозных идей, обладающих потенциалом для того, чтобы претендовать на мировое, глобальное влияние.

Глобальные религиозные секты представляют собой явление неоднозначное и противоречивое. Противоречивость заключается даже в самом понятии: секты - по определению нечто замкнутое, обособленное (одно из источников слова «секта» — латинское слово «secare» — отсекать (часть от целого)); однако характеристика глобальности предполагает во многом противоположную направленность - всеобъемлемость, всеобщность и т. п.). Поэтому словосочетание «глобальная секта» в некотором смысле звучит как оксюморон, как сочетание несочетаемого, соединение несоединимого, однако именно это подчеркивает органичность этого явления другому мировоззренческому явлению эпохи глобализации - философии постмодернизма.

Во многих научных исследованиях преобладает описательный подход к сектам: рассматриваются их внутренняя структура, идейные установки, ритуальные и обрядовые действия, социальный и демографический состав и численность, уровень географической распространенности, масштабы, содержание культовой и внекультовой деятельности и т. д. Однако многим исследованиям присуще отсутствие теоретического анализа явления глобальных мировых сект в контексте единой философской парадигмы, то есть секты чаще всего рассматриваются как общественное, социальное явление просто как таковое, без должного философского анализа. Однако именно философский анализ обладает потенциалом определения цивилизационного, общеисторического статуса определенного явления. Таким образом, если количественный аспект новых религиозных движений, демографические и социальные измерения сект, экономические аспекты их деятельности, а также механизмы психологического влияния изучены достаточно подробно, то качественный аспект современного сектантства пока изучен значительно слабее. Он предполагает рассмотрение таких сторон новых религиозных институтов, как их роль и место в общемировых тенденциях общественного развития, исторические и социальные предпосылки возникновения новой религиозности. Однако исследование их статуса и значения в таком контексте с точки зрения философии остается слабо разработанным. Поэтому настоящее исследование приобретает философскую гносеологическую актуальность.

Степень разработанности проблемы. Проблематика религиозного сектантства, являясь неотъемлемой частью религиоведческого дискурса уже на протяжении многих десятилетий, на наш взгляд, недостаточно представлена в социально-философских исследованиях. Вместе с тем, данное явление находилось и находится в фокусе внимания не только религиоведов, специализирующихся на сектоведении1, но также историков, психологов, социологов , философов , культурологов4, что в целом свидетельствует о необходимости и возможности междисциплинарного подхода к изучению сектантства. Психологическую проблематику5 современного сектантства затрагивали такие авторы, как В. Б. Шапарь, А. И. Будов, С. Н. Савельев, Р. Чалдини, А. Н. Швечников, К. Б. Привалов. Исторические аспекты6 сектантства раскрыты в работах таких ученых, как И. Я. Кантеров, Е.Г. Балагушкин, П.С. Гуревич, И. Н. Яблоков, К. И. Никонов, И. А. Крывелев и другие. Российский религиовед Е.Г. Балагушкин, рассматривая религиозные институты в историческом аспекте, отмечает, что в первобытной культуре. существовали религиозные институты, которые правомерно называть протоинститутами, т.к. в них зачаточной форме были выражены признаки, характеризующие в зрелом виде более поздние религиозные секты. Отличие протоинститутов от религиозных институтов заключается, по мнению Е.Г. Балагушкина в том, что в первых использовались принципы магии,

Вленский В.,Морочковский И. Современное религиозное сектантство: динамика, процессы, тенденции. — Киев.: 1995; Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. -Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 2002; Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: 1996; Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970-1980-е годы). - М.: Лабиринт, 1994; Карнацевич В. Л. Пятьдесят знаменитых сект. - Харьков: ФОЛИО, 2004; Привалов К. Б. Секты: досье страха. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1987; Гуревич П.С. Современные внеконфессиональные организации в странах Запада. - М.: 1993. 2 Я. И. Здоровец, А. А. Мухин. Конфессии и секты в России. Религиозная, политическая и экономическая деятельность. - М.: ЦПИ, 2005;. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. - Белгород, 1997; Гараджа В. И. Социология религии. - М.: -1996. 3 Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство. (Социально-философский очерк). - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2002; Киселев Г.С. Современный мир и новое религиозное сознание //Вопросы илософии. 2000. № 6.

Косуха П. Модернизация социально-этических концепций современного христианского сектантства. -Киев, 1967. 5 Шапарь В. Б. Психология религиозных сект / Мн.: Харвест, 2004; Будов А. И. Религиозные иллюзии на пороге жизни. Христианские секты сегодня. - М.,1980; Савельев С. Н. В мире разочарований, надежд и иллюзий. - Л., 1982; Чалдини Р. Психология влияния. - С-Пб.,1999; Швечников А.Н. Рай земной: новая сказка. - С-Пб.,1997; Белов А. Шилин А. Диверсия без динамита. - М.,1975; Привалов К. Б. Секты - досье страха. М., 1987. 6 Белов А. Секты. Сектантство. Сектанты. - М.; 1997; Крывелев И. А. История религий. - М: Мысль, 1988; Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. - М.: Политиздат, 1985. связанные с возможностью повелевать природными силами . Пророки, исповедующие позднее возникший монотеизм, являются лишь «пассивными рупорами богов и не в состоянии сами как-нибудь повлиять на них...»2. Данная точка зрения представляется справедливой и имеет большое методологическое значение в изучении исторического развития религиозных институтов, в целом, и сектантства, в частности. Однако явная недостаточность разработки социально-философских аспектов современного сектантства выражается в том, что практически отсутствуют исследования, в которых этот феномен рассматривался бы в контексте общемировых глобальных тенденций как современного, так и исторического развития. В свою очередь этим, как было обозначено выше, обусловливается гносеологическая актуальность настоящего исследования.

В последние годы защищено порядка двух десятков кандидатских и докторских диссертаций по многогранной проблематике современного сектантства. Среди них особенно стоит отметить работы И. В. Шарыповой, И. В.Звягинцевой, Т. С. Оленин, Я. В. Грусмана и А. В. Тонконогова.

Наиболее полно феномен внекультовой деятельности современных сект раскрыт в диссертационной работе И. В. Шарыповой Работа содержит богатейший эмпирический материал, который нередко используется в настоящем исследовании в качестве доказательной базы тех или иных теоретических положений. Но помимо конкретной фактической информации диссертация содержит ряд философских обобщений, с которыми можно поспорить. Например, по мнению диссертанта, характерной чертой новых религиозных движений (НРД) является их ориентация на преобразование общества и поиск новой картины мира. Модель будущего общества - это, прежде всего, попытка показать адептам историческую перспективу развития НРД и обозначить социальные идеалы. НРД конструирует собственную модель мира, основанную на критичном отношении к социально- 1 Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. - М.: ИФРАН, 2003. - С. 44. ~ Балагушкин Е.Г. Указ. соч. С. 46. 3 Шарыпова И.В. Внекультовая деятельность новых религиозных движений: Дисс. ... канд. филос. наук. -

М., 2005. - 23-24 с. -145 с. политической, экономической ситуации современности. С нашей точки зрения, современные секты как ярчайшие представители НРД не столько критикуют, сколько используют в своих узко-корпоративных целях «политическую и экономическую ситуации современности». И внекультовая деятельность сект, как показывает сама диссертант, подтверждает это.

Проблемы идеологической самоидентификации исследованы в диссертации И. В Звягинцевой. Автор приходит к выводу, что «все без исключения нетрадиционные религиозные сообщества признают за собой право, во-первых, на истинность именно своего учения, то есть, если рассматривать, например, неохристианские сообщества, можно увидеть, что они по-своему трактуют священные тексты»1. В этом состоит методологическое тождество между традиционными и нетрадиционными религиозными образованиями, которые одинаково безапелляционно позиционируют свое учение как истинное. Но в этом же состоит и принципиальное различие: если традиционные религиозные учения имеют онтологическое «право» позиционироваться как истинные, поскольку опираются на глубокие цивилизационные и социокультурные традиции, то новые религиозные учения, провозглашаемые в рамках современного сектантства, возникают ad hoc, так сказать, по случаю, и имеют минимум оснований в социальном бытии для позиционирования себя как истинных. Это положение можно рассматривать как одно из основных критериев различения религиозности модерна и постмодерна, развиваемое в настоящем исследовании. Кроме того, автор, исследуя аксиологическую составляющую современного сектантства, приходит к выводу, что в нетрадиционных религиях явно просматривается философия постмодерна, и анализирует ценностные ориентации нетрадиционных религий с точки зрения постмодернистской философии. 1 Звягинцева И.В. Самосознание нетрадиционных религиозных сообществ в современной России: Дисс.... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2004. - С. 109.

Большой интерес для настоящего исследования представляет диссертация Т.С. Оленин, посвященная анализу вектора трансформации религиозного сектантства в русской традиции1. Автор анализирует преимущественно новые иррациональные идеологические системы и культы, проникшие на территорию России в начале 90-х годов XX века, хотя исторические аспекты эволюции сектантства также представлены очень подробно. Диссертация посвящена в основном характеристике и классификации организаций, относящихся к новому типу сектантства.

Диссертационная работа Я.В. Грусмана носит в основном прикладной, эмпирический характер. Используя социологические методы, автор приходит к теоретическому выводу, что понятия «новые религиозные движения» и «культовые движения» необходимо рассматривать как два различных типа религиозных организаций. Автор не акцентирует внимания на том, что здесь критерием разграничения этих понятий оказывается религиозность\квазирелигиозность. Но для настоящего исследования противопоставление по данному критерию играет весьма важную методологическую роль, поскольку, с нашей точки зрения, культ в современном сектантстве может носить как сугубо религиозный, так и квазирелигиозный и нерелигиозный (экономический, потребительский и т. д.) характер. Культ оказывается объектом преклонения, почитания и т. д., и его характером и содержанием определяется характер и идеологическая принадлежность данной секты в целом.

Большой пласт научных работ посвящен исследованию типологии и классификации современных религиозных сект. Здесь можно отметить работы таких исследователей, как Е.Г. Балагушкин, И.Я. Кантеров, А.Н. Лещинский, И.Н. Яблоков, А. Баркер, Н.А. Трофимчук . Работы данных 1 Оленин Т.С. Трансформация русского религиозного сектантства: философско-культурологическнй анализ: Дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 2006. 2 Грусман Я.В. Новые религиозные движения как социокультурный феномен современного российского мегаполиса: Дисс.... канд. соц. наук. СПб., 2007. 3 Балагушкин Е. Г. Новые религиозные культы, движения и организации в России - М.: 1998; Балагушкин Е.Г. Типология новой религиозности // Динамика культурных и социальных связей. - М.: 1992; Лещинский Л. Н. Православие: типология церковных разделений. Источник — сайт Российского объединения авторов имеют большое методологическое значение для настоящего исследования. В частности при классификации новых религиозных образований авторы нередко обращаются к проблеме их соотнесенности с традиционными религиями. Этот аспект особенно важен для настоящей работы в той части, где исследуется специфика современного сектантства по сравнению с доминирующими религиозными течениями, в частности при определении специфики постмодернистской религиозности. Так, российский ученый А.Н. Лещинский на примере типологизации православных церквей использует понятие «альтернативное православие». В более широком социально-философском контексте, на наш взгляд, возможна модификация этого термина в термин «альтернативная религиозность», характеризующий современное сектантство. Российский религиовед И.Я. Кантеров проводит очень подробную классификацию современного сектантства, выделяя признаки, отличающие современное сектантство от традиционных верований, что является необходимым инструментом для комплексного исследования данного общественного явления.

Что касается изученности проблематики современного сектантства с точки зрения постмодернистской парадигмы, то здесь также имеет место дефицит научных исследований. Основное внимание авторов привлекала проблема изучения с позиций постмодернистской философии феномена новой религиозности, а также традиционных религий. Эту тему исследовали такие ученые, как С.А. Кравченко, А.С. Ваторопин, Ю.В. Рыжов, В.А. Бачинин, Т.М. Горичева, И.В. Подберезский, Г. Рормозер, X. Кюнг, А.И. Кырлежев, В.П. Крутоус, А.Н. Колодный1 Среди диссертационных работ по исследователей Религии; Основы религиоведения. Под ред. Яблокова И. Н. - М.: 1994; Баркер А. Новые религиозные движения - С-Пб: 1997; Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием. - М.: Изд-во ACT, 2006; Трофнмчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. -М.: 1991. 1 Кравченко С.А.Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. - М.: Изд-во «МГИМО-Ушшерснтет», 2007; Ваторопин А.С. Религиозный модернизм и постмодерншм // Социологические исследования №3, 2001; Рыжов Ю. В. Христианство на переломе времен. Материалы третьей научной конференции преподавателей и студентов 14-15 марта 2002. - Новосибирск: Новый сибирский университет, 2002; Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. -М.: Смысл, 2006; Бачинин В. А. Постмодернизм и христианство // Социолопгческие исследования, №4, 2007; Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Л., 1991; Подберезский И. В. Фундаментализм и этой проблематике стоит отметить исследование М.Р. Торбург . Автор очень тщательно описывает взгляды представителей постмодернистской философии на религию. Однако в этой работе преобладает описательный подход, автор подробно пересказывает чужие взгляды, классифицирует их, но исследованию присущ дефицит оригинальной философской аналитики, остается неясной авторская позиция исследователя по данной проблематике.

Объектом исследования является современное сектантство. С нашей точки зрения выбранный термин «современное сектантство» является наиболее общим, претендующим на философское обобщение, поскольку включает не только сугубо религиозные новообразования, но и квазирелигиозные сектантские структуры. Этот термин вполне соответствует поставленной цели — рассмотреть это явление в контексте универсальных, наиболее общих тенденций мирового развития, как с точки зрения современности, так и с точки зрения исторических предпосылок формирования этого явления. Наиболее адекватной конкретно-исторической формой современного сектантства являются глобальные секты. В настоящем исследовании ' под глобальными сектами понимаются крупные международные секты, имеющие широкое влияние в религиозной и общественной жизни большого числа стран. Безусловно, современное сектантство не ограничивается только глобальными сектами, но, с нашей точки зрения, в них в наиболее рафинированной форме воплощены современные процессы глобализации религиозной сферы.

Предметом исследования является процесс и результат становления современного сектантства. Это отражается, на наш взгляд, в историческом и логическом аспектах объекта исследования. Исторический аспект постмодернизм // Режим доступа: http: //.; Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху "постмодерна" глазами христианского публициста // Вопросы философии. 1991. №5; Кюнг X. Религия на переломе эпох // Иностранная литература. 1990. № 11. С. 228; Кырлежев А. И. Постсекулярная эпоха./ Континент, №120, 2004; Крутоус В.П. Новоязычество в современной культуре // Свободная мысль-XXI. 2000, №7; Колодный А. Н. Постмодерн в контексте истории христианства. Основной доклад на конференции "Религия в постмодерном обществе". Киев, 20-21 мая 2008 года. 1 М. Р. Торбург Проблемы религии в постмодерннсткой философии. Дисс. ... канд. филос. наук, Москва, 2002. предполагает анализ предпосылок формирования современного сектантства, рассмотрение общих тенденций, лежащих в основе становления этого явления. Логический аспект современного сектантства акцентирует внимание на анализе этого явления в контексте современности, в контексте эпохи постмодерна. Здесь предполагается изучить постмодернистское содержание деятельности и идеологии глобальных сект, постмодернистские аспекты различных сторон их деятельности - экономической, психологической, ритуальной, идеологической и др. Иными словами, глобальные секты рассматриваются как ситуация постмодерна в религии. Такая двойственность предмета исследования обусловливает и структуру диссертации, включающую, согласно обозначенным выше аспектам, две главы.

Цели и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в комплексном социально-философском анализе современного сектантства и закономерностей его исторического развития.

В соответствии с поставленной целью в диссертации определены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «секта». На основе конкретно- исторического анализа уточнить соотношение понятий «секта» и «религиозная секта».

2. Рассмотреть общую периодизацию истории сектантства, определив основные этапы эволюции данного явления. На основе этого анализа теоретически и эмпирически выделить новейший этап — этап формирования и функционирования глобальных сект.

3. Сравнить современные глобальные секты с первоначальными и традиционными сектами с целью выявления принципиально новых особенностей и характеристик современного сектантства.

4. Выявить основные принципы и положения философии постмодернизма, а также определить основные черты концепции постмодернистской религиозности, понятия религии в контексте постмодернистской методологии. Соотнести особенности и характеристики современного сектантства с основными принципами и положениями философии постмодернизма.

5. Определить основное отличие современных религиозных сект от традиционных религий. Определить роль и влияние глобальных сект в современной религиозной жизни.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что глобальные религиозные секты являются постмодернистским явлением в религии. Общая гипотеза требует конкретизации. Постмодернистский характер современных сект проявляется в том, что в основе их идеологии и деятельности лежит практика эклектизма. В наиболее общем виде это эклектизм религиозного и нерелигиозного, что, в конечном счете, выводит современные секты за рамки традиционной религиозности и вводит в пространство квазирелигиозности и даже нерелигиозности.. Феномен квазирелигиозности имеет глубокие исторические корни и восходит к первоначальным сектам, которым был присущ синкретизм. В свою очередь синкретизму присуща нерасчлененность зачатков религиозного и нерелигиозного, сакрального и профанного, их слитность в единое целое. Более того, в первоначальном синкретизме эти противоположности еще недостаточно сформировались и выделились, чтобы четко обозначить границы между ними, четко определить, где кончается первое и начинается второе. С нашей точки зрения, эклектизм современных сект на новом историческом витке, на новой цивилизационной и общественной основе в общем виде «повторяет» синкретизм первоначальных сект. Но вместе с тем он принципиально противоположен ему: если синкретизм представляет собой органическую первоначальную нерасчлененность религиозного и нерелигиозного, то современный эклектизм сектантства состоит в механическом искусственном соединении данных элементов. Первый аспект противоположности между синкретизмом и эклектизмом носит логический характер. Второй аспект эволюции от синкретизма к эклектизму носит исторический характер. Если первоначальный синкретизм является предрелигиозным образованием, то современный эклектизм — своего рода «пострелигиозным». Другими словами, в результате разложения синкретизма образовались как обособленное целое религиозное общественное сознание, религиозные социальные институты и т. д. Сейчас же сектантский эклектизм знаменует собой кризис как религиозного сознания, так и традиционных религиозных институтов. В результате традиционное религиозное содержание в современных сектах постепенно выхолащивается, его место начинают занимать новые идеологические образования, зачастую не имеющие ничего общего с религиозными представлениями и ценностями.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют ряд концепций современного обществознания. В первую очередь диссертант руководствовалась историческим подходом к изучению общественных явлений. В ходе исследования были применены методы системного и междисциплинарного анализа. При теоретическом анализе автор активно использовала разработки Международной логико-исторической школы.

Источниковую базу исследования составляют социально-философская, историческая, религиоведческая научная литература, посвященная проблематике религии, сектантства и философии постмодернизма.

Новизна настоящего исследования: на основе конкретно-исторического анализа раскрыто содержание понятия «секта», уточнено соотношение понятий «секта» и «религиозная секта» и доказано, что обозначаемые понятиями «секта» и «религиозная секта» явления не тождественны друг другу; доказана целесообразность введения в научный оборот термина «глобальные секты» и исследована связь между глобальными сектами и процессом глобализации религиозной сферы в частности и общественной в целом. На основе проведенного анализа обосновано рассмотрение глобальных сект как основных проводников глобализации в религиозной сфере; - на основе обобщения эволюции сектантства от возникновения первоначальных сект до современных глобальных сектантских организаций предложена периодизация исторического развития сект, выделены и проанализированы основные этапы этого процесса. В связи с этим показано, что современные глобальные секты являются логическим результатом эволюции сектантства; установлена историческая взаимосвязь между синкретизмом первых сект и эклектизмом глобальных сект; раскрыто и обосновано новое содержание современного сектантства - феномен квазирелигиозности и доказана историческая преемственность квазирелигионости современных глобальных сект и нерелигиозности первых сект, возникших в VII-VI вв. до н.э.; на основе анализа положений постмодернистской философии выявлено практическое воплощение основных принципов постмодернистской методологии в базовых универсальных характеристиках современных сект; определено отличие современного сектантства от традиционных религий современности, заключающееся в коммерциализации деятельности современных сект, что обусловливает квазирелигиозность содержания их вероучений. Наиболее выраженную форму современной квазирелигиозности представляют вероучения глобальных сект.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Понятия «секта» и «религиозная секта» не являются тождественными друг другу. Понятие «секта» шире понятия «религиозная секта» и включает его в себя, т.к. секты могут носить не только религиозный характер, что подтверждается историческим развитием сектантства.

2. Глобальные секты являются проводниками процессов глобализации в сфере религии, т.к. в них в наиболее ярко выраженной форме воплощены современные процессы глобализации религиозной сферы.

3. Историческое развитие сектантства имеет четыре периода: 1) первые секты возникли в VII-VI вв. до н.э.; не имели ярко выраженного религиозного характера и были синкретичными; 2) период формирования религиозного сектантства II-I вв. до н.э. - I-II вв. н.э.; 3) формирование буржуазных сект XVI в. - пер. пол. XX вв.; 4) появление глобальных сект, повторяющих нерелигиозность первых сект на новом уровне.

4. Между синкретизмом первых сект и эклектизмом глобальных сект существует глубокая историческая взаимосвязь, выражающаяся в нерелигиозности сект данных периодов. В современном сектантстве религиозность выхолащивается и заменяется квазирелигиозностью, что на новом уровне повторяет нерелигиозность первых синкретических сект.

Современные секты, имеющие международный масштаб (глобальные секты), в наиболее рафинированной форме представляют собой частное проявление эпохи постмодерна, что главным образом выражается в их эклектизме.

В сектах эпохи глобализации размывается традиционное религиозное содержание, на место традиционных ценностей приходят ценности утилитарного, бытового порядка; в основе квазирелигиозности современных сект лежит процесс коммерциализации религиозной деятельности, который наиболее бурно развивается именно в глобальных сектах.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в теоретической научно-исследовательской деятельности, связанной с проблематикой современного сектантства, трансформации традиционных религиозных институтов, влияния процессов глобализации на религиозную сферу, в исследованиях, проводящихся в рамках философской постмодернистской парадигмы. Отдельные выводы и положения диссертации могут быть применены при составлении учебного курса в высших учебных заведениях по следующим дисциплинам: обществоведение, социальная философия, философия религии и религиоведение. Результаты и положения диссертационного исследования могут быть использованы в работе государственных органов, занимающихся государственно-церковными и межконфессиональными проблемами.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии Российского государственного социального университета. Основные положения и выводы диссертации отражены в семи научных публикациях и докладывались на следующих международных и всероссийских конференциях: XXVII Гагаринские чтения, Международная молодежная научная конференция (М., 2001 г.); V Международная научно-практическая конференция «Диалектика социального развития в свете логико-исторической методологии» (М., 26-27 апреля 2008 г.); VII конференция Московского религиоведческого общества на Философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова «Будущее религии в Европе» (М., 14-16 мая 2009 г.); VIII Годичные научные чтения Социально-гуманитарного факультета РГСУ «Проблемы актуализации социально-политического и духовно-нравственного потенциала развития России в условиях выхода из глобального кризиса» (М., 2010 г.); Конференция «Инновационные подходы в исследованиях молодых ученых» в рамках недели студенческой науки (М., 2010 г.) Результаты исследования использовались в учебных курсах по религиоведению и социальной философии для студентов РГСУ.

Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Теоретический анализ сектантства как социального явления

Проблема сектантства стала особо актуальной в последние два десятилетия. С 1990-го г. в Россию стали прибывать руководители различных сект, имеющих международный размах. Речь идет о таких сектах как «аум сенрикё», сайентологи, кришнаиты, «гербалайф» и др. Нередко их руководители принимались на высшем уровне, их пускали на предприятия, в детские, учебные учреждения, их саморекламу передавали СМИ. Их программы, внедряющиеся, не без участия представителей государственной власти, с большим энтузиазмом, нанесли изрядный, подчас непоправимый вред психике людей. В большом количестве стали появляться доморощенные секты: «богородичный центр», «белое братство» и др. Многие секты, приносящие наибольший вред, в результате были запрещены. Однако, набрав силу, они не собираются сдаваться и продолжают свою деятельность нелегально. С сектантством можно бороться, но насколько эта борьба будет успешна, в немалой степени зависит от научного анализа этого явления.

Необходимо дать четкое и однозначное научное определение понятия «секта». Здесь будут рассмотрены существующие разнообразные подходы к определению понятия «религиозная секта» и выделено рациональное содержание каждого из них, что должно помочь в определении понятия «секта». Трактовки и подходы к анализу религиозных сект мы рассмотрим именно на уровне дефиниций, поскольку в них, на наш взгляд, в наиболее емком и рафинированном виде отражается суть и содержание этих подходов. Далее будет осуществлена попытка взглянуть на религиозное сектантство в исторической ретроспективе и выделить особенности современных сект.

Чаще всего объектом анализа при рассмотрении сектантства становятся религиозные секты. Можно даже утверждать, что нередко эти понятия «религиозная секта» и «секта» выступают в качестве синонимов. Однако между ними имеет место существенная разница, которая наиболее четко и явно проявилась в современных сектах. Рассмотрим некоторые ключевые дефиниции понятия «секта» в отечественной общественной науке. Энциклопедический словарь «Религиоведение» дает следующее определение: «Секта религиозная (с. р.) - один из типов религиозных организаций. В религиоведении и социологии религии секта религиозная рассматривается как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Существенные признаки С. р., отличающие их от церкви - неприятие мира, добровольное и сознательное вступление (обращение), отсутствие бюрократической организации, менее формализованное и более эмоциональное богослужение. Наряду с этими признаками Ср. свойственно стремление усовершенствовать или видоизменить некоторые положения вероучения или обрядовой практики «исторических религий» (М.Вебер)... Широкое распространение получило представление о религиозном сектантстве как форме социального протеста, свойственного всем народам на определенных стадиях их развития. Представители этой точки зрения рассматривали русское сектантство главным образом как совокупность народных религиозно-реформационных движений, которые относятся к началу нового периода русской истории, примерно к последней трети XVII в. Возникновение сектантских объединений в последующие столетия связывается с особенностями экономического развития России, имущественным расслоением, пауперизацией различных слоев населения. В богословских трактовках природы сектантства основной упор делается на противоположность Ср. вероучению и обрядам господствующей церкви»1. Это современное научное определение данного термина. Оно претендует на статус целостного определения, поскольку стремится вобрать в себя и отразить различные подходы - с точки зрения философии (подход М. Вебера), со светской точки зрения, с позиций богословия и др. Однако это скорее описательное, дескриптивное определение, в котором акцент делается на признаки, а не на сущность и содержание определяемого феномена. Кроме того, рассматриваемая дефиниция сама содержит ряд определений, что мешает выделить суть сектантства.

Эволюция внутреннего содержания сект

Религия, как одна из форм сознания, выделилась из синкретического, мифологического сознания. По нашему мнению, между синкретизмом и религией, как и другими формами сознания, есть связующее звено, переходный этап, в котором они формируются. Это язычество. С распадом первобытнообщинного строя постепенно возникают города (напр. древнегреческие полисы) и государства. Меняется характер деятельности человека, форма труда. А вместе с ними изменяется и сознание. Из синкретического целого выделяются различные формы сознания, регулирующие соответствующие сферы жизни. Мораль регулирует поведение людей в отношении друг друга. Право регламентирует имущественные и иные отношения, регулируемые государством. Философия, явившись родоначальницей всех наук, включала в себя и религиозные элементы, ведь в своей идеалистической ветви она тесно связана с религиозным мировоззрением. Тем не менее, религия взаимодействует не только с философией, но и с другими формами сознания: прежде всего с моралью, а также художественно-эстетическим сознанием, правом, политической идеологией. Отправным пунктом формирования религиозных представлений служили мифологические, языческие представления. На стадии формирования всех этих форм сознания и возникают первые секты, имеющие свое учение, на котором основывалось мировоззрение членов этих объединений. Рассматривая пифагорейский союз, можно отметить, что научные разработки в области математики, учение о космосе тесно переплетаются с идеалистическим представлением о сущем. Однако религиозным это учение назвать нельзя: в нем еще нет бога-создателя всего сущего, нет и четкого разделения естественной и сверхъестественной сфер бытия. Сугубо религиозные секты возникают, как уже говорилось, в период перехода от Древности к Средневековью, на рубеже новой эры и в первые ее века. Учениям этих общин присущи представления о пришествии Мессии, наступлении конца света, царства божьего. Такие секты имели, особенно после поражения восстаний угнетенных масс, характер пассивного протеста: обездоленные, нищие, калеки и т.д., образующие религиозные общины, уверились, что в этом мире справедливости ждать неоткуда, и ждали помощи сверхъестественной. Ожидая прихода Мессии, они уходили в пустыню, в пещеру, и вели замкнутый образ жизни. Протестантские секты - чаще всего общины, хозяйство которых имело буржуазный характер, в том числе и в нашей стране, что убедительно показано в работе А.И.Клибанова.

О буржуазном характере протестантских сект пишет М. Вебер в статье «Протестантская этика и дух капитализма». Он говорит, что с точки зрения экономики католики себя никак не проявили. «Скорее можно считать установленным, что протестанты... как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства--так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении»1. Причину этого М.Вебер усматривает не только в его внешнем историко-политическом положении, а в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания. С поправкой на идеалистическую методологию и конфессиональную тенденциозность, приводящую кое в чем к искажению исторической перспективы (в действительности начало развитию капитализма положили католические Италия, Португалия, Испания), адекватность протестантского вероучения «духу капитализма» Вебер уловил верно.

Реформационность религиозных движений данного периода придавала религиозным общинам уже не пассивный, а общественно активный характер. Однако необходимо заметить, что активный протест присущ религиозным общинам буржуазного характера только в эпоху самого начала становления капиталистических отношений. Уже к середине XVI века многие из них ведут довольно мирный образ жизни. Сектантские черты в полной мере они обретают именно с этого времени.

В XX веке появились секты другого плана. Не все из них можно назвать религиозными, т.к., имея общий принцип организации, содержание учений не всегда основывается на вере в какое-либо божество. Например, сайентологи «занимаются» оздоровлением организма. То же можно сказать об организации «Гербалайф». Иногда секту называют культом, т.к. в каждом из этих объединений учение основывается на культивировании чего-либо: божества, лидера секты, здоровья и т.п. В книге «Противостояние сектам и контролю над сознанием» Стивен Хассен утверждает: «Хотя обычно мы полагаем, что «культ» является религиозным (главное значение этого слова в третьем издании Нового международного словаря Вебстера - «религиозная практика; обряд»), на самом деле зачастую культ (секта) может, быть и вполне светским. Этот словарь также определяет «культ» как «обычно немногочисленную и/или замкнутую группу людей, объединенную преданностью некоторой художественной или интеллектуальной программе, направлению или личности (обычно имеющей ограниченное общественное признание)».

Концепция «пост модерна» и постмодернизм: онтологические основания и гносеологический потенциал

В настоящем параграфе мы рассмотрим существующие точки зрения на концепцию эпохи постмодерна и попытаемся выявить наиболее существенные черты данной эпохи, параллельно рассматривая постмодернизм как философию эпохи постмодерна. Рассмотрение и анализ концепции является необходимым предварительным шагом для анализа феномена религиозности в современном мире. В свою очередь это позволит определить место сектантства как традиционно-религиозного явления в контексте постмодерна. Можно предположить, что в контексте постмодернистской трансформации традиционных социокультурных феноменов изменяется и религиозность в сторону ослабления и искажения ее родовых существенных черт, следовательно, меняют свое содержание и традиционно входящие в ее структуру различные элементы, включая сектантство.

Однако сначала надо ответить на, пожалуй, главный философский вопрос любой концепции: насколько концепция постмодерна действительно отражает объективную реальность, каковы ее онтологические основания.

Российский социолог С.А. Кравченко так описывает возникновение концепции постмодерна: «... Социальные изменения конца XX - начала XXI века столь значительны, что уже не могут быть объяснены даже с помощью социологических теорий, относящихся к модерну и радикальному модерну (Э. Гидденс). В этой связи учеными было предложено социальные реалии, идущие на смену радикального модерна, именовать постмодерном. Соответственно, теории, их интерпретирующие, стали называть постмодернистскими... С точки зрения постмодернистских ученых, мироздание все более приобретает хаотическое содержание, находящееся в процессе самоорганизации».

Французский профессор М. Гонтар видит онтологические основания постмодернизма не только в социальной жизни, но и в современной науке. Он отмечает: «Что же касается постмодернизма, то он рождается из осознания сложности и беспорядка, первые признаки которых появились уже в самом начале XX в. с развитием физики элементарных частиц и квантовой механики. Эти теории, в противовес идее детерминизма, сделали очевидными понятия нестабильности и непредсказуемости, сформулированные в знаменитом принципе неопределенности. Однако использование идеи беспорядка стало действительно систематическим с 70-х годов, с появления науки о хаосе...; эти новые области анализа придают реальности новые очертания».

Таким образом, возникновение концепции постмодернизма объективно стало реакцией философии на изменения, произошедшие в общественной действительности в конце XX века. Как отмечает известный сторонник постмодернизма Вольфганг Велш, «в целом необходимо иметь в виду, что постмодерн и постмодернизм отнюдь не является выдумкой теоретиков искусства, художников и философов. Скорее дело заключается в том, что наша реальность и жизненный мир стали «постмодерными». В эпоху воздушного сообщения и телекоммуникации разнородное настолько сблизилось, что везде сталкивается друг с другом; одновременность разновременного стала новым естеством. Общая ситуация симультанности и взаимопроникновения различных концепций и точек зрения более чем реальна. Эти проблемы и пытается решить постмодернизм. Не он выдумал эту ситуацию, он лишь только её осмысливает» В чем состоит суть концепта «постмодерн»? Разберем основные точки зрения.

Согласно французскому философу Ж.-Ф. Лиотару, одному из разработчиков этой концепции, «постмодерн характеризуется двумя основными чертами — распадом единства и ростом плюрализма. Постмодерн - это, прежде всего, разрушение универсалистской и рационалистической доминант модерна»1. То есть, в постмодерне отрицаются универсальные, всеобъемлющие характеристики мира и провозглашается главенство локального (как противоположность универсального), причем уже не на рациональной, а на иррациональной основе. Постмодернизм делает шаг назад как в онтологическом (отрицая универсальные законы), так и в гносеологическом (отрицая их познаваемость) плане. Постмодернизм декларирует отказ от всех общеобязательных и универсальных норм, обеспечивающих подведение конкретного знания под общие понятия. Для его сторонников все знания, идеи имеют субъективный, частный, локальный характер. При этом они все одинаково значимы. Нет разницы между правильными и неправильными рассуждениями, между истинными и неистинными знаниями. Плюрализм возводится в ранг самоценности. Постмодернизм выступает с критикой способности человека целенаправленно и сознательно преобразовывать действительность, отрицая саму возможность постижения объективной действительности.

Похожие диссертации на Современное сектанство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ