Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и сущность планетарного сознания Веретенников Николай Яковлевич

Становление и сущность планетарного сознания
<
Становление и сущность планетарного сознания Становление и сущность планетарного сознания Становление и сущность планетарного сознания Становление и сущность планетарного сознания Становление и сущность планетарного сознания Становление и сущность планетарного сознания Становление и сущность планетарного сознания Становление и сущность планетарного сознания Становление и сущность планетарного сознания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веретенников Николай Яковлевич. Становление и сущность планетарного сознания : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Саратов, 1993 148 с. РГБ ОД, 61:93-9/403-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ПЛАНЕТАРНОГО СОЗНАНИЯ 14

1.1. Социокультурные предпосылки становления планетарного сознания 14

1.2. Современная историческая ситуация и новые факторы становления планетарного сознания 37

ГЛАВА II СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНЕТАРНОГО СОЗНАНИЯ 60

2.1. Сущность и основные особенности планетарного сознания

2.2.Основные аспекты содержания планетарного сознания 80

ГЛАВА III. ПЛАНЕТАРНОЕ СОЗНАНИЕ КАК РАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГЛОБАЛИСТИКИ 109

3.1. Планетарное сознание - основание сознательной жизнедеятельности человечества 109

3.2. .Планетарное сознание как условие решения экологических проблем современности 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130

БИБЛИОГРАФИЯ 133

Введение к работе

Обращение к проблеме становления и сущности планетарного сознания вызвано рядом причин, связанных с глобальными изменениями в человеческом обществе и в его взаимоотношениях с природой на рубеже XX и XXI веков. Ныне человечество стоит перед бёспрецендентной перестройкой планетарного масштаба, затрагивающей все стороны его бытия. Проблемные ситуации, порожденные развитием человеческой цивилизацией в XX столетии: выживания и сохранения человечества в ядерный век, глобальные экологические проблемы, проблема человеческих коммуникаций, общения и другие носят планетарный характер и требуют своего безотлагательного решения.

Человечество поставлено перед выбором: либо стать человечеством, объединиться в планетарном масштабе на основе принципов гуманизма, либо исчезнуть как феномен материи. Вот почему сегодня активно идёт поиск принципов нового взаимоотношения между личностью и обществом, между современными обществами и государствами, находящимися на разных ступенях социального развития и характеризующиеся различными культурными традициями. Понимание смысла существования человека в общечеловеческом историческом временном потоке - это задача выходит на передний план и в обыденном, и в научном сознании.

Человечество, вступая в полосу ускоренных преобразований, нуждается в философском осмыслении возможных сценариев своей ближайшей эволюции. При этом Б мире выявляется определенное согласие относительно приоритета гуманистических ценностей, как условия решения кардинальных проблем современности.

Идёт поиск новых духовных оснований развивающегося человеческого мира, духовных оснований человечества XXI века. А это в рамках сопиально-филосовского анализа человечества требует новых подхо- , дов, новых категорий и новых методов исследований общественной жизни в её глобальных масштабах. Превращение истории человечества БО всемирную историю требует и соответствующего общечеловеческого сознания и самосознания.

Техногенная цивилизация, руководствуясь самоуверенным принципом покорения природы, подвела к опаснейшему кризису экосистемы. Но человечеством уже осознано, что окружающая природная среда находится на пределе своих экзистенциальных возможностей. Тонкое согласование человеческой активности и природных факторов становится основным условием, определяющим будущность цивилизации, да и всего рода человеческого. Обеспечение коэволюции природы и общества может быть осуществлено сознательной деятельностью всего человечества, в основе которой лежат принципы планетарного сознания, в формировании которых особую роль должна сыграть философия, ибо она в первую очередь ответственна за формирование нового ценностно-нравственного кодекса, регулирующего отношения людей с природой, нового экологического сознания как индивида, так и человечества в целом.

Именно в русле реальных потребностей в новых мировоззренческих принципах и ориентирах, выработки и обосновании новых программ человеческой жизнедеятельности, особенно актуальна становится постановка проблемы планетарного сознания, как стадиальной формы развития общественного сознания»

Говоря об уровне разработанности, поставленной темы диссертационного исследования, необходимо отметить, что в литературе проблема феномена планетарного сознания в целостном его рассмотрении ещё не ставилась.

Отдельные аспекты планетарного сознания нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых. Так, развивая ноосфер -0 ную концепцию, В.И. Вернадский выдвинул положение о активной позиции человеческого сознания в строительстве будущего. Научная мысль социально организованного человечества, по Вернадскому, становится геологической силой, планетарным явлением, решающим фактором становления ноосферы. Труды В.И.Вернадского пронизывает мысль о единстве человека и природы в самом широком смысле слова, в планетарных её измерениях. Он выдвинул совершенно новое понимание управляющей планетарной роли геологического сознания людей. Учёный завещал, чтобы человек как житель планеты, мыслил и действовал планетарном масштабе.

В интегральном учении о ноосфере Тейяра де Шардена заложена идея перерастания "феномена человека" в "феномен человечества", который "возрастает лишь на основе возрастания сознания, то есть видения. По мере социальной эволюции человечества происходит "сращивание мыслящих душ в направлении энергичной концентрации сознания". Эволюция, по Тейяру, это возрастание сознания, образование мыслящегося покрова планетарного размера в целях единства действий всех людей планеты. "Земля, - пишет Тёйяр де Шарден, -окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления .

И.М.Забелин в полном согласии с Тейяром де Шарденом развивает в материалистическом ключе концепцию ноосферы - сферы разума, - 5 -которая по его мнению реально зафиксирована в средствах массовой информации. "Ноосфера» - утверждает ученый, - высший продукт, соз-данный коллективным мозгом, мозгом всего человечества". И.М.Забелин вьщеляет три пласта ноосферы: информацию (наследственную через гены, ДНК), инстинкты и мысль. Третий пласт - это человеческая мысль, развернувшаяся в ноосферу. Как и В.Й.Вернадский, Забелин, в отличие от идеалистических воззрений Тейяра де Шардена, рассматривает становление ноосферы, коллективного мозга человечества вместе с реальным всемирным историческим процессом.

Социально-нравственный, гуманистический аспект глобального сознания широко представлен в докладах Римскому клубу. В глубокой связи с ними западная глобалистика, в частности "школа глобального развития" (Дж.Гэлбрейт, Р.Барнет, Р,Мкшлер, Э.Ласло, С.Бергсен

о и др.), выдвигает концепцию "глобального сознания". Е.Масуда делает вывод, что характерной чертой будущего общества станет "глобализм" - ощущение единства человечества, мирный симбиоз его и природы, возникновение, не признающего границ, "глобального информационного пространства". Западными футурологами ставится задача реформирования сознания человечества. Для них характерна апелляция к человеческому разуму, который один только и способен изменить существующее земное сообщество, Э.Ласло разрабатывает сценарий осуществления "революции мировой солидарности" через реформы сферы сознания человечества, достижения "глобального уровня сознания и солидарности".

Приоритет общечеловеческих ценностей, становление и сущность нового гуманизма как основы планетарного сознания, обстоятельно исследовались в работах И.Т.Фролова, В.В.Загладина, А.И.Новикова, Л.В.Скворцова и других ученых. Социально-нравственный аепект планетарного сознания изложен А.Швейцером, ( Э.Фроммом, Р.Хиггинсом,

о Б.Калликотт и др. «Придавая определяющее значение общечеловеческим ценностям и культурно-истричеекому универсализму, названные ученые апеллируют к становлению глобального сознания как к решающему фактору будущего мирового развития. Общечеловеческие ценности, по их мнению, являются духовным фундаментом, исходным ориентиром социальной жизни и человеческого существования Социально-политический аспект планетарного сознания рассмотрен в работах А.С.Капто, А,И,Костина, Г.Г.Дилигенского, В.И.Шев-ченко, В.Л.Алтухова и др. В них проводится положение о том, что новое историческое качество бытия человечества вызвало к жизни и новую форму сознания и мышления человеческого сообщества. Его качественное отличие от всех предшествующих еостоит в осознании взаимозависимости и целостности мира. Целостность сегодняшнего мира обусловила планетарный характер теории, отражающей этот мир - нового политического мышления. Признание абсолютной ценности человеческой жизни лежит в основе общечеловеческого, планетарного сознания.

-v

- 8 -Наиболее полно Б нашей литературе раскрыто содержание социально-экологического аспекта планетарного сознания. Назовем лишь отдельных авторов ряда работ, которые анализируют социально-экологические проблемы и дали определение названному аспекту глобального сознания. Это Э.З.Гирусов, Г.В.Платонов, Н.Н,Киселев,

т М.И.Будыко, Н.Н.Моисеев, И, Пригожий, Г.А.Кузнецов и др. По нашему мнению, наиболее адекватно точку зрения на планетарный аспект экологического сознания излагают Э.В.Гирусов, Г.В.Платонов: экологическое сознание - это совокупность взглядов, теорий, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды в плане оптимального их решения применительно к конкретным социальным и природным возможностям. Западные ученые Уайт Л., Атфильд Р., Ролстон Ш.,

Инэда К., Каллинотт Б. излагают основы экологической этики.

Плодотворные результаты достигнуты в исследовании феномена HOG S мизации человеческого сознания, в частности, экологического.

В целом же проведенный анализ уровня разработанности проблемы становления и сущности планетарного сознания позволяет говорить об особой актуальности следующих основных целей и задач настоящего диссертационного исследования.

Во-первых, в диссертации планируется обосновать, что становление планетарного сознания обусловлено антропологическим единством

- 9 — человечества, становлением единства, всемирности человеческой ист тории, в частности, общностью проблем глобалистики, стоящих перед современным человечеством и требующих для своего решения объединенных усилий объединенного человечества. В истоках планетарного сознания лежит осознание этой общности рода человеческого и судеб человечества; признание абсолютной ценности человеческой жизни; идеи мира как единственно достойной формы человеческого существования; развитие всесторонних мировых связей»

Во-вторых, исследовать духовные факторы становления планетарного сознания: формирование мировой культуры, интернационализация науки, историческое единство познавательного процесса; образование глобальной информационной сферы.

В-третьих, раскрыть сущность и содержание планетарного сознания, выделив такие его особенности как сущностную связь с видом гомосапиенс, присущие ему некоторые "вечные" истины; его диалогичность, ноосферность, над идеологический характер, соборность. К важным задачам диссертации следует отнести исследование основных аспектов в содержании планетарного сознания философеко-нравственный, социально-политический, социально-экологический. 

В-четвертых, развернуть анализ планетарного сознания как основы сознательной жизнедеятельности человечества и одного из основных условий решения глобальных проблем современности.

За методологическую основу исследования феномена планетарного сознания были взяты: учение о ноосфере, концепция универсального эволюционизма, а также принципы социокультурного и деятельностно-го понимания сущности сознания.

Раскрывая в диссертации предпосылки становления планетарного сознания, мы используем методологическое положение, высказанное А.Н.Лоем о том, что "онтологический дуализм сознания в том и состоит, что предметность сознания не исчерпывается внешним,

- 10 -"умозрительным" (теоретическим) отношением к выделяемому объекту, знания Оборотной стороной мироотношения нашего сознания и является та "историческая ниша", та совокупность определенных, конкретно-исторических условий духовного воспроизводства оснований познания, в которые мы "врастаем", делаем их точкой опоры для познания. И это касается не только эпистемологических, но и нравственных, эстетических и других мировоззренческих оснований.

Мир - не только та действительность сущего, которую предстоит осваивать, а, следовательно, которая может войти в наше представление, но и то, на чем мы прочно уже стоим, что уже наше, некоторым образом " свое" (освоенное), неотделимое от нас, представляет собой условие (возможность) представлять объект, относиться к нему. Мир существен полагаемыми в нем условиями, внутри которых выглядит самоочевидным для знания воспроизводство его культурно-исторических оснований",

К положениям диссертационного исследования, имеющим определенную научную новизну и практическую ценность мы относим следующие:

I, Прежде всего новой является сама постановка вопроса о сущности и становлении планетарного сознания, попытка целостного рассмотрения и категориального анализа его как особой стадиальной формы общественного сознания.

2» Впервые осуществлен анализ факторов, которыми обусловлено перерастание общественного сознания в планетарное»

3. Выяачены основные особенности планетарного сознания, к которым мы относим ноосферность, космичность, зселенскость, соборность, диалогичность, надидеологичность.

4, Содержание планетарного сознания рассматривается через выделение его основных аспектов: фияософско-нравственного, социально-политического и социально-экологического.

5, Подчеркивается императивный характер планетарного сознания и его роль в качестве ведущего духовного фактора успешного решения глобальных общечеловеческих проблем

6, На защиту выносятся следующие положения:

1. Планетарное сознание является новой стадиальной формой существования, той, которой оно становится в условиях экономической, социально-политической и культурной интеграции человечества, превращения истории отдельных географических регионов, этносов, культур во всемирную историю, историю объединенного человечества Планетарное сознание - это принципиально новое состояние всех ментальных структур человечества, характеризующихся отказом от принципов насилия в качестве "повивальной бабки истории" и утверждением новых нравственных принципов, призванных объединить, одухотворить и очеловечить человечество, придать его самосознанию космическое измерение. Планетарное сознание - это принципиально негеоцентрическое сознание, воспринимающее разум как космическое явление, а земное человечество как одну из форм материализации рациональных процессов в универсуме.

2. Факторами становления планетарного сознания являются: становление мировой культуры, различных форм всеобщности и универсалий в сфере культуры; постоянно проявляющаяся тенденция к единству науки, наличие общности воззрений на мир; образование глобальной информационной сферы, способствующей формированию новых представлений о характере общечеловеческих, задач; обострение глобальных проблем, которые одновременно выступают как и психологические, и социальные, и экономические, и технические и политические; выход человека в космос; существование различных междуна - 12 --родных демократических движений, организаций, в том числе и миро-, вых религий,

3. Планетарное сознание, как новая стадиальная форма существования общественного сознания, характеризуется следующими специфическими особенностями: во-первых,оно синкретично в том смысле слова, что все его аспекты содержания взаимодействуют, пересекаются, совмещаются, влияют на другие формы сознания; во-вторых, является носителем системы общечеловеческих "вечных истин" и ценностей, тех самых, которые независимо от исторического времени и пространства делали и делают человека человеком, выдавливая из него все нечеловеческое, превращая сообщества лкщей в объединенное и просвещенное человечество; в-третьих, планетарное сознание ноосферно, ибо планетарно по своему масштабу осмысления принципиального нового типа объединения двух систем предметного мира- человеческого общества и окружающего его природного мира, оно ноосферно в той самой мере, в какой пронизано пониманием ответственности за судьбы разума и жизни на Земле; в-четвертых, планетарное сознание космично, так как на базе преодоления геоцентрических воззрений на феномен человека, утверждает подход к нему как космическому феномену, к истории человечества как продолжению истории всего универсума; в-пятых-, оно диалогично по своей сути, выступая результатом диалога культур, этносов, общественно-политических систем, партий и общественных движений; в-шестых, оно над, подчеркиваем, не вне, а над идеологично, стоит принципиально над схваткой существующих в мире систем ценностей и является тем состоянием общественного сознания, в котором должны найти примерение, на основе признания примата общечеловеческих интересов, крайности любых идеологических систем, наконещ в-седьмых, планетарное сознание соборно, так как оно содержит в себе признание наличия сокровенных онтологических связей между всеми существами в мире, связей, которые преодолевают все преграды во времени и пространстве. Соборность основывается на "безусловных, не зависимых от внешних структур" положениях, обеспечивающих преемственность и единство как церкви, так и в целом человеческой истории.

4. Содержание планетарного сознания выражается в следующих

его основных аспектах: философско-нравственном, в основе которого

лежит признание абсолютной ценности человеческой жизни; социально политическом, основанного на признании многообразия, многомерности мира, находящегося в непрерывном процессе интеграции в эконо мически, политически и культурно объединенное человечество; социально-экологическом, сущность которого заключается не только в осознании неразрывной связи общества и природы, но и исторического трагизма сложившейся экологической ситуации и поиска путей выхода из неё.

5. Планетарное сознание носит императивный характер и высту пает в качестве одного из основных факторов решения глобальных общечеловеческих проблем современного мирового развития. Рассмат риваемое в тесной связи с человеческой практикой оно есть тот общественный феномен, с помощью которого в идеальной, мыслитель ной форме осуществляется не только интеграция людей в человечест во, но и вырабатывается программа оптимального решения общечело веческих проблем. Учитывая указанные положения, вынесенные на защиту, мы полагаем, что они предопределяют фундаментальное влияние планетарного сознания на все элементы структуры общественного сознания и современную теоретическую и практическую деятельность. 

Социокультурные предпосылки становления планетарного сознания

Исторический опыт однозначно свидетельствует: всемирная история - это история превращения её во всемирную, история появления и неуклонного усиления действия факторов, способствующих интеграции людей. Ярким подтверждением сказанного является процесс возникновения по мере общественного развития всё более и более широких этносоциальных общностей людей - племя, племя - в союз племен, ставший в рабовладельческую эпоху основой для формирования рабовладельческой народности» Впитывая в себя разные этносы, усиливая факторы их интеграции, с течением времени рабовладельческая народность переросла в феодальную. Наконец, вместе с возникновением общности экономической жизни возникли нации - высшие из известных форм этносоциальной общности людей» И современность дает богатый материал, свидетельствующий о том, что этот процесс может иметь своим конечным итогом этносоциальное объединение всего человечества.

В настоящее время этому способствует усиление интеграционных процессов во всех сферах жизнедеятельности современного человечества: в производстве, распределении, потреблении; образа жизни, формах коммуникации и общении; культуре, во всех аспектах духовности... Все в человеке и вокруг человека постепенно, но неуклонно превращается в средство осознания человеком его родства со всем человечеством. А это значит, что человеческое сознание, как самый чуткий барометр всех изменений происходящих в обществе, не только отражает эти изменения, но и на этой основе приобретает новые объективированные формы своего существования - общечеловеческие. Общественное сознание перерастает в новую стадиальную форму своего существования - планетарную.

Таким образом, экономическая интеграция современного человечества, складывание общечеловеческого мирового рынка, получившее необычайное ускорение с начала современной НТР, привели к усилению тенденции к социокультурной интеграции человечества, а на этой основе к массовому и более глубокому осознанию единства человеческого рода, его истории, культуры, высших духовных ценностей, символов веры, перспектив развития и смысла пребывания в структуре бытия всего сущего. Ответом на все эти изменения стали изменения в самом сознании человека и в объективированных формах его существования. Процессы не региональной, а именно планетарной интеграции человечества привели к планетаризации сознания человечества, к приобретению им таких свойств, которые изменили сам масштаб человеческого самосознания. И прежде чем исследовать эти особенности целесообразно более подробно осмыслить те социокультурные факторы, которые сделали и делают неизбежным становление новой исторической формы существования общественного сознания -планетарного.

Среди них обращает на себя внимание следующее: осмысление особого, не только планетарного, но и космического масштаба единства человека с окружающим его миром природы во всех основных аспектах юс совместного бытия; осознание общности человеческого рода и его исторических судеб; вызревание идеи мира, как единственно достойной формы человеческого существования; создание учения о ноосфере; развитие мировых социокультурных связей, объединяющих человечество.

Переходя к рассмотрению первой из названных предпосылок становления планетарного сознания, следует подчеркнуть особо, что решающую роль в осознании средствами современной науки особого статуса человека в объективной реальности в качестве неотъемлемого элемента не просто планеты Земля, Солнечной системы или даже нашей Галактики, ко и всей астрономической вселенной, сыграл глубоко проникший в научное сознание современности антропний принцип в космологии. Он установил поражающее любое воображение абсолютную вписанность феномена человека в глобальный контекст эволюции всей Метагалактики, Содержание всех основных физических констант нашего мира оказалось удивительнейшим образом адекватным самой: возможности возникновения и существования феномена человека. Если бы их содержание было бы другим, наше существование стало бы невозможным. Это со всей определенностью свидетельствует о космич-костк феномена человека, его глубочайшей и неразрывной связи с основами эволюции всей Вселенной.

Сущность и основные особенности планетарного сознания

Появление и обострение глобальных проблем существенно сдвинуло мировоззренческие и идеологические ориентации в мире, способствовало формированию планетарного сознания, всех его аспектов.

В основе его содержания лежит обостренное мироощущение и понимание того, что разделенный всевозможными границами, экономическими, политическими, идеологическими, национальньши, противоречивый мир тем не менее в самом своем фундаменте имеет некую общность, связующее единство, которое и придает ему целостность. Все более осознается факт "глобализации" общественного развития, возникновения планетарной цивилизации с её ведущим системным качеством - увеличивающейся взаимозависимостью различных стран и регионов, целостностью материальной и духовной жизни людей. При этом особенности планетарного сознания обусловлены не только социальными процессами, но и новой ступенью взаимодействия общества и природы не только Б глобальном, но и в космическом масштабе.

В этой связи чрезвычайно важно учитывать исключительную многоплановость феномена планетарного сознания, которая определяется реальным богатством многообразия его свойств, связей и отношений, формирующихся как в самом обществе, так и в новых отношениях общества с природой. Планетарное сознание выступает своеобразным историческим ответом человечества на принципиально новые условия своего существования, на те глубинные интеграционные процессы, которые ведут к становлению социально, политически и экономически объединенного человечества. Все это позволяет реализовать подход к нему как к новой исторической форме бытия общественного сознания, высшему типу интеграции всех его элементов и прежде всего таких его состояний, которые выражают бытие его носителей, как индивидуальное, групповое, национальное, классовое.

Основой для системных представлений о содержании- планетарного сознания может служить классификация А.И.Костиным "основных линий отношений, определяющих всю жизнедеятельность людей" на три типа. На "I) отношение человека к окружающей природе ("человек-природа"); 2) отношения между людьми в обществе, т.е. социальные отношения ("человек-человек"); 3) отношения между человеком и обществом (индивид, "природные основы человека" - конкретно-историческая форма общества) . В соответствии с этим планетарное сознание складывается как отрежение трех типов отношения, человека к природе, между людьми и индивида к социуму. Оно предстает как целостное отражение диалектики единства человека, общества и природе, взятых в исторически переломный этап их сосу-шествования и развития, в условиях радикальной глобализации и космизации феномена человека и его отношений с природой.

Когда речь заходит о планетарном сознании, то в первую оче- . редь необходимо отметить его принципиальную, "сущностную" связь с видом гомосашенс, неотъемлемую принадлежность этому виду. Творцом его, конечно, являются отдельные личности, великие мыслители, ученые, идеологи, представители общественно-политических и других международных объединений, организаций, институтов. Носителем же планетарного сознания является глобальная общность -человечество в целом. "Человечество, - отмечает Б.Ф.Поршнев, -это краевая категория, или предельное понятие всякого социологического мышления.... Это максимально большая общность. В ряде случаев люди представляют свое "мы" как составную часть наиболее об ирного целого - всего рода человеческого ил к совокупность всех , живущих на земле людей. Представление о человечестве в целом в особенности воздействует на политические, морально-этические и научно-логические идеи и на связанные с ними чувства".

Признавая человечество носителем планетарного сознания, вместе с тем следует признать, что им могут владеть отдельные индивиды, группы, различные объединения, которые вступают друг с другом в разного рода субглобальные отношения. Поэтому нельзя не согласиться с 3. Ласло - автором пятого доклада Римскому клубу "Цапи для человечества", который считает, что глобального уровня сознания к солидарности может достигнуть любая часть национального населения (предпочтение при этом отдается религиозным деятелям и интеллектуалам), правительства, которые,оказывая влияние на другие социальные силы, через различные каналы (средства коммуникации, общественные институты, организации, мероприятия, университеты, церкви) могут поднять их уровень сознания и солидарности до гло р бально-ориентированного уровня.

Планетарное сознание - основание сознательной жизнедеятельности человечества

Глобалистика зарождается в начале 70-х годов в форме доктрины "нового гуманизма", выдвинуть : Римским клубом В её основе лежит осмысление роли мировой гуманистической традиции, общечеловеческих ценностей в становлении нового политического мышления. К основным элементам концепции "нового гуманизма относятся: концепция человека, социальной справедливости, рассматриваемой в национальном и международном масштабе, глобальной солидарности и общей судьбы человечества, образа будущего гуманистического общества» экологического гуманизма и др. Концептуальное ядро названной доктрины образуют ряд категорий, центральное место в котором занимает новое гуманистическое планетарное мышление.

Глобалистика как особая сфера научных, философских и культурологических исследований рассматривает широкий диапазон аспек- тов глобальных проблем современности. Важнейшим фактором их решения становится субъективный, который предполагает не только выработку единых мировоззренческих и методологических позиций, но и их трансляцию в массовое сознание. Только на основе их. освоения широкими слоями населения Земли можно говорить о завершении ста-новления планетарного сознания, о превращении его в мощный фактор решения общечеловеческих, глобальных проблем современности. Планетарное сознание - основание сознательной жизнедеятельности человечества

Планетарное сознание, основанное на адекватном понимании исторической эпохи, выступает в качестве универсального средства направленной глобальной коэволюции человека и природы, как условие решения всего комплекса глобальных проблем современности. Те базисные концепты, в том числе нормы, эталоны и другие интерсубъектпвные регулятивы коллективной познавательной деятельности» которые были включены в содержание планетарного сознания» преломляясь через сознание человека, позволяют ему определяться, мировоззренчески и постоянно корректировать направление своей деятельности, Эти регулятивные предпосылки становятся для него "своими" и превращаются в "правило"» Как замечает А.Н.Лой, чтобы сработали правила, человек должен проявить творческие усилия, вводить дополнительные посылки, корректировки необходимой условности, дополнения новых опосредствующих звеньев. То есть за применением правил

Каждый человек, соучаствуя в решении глобальных проблем "в модус своего настоящего действия с объектом "здесь" и "теперь", как бы "стягивает" в единый узел прошое и будущее коллективного опыта. Своим движением, деятельностью он индуцирует существование смыслового поля в опыте, фокусируя на себя его "силовые линии", пропуская их через себя в каждом шаге, в каждом движении Своим "умением" полагать мир в объективно данной ему действительности своей способностью, "мастерством", вкладывать себя в вещь субъект вынужден посредством опыта деятельности "испытывать" на себе то» что происходит в мире, подвергать испытанию себя в нем. Без особого и вместе с тем всеобщего умения испытывать мир и себя в нем субъект познания и деятельности прямо-таки немыслим Субъект должен обладать умением, мастерством, искусством испытывать себя бы-тием, миром".

Применение правил внутренне сориентировано в структуре опыта на способность субъекта самоопределяться в процессе их использовакия. Шагодаря тому, что субъект опыта способен держать себя в тонусе "имманентной рациональности", пребывать в состоянии "направленной напряженности", узреть в единичной, необратимой ситуации определенную целесообразность оценки и действования в ней, он может двигаться навстречу реальности, сложившейся на нашей планете и принимать активное деятельное соучастие в решении общечеловеческих задач, Охвытывая предметную область деятельности сеткой максим действования, которые осуществляются при решении глобальных проблем, человек становится причастным единому общечеловеческому опыту.

Придавая определяющее значение общечеловеческим ценностям и культурно-историческому универсализму, философия глобальных проблем апеллирует к становлению планетарного сознания как к решающему фактору будущего мирового развития Воздействие планетарного сознания приобретает комплексный и всесторонний характер, отражаясь на всех сторонах и областях общечеловеческой жизнедеятельности.

Похожие диссертации на Становление и сущность планетарного сознания