Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура смыслообразования в пространстве углубленной коммуникации Власова, Татьяна Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власова, Татьяна Владимировна. Структура смыслообразования в пространстве углубленной коммуникации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Владивосток, 1999.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-9/271-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблематика смыслообразования как конституирующей деятельности сознания была тематизирована феноменологией и в современной философии стала одной из центральных. В поиске соответствующего контекста эта проблематика подошла к идее жизненного мира, среди различных способов понимания которого наиболее перспективным оказалась его трактовка как коммуникативной системы. Анализ связи процедур смыслообразования с коммуникативными отношениями становится в современной философии все более настоятельным. Этот анализ разворачивается под знаком множества вопросов. Существует ли взаимозависимость между видом коммуникации и смыслообразующеи деятельностью его агентов? Какого рода коммуникация в наибольшей степени способствуют процессу смыслообразования? Какова зависимость процедур смыслообразования от занятых диспозиций? Каким образом нарушение коммуникативного режима сказывается на деформации жизненных смыслов? Можно ли так построить коммуникативную систему, чтобы она способствовала смысловой гармонизации жизни?

Существует особый вид коммуникативных отношений, который в силу своей методической отработанности представляет собой наиболее ясную область для социально-философского анализа. Это те отношения, которые возникают в рамках психотерапии и консультативной психологии. В теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, возникающая здесь структура смыслообразования обозначается как терапевтический дискурс, наряду с эстетическим и теоретическим . В рамках этого дискурса может быть :овмещена роль участника коммуникации и её наблюдателя (исследователя). У1ы называем его «углубленной коммуникацией» (имея в виду ряд оснований, которые будут указаны далее) и полагаем, что коммуникации

Habermas J. The theory of communicative action. Boston: Beacon Press, 1984. Vol. I. C. 21.

такого типа образуют смысловые «ядра» жизненного мира, хотя и ш охватывают всего его пространства.

Имея дело с духовной реальностью, в которой представлене смысловое поле клиента, психотерапевт направляет свои усилия на егс реконструкцию. Это диктуется, с одной стороны, запросом клиента, с друго? - социальным назначением психотерапевтической помощи: способствовать гармоничной интеграции внутреннего мира клиента для успешного егс взаимодействия с социокультурной средой. В контексте такой деятельности становится актуальным понимание процедур смыслообразования и сущности коммуникации, которая способна обеспечить их успешность. Необходимость верифицировать существующий психотерапевтический опыт, его процедурный репертуар, заставляет обратиться к истокам, а именно к философии, на которой базируются основные теоретические и практические тенденции в психотерапии.

Разделяя убеждение А. Маслоу в том, что «психология, которая не ведает глубинного измерения... не приносит желаемых результатов» мы, для реконструкции содержания понятия «терапевтический дискурс», соединяем две традиции: феноменолого-герменевтическую (и в ее рамках -онтолого - экзистенциальную) аналитику процедур смыслообразования, как процедур сохранения единства опыта (автономии), и традицию, обозначенную_ понятием—«коммуникативная рациональность». С одной стороны, экзистенциональный анализ, который не всегда поддается точным рационалистическим интерпретациям, обретает в «коммуникативной рациональности» стабильность углубленной стратегии поиска смысла с присущими ей норморегулирующими процедурами, с другой стороны, рационально выстроенная коммуникация, присоединяясь к традиции феноменологии, укрепляет статус фрагмента «жизненного мира», который способен концентрировать смысл.

' Маслоу А. Психология бытия. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. С. 39.

Объединение этих традиций позволяет установить некоторые черты смыслообразующей коммуникации как стратегии поиска истины, которая способна выполнять важнейшие функции в становлении общественных отношений и действий: продуцирование новых смысловых единиц, их соотнесение, интеграцию в общезначимые универсалии и, в конечном итоге, способствовать взаимопониманию участников социального взаимодействия.

Предпринимаемая попытка исследования психотерапевтического дискурса имеет своей задачей показать, что в его рамках находят свою реализацию методологические требования к процедуре смыслообразования, развернутые как в феноменолого-герменевтической, онтолого-экзистенциальной аналитических традициях, так и в традиции трансцендентально-герменевтического прагматизма.

Степень научной разработанности темы. Подход к анализу процедур смыслообразования в коммуникативных отношениях основан на работах Г.Гегеля, Э. Гуссерля, Г.Шпета, М.Шелера, М.Хайдеггера, Г.Гадамера, А.Шюца, К.-О. Апеля, Ю. Хабермаса. Кроме того, привлечены работы В. Дильтея, А. Кожева, Ж. Бодрийяра, М. Бахтина, Н.Мотрошиловой, Ю. Лотмана, Э. Берна, А. Ассаджоли, Ф. Перлса, К.Роджерса, К. Ясперса, В. Франкла.

Проблема смыслообразования практически всегда была связана с идеей целостности сознания человека, взаимодействующего с миром. Главным условием рождения смысла провозглашалась деятельность автономного сознания (Аристотель, Платон, бл. Августин, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, С. Кьеркегор и др.), вступающего в отношения с «иным»: со «сходной природой», с другими «монадами», с Богом, с человеком. Феноменология, прошла путь философского осмысления проблемы от идеи замкнутого на собственном содержании сознания (Р. Декарт, Г. Гегель) к идее сознания, «открывающего» Другого и образующего «подлинное сообщество» в коммуникации (Ф. Брентано, Э. Гуссерль) и, далее, к проблеме

6 коммуникации как месту, определяющему процесс смыслообразования (Г. Шпет, М. Шелер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер и др.).

Необходимость присутствия Другого для конституирования смысловых универсалий определила этическую направленность коммуникативного взаимодействия - со-гласование в миропонимании требует умения слушать и слышать высказывания Другого, мириться с его «инаковостью», автономией, учитывать его переживания, мотивы и цели. Однако, определив сущностные черты смыслообразующей коммуникации, прежде всего, как формы социальной жизни и, далее, как феноменолого-герменевтического, онтолого-экзистенциального пространства, философская мысль оставила без внимания те принципы взаимодействия, которые, собственно, и позволяют организовать поле смыслоконституирования. Определенную завершенность идее смыслоорганизующей коммуникации придают представители трансцендентально-герменевтического прагматизма (К.-О. Апель, Ю. Хабермас). Утверждая, что разум проявляет себя в коммуникативной рациональности и исходя из необходимости априорного признания автономии участников коммуникации, Ю. Хабермас выявляет ее нормообразующие элементы, которые, в свою очередь, на основе культурно-этических принципов позволяют разработать общие принципы дискурсивной этики: стремление к консенсусу, ориентация на иллокутивные высказывания (открытость при обсуждении ^намерений),-координация -планов,—учет притязаний на значимость высказываний каждого, право на аргументацию и критику и пр. Соблюдение этих принципов задает ситуацию институализированного «идеального коммуникативного сообщества», в рамках которого становится возможным конституирование универсальных ценностей (смыслов) и достижение целостности его участников. В отличие от коммуникативных отношений, основанных на «личных» отношениях (симпатии, дружбы, любви), в которых всегда возможно «соскальзывание» к борьбе за превосходство, к «присвоению» Другого (или слиянию с ним), институализированные отношения укрепляют автономию личности, делают

коммуникацию стабильной и не имеющей иных целей, чем обнаружение истины.

Психотерапевтическую коммуникацию, которая имеет свои специфические особенности: зависимость от социальных форм, в которых она осуществляется; зависимость от характера запроса клиента, имеющего в своих истоках определенные жизненные обстоятельства и предполагающего его конкретное разрешение; задействованность глубинных слоев личности (базовые потребности, мироощущение и пр.), - мы, в отличие от существующий представлений о ней как об эмпатическом пространстве, находим основания рассматривать в качестве «углубленной коммуникации» -стратегии поиска смысла, имеющей институализированный характер взаимодействия на основе принципов «коммуникативной рациональности».

Задача диссертанта состоит в определении принципов углубленной коммуникации, которая, как предполагается, отличается от диалогического, «дружеского», «любовного» общения, а также от психотерапевтической ситуации, которая задана теоретическими разработками в различных направлениях психотерапии на сегодняшний день: трансакционным анализом Э.Берна, психосинтезом Р. Ассаджоли, клиентоцентрированной терапией К. Роджерса, гештальттерапией, логотерапией В.Франкла и др.

Предмет исследования. Предметом исследования является режим углубленной коммуникации с точки зрения конституирования подлинного смысла предметов опыта.

Цель и задачи исследования. Рассматривая психотерапевтический дискурс как разновидность социальной и коммуникативной практики (коммуникативного действия), выявить характерную для него структуру смыслообразования на уровне операционализации основных смыслоорганизующих элементов.

При этом необходимо решить следующие залачи:

Дать анализ основных феноменолого-герменевтических концепций смыслообразования как основы теории коммуникативной рациональности.

Определить роль непосредственной коммуникации в формировании смысловых универсалий.

Выявить рационально-коммуникативные основания процедур смыслообразования.

Дать анализ существующего психотерапевтического опыта в заданном контексте.

Определить специфические черты углубленной коммуникации.
Методологическая основа исследования. Философско-методологи-

ческой основой работы является категориальный аппарат феноменологии,
герменевтики и трансцендентально-герменевтического прагматизма,
включающий понятия «интенциональность», «интерсубъективность»,
«феноменологическая редукция», «герменевтический круг»,

«коммуникация», «коммуникативная рациональность» и другие.

С помощью историко-генетического метода рассматриваются идеи смыслообразования, связанные со становлением идеи коммуникативной рациональности. Структурно-функциональный метод позволяет выделить структуру смыслообразования, функции ее элементов, находящихся в поле взаимофункционального действия.

Феноменологический метод имеет междисциплинарный характер. В

исследовании решается не столько философская задача, связанная с

^проблемой -смыслообразования, _ сколько "философско-методологическая

задача, связанная с выявлением той модели коммуникации, которая

позволяет более эффективно решать задачу поиска смысла.

Научная новизна.

Дана систематика моделей смыслообразования, представленных в феноменолого-герменевтической традиции.

Прослежена эволюция идеи смыслообразования от ситуации «монологического» сознания до взаимодействия двух «логических» субъектов в рамках позиции «коммуникативной рациональности».

Выявлена фундированность стратегии поиска истины в феномене автономии.

Психотерапевтическая коммуникация рассмотрена с точки зрения реального воплощения в ней всех принципов смыслообразования и содержательно определена как «углубленная коммуникация».

Выявлены основные принципы углубленной коммуникации (психотерапевтического дискурса).

Показаны возможности феноменологического подхода к описанию процедур «углубленной коммуникации».

Научно-практическая значимость исследования. Результаты
диссертационного исследования могут стать основой для пересмотра
психотерапевтических стратегий в части выделения основного запроса
клиента, заключения контракта, а также для разработки новых принципов
коммуникативного поведения психотерапевта. Материалы диссертации
могут быть использованы в лекционных блоках курсов «Основы
консультативной психологии», «Элементы психотерапии в структуре
психологического консультирования», «Теоретические основы

психотерапевтических направлений», в тренинге-семинаре «Самосознание психотерапевта».

Апробация исследования. Основное содержание диссертации отражено в трех статьях, в выступлениях на четырех региональных научно-практических конференциях: «Актуальность любви», «Теология, философия и психология одиночества», «Психологическая наука и практика в крае», «Философия, психология, теология вины».

Результаты работы были обсуждены на заседаниях кафедры психологии в Дальневосточной государственной морской академии и кафедры философии Дальневосточного государственного технического университета.

Структура работы и объем работы. Структура диссертации ;оответствует целям и задачам исследования. В соответствии с содержанием

и логикой материала текст состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы, включающего 182 источника.