Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и утверждение целостности человека Филатов Владимир Исидорович

Становление и утверждение целостности человека
<
Становление и утверждение целостности человека Становление и утверждение целостности человека Становление и утверждение целостности человека Становление и утверждение целостности человека Становление и утверждение целостности человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Филатов Владимир Исидорович. Становление и утверждение целостности человека : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Москва, 2002.- 295 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-9/51-9

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1, РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

ы. Историческиемодїуіи цклостности человека 15

1.2. ИНТЕГРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 44

ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

2.1. 1ІОНЯТИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ ФИЛОСОФИИ 58

2.2. Целостность вытил и ею уровни 78

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 115

  1. Обмктиеміая реальность ЧЕЛОВЕКА [23

  2. Субъективная реальность человека , 154

3.2.1. Душа и се архитектоника 172

3.3. Трансцендентальная реальность человека 200

ГЛАВА 4. УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

4.1. Сущность человека как основании развертывания

црлостности ЧЕЛОВЕКА 223

4.2. СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК'ФОРМА УТВЕРЖДЕНИЯ

ЦООСТ1ЮСТИЧЕЛОВГ;КЛ 247

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 270

ЛИТЕРАТУРА.... 274

Введение к работе

Актуальность. Активный интерес к проблеме целостности человека обусловлен, прежде всего, потребностью конкретного социального индивида постоянно решать жизненные проблемы, которые возникают в процессе его повседневной жизнедеятельности. Катастрофические разрушения природной среды, неожиданное распространение новых пандемий, грозящих уничтожить Землю, накопление средств массового уничтожения - все это рождает ощущения тотальной незащищенности жизни людей, возможной гибели всего человечества. Такая ситуация побуждает к размышлению, ведет к необходимости осознать причины, породившие сложившуюся реальность. А причины эти укоренены в самом человеке. В основе сложившейся реальности лежит деятельность отчужденного человека, который создает окружающий его мир по «своему образу и подобию».

Рассматривая существование конкретного эмпирического индивида, философы на протяжении всей истории развития философии постоянно обращают внимание на двойственность человека, которая, с одной стороны, характеризует человека как несовершенное существо, склонное к проявлению зла по отношению как к природе и обществу, так и по отношению к самому себе. С другой стороны, человек время от времени показывал совершенство своей природы, ее божественность. Философы, отмечая двойственность человека, постоянно подчеркивают его устремленность к идеалу, к совершенству своей собственной природы. Этк устремления они связывают с потребностью человека быть духовно-целостным существом. .Целостность человека в истории философии выражается по-разному. Философия древнего мира рассматривала человека как своеобразный микрокосм. Философия средних веков рассматривала человека как духовно-рациональное: существо, совершенным образом которого является И. Христос. В эпоху Нового времени -как рационального человека, целостность которого рассматривалась по аналогии с целостностью мирового разума, идеи или по аналогии с целостностью природы.

Особенность нашей отечественной философии состоит в том, что в ней человек всегда рассматривался как духовное существо. Это касается и марксистского направления развития пашей философии, которое развивало концепцию гармонично развитого человека или нравственного человека.

Изучения целостности человека имеет, по крайней мере, три аспекта.

Теоретический аспект заключается в том, что без разрешения проблемы духовной целостности человека невозможно решить более частные вопросы о смысле и ценности человеческой жизни, вопросы о предназначении человека, о природе и сущности его внутреннего мира.

К философскому размышлению о целостности человека в еще большей степени побуждают пас мировоззренческие и познавательные факторы. Современная биология, психология, культурология, история, .этнография накопили множество разноречивых сведений о человеке, которые требуют обобщения философской рефлексией.

В рамках отношения «человек-мир» возникает новая реальность и основой ее существования является многообразие человеческих проявлений, фундаментом которых являются те или иные основания человека, его определенности. Возникает волрос достоверности этих оснований. К. Маркс говорил, что выводить человека и его особенности можно хоть из мочки уха. Однако сам он выводил человека из его труда считан, что человек только в. труде научился отличать себя от животных. Ответ на ЭТОТ вопрос может идти через понимание действительной целостности человека, которая сама по себе определяет меру человеческого, меру человека.

Большое место в современных исследованиях по вопросам культуры и развитию общества уделяется проблеме гуманизма и пониманию природы человечности. Вопрос: «В чем состоит человечность человека?» -является. пожалуй, главным вопросом всей культурной проблематики нашего времени. Гуманизм базируется на философском понимании человека, стержнем которого является вопрос о духовной целостности человека.

Практический аспект. Большое практическое значение имеет проблема субъектности человека. Действительно ли человек является субъектом своего собственного развития, творцом своей судьбы. В наше время как никогда усиливается информационное отчуждение, которое является ведущим и самым глобальным видом современного отчуждения человека. Вопрос стоит так: сможет ли человек сохранить себя в эпоху глобального информационного отчуждения, или оно уничтожит человека, превратит его в своеобразную социо-машину. Противостоять этому натиску может только целостный человек.

Решение вопроса о целостности человека дает нам возможность решения целого ряда проблем соотношения социального и биологического, индивидуального и социального» индивидуального и национальною, культурности и цивилизованности человека.

Развитие современного общества отчетливо ставит вопрос о формировании и воспитании мойого, нравственного человека. Этот вопрос был поставлен в нашей стране еще при социализме, когда остро ощущалась потребность в формировании облика советского человека. Актуальности этот вопрос не утратил и в наше время, если его рассматривать не с точки зрения идеологии, а с позиции права, морали, нравственности и патриотизма. Да и во всем мире остро стоит вопрос о воспитании духовно-целостного человека.

Идеальный аспект. Вопрос о духовной целостности человека и ее развитии является вариантом общей проблемы идеалообразования. Культуру можно определить как идеалообразуюшую сторону жизни людей. Культура иногда гибнет, но не потому, что прекратилась реализация сущностных сил человека или были забыты нормы и схемы деятельности, а потому, что рушатся ее устои ~ иде&пы. Возникает настоятельная потребность в какой-то новой, иной иерархии образов жизни. Идеалы производятся не только отдельными народами, социальными общностями, но и индивидами. Идеал -это нечто признанное, положенное и представленное (Гегель). Идеал - это идея-родоначальник, не требующая для своего обоснования неких более фундаментальных идей. Поэтому идеал сам является фундаментальной идеей и основой существования и развития духовного мира человека, с ним связана деятельность нашей души, ее устойчивость.

Степень разработанности проблемы. В современной философской литературе существует достаточно широкий массив исследований, посвященных проблематике целостности человека. При разработке данной темы приходится также обращаться к исследованиям из различных областей философского, социально-гуманитарного и естественнонаучного знания.

В истории философии существовали различные парадигмы, на основе которых строился тог или иной подход к исследованию духовной целостности человека. В диссертации выделяются четыре основных направления, решающие проблему целостности человека. 'Это идеалистическое, духовное, натуралистическое и социологическое направления.

Идеалистическому направлению характерно видение человека прежде всего как носителя разума, а за тем уже нравственных ценностей. Данное видение человека раскрывалось в работах Августина, Аристотеля, Ф. Аквинского, Дж. Беркли, Г. Гегеля, Им. Канта, Н. Кузанского, Г. Лейбница, Платона. И. Фихте. В, Шеллинга и др.

Духовное направление рассматривает человека через полноту его духовной жизни, через духовность, понимаемую как стремление к Богу* к высшим ценностям человека. Такое понимание человека в основном развивалось в рамках русской идеалистической философии. Это работы Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П., Карсавина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, князей Н. и Г. Трубецких, С.Л. Франка, А.С. Хомякова и других.

Натуралистическое направление определяет человека как живое существо. ВЫСШИЙ результат природного творчества, как физическое существо, функции которого одухотворены. 'Это работы Д. Бруно, II. Гельвеция, А. Гольбаха, Ж. Ламстри, Ф. Ницше, Б. Спинозы, JL Фейербаха, 3. Фрейда, Н.Г. Чернышевского, А. Шопенгауэра и других.

Социологическое направление связано прежде всего с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса и его сторонниками, а также с работами Э. Дюргейма, и рассматривало человека как общественное существо,

Рассмотрение работ перечисленных философов послужили основой понимания сущности подходов к целостности человека. Эти работы помогли понять основные достоинства и недостатки исторических подходов к пониманию целостности человека.

В двадцатом веке доминирующим направлением в исследовании целостности человека стало построение интегральных моделей целостности человека. В данной работе использованы груды Б.Г. Ананьева, В.И. Барулина, Ю.Г. Волкова и Н.Е. Поликарпова, О.Д. Гараниной,

П.С. Гуревича, Ь.М. Маркова. Г.II. Мечникова. Ф.И. Миттющева* В.Н Сагшовского, В.В. Шаронова, а также работы Р. Асаджоли, Дж, Агасси,. Э. Агацци, Е. Блаватсвой, С. Грофа, Г. Гурджиева, П. Рикера, Р. Штайнера.

Обращение к работам КЛ. Абульхановой-Славской. Б.Г Ананьева Н.П. Дубинина, Д. И. Дубровского, R К. Жуковского, Э. В. Ильенкова, А.Н Леонтьева М. К. Мамардашвили, Д.В. Пивоварова, В.М. Русалова» Т.В. Холостовой и других ученых помогли понять особенности внутреннего мира человека и суть его жизненной стратегии.

В главе, посвященной раскрытию методологических оснований целостности человека, широко представлена литература по философским и системным аспектам данной темы. В работе понятие целостности аналиіируеіси на основе работ П.К. Анохина, В.Г Афанасьева, И.В. Блауберга, К. Холдинга, Гегеля, Н.И. Жукова, В.И. Кремянского» В.Н. Кузьмина, А.А. Малиновского К. Маркса, В.И. Ленина, М.М. Сетрова, А.И. Уемова, Г.А. Югая, А.Г. Юдина, Б.Г. Юдина.

В работе особо обращается внимание на отличие системы от целостности, которое заключается в присутствии в целостности элементов отражающих моменты бесконечности, субстанциальности и субъекгноети целостности, а также особо подчеркивается, что отношение элементов целостности иное, чем отношение элементов системы.

Исследования по философской или фундаментальной онтологии, предметом которых является, бытие представлены в работах Н. Гартмана, Ф.И. Гиреико, В.Б. Кучев-ского, С.Н. Лобанова, Ю.В. Мамлеева, А.Н. Павленко, Платона, Ж-П. Сартра, В.Н. Типухина, Ю.А. Урманцева, С.Л. Франка, М. Хайдеігера, изучение которых дало нам возможность определить методологию исследования целостности бытия.

Дальнейшее развитие социально-онтологической дифференцации ведет к таким ее видам: бытие и ценность (См. работы Н.А. Бердяева, В. Вильденбанда, ГЛ. Выжленова, М.С. Кагана, С. Кьсркегора, Г. Риккерта, Ж.М. Сартра).

Кроме названных работ, привлекались работы по синергетики (Пригожий И., Стенберг И.), но кибернетики и, прежде всего, работы Н. Випера,

К. Фукс-Киттовского, работы в области теории фракталов (Рихтера ИХ.), труды по теории чисел рекуррентного ряла Фибоначчи (Г. Кокстер), а также работы В.А. Богданова, Д.И. Дубровского, З.В. Ильенкова, В.А. Кутырева. А.Ф. Лосева, Л.С. Сонина, А.Д. Урсула, П. Тсйяра де Шардеиа, Н.И. Чуприковой, В.А. Энгельгарда. Изучение названных работ привело к пониманию основании выделения уровней реальности бытия.

Рассматривая проблемы внутреннего мира человека, и, предлагая свою концепцию целостности человека, автор опирается на многочисленную классическую философскую литературу и на ту, которая появилась в последнее время. Это, прежде всего, работы Аристотеля, Платона, Августина, Ф. Аквината, Р. Декарта, Г. Лейбница, И. Канта, Гегеля, К. Маркса. 3. Фрейда, К.Г. Юнга, В. Франкла. С.Л. Франка, Э. Фромма, Б-Г. Ананьева М.С. Кагана, В.И. Ксенофонтова, М.К. Мамардашвили, В.Е. Кемерова, В.А. Лекторского, Р.Л. Лифшица, В.А. Лефевра, В.Н. Сагатовского, П.В. Симонова, И.В. Силуянова, З.Ф. Фоминой, В.Г. Федотовой, ТВ. Холостовой.

Большое значение в определении методологии исследования социального бытия человека имеют работы по социальной онтологии B.C. Барулина, В.Е. Кемерова, С.Э. Крапивенского. В.Н. Лавриенко, Л.Н. Митрохина, К.Х Момджяна, Э, Ю Соловьева и др.

Раскрывая систему ценностей, которая определяет бытие человека, грани его целостности автор опирается на работы, прежде всего, отечественных философов: 11.0. Лосского, B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, М.С. Кагана, Г.П. Выжлецова, В.Н. Сагатовского, Я.Я. Рогинского» Б.В. Маркова, Д. Андреева.

В нашем динамично развивающемся мире значительно возросла потребность в выявлении внутренних ценностей культуры, которые все сильнее определяют существо не только общественной жизни, но й жизни самого социального индивида.

Объектом диссертационного исследования является индивидуальность личности. Американский ученый Дж. Уолд указывает, что появление индивидуальности означает возникновение нового важнейшего типа развития, который связан с переходом общего бытия к индивидуальному, от состояния неопределенности к индивидуально-определенному, разнообразному.

Предметом исследования является феномен целостности человека, процесс ее утверждения.

Рассматривая человека как своеобразный микрокосм, который безусловно по-своему выражает макрокосм, совершенно непонятно на каких основаниях основано утверждение о том, что человек может отобразить в себе все многообразие окружающего мира. Возникает вопрос: почему человек способен отобразить в своем внутреннем мире весь мир бытия вообще?

Основной гипотезой решения поставленной проблемы стало предположение, что природа как высшая целостность, порождая человека, передает ему свою фундаменгальную структуру, которая лежит в основе его целостности. Данное предположение является результатом философской проекции общей теории фракталов, которая устанавливает структурное соответствие "вложенных" систем.

Целью диссертационного исследования является построение концепции становления целостности человека.

Для осуществления этой цели перед исследованием становятся следующие задачи: проанализировать существующие исторические модели понимания человека к на этой основе определить необходимые и достаточные методологические основания целостности человека; раскрыть методологическое значение категории «целостность» и ее роль в построении концепции целостности человека; обосновать уровневую целостность бытия, как методологическую основу целостности человека; определить исходную «клеточку» философского исследования проблемы целостности человека; раскрыть основное содержание целостности человека на основе выделенных уровней реальности; определить содержание феномена души и выявить основные элементы ее архитектоники; уточнить понятие сущности человека на основе понимания его целостности; выделить основания процесса развертывания духовной целостности человека;

Методолої нческая основа исследования определяется содержанием диалектических, философских принципов целостности, развития, взаимо дополнительности, а также синергетическим и системным подходами. В работе применены диалектические методы исследования сложноорганизованных систем, и в частности метол восхождения от абстрактного к конкретному.

Весьма плодотворным в диссертационном исследовании оказался метод К. Маркса, в основе которого лежит поиск элементарной «клеточки» философского исследования, что дает нам возможность определить глубинную связь человека с Универсумом, его укорененность в системе природы.

Большое методологическое значение для исследования имела современная теория фракталов, которая позволила определить общую структурную связь между целостностями действительности: природой, обществом, человеком.

Обращение к фундаментальным философским трудам Аристотеля, А. Бергсона, Дж. Бруно, Г. Гегеля, Э.В. Ильенкова, II. Кубанского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, К. Маркса, B.C. Соловьева, П. Т. де Шардена, С.Л Франка; а также к работам І І.К. Анохина, В.В. Налимова, И. 1 [ригожина; к работам в области кибернетики и теории чисел ряда Фибоначчи позволила

автору определить содержание и стратегию поиска, его исходные положения.

Таким образом, методологическую основу исследования определили классические философские принципы и общенаучные подходы, существующие в области современного естествознания социальной теории и общенаучной методологии. В целом автор исходит из того, что в современных философских исследованиях необходимо учитывать эвристические возможности различных историко-философских подходов.

Новизна диссертационного исследования заключена в следующем:

1. Раскрывается уровневая структура бытия, определяющаяся через единство объективной, субъективной и трансцендентальной реальностей.

2. Исходной клеточкой исследования проблемы человека является бытие, понимаемое через единство названных уровней реальности, взятое в его абсолютном отношении с субъектом.

3. Целостность человека определяется через единство объективной, субъективной итрансцендентальнойной реальностей.

4. Душа рассматривается как интегральное качество человека, выражающее его глубинные сферы и направленность развития через единство знания, совести, веры и установки. Рассматривается архитектоника души, состоящая из таких элементов, как самооценка, «внутренние силы сопротивления», духовности.

Уточняется понимание сущности человека, которая определяется как его способность отвечать на воздействие окружающего мира всей своей целостностью.

Проводится принципиальное отличие системы от целостности, которая является особым образованием, содержащим в себе свойства субъектности, бесконечности, субстанциональности, определенности, связывашие данную целостность с целостностью более высокого порядка.

7. Раскрывается содержание процесса утверждения целостности человека.

Определяются ценностные основания данного процесса.

На защиту выносятся следующие положения

I. Исходной клеточкой философского исследования проблемы целостности человека является отношение между субъектом и бытием, понимаемым через единство объективной, субъективной и трансцендентной реальностями. Это отношение можно выделить в виде следующей схемы: объективная реальность -трансцендентальнаяная реальность -субъективная реальность Выделенное Отношение отражает содержание понятия субстанции, которое можно определить как то, что содержит в себе все свойства и отношения действительности и, в принципе, не может потерять ИИ одного своего свойства и отношения.

2. Целостность является особым образованием, которое в отличае от системы обладает свойствами субъектное, бесконечности и субстанциональности. Целостность не присуща всем вещам действительности, а только тем, кто способен определить свою «самость». В мире выделяются три всеобщие формы существования целостности: природа (бытие), общество, человек.

3. Целостность человека определяется через единство объективной, субъективной и трансцендентальнойной реальностей. Рассматривая формы проявления основных функций человека на выделенных уровнях бытия, мы можем выявить всю полноту содержания человека, определить меру самого человека. Только при таком понимании целосгности человека, он способен стать субъектом своего собственного развития, своей судьбы,

4. Рассматривая вопрос о сущности человека, автор различает понятия сущности и сущностного свойства. Поэтому, утверждения, что сущность человека заключена в его духовности, творчестве, совокупности общественных отношений и т.д. относиться к области определения сущностного свойства. Сущность человека заключается в его способности отвечать на каждое воздействие окружающего мира всей своей целостностью, утверждая тем самым свою субъектность, свою универсальность.

5. Исследуя духовный мир человека, автор особое внимание обращает на феномен духовности. Под духовностью- понимается врожденное стремление человека, постоянно расширять горизонты своего бытия sa счет создания системы духовных миров, а также стремления воплощать ценности и идеалы этих миров в мир своего физического бытия.

6. В диссертации обосновывается, что душа это интегральное качество человека, выражающее его глубинные духовные сферы, его направленность развития на основе тотального единства знання, совести, веры и установки. Основными элементами архитектоники души являются самооценка, «внутренние силы сопротивления», духовность.

7. В диссертации обосновывается, что пронесе утверждения целостности человека происходит на основе, ценностного развертывания основных видов деятельности человека. Существо этого процесса автор выражает следующем схемой:

Дечге.1ы<ч>;:т1«<^Г) довлетіюреиии^^-—іпдежность 2^Z—вера ^— люоовь рішіажкг ^открытость-' Чдинсгво-' -

1юлыач ^обладание--. ^свобода* ^красога-

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое исследование диссертации связано с выявлением общих закономерностей становления и развития социального индивида, оно подчеркивает уникальность человека, обосновывает его принципиальное отличие от мира живой природы, раскрывает диалектику его взаимоотношения с обществом.

Результаты и выводы, полученные в ходе исследования, способствуют уточнению понятийного аппарата научного исследования таких феноменов как «целостность», «идеальное» и «духовное», «внутренний мир человека» и «духовный мир человека», «душа» и «духовность», сущность человека и смысл его бытия. Данные исследования могут содействовать преодолению трудностей в понимании человека и процесса его развития, его взаимоотношения с миром природы и общества.

Ряд конкретных аспектов исследования имеет прямой выход в область практического воспитания человека, способное объяснить многие формы его непосредственного поведения, практику его творческих отношений с окружающим миром природы и общества. Это относиться, в частности» к пониманию оснований деятельности человека, которые способствуют формированию нового гуманистического отношения к себе и окружающему миру, становлению диалоговых отношений между ними.

Результаты исследования могут быть использованы в учебной практике, при чтении леший и проведении семинарских занятий по философии и специальных курсов гуманитарной направленности.

Апробация исследований. Диссертация обсуждалась на докторанском семинаре при ИПК Уральского государственного университета (2000г.) на кафедре философии Омского государственного университета (2001г.), на кафедре философии Московского государственного университета коммерции (2002 г.).

Основные положения диссерішионого исследования нашли свое отражение: в двух монографиях - «Социально-онтологические основания целостности человека», М-Омск, 2001; «Мировоззрение. Бытие. Человек», - Омск, 2002; в других публикациях (общим объемом около Юп.Л.), в которым рассматриваются вопросы понимания природы, сущности, целостности человека, вопросы содержания его внутреннего и духовного миров, положение человека на рубеже XXI века; в учебных и учебно-методических пособиях, при разработке и реализации лекционных курсов и семинарских занятий в Омском государственном университете и других вузов, а также специальных курсов но углубленному изучению проблем человека и культуры, а также в целом ряде*выступлений на научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, подразделяющихся на девять параграфов, заключения и списка основной и использованной литературы.

Похожие диссертации на Становление и утверждение целостности человека