Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тенденции и национально-этнические особенности развития молодой семьи Турсунов, Мухиддин Болтаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Турсунов, Мухиддин Болтаевич. Тенденции и национально-этнические особенности развития молодой семьи : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ташкент, 1993.- 29 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теш. Одной из актуальнейших социально-политических проблем в развитии современного общества является вопрос формирования її развития личности. Проблема не обрела fiu столь специфического актуального звучания, если бы не некоторые изменения во взглядах на роль и значимость субъективного фактора, его социальных истоков в развитии общества, особенно в последние годы. Это полностью подтверждается практикой социальных изменений в Республике Узбекистан, которая сегодня идет по пути независимого суверенного развития. С принятием Конституции страїш, ориентирующей на построение гуманного демократического обшества, правового светского государства, призванного обеспечить гражданское согласие, межнациональную стабильность, создание условий для реализации прав личности, актуализируется вопрос о социально-экономической, политической, культурно-нравственной базе, на которой возможно совершенствование системы воспитания каждого конкретного индивидуума, о в конечном счете, зависит и успешное продвижение Узбекистана по пути еоциально-ршючнпх преобразований.

Проблема заключается в том, что прежде забота о всестороннем развитии человека носила преимущественно декларативный и, подчас, демагогический характер, в связи с известной политико-экономической ситуацией в обпестве, обуславливавшей нивелирование личности как таковой, низведение человека до уровня послупного "винтика" в гигантской тоталитарной феодально-бюрократической империи. Был предан забвению тот непреложный и объективный факт, что человек есть не просто главный производительный козырь обшества, но и решающий фактор его социально-экономического и культурного развития и прогресса. В обозримом будуиен - при всех весомых достижениях НТР и НТП - подобное положение вряд ли изменится, ибо конкретную экономику, политику либо культуру творит субъект, а значит неизмеримо возрастает значимость среди и условий, .детерминирующих формирование его взглядов, мировоззрения, мышления, определяющих его поступки на протяжении всей последующей" жизни.

В этом ракурсе важное научно-методологическое значение имеет то, что в значительной мере полноценное воспитание современный гражданин должен получать в семье, которая сегодня решает не только фучкшгл веспрогзводотг.а населения, но и случит сферой самореализации личности, получения многих социально значимых свойств и

качеств. Ведь "с чувством патриотизма глубоко созвучна гордость за свою сеиыт, за. свою фамилий. Ьто прежде всего бережное еохра-пеане и приумножений семейных традиций, стремление не запятнать добрее имя отцов и дедов, келанке своим трудом, знаниями упрочить авторитет фамилии, заслужить признание и уважение ладей .

Общеизвестно, что семья представляет собой исторически сложившуюся, уникальную ячейку цивилизованного обдаства, в которой должны удовлетвориться общественны?- и яичные потребности людей как в физическом, так и в духовном плане, реалпосвиватьсн ряд других со-циаиыю-эксномнчаских и культурно-нравственних возможностей. Об этой подчеркивается и в различних директивная документах последнего времени (выступлениях Президента II.д.Каримова, Конституции Республики Узбекистан її др.) .

Сеыья занимает ьакнейлое место б системе воеиианнл личности в любой соцнаїшюЯ системе, поскольку именно здесь оудуишіі гражданин получает основы мировоззрении, происходит формирование оп -редедеинък морально-этических, нраветйеїто-психолої вчасних, киз -? пенных критериев и установок. Поэтому государство, общество немногу т не волновать вопроси, связанные с функционированием еейьи, /условиями, обеспечивашшмн определенную регуляцій ссе івє-тсїьуюшнх_ тенденций и процессов, происходящих в отой области -.-.гнэнедеятеяь-

НОСТИ Лїідеї;.

другое дело, что назрела настоятельная необходимость перехода от решения локальных, пусть дь:::е крупных, проблем к долгосрочной, научно выверенной государственной политике, созцаик.я а[4*;лспшних механизмов реализации намеченных пер. С отн:-; объективно связана другая важная стратегическая задача - укрепление физического и нравственного здоровья нации, укреплений стсяи^знруюшей роль, семьи как первичной ячеИгси общества, се глтчеппн в гуховнои рта -витии человека.

Особую важность обретает вопрос нисоан семье, и тон числе молодой, в аспекте продвижении Республики Узбеки';їаа к социально ориентированно!! рыночной системе. Ішршіу со С"грілем;чє>еі:ш'і социально- окономичьссой политикой государетьа в oroii области в целом, нужна конкретная программа социальной поі.юии сеімпа - молодші и

  1. Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновлении и прогресса. Ташкент, "Узбекиетон". ЪА. С. 70.

  2. Правда Востока. 19. у и lb иекабря.

- I -

Актуальне??.;- темы. Одної! из актуальнейших социально-политических проблем п развитии современного общее тип является вопрос формирования и развития личности. Проблема не обрела би столь специфического актуального звучания, если бы не некоторые изменения во взглядах на роль и значимость субъективного фактора, его социальных истоков в развитии общества, особенно в последние годы. Зто полностью подтверждается практикой социальных изменений в Республике Узбекистан, которая сегодня идет по пути независимого суверенного развитии. С принятием Конституции страны, ориентирующей на построение гуманного демократического общества, правового светского государства, призванного обеспечить гражданское согласие, межнациональную стабильность, создание условий для реализации прав личности, актуализируется вопрос о социально-экономической, политической, культурно-нравственней Сазе, на которой возмогло совер-оіенствоьание системы воспитания каждого конкретного индивидуума, о в конечном счете, зависит и успсаное продвижение Узбекистана по пути социально-ршючних преобразований.

Проблема заключается в тон, что прежде забота о всестороннем развитии человека носила преимущественно декларативный и, подчас, демагогический характер, в связи с известной политико-экономической ситуацией в обпестве, обуславливавшей нивелирование личности как таковой, низведение человека до уровня послушого "вингика" в гигантской тоталитарной феодально-бюрократической империи. Был предал забвению тот непреложный и объективный факт, что человек есть не просто главный производительный козырь обтества, но и ре-шагаий фактор его социально-экономического и культурного развития и прогресса. В обозримом будушен - при всех, весомых достижениях H1F и НТО - подобное положение вряд ли изменится, ибо конкретную экономику, политику либо культуру творит субъект, а значит неизмеримо возрастает значимость среды и условий, .детешинируюших формирование его взглядов, мировоззрения, мышления, определяющих его поступки на протяжении всей последующей жизни.

В этом ракурсе ваздгое научно-методологическое значение имеет то, что в значительной мере полноценное воспитание современный гражданин дол-кен получать в семье, которая сегодня решает не только фу»кг.!п .чсспрогзлодствп населения, но и слуяит сферой самореа-лиз.анр*; личности, получения многих социально значимых свойств и

качеств. Ведь "с чувством патриотизма глубоко созвучна го^достл за свой семья, за свою фашшио. ото прежде всего бережное сохранение и приумножение семейных традиции, стремление не запятнать доброе иия отцов и дедов, желание своим трудом, знаниями упрочить авторитет фамилии, заслужить признание и уважение лодеіі .

Общеизвестно, что семья представляет собой исторически сложив-ауюся, уникальную ячейку цивилизованного общества, и которое должны удовлетворяться общественные и личные потребности людей как в физическом, так и в духовном плане, реалізовуваться ряд других социально-экономических к культурно-нравственных возможностей. Об этом подчеркивается и в различных директивных документах последнего времени (выступлениях президенти U.K.Каримова, Конституции Республики Узбекистан и др.) .

Сеыья занимает вампейдое место в системе воспитания личности в любой социальной системе, поскольку именно здесь будущий граж-данпн получает основы мировоззрения, происходит формирование ал -ределенньк морально-этических, нравстьенно-искхояопмеских, шз ? пенных критериев и установок. Поэтому государство, общество не. могут не волновать вопросы, связашшз с функционированием семьи, уо-ловиш.іи, обеспечивающими определешг/п регуляции ссетветствумшх тенденции и процессов, происход/Шім в отой области лиэнедоятель-ности ладе!';.

другое дело, что назрела настоятельная необходимость перехода от решения локальних, пусть да::;е крупных, проблем к долгосрочно!!, научно выверенной государственной политике, созданий о.ВДектпвнык механизмов реализации намеченных пері. С отим объективно связана другая важная стратегическая задача - укрепление физического и нравственного здоровья нации, укрепление стабнлизируащей роли семья как первичной ячеШси общества, ос с.начения в гухоыюм раз -витии человека.

Особую важность обретает ьоп,;сс ішноаи семье, в тон числе колодой, в аспекте продвижении Республики Узбекистан к социально ориентированно!! рыночной системе. Ьариду со стратегической соцп-альцо-окономичесг.ои политикой государства в от oil обпасти п целом, нужна конкретная прогрги.:ма социальной поыоиш сен ьк:.і - молодым и

  1. Каримов И.А. Узбекистан: свои путь обновления и пргтреееа. Ташкент. "УзЬекнегон". Рлй. С. VO.

  2. Правда Востока. НЖ. у и lb пи;аг>рі,-.

гіііоі',',,іСінь;:і - г.' сл'лт.імх іслозичх .кснсмлческоїс, ,!іолнт:'.чсс>:сд> у. культурного тр^нсісгмнрсЕ'ішш cfc-jcrna, различных его структур.

Проблемы ссмсйло-Срачних отношений тесно связан;! с конкретними услиимм'! социосреди, которпе» о.спои очередь, взанмогсязани и взаимозависим» между собой, о'то тем более паж;so учесть, что переходный период к качественно нооой модели социально-экономического устройства сопровождается естественными социальными издержками и противоречиями, с которыми, как правило, сопряяены различные экономические реформа, см тонші некоторых ценностных и установочных ориентиров г. критериев граждан, особенно молоде?.:», в сфере общественного сознания и духовной культуры, возрастанием настроении' безысходности и пессимизма у некоторых: слоев населения, сушєсівєішим ухудшением морально-нравственной атмосферы, как следствия значительного паде шщ уровня жизни люде П. Об зтом свидетельствуют и данные различии социологически опросов и исследований.

Лктуяльнссть вшвления, анализа тенденций и национально-этнических сссбсннсстей разлития молодо/1 семьи обуславливается также тем, что уходит п прошлое кенфрентационнвя парадигма, основанная на идеологическом противостоянии, а в связи с этим и признание ряда явлений сферы общественного сознания и духовной культуру, что было невозможно в совсем еыа недавнем прошлом. Вместе с тем, не стоит забьтать о нєвозмох нести начинать каждый раз история с "чистого листа", признпннл постулатов и концепций только потому, что они отличии от существовавших прекд.е. Бее это лишь подчеркивает актуальность, необходимость и своевременность объективного научно-методологического анализа проблем такого социального феномена, каковым является современная молодая семья, ее ценностно-ориентиро-вочішіх, нравственно-воспитательных и социализирующих возможностей в формирован субт.онтп социальных процессов - патриота и гражданина.

Степень, разработанности проблеми. В научно-философской мысли прошлого к настоящего вопрос о месте, роли и значении семейно-бн-тсЕнх отчо.тсііий в обшестп-з всегда занимал вягкноо место. В предшест-гуишг.е год1.! Сила создана солидная база по изучению теоретико-мето-додогических и практических проблем семьи, ее развития в динамике обизстзсчнс-.'.юлитнчесчих, экономических и .духовных процессов. Следует отметить, vtc многие аспекты проблемы ратрагивались и подроб-

lib ССЬеіііиЛГ.і.'Ь СИН О l-fiOO.ax li3Lj.:j'iiili ИіС-. ііЬЛіЛІ .iifiCbtfJiO hocго-

«л

Oo^iiii-.jBucviifj, что в работах советских учшшх вроблила исмей-nu-c.;j:a-i!!:u: отпсние^ьГі щ t.к:.>ущйстийнисі рассматривал,^!. скі.о-'Ь приа-uy ї.ариикґрио'л.іси "йсііяалі'^ч ичео.кого образи н-лізіш", сбієитиьно постиглониогс сегодня под ссмпонис. LSi..eove с геи, оьедует отметить, 'іі'О определенные положения, "нарасиї-ки" її концепции іш только не потерлий своєї*, ннучно-пезнавателиюи ценности и философской значимости, на і, иоіутиспольиоЕатьсл согод;п 11редст:-.ы;ти;:.<к.!л различных огі-чслі іі знання. Например, уми/р-кдения о взаимосвязи проблей сєііі:гіііО--;.'(лчиих оїііоліе.мін'І с oCteicTw.iiii.ji! закона: лі сецпалыю-u;oiioi.'i!HocKOio раьвкия общества, с диилелі'/лкой хичшіл і: сб::ест -вєіші'Х интересов, с раоличншл аспектами фарширования пауч.іо-'рнло" сотского мировоззрения. Другое дело как интерпретировать пшаойсз-начеиіие соці;а,"ьш:а феномени сквозь призму сегодннишго дни.

L)UuuEa;rjT определенный интерес такие аспекти последу сіюіі проблеми, паї: сеисііпое воспитание, культура становяипііл психологии, ыирсиэззрепня і: взглядов детей и подростков, влияние па шк традиций к обычаев, а том числе религиозных, подвергавшихся ранее на» всегда справедливой обструкции 'и уничижительной крпггга, першек-тиьц и прогнози в отношении механизмов более эффективного раскрытия социалтого потенциала разновидностей форы ь-иьдеГіствил процесса фериироеангл печное:-"!. І! аспоити сказанного, р-лботи таких. иц~ следователей как Алексеева Ь.Г., Антонов Л.11., Аттокуров Т.Д., Васильева о.К.., Ьаеина Li.А., Глезерьїііі Г.С, Голод С.і'і., до.мчеике В.Н., Зубепко Зі.1., оуик'ова ІІ.І.1., Карклин Co., Койотов А.И., Lan тенок С.Д., Латышев !!.А., Левин Е.і.і., і'ацковскнГі І.Ї.С, Ііуриев Ы., Павлов B.C. t Ро.цліі.чская И.Ю., Сангилов ;.і., Пономарев А.11., Соловьев 11.Я., Султан І1А<., Сусоколов А.А., Ійшпнгирон У., їитареньо іі. 11., Фетисов З.!.!., іотеева D.ii., Хацвдсьа Г.І.І., Харчеь А.Г., іиіімііи П.Д., ірісег.яч її.Г., Язикова З.А. и других, таїгяе во мноій-іш утратили псзг.ах-.ателыюй ценности и поішне. В указшшшс работах даются шіализи различных аспектов проблеми места и роли семьи, в том числе молодой, в современном обществе: взаимосвязи и веаииззагл'.аимос--тл отношения семьи, школы, трудового коллекпиа и общественности

I. Перечень трудов, упоминаемых в данном раздело авторов и их выходные данные лаются в списко литературы, приложенной it диссертации.

в iipvKv-o L'oc.ni:і'лї:іп ч .----^::^, гл-гл-нс--.11::.4 пациоі'"льі;:)--ог;еци|:;-Ч"пг"': її c'V-C'ir-.-!':'!:';'-^'-^!), мссґ^'-.іч-.чости и гажнсг;:: Сут^циоп::-р t-.tli !П[-':, "іг:гл.. г:->ці":.-::!ль;іого рісугіл: но-сҐрчдогтю кспілеї:-.:.! !;.">': п.т'.'шre ко:»;!ід;иіта стругту;:'-1 і! г/льтугдл бита п др.

Гпзлнчнч-з іі-;::роск їг!!;;о:і.ч,;:.'і ц ітциональко-ятннческнгс осоСсн--постер рмзритнл <:<чч,-.! і:.""г:п отра.таїио в трудах узбокских учених Лбдуллаер-. М.А., ЛСдулласвой і.1.11., Л*ду:-:укурор"> Г.Х., 1'арптоса М. 5і., Гллиега А.К., ."умкнога ІІ..М., Пулатспа X.IL, ^цурз.-шовой О.И., КрХ<-ц>\іаі\ Х.Л., іі;гр;:ухпііРдоі;д 0.11., ,\аГ:руллаелч ,'.(.,'.!., Ханазароїш ії. X., Іі'супова 3.1і.1., т?ііесіпііх япмстіпі^ вклад как d разработку конкретних аспектов дачноЛ проблематіч;»!, так и л нацменлльпу.'о науку рссб-

Глзуї.'схтся, 6uuu См ігр.ети'.сврєменкьш считать проблемы семейно-ґрачньк отнсглггг.пі пнтерпрстирсвэнимми: окончательно, а исследовани.-; на г ту тзму з^нераекными і: пс трсбувлкни совершенствования. Ведь конкретней груди писались в конкретную епоху и на них не моглм не спагатю." е'чтд^.-.сичал поліп-ичтекая копиоиктурп, идеологическая ::п"]с::с-':іслиь it і.-смопслч.ч т і-.ст:-.!у, соревновательный (состязатель-!:і'":) хоі-1-ггср іірст :т:с;сіо:іі:ііл дррх сушоствспавзих социальных сі:с -іс-.:. Ьч'.-'.-.-.-лп::» ггогп, цр;С^:ма яналилп тенденції:! її с-собснносгеіі рзі'піпл г'олодол с:чьи нуждается із конкретно-историческом ноучно-:і.іі"-.-.сср;:;сч о>;:г;ел ^::-.1 с учете:.;' Cnow этнографических, соцнплоги-пгсч'.гд, гул.'.туро.топ-чоскгх, гісіпплопічооккх, эстетических, нацио-нпльш-!:-; !*?.тср;::ілг»з и ссоС&чнссгеЯ сквозь призму огіжечелсшсческік ценностей и достп-геш:;* Р оте.'і области,

Пчелте с тем, пч'.тос тракхегллось верно, что подтверждается социальной прлчтсто'"1 согодшкниз: дней. Продвижение Узбекистана к р'.-шіу сокролмдазетея естественными его "спутниками" (процесса ео-цнэя1:ЧО-си.сют»т1гсшиг преобразовании): економнчеоким и духовным !'.п'?иорк, бегг/лСч'-г.'-цеО, инфляцией, социальным расслоением .тодей, рс"том иреггупюсп!, наркомании, проституции, спекуляции, крушением у}\г?.:къ и і:ллр-и"г, заложенных в епоху ''развитого социализма". Чгг ага оягглч пеноередстпеннш образом сказывается на функционировании с'мьи, ее кич"етазшю-количестве1шых показателях. Спєці'1'и-.Vі or' ргучппуо сти лечоосы полупит в уодогилх Цснтралыю-азиагс-:.-0гу г-пт.она, сесбенно в Узбекистане, где в силу о(їі-ективнчх усло-r-r.i і- ' ::ь!.:;с'і'і-гпи:-с фтнсгеиов (достаточно подробно прсаналг..чирова:т!.-г<

ь раї'.Оїс), дс^орцьцігл «оциалыз-.'.чи'пилнчесиог;), политичи^ксго її куль'іі'рно-ко.'.'їоссіюіиишс-го х.чр.'іі?і'йра лршвішісі. »ajifio;;si: r-і.тао .і остро.

іі диссертации затронуты ны.ч/ropi.e .еисл;;и и іюасо і.; передо - r.at;m»x Ьііібо ли до конца нзучеп.чж или &паг.л:,игіОваьа:і::::,ч достаточно одпсбохо) проблем: ьопросц изццлсстнйммчіі домокі.'а'.зп і: семьи, П2ьцде:г-исі:;;х, психологических іі г.рсгиосчч-леокнх (Їун::ір:Гі і; yc.\cs::;-пх corpm/itttarc расслоении в ocU^ctkij і "алптарнп.: сет.і:'1 - я!,л::плз, хйрак'юризуу.^гссл іірг.знкт.иіні її особенности.'.!; псодііозпгіч.іОі л. сриіі-сгііа), іюзі'.г.шішх її ксгитпііШК ї:из.ііоік:ті::;іі р.лС'Чііс: (ч::гз.^еіи:їі і.и cciitft, euiiaiiiiuLix с огни намерений в отру icrypo сопмлщсП тилоло;::.. usic.oii c-ULii и рнд друї-их.

iiuiIt_iLIl2ilf!i»l_IiiL2MiiaiUjJ.- H^-' нселгд^.-.нч.'н ;;;;;:.:i„,v:;c:,;v~ j,ci,';.iii.:;i еіійлііз и разработки конпл.i;'.:n ;.:оііОдо;і цг-.пьи, тз:і.іісіїц:.Гі іі нырчжшшю-отничееких особенно:.! с:": ої р.чзвііТ-вд м іі.:і:;::: »:п;і!:р:.-г.п>-ис'гигі'.'лесіиїх уцлоылх сїі.;ісплйнііл г.озавт.сі'.носїіі і\.с!:убл::;:н Учсо-кистсн, еи прс,і'.ьі.л;еіпш по пути соїніпліло-ринсліїт; і'р.осо'у.г.зсіїапі:."..

Для реализации пссгап.:1«.л:;ши цели алределепи uoai-.r.cv.iuo v.ccr.ii-
доватсльежпе calami: :.

I. Сенозпваясь на. (]ттосс>],скс:, с сі ilia j::,i t 'j -: і с:. ht цііс : ис-:.:, дум.!)-нон наследии иисліпелсЯ правілого, в «rou числе Бостаї'.и, \:zr,r>:v:\::r.;-взглядах її коіщ-зпГі'.'.Гьі, іішг.і'.ть і.; с с то и роль неп одо.Ч сіімьи в отру:;. туре семеГіно-брачішх оіі;з:;іет'л в УоЛйыютапо, в с(лті-;.:с: і[ор.ч:',.о~ вашш духовних ценностей і; іпірсЕсазрения челоьсіса.

. Лрсагшлгшіфс.мть .вдалеі.гі:;:.у разїитіі/! :іііі|і:оі:и;;.ііс>--с::іілосіі;::-. особенностей в образе к:;:зніі ио.чодоіі сыхп, се харатчор п слсц.Лику с учетом рьгноналшо-своесо'рьзшк іі г.Си:очглосочйоіп:"л тсндзиНіЛ і, сфере ешаГшо-битогшх ОїіІСІІЙНКІІ.

  1. Раскрыть ситолог'.'.чечкііЗ И пюсосло:члее;:;!;; сенст: фун;-:ці..;-нироБШіїуі ішлодой сенпі и ссіїреі.'с-.чно:! .',:',;:єя7:ій і:а:: 1.з:си; качественно-количественного показателя согдали—ю і''.:ї;'л піг.г.іиїду-ч'з. і; общества.

  2. Дать исідарі-'.изироиаіис'і) гатор.ірс-їаико анал/.з'Л оз'ї.оиїкгсі;.;; условий її субъективных Лаитсроз п обшеіі і--ОіПіепці& с^г.лю-б; с.чнь::: отпошшнііі ь контекста радикальні їх пліснєііиіі е с::сро ї.:;;.:;:;:;.;:;оіо сознания и духовной культур» и обі-остси.

fc. Осуществить конкретнії'.! нглучнііґі аи;.л'лз і,а.:г.^.-'і :'і і'окіг сиі.іьи

в становлении личности, развитии у нее интернационалистских черт, настроений межнациональной лояльности и терпимости.

  1. Обосновать необходимость поддержания и дальнейшего развития условий для удовлетворения социально-культурных потребностей молодых супругов кок важного фактора упрочения духовно-нравственных стимулов и оптимистических тенденций в условиях подъема национального самосознания узбекского народа.

  2. Описать специфические особенности социально-экономических проблем, сопутствующие функционирования молодо Я семьи в переходный период к ркночион" системе, а таїхе скономическуп базу и факторы, детег'инкруюпие оптимистический вектор в возможностях государ-стгенных, общественных и частных коммерческих структур по оказанию еіі необходимой социальной поддержки.

  3. Разработать практические рекомендации, направленные на решение проблемы комплексного и системного воспитания граждан, особенно колодах, с учетом гармоничного сочетания национальных интересов и обпечеловеческих ценностей, достижений человеческой цивилизации в области политической, светской демократии, культуры, психологии, социологии, спроецировав их на сферу семейно-брачных отношений в преобразующемся Узбекистане.

Ноуч!тя_!_юв1'.знг5_^рз.богтн заключается г

в попытке выяснения тенденций и национально-этнических особенностей нолсдоП семьи в аспекте переосмысления адекватных концепций с проецированием обпечеловеческих ценностей и достижений на специфически своеобразную национально-конфессиональную почву Республики Узбекистан в переходный период к рыночной системе;

в Енявкенки на основе комплексного подхода конкретно-исторического соціального смысля песта и роли молодой семьи в эпоху смены сециглыых. систем в целом, и становлешш независимого светского и демократического государства, в частности, фиксируемых поли-тико-эксног/кческой ситуацией и переливаемых субъектом уровней эмоций, ощтекий и восприятий реальной действительности;

г рассмотрении дизлектикн частного и общего, в эволюции се-мейнр-Срачных отношении, механизма взаимовлияния индивидуального я социального в системе семейного воспитания и возможностей их совертенствапания в условиях обновления различных сфер жизни об-пестпа;

- о -

б раскрытии онтологических її шосоологиче.:;:;..': сснои іірооло-ш фуг.кцкс.чпрсйанпя колодо ГІ сет;! в. русле вьумпиент на 'йьаноце.чу социального развития ее национально-этнические особенностей, ду-ховно-нрипстьеннп;: ьозможксстеїі иоьдеистпкл кл поведения' п пес -тупки Л'і.ііоі!, форш-.рецтние их оцбпачіїо-иотиваїнюшшх ;сїйг:спс;-г;

її модернизации интерпретации ролі! и гпшченші ссиїктііьн:,^ условий її сус'ьектішних факторов п зб.не."! концепции оемеГіко—бражних стмолеинй ь контексте радикальні::-; испсмієшіП в cjiupe обіїїзственнота сознания і! духоыЫ! культури в L'-Ciianчьи;

іі осуществлении и показа ссці.алніоіі отоетстьенноети семы; п становлении личности, развитии у нсо шгернацисналчетокич черт, настроений миннационалыюП лояльности и терпимости;

і) списании специрнчеоннк особенностей ооцг.альїіСі-удснсмі.і.Сі--кін проблем, сопутствующих у-азвитт .'..олодо!': семьи и пщьу:с\<у.иЛ по-рнод, & так,.-й окономическсГі гіази у. ^актоуов, дет~р::і!іі;:[.ук;:::і&: оптимистические олеыеатн в восприятии ііроііі.'йо.пл'ііігл' соціі-Міьно-о^ономи-ческих, политических и духоШ1С-куиьгур;л:х изменении, Г:0:і:,:.'>.ііііост;.{) государственна;;, обшсственнімс v, часмпк: ko:.ims;.-*iccic;;:- структур п.о oxasamiu ей необходимой социальноfi нодпегечаі. . ">

Теоретическая и ;:нто;'.плогіічінч:;.;і fe::i псслиііоь-.нпр.. u г.ачс:от— ье исходной методологической ГІСОїШ.Т. Г.ССЛеДСОйНИіЧ .нллечен і.ПрОО'іі-ровашшП многовековой' историей челоіючсчлиіґ! цизшікзацнл іі:іиііціи," согласно которому основные духовій.:;;, иораі:иіо-ііраьстьеіи-л.іа, отческие и эстетические принципы закладивьцтея в сьия, пор^д^лтея от родителей, формируется ь процессе воспитания де і.-.Л, 4vo обуславливает необходимость соитиетстьу.<:и;его бережного .глій;.:.:.гік;; к этому ьи.-мому социальному подраапэленпс) обаестга.

;,Ь;р перевивает слом эпох, динамичный период.с;..-...і.і С:г..іоіі и правителей, лриродше катаклизмы и социальные б-ідс-киї, ьгпі.і; п смерть, радость успехов и горечь г ланчи неуда-і и нокрь, но cewi-a во ке времена оставалась местом, їда сохранялись не м.о летний традиционные УСТОИ, П03Е0ЛЯВИШЄ преОДОЛЙБаТЬ МІ10ГИЄ 1Ь;і0і0Дї.1.

Тенденции и национально-этнические особенности развития молодой семьи свидетельствуют" и ос'услаилкбаут наличии определенного научно-филосойексго материала, извлеченного m рас'іат етечєотгєн-ных и зарубежных, в том числе восточных, ііїлоеофов и і.чторнков, экономистов и психологов, этнографов и культурологов, социологов, на которые делаются соответствующие сенлкн.

І'теу/'л-сккії с'.ігіяілічрскііП материал пгг.-.грпнуг из пернедичзской печп.ти, гудолостпоннсй і! срцччлі.-но'-і:олитичєскоЯ ДИТерПТурИ, г.звлз-чеп к а материалов конкретно-социологических исследовании, проводив-вихся ученими рчзличішх научно-исследепательских центров п последние годы, наконле-ичнх лично автором в ::оде анкетнс-социолсглчсскиж изслеговачиД в ряде районоп СурхпндгрышскиП области Узбекистана n I'ii'jL годі', а тпглас в хедз неучио-теоретпческ:к конференции, в ко-тог.ь'х диссертант пвинг.нал птпссрсдссвечное участие.

іісанпд'.зскал д/лк'оеть..рабоm состоит в систематизации и анализе диссертационного материала іі на отоіі спнсве значительной модернизации обшє'І концшці'и фуигецтепгрогашм tr развития молодой семьи в Геспублгкз .Узбекистан в процессе ее продвияенг.п к модели демократического, свегсксто государства, с описании ое национально-этнически:': г.оо6с:іпоетек., роля и гн-'ленч.ч в контексте духовного вез-ро*;.'еш\т j городов Республики.

)лшо;и.! и рекомендации, предложенные в работе, могут найти применен!!'? в сираСстко модели сСглесоциально!' политики, ео совер-;»ei!CTPr,i!-ii:!:i'. и конкретизации с учетом национально-своеобразных факторов рогнтаздшогэ развития и т?»деіщиЗ обэечеловоческого рЯЗВИ-ТНЛ.

Отделило раздели могут бить использованы з чтении спецкурс от по (lwicr"jj',!a и стцгологии, политолог;:!! к культурологии в вузах, пу'Ліичігнх "нстукл'.'мг.р-,:, освепнтачх различные аспекты социальной і:ол;:г;!;мі н цедсм, и мар по ока-зач.та лодцертки молодой семье, в v'TMi'CT!'» г nrq-e;:o'ii!?i!t период к ршюч.чсН системе.

і'ред-огїсміліл счіпемя омчиричгоких: показателен качественного и ."Г.-ї'-.'Л'ітрс'г.'сї п с.чзли.?а фу^кщтап'рсЕзчгл к'ояодоі*. сеньи, а также иред'.тпшггч в г-тоЧ сбдостк работа монет не Яти прн:»еіпмио в социс-.т!:'-;ос[;!:-: !-?ґпг'ц:->іа;;!::і:: прч'-см человек::, культуры, нацасналышх -лно-'еки!', у-лип::', политики, этнографии, т.е. в тех сферг.х жиэне-.'гя~'л"М1"ст;' .тлгоП, kotohvc кмс-~г взакмесгязь » взаимозависимость

уеТ'ЛГ.!' В С Є". С'.',:,ГЗЛ1:1!НХ ГІ'УПІ! Г. СЛОЄП, оСпеСТВеШТЬГХ ДВИГ.ЄКНИ и ср-

гяянлгнп!'!. р-і^ударствя и чазтнм:: структур,

і'ь-рсд.и і; г"5;;":'"гск.ио рекомендации voryT быть полезны, в реали-:о"і'ч рг,г;;:г';;-(:»/.!/','::(. пратг-ами и функции, сг.ягянш.к с Армированием лччпетмсга глроогзэремчя и мировосприятия грапдпн сквозь призму г;;о1'-"хо,""-"-"'"!( п г^естве слепши и противоречивых, но объективно

закономерных тенденций и процессов.

Апробация работы. Ряд положении исследования докладывался на научно-практических конференциях молодых ученых последних лет, ре' гулярнс проводившихся в различных городах Республики Узбекистан, в процессе чтения лекций по философии и лолигологии в Термоаском Государственном Университете, в молодежных и студенческих аудиториях, публичных выступлениях перед тружениками Сурхандарьинскол области Узбекистана.

Диссертация обсуждена в соответствующих подразделениях Тер-иезского Государственного Университета, а такие Института философии и права им. Й.М.Луминова Академии Наук Республики Узбекистан.