Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика журналистской герменевтики Варакин, Владимир Сергеевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Варакин, Владимир Сергеевич. Специфика журналистской герменевтики : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Варакин Владимир Сергеевич; [Место защиты: Сев. (Арктический) федер. ун-т].- Архангельск, 2013.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/143

Введение к работе

Актуальность исследования

Журналистика – это социально-коммуникативная система и общественная публичная деятельность по оперативному производству-продуцированию фактологического знания о мире, конституирующая себя с помощью специализированных технических каналов – средств массовой коммуникации (СМК). Такое определение представляется фундаментальным для философии журналистики. В свете оформления данной отрасли философского знания считаем важным раскрыть герменевтический статус журналистики, описать специфический механизм понимания, воссоздания и репрезентации смыслов действительности в журналистском тексте. Причем первоочередного рассмотрения требует герменевтический подход журналистики в печатных СМК (в частности, газетном издании), несущей чистый текст и эксклюзивно, без обращения к техническим ресурсам, предлагающей возможность его «перечитывания».

Сегодня «бумажную» прессу нивелируют аудиовизуальные и особенно электронно-сетевые медиа, чьи интерактивные практики направлены на «средний класс» и рассчитаны на активное поставление «пользовательского» контента. Поэтому журналистика в периодической печати оказывается информационным продуктом, элитарным с точки зрения содержания предъявляемых сообщений и народным с точки зрения способов его получения и усвоения. Прежде всего она потенциальна сохранять принцип действования системы – ответственность за достоверность распространяемой информации. Газетную публикацию – в отличие от транслируемого телевизионного или интернет-текста – нельзя ни экстренно, ни в текущем порядке вытеснить «рекламной паузой», обновить или вовсе заменить.

Герменевтика выступает, с одной стороны, в трактовке В.Дильтея, искусством познания как понимания «духа жизни». Именно «дух жизни» служит предметом внимания, репрезентации и конституирования в журналистике. А сам институт медиаинформирования можно назвать фундаментальным ресурсом понимания и самопонимания общества. С другой стороны, по утверждению «гения жизни» Ф.Д.Э.Шлейермахера, – это способ обретения диалогического единства между художником и интерпретатором. В нашем случае – между выступающим с сообщением журналистом и личностью адресата как сложной психической реальностью – «точками сборки» многоуровневой социальной действительности.

Актуальность темы исследования имеет несколько обоснований:

  1. Герменевтика вовлечена в поле журналистики и – шире – в пространство масс-медиа. Создатель философской герменевтики Х.-Г.Гадамер утверждал необходимость раскрыть для человеческого миропонимания герменевтическое измерение во всех его ипостасях, включая межличностную коммуникацию и общественное манипулирование. Герменевтический опыт «вплетен в целое человеческой практики», и «все более расширяющуюся колоссальную задачу» – интерпретировать общественную практику – призваны решать СМК.

  2. Герменевтика и журналистика связаны синкретически. Информационный посредник между олимпийскими богами и людьми Гермес, в сущности, занимался журналистикой. Он истолковывал непонятное или искаженное, объяснял смысл «чужого» языка в целях возникновения взаимопонимания между коммуникантами. И сама журналистика воскрешает античный герменевтический «опыт», доставляя аудитории недоступную для нее социальную информацию. В эпоху Античности, при зарождении специальной деятельности по периодическому распространению информации, официальные власти «учреждали» газеты с целью предупредить распространение ложных известий.

  3. Социальная роль журналиста – «летописец быта и комментатор своего времени». Оперативным воссозданием и объяснением актуальных событий повседневности с помощью СМК журналистика пролонгирует социальную память. В герменевтической деятельности журналиста распознается действенно-историческое сознание. Познавая и репрезентируя социальное бытие как текст, журналист раскрывает в нем свою идентичность. Он совершает аппликацию, выступающую, согласно Х.-Г.Гадамеру, не в качестве «приложения к конкретному случаю некоего всеобщего, которое было изначально дано и понято само по себе», но воплощающую «действительное понимание самого всеобщего, которым является… данный текст». Журналистская герменевтика служит инструментом постижения истории, творимой многочисленными авторами, и участия в ней.

  4. Герменевтический статус журналистики закреплен в ее традиционной научной дефиниции: «деятельность по сбору, обработке, компоновке и передаче информации». Ключевыми словами здесь представляются «обработка» и «компоновка». Познание действительности в журналистике сопряжено не только с поиском и открытием, но с переживанием и интерпретацией журналистом новых общественно значимых явлений. Достоянием аудитории становится «обработанное» и «скомпонованное» в журналистском тексте «генуинное жизненное пространство». В журналистских сообщениях социальный мир особым образом моделируется, и приоритетную научную значимость представляет информационная модель в печатном тексте (вербально-графический «срез» действительности).

Таким образом, журналистская герменевтика исторически стремится к духовной интерпретации действительности и конституированию семиотической модели «жизненного пространства» в режиме ретиального диалога с массовой аудиторией. Базовые категории философской герменевтики способствуют уточнению функций и содержания журналистики, корректировке журналистской методологии и роли творческой идентичности в системе медиаинформирования.

Степень научной разработанности темы

Журналистская герменевтика – малоразработанная область социально-гуманитарных исследований. Анализ источниковой базы показал, что герменевтическая платформа в деятельности журналистики как специфической системы социального познания интересует ученых в нескольких аспектах.

Одна традиция (например, Г.М.Маклюэн, У.Липпман, Н.Луман) включает в свое поле зрения журналистику, являющуюся, заметим, базовым признаком и продуктом средств массовой коммуникации, лишь в контексте обобщающего осмысления интерпретационного функционала массово-коммуникативных практик и самих СМК. Представители другого научно-теоретического подхода (к примеру, Ж.Бодрийяр, Ш.Бурдье, П.Шампань) отождествляют журналистику с СМК, поэтому ее особая «понимающая» и «моделирующая» природа, отличная от медиатизирующейся субстанции PR, рекламы, искусства или науки, игнорируется. Собственно, используется только термин «журналистика», обращение к этой социокультурной институции и духовно-информационной деятельности носит номинативный характер.

Наконец, в массиве исследований (в первую очередь отечественных) представлен и такой регистр. Аппликативное назначение журналистики, журналистская методология исправляющего истолкования и репрезентации действительности, герменевтичный универсум журналистского текста как медиума понимания – все эти теоретические позиции рассматриваются. Здесь мы их переводим на язык категорий герменевтики, которыми авторы – за редким исключением – не оперируют. При этом к понятию «герменевтика» они обращаются, раскрывая его – с апелляцией к проектам Х.-Г.Гадамера и П.Рикера – как важный в журналистике гуманитарный метод познания. И прежде всего акцентируется значимость данного метода для изучения поведения аудитории, призванной понять сообщаемый ей медийный текст.

Весь спектр исследований конструкционистской природы познания как понимания можно условно разделить на несколько групп.

Тезисы о социальном и моделирующем характере познания мы находим еще у Платона, Аристотеля, неоплатоников (Плотин), стоиков (Хрисипп, Посидоний), номиналистов (У.Оккам, Н.Кузанский), Ф.Бэкона, Р.Декарта, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, Ф.В.Й.Шеллинга и других зарубежных мыслителей прошлого. Эти тезисы (например, объяснение характера просвещенности / непросвещенности в платоновском мифе о пещере или кантовская классификация суждений в «Критике чистого разума») соотносимы с современными научными представлениями о функционале социально-когнитивных акций журналистики и средств массовой коммуникации.

Сущность понимания и методологическое значение герменевтики в системе социального познания раскрыты в герменевтических концепциях Х.-Г.Гадамера, В.Дильтея, П.Рикера, Ф.Д.Э.Шлейермахера. Анализ данных герменевтических проектов произвели Б.Н.Бессонов, Э.Бетти, И.С.Болдонова, Ю.Б.Борев, С.М.Дибадж, Д.И.Дубровский, И.Н.Инишев, А.С.Колесников, Ю.Коткавирта, А.Н.Круглов, В.Г.Кузнецов, В.С.Малахов, Б.В.Марков, К.Мюррей, И.С.Нарский, Р.Е.Палмер, Н.С.Плотников, К.Л.Росс, О.Б.Соловьев, Х.Франк, П.А.Хилан, Э.Д.Хирш, Х.Хофмайстер, М.А.Шестакова, Г.Г.Шпет, В.Штегмайер, А.В.Явецкий.

Проблема социальности познания, с анализом социально-гносеологических теорий, отражена в работах Г.С.Батищева, Т.Л.Габришковой, А.А.Ивина, И.Т.Касавина, Л.С.Косаревой, В.А.Лекторского, Л.А.Микешиной, В.Н.Порус, Б.И.Пружинина, Й.Стаховой, Р.Штайндл и других.

Социальный конструкционизм как особый научный принцип в объяснении самовоспроизводства общества представлен в исследованиях П.Бергера и Т.Лукмана, в философии Ф.Брентано, Б.Вандельфельса, Э.Гуссерля, М.Мерло-Понти, Дж.Серля, М.Хайдеггера, анализируется в работах Е.В.Борисова, И.С.Вдовиной, И.А.Михайлова, О.В.Поспеловой, Ф.И.Розанова, Н.М.Смирновой, А.З.Черняк, О.Шпарага и других.

Принцип социального конструкционизма раскрывается в концепциях дискурс-анализа, поскольку дискурс служит способом понимания социального мира. Можно выделить теории Н.Фэркло, Э.Лакло и Ш.Муфф, У.Лабова и Д.Фэншела. Дискурс-аналитические подходы рассмотрены в исследованиях М.Йоргенсен и Л.Дж.Филлипс, Е.В.Кожемякина и П.В.Переверзева.

Фундаментальный вклад в анализ сущности информации и тенденций информационного взаимодействия в общественной жизни внесли Н.Винер, П.П.Гайденко, В.Л.Иноземцев, Ю.В.Кнорозов, В.З.Коган, А.Н.Колмогоров, П.В.Копнин, У.Уивер А.Д.Урсул, Х.фон Ферстер, А.А.Харкевич К.Э.Шеннон и другие зарубежные и отечественные ученые.

В массиве концепций коммуникации, прежде всего – массовой коммуникации, а также теорий медиа, характеризующих процессы социального взаимопонимания, можно выделить исследования Д.Белла, Ж.Бодрийяра, Д.Брайанта и С.Томпсона, Ш.Бурдье, Т.ван Дайка, Й.Галтунга и М.Руж, Дж.Гербнера, Э.Гидденса, П.Дракера, М.Кастельса, Д.Клаппера, П.Лазарсфельда, Г.Ласуэлла, К.Левина, Ж.-Ф.Лиотара, У.Липпмана, Н.Лумана, М.Маккомбса, Г.М.Маклюэна, Р.О`Хары, Р.Райха, Д.Рашкоффа, Д.М.Уайта и Д.Л.Шоу, Ю.Хабермаса, П.Шампань, Г.Шиллера. Одна научная традиция считает возможности массовой коммуникации в социальном воздействии на массовое сознание неограниченными. Другое направление, наоборот, признает умеренные эффекты коммуникации.

Анализ вышеуказанных теорий представлен в работах Т.З.Адамьянц, Г.П.Бакулева, В.М.Березина, М.К.Вавилова, А.Глухова, Б.А.Грушина, Д.П.Гавры, А.Н.Динеева, Е.Г.Дьяковой и А.Д.Трахтенберг, О.В.Краснояровой, В.А.Мальчукова, М.М.Назарова, О.Никифорова, М.Ю.Опенкова, Т.Розака, Ф.Уэбстера, Б.М.Фирсова, Ю.А.Шерковина, М.Н.Эпштейна, И.П.Яковлева.

Место и роль журналистики в системе массовой коммуникации, базовые признаки массовой информации, а также специфика участия журналистики в процессах конструирования общественных отношений получили обоснование в трудах М.Е.Аникиной, Л.П.Аполлоновой, Е.В.Ахмадулина, Л.П.Беляковой, А.Б.Бушева, Н.М.Галимуллиной, М.Геруля, А.Л.Дмитровского, Ю.М.Ершова, Г.В.Иващенко, Ю.А.Изюмовой, Т.Л.Каминской, П.И.Киричка, С.Г.Корконосенко, М.В.Коротицкой, А.П.Короченского, Л.В.Кудиновой, Б.Н.Лозовского, Т.В.Науменко, В.В.Никитаева, В.Ф.Олешко, Г.Першке, Л.А.Поелуевой, А.В.Полонского, Е.П.Прохорова, Т.Н.Прохоровой, К.Романо, Л.Г.Свитич, В.В.Смирнова, В.В.Тулупова, В.В.Ученовой, В.В.Хорольского, Г.В.Чевозеровой, М.К.Шайхитдиновой, А.В.Шевченко, М.Яхимовского.

Методология журналистского познания и творчества, субстанциональные характеристики журналистского текста, жанровый аспект в воссоздании действительности – данная проблематика раскрыта в исследованиях Л.А.Будниченко, С.М.Виноградовой, И.А.Воловичевой, Е.В.Выровцевой, Ю.А.Гордеева, В.М.Горохова, И.Н.Горского, М.В.Григоряна, А.А.Давтян, Л.Р.Дускаевой, Е.А.Жигаревой, В.И.Здоровеги, Н.В.Иващенко, М.Н.Кима, Н.И.Клушиной, А.В.Колесниченко, Л.Е.Кройчика, Г.В.Лазутиной, Л.В.Мамаевой, Г.С.Мельник, Б.Я.Мисонжникова, В.Д.Пельта, Г.М.Пескова, Е.П.Пронина, С.С.Распоповой, О.Р.Самарцева, С.И.Сметаниной, А.Н.Тепляшиной, А.А.Тертычного, В.И.Чередниченко, Л.В.Шибаевой, М.И.Шостак, А.А.Юркова.

Особенности реализации дискурса в журналистике и массово-коммуникативной сфере в целом – предмет научного внимания Ю.Д.Артамоновой, П.В.Баутиной, Н.В.Бойко, М.Ю.Горохова, И.В.Зиновьева, С.А.Ржановой, К.В.Тулуповой, Э.В.Чепкиной, Е.С.Щелкуновой и других исследователей. Роль нарратива как формы дискурса в социальном познании и организуемом журналистикой общественном диалоге рассмотрена в исследованиях Д.Шифрина, Й.Брокмейера, Дж.Д.Веллемана, И.Розенфельда, И.В.Силантьева, Дж.Б.Синклер, И.В.Троцук, Р.Харре, Е.И.Шейгала и других.

Феномену создания журналистской картины действительности (в целом – медийной) и его аксиологической компоненте посвящены работы И.В.Анненковой, О.Э.Байкова, Е.А.Воиновой, В.П.Гиренко, Л.Н.Евсеевой, И.В.Жилавской, И.В.Ерофеевой, Р.Л.Исхакова, Н.Б.Кирилловой, Я.А.Красильниковой, А.Д.Криволап, В.Д.Мансуровой, М.А.Мясниковой, О.Ф.Нескрябиной, А.Ю.Перескоковой, Т.В.Подоляк, И.В.Рогозиной, Л.С.Рыгиной, В.А.Сидорова, А.А.Стриженко, Д.Л.Стровского, Н.В.Тодыбаевой, И.В.Фотиевой, Т.И.Фроловой, М.Черкасовой, Э.Г.Шестаковой.

Постановка вопроса о журналистской герменевтике как способе оперативного социального познания и регуляции общественных отношений через репрезентирование знания журналиста о них остается актуальной. Именно это обусловило выбор цели, объекта и предмета исследования.

Объект исследования – журналистика как система производства, продуцирования и конституирования смыслов социальной действительности. Предмет исследования – журналистский текст как медиум понимания социальной действительности.

Цель исследования – описать структуру понимания смысла социальных явлений и механизм организации герменевтического диалога в журналистике. В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

  1. определить методологическую роль герменевтической рефлексии в журналистике; выявить основополагающие черты журналистского познания как понимания действительности;

  2. описать механизм понимания социального действия в журналистике; описать категориальный аппарат исправляющего истолкования;

  3. раскрыть механизм медиамоделирования действительности; выявить адаптивные особенности информационной модели; определить роль журналистского жанра в информационном моделировании;

  4. раскрыть аксиологический и регулятивный аспекты журналистики.

Основная гипотеза состоит в следующем. Журналистика выстраивает свое понимание социальной действительности в форме ее информационной модели, тем самым обеспечивая воспроизводство и (само)регулирование общественной жизни.

Методологическая база исследования

Руководствуясь требованиями междисциплинарного подхода, мы фундируем исследование на методологических положениях:

философской герменевтики Х.-Г.Гадамера и герменевтики социального действия («феноменологической герменевтики») П.Рикера. Здесь заимствован базовый понятийный аппарат, позволяющий описать характер социального познания как понимания в журналистике;

концепции журналистики как духовно-информационного производства, разработанной Г.Першке, и массово-информационной концепции журналистики. Здесь представлен материал о системной организации журналистики и СМК, об их включенности в поле общественных отношений. Он позволяет нам раскрыть интерпретационный и регулятивный функционал журналистики;

теорий медиакоммуникации Г.М.Маклюэна и Н.Лумана. Идея Г.М.Маклюэна о вытеснении социального образами средств коммуникации, идея Н.Лумана о процессировании систем коммуникации в дифференции медиум/форма и о мнемопролонгирующих свойствах коммуникации – все это способствует концептуальной разработке тезиса о реконструирующем отражении действительности журналистикой;

теории «привратника» (К.Левин, Д.М.Уайт) и теории «повестки дня» (М.Маккомбс и Д.Л.Шоу). На их основе мы артикулируем и развиваем понятия «информационная модель действительности» и «медиамоделирование»;

концепций дискурс-анализа (Н.Фэркло; Э.Лакло и Ш.Муфф; У.Лабов и Д.Фэншел). Данные подходы позволяют охарактеризовать механизм использования журналистикой языковых практик в производстве социальных смыслов и достижении социальных эффектов.

В основу диссертации положен метод системного анализа, ориентированный на комплексное рассмотрение интерпретационных и регулятивных практик журналистики в пространстве средств массовой коммуникации, а также деятельностный подход к анализу содержания журналистики. Использованы методы структурно-функционального и факторного анализа, на основе которых изучается феномен понимания социальной действительности в журналистике. Задействованы ресурсы метода идеализации, позволяющего представить концептуальную модель журналистской герменевтики социального действия.

В работе мы опираемся на следующие понятия.

Средства массовой коммуникации (СМК) – специализированные каналы системы массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, электронно-сетевые медиа) как проводники массовой информации. В данное понятие включен и сам коммуникатор (журналист) как инициатор массового социального общения с аудиторией и внутри нее.

Массовая (общесоциальная) информация – совокупность сведений (знаний), производимых журналистикой. Отражает факты действительности с точки зрения их общественной значимости; обращена к массовому сознанию и доступна широкой общественности; направлена на формирование сознательной и активной личности данного общества.

Социальная реальность – в-себе-бытие, абстрагированное от рефлектированности. Социальная действительность (социальный мир) – конституируемая социальными субъектами практическая действительность. Социальное бытие дифференцируется на реальное (существование) и идеальное (сущность). Реальное бытие обладает пространственно-временными формами; распадается на бытие отдельных индивидов и единство таких бытийствований. Идеальное бытие есть неизменное и вечное бытие социальных идей.

Медиамоделирование действительности – дискурсивное оформление и репрезентация журналистикой социальных фактов в виде структурированного знания о них. Информационная модель служит аудитории образцом или аналогом познаваемых социальных действий, заменяющим их в процессе познания.

Журналистский дискурс – социокультурно фундированная, фактологически сфокусированная речемыслительная деятельность в пространстве СМК, актуализирующая и кодирующая аспекты социальной действительности.

Журналистский текст – целостный по смыслу опубликованный конечный журналистский продукт (воплощенный в вербально-графической, аудиальной, аудиовизуальной или мультимедийно-синтетической формах). В данном типе медиатекста доминирует актуальная или актуализированная социальная информация, а базовой когнитивно-описательной единицей репрезентации действительности является журналистский факт.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Понимание в журналистике как герменевтической деятельности – это рефлективная процедура. Она направлена на оперативное выявление интенций действительности, их (вос)производство и экспликацию в журналистском тексте как форме герменевтического разговора «социального автора» с массовой аудиторией.

  2. Понимание в журналистике как герменевтической системе – это процесс информационного моделирования и конституирования действительности. Он осуществляется через «сеть» нарративов, оформляющих и адаптирующих смыслы отобранных социальных действий в горизонте общего-общественного интереса.

  3. Журналистское понимание несет регулятивное значение для социальной практики. Журналистика (ре)конструирует видение обществом собственной жизнедеятельности, инициируя социальные действия по трансформированию этой жизнедеятельности и рассказывая о них.

  4. Модель исправляющего истолкования действительности журналистикой такова: социальный факт есть медиум действительности социальное знание журналиста (система журналистских фактов и идей) есть форма и медиум социального факта журналистский текст есть форма и медиум знания (понимания) действительности аудиторное знание есть форма журналистского знания о социальном факте (понимание понимания).

Научная новизна диссертационного исследования:

  1. журналистские и – шире – медийные практики комплексно описаны на базе методологических посылок философской герменевтики и «феноменологической герменевтики»; разработана модель журналистской герменевтики, выступающей как инструмент понимания [смыслов] действительности и аутентичного конституирования в тексте с целью обретения диалогового единства между «социальным автором», журналистом как массовым автором и массовой аудиторией на основе понимаемого в социальном факте;

  2. определены факторы, способы и формы репрезентации идеолого-герменевтической действительности системой журналистики; выявлена специфика коммуницирования журналистики и воссоздания понятого социального факта в прессе;

  3. сформулированы основополагающие свойства журналистского познания и творчества, предстающих в статусе медиативного синтеза (рефлектированность, коммуникативный поворот, перформативность круговращения, окказиональность, аксиологическая компрессия);

  4. уточнены функции журналистского текста с позиций герменевтики социального действия и в качестве генеральной описана функция исправляющего истолкования; выявлено ценностное и регулятивное значение журналистского произведения, раскрываемого как медиум понимания социальной действительности в исторически обусловленном контексте.

Теоретическая значимость исследования

В диссертационном исследовании представлен опыт концептуализации герменевтического механизма в журналистском познании и творчестве; разработаны базовые положения герменевтического проекта функционирования журналистики, и прежде всего журналистики в печатных СМК. Результаты исследования имеют важное концептуальное и методологическое значение для дальнейшей разработки проблематики в социально-философском ракурсе: для систематизации интерпретационно-коммуникативных задач журналистики и прессы, построения технологической модели духовно-информационного производства, определения принципов аудиторного реагирования на создаваемую в масс-медиа повестку дня.

Практическая значимость

Полученные данные могут найти применение в практике журналистов, прежде всего работающих в периодической печати, блогеров и медийных менеджеров. Знание герменевтических основ методологии журналистики необходимо для понимания роли, которую журналистика и СМК призваны исполнять в контексте широкого распространения информационно-коммуникативных технологий в обществе и самовыдвижения любительского интернет-журнализма. Результаты исследования могут быть полезны в анализе и разработке информационной политики различных типов масс-медиа, в оперативной подготовке журналистских сообщений и при выстраивании их коммуникативной стратегии, для уточнения подходов по организации поведения социальных институтов. Материалы диссертации могут быть использованы в медиаобразовании. Перспективной считаем разработку учебных курсов, посвященных проблемам конституирования герменевтики в медийной сфере и деятельности журналиста.

Апробация диссертационного исследования

Отдельные положения и выводы диссертации представлены в докладах и выступлениях на 21 научно-практической конференции (Москва, 2006, 2008, 2010; Санкт-Петербург, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009; Самара, 2007; Орел, 2009; Воронеж, 2008, 2010, 2011, 2012; Томск, 2011, 2012; Архангельск, 2011), четыре из которых носили статус международных (Москва, 2005; Архангельск, 2008, 2010; Казань, 2012); на межвузовских научно-практических семинарах (Архангельск, 2009, 2011).