Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технология и человеческое бытие (социально-философский аспект) Амиров, Рафаил Газизович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Амиров, Рафаил Газизович. Технология и человеческое бытие (социально-философский аспект) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1992.- 28 с.: ил.

Введение к работе

)fnejf3"дальность теш исследования. Нарастгние ядерной угрозы, ось

экологической, энергетической, продовольственной в других проблем придало особую актуальность философскому осмыслению Кожиных проблем человеческого существования, Оказалось, что тзит^тв научно-техническим прогрессом силы могут поставить человечество нп грань выживания, на пороге третьего тысячелетия перед человечеством Бегал вопрос "быть или не быть". Первостопонпими стали вопроси выживания и сохранения генофонда человечества, обеспечения поело-дунцего его существования, продолжения жизни на Земле.

Огромно влияние науки, техники и технологии г--а жизнь отдельного человека и общества в целом. Однако это влияние неоднозначно сказывается на их развитии. Научно-технический прогресс открыл большие возможности для развития общества и человека, активности и творчества человека, но вместе с тем породил негативные явления, нарушающие нормальную жизнедеятельность общества, в том числе и такие, которые угрожают стать неподвластными человеку и подрывающими основы его существования.

Причины опасных тенденций, угрожающих существованию человека
и человечества, находятся-не во вне его истории, а именно в дея
тельности человека и общества, я целях, средствах и способах ее
ссуарствления. цоэтому их надо искать в смысла и основаниях дея
тельности, бытия человека и общества. ^ ..

В нынешнюю эпоху "новой тегнологической революция? когда основным способом освоения действитёльиоста человеком стали паука, техника и технологии, целостный подход к исследованию человека, его бытия в техносфере чрезвычайно важен, лак откачал МДайдаггер, именно в техническом освоении действительности человек обнаруживает глубинные свойства бытия. В этом процесса, он с удивленней видит самого себя в качестве основы, конечной целя я смысла собственной деятельности. Иными словами, человек через сущность тех-

миші luBoiiUL- с ami ем, с ли вит его зов1, Поэтому проблема возможностей и пело а технологического развития и проблема чолоїе'чесного би пін, а такие будущее природного в социального мира оказываются тесно оЕизашіиии между собой.

Возникновение и развитие таких наукоемких отраслей, как микроэлектроника и информатика, биотехнология л гепяая инженерия, роботизация и компьютеризация, и повсеместное их распространение, влияние на различные ctjepu общественной жизни, шогообощапщпії характер & решении жизненных проблем заострили внимание исследовать лей на разработію проблеми технолопів. Проблема человека и проблема технологического развития сблизились. Такое сближение обусловлено потребностью соизмерения развитая техники в технологии с уро внеи развития самого человека, его культури. Теп более, тогда,на современной этапе развития мировой ци вали задай, пообходпиость пера хода к осознг.нному характеру общественной практики становится тех кологлчвснви требование!.: эпоха, как никогда рапеэ возрастает общественная потребность в ооциально-филоеофском постижении сущности И 'ЧелОВеЧвСКОГО СШСЛа ТвХНОЛОГИИ, Путей ЄЄ ЄВОЛЩИИ И ИСПОЛЬг

зоїанйя е штереоаг развитвг: человека и человечества.

Вібор преимущественно социально-философского аспекта анализ продиктован тем принципиально важным обстоятельством, что рассмотрение человека как общественного в овеем естесгвенноисторическо: бытии, в единства природного и социального дает клт к решению как интересующейся нао проблеш, так и общефилософского вопроса об отношений человека к миру.

Степень разработанности проблеми. В наией стране исследован ем природы технологии, технологических отношений, технологическс го способа производства, а танке проблем, овяаанннх с еущеотаовэ ниви человека в условиях техногенной цишлизацив, философа, соде одоги и другие специалисты занялись сравнительно недавно, Подоб-йий.: Хайцеггер із. Вопрос о технике .//Новая технократическая ролнй на Западе.- Із.: Прогресс, 198В.- С. 45.

НОе ПОЛОЖеНИв ДОЛ ОбуСЛОВЛвНО СОСТОЯШІвМ урОРНЯ раЗРЯТПЯ ТЕХНИКИ ІІ

технологии, отставанием в лх разработке и внедрении в лротподотяо и в непроизводствэтше сферы. В то время на Западе новейшие тупіоло гни завоевили практически все сферы жизнедеятельности общества. Научные и общэствешше круги внимательно и всесторонне изучаиг, делают прогнозы на будупре, создают концепции "технологического","яжіор мационного" и т.п. обпвств. U другой стороны, к идущей с Запала технократической культуре у нас относились крайне осторожно, кратачпоки, чероз призму господствувдих в то время идеологических ценпостеП.

Вместе с том в значительной степени били исследованы <їилосопекав, сощіальїше п экономические аспекты научно-технической рерплі»-или, те или иные последствия шедрания ее результатов. Больше рппия-ния учеными отводилось последствия НТР, ервнитвлъному анализу ая проявления в разных социально-экономических системах, влиянию па социальную структуру общества. Большая часть работ наших исследователей касалась так называемой проблемы "человеческого фактора" в условиях научпо-технического прогресса. Однако понятие "человеческий фактор" было отвергнуто многими авторами, так как в ней потерялся конкретный человек, его личность, индивидуальность, йенео всего затрагивались проблемы возможностей человека, ^яэической и духовной адаптации к новым условиях, защиты человека от всевозрастащего натиска негативных последствий применения несовершенной, техники и тчх яологии. крайне недостаточно изучались возможные последствия примя-нения той или иной технологии, ее влияния на окружающую сряпу, па здоровье и духовно-психологическую сферу челопека, недопустимо исследованы предельные еозможности эксплуатации конкретных технолопдЛ /примеры с аварией на Чернобыльской АЭС, экологаческими катастрофами в Уфа, ириаральо и т.д./.

В нашей соїшаліно-филооофской литературе принято гаделять дга вида технологии: і./производственную, связанную с созданием орудий трудні производством потребительской продукции, конструкционных МП-

териалов, воздействием на природу и г/социальную, направленную на изменение общественных отношений.

В одной из первых работ ы.С.мелещенко, посвященной рассмотрению закономерностей развитая техники, говорится о технологии как об общетехнической дисциплине, раскрывающей наиболее рациональные пути построения, организации производственного процесса, давдей соответствующие рекомендации,, проблемы тешологичвских отнопвний и технологического способа производства рассматриваются в работах В.И.Бело-зерцева.и л.А .Фоминой, В.1'.яарахова, с .С .Товмасяна, Г.Н .Волкова, И.А .позикова и др. Значительное вникание социальным проблемам современной науки и техники уделяется з трудах 1я.Т.Фролова, д.и.Гви-шиани, Б.В.Раушенбаха. Тщательному анализу .и критике "технологического детерминизма" посвятили свои работы Г Л .Иконникова, л.Г.Тита-ренко, В.ц.Трофимов и др. Вопросы социальной технологии в технологии управления рассматриваются е работах болгарских философов и. йаркова и С.итефанова. Общефилософские, социальные и методологические аспекты техники, технического освоения природы, технологии природопользования и проблемы экологии рассматривались в работах А.А.Горелова, З.Г .Горохова, Э.В.Гируеовс, Г .А .Давыдовой, В.АЛось, Н.М.Машдова, Ю.Г.Ь5аркова,А.Д.Урсул,В.ВЛешова, Г.И.Шемеиева и др.

Что Ев касается проблемы человека, то среди советских философов, освещавших такие фундаментальные проблемы бытия человека, как его смысл, основания, цель шазни следует назвать И.Ф.Ведана, ЕЛ» Иванову, Л Л погана, В.йЛикитина, ЕЛ'.Трубникова. Общефилософские, социально-философские и другие вопросы человеческого бытия, природа в сущности человека рассмотрены б трудах и.С.Батенина, Б.Т.Грпгорьяна, О Л.Круговой, В.В.Орлова,В.О.Серяаитова, К.Е.Та-расеико и ЕЛ .Черненко, И.Т.Фролова, ГЛ Ліарегородцева.

Деятельная природа человеческого существа лежит в основании ого существования, является поровдевдш условием культуры, мара

человека и его самого. Деятельность анализируется на таких"срезах", как: социальная форма движения материи, опосредованная общественники отношениями /см. работы Л.П.Буевой, ВЛЛелле, О .К.Плотникова/; единство предметно-содержательной активности, выражающейся в творческих возможностях человека /г.С.Батищев/; ф'орма саморазвития общественного человека, з которой способ человеческого бытзя и человеческая сущность однопорядковы /В.11 .Иванов, ЛЛиколов, И.Ф.Водип/; социально-сформированная и культурно организованная активность, обеспечивающая биологическую и социальную жизнь человека /м.и .Каган, м.С.Кветной/; субстанция культуры, человеческого мира и объяснительный принцип Л.Х.КОЗДЖЯН, Л.Николов, Э.Г.Юдин/; системно-образующее состояние человека /м.В.Демин, ЛЛиколов и др./.

Вместе с углубленной разработкой проблематики деятельности, культуры и человека в последнее время наметился переход к анализу субъективных аспектов технологии: в контексте ратания проблем ценностей, потребностей, интересов, общественного идеала и целеполагания А'.В.Осичнкк/; червз'отношение к общественной форма труда и его раз-делению /R.Ф.Тарасенко/; через деятельность человека в системе производительных сил /В.Н.Князев/; в контексте исторического'изменения форм связи человека и техники /А.Д.Бондаренко, Г .Н.Волков, ГЛ.Марнчко, и.с.Келещенко/.

Современная западная философия человека зародилась в обстановке драматичных ^коллизий начала века, воспринимавшихся ее представителями как всеобвдй кразис разума а человеческой духовности. На ее развитие наложило отпечаток события Второй мировой войны, последующее нарастениа угрозы глобальной катастрофы' придало -особую актуальность философскому осмыслению коренных проблем человеческого существования. Такое осмысление в современном мире западной философией происходит в рамках традиционно сложившихся направлений. Среда таких зкзистенцаалисгкие конпеплиа С.Кьеркегора, Д.-ц.Сартра, М.Хайдвггера, КЛсперса, утверждавших о необходимости затяты

-ь -инцицуальнисгь чилоіігіка от натиска нивеллирущвй, стандартизируо-щей сили техногенної! культури. Сохранить уникальность и неповторимость личности, по их мнению, можно лишь посредством отказа от не-иоадишюго /т.е. предметного/, и перехода к подлинному существованию.

Непреходящий интерес представляют произведении русских ИІСЛН-ittjidli Н .А.ырдяеьа, Фді .Достоевского, Ил.0.Соловьева, Л.Н.Толстого, обратившихся к коренным вопросам человеческого бытия и оставивших бесценные ицеи и мисли о жизни и смерти человека, о добре и зло, о нравственном смысле бытия чеяовека, бессмертии души и т.д. Ныне особуп актуальность приобретают их мысли об этических ценностях как о высшей критерии всякого прогресса: экономического и политического, сониальпого и общекультурного; а потому достоинство любой обпрственной системы определяется в конечной спета тем, какому че-мовечвекому типу открывает она дорогу, какой тип личности культивирует, ОбеСПеЧИБаа ему СОЦИОКуЛЬТУрШе, 8К0Н0МЕЧ6СКИв в полктичес- кио преимущества.

Ь исследовании социальных, гуманистических, психологических последствий развертывания новейших технологий далеко продвинулись такие философы, социологи и политологи, как Д.Белл, Дж.Гэлбрейт, Дж.Нейсбитт, О.Тоффлер, Ф.Ферраротп; в др. Вместе с оптимистическими предвосхищениями по поводу будущего, существует осторожное П .цажо пессимистическое отношение к новой технологической револщии, которого придерживьются Р.Гвардиям, ДиЛі.Грант, Х.Ортега в Твсоет к К.Ясперо.

Поэтому чрезвычайно важным представляется ссшально-фалософ-емсое осмысление сущяоети технологии, ее ра8витая, проблеш взаиыо-оадяи с сущностью человека в отношения их в развитии.

Цель в основное задачи исследования. Целью даосертационпой jv46oth является социально-философский анализ взаимосвязи технологи и человеческого бытия, выявление тенденций изменения челове-

чаокого битая в условиях техногенной цивилизации. Для достижения этой цели пообходимо решить следующие задачи:

на основе субстанциального понимания бытия человека выявить место технологии и других его составляюпдах;

выделить проблему существования человека в условиях техногенной цивилизации в качестве предмета философского осмысления;

раскрыть соотношение технологии и человеческой деятельности и выявить его основания;

оценить возможности развития,технологии для самореализации человека; :

рассмотреть бытие человека в индустриальном обществе и выявить огчуадаоду» человека сп9ііирку индустриальных технологий;

- выявить тенденции изменения бытия человека, вызванные научно-технологической революцией, пологавшей начало постиндустриальной эпохе.

Методологическую и теоретическую основу исследования состаатя-ют следующие принципы и подходы:

материалистического понимания истории;

субстанциальности и эссенциализма, который предусматривает единое сущюстное основание всего многообразия явлений человеческого бытия;

социального де Те рми ни зі/а, предполагающий причинное обусловливание человеческого бытия и технологии целым рядом социальных факторов;

уникальности и неповторимости человеческой личности;

деятельностный подход к бытив человека;

гносеологический принцип диалогичности познания, прецпологакь щий сочетание различных подходов для исследования философских проблем, например, проблему человека. .

Структура диссертации. Лиссертация состоит из введения, двух глав, которые объединяют пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.